Перспектива создания переселенческой экспозиции в музее «Тальцы» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2017. № 26. DOI: 10.17223/22220836/26/20

Перспектива создания переселенческой экспозиции в музее «Тальцы»

В статье рассматривается проблема сохранения этнической культуры малых переселенческих групп, прибывших в Иркутскую губернию в период столыпинской аграрной реформы, посредством ее музеефикации в экспозиции регионального этнографического музейного комплекса под открытым небом «Тальцы» (г. Иркутск), а также вопрос сохранения культурного наследия столыпинского переселенческого процесса посредством музеефикации его самых значимых составляющих в материальных носителях. Рассматривается также практика музеефикации культуры данных этнических групп в экспозиционном пространстве.

The prospect of resettlement in the museum «Taltsy».pdf По результатам первого этапа историко-культурного зонирования Иркут-ской области (1993-2003 гг.) в 2003 г. было предложено на основании определения этномаркирующих составляющих этнических групп белорусов, украинцев, татар, поляков и голендров, переехавших в Предбайкалье (Иркутскую область) по столыпинской аграрной реформе в 1906-1914 гг., выделить переселенческую историко-культурную зону и сформировать в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» соответствующую экспозицию [1. С. 90]. Последующие работы в этом направлении позволили набрать дополнительный материал и окончательно определиться с составом и объемом переселенческойэкспозиции [2. С. 173]. Несмотря на то, что переселенческие процессы с европейской части страны в Предбайкалье происходили с XVII в. ив них участвовали различные этносы и этнические группы, в том числе русский, который был основным переселенческим этносом, но его культурная составляющая, как и остальных переселявшихся этносов и этнических групп, за исключением пяти выделенных, растворилась в культурном наследии ранее прибывшего населения русского этноса и в небольшой степени в этносе коренных народов, населявших Предбайкалье. Особенностью столыпинской аграрной политики являлось переселение в основном крестьян (хотя были и рабочие, и представители других социальных групп) [3. С. 52], прибывших из одной волости, уезда, губернии, с водворением их в один переселенческий пункт (деревню), что позволяло новоселам (а многие из них даже не владели русским языком) более успешно адаптироваться в суровых сибирскихусловиях [4. С. 190]. Компактное проживание выделенных нами этнических групп (украинцы, белорусы, татары, голендры, поляки) позволило им до наших дней сохранить элементы традиционной культуры тех мест, откуда они переселились. Основная масса переселенцев в Предбайкалье приезжала летом, в теплое время года. Переселявшиеся крестьяне являлись главным образом носителями строительных традиций. В теплое время они строили избы по строительным традициям родных мест, не рассчитанные на сибирские морозы. Возможно, это одна из причин того, что многие материальные носители культуры каждой этнической группы свидетельствуют о резком отличии ее строительных традиций как от местных строительных традиций, так и от традиций остальных переселенческих групп. С переселением в Предбайкалье переселенцы, являвшиеся представителями разных конфессий, принесли и элементы строительства своих культовых построек (костелы, мечети). Самым крупным переселенческим этносом периода столыпинской аграрной реформы в Предбайкалье был русский. Однако его материальная и духовная культура была аналогична культуре старожильческого русского населения и последующих до столыпинской аграрной реформы волн переселения из европейской части России. Поэтому выделенные пока незначительные по составу и объему резкоотличительные (этномаркирующие) элементы этой группы переселенцев на сегодня не позволяют строить русскую переселенческую экспозицию периода столыпинской аграрной реформы. Возможно, это будет сделано в будущем, это относится и к другим этническим группам, не входящим в вышеотмеченную пятерку. Пространство в экспозиционной зоне для этого зарезервировано