В статье высказываются предложения по концептуальному решению экспозиции будущего музея в Томске. Авторы считают, что музей должен состоять из двух разделов. Во-первых, серьезная классическая экспозиция, включающая уникальные предметы и исчерпывающую информацию о томских ученых и изобретателях, о научных школах, о большом значении томской науки в стране и в мире; здесь будут проводиться экскурсии. Во-вторых, интерактивные площадки, предназначенные для проведения занимательных физических и химических экспериментов, здесь сотрудники музея будут заниматься с детьми. Музей занимательной науки и музей профессиональной науки будут прекрасно соседствовать и дополнять друг друга.
Museum of science in Tomsk: proposals on the conceptual solution of the exposition.pdf Несколько лет в нашем городе на разных уровнях идут разговоры о том, что в Томске необходимо создать новый музей - музей науки. Где же быть этому музею, если не в Томске? В 1878 г. первым за Уралом был основан Томский университет, вслед за ним открылся Сибирский технологический институт (в настоящее время - Национальный исследовательский Томский политехнический университет). В последующие годы возникали новые вузы. На протяжении 135 лет - с момента основания университета -город во многом живет наукой, славится высоким уровнем образования. Здесь работали выдающиеся преподаватели, профессора, ученые; происходило становление и развитие научных школ. Когда-то Томск называли кузницей кадров для всей Сибири. В самые тяжелые периоды истории город выживал за счет науки и образования. И.Г. Эренбург, прозаик, публицист, поэт в 1930-х гг., объездил новостройки Сибири, побывал и в Томске. Город произвел на Эренбурга тягостное впечатление, первая пятилетка обошла город стороной. В романе «День второй» он отметил: «Томск мог умереть, но в Томске был университет». Университеты выручали город и позже, в частности в 1990-е гг., когда рухнула томская промышленность, университеты выстояли и вытянули за собой весь город. То, что музей науки в Томске нужен, никем не подвергается сомнению. Более того, по частной инициативе в 2012 г. в городе был создан музей «Склад Ума», с 31 марта 2012 г. он работал на разных площадках, в последнее время располагается в одном из корпусов Томского политехнического университета на проспекте Ленина. Создатели так говорят о собственном музее: «Место, где все можно трогать руками. Играть, кричать и задавать много вопросов. А также можно определиться, интересно ли быть химиком, физиком или инженером-конструктором? У нас вы сможете увидеть настоящую молнию, зажечь лампочку без розетки, рисовать на молоке, сделать попрыгунчика, вырастить сталактиты, разбить розу и совершать самые разные опыты по физике и химии». На наш взгляд, это не совсем про музей, потому как ни в одном музее не позволят трогать руками все, что выставлено. Это не есть музей в классическом понимании, но задумка великолепная. На сайте объясняют, в чем дело: «Многие экспонаты сделаны руками школьников и студентов города. Их участие в подготовке экспонатов имело для нас особое значение, нам хотелось, чтобы они «загорелись» идеей создавать «сложные» научные экспонаты самостоятельно и доказали сверстникам: физика - это легко, увлекательно, доступно!» [1]. Со слов руководителя проекта Анастасии Дмитриевны Дмитриевой, за 12 месяцев - с 01.06.2012 по 01.06.2013 - в музее было зафиксировано 8 124 первичных посетителя. Надо сказать, что это очень приличная цифра. В «умном городе» интерес к музею немалый, и это не может не радовать. Недавно прошла информация, что в дни проведения Всероссийского фестиваля науки в Красноярске в Сибирском федеральном университете 11 октября 2013 г. состоялось открытие первого в Красноярском крае Музея науки и инноваций [2]. Площадь музея составляет 300 квадратных метров, здесь установлены приборы и интерактивные экспозиции, позволяющие изучать базовые законы механики, оптики, электричества, волновых явлений. Все приборы можно потрогать руками, а также самому провести занимательные опыты. Музей науки и инноваций СФУ предназначен для школьников, студентов, преподавателей и просто заинтересованных в научном