Статья посвящена вопросу необходимости кулътурфилософского исследования новых или видоизмененных форм деятельности человека и составляющих их феноменов, в частности косметических практик украшения лица. В соответствии с актуальной теорией телесности конкретизировано понимание лица как физической и метафизической модальности; установлено содержание ранее не введенных в научный оборот понятий «практика украшения лица», «украшение лица», «косметические практики украшения лица», «макияж».
Cosmetic practice of decorating the face in the conditions of modern mass culture: the concretization of the conceptual .pdf Согласно собственным многолетним исследованиям автор данной статьи определяет массовую культуру, прежде всего, как особую форму культурного производства, воспроизводства и потребления одновременно, соответствующую определенному уровню развития социальных отношений, коммуникации, образования, экономики, духовных, материальных и художественных запросов социально и антропологически ориентированного общества, распространяемую как на обыденном, так и на специализированном уровне и включающую все многообразие предшествующих культурных форм, их практический и теоретический опыт. Отсюда «масса» как составной лексический элемент терминологической фиксации феноменологического проявления - это, прежде всего, количество многих частей одного или различного рода, составляющих вместе единое целое («единое многообразие»), неразрывно связанное как с самой системой, так и с иными ее частями, будь то человек, социальная группа, субкультурное образование, факт, артефакт и т.п. Тем не менее это не обезличенное количество, а всеобщая совокупность уникальных референций, что представляет своего рода способ преодоления «мозаичности» картины современного мира, усиление диалогичности и интегративностиего историко-культурныхсцепов (подробнеесм.: [1]). Реальное существование массовой культуры в границах современности отличает многовариантность культурных практик, а пространство ее элементарных структур представляет собой образование чрезвычайно многогранное и многосоставное. В него организованы различные типы и виды повседневной и специализированной социокультурной деятельности людей, связанные не только с поддержанием и развитием общественных отношений, но и с удовлетворением потребности в самоактуализации, самоорганизации, саморазвитии, самореализации, самопрезентации каждой личности. Многие из них уже активно включены в научно-исследовательскую работу. Тем не менее в отечественных исследованиях в отношении некоторых обнаруживается значительный пробел. Как правило, это связано с представлением об их излишней обыденности, утилитарности, неструктурированности и даже незначительности для развития научного знания. В действительности же такое положение дел сводит попытки комплексного изучения массовой культуры в рамках отечественного культурфилософского знания лишь к традиционной риторике дискурса. В частности, одним из таких явлений, не заслуживших особого внимания российских исследователей, становятся практики украшения лица, онтологически вписанные в структуру современной культуры как на обыденном, так и на специализированном уровнях. Имеющие высокую степень распространения, историческую укорененность, устойчивые типологические характеристики, разнообразные технологические параметры, индустриальную форму организации, они, по сути, исключены из культурологической проблематики, находятся на периферии научной и прикладной рефлексии. Между тем сложившаяся ныне система взаимоотношений между человеком и результатом его деятельности приводит к необходимости расширения дискурсивного пространства за счет учета, описания и аналитики всего многообразия феноменологических репрезентаций, детерминирующих своеобразие культуры на новом этапе. Актуализации их научного познания может способствовать и особый интерес в современной гуманитаристике к изучению телесности, которая осмысляется не как производная от биологического состояния организмов, но как преобразованная в результате социальных и культурных факторов реальность, наделенная социокультурными значениями, смыслами, кодами, атрибутами, функциями. Как отмечает И.