Томский областной краеведческий музей: на этапе становления | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2016. № 4(24). DOI: 10.17223/22220836/24/16

Томский областной краеведческий музей: на этапе становления

В статье рассматривается недостаточно изученный вопрос о начальном этапе становления Томского краеведческого музея, характеризуются основные виды музейной работы - комплектование, экспозиционное строительство, публикационно-издательская деятельность. Обосновывается ведущая роль Михаила Бонифатьевича Шатилова в создании Томского краевого музея, выявляются его представления о музее как общественно-научном учреждении, раскрывается вклад в формирование фондов, обновление экспозиции, популяризацию знаний о музее.

Tomsk museum of local history studies: the phase of establishment.pdf Задачу изучения истории отдельных музеев, исследования музееведческой мысли в стране первым поставил A.M. Разгон [1]. Он сам и его коллеги-музееведы приступили к решению поставленной задачи, в течение 1957-1971 гг. они издали 7 тематических сборников по истории музейного дела и истории отдельных музеев России XVIII-XX вв. Как продолжение начатого можно рассматривать работы современных исследователей, посвященные изучению отдельных музеев, освещающие внутримузейную жизнь [2-7]. В этом отношении считаю необходимым обратиться к малоизученному вопросу о начальном периоде становления Томского краевого музея (ныне Томский областной краеведческий музей) и о роли М.Б. Шатилова в этом процессе. Михаил Бонифатьевич Шатилов (1882-1937), юрист по образованию, общественный и политический деятель, публицист, активный участник революции 1917 г., со временем отошел от политической деятельности, с 1920 г. работал в Томском университете на кафедре «Туземное право и быт». С молодости интересуясь вопросами сибиреведения, Шатилов участвовал в подготовительных работах по созданию в Томске музея и 1 сентября 1922 г. был назначен на должность заведующего Томским краевым музеем. Он занимал эту должность вплоть до 1933 г., когда был арестован по сфабрикованному обвинению. По приговору коллегии ОГПУ СССР отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения и впоследствии был расстрелян [8. С. 909-910]. Как руководитель Томского краевого музея на начальной стадии его развития М.Б. Шатилов вполне реализовал свой научный и организаторский потенциал, провел все основные работы по созданию музея как научно-исследовательского и культурно-просветительного центра Томска и всей Сибири. Немалую роль в укреплении музееведческих интересов М.Б. Шатилова сыграло его общение и сотрудничество с Г.Н. Потаниным, который работал в сибирских музеях, активно пополнял их собственноручно собранными коллекциями, участвовал в строительстве экспозиций, популяризировал музееведческие знания [9]. Думается, что под влиянием Г.Н. Потанина Шатилов сформировал свои представления о музее как общественно-научном учреждении, был осведомлен об истории музейного дела в Томске [10. С. 1-3]. Обладая разносторонними талантами, М.Б. Шатилов занимался всеми видами музейных работ. В августе 1924 г. он обследовал остяко-самоедов (современные селькупы) и тунгусов (современные эвенки), живших на землях вдоль р. Иссан. Им были собраны и доставлены в Томский музей 118 предметов, характеризовавших домашний обиход, средства передвижения и, главным образом, промыслы населения [11]. В последующем М.Б. Шатилов принял участие еще в четырех этнографических экспедициях, в результате которых в Томский краевой музей было передано 162 предмета материальной культуры хантов, предметы русского крестьянского искусства (бранное тканье, шитье, резьба по дереву) и другие материалы по этнографии [12-14]. Вместе с этнографическими и археологическими материалами М.Б. Шатилов привозил в музей письменные источники, заложив таким образом базовые основы архива Томского краеведческого музея. Усилиями М.Б. Шатилова были установлены контакты с центральными музеями страны: Эрмитажем, Музеем фарфора (позже - Государственный музей керамики в Москве), Русским музеем, Третьяковской галереей. В эти музейные хранилища из Томска были отправлены письма с просьбой поделиться экспонатами, поскольку, как писал Шатилов, «музей не может в достаточной мере обслуживать художественные запросы трудящихся в смысле выявления всех направлений в живописи, особенно западноевропейской» [15. Л. 1, 30]. В архиве TOKM сохранились сведения о том, что некоторые просьбы были удовлетворены. Так, в 1929 г. из Музея фарфора в Москве была отправлена в Томский музей коллекция, включавшая 82 предмета, иллюстрировавшая историю российского фарфорового и керамического производства [15. Л. 43; 16]. Летом 1929 г. в Томский краеведческий музей были доставлены из Третьяковской галереи 65 подлинных живописных работ Венецианова, Кипренского, Серова, Маковского, Верещагина, Шишкина, Васнецова [17. С. 58]. Активно занимаясь формированием и пополнением музейных фондов, М.