Цифровая конвертация аналоговых записей селькупских инструментальных наигрышей | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2016. № 1(21).

Цифровая конвертация аналоговых записей селькупских инструментальных наигрышей

В статье даётся краткая оценка программным продуктам, разработанный для платформы Windows. Это программы-конвертеры, нотные и аудиоредакторы. Основное место уделено конвертерам, позволяющим переводить (конвертировать) аудиозаписи из волнового формата (Wave) в цифровой (Midi). Это направление работы с традиционной музыкальной культурой пока ещё мало используется в учебном процессе. Тем не менее практика показывает, что согласованное сочетание компьютерных технологий с традиционным слуховым методом существенно улучшит работу с традиционной музыкальной культурой селькупов и имеет значительные перспективы в академической-учебной сфере.

Digital converting of the analog recording of selkupsky tool folk tunes.pdf Фольклорная экспедиция всегда была перспективным направлением изучения традиционной инструментальной культуры селькупского этноса. В процессе полевого поиска, как правило, ведётся фотографирование и запись: аудио, имеющая многолетнюю апробацию, и видео, сравнительно недавно появившаяся в арсенале фольклориста-исследователя. После экспедиционной работы весь материал систематизируется и далее расшифровывается согласно требованиям предмета «Расшифровка и аранжировка народных мелодий», входящего в федеральный компонент Государственного образовательного стандарта. Расшифровка аудиозаписей - процесс сложный и длительный, требующий от исследователя тонкого слуха и опыта работы с аналоговыми записями13. Для работы с ними ранее использовался специальный магнитофон, позволяющий делать остановку и многократное прослушивание необходимого фрагмента. Процесс этот всегда считался утомительным и требовал от «расшифровщика» значительного напряжения слуха для селекции полезного сигнала от шумового. Недавно появившиеся мультимедийные технологии значительно облегчили эту задачу, превратив трудоёмкий процесс в работу компьютерного оператора с инструментальными программными средствами по записи, созданию копий и редактированию [1. С. 9]. Из множества мультимедийных (цифровых) направлений задействованы в основном программные продукты, разработанные для платформы Windows14. Это - конвертеры, нотные редакторы, аудиоредакторы и частично ме-диапроигрыватели и системные программные решения. Подробный анализ компьютерных технологий, используемый в этнооргано-логии, самостоятельная тема, не входящая в приоритеты небольшой статьи, но для освещения заявленной темы ниже даётся их краткая характеристика. Программы-конвертеры и нотные редакторы предлагают перевод (конвертацию) записей из волнового формата (Wave) в цифровой (Midi) и далее в нотный интерфейс. Это направление работы с традиционной музыкальной культурой пока ещё очень робко используется в учебной расшифровке, всегда проводимой слуховым методом. Наиболее известные программные решения для конвертации аудиозаписей с последующей их нотацией приведены в таблице. Наиболее распространённые программы-конвертерыи нотные редакторы Программа Платформа Краткая характеристика Audio to midi Windows Конвертер Audio в MIDI формат AKoff Music Composer Windows Распознаёт и преобразовывает аудиозаписи в MIDI формат Intelliscore Ensemble Polyphonic WAV to MIDI Converter Windows Конвертер Audio в MIDI формат, распознает инструменты в Audio и создаёт MIDI дорожки для каждого инструмента Notation Player Windows Отображает форматы .mid, .kar, .not в графическом нотном интерфейсе с возможностью воспроизведения и печати Sibelius Windows, Linux Нотный редактор Finale Windows, Macintosh Нотный редактор и др. Перевод аудиофайлов15 в midi и далее в нотный интерфейс при помощи перечисленных программ пока не даёт качественных результатов, так как при одних и тех же настройках они требуют слуховой правки. Это связано с отсутствием специализированных селекционных фильтров, которые не могут отделить полезный сигнал от помех. Даже в самую совершенную студийную запись неизбежно попадают посторонние сигналы (природный и техногенный шум, перемещение респондента и др.), поэтому селекция полезного и шумового сигнала пока невозможна без слухового метода. Для работы с медиатехнологиями в условиях учебного процесса и обеспечения методологической поддержки имеется обширное количество методического материала [2-6 и др.]. Публикации же, касающиеся сугубо конвертации аудиозаписей, немногочисленны и представлены чаще всего узкоспециализированными описаниями компьютерных приложений с анализом их технологических аспектов [7, 10]. Одна из работ, представляющих интерес для фольклориста, выполнена композитором М.И. Карпец, где автор предлагает вместо привычных партитур с использованием нотного письма применять графический интерфейс. Он считает, что это «...