знании горожан. Первым посетителям показали научные эксперименты, которые больше похожи на фокусы с водородом и жидким азотом. «Подобные музеи в Европе, США, Китае и Японии очень востребованы: они стали достопримечательностями наряду с памятниками древних цивилизаций, - рассказывает Сергей Верховец, проректор по науке и международному сотрудничеству СФ. - Мне кажется, это отличный вариант умного досуга, который готов предложить университет» [3]. Первые экспонаты были предоставлены партнерами университета - иркутским музеем занимательной науки «Экспериментарий». Создатели музея обещают, что кроме обычных занимательных опытов, здесь будут демонстрироваться и передовые разработки университетских учёных [3]. На наш взгляд, последнее замечание очень важно, поскольку в музее, расположенном на территории городка Сибирского федерального университета, недостаточно иметь площадку лишь для развлекательных мероприятий, необходима серьезная составляющая, включающая в себя информацию об ученых, работающих в Красноярске, об их новейших разработках, научных открытиях, направлениях развития научной мысли. При проектировании музея в Томске это необходимо учесть: под одной крышей необходимо будет расположить и интерактивные площадки, и серьезную экспозицию, повествующую об истории томской науки, о научных школах, зародившихся на базе томских университетов и получивших здесь же свое развитие. В каждом вузе, разумеется, есть музей, где рассказывается о достижениях конкретного университета, но целостной картины о том, какой вклад внесли томские ученые в развитие национальной и мировой науки, нет нигде [4-7]. Новый музей должен восполнить этот пробел. Где же еще, кроме музея, можно преподнести в сжатой, образной и понятной форме прошлое, настоящее и будущее науки? Именно в музее, нисколько не стесняясь, уместно говорить о собственной значимости, о выдающихся профессорах, об их учениках, ставших впоследствии великими изобретателями, о влиянии наших ученых на ситуацию в регионе, стране и мире. Безусловно, музейная экспозиция должна образовывать посетителя, удивлять его, что позволяет людям по-новому взглянуть на давно известные факты и явления, приподняться над ситуацией. Никто не будет спорить и с тем, что высокий эмоциональный накал мероприятий на музейной площадке способствует пробуждению здорового интереса у молодежи к занятию «науками»; побуждает выбрать своей профессией научную деятельность. И если в молодом человеке теплится хотя бы искра интереса к занятиям физикой, химией, археологией или астрономией, интерактивные мероприятия в экспозиционном зале помогут ему утвердиться в правильности выбранного пути, найти свое место в жизни. Для ученого работа значит неизмеримо больше, чем во многих других сферах, и накладывает отпечаток на характер, поступки, образ мыслей и эмоциональные проявления даже в мелочах. Ученый - если это настоящий ученый - ни на минуту не перестает думать о своем деле. А это наполняет жизнь смыслом, в поисках которого мечутся многие неустроенные представители рода человеческого. Мы продолжаем настаивать на том, что музей науки должен презентовать наши научные школы, рассказывать о наших выдающихся исследователях. В этом и заключается интрига: юные, только выбирающие свой путь, могут представлять себе, что по этим же университетским коридорам ходили великие люди. Тем более что музей предполагается разместить в Университетской роще. Разве можно обойти молчанием тот факт, что в Томске жил и работал Борис Петрович Вейнберг? Для томской науки это фигура знаковая. В 1910 г. в стенах Томского технологического института он заложил основы новой для Сибири области науки - гелиотехники. Впоследствии разработал один из лучших проектов солнечного двигателя. В том же году Б.П. Вейнберг организовал студенческий аэротехнический кружок - второй в России после технического кружка воздухоплавателей, созданного профессором Н.