В данной статье предпринята попытка исследования архитектурно-экологических проблем современного города. Распространение гомогенности и конструктивной усложненности, высокая этажность городских построек отразились на образности города, что привело к засилью так называемого техницизма. Проявление техницизма рассмотрено на примере города Магнитогорска. Выявлены положительные и отрицательные факторы техницизма. Определены пути его преодоления средствами экологизации, эстетизации и натурализации.
Technicizm in the city image. The impact and ways of overcoming.pdf Новые достижения в области науки и техники позволили изменить образ города от естественности и природности к гомогенности (обширные плоскости из стекла и бетона) и конструктивной усложненности. Скорость возведения архитектурных построек, а в связи с этим частая смена визуального образа явились ухудшающим фактором психологического равновесия горожан. Безликие фасады многоэтажных панельных зданий, самовольная застройка общественных территорий, низкое качество строительных и дорожных работ, несоблюдение элементарных противопожарных и экологических норм, стихийное уничтожение садов и парков порождают экологический и психологический дискомфорт в городской среде и в душах людей. Подтверждением тому является выражение: «.окружающая среда влияет на становление личности и формирование отношений в социуме, накладывая на них свой отпечаток; а отношение к окружению определяет связанные с ним ценности» [1. С. 36]. Немаловажным моментом проявления техницизма в городе является уплотнение городского пространства и как следствие уничтожение природных ландшафтов, первоначально отведенных для нормализации необходимого баланса процессов жизнедеятельности. Под строительство новых домов, а то и микрорайонов зачастую отводятся благоустроенные парки, набережные, стадионы, внутриквартальные пространства, что никак не может не отразиться на экологическом благосостоянии. Вместе с тем происходящая деградация градостроительной деятельности в нашей стране, повсеместное сокращение числа проектных организаций и научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами городского строительства, благоустройства и транспорта, неизбежно привели к засилью так называемого техницизма. Все это порождает раздражение, перерастающее в акты уличного вандализма. Целью данной статьи является определение влияния техницизма на образность современного города и поиск путей его преодоления. Техницизм представляет собой процесс, в котором преобладает усиление роли архитектурно-строительных объектов, инженерных конструкций, вытесняющих полноценную среду обитания человека, природное окружение. Следует отметить, что в последнее время, ввиду их активного строительства, стало нормой разрушение природного баланса: выкорчевывание многолетних древесных пород, реконструкция ландшафтного массива, ведущие к потере гармоничного единства с природой, естественности ее восприятия. В другом случае техницизм становится следствием упрощенных взглядов на архитектуру и прилегающую к ней территорию, недооценки социальных и идейно-художественных сторон. Вопрос техницизма в облике города является предметом многих исследователей-урбанистов: Л.Н. Авдотьина, Г.А. Малояна, Ю.А. Михалева, Т.Ф. Са-варенской, М.И. Тосуновой. И каждый из них решает эту проблему по-своему уникально. При разработке и утверждении концепции застройки градостроители и архитекторы опираются на стратегию развития города. Учитываются контент города, наличие исторических и современных архитектурных построек, характер композиционной планировки, способы благоустройства и качество заполнения рекреационного и ландшафтного пространства, геопластические особенности. В масштабах архитектурно-градостроительной деятельности последствия строительного вторжения в природные ландшафты обнаруживаются неизбежно. Например, «.при строительстве ряда новых городов в Сибири по генеральному плану в структуре города сохранялись участки естественного лесного массива в расчете на то, что они станут озелененными территориями города. Однако по прошествии нескольких лет сохраненные в период строительства массивы постепенно погибли, так как в процессе преобразования окружающих земель изменился подход к градостроительству» [2. С. 8]. Такие же явления в меньшем масштабе можно наблюдать в повседневной архитектурно-строительной практике. Рассмотрим подобную ситуацию на примере промышленного города Магнитогорска. Американский ученый Стивен Коткин, работавший здесь в годы перестройки, в своей книге «Город стали» называет Магнитогорск «мавзолеем Сталина» [3. С. 17]. Город поистине является уникальным архитектурным идеологическим образцом эпохи тоталитаризма. К разработке проектов застройки были привлечены не только советские, но и зарубежные ведущие архитекторы и проектировщики: С.Е. Чернышов, Н.