Статья является аналитическим обзором разработки ключевых понятий исследования проблемы развития художественного рынка произведений искусства в России: «художественный рынок», «арт-рынок», «художественная галерея», «виртуальная галерея», «выставка», «аукцион». Анализируются понятийный аппарат, представленный в трудах российских исследователей Д.Я. Северюхина, Т.М, Степанской, А.В. Карпова, Т.Е. Шехтер, Н.Н. Суворова, Е.Е. Прилашкевич, Н.В. Чумаковой и других авторов. Обосновывается необходимость освещения возникших на рубеже XX-XXI вв. в экономической составляющей художественного рынка терминов «арт-менеджер», «куратор».
The market of works of art in Russia: key concepts of research.pdf Художественный рынок является важным компонентом культуры - формирует материальную основу для развития искусства, существенно и разносторонне влияет на создание, распространение и бытование художественных произведений. Понятие «художественный рынок» часто применяют в широком смысле, относя его к товарообороту любых художественных произведений, включая зрелищные искусства, музыку и литературу. Наряду с этим допустимо и более узкое применение этого понятия - в отношении только сферы изобразительного искусства. Определение термина «художественный рынок» дает в своем исследовании доктор искусствоведения Д. Северюхин [1. С. 5-6]. Автор определяет художественный рынок как систему социокультурных и экономических отношений, связанных с товарооборотом произведений искусства и услуг по исполнению художественных работ. Художественный рынок включает две области, каждая из которых имеет собственную историю развития, свою специфику и внутренние механизмы. Первую из них Д. Северюхин называет «первичным художественным рынком». Особенность этой области состоит в том, что художник как «производитель товара» является непосредственным участником («субъектом») рыночных отношений. Вторая соответственно называется «вторичным художественным рынком», ее особенность заключается в том, что произведение искусства как «товар» отчуждается от своего создателя и бытует на рынке независимо от него. Вторичный рынок охватывает не только антикварную торговлю, как это по традиции трактуется многими исследователями, но и вообще любые торговые сделки в отношении произведений искусства, совершаемые без участия их автора и без учета его интересов. В сфере искусствознания термин «художественный рынок» подразумевает любые формы материального вознаграждения и стимулирования художественного труда. Определение понятия «художественный рынок» предлагают А.В. Карпов и Т.Е. Шехтер [2. С. 16]. По мнению исследователей, художественный рынок - это сфера экономических отношений, где произведения искусства выступают в качестве продаваемых предметов; это сфера проявления и сопоставления эстетических и художественных ценностей, идей, проектов и прожектов, смелых фантазий, отражающих стремление проявиться и удержаться в динамичной среде постоянно умножающихся художественных предложений. Рынок - это место актуализации отношений произведения искусства с действительностью в данный конкретный момент ее существования. В условиях рынка произведение искусства рассматривается как носитель определенной системы ценностей, художественные и нехудожественные составляющие которых с точки зрения рыночной значимости уравниваются. Объектом художественного рынка являются не только произведения искусства, но и художественные образы, идеи, проекты, обладающие эвристической ценностью и оказывающие реальное воздействие на состояние художественной деятельности. Нельзя не заметить, что именно эта область художественного рынка становится все более заметной, привлекательной для заказчика и постоянно растет в цене. Способность придумать новую версию традиционного жанра, дать оригинальную трактовку мифу, нетрадиционно интерпретировать популярный сюжет или образ неизменно привлекает внимание потребителя, ибо это открывает возможность нового взгляда на дейст-вительность, человека, историю и новые перспективы творческой деятельности. Художественный рынок - это область атональных (соревновательных) стратегий, позволяющих утвердить то или иное художественное явление в сознании эпохи. Следовательно, в понятие рынка входит представление о способах введения в обращение произведений, идей и ценностей. Важно заметить, что художественный рынок - это и открытая потребителю коллекция художественных технологий, которые надо уметь выбирать и которыми надо уметь пользоваться в разных сферах деятельности [2. С. 17]. На рубеже XX-XXI вв. в современном искусстве стали сочетаться и дополнять друг друга взаимоисключающие