От кирпичей до кликов: будущее для университетских библиотек | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 2(14).

От кирпичей до кликов: будущее для университетских библиотек

Кратко рассматривается давняя традиция университетов и их библиотек, роль индивидуального обучения с помощью новых технологий. Описывается посещение воображаемого нового университета Федора Кузьмича в Томске; фокусируется внимание на физических и виртуальных услугах, предоставляемых Центром обучения.

From bricks to clicks: the future for university libraries.pdf Начиная с создания первых университетов в Древней Греции их роль остается, главным образом, неизменной: осуществлять обучение посредством преподавания. Другие задачи, такие как создание нового знания, основанного на исследовании и эксперименте, были вторичными по отношению к главной цели. Способы, с помощью которых поощряется обучение, изменились с течением времени в результате технических разработок. Изобретение бумаги и печати означало утрату необходимости собираться вокруг учителя и слушать его. Это означало, что его знание могло быть продублировано и распространено повсюду; оно могло также воздействовать в разное время, при прочтении печатного текста. Это позволило студентам обучаться индивидуально. Студенты при этом получили возможность извлекать материал из множества источников вместо того, чтобы обучаться лишь тому, чему желал учить конкретный преподаватель. Роль библиотек в высших учебных заведениях всегда состояла в том, чтобы поддерживать действия своего главного учреждения, обеспечивая необходимыми материалами процесс преподавания и обучения. Вполне отчетливо мы можем наблюдать сегодня эти две роли, присущие университетам и их библиотекам. Обеспечение учебниками, рекомендованными преподавателем, поддерживает обучающую роль университета; обеспечение диапазона материалов по предметам, интересующим членов университета, поощряет студентов к индивидуальному и независимому обучению. Университетская библиотека должна понимать роль, которую она играет, и гарантировать, что эта роль всегда будет связана с внедрением всего лучшего для будущего университета и его членов, т.е. университетских сотрудников и студентов. Трудность здесь заключается в том, что университет и его сотрудники должны меняться в своих подходах как к преподаванию, так и к обучению. Стили обучения изменяются и, вероятно, в ближайшем будущем будут изменяться более существенно. Хотя «новая технология» широкодоступных печатных материалов позволила студентам учиться самостоятельно, многие преподаватели продолжают использовать старые методы массовой лекции, дополненной небольшим количеством одобренных учебников. Такие методы не поощряют независимое и индивидуальное обучение, хотя для библиотеки в плане поддержания такого учебного процесса они являются сравнительно простыми. В последние годы другие способы распространения учебных материалов стали недорогими и широкодоступными благодаря использованию новых технологий. Сначала это были копировальные машины, использование которых означало, что студенты больше не «привязаны» к библиотеке. Они могли делать копии и выносить их за пределы библиотеки, чтобы использовать их там и тогда, где и когда они хотели бы заниматься. За копировальными устройствами последовали появившиеся в библиотеке компьютеры, которые сделали доступными информационные базы данных из других источников, находящихся вне библиотеки. В результате этого библиотека потеряла монополию на поставку учебных материалов. Позднее компьютеры могли уже соединяться друг с другом во Всемирной паутине, и любая информация стала доступной где угодно и любому, имеющему компьютер и телефонную линию. Компьютеры стали гораздо более дешевыми, и иметь их могли себе позволить если не все, то очень многие семьи и отдельные люди. Десять лет назад личный мобильный телефон был у немногих, теперь почти все имеют таковой и больше не привязаны к стационарным телефонам. Персональные компьютеры стали меньшего размера и более дешевыми, а мобильные телефоны становятся все более сложными, причем уже нет теперь большого различия между первыми и вторыми. Портативные устройства для электронного чтения, такие как «Киндл» и «Кобо», являются недорогими и содержат в себе прекрасно представленный, с использованием цвета, звука и анимации материал, более чем достаточный для целого курса университетского уровня. Все больше и больше оцифровывается печатных книг, а новые книги предлагаются параллельно в печатном и цифровом форматах. Некоторые материалы доступны только в цифровом виде. В результате многие студенты теперь имеют возможность доступа к учебным материалам от большого числа поставщиков и могут использовать их в любом месте и в любое время в зависимости от своего желания. В течение уже многих лет существует возможность получать университетское образование, используя радио- и телевизионные