Саламанка в творчестве выдающегося испанского картографа Томаса Лопеса (к изучению книжного собрания Строгановых Научной библиотеки Томского государственного университета) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 1 (13).

Саламанка в творчестве выдающегося испанского картографа Томаса Лопеса (к изучению книжного собрания Строгановых Научной библиотеки Томского государственного университета)

В статье рассматривается карта провинции Саламанка, изданная Т. Лопесом в 1783 г. Дается описание документа, анализируется методика работы ведущего картографа Испании эпохи Просвещения, прослеживается траектория его жизненного и творческого пути.

Salamanca in creative work of the outstanding spanish cartographer Thomas Lopez (to studying of Stroganov book collectio.pdf В книжном собрании Строгановых, хранящемся в Научной библиотеке Томского государственного университета, испанские издания представляют собой немногочисленную, но весьма ценную и разнообразную в видовом и содержательном отношении внутреннюю коллекцию. В ее состав входят труды, изданные в Испании в XVIII - 1-й половине XIX в. Среди них указанное под номером 485 в Каталоге библиотеки Императорского Томского университета [1. С. 40] собрание географических карт Испании, Португалии и стран Нового Света работы выдающегося испанского картографа Томаса Лопеса (Lopez, don Tomas y don Juan. Mapa general del reyno del Espana e de Portugal: comprehende sus provincias, corregimientos, oidorias, proveedurias, consejos, cotos etc. Madrid, ano de 1761-1790). В этом собрании из Строгановской коллекции имеются карты, выполненные сыном Т. Лопеса - Хуаном Лопесом, а также несколько карт, изданных в Германии и Франции. Из наличествующих в собрании 75 карт Т. Лопеса, обратимся к карте провинции Саламанка, созданной им в 1783 г. в Мадриде. Выбор в качестве предмета рассмотрения одного из прочих, по-своему интересных картографических документов носит лишь отчасти случайный характер, позволительный в ситуации, определяемой задачей рассмотрения творчества знаменитого мастера на примере его отдельной конкретной работы. В данном случае выбор был продиктован интересом автора к университетской Испании, в густонаселенном ландшафте которой Саламанка, как известно, занимает особое место. Томас Лопес де Варгас Мачука (1730-1802) принадлежал к тому поколению деятелей испанской науки и культуры, чье становление и творческий расцвет пришлись на вторую половину XVIII в., когда испанское общество переживало эпоху распространения и развития идей Просвещения, что привело к ряду прогрессивных преобразований, осуществленных в период правления испанского короля Карла III, яркого представителя просвещенного абсолютизма. Томас Лопес становится заметной фигурой этой эпохи благодаря своему значительному вкладу в развитие испанской картографии. Получив образование в Императорской коллегии Мадрида, Лопес начинает карьеру картографа при Фердинанде VI. Маркиз де Энсенада, крупный государственный и политический деятель Испании, сумел убедить короля в необходимости развития картографии в стране и важности подготовки соответствующих кадров. В 1752 г. в Париж учиться мастерству создания географических карт были отправлены Томас Лопес и Хуан де ла Крус Кано; туда же поехали учиться граверному искусству будущий мастер испанской гравюры Мануэль Сальвадор Кармона и Алонсо Крусадо [2. С. 2]. В Париже Лопес прилежно посещал Коллегию Мазарини, где изучал математику, астрономию, географию, картографию. Специализацию он проходил в мастерской выдающегося французского географа и картографа Ж.Б. Бургиньона дАнвиля. По признанию самого Лопеса, ему удалось также побывать в Амстердаме, где он имел возможность совершенствоваться в географии. В Париже он начинает издавать свои первые картографические работы, созданные совместно с товарищем по учебе Хуаном де ла Крусом [3. С. 101]. Вернувшись в Мадрид после девятилетнего обучения в Париже, Лопес за свой счет налаживает дело составления и издания географических карт различных провинций и городов Испании; организует торговлю картографической продукцией как собственного, так и чужого производства. Интенсивный труд приносит свои экономические плоды, а главное - широкое признание в Испании результативного отечественного картографа. При Карле III Т. Лопес получает звание «Географа владений Его Величества» (1770), становится членом многочисленных научных обществ - Королевской Академии св. Фердинанда (1764), Королевского общества басков и друзей страны, Королевской Академии истории (1776). В период деятельности Годоя в качестве