В статье дана краткая характеристика новых полевых этнографических материалов по зимней календарной обрядности русских, собранных автором на территории Чойского, Турочакского и Майминского районов Республики Алтай в 2012-2013 гг. В поисках путей популяризации знаний о традиционной русской культуре в полиэтничном регионе автор обращается к студенческой аудитории. В статье представлен опыт презентации новых этнографических сведений об обычаях и обрядах зимнего цикла в условиях библиотеки, атмосфера которой позволяет не только предложить теоретические сведения, но и разносторонне продемонстрировать синкретичное явление народной культуры, включая реконструкцию в соответствии с полевыми записями.
New ethnographical materials of the Russians of the Gorny Altai and experience of their popularization.pdf В 2012-2013 гг. автором работы впервые проводились специальные этнографические исследования русского населения Горного Алтая, точнее, той части региона, которую можно отнести к зоне низкогорного ландшафта (см., например: [1, 2]). Поскольку подобная тематика долгое время оставалась вне внимания ученых, возник существенный пробел в знаниях о русских традициях и региональной специфике русского этноса в общественном сознании жителей полиэтничного региона - Республики Алтай. По этой причине при получении нового регионального материала, прежде всего данных полевых этнографических исследований, возник вопрос и о его оперативной презентации не только в профессиональной научной среде, но и популяризации в общественной сфере. Как известно, обращение к теме популяризации и пропаганды русской народной культуры традиционно для работы библиотек. Во многих из них ведутся поиски новых путей приобщения молодежи к традициям русского народа (см., например: [3, 4]). Приведем в пример ставшие традиционными «Мельниковские чтения», посвященные памяти известного фольклориста-слависта М.Н. Мельникова. Организаторами мероприятия выступают Новосибирская областная государственная научная библиотека, Центр русского фольклора Новосибирской области, Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирский государственный педагогический университет [5]. В пространстве библиотеки в ходе «Мельниковских чтений» ученые, этнопе-дагоги, фольклорные коллективы, мастера народного творчества сотрудничают на одной площадке. Презентация полученных автором в ходе полевых исследований материалов по этнографии русских Республики Алтай была осуществлена в среде студентов и преподавателей Горно-Алтайского государственного университета на базе его научно-технической библиотеки. Тема русской традиционной культуры не является популярной в Республике Алтай. Поэтому особенно важно заинтересовать полиэтничную аудиторию. В библиотеке был проведен фольклорно-этнографический вечер «Скоро Святки», поскольку эта тематика представляется наиболее интересной для молодежи в силу специфики зимней обрядности, ведь время от Рождества до Крещения было и остается временем подъема религиозных чувств, радости, веселья, наилучших ожиданий, молодежных забав. В ходе полевых этнографических исследований автора был получен ряд интересных результатов. Так, установлено, что в Горном Алтае, как и в соседних регионах, была распространена традиция «шулика-нить», которая бытовала непрерывно вплоть до настоящего времени. Для региона были характерны варианты маскирования, распространенные в Западной Сибири, особенно зооморфные и антропоморфные костюмы. Христианское значение праздника выходило на первое место в Рождество, святочный разгул в это время был непозволителен. В Святки было принято гадать с кольцом и загадывать на сон (в различных вариантах), задавать вопросы под окнами, гадать при помощи домашней птицы, бросать валенки, жечь нитки. Распространены были гадания с использованием конской упряжи, на блюдце, на полешках, камешках, обхватывание забора. Принято считать, что гадали только девушки. Полевые материалы автора свидетельствуют о том, что этим занимались и парни. Мальчики-посевальщики в костюмах коляды и пирата, г. Горно-Алтайск, 2013 г. При популяризации народной культуры в условиях библиотеки возникает возможность разносторонне представить эти материалы. При этом можно предложить аудитории не только теоретические сведения, но и значимую информацию в форме фольклорного выступления, а также привлечения аудитории к непосредственному участию в демонстрации-реконструкции новых этнографических материалов, а также в традиционных народных играх. Наш фольклорно-этнографический вечер состоял из трех частей, которые условно можно обозначить как эстетическую (выступление фольклорного коллектива «Туматуриха»), теоретическую (лекция свободного формата, беседа) и практическую (участие студентов в реконструкции-демонстрации, народных играх). При этом при подаче информации были представлены как региональные особенности, так и характерные в целом для русских элементы культуры (календарно-обрядовые песни, гадания, игры). На наш взгляд, особое значение имеет демонстрация-реконструкция