Настольный календарь как атрибут праздников в Западной Сибири в 1920-30-х гг.
В статъерассматриеается место и значение календарей в организации праздничного времени. Характеризуется структура настольных календарей, выявляются основные виды и типы календарных изданий. Показаны изменения в оформлении и содержании праздничных календарей как отражение перемен в общественно-политическом устройстве и жизненном укладе населения в первые десятилетия советской власти. Прослеживается утверждение новых социокультурных приоритетов через посредство календарной сетки, закрепление памятных и праздничных дат, связанных с со-бытиямиреволюции и социалистического строительства.
The desk calendar as an attribute of west Siberian holidays in 1920-30-s.pdf Изучение истории праздника в контексте актуализации культурного наследия требует рассмотрения и осмысления места и роли праздничных атрибутов, в их числе - календарей. С давних времен печатные издания календарей включали обязательный перечень месяцев, чисел, дней недели, а также и праздников. Они представляли не только организованную повседневность, но и формировали празднично-памятное пространство, посредством провозглашения различных торжеств, памятных событий. В данной публикации рассматриваются настольные календари, распространяемые на территории Западной Сибири в 1920-1930-х гг. Структура настольных календарей XIX-XX вв. была практически универсальной, она включала несколько информационных блоков, в их числе -сведения общественно-политического характера и календарные сетки. В первом информационном блоке, как правило, содержались сведения о государственном руководстве. Сначала это были рисунки, фотографии императорской семьи и министров царского правительства, а после 1917 г. -руководителей Коммунистической партии и советского правительства. В календарях 1920-х гг. данный блок представляет целую плеяду политических деятелей: В.И. Ленин, И.В. Сталин, М.И. Калинин, А.И. Рыков и др. В изданиях 1930-х гг. остались только Ленин и Сталин [1. С. 25; 2. С. 31; 3. С. 3; 4. С. 37; 5. С. 81]. В календарях публиковались фотографические портреты партийно-государственных деятелей, они сопровождались краткими пояснениями о месте и значении тех или иных лиц в государственной иерархии. Вслед за первым следовал собственно календарный блок, представленный в виде табеля на каждый месяц года. Нужно заметить, что русские календари имперского периода опирались на юлианскую систему летоисчисления, включали указания на знаменательные даты, по большей части связанные с историей царского дома Романовых, и на православные события и праздники. После революции, когда в феврале 1918 г. в России произошел переход от юлианского к григорианскому календарю, началась переработка внутренней структуры календарей. Разрабатывались проекты о новом летоисчислении, например, от начала Октябрьской революции [6. С. 14]. Предлагалось переименовать все месяцы, чтобы в новых названиях присутствовали имена и события революции: январь - месяц Ленина, февраль - месяц Маркса; март - месяц Революции; апрель - месяц Свердлова; май - месяц Мая; июнь - месяц Советской конституции; июль - месяц жатвы; август - месяц мира; сентябрь - месяц Коминтерна; октябрь - месяц Энгельса; ноябрь - месяц Великой революции; декабрь - месяц Сталина [4. С. 45-47]. Нельзя не отметить проект о переходе на непрерывную пятидневную неделю. Авторы проекта предлагали с помощью цветных квадратов обозначать дни недели: первый - День Коммуны, второй - День Маркса, третий - День Энгельса, четвертый - День Ленина, пятый - День Сталина [7. С. 5; 8. С. 3; 9. С. 27]. Разрабатывались проекты шестидневной недели с отказом от традиционных названий дней недели, с приданием им порядковых номеров (первый, второй, третий и т. д.). Частично такой порядковый календарь использовался в период с 1 декабря 1931 г. по 26 июня 1940 г. [10. С. 3] Все же подобные проекты не прижились, и в 1940 г. в Советской России произошел возврат к семидневной рабочей неделе с традиционными названиями дней недели - понедельник, вторникит. д. [11. С. 1]. Изменения в календарной сетке отражали перемены в жизненном укладе населения, регламентировали повседневность, в частности сочетание и чередование рабочих и праздничных /нерабочих дней. При этом количество выходных и праздничных дней динамично менялось, находясь в зависимости от политической ситуации в стране. До середины 1920-х гг. органами советской власти допускались традиционные православные праздники, и хотя эти праздничные дни не вводились в официальные календари, они все же были нерабочими. Но в дальнейшем, хотя и не резко, началось обесценивание православных праздников и Нового года и исчезновение их из числа нерабочих дней. Одновременно в рассматриваемых календарях происходило утверждение приоритета событий революционного движения и свершений советской эпохи. Явные перемены в праздничном календаре наблюдаются в 1930-х гг. Прежде всего произошло сокращение общего количества официальных праздничных дней. Насчитывалось всего шесть нерабочих дней: 22 января - Память Ленина, 1 и 2 мая - День солидарности трудящихся, 7 и 8 ноября - Великая Октябрьская социалистическая революция, 5 декабря - День советской Конституции. Многие календарные даты, такие как антивоенный день 1 августа, День Парижской коммуны 18 марта, сохраняли за собой статус государственного праздника, но с середины 1920-х гг. отмечались в рабочие дни. Календари содержали даты из истории революционного движения в России, обязательными были даты памяти: дни рождения и смерти деятелей Советского государства и зарубежного коммунистического движения. Если для императорской России были характерны в основном дни памяти и годовщины, то