В статье рассматриваются Саламанка и Алъкала-де-Энарес - старинные университетские города, входящие в список мирового культурного наследия, анализируются характерные особенности ихуниверситетов.
University cities of spain as objects of the world cultural heritage.pdf Испания занимает третье место по количеству объектов, включенных ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия. Испания также относится к странам с наибольшим числом городов, находящихся в данном списке. В числе пятнадцати испанских городов, имеющих статус исторических и являющихся частью мирового культурного наследия, есть два старинных университетских центра - Саламанка и Алькала-де-Энарес. Испания принадлежит к числу европейских государств, обладающих богатым историко-культурным университетским наследием. Уже к Новому времени в стране существовало более 30 университетов, среди которых к наиболее престижным относились действующие и поныне Саламанкский университет, университеты Вальядолида, Алькала-де-Энарес (Алькала), Севильи, Гранады, Сантьяго-де-Компостела и ряд других. Основанный в начале XIII в. в кастильской Саламанке университет входит в когорту старейших европейских университетов; он же представляет собой один из наиболее ярких символов испанской культуры. Университет Комплютенсе, появившийся три века спустя после Саламанкского в кастильском же городке Алькала-де-Энарес, стал воплощением грандиозного замысла кардинала Сиснероса, стремившегося осуществить в начале XVI в. масштабную реформу образования и воспитания испанского клира [1. P. 11-13]. В целом каждый из старинных испанских университетов на протяжении веков становился неотъемлемой частью локальной, региональной и общенациональной культуры. Однако именно университеты Саламанки и Алькала-де-Энарес завоевали особое место в мировом университетском сообществе. Саламанка на протяжении своей истории была центром обучения, снискавшим широкую известность в Испании и за ее пределами. Повседневная жизнь университетской корпорации определяла основные параметры бытия города; в его облике последовательно отражались этапы развития университета, роста его духовного и материального пространства. Университетские научные школы привлекали будущих юристов, медиков, теологов; открывающиеся коллегии академическую карьеру для неимущих студентов превращали в реальность. Реальностью становились и широкие возможности, которые открывались перед выпускниками Саламанкского университета на поприще государственной службы. Идеи величия знания, служения науке и монархии раскрывались не только в учебных аудиториях и в процессе научной деятельности, но и в самом архитектурном облике центра старинного города, в масштабах обустройства его университетских кварталов, барельефах, украшающих фасад главного здания университета и колоннаду центральной площади. В эпоху испанского Возрождения, ставшую временем наивысшего расцвета университета, Сала-манка с ее дворцами, монастырями, жилыми домами, зданиями коллегий, улицами и дорогами стала зримым олицетворением университета. Богатство историко-художественного наследия и состояние подлинно живого города как центра познания и науки позволило в 1988 г. утвердить Саламанку в качестве объекта мирового культурного наследия, а в 2002 г. -культурной столицы Европы [2]. Из 6 критериев, по которым уникальные в своем роде объекты включаются в список всемирного наследия, Саламанка, по решению ЮНЕСКО, отвечает трем. Эти критерии указаны в описании данного объекта как «шедевра человеческого созидательного гения» (критерий I), свидетельствующего «о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей. в определенном культурном пространстве.» (критерий II) и являющегося «выдающимся примером ... архитектурного ансамбля, который иллюстрирует значимый период человеческой истории» (критерий IV) [3]. В 1997 г. мэрией Алькала-де-Энарес, автономной коммуной Мадрида и университетом Алькала был подготовлен документ, в котором обосновывалась необходимость включения университета и исторического центра Алька-ла-де Энарес в список мирового культурного наследия. В заявке отмечалось, что в основе концепции города с его материальной, культурной, религиозной составляющими лежит разработанный кардиналом Сиснеросом проект по созданию университета. В отличие от распространенной практики возводить здание высшей школы в определенном городе, где впоследствии этот учебный центр обрастал необходимой инфраструктурой, Сиснерос придавал возводимому в Алькала университету фундаментальное значение, изначально планируя строительство всего необходимого для его функционирования. В результате город одновременно с появлением в нем университета обрел зримые материальные черты университетского центра, города, чей характер, согласно воплощенному плану Сиснероса, определялся логикой и особенностями функционирования университетской корпорации [4. С. 26-29]. Уникальность Алькала-де-Энарес, как подчеркивали авторы заявки, заключается в том, что он стал первой моделью университетского города эпохи раннего Нового времени. Эту характеристику подтвердила делегация Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест ИКОМОС (ICOMOS), которая посетила Алькала-де-Энарес в январе 1998 г. Специалистами совета было отмечено, что университет в Алькала не является старейшим ни в Европе, ни в Испании. Вместе с тем местом его рождения стал первый университетский город, построенный в качестве такового по заранее составленному плану, в котором основная застройка была подчинена нуждам процесса обучения и научных исследований. Отмечалось, что в этом Алькала отличается от старейших университетов Болоньи, Оксфорда, Кембриджа или Парижа, которые развивались в рамках существовавших и уже сформированных городских