компоненты, вырабатываться новые приемы художественного синтеза, включающего в том числе и развивающиеся современные технологии. С учетом этого факта должна сформироваться система критериев художественной оценки нового поколения, тем более что художественный рынок по природе своей требует постоянного обновления оценочного подхода, что связано не только с движением вкуса, но и с появлением новых творческих тенденций и обновлением материалов искусства. В настоящее время сфера интересов художественной деятельности выходит за пределы реальной среды. Искусство все чаще захватывает трансцендентную область, в которой пытается найти подлинные источники жизни и творчества, причем каждый автор в соответствии с направленностью собственного взора проясняет для себя, что есть сущность художественной деятельности. Творцов начинают интересовать виртуальные возможности компьютерных технологий, смысловые пространства, созданные технической или научной мыслью. Современный художественный бизнес - это не только деятельность по введению в оборот произведений искусства, художественных идей и проектов, художественных технологий, но и обеспечение их понимания, интерпретации и привлечения в разные сферы человеческой деятельности, что предполагает необходимость участия в развитии рынка теоретической научной и критической искусствоведческой мысли. Поэтому важнейшими условиями профессиональной работы в сфере художественного рынка являются: умение видеть и оценивать (критическая деятельность), выявлять и исследовать, обобщать, ставить цель и определять результат (проективная деятельность), представлять, показывать и осуществлять собственную позицию (репрезентативная деятельность). На рубеже XX-XXI вв. наряду с понятием «художественный рынок» возникло понятие «арт-рынок», предполагающее существование экономических отношений только в сфере изобразительного искусства. Нередко происходит замещение одного понятия другим. Происходит это из-за того, что английское слово art означает, с одной стороны, выражение творческого таланта человека, главным образом в визуальной форме, т.е. в живописи или скульптуре (изобразительном искусстве), с другой стороны, совокупность всех видов искусства. Также art означает «художественный». Поэтому при переводе, когда имеется в виду рынок изобразительного искусства, слово art переводят как «художественныйрынок» [3. С. 52]. Важной составляющей художественного рынка России является галерея современного искусства. В пространстве галереи репрезентируются новейшие тенденции, возникающие в искусстве. «Парадигма такова, что пространство галереи превращается в опосредующее звено цепи: художник - произведение искусства - галерея - зритель (потребитель)» [2. С. 107]. В терминологическом словаре по искусству галерея определяется как специально устроенное помещение для обозрения произведений искусства; государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства [4. С. 115]. Художественная галерея - это пространство, предназначенное для демонстрации изобразительного искусства. Выставленные произведения обычно предлагаются на продажу. Слово «галерея» имеет франко-итальянские корни. Французское galerie, и итальянское galleria в переводе означают вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями. Возникновение слова и термина «галерея» изначально связано с архитектурой. В этом смысле галерея - это не просто особое пространство, но еще и определенным образом организованное пространство. Во французском варианте это место, где обычно одну из продольных стен заменяют колонны или столбы, а иногда ещё и балюстрада. Особенно важным представляется значение такого места для дворцовой архитектуры и образа жизни монарших особ, других владельцев усадеб и дворцовых комплексов, таких, как, например, немецкий дворец в Сан-Суси или отечественные Павловск, Царское Село, Ораниенбаум и т.д. В итальянском языке слово «galleria» обозначает церковную паперть. В современной языковой практике трактовка слова неоднозначна в нюансах. Иногда оно употребляется расширительно и под галереей подразумевают торговое или экспозиционное пространство. В узком смысле под галереей понимают художественные организации. Но и в этом отношении нет однозначного подхода [5]. Главное отличие частной коммерческой галереи от магазинов и художественных салонов заключается в отношении к предмету деятельности, который в случае галерейной продажи выступает как искусство-товар, в то время как в обычной торговле произведение искусства рассматривается как обычный товар - тиражируемый предмет продажи, не обладающий особой спецификой. Галереи