А. Милютин, Э. Май и др. Именно в Магнитогорске была впервые полностью реализована градостроительная концепция социалистического города. На многие годы в ведущих архитектурных трудах он представлялся образцовым с точки зрения формирования городской среды. Постепенно, с развитием новых технологий и применением их на практике градостроения, облик города все более обезличивался. Состояние городской среды имеет большое значение и должно создавать ощущение уюта, предоставлять условия комфортного проживания горожан, формировать предпосылки для привлечения в процесс развития города материальных, финансовых, интеллектуальных и духовных ресурсов. В последние несколько лет в градостроительной политике города можно проследить попытки к решению этой проблемы. Появились новые микрорайоны, в которых можно наблюдать стремление придать облику города почти утраченную индивидуальность. Однако тенденции, не соответствующие спектру требований к качеству, доказывают обратное. Фасады исторических зданий реконструируются или приобретают отличное от других цветовое решение, при отделке применяются современные отделочные материалы, появляются достройки в виде деконструктивных элементов, что меняет первоначальный облик. А в случае размещения в здании нескольких фирм, как правило, каждый собственник оформляет принадлежащую ему часть фасада или входную группу без учета существующей архитектуры здания и без общего проектного решения, что приводит при больших затратах к отрицательному результату и уничтожению архитектурного замысла объекта, к ухудшению общего восприятия архитектурного образа города. Стоит отметить, что вопросы благоустройства открытых, рекреационных территорий города Магнитогорска зачастую не имеют стилистического решения. Отсутствуют комплексность и системность проектных решений, привязка к концептуальной составляющей, композиционная раздробленность. Как правило, озелененные территории проходят отдельную стадию развития от архитектурно-планировочного решения, в связи с этим имеют фрагментарный характер. Развивающаяся инфраструктура новых микрорайонов оторвана от комплекса жилого массива, не защищена от ветров и выбросов проезжающего транспорта, а зеленые зоны городских микропространств представлены в виде саженцев и пустых газонов. Резюмируя вышесказанное, отметим, что многоэтажные постройки в городе Магнитогорске оголены, носят выраженный техногенный характер. Отсутствует взаимосвязь между природной средой и архитектурой, нет целостности восприятия картины города. С нашей точки зрения, основными путями преодоления влияния техницизма на образность города являются: ^ экологизация; > эстетизация; ^ натурализация. Рассмотрим каждое из них более подробно. Экологизация понимается нами как процесс сохранения экологического баланса путем увеличения площади зеленого массива в рамках города и его окрестностей. Решение задач по экологическому совершенствованию окружающей среды и выбору рациональных архитектурно-планировочных решений по его застройке, архитектурных объектов разного уровня, комплексного благоустройства и озеленения территорий способствуют созданию гармоничного пространства для жителей. Не будет лишним вновь упомянуть о значимости благотворного влияния растительности на состояние окружающей среды. Растения обогащают воздух кислородом, полезными для здоровья человека фитонцидами и легкими ионами, поглощают пыль, токсичные газы, углекислый газ, смягчают климат, усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза углеводы и другие органические вещества. В зависимости от величины города, профильности, плотности его застройки, природно-климатических особенностей целесообразно использовать разнообразный породный состав насаждений. При этом желательно оставлять предпочтение цветущим деревьям, кустарникам и растениям, что привносит декоративность и художественно-эстетическую привлекательность в образность среды. Для промышленных окрестностей города преимущество отдается высадке древесно-кустарниковой растительности, которая обладает способностью нейтрализовать и поглощать вредные примеси. При этом важно учитывать возраст, разновидность, характер местности, уровень ее загазованности, отдаленность от жилого массива, географические, почвенно-климатические условия и др. Природа является фактором устойчивого развития города, а ландшафтный дизайн является средством изменения качеств городской среды. На это указывают труды ученых: С.И. Ванина, А.П. Вергунова, В.А. Горохова, Л.С. Залеской, В.