позволит избежать терминологической путаницы и упростит практикам ориентацию в широком спектре современной многовариантной визуально-графической записи музыки» [8. С. 264]. Ниже мы рассмотрим это направление на примере расшифровки одной из наших записей. В качестве основных программных средств, направленных на воспроизведение музыкальных файлов и дальнейшее распознавание нот, рассмотрим такие, как WIDI Recognition System (далее - WIDI), celemony Melodyne (далее - Melodyne) и Transcribe. WIDI - программа-конвертер, работающая по распространённому алгоритму действий, переводящая аудиофайл в midi и уже далее в любой нотный редактор, который поддерживает работу с midi файлами. Отличительной чертой программы являются удобные настройки. Melodyne - программа предназначена для предварительного редактирования аудиозаписей и работает по новейшему алгоритму direct note access1. Данная технология позволяет из общего потока аудио выделить полезный сигнал, частично отсекая помехи, и преобразовывать их в графический интерфейс. Transcribe - специализированная программа-плеер, которая позволяет проигрывать и закольцовывать отдельные участки аудиофайла, изменять темп без изменения тональности, что дает возможность более тщательно и детально расшифровывать аудиозапись. Алгоритм работы - спектральный анализ (сигналограмма) - позволяет определить по выбранному участку записи частоты входящих в него звуков и сразу сопоставить их с частотами тонов принятого музыкального строя, т.е. визуально определять высоту и длительность звука за счёт пиков спектра на графике. 1 Direct note access (DNA) (англ.) - прямой доступ к ноте, разработчик Celemony Software gmbH, автор идеи Peter Neubacker (http://www.celemony. com). 2 screenshot (англ.) - снимок экрана. Рис. 1. Screenshot2 WIDI (WAVE-интерфейс), определение тональности записи «Торняя» Программы WIDI и Melodyne автоматически определяют тональность в темперированном хроматическом формате. Transcribe же не требует определения тональности, что делает её более привлекательной, так как в фольклорных записях определить тональность даже с помощью программных средств довольно сложно, так как монодийная селькупская мелодика в ряде случаев не имеет тонального звукоряда и выраженного метроритма. Рассмотрим работу программ на практике, взяв для примера селькупскую детскую песенку «Торняя» (сельк. Оленёнок)1 и выполним её конвертацию (аудиозапись не имеет серьёзных помех). В аудиозаписи «Торняя» программы WIDI и Melodyne определяют тональность какс-moll. (рис. 1, 2). hit Nil Dttimlion . -. : МГОГ Wind» ? ' ■ Рис. 2. Screenshot Спектральный (WAVE интерфейс) и нотный интерфейс программы Melodyne, определение тональности записи «Торняя» Следующий шаг работы программы WIDI - конвертация сигнала в спектральный и нотный интерфейс (рис. 3). _ _ ф WIDI Professional - [Не сохраненный "Морокова Т.-Торняялчпе" *1) Файл Редактировать Вид Инструмент Выделение Проиграть Операции Опции Окна Помощь Рис. 3. Спектральный и нотный интерфейс «Торняя». Screenshot программы WIDI 1 Напев Т. А. Мороковой, запись предоставлена И.В. Петровой. После небольшой слуховой правки аудиосигнал приобретает вид, удобный для музыковедческой обработки (нотный пример 1). Нотный пример 1 Результат комбинированной расшифровки детской песенки «Торняя»: J = 100 гл Г) 1 \) V Несколько сложнее дело обстоит с расшифровкой наигрышей на селькуп -ских сигнальных аэрофонах. Многие темброво-мелодические обороты часто невозможно обозначить знаками академической семиографии. Рассмотрим это на примере расшифровки звукоподражательного сигнала в исполнении на манке «Сыча Тёкай» (сельк. «манок на гуся») [9. С. 18]. Сам инструмент представляет собой две скреплённые между собой гильзы от охотничьего ружья 16-го и 28-го калибра (По Хорнбостелю-Заксу относится к набору закупоренных флейт - разновидность флейты Пана, индекс 421.112.2). Расшифровка с помощью программы Transcribe с последующей конвертацией в нотный текст показала следующий результат (нотный пример 2). Нотный пример 2 «Сыча Тёкай» («Манок на гуся»):1 i т^т^т ш^м^м. Благодаря цифровым технологиям появились новые возможности в преподавании таких дисциплин, как «Расшифровка и аранжировка народных мелодий» [11. С. 12], которая ранее велась исключительно слуховым мето- 1 Информатор Владимир Каргачёв, на р. Каралька АНАО, июнь 2012 г. Звукозапись Ф.Ф. Губай-дуллина. 2 Там же. Аналогичным образом была проведена расшифровка игры на «Сыча чынкый» (сельк. «манок на лебедя»). По Хорнбостелю-Заксу инструмент классифицируется как сосудная флейта с щелью без боковых отверстий, индекс 421.221.41 [10. С. 39]. Расшифровка сигнала с применением программы Melodyne показала следующее (нотный пример 3). Нотный пример 3 «Сыча чынкый» («Манок на лебедя»):2 дом. Слуховая расшифровка и её запись средствами нотографики крайне условно отражала реальное звучание оригинала, но давала простор творческому воображению. Компьютерная же расшифровка точна, но представляет больше семантико-математический, чем созидательный интерес. Опыт работы показывает, что наиболее приемлемыми для применения в учебной сфере являются Melodyne и Transcribe16. Благодаря этим программным средствам появляется возможность существенно расширить творческий процесс в музыкальном образовании. Сочетание двух направлений расшифровки - слухового и цифрового - обогащает процесс работы с традиционной музыкальной культурой селькупов.