в сторону эвенкийского сектора. Планировка переселенческих пунктов (деревень) имела линейный характер: они разбивались на прямоугольные участки с двухсторонними улицами вдоль основного тракта, разделяемые перекрестками. Основой ведения хозяйства у переселенцев было земледелие в виде выращивания зерновых на полях. При усадьбах имелись огороды, где выращивались овощи для внутреннего потребления. У белорусов и украинцев со стороны улицы практиковались палисадники. Многие татары занимались разведением лошадей на мясо. Несмотря на то, что переселенческие села старались располагать вблизи рек и речушек, основной объем воды хозяева получали из колодцев (часто обслуживающих несколько усадеб), находившихся как непосредственно в усадьбах, так и на улице. Колодцы были с воротом или журавлем. Экспозиция «Переселенческое село» формируется из усадеб, характеризующих пять этнических групп (украинцев, белорусов, татар, поляков, голен-дров), и двух культовых объектов (костела и мечети). За основу планировочного решения экспозиции взят фрагмент переселенческого села -пересечение основной и второстепенной дорог, что соответствует планировке большинства переселенческих населенных пунктов. В ходе экскурсии делается плавный переход от одних экспозиций (усадеб) к другим, представляющим близкие по архитектуре и культуре этносы, с разведением по краям экскурсионного хода экспозиций резко отличающихся по культуре этносов, а также культовых построек - костела и мечети. Каждую из этнических групп представляют усадьбы с подлинными основными объектами (домами) и в большинстве с подлинной инфраструктурой. Экспедиционные исследования ареала распространения украинского переселенческого этноса позволили выявить постройки, наиболее характерные для него, в пос. Батама Зиминского района [5. С. 224]. К сожалению, все эти постройки являются памятниками архитектуры и их перенос в музей в рамках существующей в стране законодательной базы пока затруднен. Тем не менее в настоящее время ведутся работы по согласованию с органами охраны историко-культурного наследия вопроса о переносе ряда объектов в музей. При невозможности его решения предлагается замена того или иного объекта аналогичным или выполнение его в новоделе. Инфраструктура усадьбы украинского переселенца включает жилой дом, состоящий из двух прямоугольных объемов, расположенных последовательно под единой вальмовой кров -лей со стропильной конструкцией, покрытой драньем в один ряд. Внешняя сторона стен сруба - из окантованных под лафет бревен с последующей промазкой швов глиной и побелкой. Дом отапливался печью, устье которой было возле входа, печь представляла собой комбинацию русской печи и плиты. Со стороны улицы у дома разбивался полисадник, где чаще всего садили черемуху, из ягод которой делали черемуховую муку. В составе усадьбы были однокамерный амбар, стайка с сеновалом, навес в виде завозни, колодец-журавль с колодой. В музее будет представлена пока только одна усадьба, позволяющая полноценно характеризовать эту этническую группу. При необходимости размещения в экспозиции других усадеб с несколько иными объемами и архитектурой основного объекта - дома - это может быть реализовано в будущем. Для второй усадьбы в музей «Тальцы» уже вывезен дом украинского переселенца, срубленный по-русски. Площадь для строительства усадьбы в экспозиции есть. При исследовании ареала расселения белорусских переселенцев выявлено, что наиболее сохранившиеся усадьбы с явно белорусской архитектурой -в пос. Тургеневка Баяндаевского района. Усадьбы забором разделены на чистый двор и огород. В домостроении наблюдается стремление сохранить строительные традиции родных мест. В частности, бревна дома обтесывались с двух сторон под лафет. Информаторы сообщали, что в первые годы после переселения бывало, что кровлю крыли соломой. В экспедициях нам такую кровлю увидеть не удалось, тем не менее для основного дома предлагается в экспозиции соломенное покрытие. Других особенностей, отличающих домостроение белорусских переселенцев от домостроения остальных этносов, выявлено не было. Инфраструктура белорусской усадьбы также включает амбар, навес, стайки, колодец и огород [6. С. 634]. Распространенным типом устройства усадьбы у белорусов был веночный двор, когда дом и хозяйственные постройки стояли по периметру прямоугольника. Помещение для скота занимало противоположную воротам сторону и составляло единое целое с чистым двором, отгораживаясь от него, и то не всегда, жердевым забором для выгулки скота. Дома у белорусов чаще всего были двухкамерные, т.