В статье освещается пребывание в Германии в 1854 г. А.П. Боголюбова, художника, коллекционера, основателя Радищевского музея в Саратове. С опорой на «Записки» художника определен маршрут его путешествия по германским городам, подробно рассказано о посещении музеев и художественных салонов. Выявлено отношение А.П. Боголюбова к увиденным в музеях работам европейских художников, под влиянием которых формировались его художественные представления, интерес к коллекционированию и музейному делу. Рассматривается знакомство с немецким художником А. Ахенбахом, оказавшим большое влияние на интеллектуально-творческую эволюцию А.П. Боголюбова.
A.P. Bogolyubov in Germany. The first travel of the artist and collector.pdf Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896), художник-маринист, коллекционер, общественный деятель, просветитель, сделал для русской культуры так много, что заслуженно находится в ряду ее выдающихся деятелей. Достойны особого уважения создание Радищевского музея в Саратове в 1885 г. и открытие художественно-промышленной школы при нем в 1897 г. как воплощение двух главных идей А.П. Боголюбова - просвещение народа в самом широком смысле этого слова и художественное образование одаренной молодежи с практической направленностью «в применении к ремесленным производствам» [1. C. 5]. К изучению жизни и творчества А.П. Боголюбова обращались многие авторы: Г.И. Кожевников, М.И. Андроникова, Н.В. Огарева, Г.М. Корма-кулина, Л.В. Пашкова, Л.П. Красноперова, Т. Моженок-Нинэн [2-10]. Коротко охарактеризовано творчество художника в исследовании по истории Дюссельдорфской школы живописи [11. Р. 206]. Однако чтобы углубить понимание творческой и просветительной деятельности А.П. Боголюбова, нужно обратиться к годам его становления как художника, просветителя и коллекционера, происходившего в контексте европейской культурной среды. Эта задача на материалах первого путешествия Боголюбова в Германию и поставлена в данной статье. Решение задачи опирается на «Записки моряка-художника», мемуары А.П. Боголюбова, над которыми он работал полтора десятка лет, с декабря 1881 г. и до последних дней жизни. В статье используется переиздание «Записок», осуществленное под руководством Н.И. Огаревой в 2006 г. [12]. Первое пребывание А.П. Боголюбова в Германии продлилось всего около двух месяцев, с 24 апреля по конец июня 1854 г., когда в составе группы пенсионеров Императорской Академии художеств он путешествовал по Европе. Судя по «Запискам», русские художники посетили Берлин и Дрезден, осматривали музеи и достопримечательности, наблюдали за повседневной жизнью. Они попали в Германию в эпоху подъема общественного интереса к музейному делу, когда строились и открывались новые музеи. А.П. Боголюбов отметил: в Берлине «побывали в старой коллекции картин, помещенной в только что отстроенном музее». Речь шла о Новом музее, построенном в 1843-1855 гг. по проекту архитектора Ф.А. Штю-лера. Это была вторая музейная постройка на Острове музеев в Берлине (ныне в комплекс входят пять музейных зданий). Во время осмотра музея русскими художниками работы по оформлению залов еще не были завершены. По этому поводу Боголюбов замечал: «Очень нас поразили при входе фрески знаменитого Корнелиуса. Работа была только в начале, смотрели тупо на это мастерство, не смея ни хвалить, ни осуждать. Войдя в громадный зал с парадной лестницы, с тем же тупым воззрением глядели на фрески Каульбаха. Готовы были только "Пророчества" и "Преобразования". "Бой гуннов" только писался, а сумбурная "Реформация" еще зрела в уме художника» [12. С. 66]. По прошествии прожитых лет А.П. Боголюбов признавался, что не смог сразу оценить старых мастеров живописи, украшавших музейные собрания Германии: «На Веласкеса и Мурильо я тогда и смотреть не умел, так же, как и на "Христа с динарием" Тициана, и только впоследствии стал вникать как следует во все эти прелести». Из художников прошлых эпох его впечатлили только голландцы XVII в., близкие ему своим отношением к природе и колористическими поисками: «Пейзажи Рюисдаля, Бонгейма, ван дер Неера, ван дер Вельда, Гоббемы, Кюппа и других очень мне были по нутру» [12. С. 66]. Он признавал также Каналетто с видами Дрездена и Венеции. И подчеркивал свое равнодушие к прикладному искусству: «... ковры древние разных эпох, мебель, утварь, серебряное и золотое дело