Цель работы - рассказать о первых японских протомузейных формах - выставках-буссанкай, их разновидностях, задачах и особенностях, а также показать естественность феномена возникновения музея для истории. Проведен анализ термина «бус-санкай», исходя из значения иероглифов и сущности исторического феномена этого типа выставок. Описаны выставки-буссанкай, проводимые Тамура Рансуй и Хирага Гэн-най. Описаны интересы Гэннай как демонстрирующие задачи выставок-буссанкай. Также дана информация об одном из первых каталогов выставки в Японии.
The exhibition-bussankai as Japanese proto-museum form of XVIII century.pdf Идея музея была «привезена» в Японию в 1860-х гг. Фукудзава Юкити, переводчиком японской делегации, отправившейся в Европу. Однако японцам были знакомы и собственные протомузейные формы, связанные с коллекционированием и ранними научными сообществами. Одна из таких форм - выставки-буссанкай. Цель данной статьи - рассказать об этой форме, а также показать, что феномен возникновения музея является естественным для истории. Актуальность статьи состоит в сегодняшней активизации международных отношений между Россией и Японией, в том числе образовательных связей, среди которых можно отметить установление партнерских отношений между Токийским и Томским государственным университетами. Также хочется подчеркнуть, что данный сюжет истории музеев Японии практически не изучен в отечественной науке. В качестве источников использованы японские и английские материалы. Профессор Канаяма Есиаки, музейный практик и университетский преподаватель, пишет весьма разноплановые работы по музейному делу, в том числе обширный труд «Исследование музейных идей до Нового Времени и история становления современных музеев», позволяющий проследить зарождение и развитие музейного дела в Японии не только как результат административной инициативы, но и как инициативы «снизу». Хироаки Ясутака изучает роль и функции университетских музеев Японии, Китая и Кореи. Ричард Бауринг - профессор Кембриджского университета, награжденный Орденом Восходящего Солнца 3-го класса за вклад в развитие японских исследований и содействие взаимопониманию Японии и Англии. Занимается исследованиями японского языка, литературы, религии и научной мысли в Японии. Указанный в тексте каталог выставок, изданный Тамура и Гэннай, был рассмотрен на сайте-выставке библиотеки Токийского университета «Наши мастера: изделия периода Эдо в Нанки». На этом сайте даны краткие описания старых книжных изданий и есть возможность пролистать их в электронном виде. Электронный справочный словарь «Котобанку хякка-дзитэн» основан на материалах японских издательств «Асахи симбун», «Коданся» и «Сё:гакукан». Найти полный аналог слову «буссанкай» в русском языке сложно. В словаре «Котобанку» [1] буссанкай означает выставку лекарств периода Эдо. Действительно, такие выставки называли также «якухинкай», лекарственными выставками, и «хондзо:кай», выставками лекарственных растений. Однако на таких выставках демонстрировались не только растения и медикаменты на лекарственной основе, но и объекты фауны, минералы и даже антиквариат. По сути, сама наука травничества (хондзо:гаку) исторически была комплексной - медики Китая и наследовавшие им медики Японии изучали всевозможные природные объекты на предмет наличия у них лекарственных свойств. Слово «буссан» переводится как «продукция», и это тоже верно характеризует выставки-буссанкай: предметы, выставляемые на них, с одной стороны, демонстрировали природные богатства края, с другой стороны, служили для научной и коммерческой рекламы; выставки-буссанкай имели значение ярмарок среди специалистов-медиков и коллекционеров-любителей. Если же мы обратим внимание на последний иероглиф слова («кай»), то он переводится как «собрание, совещание». Буссанкай были местом для встречи раннего научного сообщества Японии, мероприятиями по обмену опытом и распространению знаний. Исходя из всего этого, очень сложно передать всю полноту смысла «буссанкай», наиболее удобно их называть «выставками продукции». Выставки продукции появились в Японии в XVIII в. Важно отметить, что это не было правительственной инициативой, в то время как строительство «привезенных с Запада музеев» можно назвать таковой. Выставочной площадкой служили как места публичные (храмы, гостиницы), так и собственные дома заинтересованных в выставке лиц. У выставок продукции имелись организатор и ответственное за проведение выставки лицо. Участниками собраний были как сами коллекционеры, предоставившие предметы, так и посторонние заинтересованные люди. На собраниях воздерживались от обмена товарами, праздных разговоров и пьянства. Практиковалось зарисовывание предметов. Большое значение в становлении этого вида выставочной деятельности сыграли Тамура Рансуй и его ученик Хирага Гэннай. Тамура Рансуй (17181776 г.) - врач и травник, особенно интересовавшийся вопросами