Подготовка профессиональных кадров в области музеологии и охраны наследия в рамках магистерских программ
Традиции подготовки специалистов в области музеологии имеют уже практически вековую историю как в странах Европы и США, так и в России. В России преподавание музееведения впервые было предпринято в Московском археологическом институте. В 1988 г. Институт культуры стал реализовывать образовательную программу «Музейное дело и охрана памятников». В 1990-2000-е гг. в нашей стране было открыто порядка 30 кафедр, готовящих специалистов в этой области. Магистерские программы сейчас реализуются лишь в некоторых вузах и ориентированы на выставочную деятельность, социокультурное проектирование, музейную практику. В Алтайском государственном университете действует программа «Историко-культурное наследие: изучение, сохранение и использование».
The training of professionals in the field of museology and heritage protection within the Master's program.pdf Традиции подготовки специалистов в области музеологии имеют уже практически вековую историю как в странах Европы и США, так и в России. Так, одной из старейших в этом отношении является Школа Лувра (создана в 1882 г.), начало чтения курса музеологии здесь приходится на 1920-е гг., а в начале 1940-х гг. формируется отдельная кафедра теоретической и прикладной музеологии. В наши дни в Школе Лувра магистры обучаются два года, при этом в течение первого цикла студенты изучают «Всеобщую историю искусств»; второй цикл предполагает освоение сведений об управлении музеями и наследием, изучение историографии археологии, антропологии, истории искусства, истории коллекций и музеев в Европе и собственно основ музеологии. Практически одновременно со Школой Лувра, а именно в 1919 г., в Университете Масарика (г. Брно, Чехия) музеология появилась в списке преподаваемых дисциплин, это был один из первых в Европе лекторских курсов по музеологии. В 1963 г. при том же университете по инициативе Я. Елинека была создана и отдельная кафедра музеологии, которая в настоящее время является кафедрой ЮНЕСКО по музеологии и мировому наследию. В 1966 г. в хорватском университете Загреба А. Бауэр основал аспирантуру по музео-логии. В 1960-е гг. в Лестерском университете (Великобритания) была открыта кафедра музейных исследований, инициатива принадлежала Р. Синглтону [1. С. 45-50; 2]. В наши дни Лестерский университет остается одним из крупнейших в Европе центров подготовки магистров искусств для музеев [3]. При этом само понятие «магистр искусств» в западных странах представляет собой степень, которая присваивается в различных областях гуманитарного знания. В США фиксируются и чуть более ранние опыты в преподавании музейного дела. В 1908 г. С.Й. Стивенсон начала проводить кураторский курс по музеологии в Пенсильванском музее. А с 1910 г. профессор Г.Р. Дилль в естественно-историческом музее штата Айова начинает читать курс по технике экспозиционной работы [4]. В Фоггсовском художественном музее Гарвардского университета курс по «музейной работе и музейным проблемам» в 1923-1953 гг. вел профессор искусствоведения Пол Дж. Сакс [5. С. 5]. Сегодня в США действуют разные магистерские программы, в том числе с присвоением сертификата в сфере музейных исследований, сертификата магистра искусств в музее, магистра в области охраны памятников истории, магистра наук в области управления наследием и т.д. [6]. Кроме того, ряд вузов, стремясь подготовить качественного современного музейного менеджера, предлагает двойные магистерские дипломы. Например, в частном исследовательском университете Дж. Хопкинса (Балтимор, штат Мэриленд) студентам, получающим степень магистра музеологии, дается возможность освоить вторую степень в области некоммерческого управления. Для этого необходимо посетить обязательный курс «Бизнес музеев», предполагающий изучение таких направлений, как гранты, спонсорство, финансы, правовые и этические вопросы управления собраниями. Непосредственно в области некоммерческого управления предлагается четыре курса по выбору из предложенных шести [7]. Еще пример: частный университет Дж. Ф. Кеннеди (Калифорния) предлагает двойной магистерский диплом - мастер делового администрирования (степень МВА) и магистр искусств в музее. Эта двойная программа сочетает в себе академические дисциплины музеологии и теории управления [8]. Исследователь В. Г. Ананьев предполагает, что в России преподавание музееведения впервые было предпринято в московском Археологическом институте (1907 г.), готовившем специалистов для архивов, библиотек и музеев. Соответствующий курс здесь читал этнограф и археолог С.К. Кузнецов [5. С. 6]. С 1920 г. музееведение читается и в петроградском Археологическом институте, где данный курс был поручен известному археологу А.А. Миллеру. В 1919-1921 гг. Г.Л. Малицкий читает лекции по музейной библиографии на курсах по музееведению при Отделе по делам музеев Народного комиссариата просвещения РСФСР. Он подготовил подробную Программу-конспект по истории музейного дела. В конце 1930-х гг. Г. Л. Малицкий начал читать в Московском университете подобный курс лекций, вел семинарские занятия, а также руководил дипломными работами [9. С. 48, 50-51]. К идее преподавания музейного дела вновь обратились в 1988 г., когда Институт культуры (Московский университет культуры и искусства) на регулярной основе стал реализовывать образовательную программу специальности «Музейное дело и охрана памятников» [10. С. 48-50; 11. С. 2-7]. В 19902000-е гг. в нашей стране было открыто порядка 30 кафедр, готовящих специалистов в этой области [12. С. 33-35]. Таковые появились в Российском государственном гуманитарном университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Владимирском государственном университете, Томском государственном университете, Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского и т.