Е. Жуковским в Москве. Участники кружка вначале занимались теоретическим и практическим изучением «научного» воздухоплавания, в 1912 г. построили собственный аэроплан, а в 1913 г. привезли из Петербурга аэроплан «Блерио», на котором были совершены полеты над Томском. В 1913 г. членами кружка была создана первая в мире действующая установка электрической дороги на магнитной подушке, что случилось на полвека раньше, чем в лабораториях американских ученых. В 1913 г. впервые в мировой практике Б.П. Вейнбергом был сконструирован электрический термобур для исследования льда [8]. И это далеко не полный перечень того, что удалось создать одному человеку за 15 лет работы. Разве справедливо будет, если мы - потомки - ни словом не обмолвимся в музее науки еще об одном великом изобретателе - Олеге Дмитриевиче Алимове? Он явился создателем пионерных космических буровых аппаратов для станций: «Луна-24», «Венера-14», «Венера-15» и «Вега». За эти исследования и разработки академик Алимов удостоен звания лауреата Государственной премии СССР [9]. Во второй половине 1920-х гг. в ТТИ учился Николай Васильевич Никитин, он с отличием окончил архитектурное отделение строительного факультета. Одна из выдающихся работ Н.В. Никитина - грандиозный монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде. Вершиной творчества Никитина является создание Останкинской телебашни [10]. Было бы правильно, если бы в проектируемом музее нашлось место для информации о томских ученых и изобретателях. Становле-ние и развитие научных школ, пер-соналии и связи между ними можно показать в виде интерактивной диа-граммы. Интересная полноцветная иллюстрация с изображением диаграммы доступна в электронной версии статьи. Предлагаем чи-тателю ознакомить-ся с нашими конкретными предложениями по созданию Музея науки и техники (МНТ), можно назвать его Театром науки и техники (ТНТ). Миссия: ознакомление с историей мировой науки, с вкладом томских ученых; обучение через погружение в эксперимент - развлечение - досуг. Цели создания: 1. Просветительская. 2. Формирование статуса региона как Центра образования и науки. 3. Векторное воспитание научных интересов/пристрастий у школьников. 4. Популяризация достижений науки и техники. 5. Профессиональная ориентация молодежи. 6. Рост престижа высшего технического образования. Основные форматы и принципы работы: познавательное шоу, эксперимент, научное обоснование, поиск применения результатов, проектирование, возможности реализации проектов. Принципы: 1. Интерактивность - доступ к репликам-экспонатам. 2. Эксперимент - игра/работа/исследование с поиском нестандартных решений применения. 3. Обоснование - объяснения с позиции современной науки. 4. Ознакомление с историей и достижениями науки и томской науки в первую очередь, в формате шоу (аналог - циклы передач Капицы, Дроздова, Гордона и пр.). 5. Открытое творческое общение с ведущими специалистами в различных областях науки и техники (по возможности высокого уровня). 6. Возможность демонстрации личных и коллективных достижений. 7. Познавательный досуг. Зонирование пространства: 1. Экспериментальные тематические площадки для ознакомления с разделами науки (акустика, оптика, механика, электроника, квантовая физика, математика, геология, химия, информатика, биология, медицина, материаловедение, астрономия, археология, этнография и пр.), для демонстрации возможностей технического применения результатов научных изысканий в игровой форме. 2. Площадки для выставок, лекций, мастер-классов от ведущих ученых с применением методик погружения в творческий процесс (синектические методы, методы дополненной реальности, использование современных демонстрационных возможностей - экраны обратной проекции, виртуальные игровые технологии, голографическое моделирование). 3. Непосредственно музейная площадка - в виртуальной и физической форме ознакомление гостей ТН с историей науки, вкладом томских ученых, их влиянием на основные направления развития науки в стране и мире. При этом на экспериментальных площадках (п. 1) должна предоставляться возможность физического контакта с приборами и практическими наработками томских ученых. 4. Электронная библиотека-информаторий с возможностью доступа ко всем открытым легальным научным информаториям города/страны мира. 5. Конференц-площади (форумы, конкурсы, ярмарки). 6. Кафе с демонстрацией научно-популярных фильмов и циклов передач. 