Ключевые слова

селькупы, инструментальные наигрыши, расшифровка, конвертация, Selkups, instruments folk tunes, decoding, converting

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Губайдуллин Фиргат ФирзатовичУфимская государственная академия искусств им. 3. Исмагиловааспирантkorablik78@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Докторова Е.А. Мультимедиа технологии : конспект лекций. Ульяновск : УлГТУ, 2009.39 с.
Карпец И.М. Нотация в электронной и компьютерной музыке (проблемы терминологии) // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2009. № 99. С. 262-266.
Гулк Е.Б. Современные подходы к формам организации процесса обучения в высшей школе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета : Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1 (167). С. 30-33.
Еорбунова И.Б. Романенко Л.Ю. Родионов П.Д. Музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1 (167). С. 39-48
Еавртова Л.Т. Феномен мультимедиа : технологический, культурологический и искусствоведческий взгляд // Традиции и инновации изучения проблем языка и культуры в новой образовательной парадигме. Всерос. науч.-метод. конф. (с международным участием),. Оренбург, 4-6 февраля 2015 г. Оренбург, 2015. Секция 13. С. 1776-1783.
Юнусова В.Н., Харуто А.В. Компьютерный анализ музыки народов мира. Методы и перспективы // Архаика - Авангард. СПб., 2013. С. 17-22.
Харуто А.В. Компьютерные методы анализа звука в музыковедческом исследовании // Музыка и время. 2005. № 8. С. 55-59.
Карпец И.М. Нотация в электронной и компьютерной музыке (проблемы терминологии) // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2009. № 99. С. 262-266.
Еубайдуллин Ф.Ф. Инструментальная культура селькупов (по материалам этнографической экспедиции) // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 2 (15). С. 14-20.
Еубайдуллин Ф.Ф. Журавлиная река : путевой дневник. Уфа : Изд-во БГПУ, 2013. 60 с.
Рахимов Р.Г. Музыкальная информатика : учеб. пособие. Уфа : Изд-во БГПУ, 2015. 48 с.
 Цифровая конвертация аналоговых записей селькупских инструментальных наигрышей | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2016. № 1(21).

Цифровая конвертация аналоговых записей селькупских инструментальных наигрышей | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2016. № 1(21).