и прочее меня даже и не интересовало, так вкус мой к этому был туп и неотзывчив» [12. С. 67]. В данном случае нужно отметить самокритичность (до уничижительности) художника. Очевидно, что первое посещение немецких музеев и Германии в целом послужило для Боголюбова стимулом к восполнению пробелов в образовании -впоследствии он стал большим знатоком и ценителем и старых мастеров живописи, и художественных ремесел. Недаром в боголюбовской коллекции широко представлены замечательные образцы декоративно-прикладного искусства разных стран, которые он собирал как «пособия» для его художественно-промышленной школы. Первые оценки современного ему немецкого (и европейского вообще) искусства художник все-таки дал; более того, четко и резко определил свои позиции. Он решительно не принимает те произведения, авторы которых, по его мнению, не имеют своей «идеи и натуры», а используют приемы, сюжеты, идеи великих мастеров прошлого: «Все мыслители-художники, вроде Каульбаха, Корнелиуса, Шпора, Ретеля, Пилотти и других, хороши разве для тупых бюргеров Германии, как были Верне и Деларош для Франции, а для России - Бруни, Брюллов, Басин, Шебуев и прочие. Все это была традиция воровства с мастеров итальянской древней эпохи» [12. С. 66]. А художника И.Ф. Овербека он называет «иезуитом живописи, первоклассным вором всего рафаэлевского и даже дорафаэлевского времени» [12. С. 77]. Высказанные А.П. Боголюбовым суждения и оценки показывают, что он многое знал и видел раньше, до своего приезда в Германию, имел отчетливое представление о стилях и традициях художников разных эпох и сразу разглядел подражание великим творцам Возрождения. Более того, он обозначил интересные с точки зрения изучения культурных вкусов немецкого бюргерства моменты - о тяге представителей этого слоя как раз к порицаемому русским художником искусству. Немецких художников Боголюбов упрекал и за чрезмерное увлечение стариной и мистицизмом, иными словами, - за тяготение к романтизму: «Немец без гнома не живет» [12. С. 120]. И совершенно иное отношение А.П. Боголюбова проявлялось к произведениям реалистического (хотя, заметим, с точки зрения стиля с ощутимыми следами романтики) направления немецкой живописи, которое представляли художники-пейзажисты дюссельдорфской школы. Он увидел их работы в одном из антикварных салонов Дрездена: «Вдруг вижу "Шевенинген" Андрея Ахенбаха. Гляжу на него и оторваться не могу. Люди, паника, лошади с возами - все это в движении, с волнующими меня парусами судов и прибоем морским тонуло в солнечнойводянойпыли!» [12. С. 67]. В этой записи Боголюбова прозвучали имя его будущего учителя, Андрея Ахенбаха, и название его картины, созданной в Голландии, в местечке Схевенинген (Боголюбов писал название на немецкий манер). Туда, на берег Северного моря, впоследствии неоднократно выезжал на этюды и сам Боголюбов. Нужно отметить, что работы А. Ахенбаха, в числе других произведений «юной европейской школы», он впервые увидел еще в 1850 г. Будучи морским офицером, он совершал рейс в Лиссабон на пароходе-фрегате «Камчатка» и во время стоянки в Брюсселе «вырвался» в один из брюссельских музеев [12. С. 48]. И потому его эмоции по поводу второй встречи с работами А. Ахенбаха вполне понятны. Восхищение творчеством этого мастера у А.П. Боголюбова сохранялось на протяжении всей жизни. А в 1854 г. впечатление Боголюбова от посещения антикварного салона в Дрездене было настолько сильным, что и через много лет сохранились свежесть и острота восприятия того, что оказалось близким ему по духу, чему он внутренне уже готов был учиться. От одной картины взгляд художника переходил к следующей: «Далее гляжу - вечер золотистый на острове Капри, тоже полный тишины и поэзии. Читаю - Освальд Ахен-бах» [12. С. 67]. Как видно, Боголюбов называет имя брата Андрея Ахенбаха, Освальда, и не оставляет работу этого художника без высокой оцен-ки. Для него важны свидетельства таланта, свежести восприятия, колористического мастерства художника: «Уже Италия, но с фигурами и тонкими, гармоничными тонами красок, и чудною зеленью пиний, кактусов и кипарисов». Тут же он отметил еще одного художника: «...смотрю на пейзажи Лессинга, стильные и глубокие, хотя сухие, читаю везде: Дюссельдорф да Дюссельдорф!» [12. С. 67]. Важно все-таки заметить, что к знаменитому в свое время К.