7. Информ-бюро по подбору и изготовлению электронных материалов. 8. Мастерские по ремонту и восстановлению экспонатов. 9. Фондохранилище. Особенности структуры: 1. Отсутствие раритетов - только реплики в открытом доступе и виртуальные модели. 2. Наличие специалистов базового (школьники, гости, семьи) и инновационного (студенты, ученые) уровней сопровождения экскурсий. 3. Наличие экспериментальных площадок с возможностью научного консультирования. 4. Привлечение шоу-технологий вовлечения в познавательный процесс. 5. Наличие обширной видео-, аудио-, медиатеки. 6. Наличие обеспечивающих служб. 7. Возможность привлечения специалистов предпенсионного/ пенсионного возраста к сопровождению экскурсий базового цикла и молодых и перспективных ученых для сопровождения экскурсий инновационного цикла. Методологический подход: 1. Базовый курс для школьников и семейного досуга на любой тематической площадке предполагает наличие предметного ряда/интриги/загадки/демонстрации существующих обоснований. Программы выходного дня и тематические творческие экспериментальные проекты. * Привлечение шоу-технологий, методов управления творческим процессом (синектика) и методов погружения в видеоматериал (3Д-технологии, голографическое моделирование, экраны обратной проекции). * Возможность более полного погружения в узкое научное исследование под руководством специалистов (формирование профессиональной ориентации для школьников). 2. Инновационный курс для студентов и ученых на любой тематической площадке предполагает более углубленный подход, возможно, узкотематический. В основном предполагает наличие экспериментальной площадки, информационной связи и дискуссионных возможностей. 3. Лекционный курс с привлечением ведущих специалистов. 4. Научно-популярный курс - лекторий выходного дня, показ циклов научно-популярных программ обо всем (информационная структура воды, таяние ледников, поведение астероидов и комет, солнечная активность, луна и её загадки, самые загадочные гении в человеческой истории и пр.). 5. Тематические выставки/ярмарки/конкурсы.
Подобина В.М. Роль палеонтологического музея Томского университета в научно -образовательном процессе / В.М. Подобина, Л.Г. Пороховниченко // Академические и вузовские музеи : роль и место в научно-образовательном процессе : материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием, Томск, 7-10 декабря 2008 г. / отв. ред. Э.И. Черняк. Томск, 2009. С. 272276.
Ермолаева Н.П. Становление минералогического музея Томского политехнического университета и связанные с ним судьбы // Музейные фонды и музейные экспозиции в научно-образовательном процессе : материалы Всерос. науч. конф., Томск, 18-20 марта 2002 г. / отв. ред. Э.И. Черняк. Томск, 2002. С. 206-212.
Матющенко О.И. Музей истории высшего учебного заведения: необходимость новых экспозиционных решений / О.И. Матющенко, М.А. Василькова // Томские музеи : сб. док. и ст. / ред.: С.Ф. Фоминых, Э.И. Черняк. Томск, 2010. С. 193-213.
Родионова Т.В. Вклад Г.Н. Потанина в формирование и развитие Музея археологии и этнографии Сибири // Томские музеи : сб. док. и ст. / ред. С.Ф. Фоминых, Э.И. Черняк. Томск, 2010. С. 181-187.
Игры разума : Красноярские ученые открыли интерактивный музей науки // Smartnews [Электронный ресурс]. URL: http://smartnews.ru/regions/krasnoyarsk/11947.htmltfixzz2hwdxNqZ (дата обращения: 21.10.2013).
Первый в Красноярском крае музей науки открылся в СФУ // Научная Россия [Электронный ресурс]. URL: http://scientificrussia.ru/articles/sfu-science-museum (дата обращения: 21.10.2013).
Сайт Центра занимательных наук (ЦЗН) «Склад Ума» [Электронный ресурс]. URL: http://skladumatomsk.wix.com/skladuma (дата обращения: 21.10.2013).
Профессора Томского университета: биогр. словарь. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1996. Вып. 1 : 1888-1917. С. 59-62.
Памяти Олега Дмитриевича Алимова // За кадры. 2003. № 23 (3129) [Электронный ресурс] // URL: http://za-kadry.tpu.ru/article/3129/1374.htm (дата обращения: 21.11.2013).
Биография Н.В. Никитина. Сайт НТБ НИ ТПУ [Электронный ресурс] // URL: http://www.lib.tpu.ru/exib-201208221120.html (дата обращения: 21.11.2013).