селекции и выращивания в Японии женьшеня. Тамура Рансуй открыл в 1757 г. выставку продукции в синтоистском святилище Эдо Юсима Тэмман. В мае 1766 г. в киотской гостинице Яами в Хигасияма благодаря его усилиям открылась другая выставка продукции, и в том же месяце было установлено расписание для ее регулярного проведения. В апреле 1768 г. Тамура организовал новую выставку в киотском храме Дзэндзю-дзи [2. С. 2]. Хирага Гэннай (1728-1780) родился в Такамацу на Сикоку в семье асига-ру (пехотинца), имел ранний интерес к ботанике. Этот интерес привел его в 1752 г. в Нагасаки, где он начал обучаться так называемым «голландским наукам». Потом Гэннай уехал в Эдо и продолжил учиться у Тамура Рансуй [3. С. 224]. Вместе с учителем Хирага Гэннай начиная с 1761 г. организовал серию естественнонаучных выставок-якухинкай, среди которых была крупная выставка все в том же токийском районе Юсима. Называлась она «Выставка медикаментов Восточной столицы». Стоит отметить, что Гэннай был не только организатором этой выставки, но и предоставил свою коллекцию предметов, состоящую из 360 редчайших экспонатов, собранных со всей страны. Хирага Гэннай еще до открытия выставки выпустил сочинение, которое можно назвать одним из первых каталогов выставки в Японии - «Классификация разных материалов» (Буцуруи хинсицу; на английский переводится как «Objects classified and evaluated»). У этого каталога было две цели - культивировать знания среди японских медиков и закрепить результаты выставки. Сделаем небольшое отступление об интересах Гэнная. Он является автором манифеста, призывавшего к освобождению японской науки от китайского влияния. Дело в том, что японские врачи опирались на китайские материалы, в то время как существовали различия в климате и растительности, что приводило к врачебным ошибкам. Также Гэннай хотел увеличить отечественное производство женьшеня и сахарного тростника. Он переводил голландские книги и готовил свои описания растений, а также минералов (Гэннай побывал в провинции Кии, подготовил доклад по ее минералам и открыл в ней месторождение асбеста) [3. С. 225]. Чтобы собранная им информация была доступна другим, Гэннай и решил создать каталог. По сути, он выступил его составителем, а Тамура - редактором. Сегодня можно фрагментарно пролистать этот 6-томный каталог в электронном виде на нескольких сайтах. Он представляет собой в нашем понимании тетрадь или книгу в мягкой обложке с пропорциями современных книг, включает в себя черно-белые иллюстрации экспонатов - объектов фауны и флоры. Выполнен в технике ксилографии. Всего Тамура и Хирага поставили с 1757 по 1762 г. 5 выставок, на которых было представлено около 2 000 предметов, последний том каталога по ним был закончен только к 1763 г. [4]. Вернемся к поставленным Тамура и Гэннай выставкам. Ради «Выставки медикаментов Восточной столицы» им пришлось разработать свою классификацию для экспонатов. Тамура и Гэннай взяли от каждого класса предметов по 50 видов, а саму экспозицию построили на комплексах «Травы и деревья», «Металлы и камни», «Птицы и звери», «Рыбы и шумные», «Редкие виды». Были также предметы, которые решили не выставлять, а лишь уведомить о существовании «шедевров». В целом на выставке показывались экспонаты, собранные в разных местах Японии. Например, Тамура включил в число экспонатов натуральные лекарства с Никко и Рюкю. Но были также предметы, привезенные европейцами. Поскольку в Японии еще не было жестких представлений о границах природных объектов, Тамура и Гэннай не стали разделять природное от рукотворного - на выставке был представлен антиквариат, как бы продолжающий единую тему естественной науки и человеческой истории. Кроме того, учитель и ученик активно распространяли информацию о способах собирания различных предметов, включавших растительность, птиц и зверей, рыб и червей, антиквариат [5. С. 17]. Еще один организатор выставок - киотский врач-конфуцианец и ученый-травник Ямамото Бо:ё с 1810 г. Использовал для выставок собственное поместье. За 50 лет он открывал якухинкай около 40 раз. Кроме того, он открыл шко-лу-кадзюку (частная школа на дому, поддерживаемая правительством) на основе своей медицинской литературы, книг по травам, китайских конфуцианских классических сочинений, и выставки являлись частью учебного процесса. Тамура, Гэннай и Ямамото были медиками и травниками, их выставки имели прежде всего образовательные и научные задачи. Но люди периода Эдо коллекционировали разные вещи и, поддаваясь всеобщим веяниям, тоже организовывали показы своих собраний. Задачей их, однако, в меньшей степени являлось распространение знаний. Это скорее были встречи коллекционеров ради обмена предметами и хвастовства. Имели место коммерческие задачи, из-за которых выставки продукции превращались в подобие ярмарок или же в предшественников промышленных выставок. В конце XVIII в. стало популярным коллекционирование