премьер-министра страны Томас Лопес возглавил созданный 1795 г. Географический кабинет при Государственном секретариате. В Кабинете были собраны все карты, имевшиеся в канцелярии правительства, а также в посольствах Испании, располагавших богатыми коллекциями карт, как, например, в Париже и Лондоне. В том же году Годой поручил Томасу Лопесу составить географический атлас Испании. Ло-пес, по сути, шел к этой цели в течение нескольких десятилетий, создавая картографическое описание испанских земель. Он планировал написать большое предисловие, материалы к которому готовил многие годы. Т. Лопесу не удалось завершить этот проект. Два года спустя после его смерти это сделали его сыновья Хуан и Томас Маурисио, издав атлас в 1804 г., правда, без пролога к нему, который их отцом так и не был написан. В современной испанской историографии творчество Т. Лопеса остается актуальным предметом исследования; ученые рассматривают его как в контексте развития национальной культуры эпохи испанского Просвещения, так и в рамках изучения локальной истории. Общепризнанной является высокая оценка впечатляющего объема картографических документов, созданных Т. Лопесом. А. Эрнандо Рика особо подчеркивает предприимчивый характер Томаса Лопеса, чей похвальный вклад, по его словам, «состоит не только в печатании значительного количества карт, но и в создании картографического производства, первого в своем роде, появившегося в Испании в эпоху Просвещения». Именно Т. Лопес поднял это дело на ту высоту, которую задавали испанские власти. Кроме того, он дал испанскому обществу такие географические издания, которые вызывали у этого общества подлинный интерес, отмечает А. Эрнандо Рика [4. С. 13, 48]. Томаса Лопеса принято называть «кабинетным картографом». Методика его работы не предполагала «полевых исследований», непосредственного знакомства с регионами, провинциями, городами, селениями, образы которых мастер запечатлевал в создаваемых картографических документах. По признанию А. Паладини Квадрадо, Томас Лопес своим потрясающим трудом создал более 200 различных карт Испании и остального мира. Эти карты обладают высоким качеством в отношении совершенства гравировальной работы, оформления географических названий и печатных оттисков. Однако их географическое содержание, по словам испанского ученого, остается весьма средним по уровню. Дон Томас Лопес, констатирует А. Паладини Квадрадо, был всего лишь кабинетным картографом, который ограничивался в своей работе компиляцией документов различного рода и происхождения, что не гарантировало их точность и давало основания для грубых ошибок при их использовании в качестве источников [5. С. 83, 84]. Томас Лопес был привилегированным географом, отмечает К. Мансо Порта. Статус географа владений Его Величества, хорошие отношения с государственными деятелями монархии - Гримальди, Кампоманесом, Флори-дабланкой, принадлежность к различным Королевским Академиям и Экономическим обществам позволяли Т. Лопесу беспрепятственно пользоваться государственными и частными архивами и собирать ценные для его работы документы, карты и книги по географии и истории [6. С. 184]. Этот выдающийся картограф широко использовал в своей работе и такие популярные в эпоху Просвещения источники, как опросники. Составление такого рода документов поощрялось деятелями Просвещения для изучения географических, социальных, экономических и исторических реалий Испании. В течение почти сорока лет Томас Лопес рассылал циркулярные письма с прилагаемыми опросниками церковным и светским властям испанских провинций, епархий, городов и приходов с целью получения географической и исторической информации о родном полуострове [6. С. 176]. Таким образом, Томас Лопес придерживался компилятивной методологии, в которой соединялся его талант анализа и обобщения. Еще в период обучения во Франции он прекрасно овладел искусством и профессией гравера, что убедительно, как отмечают современные авторы, демонстрируют его работы [7. С. 117]. Хорошо иллюстрирует картографическое творчество Томаса Лопеса гравированная карта провинции Саламанка, составленная уже зрелым мастером в 1783 г. Она состоит из четырех отдельных листов, первый и третий из которых сверху по центру и второй снизу обозначены соответствующей фразой: «Первая/ Вторая/ Третья/ часть Саламанки» и имеет указание даты и места издания и продажи, о чем сообщает надпись на третьем листе внизу слева: «Эта карта вместе со всеми другими работами автора имеется в Мадриде, на улице де лас Карретас. 