для Советской России довоенного периода помимо перечисленных можно выделить еще и полугодовщины [12. С. 31-54; 13. С. 41-66; 14. С. 52-74]. В дни памяти, как правило, вспоминались определенные события и деятели революционного движения, борьбы за новое социалистическое общество. Годовщина представляла особый вид памяти о государственно значимом событии, была призвана консолидировать социум перед общими врагами и мотивировать установку на защиту Родины. При этом положенные в основу события человеческие жертвы, поражение в сражении или восстании должны были демонстрировать ненапрасность жертв, торжество новой жизни (Кровавое воскресенье, гибель бакинских комиссаров и др.). Датой годовщины считался день их учреждения, но периодичность проведения годовщин могла быть различной, в зависимости от масштабности события или личности. День памяти В.И. Ленина, совпадавший с днем жертв Кровавого воскресенья - 22 января, отмечался ежегодно, другие годовщины отмечались раз в пятилетие. Некоторым событиям придавалось настолько важное значение, что помимо годовщин отмечались и полугодовщины. Но все-таки полугодовые торжества не носили ежегодный характер празднования, отмечались несколько раз за десятилетие, а затем исчезали из календаря торжеств, соответствуя политическим маневрам Советского государства. Третий блок настольных календарей включал небольшие очерки о важнейших событиях советской истории и персоналии советских и революционных деятелей. Как правило, они располагались после календарной сетки на месяц и освещали исторические события текущего месяца, например крестьянское восстание под руководством Емельяна Пугачева, Кровавое воскресенье, восстание декабристов. Особое внимание уделялось партийно-политическим событиям - создание и деятельность Коммунистической партии в России, подготовка и ход Великой Октябрьской социалистической революции, основание Коммунистического интернационала и др. По содержанию и характеру информации настольные календари 19201930-х гг. можно подразделить на общегосударственные и специальные, в частности антирелигиозные, сельскохозяйственные, детские. Такие специальные, или профилированные, календари были ориентированы на отдельные социальные слои или группы людей, отражали значимость для партийно-государственной пропаганды конкретных субкультур, в работе с которыми использовались соответствующие календарные и праздничные даты. Антирелигиозные календари освещали даты и события, связанные с разоблачением религии и падением авторитета церкви на протяжении всей истории человечества. В сопроводительных к календарным сеткам статьях приводились факты и открытия в естественно-научном мире, провозглашался лозунг «Борьба против религии есть борьба за коммунизм». Прилагались справки о православных торжествах - Рождестве, Пасхе, им давалось исключительно негативное толкование. Религиозная тематика присутствовала в 1920-х гг. в сельскохозяйственных календарях, в них революционный и церковный календари располагались на страницах буквально рядом [1. С. 39; 12. С. 33-46; 15. С. 59-74; 14. С. 12-31]. Резко изменился характер календарей в 1930-е гг., они отличались насыщенной сатирической формой подачи информации в отношении церкви, включали сказки, пословицы, стихотворения, частушки антицерковной направленности [13. С. 24-43; 2. С. 15-41; 5. С. 35-46]. Настольные календари первых десятилетий советской власти служили одним из важнейших инструментов праздничных технологий в стране в целом и в Западной Сибири в частности. В целом ряде случаев они издавались и использовались как ориентир в организации и проведении праздников, поэтому могут рассматриваться как обязательный атрибут досуговой и праздничной культуры. Разнообразная, научно значимая информация о праздниках и других общественных явлениях обеспечивает возможность и необходимость музеефикации календарей, сохранения и использования их в экспозиционной и культурно-образовательной работе.
Ключевые слова
календарь,
праздник,
праздничные атрибуты,
праздничные технологии,
памятные события,
calendar,
holiday,
holiday attributes,
holiday technologies,
commemorationsАвторы
Азарова Полина Евгеньевна | Томский государственный университет | аспирант кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культуры | azarova.p@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Календарь антирелигиозника на 1939 г. М. : Соцэкгиз, 1938. 400 с.
Настольный крестьянский календарь на 1927 г. М. : Соцэкгиз, 1926. 450 с.
Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М. : Высш. шк., 1990. 208 с.
Сельскохозяйственный настольный календарь на 1926 г. М. : Изд. Крестьянской газеты, 1925. 82 с.
Сибирский настольный календарь на 1925 г. Новониколаевск : СИБКРАИИЗДАТ, 1924. 250 с.
Дубнер П.М. Советский календарь // Огонек. 1929. № 40. С. 14-21.
Викторов Ю. Нужен почин // Изв. ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 98. С. 5.
Мотивы за пятидневку (обзор читательских писем) // Изв. ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. №199. С. 3.
Кремлев-Свэн И.Л. Две беседы о непрерывной неделе. М. : Гос. Политиздат., 1930. 100 с.
Историко-революционный календарь 1940 г. М. : Соцэкгиз, 1939. 687с.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» // Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. 1940. № 20. С. 1.
Календарь антирелигиозника на 1941 год. М. : ОГИЗ, Государственное антирелигиозное изд-во, 1940. 480 с.
Календарь. Воинствующий безбожник. 1932 г. М. : ОГИЗ, Государственное антирелигиозное издательство, 1931. 400с.
Сибирский настольный сельскохозяйственный и промышленный календарь на 1925. Новониколаевск : СИБКРАЙИЗДАТ, 1925. 300 с.
Календарь на 1933 год. Новосибирск : ОГИЗ, 1933. 750 с.