камней, причем собиратели самостоятельно разрабатывали классификацию для камней и делали публикации по собранию. Люди того времени собирали различные породы, окаменелости, кораллы, каменные косы и топоры, пряслица из раковин и прочие орудия первобытного труда [1]. Рассмотрим несколько персон кол -лекционеров XVIII в., занимавшихся выставками. Одним из самых известных и типичных коллекционеров того времени был Киути Сэкитэй из провинции Оми. Он собрал коллекцию в 2 000 образцов, сделал для них классификацию и написал сочинение, обращенное к представителям всех сословий (высшим сановникам, воинам, монахам), «Собрание оригинальных камней». Он учился у Тамура Рансуй и обменивался предметами с Хирага Гэннай [2. С. 2]. Горнопромышленник Бисэкитэй имел совершенно понятный практический интерес в расширении знаний о минералах и в то же время был страстным коллекционером. Кимура Кэнкадо из Осаки в большом количестве собирал старые книги, минералы и породы, а потом выставлял в собственном доме. У него собирались ученые и люди искусства, жители Осаки и других городов [2. С. 3]. Настоятель храма Сайю:-тэра в Оми по имени Хо:рэй изучал свитки с изображениями камней и вел активную переписку, благодаря которой можно отметить не только активный обмен камнями, но и обмен знаниями о них [5]. Из среды самураев выделялся любитель камней Мацура Сэйдзан. В Музее города Осака в промышленном выставочном зале сегодня можно увидеть предметы из его коллекции и, что более интересно, специально изготовленные для собрания камней и раковин лакированные и инкрустированные коробки с отделениями, напоминающие современные коробки для хранения минералогических коллекций [1; 2. С. 3]. Все эти персоны принадлежат к разным сословиям, что говорит о едином интересе к коллекционированию и выставкам в Японии. Выставки становились формой досуга и популярным занятием. Итак, выставки продукции XVIII в. имели определенное сходство с современными музеями. В целом у них было три задачи: пропагандировать научные знания, образовывать и развлекать. К выставкам составлялись каталоги экспонатов, имевшие целью сразу презентовать коллекцию и прорекламировать саму выставку, что сходно с публикационной и рекламной деятельностью музеев. Однако под буссанкай не отводились постоянные помещения; коллекции оставались достоянием коллекционеров, а не общества; отсутствовала функция сохранения общественной памяти. По этим признакам мы можем судить о буссанкай как о протомузейной форме. Канаяма Ёсиаки также называет выставки продукции протомузейной формой - хаку-буцукан-гэкэй, поскольку происходили встречи общественности, протоколирование происходящего и издание публикаций по выставочным материалам, что соответствует современному способу ведения дел у музеев [2. С. 3]. Феномен буссанкай сложился в относительно изолированной Японии без влияния Запада. Значит, японское общество достигло той стадии развития, когда ему требовался институт для открытого и наглядного распространения знаний. К постановке выставок продукции были причастны не только ученые, но и люди разных сословий и занятий. Выставки не были инициативой правительства, их создавало само общество. То есть потребность в наглядной форме распространения знаний была присуща всему японскому обществу. Организаторы самостоятельно выработали для выставок ряд черт, присущих современным музеям. Благодаря этому мы можем говорить о музейной деятельности и ее протоформах как о естественной стадии развития человеческого общества и научных сообществ.
Котенко Александра Леонидовна | Томский государственный университет; Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова | аспирант кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культуры; младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела | aleksrahe@gmail.com |
Котобанку хякка-дзитен (Энциклопедический словарь «Котобанку») [Электронный ресурс]. URL: https://kotobank.jp/ (дата обращения: 20.01.2017).
Канаяма Ёсиаки. Гэндзай идзэн но хакубуцукан-сисо: то кингэндай-хакубуцукан-но кэй-сэйси ни кансуру ичикохацу: дзэмпэн (Исследование музейных идей до Нового Времени и история становления современных музеев: первая часть) // Кокугакуин-дайгаку хабуцукан гаку-кэнкю-сицу (Учебно-исследовательский бюллетень университета Кокугакуин). 1999. № 24. С. 1-50.
Bowring Richard. In Search of the Way : Thought and Religion in Early-Modern Japan, 15821860. Oxford University Press, 2016.
Ва-но сёкунин-тати Нанки-ни миру Эдо-но моно дзукури (Наши мастера: изделия периода Эдо в Нанки) [Электронный ресурс] / Сайт выставки книг библиотеки Токийского университета. 2006. URL: http://www.lib.u-tokyo.ac.jp/tenjikai/tenjikai2006/shiryo_03.html (дата обращения: 20.01.2017).
Ясутака Хироаки. Рекиси-но нака-но мю:дзиаму. Кё:и-но хэя кара дайгаку-хакубуцукан мадэ (Кое-что из истории музеев. От кунсткамер до университетских музеев). Токио: Сё:вадо, 2014. 254 с.