1783». В левом верхнем углу первого листа карты имеется картуш - графическое украшение в виде обрамленного растительными завитками барочного овала асимметричной формы. Внутри этой декоративной рамки указано название работы, посвящение, авторство и дата. В кратком изложении из текста следует, что данный документ - «Географическая карта провинции Саламанка с ее округами, селениями, городами». Работа посвящена «Его Превосходительству сеньору Хосепу Альваресу де Толедо и Гонзага: / Герцогу де Альба, де Мединасидония etc., Маркизу де Вильяфранка etc.,.. / Хранителю / королевской печати Королевства Наварры, Великому Канцлеру и пожизненному Архивариусу, / Конюшему королевских Конниц Кордовы etc., / Испанскому Гранду первого класса и Благородному / представителю Совета Его Величества/». Работа, сообщается далее, исполнена «Томасом Лопесом, Географом / Владений Его Величества,/ Королевских Академий / Истории, св. Фердинанда, Академии Изящной литературы /Севильи и Басконского Общества./ Мадрид / Год / 1783. /». Карта провинции Саламанка Томаса Лопеса. 1783. Деталь. Картуш Позволим себе показать размеры лишь одной из четырех частей карты -первой. Размер листа - 43,8х63,2 см; размер доски - 41,8х47 см; размер изображения - 38,7х43,7 см. На всех четырех листах карты обозначены различные административные единицы, на которые делится провинция, их границы выделены цветными линиями красного, бежевого и реже - зеленого цветов. В центре карты внизу (в левой нижней части четвертого листа) имеется разъяснение административных терминов. Граница провинции обозначена широкой полосой бежевого цвета. Горный рельеф и лесные массивы выделены соответствующими рисунками с наложением теней. На втором листе в верхнем правом углу помещена легенда, где показаны используемые на карте условные знаки и дано их разъяснение. Здесь обозначены города и населенные пункты различной величины, указаны обозначения пребывающих в них королевских служащих, представителей местной власти, даны знаки технических сооружений (водяной и ветряной мельниц) и природных элементов (минерального источника). Обращает на себя внимание весьма детальная и многочисленная группа символов религиозного значения. Помимо пиктографических значков, указывающих на епископа, владение ордена Алькантара или часовню, имеются также буквенные и цифровые обозначения мужских и женских монастырей различных монашеских орденов (более 20 наименований). Здесь же приводится общее их количество с указанием принадлежности к каждому ордену, из чего следует, что в провинции Саламанка в последней четверти XVIII в. наибольшее число монастырей принадлежало францисканцам. Имеется в списке и символ, обозначающий университет, что вполне органично для карты Саламанкской земли. «Универсальный географический словарь: включающий описание четырех сторон света, народов, империй, королевств, республик и других государств... озер, рек, пустынь», изданный в 1793 г. в Мадриде, о Саламанке (городе) сообщает следующее: «Значительный город Испании в Королевстве Леон, расположен между двух гор и двух долин на реке Тормес, где имеется великолепный мост. Этот город знаменит своим прославленным университетом, который основал король Леона Альфонс IX в 1200 (sic!) г. и который является самым значительным и авторитетным в Испании.» [8. С. 135]. В центральной части карты снизу (в правой половине снизу на третьем листе и слева - на четвертом) имеется подробная информация о данных, использованных при разработке карты. «Глубокочтимый Сеньор Дон Фелипе Бельтран, Генеральный Инквизитор. Епископ Саламанки, etc., предоставил список городов и населенных пунктов своей епархии с приложениями. Дон Хосеп Фирмат, управляющий этой провинции, снабдил нас списком всех ее селений. Полковник инженеров Д. Хулиан Хиральдо, предоставил манускрипт части Королевства Леон. Дон Педро Хосеп де Рубалкава, каноник Саламанки и Архивариус ее Капитула, с большим искусством составил рукописную карту этой епархии, что сделало этот документ существенным для нашей карты.» Лопес перечисляет здесь несколько десятков своих корреспондентов - тех, кому он рассылал свои циркулярные письма и вопросники и кто откликнулся и прислал королевскому картографу ценную информацию о своих городах, селениях, приходе, епархии; о достопримечательностях, традициях и прочих интересных вещах, связанных с Саламанкой [9]. Изданная Т. Лопесом карта провинции Саламанка стала первым документом такого рода в истории Саламанки. Сам автор труда отмечает это, выражая надежду на снисхождение «читателей» (именно так именует он тех, кому адресован его труд) и ожидая обоснованных предложений по исправлению неточностей [9].