реалий, к которым этим университетам приходилось адаптироваться. Университет Алькала стал идеальной моделью для создаваемых испанскими миссионерами университетских центров в Южной Америке, а также для университетов Европы и других континентов [5]. По рекомендации ИКОМОС университет Алькала-де-Энарес и историческая часть города в 1998 г. были внесены в список объектов мирового культурного наследия [6]. Отметим, что наряду с критериями II и III, как в случае с Саламанкой, внесенной в этот список десятилетием ранее, город Алькала и его университет были выбраны также по критерию VI, сформулированному в отношении конкретного объекта следующим образом: «Вклад Алькала в интеллектуальное развитие человечества проявляется посредством материализации концепции Града Божьего, достижений в области лингвистики, которые имели здесь место, особенно в развитии испанского языка и благодаря тому, что Дон Кихот из Ла Манчи является шедевром Мигеля де Сервантеса Сааведры, самого выдающегося сына именно этого города» [5]. Включение в список объектов мирового культурного наследия универси-тетских центров Испании, как и сравнительно большого числа других испанских городов, является не только делом чести и выражением международного признания. Это предполагает огромную ответственность со стороны государства, которое берет на себя обязательства по сохранению подобных объектов, расположенных на его территории. Сознавая сложность такого рода задач и масштабы необходимых экономических ресурсов, мэры городов Испании в 1993 г. создали ассоциацию городов мирового культурного наследия. Цель этой ассоциации - организация и осуществление совместных действий по сохранению исторического и культурного наследия этих городов, а также поддержание и укрепление того сложившегося образа жизни, который необходим этим историческим центрам. В практической деятельности и планах ассоциации участие в совместных проектах, согласование позиций; обмен опытом и объединение сил перед лицом общих трудностей. 16 января 2015 г. в ходе встречи Филиппа VI с мэрами 15 городов, входящих в ассоциацию, новому королю Испании были представлены результаты совместной деятельности по сохранению и популяризации испанских городов - объектов мирового культурного наследия [7]. Для университетских городов Испании наиболее актуальными остаются проблемы сохранения многопланового феномена университетской культуры, изучения этой культуры и передачи ее достижений последующим поколениям в качестве историко-культурного наследия. Понимание данной проблематики нашло свое воплощение в Саламанкской декларации об историко-культурном наследии университетов (2008) [8]. В этом документе ректоры ведущих испанских университетов подтвердили приверженность университетского сообщества принципу преемственности в восприятии и поддержке идей, содержащихся в международных соглашениях о культурном, историческом и художественном наследии человечества, подписанных европейскими странами на протяжении XX в. Декларация была призвана привлечь внимание государства и общества к концепции испанского университета как неотъемлемой и весьма значимой части историко-культурного наследия страны. Подписавшие Саламанкскую декларацию ректоры обратились к европейскому сообществу с просьбой включить в европейский список историко-культурного наследия университетское наследие Испании [8. P. 67-68]. Таким образом, была обозначена концепция университетского историко-культурного достояния Испании как совокупного феномена. Саламанка и Алькала как уже признанные объекты мирового культурного наследия составляют, пожалуй, самую яркую, но не единственную ипостась этого феномена, представляющего важную составляющую мирового культурного наследия.
Жеравина Ольга Александровна | Томский государственный университет | кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культуры | toledo@mail.tomsknet.ru |
Declaracion de Salamanca sobre el Patrimonio Historico-Cultural de las universidades espanolas // RdM. Revista de Museologia: Publication cientifica al. servicio de la comunidad muse-ologica. 2008. № 43. P. 66-68.
Audiencia de SM el Rey a los alcaldes de las Ciudades Patrimonio de la Humanidad de Espana. 16 de enero del 2015. URL: http://www.ciudadespatrimonio.org/agenda/eventos.php?id=167 (data obrascheniya: 10.04.2015).
UNESCO. World Heritage List. University and Historic Precinct of Alcala de Henares [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/en/list/876 (data obrascheniya: 12.04.2015).
Alcala de Henares patrimonio cultural de la humanidad // Vivat Academia, revista electronica del «Grupo de Reflexion de la Universidad de Alcala» (GRUA). - Marzo 1999. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www3.uah.es/vivatacademia/anteriores/tres/patrimon.htm#Accion del ICOMOS (data obrascheniya: 16.04.2015).
Formulario para la inscription en la lista del patrimonio mundial de la Universidad y recinto historico de Alcala de Henares. Primer modelo de ciudad universitaria de la edad moderna. Alcala de Henares - Comunidad de Madrid - Universidad de Alcala. 1997. 80 p. URL: https: //www.uah.es/patrimonio_humanidad/documentos/patrimoniohumanidad.pdf (data obrascheniya: 24.05.2015).
UNESCO. World Heritage List. Old City of Salamanca [Электронный ресурс]. ]URL: http://whc.unesco.org/en/list/381 (data obrascheniya: 12.04.2015).
Ciudades Patrimonio de la Humanidad: Espana. UNESCO. Salamanca [Электронный ресурс]. URL: http://www.ciudadespatrimonio.org/ciudades/index.php?cd=8 (датаобращения: 10.04.2015).
Rodriguez-San Pedro Bezares L.E. Las Universidades Hispanas en la Edad Moderna. Un Balance // Las Universidades Hispanicas: de la Monarquia de los Austrias al. Centralismo Liberal. Salamanca, 2000. P. 11-13.