д. Открытые в последние годы в вузах магистерские программы ориентированы на подготовку уникальных специалистов. Многие вузы предлагают программы из сферы социокультурного проектирования, например в РГГУ действует магистерская программа «Социокультурное проектирование в музейной практике» [13], в Иркутском государственном лингвистическом университете - программа «Социокультурные проекты в музейной практике» [14]. Часть магистерских программ в отечественных университетах затрагивает проблемы практической деятельности в музеях. Так, Российском государственном гуманитарном университете реализуется программа «Культурное наследие в пространстве музея: хранение и изучение», в Алтайской государственной академии культуры и искусств -программа «Инновационные технологии в музейной практике» [15]. Однако в целом ряде вузов, готовящих музеологов на уровне бакалавриата, магистерские программы в этой области не реализуются вовсе. С 2010 г. кафедра археологии, этнографии и музеологии Алтайского государственного университета осуществляет набор в бакалавриат и магистратуру по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения. Выпускники по специальности «Музеология» и направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» востребованы в музейной и туристической, управленческой сферах в городах и районах Алтайского края. Причем во многих организациях в последние два года работодатели акцентируют внимание на получении степени магистра как дополнительной квалификации. Для решения такого рода задач в Алтайском государственном университете реализуются две магистерские программы - «Научные исследования в области музеологии и охраны наследия» и «Историко-культурное наследие: изучение, сохранение и использование». Ключевая общая цель обозначенных магистерских программ состоит в подготовке компетентного профессионала в сфере музеологии и сохранения наследия; в формировании корпуса знаний и умений в области методики научного изучения культурных ценностей, инновационного проектирования форм сохранения и использования объектов культурного и природного наследия. Воспитательная цель заключается в формировании готовности к самостоятельной исследовательской и управленческой работе, к несению ответственности за ее результаты. Цели магистерских программ согласованы с потенциальными работодателями (Управление Алтайского края по культуре и архивному делу; МУ Музей «Город» и др.). Помимо компетенций, предложенных Федеральным государственным образовательным стандартом, магистерские программы предполагают освоение дополнительных специальных компетенций, среди которых: - способность профессионально и грамотно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в музеях и учреждениях музейного типа при изучении движимых и недвижимых объектов культурного и природного наследия, что предполагает формирование знаний методологических подходов и методики научно-исследовательской деятельности в области музеологии и смежных научных дисциплин по изучению регионального наследия, владение современными концепциями проектирования музеев и учреждений музейного типа, теориями сохранения и использования культурного наследия; - готовность к выполнению организационно-управленческой деятельности в рамках мероприятий по сохранению и использованию археологических объектов, объектов городской и сельской исторической застройки, что включает знание особенностей функционирования учреждений культуры в регионе, умение организовывать деятельность малых коллективов по сохранению объектов регионального наследия; - владение современными методами проектных работ в области музейной практики, сохранения недвижимых объектов культурного наследия (исследование и музеефикация памятников, культурно-образовательные, фандрайзин-говые и выставочно-экспозиционные проекты), что предполагает обучение технологиям и практическим приемам подготовки и реализации экскурсион-но-туристических программ, проектов по сохранению региональных памятников культуры, грантовых проектов. Безусловно, специфика магистерских программ задает и тематику магистерских диссертаций, которая должна быть направлена на решение таких профессиональных задач, как: анализ историко-культурного потенциала регионов РФ (современные пути и проблемы исследования памятников наследия); изучение, разработка и апробирование новых методов сохранения и освоения культурного и природного наследия; проект, посвященный разработке концептуальных моделей музея; музейного учреждения; концепции музейной экспозиции; проект создания концепций региональной политики в отношении историко-культурного и природного наследия регионов; мониторинг и оценка состояния и путей использования объектов культурного и природного наследия и т. д. В заключение подчеркнем актуальность обозначенных магистерских программ следующими данными. Если первые наборы магистрантов кафедры археологии, этнографии и музеологии АлтГУ были представлены в основном выпускниками специальности «Музеология», пожелавшими продолжить обучение в связи с осуществлением своей профессиональной деятельности в музейных учреждениях (Алтайский государственный краеведческий музей, Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая), то в 2013 г. среди поступивших оказались бакалавры истории, искусствоведения, сотрудники музеев, которые имеют уже значительный профессиональный стаж.