Ключевые слова

Томас Лопес, Саламанка, картография Испании XVIII в, Thomas Lopez, Salamanca, cartography of Spain of XVIII century

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Жеравина Ольга АлександровнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыtoledo@mail.tomsknet.ru
Всего: 1

Ссылки

Каталог главной библиотеки Императорскаго Томскаго университета. Т. 1. (Иностранное отделение). № 1-20.000. Томск, 1889. 256 с.
San Antonio Gomez C. de, Manzano Agugliaro F, Casas Leon M. A. Tomas Lopez, un carto-grafo de gabinete del siglo XVIII: fuentes y metodo de trabajo. In: Congreso: XVII Congreso International Ingegraf-ADM. Sevilla, 2005. P. 1-10.
Lopez Gomez Antonio. Cartografia del siglo XVIII: Tomas Lopez en la Real Academia de la Historia. Madrid, Real Academia de la Historia. 2006. 586 p.
Hernando Rica Agustin. El geografo Juan Lopez (1765-1825) y el comercio de mapas en Es-pana. Editorial CSIC-CSIC Press, 2008. 213 p.
Paladini Cuadrado A. Notas para la historia del Mapa Topografico Nacional de Espana // Mili-taria: revista de cultura militar. Madrid: Edit. Univ. Complut. Madrid. 1991. № 3. P. 83-100.
Manso Porto, Carmen. El interrogatorio de Tomas Lopez: Nueva hipotesis sobre su finalidad. En: Historia, clima y paisaje: Estudios geograficos en memoria del professor Antonio Lopez Gomez. Valencia, Universitat de Valencia, 2004. P. 175-186.
Martinez Garcia J, Manzano Augliario F., San Antonio Gomez C. El Atlas Geografico de Espana de Tomas Lopez: analisis mediante SIG de las poblaciones del Reyno de Jaen (1787) // CT: Catastro. 2012. №74. P. 111-138.
Lawrence Echard, Antonio de Capmany y de Montpalau. Diccionario geografico universal: que comprehende la description de las quarto partes del mundo, y de las naciones, imperios, reynos, repiib-licas, y otros estados. lagos, rios, desiertos.: tomo tercero [P-Z]. - Madrid, Real Compania de Im-presores y Libreros del Reino (Madrid) en la oficina de la Viuda e Hijo de D. Pedro Marin, 1793. 400 p.
Mapa Geografico de la Provincia de Salamanca, en el que se distinguen sus Partidos, Quartos, Sexmos, Rodas, Campos, Consejos y las Villas Sueltas. por Don Tomas Lopez. Madrid, 1783.
 Саламанка в творчестве выдающегося испанского картографа Томаса Лопеса (к изучению книжного собрания Строгановых Научной библиотеки Томского государственного университета) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 1 (13).

Саламанка в творчестве выдающегося испанского картографа Томаса Лопеса (к изучению книжного собрания Строгановых Научной библиотеки Томского государственного университета) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 1 (13).

Полнотекстовая версия