е. состояли из жилого помещения и сеней. Польская усадьба открывает переселенческую экспозицию. При экспедиционных исследованиях выявлено, что польские переселенцы, как и другие переселенческие этносы, использовали и свои строительные традиции, и заимствовали местные. Примером использования местных строительных традиций польскими переселенцами является музеефицированная усадьба Зелинского в пос. Вершина Боханского района [7]. Усадьба сохранилась полностью со всей инфраструктурой, при этом основной объект - дом -срублен по местным традициям. В результате полевых исследований в д. Новая Ока, где также расселялись польские переселенцы, обнаружен дом с характерной польской архитектурой (стены тесаны под лафет, кровля вальмо-вая, покрытая дранкой в три ряда). Особенностью польских переселенческих поселений, в частности пос. Вершина, является наличие католического костела. В Иркутской области на начало XX в. было три католических костела: один городской - в г. Иркутске (каменный) и два деревянных - в пос. Усолье-Сибирское (1884 г.) и пос. Вершина (1915 г.). Два последних дошли до нашего времени в разной степени сохранности. Костел в пос. Вершина относится к переселенческому периоду и является сегодня действующим. Здание костела в г. Усолье-Сибирское построено под жилье в 1883 г., в 1884 г. выкуплено представителями католической конфессии и приспособлено под костел. В начале 1930-х гг. оно вновь было перепрофилировано в жилой дом и в таком варианте дошло до нашего времени. В переселенческой зоне предлагается как вариант размещение костела из пос. Вершина с выполнением в новодельном варианте. В качестве усадьбы польского переселенца предлагается инфраструктура усадьбы Зелинского из пос. Вершина, а в качестве основного дома - хата из пос. Новая Ока, так как инфраструктура польской усадьбы в Новой Оке утрачена. В случае возникновения необходимости размещения польской усадьбы с домом по типу дома из пос. Вершина это можно сделать как продолжение улицы к эвенкийскому сектору за костелом. Этническая группа голендров, переселившаяся в Предбайкалье в 19081914 гг., расселилась компактно в трех деревнях - Дагниг, Средний Пихтинск и Пихтинск - в предгорьях Саян. В них на сегодня сохранилось 12 усадеб того времени. При этом одна усадьба - голендра Кунца - уже вывезена в музей и одна усадьба - голендра Гимборга - музеефицирована в пос. Средний Пихтинск. Особенностью поселений голендров являются их дома, где по аналогии с местами их прежнего проживания последовательно под одной крышей расположены хата, сени, стайка, хозяйственный двор [8. С. 238]. Дома рубились в лапу с выпуском бревен из лафета толщиной от 12 до 16 см. Такая толщина стен в Сибири не позволяет в достаточной степени сохранять тепло, поэтому в последующем стенки бревен обмазывали глиной и в 40-х гг. XX в. стали обшивать досками с заполнением пространства между стенами и обшивкой опилками. Основная масса этих объектов является памятниками истории и архитектуры, поэтому их перенос в переселенческую экспозицию музея затруднен. Кровля домов из дранья, уложенного в два слоя и в три ряда. В хозяйственную инфраструктуру усадеб могли входить винзарня, печь под навесом, столярный навес, овчарня, колодец-журавль, загон для поросят, навес для крупного рогатого скота, огород. Хозяйственная инфраструктура по составу в разных усадьбах была разной. Баня была одна на деревню и являлась отдельным строением. Для более полной характеристики этнической группы голендров предлагается размещение в переселенческой экспозиции музея двух усадеб, различающихся как по архитектуре, составу