Статья посвящена классификации биографий по различным основаниям: историческим эпохам, культурным, социальным и другим параметрам, а также по видам и результатам ведущей деятельности личности. Дано определение биографики и обозначены подходы к ее исследованию. Перечислены основные формы представления биографий. Изучение биографий открывает возможности для более точного их сравнения, а также позволяет -увидеть вклад конкретного специалиста в разработку тех или иных проблем, в том числе и в библиотечной отрасли.
Classification biographies as one of the Biographics research methods in the context of library branch.pdf В настоящее время для современного общества характерна актуализация познавательного интереса к биографическим исследованиям. Об этом свидетельствуют различные формы представления биографий - от традиционных в печатном виде до различных телевизионных передач, профессиональных сайтов и блогов. В конце XX - начале XXI в. в профессиональной исследовательской среде стали предприниматься попытки по созданию специальной научной дисциплины, названной «биографика» (от греч. bios - жизнь и graphos - пишу), которая занимается разработкой теоретических, историографических, методических, источниковедческих проблем биографий [1. С. 211-212]. В отечественной науке данный термин впервые употребляется в 1920-е гг. в работах И.Т. Филиппова. Он определяет биографику как раздел исторического знания, исследующий типологические формы проявления личностной индивидуальности в истории. Описанная им предметность биографики во многом близка современным представлениям о задачах и содержании исторической антропологии. Как историк, И.Т Филиппов пытался с марксистских позиций разработать концептуальный аппарат исследований в «науке о человеке» [2. С. 40]. В настоящее время можно условно выделить два подхода в исследовании сущности и значения биографики: исторический и культурологический. Биографику как специальную историческую дисциплину, в центре исследования которой находится человеческая личность, рассматривают такие авторы, как И.Л. Беленький [2] , О.Б. Вахрамеева [3], И.Ф. Петровская [4], Л.П. Репина [5] и др. Культурологического подхода, в свою очередь, придерживаются А.Л. Ва-левский [6], С.Н. Иконникова [7], Г.О. Винокур [8] и др. При таком подходе в центре внимания оказывается личность в той сфере культуры, где эта персона профессионально трудилась, так как основу любой культуры составляет человек, творящий эту культуру и одновременно являющийся ее произведением [9. С. 4]. Биографика как часть исторической культурологии позволяет более полно представить портретную галерею эпохи, своеобразное культурное пространство, в котором люди создают научные, политические труды и произведения, меняют ход истории, совершают открытия и т.д. Так или иначе, предмет биографики - человеческая личность, которая очень многообразна, что влияет на вариативность индивидуальных авторских представлений о ее теории и методологии, поэтому и приводит к обособленной систематизации биографий ученых, композиторов, историков и др. [3. С. 10]. Биография - это сложный теоретический конструкт, для которого характерно изменение во времени. Однако жизнь изображается не как хаотичный набор не связанных между собой обстоятельств, поступков и т.п., а как осмысленное целое [10. С. 211]. В зависимости от функционального и адресного назначения биография как тип повествования о жизни реального, конкретного человека может быть представлена в различных формах. Так, например, библиограф А.И. Рейтблат выделяет такие виды (формы) биографии, как научная монография, популярный биографический очерк, биографический роман, статья в словаре или энциклопедии, автобиография, а также некрологи [11. С. 195]. Данное видовое деление имеет очевидное сходство с классификацией историка О.Б. Вахрамеевой, которая добавляет еще и художественные (популярные) биографии [3. С. 11]. Следует отметить, что вышеперечисленные формы являются на сегодняшний день самыми известными, и в реконструкции жизненного пути личности все эти материалы имеют весомое значение. Доктор философских наук С.Н. Иконникова исследует основные понятия, структуру жизнеописания, соотношение документных источников и художественного вымысла, в том числе она выделяет несколько моделей биографического исследования [12. С. 92-94]: • Хронологическая модель - самая простая схема воспроизведения жизненного пути от рождения до смерти. Показывает основные и социально значимые события из жизни личности в хронологическом порядке. Здесь также возможен поиск для уточнения некоторых событий. Самым популярным примером данной модели является Википедия - общедоступная мультиязыч-ная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом, реализованная на принципах вики (возможность многократно править текст, особый язык разметки, гипертекстовость и т.