В современной системе высшего образования все большее применение находят компьютерные технологии и телекоммуникации: мультимедиа, информационные системы, веб-страницы и др. Использование новых информационных технологий не только повышает уровень компетентности будущего библиотекаря, но и престижность самой профессии. Освоив применение информационных технологий в библиотечной сфере, выпускники будут стремиться в профессиональной деятельности использовать полученный опыт.
The role of higher education in the formation of the prestige of the profession of librarian.pdf Необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза предопределена не только собственно развитием технических устройств, средств программирования, разработкой новых мультимедийных технологий, но и формированием целостного процесса информатизации общества, вхождением российского образования в мировое информационное и образовательное пространство. Многофакторность развития современной образовательной системы вуза требует соответствующего уровня структуризации информации, создания доступных информационных сетей, соответствующего уровня состояния образовательной сферы в области коммуникативно-информационных технологий. Информатизация образования предоставляет обширные возможности для решения проблем сохранения и приумножения образовательного потенциала. Но стремительное усовершенствование компьютерной техники и технологий приводит к тому, что получаемые в учебных учреждениях знания и навыки успевают морально устареть, прежде чем выпускники получать, дипломы или аттестаты. Процесс продуктивного обучения в университете с активным использованием компьютерных мультимедийных технологий связан с будущей профессиональной деятельностью субъекта, формами приема, переработки и усвоения информации. В качестве основы построения модели информационно-образовательной среды студентов направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» принимается система дисциплин, сочетающая традиционное библиотековедческое знание и новые информационные технологии, представленные и как информационные продукты (автоматизированные библиотечные системы, информационно-справочные системы, информационно-поисковые системы, корпоративные порталы), и как способы обучения (презентации, интернет-тестирование, размещение учебно-методических комплексов на сайте университета и т. д.). Каждый преподаватель университета создал электронные учебно-методические комплексы по читаемым дисциплинам, подготовил системы электронных тестовых заданий. В университете внедрена система дистанционного обучения eLearning, благодаря которой в рамках учебного процесса реализован комплекс компьютерной коммуникации «преподаватель - студент», включающая самообразование и самоконтроль студента по материалам, предоставляемым преподавателем в электроном виде на сайт вуза в рамках данной системы. Эффективное использование компьютерных образовательных технологий в информационно-образовательной среде в ФГБОУВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» представлено не только государственной поддержкой в приобретении компьютеров, проекторов, интерактивных досок (в рамках национального проекта «Образование»), но поддержкой грантов по созданию информационных систем, баз и банков данных, предоставлению доступа к различным библиотечным интернет-системам. По данным опроса, более 54% студентов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина посетили сайт университета и ознакомились с учебно-методическими комплексами по изучаемым дисциплинам. Данные материалы являются особенно полезной информацией для студентов-заочников, которые благодаря интернет-технологиям могут ознакомиться с основными информационными материалами по изучаемым дисциплинам, не приезжая непосредственно в вуз. Такое отношение образовательного учреждения отражает реализацию новой парадигмы образования, которая характеризуется перенесением ведущего направления развития образования с усвоения значительных объемов информации с целью накопления ее впрок на освоение методик непрерывного получения новых знаний и формирование умения учиться самостоятельно; приобретение навыков работы с любой информацией, с неоднородными, противоречивыми данными, формирование критичного, а не репродуктивного типа мышления; ориентацию на принцип «формировать профессиональную компетентность», повышая престижность будущей профессии. Полученное высшее образование позволит библиотекарю на практике реализовать совокупность следующих параметров: - квалифицированный подход к поиску новой информации; - функциональную грамотность (культура чтения и восприятия информации); - умение культивировать массивы информации; - информационную грамотность (знание разнообразных источников информации (текстовых, машиночитаемых); знания причин и способов использования разнообразных источников информации; критическую оценку информации); - умение эффективно представлять результаты собственной деятельности; - знание норм использования интеллектуальной собственности. В свою очередь, указанные параметры предъявляют выпускнику такие новые требования, как способность формулировать информационную потребность и умение продуцировать информационные запросы; умение находить и эффективно использовать информационные ресурсы; знание возможностей библиотеки как информационной системы и умения максимально использовать ее потенциал в образовательной и научной деятельности; способность самостоятельно вести информационный поиск и критически оценивать полученную информацию; находить неординарные творческие решения посредством использования информационно-коммуникационных технологий [1]. Таким образом, конечной направленностью высшего образования в целом является формирование компетентного специалиста в сфере библиотечно-информационной деятельности с использованием новых информационных технологий. Решение комплекса практических задач по подготовке специалиста-библиотекаря с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий подразумевает: формирование навыка поиска и обработки профессиональной информации; формирование у студентов умений и навыков использования прикладного программного обеспечения при проведении учебного, научного, организационного исследования; формирование умения создавать конечный продукт; формирование устойчивых знаний по работе в системах электронного документооборота, программах обеспечивающих документационное обеспечение управления, автоматизированных систем, таких как АБИС «Руслан», АБИС «Библиотека 3.0», СПС КонсультантПлюс, СПС Гарант, ЭБС «КнигоФонд» и др. Престижный статус профессии библиотекаря определяется не столько экономическими факторами, сколько образом жизнедеятельности, поведением, мировоззренческими установками ее представителей, реализующихся во взаимодействии с обществом. Ключевая проблема повышения уровня престижности заключается в низкой информированности общества о возможностях современных библиотек и их сотрудников. Современный подход высшего образования к подготовке библиотекарей позволяет выпускать на рынок труда квалифицированного специалиста, не только знающего свое дело, но и представляющего направление развития библиотечной сферы, ее информатизацию и актуализацию, в том числе в молодежной среде, тем самым повышая престижность профессии библиотекаря и библиотечной сферы в целом.