Исследовательская модель «музейный мир Сибири»
В модель «музейный мир Сибири» включена совокупность пространств материального, интеллектуального, коммуникационного. Рассматриваемое в статье материальное основывается на историко-культурном и природном наследии, особо охраняемых территориях, музеефицированных объектах, музеях и учреждениях музейного типа. Модель носит универсальный характер и может использоваться для структурирования и изучения музейного мира в масштабах страны и отдельных территорий, формирования культурной политики в музейной сфере.
Research model «World museum of Siberia».pdf Одним из приоритетных направлений российского музееведения в XXI в. становится развитие региональной историографии музейного дела. Оно должно базироваться на совершенствовании музеологического терминологического аппарата, создании универсальных исследовательских моделей, позволяющих осуществлять комплексное изучение музейной сферы в исторической динамике. На основе концепта «музейный мир» мы впервые ввели в научный оборот и продолжаем дальнейшую апробацию исследовательской модели «музейный мир». Важное теоретическое и научно-практическое значение имело ее обсуждение на Всероссийской с международным участием конференции «Культура и цивилизация: искусство, музеи, библиотеки» в Национальном исследовательском Томском государственном университете (21-24 октября 2013 г.). Музейный мир Сибири мы определяем как совокупность пространств, исторически сформировавшуюся, развивающуюся и адаптирующуюся к изменениям на региональном, российском и международном уровне. Процесс формирования музейного мира начался в последней трети XIX в. и был связан с активным созданием музеев местного края, продолжается он и в настоящее время. Соответственно историческим периодам развития общества менялось определение роли музея в жизни региона, изменялось и содержание пространств, образующих музейный мир. В модели «музейный мир Сибири» нами выделяются материальное (историко-культурное и природное наследие, особо охраняемые территории, музеефицированные объекты, музеи и учреждения музейного типа); интеллектуальное (научные учреждения и учебные заведения, общественные организации, лица, занимающиеся музейной деятельностью и музееведением, музейные проекты) и коммуникационное (локальные и глобальные телекоммуникационные сети (Интернет), средства массовой информации, выставочная деятельность музеев, музейная аудитория) пространства. При этом предполагается, что все обозначенные пространства взаимодополняющие и взаимопроникающие. Их условное выделение дает возможность исследования каждого с учетом его специфики [1]. В данной статье внимание сосредоточено на системе характеристик, позволяющих осуществлять количественный и качественный анализ материального пространства музейного мира Сибири. Системообразующим элементом, динамичным ядром регионального музейного мира является музей как социокультурный, глокальный (сочетающий локальное и глобальное) институт. В соответствии с социокультурной динамикой в каждый исторический период выделяются характерные черты (соотношение функций, степень интегрированности в социум), присущие музею. Во второй половине XIX - начале XX в. в сибирском обществе музей позиционировался как учреждение, носящее двойственный характер: с одной стороны, он должен исследовать и изучать край, а с другой - популяризировать знания и учить. Это учреждение и ученое и учебное. В этой двойственности (сочетании научных и учебных функций) музея, по мнению современников, была его сила и общественное значение,что неоднократно подчеркивалось в периодической печати [2]. Очевидны высокая оценка роли музеев в научном и культурном освоении региона, их социальная востребованность, многофункциональность, направленная на формирование гражданского общества. В 1930-е гг. внимание акцентировалось на синтетическом (комплексном) характере музеев, они были ориентированы на изучение края, проведение просветительской работы среди широких слоев населения. В 1950-1990-е гг. государственные и негосударственные музеи в Восточной Сибири (что допустимо экстраполировать и на Западную Сибирь), по оценке Л.В. Яшиной, оказались функционально состоятельными в выполнении миссий аккумуляторов и трансляторов информации, формирующей самосознание, в том числе региональное; межнациональных, межконфессиональных, внутри- и межрегиональных коммуникативных систем, механизмов, или инструментов, регионального развития [3. С. 25]. Применительно к условиям Сибири XXI в. Е.