составляют основу художественного рынка, представляют определенный уровень организации арт-бизнеса, требующей от галериста большого профессионализма и квалификации. В галереях, в отличие от обычной торговли, работают профессионалы-искусствоведы. Коммерческие галереи, как правило, имеют четко сформулированные концепции деятельности и либо работают по принципу постоянной тематической выставки-продажи, либо устраивают продолжительные тематические выставочные проекты, не меняя экспозиции в течение всего срока и отдавая проданные вещи только после окончания выставки. В основу концепции положена, как правило, галерейная специализация, профиль в мире старого или современного искусства (например, русский авангард, фотография, архитектурный проект, антикварная мебель, ковры, старая живопись, концептуализм, наивное искусство, объект ит. д.). Галерейная деятельность рассчитана на достаточно узкую микросреду, в которую входят представители интеллигенции, любители искусства, коллекционеры, арт-критики и галеристы, представители прессы, постоянные посетители. Галерейная деятельность устанавливает связи по нескольким каналам распространения информации: с художественными критиками, которые будут тиражировать информацию через художественные журналы и другие средства массовой информации; с художественными салонами, которые могут оказать влияние на распространение информации о художниках и гале-рейных выставках; с привлечённой рекламой, к этому следует добавить случайное распространение произведений искусства среди туристов или покупателей. Подобно музею, галереи могут формировать собственные кол -лекции, создавая при этом фонды хранения. Фонды образуются из произведений, купленных у художника либо подаренных галерее. Хранение произведений должно осуществляться по строгим правилам, принятым в музейной практике. Как и музей, галерея может вести и исследовательскую деятельность, изучая тенденции современного искусства, процессы художественного рынка, творчество художников и т.д. При этом галереи ведут издательскую деятельность, издавая каталоги выставок, произведений отдельных художников и других печатных изданий. К функциям галереи можно причислить и организацию свободного времени, так как зритель посещает галереи с целью ознакомления с современным искусством, получая при этом эстетическое наслаждение. Функции воспитания и образования характерны в большей степени для отечественных галерей. Знакомя зрителя с искусством, галереи воспитывают художественный вкус и формируют художественный рынок. Художественная выставка является важным элементом гуманитарного знания и неотъемлемой частью галерейного дела. В условиях современной культуры отмечается общественный интерес к художественной выставке как к форме международного культурного обмена, приобщения к непреходящим гуманитарным ценностям, встрече с признанными шедеврами мирового искусства или творческими экспериментами начинающих мастеров. Художественная выставка является заметным явлением культурной жизни современного общества. Выставочное пространство состоит из выставочной среды, пространства, создаваемого оборудованием, и пространства, воспроизводимого размещенными в нем произведениями искусства - экспонатами. Особой разновидностью галереи является аукционная галерея, т.е. регулярно устраивающая наряду с выставками еще и аукционы своих коллекций. Аукционы (от лат. auctio - публичные торги; англ. auction, public sale) - продажа с публичных торгов, при которой товар или имущество приобретаются лицом, предложившим за них самую высокую цену [6. С. 227]. Аукцион - способ продажи различных продуктов человеческой деятельности, в том числе произведений искусства, антиквариата, раритетов, заявленных подлинниками. Аукционные продажи основаны на рыночных отношениях, при которых продавец хочет получить максимальную цену, а покупатель заплатить наименьшую. Особенностью аукциона является установка цены не продавцом, а покупателем, но продажа осуществляется по правилам, установленным продавцом. Аукционер, как правило, не распоряжается собственностью, выставленной на торги, но выступает посредником между продавцом и покупателем [7. С. 97]. Данный торговый механизм явился наилучшим для продажи предметов искусства. Аукцион позволяет определить реальную стоимость произведения искусства на текущий момент. Он формирует котировки и рейтинг художника. В России формирование системы аукционных торгов проходило достаточно медленно. Отечественных коллекционеров привлекали европейские аукционы, где на протяжении XVIII-XIX вв. ими было приобретено значительное количество произведений искусства. В