курсы, какие предлагает Открытый университет в Великобритании, и тысячи студентов обучаются дома и по вечерам. Совсем недавно многие университеты, особенно в Соединенных Штатах, начали использовать Интернет, предлагая диапазон курсов, доступных любому человеку в любой части мира. Многие тысячи студентов во всем мире уже обучаются на открытых онлайн-курсах, не посещая университетский городок или библиотеку лично. Обучение на этих курсах происходит в Сети, и необходимые учебные материалы получают из множества доступных источников в Интернете. Видеоконференции, проводимые в режиме онлайн, дают возможность осуществлять групповые обсуждения с другими студентами, и компьютеризированные системы оценки позволяют студенту определять продвижение в учебном процессе. Проблема для университетов и университетских библиотек состоит в том, как поддержать доверие к ним со стороны студентов, что необходимо, поскольку последние являются важной стороной образовательного процесса. Если университеты и библиотеки не могут изменяться и развиваться достаточно быстро и комплексно, они перестанут быть значимыми для общества и почувствуют недостаток его поддержки. Без финансовых ресурсов, доступ к которым дает общественная поддержка, университету невозможно продолжить свое существование. Есть множество свидетельств из многих стран относительно того, что студенты приветствуют возможности для независимого и индивидуального обучения и что они более мотивированы при таком обучении, нежели тогда, когда следуют твердым и традиционно структурированным курсам, основанным на печатных материалах. Широко распространенная доступность новой технологии поощряет и делает возможным такой стиль независимого и индивидуального обучения и таким образом способствует мотивации студентов. Студенты больше не удовлетворяются жестким учебным расписанием и явно предпочитают свободу в организации своей учебы таким образом и в такое время, которое удобно им. Обучение в сотрудничестве с другими (совместное обучение) особенно популярно в форме работы в поздние и ночные часы. Интернет и все его ресурсы доступны 24 часа в день и 365 дней в году, и студенты не понимают, почему к учебным материалам в университете можно получать доступ только в течение ограниченных часов дня. Эти предпочтения и стили обучения сопряжены с большими требованиями к организации учебных пространств в университетах. Должно быть обеспечено снабжение современным оборудованием, использующим информационные технологии, принадлежит ли оно университету или отдельному студенту. Места групповых занятий должны быть доступными, здания должны быть приспособлены к тому, чтобы быть открытыми для пользователей достаточно долгое время, даже в течение 24 часов. Это порождает свои задачи в плане комплектования персонала и мер безопасности. Есть также экономические факторы, которые следует иметь в виду. В масштабах страны бюджет сферы высшего образования является ограниченным, тогда как число желающих получить это образование растет. Независимое и индивидуальное обучение, если должным образом организовано и просчитано, может быть средством предоставления возможности получения высшего образования большему числу студентов и по более низким ценам. Если библиотека стремится завоевать доверие своих пользователей, она должна предлагать не просто привычные книги, но и нечто большее, к чему можно тем или иным способом получать доступ в Интернете. Студентам нужно научиться тому, как учиться, и библиотекари имеют вполне очевидную задачу, которая заключается в том, чтобы консультировать своих читателей и обучать их навыкам самоподготовки и эффективной учебы. Среди необходимых навыков отметим такие, как умение делать выписки, написание эссе, эффективный информационный поиск; оценка и анализ надежности и достоверности учебных материалов, особенно тех, что предоставляет Интернет; овладение методами презентации и умение составлять письменные отчеты. Самим библиотекарям необходимо обучаться этим навыкам и умениям, постоянно повышать квалификацию в этой области, а также в способах презентации этих навыков студентам. Когда единственный способ представлять обучающие материалы был заключен в строчках черного оттиска на странице, подготовка материалов, предназначенных для обучения и чтения, была сравнительно проста. Информационные технологии теперь позволяют смешивать слова, изображения и звуки с цветом и движением в учебных материалах, которые могут оказывать намного большее воздействие, чем простой черный оттиск на странице. Такие материалы требуют наличия определенных умений в их производстве и успешного внедрения в академический курс. Для библиотекарей есть возможность в масштабах университета стать специалистами в сфере развития и производства мультимедийных учебных материалов и выступать в роли консультантов для преподавателей. Традиционная роль университетской библиотеки заключается в