М. Акулич рассматривает музей как многофункциональный культурно-хозяйственный и научный комплекс, в определенных историко-социальных условиях выполняющий роль социокультурного центра региона, формирующий и интегрирующий общественное сознание и осуществляющий охрану и использование историко-культурного наследия через изучение, проектирование, реставрацию, музее-фикацию объектов, разработку и развитие музейных ресурсов и научно-образовательных программ, восстановление системы традиционного хозяйства и промыслов на территории заповедника; внедрение музейного маркетинга, сервисных и туристических услуг [4]. Важное значение в современный период приобрели музеи сибирских вузов и академических институтов. Своеобразная схема взаимосвязи функций, целей и аудитории научного музея (на основе опыта работы музея Института горного дела СО РАН) в социокультурном пространстве региона предложена А.Н. Дворниковой и Л.В. Зворыгиным (рис. 1) [5]. Интеллектуальным конструктом, направленным на перспективные музееведческие исследования, создающим основу для практической деятель -ности музейных работников, кураторов научно-выставочных проектов, является модель, предложенная омским культурологом В.Г. Рыженко. Она предлагает рассматривать музей «как сложносоставной материально-духовный элемент культурно-цивилизационного ландшафта и особый маркер города, знак и/или символ специфики того или иного Места и его истории, инициированный идеями и реализованный усилиями отдельных представителей регионального и/или локального сообщества». Историко-культурологическая модель в виде условной матрицы выглядит таким образом: «Культурно-цивилизационный ландшафт города/Образ Места -Музей/знаковое «культурное гнездо» /Место памяти - Креативная Личность/Творец Памяти и Образов Города» [6]. С учетом структурных и функциональных особенностей и динамики, присущих музею как социокультурному институту, исследовательская модель «музейный мир Сибири» может быть построена как многоуровневая конценрическая система (рис. 2). Рис. 2. Исследовательская модель «музейный мир Сибири»: 1 - музей; 2 - музеи-заповедники; 3 - музейное объединение; 4, 5, 6 - ведомственные и административно-тер-риториальные музейные сети; 7 - учреждения музейного типа; 8 - социокультурное пространство Сибири; 9 - музейный мир России; 10 - мировое культурное пространство; 11 - глобальное информационно-телекоммуникационное пространство; 12, 13, 14 - проектные музейные формы I. ФУНКЦИИ 1. Сбор и хранение экспонатов 2. Систематизация в первичные коллекции (натурных экспонатов) • 3. Систематизация во вторичные коллекции (фото-, видео- экспонатов) 4. Создание электронных копий коллекций 5. Виртуальные экскурсии (самостоятельные или в автоматическом режиме) 6. Создание виртуального музейного пространства Рис. 1. Взаимосвязь функций, целей и аудитории музея в социокультурном пространстве UT UT Ее элементами являются соответственно по мере расширения сферы влияния: музей, музей-заповедник, музейное объединение; ведомственные и административно-территориальные музейные сети; учреждения музейного типа, социокультурное пространство Сибири; музейный мир России; мировое культурное пространство; информационно-телекоммуникационное пространство, а также перспективные формы развития музеев. В модели музейного мира Сибири, таким образом учитывается сетевой принцип организации -традиционные музейные сети и новационные - телекоммуникационные (интернет-порталы). Материальное пространство музейного мира Сибири базируется на региональном историко-культурном и природном наследии - важном стратегическом ресурсе, играющем существенную роль в экономической стабильности и благополучии региона [7]. На территории Западной и Восточной Сибири находится в общей сложности около 18,6 тыс. памятников историко-культурного наследия (в областных и краевых центрах примерно 2,4 тыс.), в том числе памятников археологии - 8,7 тыс.; истории - 3,3 тыс.; архитектуры - 440; искусства - 160 [8. С. 671]. С учетом региональной специфики (значительное преобладание антропогенного ландшафта) Л. В. Ереминым особо охраняемые территории Сибири историко-культурного значения определяются как природные территории, находящиеся в составе учреждений музейного типа и содержащие историко-культурные комплексы и объекты [9. С. 36]. Во многих случаях в качестве приоритетного или единственно