М. Быховская, «включенный в социокультурное пространство «человек телесный» оказывается под воздействием множества социальных факторов, объективно воздействующих на его тело делает выбор своего "телесного поведения", осознает характер разнообразных социальных влияний на тело, выбирает системы "защиты" от них или, напротив, их культивирование, кончая целенаправленным формированием своего физического имиджа в соответствии со сложившимися нормами, традициями или вопреки им» [2. С. 249]. В итоге термин «тело» фиксирует не столько физические, сколько метафизические параметры, рождающие механизмы социокультурного действия и бездействия, индивидуальной социализации и инкультурации, различные способы его репрезентации, позиционирования, маркирования, трансформации. Согласно общеизвестному словарному физиологическому определению лицо - это передняя часть головы от корней волос до ушей и нижнего края скулы, включающая такие элементы, как лоб, височную область, брови, глаза, подглазничную область, скулы и щечную область, рот, подбородок. Лицо имеет костную, мышечную и кожную структуры. Его характеризуют: общая форма (круглое, овальное, квадратное, прямоугольное, трапециевидное и т.д.), форма отдельных частей (например, глаз, носа, рта), объемы и плоскости, цветовые параметры и т.п. Лицо может выступать объектом кодирования и раскодирования с точки зрения физиогномики и психологии (лицо как отражение внутренних качеств личности), имиджелогии (фейсбилдинг), косметологии (уход, моделирование), искусства (репрезентация лица), экономики (лицо в системе рыночных отношений) и т.д. С культурфилософских же позиций можно дефинициировать лицо, являющееся важной составляющей тела и телесности, как основную часть внешнего образа человека, наделенную особыми скрытыми и явными коммуникативными, семиотическими и эстетическими характеристиками. В данной связи лицо понимается в двух плоскостях: натуралистической и культурной, где натуралистическая отражает первоначальную заданность параметров и особенностей лица, а культурная - результат «возделывания» природных задатков в соответствии с индивидуальными потребностями и социальными запросами посредством различных манипуляций, основными из которых становятся сегодня практики украшения лица. Культурная модальность лица предполагает включение его в особый диалогичный контекст между «естественным» и «искусственным», «нормативным» и «табуированным», «формальным» и «неформальным», «прекрасным» и «безобразным», «индивидуальным» и «коллективным», «модным» и «неактуальным», «обыденным» и «специализированным». Отсюда практики украшения лица на уровне повседневной и праздничной культуры - это, прежде всего: - эстетическое облагораживание лица и (или) его элементов с целью гармонизации внутреннего и внешнего мира человека, установления соответствия между «сущим» и социально одобряемым «должным»; - способ визуальной репрезентации индивидуальных целей и ценностей, установок, вкусовых предпочтений, настроений (в том числе и протестных); - средство достижения актуальных визуальных эффектов, способствующих повышению качества позиционирования личности в социальной группе, общности. Они фиксируют идеи и технологии на пути движения личности и социума к идеалу, гармонии, целостности образа, могут рассматриваться как специфический культурный код, текст и метатекст. Более того, практики украшения лица активно включены и в сферу специфических отраслей культуры, в которых рассматриваются как средство конструирования надприродного образа, соответствующего техническим требованиям и регламентам профессии (например, актеры, политики, модели, певцы и музыканты); как возможность для экспериментирования и освоения новых граней эстетического. Необходимо отличать практики украшения лица от практик трансформации лица, где последние с точки зрения целеполагания мыслятся как способ кардинального изменения первоначального облика, создания принципиально иного образа, иного человека. Вследствие этого сам процесс украшения лица осмысляется как действие, направленное на придание ему более эстетичного вида, установление визуального соответствия представлениям о красоте, сложившимся в данной культуре, субкультуре. К настоящему моменту сложились следующие виды практик украшения лица: - косметические (средствами декоративной косметики, декоративных элементов, живописного грима и спецэффектов); - косметологические (например, эпиляция, процедуры по уходу и омоложению лица, спа-процедуры для лица, скульптурирование лица, татуаж); - хирургические (например, татуировки, тоннели и плаги, пирсинг, шра-мирование, брендинг, пластическая хирургия). Указанная видовая классификация строится на основе выделения базовых 1 средств осуществления практик - косметика, косметологические процедуры , хирургия (процессуальный компонент) - и коррелирует со степенью их распространения, т.