И. Нефедова и др. Полагаем, что достижение экологического равновесия возможно при наличии разнообразных ландшафтных объектов в городе. Приведем их классификацию: ^ обширные ландшафтные территории (общего пользования): национальные парки, ботанические сады, дендрарии, экопарки, набережные зоны; ^ локальные ландшафтные территории (ограниченного пользования): городские парки и сады, парки отдыха и развлечений, парки для спорта и отдыха, аллеи, бульвары; ^ фрагментарные ландшафтные территории (специального назначения): дворовые территории, приусадебные участки, территории в карманах учреждений, колодцах домов (зимние сады), площадках. Экологически организованные пространства, внося разнообразие в пространственную инфраструктуру города, смягчают агрессивное восприятие техногенных конструкций, способствуют сохранению экологического равновесия и развитию урбанизированных территорий. Человек является частью природы. Создавая экологические уголки в городе, решается потребность взаимосвязи человека с окружающим миром. Несмотря на существование положительных моментов в плане развития и сохранения зеленых зон в городе, существуют противоречащие обстоятельства, упоминаемые нами выше. Доминирующим фактором художественного преобразования ландшафтных территорий и элементов благоустройства городской среды можно назвать эстетизацию. Составляющими ее звеньями являются приемы достижения гармоничного взаимодействия природного ландшафта (рельефа местности, водных источников, лесных массивов) с городской застройкой, такие как: ^ организованное взаимопроникновение; ^ художественная декоративность; ^ новизна восприятия и запоминаемость. Организованное взаимопроникновение в градостроительстве понимается нами как композиционная ясность, последовательность расстановки ландшафтных и архитектурных частей целого, степень их согласованности и уровень взаимодействия. В этом смысле мы имеем в виду рациональное и грамотно спланированное средовое пространство, где историческое уживается с современностью, природное - с искусственно созданным, образуя при этом единый композиционный каркас. Территории, отведенные под зеленые «полосы» и «пятна», являются важной и неотъемлемой частью планировки города. Обращая внимание на неблагоустроенные районы города, мы сталкиваемся с тем, что инфраструктура ландшафта разорвана и не сформирована в единый композиционный каркас. Зеленым «пятнам» и «полосам» в городах с многоэтажной застройкой не удается обеспечить комфортную среду горожан. Для достижения плавного перехода требуется восстановление существующих зеленых зон и ландшафтов, создание новых, выполняющих функции связующих звеньев, экологических коридоров и буферных зон. В этом случае мы добиваемся организованного взаимопроникновения. Такой подход в градостроительстве несет отражение эстетической образности города и комфортность пребывания человека в микросреде. Близость человека к природе, соразмерность величины его окружения, теплые цветовые оттенки, красота созерцания вызывают гармонию и спокойствие. И напротив, находясь на огромных просторах городского пространства, ограниченного искусственно созданными несоразмерными человеку формами, свойственно ощущение тревожности и беспокойства. Таким образом, композиционный каркас города, представляющий собой переплетение упорядоченных зеленых «пятен» и «полос» с архитектурой, способно вызывать положительные эмоции и дискомфорт. Словосочетание «художественная декоративность» означает «промежуточные» рекреационные участки ландшафта, привносящие в окружающую среду привлекательность, не столько сами по себе, сколько в сочетании с декоративными формами, монументальными произведениями искусства и сре-довым наполнением. К таковым мы относим: ^ малые архитектурные формы; ^ геопластические ландшафтные решения; ^ декоративные свойства зеленых насаждений. Малые архитектурные формы (МАФы) в городской среде в силу своей распространенности и разнообразия являются отражением эпохи, национальности, стилеобразования. Внедряясь в урбанизированную среду, они отождествляют техногенный мир, сближая его с природой. МАФы имеют свою квалификацию и подразделяются на универсальные, досуговые и декоративные. Фонтаны, партеры, куртины, инсталляции, ландшафтные конструкции, габионы, боскеты, арбоскульптура, перголы, арки, топиарное искусство, различные типы вертикального озеленения относятся к декоративным малым архитектурным формам. Габионовые конструкции в интерьере города - явление неожиданное, но оригинальное. Используя сетчатую конструкцию из проволоки (георешетку), можно создавать различные по форме инсталляции: в виде вертикальных-коробчатых, горизонтальных-матрасных, цилиндрических, фигурных, скульптурных инсталляций, преобразовывая с их помощью пространства. Характер заполнения коробов может быть разнообразным. Это может быть крупная галька, битый кирпич, щепа, декоративное стекло, спилы или обрезки из дерева, торф, мох, грунт, в который высаживается трава, лиановые растения. Георешетки широко используются в топиарном искусстве. В качестве примеров, способных наглядно продемонстрировать принципы использования габионов в благоустройстве города, можно привести следующие: фигурный тип габионов «Слоны», расположенных на улице Копылова, и горизонтальный тип габионов у торгового центра «Июнь» в городе Красноярске (рис. 1, 2). Самым оригинальным методом преобразования городского пространства с помощью габионовых конструкций можно назвать живые