В статье рассматривается проблема идентификации произведений искусства: являются ли они подделкой или оригиналом. Выявлены различия между терминами «копия» и «подделка» с оценкой положительных и отрицательных сторон фальсификации. Поставлена проблема использования некоторыми художниками прошлого ка-мер-обскура и линз. В статье приведены примеры произведений некоторых известных фальсификаторов в области искусства, а также описаны случаи находки полотен мастеров живописи, которые на долгое время были забыты, так как необоснованно считались подделками.
Great falsification of a masterpiece in art.pdf Рассматриваемая в этой статье тема основывается на понятиях «копия» и «подделка» в искусстве, их положительном и отрицательном влиянии на цивилизацию. Согласно словарю копия - «это копирование оригинала, исполненное самим автором либо другим художником. Копия может отличаться от оригинала по технике и размерам, но, в отличие от реплики, должна точно воспроизводить манеру и композицию оригинала» [1]. В большинстве случаев копируются материалы в целях обучения (получения навыка), но возможны и авторские копии - для продаж. Цель подделки - извлечение выгоды путем обмана. Многие тысячелетия назад люди делали первые шаги на пути искусства, ведь даже в самых суровых условиях человек нуждался в красоте [2. C. 61]. Первыми создателями бесчисленных копий были древние римляне. Всем известный шедевр греческого скульптора, жившего в V в. до н.э. Мирона «Дискобол» является не чем иным, как римской копией, так как оригинал не сохранился. В конце республиканского периода, а также во времена правления Октавиана Августа и в последующие столетия в Риме стали пользоваться большой популярностью греческие скульптуры. Многие богатые патриции хотели, чтобы у них были копии знаменитых работ, а иногда даже и требовались оригиналы. Вот тут-то и настало время для бесчисленных фальсификаций. Но не всегда копии были идентичны. Сегодня нам известны многочисленные «братья» «Дискобола», которые отличаются друг от друга отдельными деталями. И хотя оригинал давно канул в лету, но благодаря римским копиям мы можем судить о красоте и гениальности скульптуры Мирона [3. C. 352]. Бывало и такое, что подмастерья известных художников, умевших в точности передавать стиль учителя, писали собственные картины и продавали их от лица великого наставника. К примеру, Джулио Романо создал портрет возлюбленной Рафаэля Форнарины и выдал его за картину своего учителя Рафаэля Санти. Через много лет обман был раскрыт, но этот факт ничуть не повлиял на славу великого художника Джулио Романо. «На портрете работы Романо обнажённое тело натурщицы было «одето» в поздней записи в голубое платье, и лишь с помощью расчистки XX в. его вернули в первозданное состояние» [4. T. 1. C. 145]. И в последующие столетия подобный сюжет оказался востребованным. Так, вдохновленный образом прекрасной Форнарины Жан Огюст Доминик Энгр создал картину «Большая одалиска» и около пяти работ на тему «Рафаэль и Форнарина». Эта тема вызвала интерес и у композиторов и театральных деятелей, сегодня нам известна опера А.С. Аренского «Рафаэль». Прославленная пара была воплощена в ювелирных изделиях, в рисунках Пикассо и в литературе [5]. Спустя годы и столетия мир не оставался без гениальных творцов и не менее гениальных «предпринимателей». В XX в. разразился скандал, связанный с именем голландского художника Хана ван Меегерена, который был реставратором и учителем в сфере искусства и архитектуры. Талант его не был признан обществом, и ему пришлось зарабатывать на жизнь подделками [6]. В 1930 г. был найден «шедевр Вермеера Дельфтского» «Христос в Эммаусе», ранее неизвестный мировой художественной общественности. Эксперт в области искусства Абрахам Бредиус, «увидев сенсационную находку, чуть не потерял сознание от избытка чувств», он был так восхищен «оригиналом», что подписал все документы о подлинности этого шедевра. Мало того, он написал о картине статью в журнале и уговорил музей приобрести творение Лжевермеера. Воодушевленный признанием своей работы, Меегерен принялся писать подделки в больших количествах. Например, в Королевской галерее Роттердама было множество картин «под Вермеера», но в это время шла Вторая мировая война и о подлинности картин никто не задумывался. После её окончания специалисты занялись изучением этих картин, и выяснилось, что они не настоящие. Хан ван Меегерен, будучи предприимчивым человеком, продавал свои подделки не только в музеи, но и вождям Третьего рейха. Известно, что он пополнил коллекцию маршала Геринга пятью «картинами Вермеера», включая «Христа и грешницу». Впоследствии на суде Ван Меегерен утверждал, что «продажа Герингу фальшивок была на самом деле актом патриотизма - он просто желал одурачить нацистов». В доказательство того, что картины действительно являются фальшивками, ему пришлось написать очередного «Вермеера» в присутствии двух экспертов. Полотно «Молодой Христос, проповедующий в храме» убедила судей, художнику дали только год заключения [6.]