е. операционно-технологическая трудоемкость всегда соразмерна возможному количеству их фактического воплощения (чем «проще» уровень применения, тем выше степень распространения). Отсюда косметические практики украшения лица, являющиеся предметом данной статьи, имеют большую степень распространения в силу их сопредельности обыденному и специализированному уровням культуры, удельной доступности значительному числу индивидов. Установим содержание терминологической группы: - косметика (от греческого, «искусство украшать») - «искусственное придание красоты лицу, телу, поддержание их здорового состояния, свежести; средства для придания свежести, красоты лицу, телу» [3. С. 299]; «искусство приготовления и применения таких средств» [4. С. 283]; - косметические средства (косметика) - «средства, предназначенные для личной гигиены и украшения (улучшения) внешнего облика человека» [4. С. 283]; - косметические процедуры - «мероприятия, применяемые с целью личной гигиены и коррекции косметических недостатков средствами декоративной косметики» [5]. С практической точки зрения все косметические мероприятия подразделяются на бытовые и профессиональные, гигиенические, лечебные (в том числе уходовые) и декоративные. Декоративная косметика - это ассортимент косметических ресурсов, предназначенных для улучшения и украшения внешнего облика человека (в частности, лица). Помимо декоративной косметики, в современных косметических практиках украшения лица используются так называемые «декоративные элементы», косметические краски, элементы пластического грима и спецэффекты. Декоративные элементы - искусственные объекты, способствующие повышению целостности образа, усилению его выразительности, красочности, нарядности, праздничности. К ним относят блестки, стразы, паетки, мелкие металлические или пластиковые предметы, бумажные изделия, камни, цветы, ленты, кружево, перья и т.п. Косметические краски - специальные декоративные живописные средства, служащие основой для создания контрастного образа в соответствии с поставленной целью. Представлены гримом (аквагрим - aquacolor и жирный грим - supracolor), акварелью, аква-пудрой, крем-красками. Отличаются от декоративной косметики по составу, насыщенности, стойкости. Обладают более высокой покрывающей способностью. 1 Следует различать косметологические и хирургические процедуры. Первые осуществляются без нарушения целостности кожного покрова, вторые - с нарушением. Пластический грим - средства для моделирования неизобразительных форм при декорировании или трансформировании человеческого лица и тела. Предполагает использование накладок, наклеек, постижных изделий. Изготавливается из гуммоза (мастика), латекса, силикона, волос и т.д. Спецэффекты - искусственные элементы, созданные для пластического грима или при его помощи (например, кровь, грязь, лед, пот, слезы, раны, ожоги, постижные изделия, накладные нос и уши и т.п.). В рамках косметических практик украшения лица наиболее распространены накладные ресницы, накладные брови, накладные усы. Следовательно, косметические практики украшения лица можно определить как эстетическое облагораживание и видоизменение лица и (или) его элементов с помощью косметических продуктов, декоративных элементов и спецэффектов. Конкретизация косметических практик украшения лица происходит за счет фе-номенологизации их прикладного функционирования в модусах макияжа (повседневный, салонный, специализированный, креативный), который мыслится как система действий и средств, направленная на трансформацию внешнего облика человека за счет выделения и (или) маскировки элементов и качеств лица с целью гармонизации, эстетизации и актуализации визуальной репрезентации личности в процессе социокультурной коммуникации (обыденный и специализированный уровень / культура повседневности / элемент системы культуры -образ жизни); создания новой экспериментальной целостной эстетически-выразительной формы (специализированный уровень / художественная культура / элементы системы культуры - мода и искусство).
Пронькина А.В. Формообразование как способ описания культуры на современном этапе // Человек в мире культуры : Культурное описание территории: материалы X Междунар. филос.-культурол. симпоз. / отв. ред. А.В. Соловьев. Рязань, 2015. С. 189-194.
Быхоеская И.М. Телесность как социокультурный феномен // Культурология. XX век: энцикл. Т. 2: М-Я. СПб., 1998. С. 249-250.
Косметика // Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., доп. М., 1998. С. 299.
Косметика // Словарь иностранных слов и выражений / Н.В. Трус, Т.Г. Шубина. Минск, 1997. С. 283.
Методические указания «Организация и осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за лечебно-профилактическими учреждениями (отделениями) косметологического профиля и косметическими кабинетами» // Приказ № 839 «О внедрении нормативных документов Госсанэпидслужбы г. Москвы» [Электронный ресурс] / Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве. URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=52266 (дата обращения: 01.04.2016).