д.). В энциклопедии структурированно показан жизненный путь личности: биография от рождения до смерти, интересные факты, основные заслуги и награды, избранные труды, литература о деятеле, примечания и ссылки на источники. • Функциональная модель - основное внимание уделяется тем этапам жизненного пути, где прослеживается линия профессиональной деятельности. Это могут быть монографии, научные статьи ученых на тему профессиональной деятельности на определенном отрезке времени. • Психологическая модель - в центре изучения оказываются мотивы поступков, поиски принятия решений, описание намерений, страхи, переживания, самореализация личности. Ярким примером данной модели является автобиография или дневник ученого, где он делится своими мыслями, эмоциями. Такие записи организуют индивидуальный опыт и, как письменный жанр, сопровождают становление индивидуальности в культуре. • Социологическая модель - представляет типичные обстоятельства, определяющие жизненный путь людей в зависимости от их принадлежности к различным социальным группам, т.е. судьба личности отражает исторические события эпохи (война, реформа, миграции и т.п.). Таким образом, данная модель дает представление об изменениях в общественном сознании, о динамике ценностных ориентаций и культуре целых поколений. • Культурологическая модель - описывает личность в социокультурном контексте. Культура создает границы отбора фактов и документов для биографической реконструкции и интерпретации,_а также становится посредником в истолковании образа индивидуальности, степени влияния повседневности на реальную жизнь. Биографии звезд эстрады, политических лидеров и других известных персон получили большое распространение в массовой культуре. Появляются и псевдобиографии, основанные на мифах, легендах, но несмотря на популярность данного продукта, он пока еще не стал предметом научного изучения. Культурологическая модель не ограничивается только лишь массовой культурой, поскольку человеческая жизнь многомерна и полна непредсказуемых событий. Поэтому каждая культура создает свой тип человека, чье поведение полностью предопределено системой культурных кодов эпохи, они становятся программой будущего поведения, активно приближая личность к идеальной норме [13. С. 371]. Индивидуальная жизнь совмещается с устойчивыми социокультурными «матрицами», появляются типичные «событийные сценарии» (ситуации), которые образуют «биографические схемы», определяющие модели жизни. О моделях как образцах неизменной и типичной структуры человеческого бытия писал философ М. Гершензон: «Все что совершается теперь, совершалось всегда и будет совершаться впредь; формы могут меняться, но сущность остается неизменной... Вечные повести рассказываются снова и снова.» [14. С. 294]. Таким образом, философа привлекали следы прошлого с точки зрения моделей и образцов типичной и неизменной структуры человеческого бытия, которые могут быть изучены на малом количестве примеров биографий. Российский ученый-лингвист Г. Сильницкий в основу классификации биографий ставит деятельность личности, которую разделяет на телеологическую, хроноструктурную и инновационную. В телеологическом типе деятельности выделяются «дедуктивная» и «индуктивная» биографии. Дедуктивная деятельность связана с осознанием личностью своего «призвания», которое и определяет дальнейшую цель в жизни. Вся биография личности направлена на реализацию этой главной жизненной цели (Александр Македонский, Петр I, картина А.А. Иванова «Явление Христа народу и др.). Индуктивная деятельность характеризуется постепенным, поэтапным формированием основной целевой установки личности, которая изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов жизни. Здесь можно выделить два подтипа такой деятельности. В структуре первого подтипа трудно определить какое-либо центральное звено деятельности, однозначно доминирующее над всеми остальными. Личность методом «проб и ошибок» продвигается по своей жизненной стезе, а решение очередной жизненной задачи открывает перед ней новые, ранее невиданные возможности и перспективы (Ю. Цезарь, А. Суворов, В. Шекспир, Л.В. Бетховен и др.). Второй подтип индуктивной деятельности характеризуется тем, что биография личности связана с одним, центральным достижением всей ее жизни, которое (в отличие от дедуктивной модели) не запрограммировано изначально, но является результатом стечения внешних и внутренних обстоятельств или творческого поиска. Эта деятельность иллюстрируется творчеством людей, нашедших свою «миссию» на сравнительно позднем этапе своего жизненного пути (М. Кутузов, И. Ньютон, Д. Менделеев и др.) [15. С. 245-247]. Хроноструктурный тип деятельности подразделяется на ретроспективный, консервативный и проспективный. Ретроспективная («реставрационная») биография направлена на восстановление утраченного, прошедшего состояния, положительно оцениваемого в противоположность настоящему. В ряде случаев такой тип деятельности мотивируется утопическими идеалами «прошлого» (например, лица старшего поколения идеализируют пору своей молодости). В консервативной биографии основная цель - это сохранение существующего порядка вещей, которому угрожают какие-либо факторы. Такое поведение требует неких защитных механизмов, поэтому носит в основном «оборонительный» характер (Александр III). Проспективная биография целенаправленно меняет настоящее, вносит в него принципиально новые элементы. В данной типологии этот вид деятельности занимает центральное место, так как личность объективно оценивает настоящее и по истечении времени переходит в будущее (П.