. Недавно появилась статья Дэвида Хокни и Чарльза М. Фалько, которые являются специалистами в области физики и изобразительного искусства. Они разработали теорию о применении оптических приборов в живописи старыми мастерами (камера-обскура, камера-люцида, выпуклые и вогнутые зеркала). В своем труде «SecretKnowledge: RediscoveringtheLostTechniquesoft-heOldMasters» авторы предположили, что одинаковый размер произведений, присутствие на них леворуких персонажей, сложная перспектива, «не ускользающие блики», предметы вне фокуса и нуар, как мы видим в работах Вермеера, являются следствием применения художником камеры-обскуры [7]. Если предположить, что этот факт имеет место быть, то можно сделать вывод, что осужденный судом Хан ван Меегерен был более честен по отношению к зрителю, ведь, создавая своих «Вермееров», он не пользовался оптикой. Раз в несколько лет мы можем услышать о какой-нибудь невероятной находке забытой временем работы гениального мастера. Так, три года назад было обнаружено полотно Сальвадора Дали для балетной постановки «Безумный Тристан». «Ее не видели последние 60 лет». Задник был отреставрирован и вновь возвращен на сцену. Увидеть сюрреалистическое воплощение средневекового рыцарского романа можно в театре Мезоннев с новой поста -новкой «LaVerita» [8]. В подлинности такого открытия никто и не сомневается, но, к сожалению, некоторые шедевры искусства забыты, потому что их считали подделками. Картина Винсента ван Гога «Закат в Монмажуре» была забыта, о ней узнали лишь потому, что Винсент упоминал ее в письмах к брату Тео. Многие годы полотно лежало на чердаке, так как норвежский коллекционер, купивший его в 1908 г., посчитал фальшивкой. Даже эксперты музея в то время не поверили в подлинность картины: Ван Гог не оставил на ней своей подписи. Но благодаря новейшим технологиям (химический анализ пигментов и рентгеновское обследование) сегодня мы можем с уверенностью утверждать, что картина - оригинал. Полотно написано в пору расцвета творчества художника и экспонируется в музее Ван Гога в Амстердаме [9]. Сегодня в большинстве случаев при помощи новейших средств науки и техники можно с уверенностью определить подлинность произведения искусства. Однако бывают случаи, когда это не представляется возможным или сопряжено с большими трудностями. Так, произведения Микеланджело де Караваджо не дают покоя экспертам. Побывав в Италии в конце XVI в., герцог Максимилиан де Бетюн приобрел «Христа в Эммаусе» и «Апостола Фому, прикладывающего перст в рану Христа» у автора. Совсем недавно эти работы обнаружили в церкви святого Антония в городе Лош, в комнате органиста. В подлинности картин сомнений нет: их упоминает в своих записях и сам герцог, полотна считают авторскими вариантами Микеланджело. Анализ показал, что пигменты и холст относятся к XVII в., но скептически настроенные эксперты полагают, что это очень хорошие копии картин «Ужина в Эммаусе» и «Фомы неверующего», так как найденные произведения не слишком отличаются от ранее написанных, а «копий Караваджо не делал никогда» [10]. Часто люди хотят верить в подлинность того или иного произведения, и, наверное, многие шедевры так и остались бы загадкой для нас, если бы не современные технологии, но часто фальшивка бывает гениальной, а ее автор великим художником, и таких случаев в истории достаточно.
Во французской церкви найдены две картины крупнейшего итальянского живописца Караваджо [Электронный ресурс] // Живопись. Классики и современники. URL: http://www.artgorizont.com/articles.php?id_article=110 (дата обращения: 21.10.2013).
Неизвестную ранее картину Ван Гога представили в Амстердаме [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ. URL: http://ria.ru/culture/20130909/961915674.html (дата обращения: 21.10.2013).
WeschlerL. The looking glass. [Electronic resource] // The News Yorker. URL: http://www. newyorker.com/archive/2000/01/31/2000_01_31_064_TNY_LIBRY_000020114 (дата обращения: 21.10.2013).
Через 60 лет найдены утерянные декорации Сальвадора Дали [Электронный ресурс] // BigmirNet. Афиша. URL: http://afisha.bigmir.net/exhibition/news/190495-Cherez-60-let-najdeny-uterjannye-dekoracii-Sal-vadora-Dali (дата обращения: 21.10.2013).
Хан Антониус Ван Меегерен [Электронный ресурс] // Сто великих авантюристов / под ред. И.А. Муромова. URL: http://www.booksite.ru/localtxt/ava/ntu/ris/ty/73.htm (дата обращения: 21.10.2013).
Миронов А.М. История античного искусства. М. : Либроком, 2010. 304 с.
Вощинина А.И. Античное искусство : исторический очерк. М. : Изд-во Академии художеств СССР, 1962. 396 с.
Долгополое И.В. Мастера и шедевры. М. : Изобразительное искусство, 1986. Т. 1. 720 с.
McMahon B. Raphael's secret [Electronic resource] // The Age. URL: http://www.theage. com.au/news/Arts/Raphaels-secret/2005/06/18/1119034099443.html (дата обращения: 21.10.2013).
Копия [Электронный ресурс] // Словарь терминов изобразительного искусства. URL: http://www.artdic.ru/txt/10/0488.htm (дата обращения: 21.10.2013).