стены - ширмы (рис. 3, а, б). Возможность их применения позволяет разбить территорию на несколько функциональных, буферных зон, придать цветные очертания, внести экологические островки в среду обитания горожан. Создание живых стен - дело затратное и кропотливое, этим объясняется их отсутствие в благоустройстве города. Рис. 3. «Зеленые стены» Блан Патрика в Париже. Франция Геопластические решения (реально существующие или искусственно созданные, насыпные формы, образующие многоуровневый ландшафт) в городской среде чаще всего используются в виде пешеходного пространства, мест отдыха, спортивных или смотровых площадок (рис. 4, 5). Рис. 5. Природный ландшафт. Район Ветлужанки. Красноярск Преобразовать городское пространство, придать ему декоративные качества можно с помощью внешней формы растений. Подразумевается целый комплекс их характерных особенностей: строение ствола и ветвей, плотность кроны, мозаика лиственного покрова, цветение, плодоношение, окраска листьев, ствола, цветов и плодов. Цветовые сочетания, композиционные вариации позволят изменить картину города, сделать её более оригинальной. Новизну восприятия и запоминаемость художественно-эстетической образности современного города мы соотносим с проекционными технологиями (3В-видеомэппинг). Изучением вопросов световой архитектуры в городской среде занимались такие ученые, как И.А. Азизян, Н.М. Гусев, В. Келер, В. Лукхардт, В.Г. Макаревич, Н.В. Оболенский, Н.И. Щепеткова и др. Стоит отметить, что на современном этапе развития города проекционные технологии у многих лишь на слуху. Несмотря на новизну данного направления, оно с каждым годом становится все более популярным и востребованным. Кроме того, этот вид деятельности воспринимается жителями города с большим интересом. Технология 3В-видеомэппинга далека от естественности и является в большей степени флагманом техницизма, нежели природосообразно-сти. Однако в своей статье мы интерпретируем это иначе. Совершенно ясно то, что архитектурные сооружения, инженерные конструкции и природные ландшафты за счет спецэффектов приобретают иной характер, преображаются. В этом вопросе мы предлагаем ориентироваться не на индивидуальный характер, а прежде всего рассматривать данное явление как комплексное решение. Многочисленные исследования указывают на то, что 3В-видеомэппинг вывел на новый уровень искусство в целом, в том числе архитектурный, ландшафтный, аквадизайн, и заставил переосмыслить его суть в системе традиционных методов проектирования. Использование интерактивности позволяет привлечь к объектам жизнедеятельности неограниченное количество пользователей в любое время суток, в том числе и ночью, что является большой редкостью. Архитектурный видеомэппинг позволяет избежать загруженности фасадов зданий рекламой, вывесками, но подчеркнуть лишь его красоту и оригинальность, простоту и легкость. Примеры архитектурного видеомэппинга представлены на рис. 6, 7. Рис. 6. «Рождество в Нью-Тайбэе», Эдриаи Го. Великобритания. 2016 Рис. 7. Ночной г. Мальме, Johan Moritz. Швеция Ландшафтный видеомэппинг применим в качестве инструмента по реализации проектных идей в оформлении ландшафтных территорий. Интерактивные технологии позволяют работать как с отдельными изображениями, так и по разработанному сценарию, создавая клоны разгуливающих людей, сказочных персонажей по парку, улице (рис. 8, а, б). б Рис. 8. «Камбоджийские деревья» в Париже, Клемент Бринд. Франция Применение проекционных технологий позволит избежать загромождения ландшафта малыми архитектурными формами. При этом выразительными становятся лишь тропы, дорожки и зелёные зоны. Акцент на естественном ландшафте днем, дополненный проекциями живой и неживой природы, видеоперсонажами и героями разворачивающего сценария в вечернее время суток, возможно, позволит облегчить психологическое напряжение жителей города, изменить подходы к организации досуга горожан. Мы предлагаем не ставить малые архитектурные формы в виде стел, скульптур, инсталляций, которые со временем устаревают, требуют ухода, утрачивают эстетический вид, а лишь дополнить существующие средовые пространства новым смыслом. Следующим приемом создания новизны восприятия действительности является аквамэппинг. Аквамэппинг в городе относится к ряду феноменов, креативных и неизвестных многим жителям. Однако с помощью ЗБ-ви-зуализации возможна трансляция самых неожиданных сюжетов (рис. 9, 10). «Проекционное шоу представляет собой «интеграцию видеоискусства и 3D-технологий, заключающуюся в создании ЗБ-проекции на физический объект окружающей среды с учетом его геометрии и местоположения в пространстве, при художественной модификации которой с помощью аудиовизуальных средств у зрителя возникает аудиовизуальная иллюзия» [4. С. 21]. Рис. 9. Световое шоу «Odaiba water illumination». Токио Рис.10. Фонтан, сквозь который можно пройти, рядом ЦДХ. Москва. Концепция бюро Wowhaus и «архитекторы асс» Под натурализацией