Ф. Лессингу (1808-1880), представителю романтического направления дюссельдорфской школы, отношение автора «Записок» гораздо более сдержанное. Впоследствии он писал о Лессинге: «Странно, что я никогда не мог дивиться его гению» [12. С. 115]. Но, учитывая критическое отношение А.П. Боголюбова к немецким романтикам и недостаток у Лессинга, при всех превосходных качествах его живописи, столь любимой Боголюбовым «живой натуры», такая оценка Лессинга со стороны Боголюбова кажется вполне закономерной. Работы, увиденные в антикварном салоне, произвели на начинающего художника настолько глубокое впечатление, что он специально отправился из Дрездена в Дюссельдорф, чтобы встретиться с А. Ахенбахом. Встреча состоялась, и хотя Боголюбов был принят «весьма любезно», завести разговор о поступлении в ученики он не решился: у А. Ахенбаха в то время были свои планы. (В обучение к дюссельдорфскому мастеру Боголюбов попал только в 1859 г.) Из Дюссельдорфа А.П. Боголюбов совершил поездку в Бельгию и, возвратившись оттуда, отправился на пароходе по Рейну, посетил Кельн, Майнц, Франкфурт, Гейдельберг, осмотрел старинные замки, соборы, музеи. По поводу этих посещений в «Записках» предлагаются лишь краткие пометы, каждая из которых требует расшифровки. Так, художник сообщал: «Во Франкфурте. видел в музее «Ариадну», остался доволен» [12. С. 68]. Как удалось выяснить речь идет о скульптуре «Ариадна на пантере» Иоганна Генриха фон Даннекера (1758-1841), который был в то время очень знаменит. Как и критикуемые Боголюбовым немецкие живописцы-классицисты (Каульбах, Кор-нелиус, Овербек, Пилотти и др.), скульптор опирался на традиции Античности. Однако, судя по реплике «остался доволен», у Боголюбова сложилось иное отношение к автору «Ариадны», скорее всего потому, что он считал скульптуру, в силу ее особенностей, лишенной «надуманности», более близкой «натуре», чем живопись [12. С. 172]. Итак, обращение к «немецкой составляющей» в формировании художественного мировоззрения А.П. Боголюбова позволяет глубже и точнее, чем это делалось до сих пор, проследить его интеллектуально-творческую эволю -цию. Очевидно, что первое посещение Германии в 1854 г. имело для него огромное значение - и с точки зрения знакомства с произведениями искусства в обширных музейных собраниях, в художественных салонах, в городах и замках, и с точки зрения формирования собственных представлений об искусстве с требованиями непременной новизны, письма с «натуры». В результате знакомства с европейской культурой А.П. Боголюбов, судя по всему, проявил интерес к приобретению предметов искусства, главное же, он встретился со своим будущим учителем, художником А. Ахенбахом, в мастерской которого задумался о создании художественного музея.
Устав Боголюбовского рисовального училища и Радищевского музея: [утвержден в 1894 году]. Саратов, 1895. 22 с.
Кожевников Г.И. Алексей Петрович Боголюбов. 1824-1896. М. ; Л. : Искусство, 1949. 40 с.
Кожевников Г.И. Алексей Петрович Боголюбов. 1824-1896 // Русское искусство : Очерки жизни и творчества художников. Вторая половина XIX века: в 2 т. / под ред. А.И. Леонова М., 1962. Т. 1. С. 421-444.
Андроникова М.И. Боголюбов. М. : Искусство, 1962. 54 c.
Огарева Н.В. Летопись жизни и творчества А.П. Боголюбова. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1988. 192 c.
Кормакулина ЕМ. Саратовский Радищевский музей : История создания и коллекции // Музей. Художественные собрания СССР: сб. ст. и публ. М., 1988. Вып. 9. С. 208-228.
Пашкова Л.В. Алексей Боголюбов и Парижская керамическая мастерская русских художников // Алексей Боголюбов - художник, просветитель, меценат: материалы XIV Всерос. науч. конф. Саратов, 2014. С. 35-36.
Красноперова Л.П. А.П. Боголюбов и европейский пейзаж его времени : каталог выставки / Л.П. Красноперова, Л.В. Пашкова. Саратов, 1987. 52 с.
Красноперова Л.П. Духовное завещание А.П. Боголюбова // Алексей Боголюбов - художник, просветитель, меценат : материалы XIV Всерос. науч. конф. Саратов, 2014. С. 6-11.
Mojenok-Ninin T. Alexei Bogoliubov // Les peintures russes et la Normandie au XIXe Siecle. Paris: Association pour la Sauvegarde du Patrimoine Veulais, 2010. 120 p.
Kalnein W. Die Dusseldorfer Malerschule. Mainz-Rhein : Zabern, 1979. 509 s.
Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. 2-е изд., испр. и провер. / под ред. Н.И. Огаревой. Самара : Изд. дом «Агни», 2006. 280 с.