Петербурге исторически сложилась традиция проведения благотворительных аукционов, благотворительных выставок - продаж для поддержки художников. Аукционы были важными событиями столичной ху-дожественнойжизни. Действовали специальные аукционные залы [8. С. 5]. Государственная монополия, установившаяся в годы советской власти, трансформировала естественный художественный рынок в систему централизованной оплаты создаваемых произведений искусства. Во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. в Ленинграде стали пробиваться первые ростки художественного рынка, начали развиваться его общественные, коммерческие и информационные структуры. Наибольшую популярность аукционы приобрели к середине 1990-х гг. К этому времени родилась и завоевала достаточно большую популярность антикварная структура «Гелос» [9. С. 50]. В 1991 г. в Москве возникла первая частная аукционная фирма «Альфа-Арт». В 1992 г. прошел первый аукцион «Альфа-Арт» [10. С. 36]. Среди крупных аукционных домов России аукционный дом «Гелос» - монополист на своем рынке, но в начале 1990-х у компании были конкуренты: «Магнум», «Четыре искусства», «Гамаюн» и «Альфа-Арт». На художественном рынке Западной Сибири есть примеры создания аукционных домов. Сибирский Аукционный Дом был создан в конце 2007 г. Цели, которые ставят перед собой создатели Сибирского Аукци-онного Дома, - это развитие цивилизованного арт-рынка, продвижение произведений искусства, формирование отношений художник - общество, сохранение национального наследия. На рубеже XX-XXI вв. в экономической составляющей художественного рынка возник термин «арт-менеджер». Арт-менеджер (англ. art menager от art - «искусство» и menage - «хозяйство») - коммерческий, деловой помощник художника, вынужденного работать в условиях сложного, разветвленного рынка, разобраться в котором может только специалист. Арт-менеджер проводит «маркетинг» (англ. marketing - «исследование рынка»), в сотрудничестве с арт-дилером и арт-экспертом ищет спонсоров, меценатов, заказчиков, покупателей. В обязанности арт-менеджера входит подготовка коммерческих договоров о сотрудничестве, исполнении и реализации художественных произведений. Особое значение его деятельность имеет в области дизайна, декоративного и прикладного искусства, проектирования оформления интерьера, дизайн-графики, фирменного стиля, где необходимо сотрудничество многих специалистов, фирм, использование разных материалов и технологий. В иных видах искусства традиционное название этой специальности - антрепренёр, художественный директор, агент [11]. Кураторская деятельность - одна из основных сил, влияющих на развитие арт-процесса [12. С. 256]. Точного определения понятия «куратор», «кураторство» применительно к художественной сфере не существует. Имеющиеся словари изобилуют определениями, но ни одно из них не отображает реального значения кураторской деятельности, что, в свою очередь, усугубляется настойчивым употреблением понятия «куратор» вне художественного контекста. Наиболее близко к его истинному значению подходит определение, представленное Большой советской энциклопедией, в соответствии с которой «куратор (лат. curator) - попечитель, опекун, лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определённой работы или цикла работ». Почти полностью следуя представленному значению, ему вторит и Оксфордский словарь. Тем не менее в последнем случае акцент делается не на отвлечённо-обобщённом, а на человеческом факторе, подразумевающем оказание куратором помощи непосредственно художнику, а именно поддержание необходимой степени активности художника в обществе. На значимость этимологии понятия «куратор» в отношении современной кураторской деятельности указывает Андрас Санто, связывая её с тремя аспектами. Быть куратором («curator») для него означает быть в высшей степени любознательным (от «curiositas» - в значении «любознательность»); воспитывать и защищать (от «curatorio» - «забота» и «исправление»), а также быть высокоорганизованным (от «curo» - «справляться, управлять»). Согласно его мнению каждое из подобных утверждений соответствует куратору, представляющему современную художественную среду. Одну из первых российских версий фигуры куратора как неотъемлемой части художественного процесса представляет Борис Гройс. Вместе с тем необходимо отметить, что он не даёт точного определения кураторской деятельности. Он лишь старается подчеркнуть само наличие специфической профессии «куратор» и через сравнительный анализ куратора и художника вычленить её особенности. С одной стороны, деятельность куратора, по его мнению, равноценна деятельности художника, поскольку кураторское апеллирование произведениями искусства или обыкновенными повседневными предметами в рамках выставочного пространства стало восприниматься как художественный акт, в то время как художник пришёл к почти полному цитированию готовых стилей и произведений прошлого и настоящего. Практик и аналитик современного искусства В.