Ключевые слова
музеология,
магистратура,
магистерская программа,
компетенции,
подготовка кадров,
museology,
magistracy,
Master program,
competencies,
trainingАвторы
Тишкин Алексей Алексеевич | Алтайский государственный университет | доктор исторических наук, проректор по научно-инновационной работе, профессор кафедры археологии, этнографии и музеологии | tishkin210@mail.ru |
Гребенникова Татьяна Геннадьевна | Алтайский государственный университет | кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии, этнографии и музеологии | tanyagor29@mail.ru |
Всего: 2
Ссылки
Официальный сайт университета Масарика [Электронный ресурс]. URL: http:// www. muni.cz/phil/212640 (дата обращения: 20.10.2013).
Лоренте П.Х. Развитие музеологии как университетской дисциплины: от технической подготовки к критической музеологии // Вопросы музеологии. 2011. № 2 (4). С. 45-64.
Museum Studies at Leicester. [Электронный ресурс]. URL: http://www2. le.ac.uk/ depart-ments/museumstudies (дата обращения: 20.10.2013).
John E. Simmons Museum Studies programs in North America // Museum Studies. Perspectives and Innovations. Washington, 2007. P. 114-115.
Ананьев В.Г. Национальные и международные музейные организации: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2013. 140 с.
Museum Studies [Электронный ресурс]. URL: http://museumstudies.si.edu/training.html (дата обращения: 20.10.2013).
Home > Academics > Graduate Degree Programs > Museum Studies [Электронный ресурс]. URL: http:// advanced.jhu.edu/academics/dual-degree-programs/museum-studies-nonprofit-manage-ment certificate/ (дата обращения: 20.10.2013).
MA in Museum Studies - MBA Dual Degree Program [Электронный ресурс]. URL: http://www.jfku.edu/Programs-and-Courses/College-of-Graduate-Professional-Studies/Museum-Studies/Programs/Dual-MA-MBA-Museum-Studies-Degree.html (дата обращения: 20.10.2013).
Сосименко И.П. Основоположники отечественного музееведения: Г.Л. Малицкий и его педагогическая деятельность // Вопросы музеологии. 2010. № 2. С. 46-54.
Ананьев В.Г. Музеология в начале третьего тысячелетия // Музей. 2010. № 10. С. 48 -50.
Сотникова С.И. Чему учат будущих музейщиков (Интервью) // Мир музея. 2007. № 9 (241). С. 2-7.
Сундиева А.А. Музейная профессия сегодня // Вестник РГГУ. 2007. № 10. С. 33-41.
Факультет истории искусств. Музеология [Электронный ресурс]. URL: http:// muse-olog.rsuh.ru/education/MA/index.php (дата обращения: 20.10.2013).
Иркутский государственный лингвистический университет. Образовательные программы магистратуры [Электронный ресурс]. URL: http://www.islu.ru/ru/obrazovatelnye-programmy-magistratury (дата обращения: 20.10.2013).
Алтайская государственная академия культуры и искусств. Основные образовательные программы ФГОС ВПО [Электронный ресурс]. URL: http://www. altgaki.org/ files/ umo/ OOP/ 072300.68_Muzei_Magistr.pdf (дата обращения: 20.10.2013).