возможного способа актуализации наследия рассматривается его музеефикация. Наиболее востребованными формами музеефикации историко-культурного наследия сибирского региона исследователями признаются археологические музеи, историко-культурные музеи-заповедники, музеи под открытым небом, археологические территории, национальные парки, экомузеи. К новационной форме презентации и брендирования мирового и регионального историко-культурного и природного наследия в форме исторического парка могут быть отнесены организация и современное развитие историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская писаница», основанного с целью сохранения уникальных петроглифов каменного века [10]. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в Сибири сосредоточились практически все российские музеи, связанные с сохранением самобытности, культуры малых народов. В этот период активно формировались перспективные средовые музеи (доминирующим типом хранимых и актуализируемых в них объектов являются недвижимые объекты, среда, ландшафт, нематериальные формы наследия) музеи. В Кемеровской области их доля в музейной сети составила около 25% [11. С. 20]. Важное значение для эффективного изучения материального пространства музейного мира Сибири придается вопросам профилизации музеев. В модели используются широко применяемое в мировой практике деление музеев на гуманитарные, искусствоведческие, естественно-научные, научно-технические, отраслевые и традиционная для отечественного музееведения классификация музеев по направлениям и признакам, существенным для организации и развития музейной сети и всей музейной деятельности. Для определения степени диверсификации музейной сети региона применяется система профилизации музеев, исторически сложившаяся и связанная со специализацией музея. В соответствии с этим выделяются комплексные: краеведческие и ансамблевые (музеи, заповедники, музеи под открытым небом, дома-музеи); исторические (археологические, военно-исторические, историко-бытовые, этнографические и др.); художественные, литературные музеи, музеи музыки и театра, естественно-научные (палеонтологические, сельскохозяйственные, ботанические сады, зоопарки); музеи науки и техники, промышленные, педагогические. Профиль мемориальных музеев (дома-музеи, музеи-усадьбы, музеи-квартиры, музеи-мастерские) связывается со сферой деятельности меморируемой личности [12. С. 54-55, 59]. В последние десятилетия XX в. в связи с тенденцией к комплексному сохранению среды многие мемориальные музеи стали многопрофильными и получили статус музеев-заповедников. В настоящее время мемориальные музеи продолжают играть важную роль в поддержании культурной региональной идентичности [13. С. 59-93]. М.Е. Каулен предложила расширить классификацию музеев и в зависимости от доминирующего типа хранимых и актуализируемых объектов наследия выделять: музеи коллекционные, ансамблевые и средовые (включающие в сферу деятельности фрагменты среды, ландшафты и выявляющие связи между элементами наследия), а также музеи традиции (объектами которых являются нематериальные формы наследия) [14. С. 88]. В рамках адаптационного подхода при оценке характера и степени интег-рированности музея в региональное социокультурное пространство и музейный мир России учитывается нормативно-правовая классификация музеев по видам собственности: государственные музеи (федеральные, субъекта РФ), муниципальные музеи, общественные музеи, частные музеи; принадлежности (ведомственные, церковные музеи); по правовому статусу (головные музеи, филиалы); категориям культурной значимости и масштабу деятельности (музеи федерального, регионального и местного значения), а также организационно-правовым формам - автономное учреждение культуры и бюджетное учреждение культуры [12. C. 65]. Конфигурация музейного мира Сибири обусловлена динамикой региональной музейной сети. Музейная сеть - одно из базовых понятий российского музееведения - целенаправленно формируемая совокупность музеев либо совокупность конкретных групп музеев определенного профиля, типа; действующих на определенной территории. Организационные формы музейной сети складывались на протяжении XX в. в целях равномерного размещения музеев по стране, рационального использования культурных ресурсов. Политика ее создания и формы организации являлись одним из направлений культурной политики государства в деле сохранения и представления национального культурного и природного наследия. Результаты исследования И.