обеспечении доступа к учебным материалам с тем, чтобы человек мог изучать их самостоятельно. Большинство библиотек предназначено только для этого типа индивидуального исследования и обучения. Однако опыт показывает, что там, где студентам дается выбор обучения индивидуального или в группах, именно групповые варианты являются стабильно самыми популярными и многократно предпочитаемыми в течение учебного года. Проблемы и возможности для университетских библиотек состоят в том, чтобы найти способы предоставить такие услуги пользователям, которые оправдывают их надежды и их потребности и которые подготовят их для взрослой жизни. Если библиотека не может определить свою роль и стиль услуг, который соответствует запросам XXI в., она станет просто историческим пережитком или музеем. Университетские библиотеки превращаются в «социальные образовательные пространства» для индивидуального обучения, что становится возможным благодаря использованию информационных технологий. Вовлечение студентов в процесс обустройства этих социальных образовательных пространств и управления ими создает в них ощущение ответственности за собственное творение и причастности к такому пространству и его эффективному использованию. Опытные студенты особенно результативны в предоставлении консультаций и поддержки в области использования информационных технологий и мультимедийных учебных материалов, так как у них есть понимание и энтузиазм, которые позволяют им очень хорошо разбираться в потребностях пользователей. Когда компьютерное оборудование широко используется в библиотеке, оно необходимо для поддержания двух видов своей доступности пользователям. Один вид поддержки является техническим и состоит в том, чтобы заставлять оборудование работать должным образом. Второй вид поддержки -это использование программного обеспечения, установленного на оборудовании, с тем, чтобы пользователь был в состоянии максимально использовать его в учебных целях. Поддержка может быть и пассивной с многочисленными и четкими письменными инструкциями, и активной, когда специалисты лично обеспечивают необходимую помощь. Навыки, требуемые для обеспечения обоих типов поддержки, не являются широко присущими библиотекарям, и необходимо решать, давать ли им дополнительное обучение с целью приобретения соответствующих навыков или привлекать специалистов из других подразделений университета либо извне. Что мы можем ожидать увидеть, если в будущем посетим новый университет Федора Кузьмича в Томске? Возможно, это будет «виртуальный университет» и он может быть увиден только благодаря «клику», но не в виде реального строения из «кирпичей». Студенты там находятся не лично, но физически находясь во всем мире; они проходят обучение онлайн и читают электронные учебники и учебные материалы, которые загружают на свои персональные компьютеры и электронные читающие устройства. Они будут обсуждать свою работу с другими студентами и с лекторами через онлайновые конференции и сдавать экзамены в онлайн-режиме, а компьютер будет их оценивать. Такой университетский стиль мог бы быть самым продвинутым, если бы существовал в 2014 г., но через несколько лет это, вероятно, будет довольно распространенным явлением. Реалистично предположить, что университет Федора Кузьмича является переходом от старого стиля к новому. Некоторые характерные черты остаются таковыми, какими они всегда были: реальный кампус, сделанный из кирпича (и будем надеяться, вокруг много травы и деревьев), там находятся люди; читаются лекции и есть что-то в центре, что имеет некоторые общие черты с традиционной библиотекой, есть даже какие-то печатные книги! У центра обучения много окон, благодаря чему люди, которые находятся снаружи, могут отчетливо видеть, что происходит внутри, а людям находящимся внутри, нужно только поднять глаза от стола или оборудования, чтобы соприкоснуться с реальным миром снаружи. Здание открыто 20 часов из 24 в течение семи дней в неделю, но полный сервис доступен более ограниченное количество часов. Вход в здание осуществляется при помощи электронной «умной» карты, с помощью которой можно пользоваться абонементом, получать доступ к электронным ресурсам, расплачиваться за фотокопии и прочие услуги. Штат Центра обучения будет использовать анонимные данные, получаемые в процессе использования смарт-карты, для оценки эффективности услуг. В самом здании есть кафетерий и автоматы с бутылками воды. Только вода в бутылках разрешена в главных зонах здания. Широко представлено обслуживание со стороны сотрудников, которое связано с предоставлением и возвращением книг и оборудования. В другой зоне данной службы есть специалисты, которые отвечают за устранение технических проблем в использовании программного обеспечения или оборудования. Главные зоны обучения располагают коллекциями печатных материалов - книг и журналов, находящихся в открытом доступе; читатели здесь сидят за