Б. Шатилов участвовал в обработке поступающих коллекций. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в фондах Томского областного краеведческого музея учетные карточки музейных предметов, написанные рукой Шатилова. Наиболее важным вкладом М.Б. Шатилова в становление Томского краевого музея является, несомненно, разработка экспозиции. Первая музейная экспозиция была представлена публике 18 марта 1922 г., с ней связывается открытие музея. Но довольно скоро первая экспозиция стала перерабатываться и перестраиваться. Скорее всего, это было связано с приходом в музей Б.М. Шатилова, имевшего собственные представления о музейном показе. Планы обновления музейной экспозиции не сохранились, но подробное описание в статье М.Б. Шатилова позволяет дать ей вполне адекватную оценку. Следует отметить, что он подходил к созданию новой экспозиции по-иному, чем его предшественники. Главную идею музейного показа Шатилов формулировал так: «Былое вокруг нас, оно отходит в область преданий, спешите его зафиксировать!.. Былое вокруг нас. познайте старое, чтобы творить новое!» [10. С. 32]. Особое внимание Шатилова привлекал художественный отдел, который завершал музейный показ. Экспозиционер подчеркивал органическую связь самого музейного здания с задачами художественного отдела: «Главное здание музея принадлежало когда-то томскому золотопромышленнику И.Д. Асташеву, построено архитектором А.П. Деевым в 40-х гг. XIX в. и является высоко художественным архитектурным памятником стиля «ампир», наиболее выдержанным прекрасным образцом этого стиля в Томске». И далее писал: «Памятники художественные, исторические, несомненно, должны включаться в дома, носящие характер соответствующей эпохи, ибо только так - в сочетании архитектуры, мебели, картин, бронзы и исторических документов, - по памятникам материальной культуры может быть понято то или иное время. Усвоен дух эпохи; в этом смысле дом Асташева - единственный в своем роде в Томске памятник... Перенесенный в другое место художественно-исторический отдел музея -стильная мебель, гобелены, картины (старая живопись) не смогли бы воссоздать памятник высокой художественно-исторической ценности, выявить дух эпохи» [10. С. 32]. В художественном отделе был использован ансамблевый метод экспонирования, воссоздана обстановка бывшего асташевского дома как образец дворянской культуры 1830-1840-х гг. Что касается живописных работ, то они были представлены через систематическую экспозицию. Картины были размещены по направлениям творчества художников - от старой западной живописи до футуристов, включая работы сибирских, в основном томских, авторов. Созданная под руководством М.Б. Шатилова экспозиция Томского краевого музея практически целиком опиралась на подлинные источники -вещественные, изобразительные, письменные, многие из них были настоя-щимиуниками [10. С. 23-35; 18. Л. 114-115; 19. Л. 184]. Видное место в осуществлении научно-исследовательского направления Томского краевого музея занимала издательская деятельность. По этому поводу М.Б. Шатилов писал: «Музей придает большое значение изданию музейных материалов, так как издание трудов является действительно завершением, последним моментом научно-исследовательской деятельности, с одной стороны, и средством вовлечения в краеведческую работу более широких кругов - с другой» [20. С. 98]. За неполных три года, с 1927 по 1929 г., удалось выпустить 3 тома «Трудов Томского краевого музея», поместить в них 24 научные статьи, авторами которых по большей части были сотрудники музея. Ведущим автором-исследователем был, несомненно, сам М.Б. Ша-тилов. Статьи по истории Томского краевого музея, труды по этнографии вывели их автора в первый ряд совет -ских этнографов и музееведов первой половины XX в. Его знаниями, трудами, увлеченностью и преданностью музейному делу в кратчайшие сроки был создан Томский краеведческий музей, ставший одним из самых крупных в Сибири.