в контексте данной статьи мы понимаем экологичность материала, используемого в строительстве зданий и благоустройстве города. Здесь в первую очередь хотелось бы предложить интеграцию открытых «полуприродных» территорий и имеющихся зданий и сооружений. Под открытыми «полуприродными» территориями подразумеваются зимние сады, расположенные под стеклянным куполом в колодцах зданий и между ними, оранжерейные переходы и велодорожки в теплых остекленных переходах, представляющих систему перетекающих пространств, ведущих к открытым рекреационным пространствам и экологическим уголкам города. Это своего рода переплетение функционально-специализированных каркасов городской ткани с ландшафтными решениями и средствами озеленения [5]. Второй момент - это натурализация застройки, под которой подразумевается создание и содержание на любых поверхностях зданий и сооружений - вертикальных, горизонтальных и наклонных - растительного покрова из специально подобранных видов растений, соответствующих местным географическим условиям, градостроительным характеристикам, а также параметрам конкретного строительного элемента [5]. Примеры натурализации застройки приведены на рис. 11, а, б. б Рис. 11. «Зеленые стены» Блан Патрика в Париже. Франция Последние научные изыскания, проведенные в сфере зеленой урбанистики, позволяют исключить пагубное влияние растений при размещении их на фасадах и крышах зданий, благодаря новейшим разработкам строительных материалов, стойких к влиянию корневой системы размещенных на них растений. Главным положительным аспектом натурализации является увеличение озелененной площади города в контексте прогрессирующего уплотнения его ткани как комплексной, так и точечной застройки. В конечном итоге мы преследуем цель не уничтожить, но сохранить и улучшить существующее пространство, не нанося большой вред архитектурному облику города. Тем самым организовать пространство, «.стимулирующее к обогащению нравственными ценностями, опыту открытия новых знаний, побуждающее к развитию потенциальных возможностей людей, способных создать в будущем идеальныйгород» [6. С. 3-5]. Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что в эпоху глобализации и высоких технологий происходит изменение городской среды зачастую в ущерб экологической составляющей. Отсутствие необходимого количества зеленых насаждений в зонах проживания и их окрестностях, уплотнение городской застройки, повышенная гомогенность, конструктивная усложненность, обезличенность фасадов многоэтажных панельных зданий, самовольная застройка явились факторами, характеризующими техницизм, ныне широко преобладающий в образности города Магнитогорска. Ввиду этого нами были рассмотрены альтернативные пути его преодоления средствами экологизации, эстетизации и натурализации. Этот фактор отчасти оказался побудительным мотивом для обращения к рассматриваемой проблеме. Предложенные же пути преодоления нарастающего влияния техницизма на образ города Магнитогорска требуют дальнейшей разработки и нуждаются в серьезной работе городских властей, общественности, градостроительных советов.
Захарченко Т.Ю. Проблема эстетической ценности средового дизайна / Т.Ю. Захарченко, Е.К. Захарченко // Вестник науки и творчества : матер. международных мероприятий Общества нау-киитворчества (г. Казань) зафевраль 2016 г. / под общ. ред. С.В. Кузьмина. Казань, 2016. С. 35-41.
Микулина Е.М. Архитектурная экология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.М. Микулина, Н.Г. Благовидова. М. : Изд. центр «Академия», 2013. 256 с.
Казаринова В.И. Магнитогорск / В.И. Казаринова, В.И. Павличенков М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1961. 248 с.
Грунчееа Е.В. Эволюция экранного искусства: от немого кино к 3D-BHfleoM3nnHHry // Вестник Челябинской академии культуры и искусства. 2016. № 3. С. 20-24.
Баженов А.В. Креативное пространство городов России [Электронный ресурс] // Архитек-тон: Известия вузов. 2016. № 56. Декабрь. URL: http://archvuz.ru/cont/1848 (дата обращения: 27.02.2017).
Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2010. 176 с.
Оболенский Н.В. Руководство по проектированию архитектурного освещения застройки в центральной части и исторических зонах Москвы. М., 1997. 179 с.
Сад в городе: благотворительный фонд садовой терапии и создания развивающей эко-среды для детей, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. URL: http://www.sadvgorode.ru (дата обращения: 27.02.2017).
Филин В.А. Экология визуальной среды города // Экология и жизнь. 2015. № 7. С. 50-54.
Якубов Х.Г. Экологический мониторинг зеленых насаждений в Москве. М.: Стагирит-Н, 2005. 264 с.
Видеомаппинг. Игры света [Электронный ресурс] // Новости архитектуры и дизайна. 2011. URL: http://www.arhinovosti.ru/2011/11/21/video-mapping (дата обращения: 27.02.2017).
Brandi U. Geissmar-Brandi C. Light for Cities // Birkhauser. Basel-Boston-Berlin. 2007.
Proffesional Lighting Design. 2000-2010.