В статье перечисляются причины объективного и субъективного характера, обусловливающие изменение требований к профессиональным компетенциям информационно-библиотечных специалистов вузовских библиотек. Рассматривается опыт работы Научной библиотеки Дальневосточного федеральногоуниверситета по организации системы повышения квалификации и компетентностного уровня сотрудников; приводятся результаты анкетирования библиотекарей по проблемам повышения квалификации.
Upgrading of the level of professional competence of library and informational staff of the scientific library of the Fa.pdf Возрастание роли образования в качестве катализатора общественного развития, совершенствование системы образования повлияли на изменение миссии вузовской библиотеки и рост требований к деятельности персонала в новой информационной среде. Высококвалифицированный персонал является гарантом в достижении целей современной вузовской библиотеки, призванной обеспечить оперативное и полное информационное сопровождение образовательной и научно-исследовательской, воспитательной деятельности высшего учебного заведения. Идеология непрерывного образования принята на вооружение библиотечным сообществом, поскольку только обучаясь постоянно, непрерывно, можно продуктивно работать в условиях столь стремительно меняющейся среды. Библиотека вуза сегодня сама становится обучающим центром, помогающим освоить новые технологии, без которых невозможна адаптация в информационном обществе [1. С. 13]. Непрерывный характер инновационных процессов в образовании принципиально меняет не только содержание и формы обучения информационно-библиотечных специалистов, но и способствует формированию новых подходов к системе обучения. Сложившаяся в настоящее время практика повышения квалификации не соответствует все более возрастающим потребностям специалистов. Эта ситуация вызвана причинами объективного характера: - сокращением финансирования мероприятий, связанных с переподготовкой и повышением квалификации; - отсутствием нормативных документов, ставящих деловую карьеру специалиста в прямую зависимость от уровня его профессионализма и регулярности обновления знаний в системе непрерывного образования; - отсутствием системы методической помощи региональным образовательным структурам со стороны федеральных центров дополнительного библиотечного образования; - работой в условиях дефицита кадров (старение; переход специалистов на более высокооплачиваемые должности в учреждения других ведомств и систем; увеличивающееся количество неспециалистов и отсутствие возможности на их обучение); - недоступностью центров федерального и межрегионального уровней для специалистов Дальнего Востока в силу его удаленности, дорогостоящих транспортных расходов. Научная библиотека Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на протяжении многих лет возглавляет методическое объединение вузовских библиотек Дальневосточного региона. В функции методического центра входят организация и проведение мероприятий по повышению квалификации библиотечных кадров (научно-практических конференций, семинаров-тренингов, межвузовских секций по отдельным направлениям информационно-библиотечной деятельности и т. д.). Научная библиотека располагает необходимой ресурсной базой для обеспечения профессионального развития сотрудников вузовских библиотек, которая включает в себя учебные классы, компьютерный парк, программное обеспечение, комплекс технических средств. Ведущие специалисты библиотеки имеют большой опыт практической, а также педагогической деятельности. Кроме внешних факторов, необходимость обновления знаний обусловлена многими факторами внутренней среды. В Научной библиотеке ДВФУ этому способствовало объединение в 2011 г. библиотек четырех вузов, имеющих разное программное обеспечение, разный уровень организационной культуры и подготовки персонала. В Концепции развития Научной библиотеки на период до 2019 г., утвержденной в 2014 г., акцентируется внимание на усилении кадрового потенциала путем профессиональной переподготовки и обучения сотрудников, что является непременным условием перехода к технологическому обновлению библиотеки. После объединения научно-методический отдел библиотеки провел анкетирование сотрудников с целью определения удовлетворенности уровнем своей профессиональной квалификации, выявления потребности в новых формах организации системы повышения квалификации и компетентностно-го уровня, определения ресурсной базы, получения конкретных предложений по тем направлениям информационно-библиотечной деятельности, по которым сотрудникам нужна информационно-методическая поддержка. В анкетировании приняли участие 70 сотрудников Научной библиотеки. Первый вопрос предполагал оценку уровня своей профессиональной зрелости. 