А. Столыпин, И.И. Ползунов и др.) [15. С. 248-250]. Последний, инновационный тип деятельности, разделяется на эволюционный и революционный и зависит от исходной ситуации, в которой находится личность. Эволюционная биография представляет собой «естественное» завершение тенденций развития, представленных в настоящее время. Характерна для ученых, писателей, не выходящих в своем творчестве за рамки существующих теорий, жанров, стилей. В основном это завершающие труды деятелей, работающих над одной и той же проблемой. Революционная биография нарушает исходную ситуацию и логическое будущее. Основная цель состоит не в продолжении и завершении тенденций развития, а в разрыве этих тенденций и начале совершенно новой фазы развития (В.И. Ленин, Н.И. Лобачевский и др.) [15. С. 251]. С точки зрения Г. Сильницкого, можно также рассматривать биографии и как совокупность жизненных целей личности («векторов»), определенным образом соотнесенных между собой. Основная часть человечества характеризуется различными наборами, комбинациями и соотношениями целей жизни. Однако «стержневым» компонентом биографий являются векторы, которые проявляются во внешних поступках и событиях жизни. По стержневому вектору биографии можно разделить согласно трехфазовой схеме: 1) подготовительная фаза - охватывает начальный период жизни и закладывает основу личности (наследственность, семья, школа и т.д.); 2) пассионарная фаза -представляет определяющий этап биографии человека. Личность находит «свое» дело, которое должно решить ее жизненную задачу. Разрешение этого главного дела составляет пик биографии личности; 3) редуцированная фаза -характеризуется спадом творческой активности субъекта, что происходит по разным причинам (завершилось дело, упадок сил или др.) [16. С. 31]. Приведенные классификации биографий не единственные в биографической структуре, но они задают основу построения модели, способной отобразить определяющие параметры личностей в многообразии их индивидуальных биографических проявлений. В «персональной истории» выделяют четыре варианта биографий, которые имеют весьма размытые границы. Во-первых, «история персоны» - традиционная биография исторического лица или творческой личности крупного масштаба (публичная биография). Во-вторых, «личная история» - жизнь индивида сквозь призму его личных, приватных отношений (частная биография). Третий вид - это «внутренняя» биография - здесь основное внимание уделяется процессу становления личности, развитию её внутреннего мира, душевной и мыслительной работе. Наконец, последний вид биографии - это автобиография, т.е. собственноручно написанные личные истории [5. С. 81]. Перечисленные варианты биографий, как уже говорилось выше, не исключают их комбинирования. Чаще всего полноценная биография крупного деятеля практически всегда включает историю его становления. Как видим, биографии могут быть классифицированы по различным основаниям: историческим эпохам, географическим, этническим, культурным, социальным или иным параметрам, а также по видам и результатам ведущей деятельности персонажей [16. С. 30]. При изучении истории Научной библиотеки Томского государственного университета (далее ТГУ) не обойтись без анализа биографий личностей, которые в результате своей деятельности заслужили высокий профессиональный авторитет и добились широкой известности в библиотечной сфере. Ведь за более чем столетнюю историю библиотеки в ней трудилось немало специалистов, которые внесли вклад не только в ее развитие, но и в историю книжной культуры Сибири и Дальнего Востока [17. С. 91]. Изучение и многоаспектный анализ биографий позволит оценить личностную и профессиональную значимость библиотекарей, выявить вклад в науку наиболее авторитетных деятелей библиотечной отрасли томского региона. В свою очередь, классификация биографий открывает возможность для более точного сравнения жизненного пути личностей с целью выявления однотипной и уникально-неповторимой информации в деятельности изучаемых специалистов. В качестве источника информации можно использовать результаты исследований персонологического характера. Здесь важны серии изданий, выпускаемых в библиотеках, которые посвящены выдающимся личностям, внесшим большой вклад в разработку проблем библиотечной практики и науки [18. С. 6], как, например биографический словарь в 4 томах «Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры», серия справочников «Кто есть кто в библиотечном мире Кузбасса» и др. Ярким примером воссоздания такой биографии в томском регионе может послужить монография, посвященная М.