А. Сизовой музейной сети Томской области показывают, что первые законодательные инициативы по ее формированию, следовавшие за практикой, появляются в 1930-х гг., дальнейшее развитие они получают в 1950-е гг., с созданием в 1970-1980-х гг. музейных систем и началом их изучения формируется основа современной законодательной базы, которая несколько модифицируется в 1990-е гг. Этапы формирования Томской музейной сети в значительной степени были обусловлены ее ведомственной (государственные и негосударственные музеи) структурой [15. C. 11]. Музеи Сибири на протяжении XX в. образовали музейную сеть - совокупность, включающую многопрофильные музейные сети административно-территориальных образований, ведомств, в рамках которых реализовывалась музейная политика (законодательство, строительство, организация управления) и практика (научно-фондовая, экспозиционная, научно-просветительная работа), формировался и функционировал в общероссийском контексте своеобразный музейный мир Сибирского региона [16. С. 103-110]. Применительно к современной ситуации в отечественном музееведении отмечается, с одной стороны, констатация постепенного нивелирования понятия «музейная сеть» (в связи с отсутствием целенаправленной государственной политики в этой сфере) и отказ от определения научных основ формирования и развития музейной сети, а с другой - использование его для обозначения все еще функционирующей системы музейных учреждений, сложившейся в XX столетии. И.В. Чувилова справедливо отмечает, что изучение музейной сети как системы имеет определяющее значение для выявления тенденций развития музейного мира, координации работы музеев одного профиля или региона, использования потенциала музеев в сохранении и актуализации регионального наследия [17. C. 21]. При изучении музейного мира Сибири перспективное значение имеют накопление и систематизация эмпирического материала, структурирование негосударственной части музейной сети применительно к отдельным областям и региону в целом. Паллиативной формой (сочетающей традиции - отдельные функции музея и новации - виды деятельности, не свойственные музею), обладающей высоким адаптивным потенциалом и расширяющей материальное пространство музейного мира Сибири, можно считать учреждения музейного типа. Они могут формироваться путем соединения двух (а иногда и более) учреждений в одном, приобретения учреждением отдельных черт музея, не свойственных ему изначально, расширение музеем сферы нетрадиционных форм работы [12. С. 63]. «Ввиду молодости самого этого явления», - пишет М.Е. Каулен, - время для строгой научной систематизации учреждений музейного типа еще не наступило» [18. С. 123]. Музейный мир - составная часть социокультурного пространства региона. Приоритетной становится тенденция позиционирования музеев как престижных объектов, своеобразных «визитных карточек» территорий, полноправных партнеров при разработке региональных стратегий культурного развития. Системная (применительно к региону в целом) и факультативная (применительно к отдельным административно-территориальным образованиям разного уровня) реконструкция материального пространства музейного мира Сибири, его адаптации к условиям глобализации являются основой для разработки современной культурной политики как стратегических направлений и практик проектно-инновационного характера по использованию гуманитарных ресурсов, определения уникальности территорий в условиях динамичных геополитических, экономических и социокультурных процессов. Для выхода на международный уровень, интеграции в мировое музейное сообщество, расширения границ музейного мира Сибири важное значение приобретают национальные сети ИКОМ. В 2012 г. в российскую сеть ИКОМ входило 26 сибирских музеев, музейно-выставочных центров разного уровня [19. С. 284-322]. В целом исследовательская модель «музейный мир Сибири» является системой, определяющей место и уровни взаимодействия каждого объекта, включенного в выделенные пространства - материальное, интеллектуальное, коммуникационное, их роль в социокультурной жизни региона. Модель носит универсальный характер, может использоваться в соответствии с модульным принципом для изучения музейного мира республиканского, областного, городского и районного масштаба, как основа для формирования культурной политики в музейной сфере, для создания обобщающего труда по истории музеев Сибири.