67% респондентов (47 чел.) чувствуют себя на рабочем месте уверенно; 34% (24 чел.) собираются повышать свою профессиональную квалификацию; 8,6% (6 чел.) затруднились ответить на этот вопрос. Заинтересованы в повышении своей профессиональной квалификации 86% (60 чел.), не заинтересованы - 14% (10 чел.). Показательным в плане профессиональной зрелости является участие в работе конференций, семинаров, круглых столов: подготовка докладов, сообщений, презентаций и т. д. На вопрос «Как часто Вы выступаете на конференциях, семинарах, совещаниях?» ответы распределились следующим образом: очень часто - 1% (1 чел.), часто - 13% (9 чел.), редко -40% (28 чел.), никогда - 44% (31 чел.). Следующий блок вопросов касался организации системы самообразования. Здесь немаловажное значение принадлежит ресурсной базе: ее контенту, доступности. Регулярно следят за профессиональным информационным потоком 50% (35 респондентов), редко - 41% (29 чел.). Из выписываемых профессиональных изданий наиболее востребованными являются: «Библиотечное дело» - 48,6% (35 чел.), «Научные и технические библиотеки» - 44,3% (31 чел.), «Библиотековедение» -30% (21 чел.), «Библиосфера» - 15,7% (11 чел.); 37% (26 чел.) пользуются другими источниками информации. Как показал опрос, наиболее часто сотрудники используют ресурсы Интернета - 80% (56 чел.); 77% (54 чел.) - ресурсы Научной библиотеки ДВФУ. Подавляющее большинство респондентов - 92% (65 чел.) считают, что необходимо обучаться постоянно; 5,7% (4 чел.) не видят в этом необходимости. Такую форму повышения квалификации, как методический час, считают эффективной 77% (54 чел.), не считают - 19% (13 чел.). Необходима методическая помощь по отдельным направлениям информационно-библиотечной деятельности 29 сотрудникам (41%). Указаны следующие направления, в основном связанные с функциональной деятельностью сотрудников Научной библиотеки: изучение новых возможностей АБИС VIRTUA, библиотечно-информационное обслуживание в электронной среде, электронные ресурсы, каталогизация и систематизация документов, археография, организация массовых мероприятий со студентами. Данное анкетирование явилось основанием для оптимизации работы по повышению компетентностного уровня сотрудников Научной библиотеки; новый импульс получила работа по формированию кадрового резерва библиотеки. Учитывая предпочтения коллег в области самообразования, была создана папка «ПрофИнфо» на внутренней сети ELIB для размещения профессиональных материалов в электронном виде. Организуя систему профессионального развития, мы исходим из того, что непрерывное образование характеризуется ориентированностью на обучаемого, дифференцированным подходом, ситуационностью, доступностью. На сегодняшний день в нашей библиотеке функционирует многоуровневая система повышения компетентностного уровня библиотечно-информационных специалистов. 1-й уровень предусматривает вводный курс по всем направлениям биб-лиотечно-информационной деятельности вузовской библиотеки для начинающих библиотекарей, не имеющих профессионального (библиотечного) образования; 2-й уровень - расширенный курс с учетом функционально-производственной специализации по направлениям работы различных отделов Научной библиотеки; 3-й уровень - обучение новым библиотечно-информационным технологиям: работе в условиях интегрированной библиотечно-информационной системы, в локальных и глобальных телекоммуникационных сетях ит. д.; 4-й уровень - обучение современным технологиям управления, системе менеджмента качества, основам библиотечного маркетинга. В процессе обучения используются различные формы и методы, от постоянно действующих семинаров до создания комплексных рабочих (методических) групп по направлениям деятельности библиотеки. Непрерывность процесса обучения диктуется необходимостью освоения новых технологических процессов, связанных, в частности, с внедрением новых продуктов корпорации VTLS Inc.: VITAL, новой оболочки электронного каталога CHAMO [2]. В ближайшей перспективе - освоение RFID-технологии, так как переезд читальных залов библиотеки с материка на новые площади в кампусе ДВФУ на острове Русский предусматривает переход на обслуживание в условиях открытого доступа, и это ставит сотрудников библиотеки перед необходимостью разработки и предоставления обновленного перечня услуг информационно-библиотечного сервиса. В обучении нам представляется перспективным персонифицированный подход с учетом функциональной специализации сотрудника. В ряду таких мероприятий стоят семинары-тренинги по электронным ресурсам для сотрудников специализированных читальных залов, которые проводятся силами информационно-библиографического отдела. В Научной библиотеке ДВФУ 10 профильных читальных залов, доступ к электронному каталогу и электронным ресурсам обеспечен через сеть Интернет, при этом сотрудники становятся не только информационными консультантами, но и организаторами управления знаниями. В этом случае от их личной информационной компетентности зависит качество информационно-библиотечного обслуживания. В настоящее время высшая школа нуждается в библиотекаре, обладающем полипрофессиональными способностями и владеющем полипрофессиональными знаниями. Это требует активного профессионально-личностного развития библиотечных специалистов, умения учиться на протяжении всей жизни и овладевать теми компетенциями, которые понадобятся через 5, 10 лет [3. С. 67].
Зборовская Елена Геннадьевна | Дальневосточный федеральный университет (Владивосток) | зав. научно-методическим отделом Научной библиотеки | zborovskaya.eg@dvfu.ru |
Бургер И.П. Организационная структура вузовской библиотеки в условиях формирования информационного общества: автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2001. 21 с.
Блотова Б.Б. Векторы развития научных библиотек сегодня // Власть книги: библиотека, издательство, вуз: науч.-информ. альм. 2014. № 14. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dvfu.ru/web/library/almanah-vlast-knigi (дата обращения: 10.01.2015).
Библиотечное образование: состояние и перспективы // Университетская книга: ин-форм.-аналит. журн. 2014. Июль - август. С. 66-68.