Р. Филимонову - человеку, профессиональный путь которого непосредственно связан с Научной библиотекой ТГУ. В книге пересекаются сразу несколько моделей биографий. Так, основные даты жизни и деятельности указаны по хронологической модели. Параграф «Главное дело жизни» говорит сам за себя и полностью отражает функциональную модель. В книге также собраны воспоминания коллег, близких друзей; приводятся перечень публикаций М.Р. Филимонова, список литературы о нем, а также включены копии его писем, официальных документов, фотографий, все это является репрезентацией социологической и психологической моделей. Книга «Филимонов Михаил Родионович» [19] является первым выпуском серии «Наши предшественники и коллеги», где через биографию одного человека представлена важная часть истории Научной библиотеки ТГУ. Следующий выпуск будет посвящен В.М. Флоринскому как основателю библиотеки, который большое внимание уделял ее организации и формированию фонда. Изучение биографий сотрудников позволит увидеть динамику развития и преемственность нескольких поколений университетских библиотечных деятелей конца XIX - начала XX в. Данные исследования проводятся в контексте локально-исторического ракурса, что позволяет максимально эффективно изучить жизнь и деятельность тех, кто стоял у истоков университетского библиотечного сообщества. Как известно, имидж любой науки создается авторитетом тех людей, которые в ней успешно трудились, поэтому биографические исследования личностей в библиотечной сфере обладают высокой актуальностью. В связи с этим значимость биографики как науки возрастает, она становится своеобразным алгоритмом в реконструкции и изучении биографий. С помощью данной науки можно выявить особенности социальных и культурных факторов, которые оказывают воздействие на личность, и наоборот - как персона повлияла на то или иное событие. С помощью исследования биографий можно увидеть не только общее отношение к профессиональным задачам коллектива, но и особенности того или иного этапа в развитии библиотеки, а также восстановить неизвестную страницу в жизненном и творческом пути личности.
Беленький И.Л. Биографика // Отечественная история: энцикл. : в 5 т. М., 1994. Т. 1. С. 211-212.
Беленький И.Л. Биография и биографика в отечественной культурно-исторической традиции // История через личность : историческая биография сегодня / под ред. Л.П. Репиной. М., 2005.С. 37-54.
Вахрамеева О.Б. Биографика как научная дисциплина // Биографика: методика написания биографий. СПб., 2013. С. 10-58.
Петровская И. Ф. Биографика : введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801-1917 годов. СПб., 2010. 384 с.
Репина Л.П. «Персональная история» : биография как средство исторического познания // Казус : индивидуальное и уникальное в истории. М., 1999. Вып. 2. С. 76-100.
Валевский А.Л. Биографика как дисциплина гуманитарного цикла // Лица : биогр. альм. М.; СПб., 1995. Вып. 6. С. 32-68.
Иконникова С.Н. Биографика как часть исторической культурологии // Вести. СПбГУ-КИ. 2012. № 2 (11). С. 6-10.
Винокур Г.О. Биография и культура: Русское сценическое произношение. М., 1997. С. 11-23.
Крейденко B.C. Выдающиеся библиотековеды, библиографоведы и книговеды как объект исследования: А почему бы и нет? // Библиосфера. 2011. № 2. С. 3-10.
Рейтблат А.Н. Этапы и источники построения биографического нарратива // Писать поперек : статьи по биографике, социологии и истории литературы. М., 2014. С. 211-226.
Рейтблат А.Н. Некролог как биографический жанр // Писать поперек : статьи по биографике, социологии и истории литературы. М., 2014. С. 195-202.
Иконникова С.Н. Историческая персонология : социокультурный контекст // История культурологических теорий. СПб., 2005. С. 80-96.
Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1 : Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992. С. 365-376.
Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998. 432 с.
Сильнищии Г.Г. Россия в поисках смысла. Смоленск, 2001. Ч. 1 : Россия между прошлым и «будущим». 293 с.
Беспалова Ю.М. Биографические исследования в социологии культуры // Вестн. Тюм. гос. ун-та. 2004. № 4. С. 21-33.
Ерохина Г.С. К вопросу изучения истории библиотечной преемственности в Научной библиотеке ТГУ / Г.С. Ерохина, Г.И. Колосова // Научная библиотека в системе университета : сб. ст. Томск, 2011. С. 90-94.
Варганова Г.В. Просопографические исследования в библиотековедении : методологический аспект // Библиосфера. 2015. № 3. С. 3-7.
Филимонов Михаил Родионович / сост. Л.И. Волкова, Е.Н. Николаенко; ред. Г.С. Ерохина, Г.И. Колосова. Томск, 2012. Вып. 1. 74 с.