 
                        
                        
                        Ключевые слова
модель «музейный мир Сибири», 
материальное пространство, 
историко-культурное и природное наследие, 
музеи, 
учреждения музейного типа, 
формирование культурной политики в музейной сфере, 
model «museum world Siberia», 
material space, 
historical, cultural and natural heritage, 
museums and institutions of the museum shooting, 
the formation of cultural policy in the museum fieldАвторы
    			
                
    				 
    				| Шелегина Ольга Николаевна | Сибирское отделение Российской академии наук (г. Новосибирск) | доктор исторических наук, старший научный сотрудник, сектор «Музей СО РАН», Институт истории | oshelegina@yandex.ru | 
    			
                 Всего: 1
                Ссылки
Шелегина О.Н. История и современные тенденции в развитии музейного мира Сибири (адаптационный подход): автореф. дис.. д-ра ист. наук. Томск, 2012. 53 с.
Шелегина О.Н. Развитие музейного дела в Сибири во второй половине XIX в. (по материалам периодической печати) // Проблемы музееведения и народная культура. Новосибирск, 1999. Т. 4). С. 24-35. (Культура народов России).
Яшина Л.В. Развитие музейного дела в Восточной Сибири в 1945-1985 гг. (на материалах Красноярского края и Иркутской области): автореф. дис. канд. ист. наук. Иркутск, 2006. 26 с.
Акулич Е.М. Музей как социокультурный институт: автореф. дис.. д-ра социол. наук. Тюмень, 2004. 52 с.
Дворникова А.Н. Новые функции музеев академических институтов и повышение их роли в современной социокультурной ситуации / А.Н. Дворникова, Л.В. Зворыгин // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Ново
Рыженко В.Г. Возможности историко-культурологической модели изучения музеев в пространстве современного города и в «ментальной карте» региона // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: материалылы Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск, 35
Труевцева О.Н. Некоторые подходы к исследованию культурного наследия // Актуальные вопросы деятельности академических естественнонаучных музеев: материалы Междунар. науч. конф. / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние. Иркут. науч. центр, Байкальский музей. Новоси
Колпакова М.Р. Историко-культурное наследие Сибири // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2010. Т. 1. С. 671.
Еремин Л.В. Музеефикация особо охраняемых территорий историко-культурного значения в республиках Южной Сибири (конец XX - начало XXI века) : автореф. дис.. канд. ист. наук. Томск, 2010. 23 с.
Мартынова Г.С. Три «жизни» Томской писаницы / Г.С. Мартынова, А.И. Мартынов // Музей и наука: к 35-летию музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета: материалы Междунар. науч. конф., 10-12 ноября 2011 г. Кем
Сундиева А.А. Деятельность музеев: Музеи Российской Федерации на рубеже тысячелетий: (аналитический обзор) / А.А. Сундиева, М.Е. Каулен, И.В. Чувилова. М., 2001. 114 с.
Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. № 5. С. 47-68.
Чувилова И.В. Культура памяти в музейном мемориальном пространстве России // Новации в развитии музейного мира России в первое десятилетие XXI века / отв. ред. И.В. Чувилова, О.Н. Шелегина. Новосибирск, 2011. С. 59-93.
Каулен М.Е. Методы актуализации объектов наследия и проблема классификации музеев // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков / Тр. ГИМ. М., 2001. Вып. 127. C. 17-48.
Сизова И.А. Музейная сеть Томской области : история формирования и функционирования (середина 1940-х - 2010 г.) : автореф. дис.. канд. ист. наук. Томск, 2012. 22 с.
Шелегина О.Н. Музейная сеть Сибирского региона : процессы формирования и адаптации // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 346. С. 103-110.
Чувилова И. Классификация музеев и проблемы наследия // Музей. 2009. № 5. С. 20-25.
Каулен М.Е. «Пограничье» музейного мира // Новации в развитии музейного мира России в первое десятилетие XXI века / отв.ред. И.В. Чувилова, О.Н. Шелегина. Новосибирск, 2011. С. 123-138.
Сеть ИКОМ в России. ИКОМ России, 2012. 322 с.