письменными столами или в креслах. На некоторых столах есть компьютеры, и целое здание является зоной Wi-Fi. У университета есть дисконтная схема приобретения ноутбуков, но для тех, кто все еще не в состоянии позволить себе это, есть несколько шкафов открытого доступа, где имеются полностью заряженные ноутбуки, которые можно взять на время при помощи смарт-карты, предназначенной для использования в здании библиотеки. Бук-ридеры, загруженные учебниками и обучающими материалами, подготовленными преподавательским составом, доступны и могут быть одолжены для использования вне здания. Каждый, кто является членом университета, сотрудником или студентом, имеет компьютерный пароль и может получить доступ к ресурсам и Интернету в кампусе или откуда-либо еще - из дома или офиса, днем или ночью. Действуют авторское право и университетские инструкции относительно того, к каким веб-сайтам можно обращаться и какими пользуются университетские компьютерные сервисы. Если кто-либо заходит, например, на веб-сайты с порнографическим материалом или незаконно загружает материалы, нарушая авторское право, то его пароль доступа будет изъят и такой пользователь может быть исключен из университета. В пределах здания имеется несколько меньшего размера учебных зон, которые управляются и укомплектовываются обученными студентами. Эти студенты носят отличительные цветные футболки с напечатанным на них лозунгом «Просто спроси». Они не сидят за столами, но постоянно прохаживаются в учебных зонах, предлагая помощь любому, кто попадается им на глаза. Если ответ на вопрос занимает много времени, они могут договориться о встрече пользователя с консультантом по вопросам обучения с целью пре -доставления более глубокого ответа и помощи. Консультанты по вопросам обучения используют блоги и социальные сети, такие как Facebook и Твит-тер, чтобы распространять информацию о Центре обучения и его услугах. Они готовят короткие видеосправочники по услугам и определенным базам данных и делают их доступными в университетской сети, где эти сведения можно увидеть в любое время. В Центре обучения имеются учебные зоны, где студенты в группах могут совместно трудиться над проектами и заданиями. В дополнение к IT-средствам в этих зонах есть также оборудование для показа и презентации проектных работ. Для своих исследований студенты могут использовать физические коллекции книг и журналов на полках Центра обучения; они могут получить доступ к коллекциям электронных обучающих материалов, подготовленных преподавательским составом университета; могут получить доступ к использованию цифровых текстов и материалов, на которые подписывается Центр, и они могут получить доступ к использованию онлайн обучающих материалов многих открытых онлайн-курсов, таких как Courser a и edX. Огромное разнообразие материалов доступно сейчас, и студенты должны изучить, как получить к ним доступ и определить, что является самым полезным для их текущих потребностей, и затем включить это в свое обучение. Это - самое важное умение, которое консультанты Центра обучения могут привить студентам в университете Феодора Кузьмича для использования в процессе их студенческих исследований и в последующей жизни. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Университеты и их библиотеки имеют давнюю традицию, которая подвержена развитию и изменениям. Результаты последних подчеркивают растущее значение обучения посредством преподавания. Современные технологии делают возможными новые подходы к обучению, и университеты должны меняться, чтобы в полной мере воспользоваться ими. «Посещение» воображаемого нового университета Федора Кузьмича показывает, что этому университету в полной мере присущ новый стиль обучения, столь желанный для его студентов.

Ключевые слова

университетская библиотека, индивидуальное обучение, университетская библиотека как Центр обучения, university library, individual learning, university library as Learning Centre

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фрэнсис СаймонБританская библиотечная ассоциация (Великобритания)магистр искусств, членimon@sfrancis.demon.co.uk
Всего: 1

Ссылки

Libraries unleashed // Education Guardian (Newspaper) April 2008 [11pp extracts].
JISC (Joint Information Services Committee) Bristol, UK/ Designing Spaces for effective Learning: a guide to 21st century learning space design. JISC, 2009. 36 p.
Kilner, Annie. Getting into the learning zone! Northumbria University's Zones4Learning: a fusion of inspiration and practical nous. SCONUL Focus, №. 48 2009. Р. 44-45.
University of Lincoln (UK). Learning landscapes in Higher Education. Univ. Lincoln, 2010. 54 p.
 От кирпичей до кликов: будущее для университетских библиотек | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 2(14).

От кирпичей до кликов: будущее для университетских библиотек | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 2(14).