В статье проведена оценка роли биологического музея Казахского национального университета им. аль-Фараби в обучении студентов-биологов. Представлены базовый научно-исследовательский потенциал биологического музея и методология проведения экскурсий для основных посетителей биологического музея.
The role of the Biological Museum in the educational process.pdf Сегодня музеи университетов занимают одно из ведущих мест на рынке образовательных услуг. В современном мире музей как социальный институт приобретает новое назначение. Он становится не только центром хранения и передачи культурного наследия, но и активным элементом в университетском образовании [1]. В естественно-научных образовательных учреждениях биологические музеи играют важную роль в процессе обучения студентов-биологов. Обучение студентов-биологов предполагает ознакомление с разнообразием как мировой, так и региональной флоры и фауны. Так, в биологическом музее Казахского национального университета им. аль-Фараби в большом демонстрационном зале представлены природные зоны Земли на примере казахстанских ландшафтов в виде диорам: «Горы Заилийского Алатау», «Степь ковыльная», «Смешанный лес», «Водоем Озеро Кургальджино», «Песчаная пустыня», «Глинистая пустыня», «Тугаи», которые отображают разнообразие животного и растительного мира. В зале представлено около 80-85% позвоночных животных Казахстана, большинство которых занесено в Красную книгу МСОП и Казахстана. Уникальный обучающийся материал распределен по тематическим разделам: 1. Биоразнообразие биотипов, экосистем и природных зон Казахстана. 2. Эволюция органического мира. 3. Охрана природы. 4. Сопутствующий материал: карты, схемы, стенды. 5. Систематический раздел. На базе экспозиций и богатейших информационных материалов музея проводятся занятия по общей биологии, ботанике, геоботанике, зоологии, систематике растений и животных, морфологии, зоогеографии, экологии, охране и рациональному использованию природных ресурсов [2]. В биологическом музее университета имеется музейный фонд, состоящий из орнитологического, териологического и энтомологического отделов [2]. Большой вклад в их создание внесли известные ученые В.Н. Шнитников, А.А. Слудский, В.Ч. Дорогостайский, В.А. Селевин, В.С. Бажанов и др. Этот фонд интенсивно используется в учебном процессе при проведении практикумов, учебно-полевой и учебно-производственной практики студентов. Активными посетителями биологического музея являются студенты профилирующих вузов, для которых проводятся как обзорные, так и тематические экскурсии. Как правило, экскурсии завершаются обсуждением интересных вопросов по теме. Нельзя не отметить и то, что педагогические вузы недостаточно оснащены наглядным биологическим материалом, что не дает возможности более подробно донести изучаемый материал до обучающихся. В связи с этим тесный контакт биологического музея с педагогическими вузами позволяет не только расширить кругозор студентов, но и сформировать у них навыки научно-исследовательской работы . Биологический музей также активно посещают учащиеся средних школ, гимназий, колледжей г. Алматы. При проведении экскурсий в первую очередь учитываются возраст учащихся, их физиологические возможности и степень восприятия излагаемого материала. Учащимся младших классов свойственно образное восприятие новой информации, поэтому у них особый интерес вызывают крупные и яркие экспонаты (например, чучела животных, представленные как в коллекционном материале, так и в ряде биогрупп экспозиций). На экскурсиях и занятиях со школьниками начального звена материал излагается в более простой форме, приводятся необычные примеры. Для учащихся старших классов форма проведения экскурсии немного усложняется, восприятие излагаемого материала идет более точно и планомерно, рассматриваются все разделы биологической науки. Сотрудники музея проводят консультации для сотрудников природоведческих учреждений и учителей-биологов средних школ. Таким образом, биологический музей университета им. аль-Фараби, являясь уникальным научно-образовательным центром, выполняет как обучающую, так и просветительскую функцию.
Мусабеков Кылышбай Сатимбекович | Казахский национальный университет им. аль-Фараби | кандидат биологических наук, директор биологического музея | kil-ishbay@mail.ru; Kylyshbay.Mussabekov@kaznu.kz |
Жардамалиева Анар Бахыткалиевна | Казахский национальный университет им. аль-Фараби | ведущий специалист биологического музея | zhardamalieva.anar@mail.ru |
Мусабеков К.С. Роль биологического музея в изучении биоразнообазия Казахстана // Музеи евразийских университетов в поддержании и развитии общего образовательного пространства : материалы Междунар. науч.-метод. конф., Томск, 26-29 сентября 2012 г. Томск, 2013. 283 с.
Коссова И.М. Музей, образование, культура. Тенденции и перспективы на рубеже тысячелетий // Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М., 1999. С. 1.