тех или иных действий, выполненная на основе новых полевых этнографических материалов. При сборе полевого этнографического материала иногда сущест -венную часть времени занимает подробный опрос информатора о том, как конкретно происходило то или иное действие, например гадание или игра, пока это не станет понятно собирателю в деталях. Стиль научных публикаций не всегда позволяет понять читателю-неспециалисту представленный подобным образом материал в его конкретности. Демонстрация-реконструкция позволяет донести эти сведения в максимально понятной и увлекательной форме для широкой неподготовленной аудитории. Так, например, в 2012 г. в с. Чоя автором был записан один из вариантов святочного гадания на нитках, относящийся ко второй половине ХХ в. Он представляет собой пример длительного бытования святочных традиций в Горном Алтае и их адаптации к новым условиям. Как известно, в Сибири было распространено святочное гадание на нитках, при котором нитки поджигались девушками. В какой последовательности сгорали нитки, в такой же последовательности девушки должны были выйти замуж. Обычно нитки подвешивали к потолку избы. Но в 50-е гг. ХХ в. это гадание вместе с молодежью переехало в студенческие общежития г. Горно-Алтайска, где было адаптировано к окружающим студенток условиям. Так, по рассказам информатора, собравшиеся девушки привязывали свои нитки к спинкам кроватей, стоящих рядами, а затем вместе одновременно их поджигали. Реконструкция и демонстрация такого варианта гадания с участием самих студенток позволяет наглядно представить, как оно происходило и вызывает неподдельный интерес к сфере русской традиционной культуры. Реконструкция -демонстрация гадания с нитками Готовимся играть Не менее интересно было женской части нашей полиэтничной аудитории принимать участие (в игровой форме) в ранее широко распространенном «подблюдном» гадании под пение подблюдных песен (в Г орном Алтае пока не зафиксировано). Даже в демонстрационной форме участие в таких действиях способно приблизить аудиторию к пониманию того, насколько сильна в народе была вера в «вещее слово». Полной неожиданностью для студентов, пришедших на вечер, явилось их собственное участие в молодежных играх, которые были популярны в Святки, и разучивание колядок-речитативов. Особое значение имеет популяризация этнографических знаний о крещенских обычаях. В настоящее время стали модными массовые крещенские купания. И хотя от священнослужителей регулярно доносятся призывы учитывать состояние здоровья и медицинские противопоказания при решении окунуться в холодную воду, случаи легкомысленного отношения купающихся к своему здоровью и здоровью своих детей встречаются. Полевые материалы свидетельствуют о том, что в Горном Алтае, вплоть до настоящего времени, непрерывно бытовали крещенские традиции. Зафиксирован ряд правил и представлений о правилах набора святой воды, особенности отношения к такой воде, набранной из реки или источника, колодца. Считается, что Крещение наступает в 12 часов ночи. С этого момента вода становится святой. Согласно традиционным представлениям, обязательно очиститься святой водой должны были «шуликаны», т.е. те, кто рядились, надевали «бесовские личины» в период Святок. Заметим, что традиция массового крещенского купания - новая. Те информаторы, с которыми нам удалось встретиться, о купании в проруби не рассказывают - не было принято. Соприкасались со святой водой, как правило, путем обливания или умывания: «Кто шуликался, это обязательно водой святой надо было облиться, хоть умыться». Как свидетельствуют информаторы, умывались, а не окунались в прорубь с целью избежать переохлаждения (особенно женщины). Заметим, что полученный опыт популяризации этнографических знаний на базе библиотеки еще раз дает основания убедиться в следующем: сотрудничество ученых, фольклористов и библиотекарей в целях популяризации народной культуры представляется плодотворным и востребованным. Условия и атмосфера библиотеки позволяют рельефно обозначить такое синкретичное явление, как традиционная культура, представив на одной площадке его различные аспекты.
Шитова Наталья Ивановна | Горно-Алтайский государственный университет | кандидат исторических наук, методист Научно-технической библиотеки | natalja.sni2011@yandex.ru |
Шитова Н.И. Особенности пищи русских низкогорной зоны Горного Алтая (первая половина XX в.) // Вестн. молодых ученых. № 9. Горно-Алтайск, 2012. С. 60-63.
Шитова Н.И. Старообрядцы г. Горно-Алтайска в современных условиях // Проблемы и перспективы социально-экономического развития города. Горно-Алтайск, 2013. С. 60-64.
Кравченко М. «Войди в мир с добром»: К вопросу о духовном воспитании // Библиотека. 2012. № 10. С. 32-38.
Листопадова Т. «Любо, братцы, любо!», или Казачьи посиделки // Библиотека. 2013. № 5.С. 5.
Талалова М. Фольклор и современность: быть иль не быть? (Заметки с круглого стола по итогам VI Мельниковских чтений) [Электронный ресурс]. URL: http://www.sib-culture.ru/news/detail/885 (дата обращения: 28.08.2013).