В. Савчук предлагает структурировать кураторскую деятельность, выделив следующие типы кураторов: куратор-менеджер, куратор-посредник, куратор-концептуалист, куратор-учредитель, куратор-гурман и повар, куратор-супер доносчик. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Художественный рынок является важным компонентом культуры - формирует материальную основу для развития искусства, существенно и разносторонне влияет на создание, распространение и бытование художественных произведений. Художественный рынок - это сфера экономических отношений, где произведения искусства выступают в качестве продаваемых предметов; это сфера проявления и сопоставления эстетических и художественных ценностей, идей, проектов и прожектов, смелых фантазий, отражающих стремление проявиться и удержаться в динамичной среде постоянно умножающихся художественных предложений. На рубеже XX-XXI вв. наряду с понятием «художественный рынок» возникло понятие «арт-рынок», предполагающее существование экономических отношений только в сфере изобразительного искусства. Нередко происходит замещение одного понятия другим. Важной составляющей художественного рынка России является галерея современного искусства [13]. Главное отличие частной коммерческой галереи от магазинов и художественных салонов заключается в отношении к предмету деятельности, который в случае галерейной продажи выступает как искусство-товар, в то время как в обычной торговле произведение искусства рассматривается как обычный товар - тиражируемый предмет продажи, не обладающий особой спецификой. Галереи составляют основу художественного рынка, представляют определенный уровень организации арт-бизнеса. Особой разновидностью галереи является аукционная галерея, т.е. регулярно устраивающая наряду с выставками еще и аукционы своих коллекций. На рубеже XX-XXI вв. в экономической составляющей художественного рынка возник термин «арт-менеджер». Арт-менеджер является коммерческим помощником художника, который ищет спонсоров, меценатов, заказчиков, покупателей. Кураторская деятельность - одна из основных сил, влияющих на развитие арт-процесса, которая способствует апроприации и грамотному претворению художественного проекта в жизнь.
Северюхин Д.Я. Старый художественный Петербург = Artistic Petersburg of the times past: рынок и самоорганизация художников от начала XVIII в. до 1932 г. СПб. : Mipb, 2008. 534 с.
Художественный рынок как объект гуманитарного знания : материалы ежегодной меж-вуз. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 21-23 января 2004 г. СПб. : СПбГУП, 2004. 204 с.
Каган М.С. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века // К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана: материалы междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 18 мая 2001 г. Сер. Symposium. Вып. 12. СПб. : Изд-во С.-Петерб. филос. об-ва, 2001. C. 9-14.
Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство, архитектура : терминологический словарь / под общ. ред. A.M. Кантора. М., 1997. 736 с.
Хангельдиева И.Г. Галерейный бизнес // Энциклопедия : фонд знаний «Ломоносов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.lomonosov-fund.rU/enc/ru/encyclopedia:0131985 (дата обращения: 20.03.2016).
Большая энциклопедия : в 62 т. М. : Терра, 2006. Т. 4. 592 с.
Суворов Н.Н. Галерейное дело : искусство в пространстве галереи : учеб. пособие. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2006. 201 с.
Степанская Т.М. Экономика и культура : программа и учебно-методические материалы к спец. курсу. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2005. 91 с.
Чумакова Н.В. Аукционный дом «Гелос» : формы сотрудничества с музеями // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. № 3. С. 49-53.
Каменский М. Аукционы и музеи // Мир музея. 1993. № 4. С. 36-43.
Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : Т. 8: Р-С. СПб. : Азбука-классика, 2008. 848 с.
Прилашкевич Е. Работа куратора выставки : взгляд изнутри // Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт. М. : Арт-менеждер, 2010. С. 256.
Черняева И.В. Просветительская деятельность художественных галерей Западной Сибири в условиях современного арт-рынка // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2012. № 1. С. 80-84.