Ключевые слова

история музейного дела, Томский краеведческий музей, М.Б. Шатилов, history of museum science, Tomsk museum of local history studies, M.B. Shatilov

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Григорьева Светлана Евгеньевна Томский государственный университета; Томский политехнический университет кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культуры; специалист экспозиционной и выставочной деятельности Комплекса музеевsvetikiss07@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Разгон A.M. К вопросу об изучении истории музейного дела: (Вместо предисловия) // Очерки истории музейного дела в СССР. М., 1971. Вып. 7. С. 5-7.
Томилов Н.А. Новосибирский областной краеведческий музей в 1920-1987 гг. // Проблемы музееведения и народная культура. Новосибирск, 1999. С. 65-113.
Григорьева С.Е. Основание и открытие Томского краеведческого музея // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 1. С. 137-140.
Дмитриенко Н.М. К истории создания Сибирского областного научно-художественного музея в Томске (1911-1920 гг.) / Н.М. Дмитриенко, С.Е. Григорьева // Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 381. C. 119-122.
Черняк Э.И. Д.А. Клеменц и создание музея в Кяхте // Вестник Том. гос. ун-та. История. 2015. № 4. С. 5-8.
Дмитриенко Н.М. Музеи Императорского Томского университета: первые годы создания и деятельности / Н.М. Дмитриенко, Э.И. Черняк // Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 397. C. 81-90.
Бурлыкина М.И. Московский государственный университет: история музейного дела (1755-2015). М. : МАКС Пресс, 2015. 320 е.: ил.
Энциклопедия Томской области: в 2 т. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2009. Т. 2. С. 465-1000.
Дмитриенко Н.М. Вклад Г.Н. Потанина в музейное дело Сибири / Н.М. Дмитриенко, Э.И. Черняк // Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 404. С. 67-76.
Шатилов М.Б. Исторический очерк и обзор Томского краевого музея // Тр. Том. краевого музея. Томск, 1927. Т. 1. С. 1-37.
Тучкова Н.А. Этнографические сборы М.Б. Шатилова 1924 г. в фондах Томского краеведческого музея // Тр. Том. гос. объединенного историко-архитектурного музея. Томск, 1995. Т. 8. С. 104-120.
Лукина Н.В. Шатилов как этнограф // Тр. Том. гос. объединенного историко-архитектурного музея. Томск, 1994. Т. 7. С. 56-58.
Тучков А.Г. Материалы по истории этнографической экспедиции М.Б. Шатилова на р. Вах (1926 г.) // Тр. Том. обл. краевед. музея. Томск, 2004. Т. 13. С. 31-55.
Артюхова И.В. Экспедиция М.Б. Шатилова к русскому населению Томского края // Тр. Том. обл. краевед. музея. Томск, 2008. Т. 15. С. 16-25.
Архив TOKM. Оп. 1. Д. 32.
Малофиенко Е.А. Вазы Императорского фарфорового завода середины XIX в. с картинной живописью в собрании TOKM // Тр. Том. обл. краевед. музея. Томск, 2008. Т. 15. С. 155-163.
История Томского краеведческого музея языком архива / публ. Е.А. Андреевой // Тр. Том. обл. краевед. музея. Томск, 2002. Т. 11. С. 3-159.
Архив TOKM. Оп. 1. Д. 18.
Архив TOKM. Оп. 1. Д. 73.
Шатилов М.Б. Обзор деятельности Томского краевого музея (1927-1928 гг.) // Тр. Том. краевого музея. Томск, 1929. Т. 2. С. 92-104.
 Томский областной краеведческий музей: на этапе становления | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2016. № 4(24). DOI: 10.17223/22220836/24/16

Томский областной краеведческий музей: на этапе становления | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2016. № 4(24). DOI: 10.17223/22220836/24/16