хозяйственной инфраструктуры, так и по достатку, - к примеру, усадьба Кунца и усадьба по типу усадьбы Людвига. В экспозиции усадьбы располагаются напротив друг друга, что позволяет их сравнивать. Усадьба Кунца имеет дом, сложенный из бревен, по углам закрепленных в пазах столбов. Это очень редкий случай в домостроении. Дворовая инфраструктура усадьбы имеет в своем составе только колодец. Усадьба Людвига (пока рассматриваемая как аналог) имеет максимальный объем дворовой инфраструктуры, дающий представление о хозяйственном укладе этнической группы. При изучении традиционной культуры татарских переселенцев очень сложно было выявить особенности в домостроении, отличающие его от домостроения других этносов и этнических групп, живущих в Иркутской области [9]. От информаторов поступали сведения, что по традиции родных мест татарские переселенцы ставили свои дома на улицу глухой стеной или стеной с маленькими окошками, иногда даже с одним окном, высоко поднятыми над землей. Это объясняется тем, что прохожие с улицы не должны были видеть лица женщин в доме. Таких домов в экспедициях не встречалось. Поэтому при формировании экспозиции усадьбы татарина-переселенца периода столыпинской аграрной реформы вполне приемлемо пойти по пути создания музея усадьбы польского переселенца Зелинского в пос. Вершина, когда за основу экспозиции бралась усадьба столыпинского переселенца 1908-1914 гг., где основной объект - дом - строился по местным традициям, а отличием будет экспозиция интерьера дома. Изюминкой татарской переселенческой экспозиции станет мечеть - второй архитектурный объект этой этнической группы. В Предбайкалье были деревянные мечети в селениях За-лари, Нижняя Слобода, Биликтуй, в городах Черемхово, Усолье-Сибирское, Иркутск. До настоящего времени они не сохранились. Сегодня можно рассматривать выполнение мечети в новоделе по варианту мечети в пос. Нижняя Слобода (по объему меньшей, чем другие). Мечеть в Нижней Слободе второй половины XIX в. - это одноэтажная деревянная постройка, основной объем которой в плане прямоугольный. Стопа здания рублена «в обло» из бревен и перекрыта двухскатной вальмовой тесовой кровлей. На кровле ближе к северному торцу устроен восьмигранный открытый минарет под пологим кол -паком со шпилем. С южной стороны здания к основному объему примыкает михраб, а с северной стороны - сени, рубленные из бруса, под двухскатной кровлей с фронтоном. Вход с западной стороны акцентирован глухим выпуском торцевой стороны сеней. Фасадный декор очень скромный. Прямоугольные окна обрамлены рамочными наличниками с горизонтальным сандриком на гладком подвышении. Нижняя часть наличника - подоконники волнообразного очертания со слегка намеченными прямоугольными подвесками. Верх стен опоясывают дощатый фриз и карниз. В основном плане схема здания стандартная: сени - вестибюль - квадратный молитвенный зал с михраб-ной нишей. В экспозиции не планируется размещение административных построек (школ, волостных управ, больниц, торговых лавок и т.д.), так как они в принципе строились позже, а также стали бы повторять аналогичные объекты в других экспозициях. Таким образом, принятая в основу экспозиции планировка в виде перекрестка улиц позволит при получении дополнительного материала развивать экспозицию в сторону эвенкийской экскурсионной зоны. В таком варианте возможно развитие экспозиции и за счет строительства русской переселенческой усадьбы, создание заимок, строительство первопоселенческих построек - землянок и шалашей, а также иной инфраструктуры. За планировочный вариант в виде пересечения улиц говорит и то, что в других экспозициях музея он не повторяется, это позволяет в общей экспозиции музея показать различные исторически существовавшие планировочные решения.

Ключевые слова

столыпинские переселенцы, столыпинская реформа, этнографиче-скиймузей, голендры, stolypin immigrants, stolypin's reform, the ethnographic museum, the golendrs

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тихонов Владимир ВикторовичИркутское областное государственное автономное учреждение культуры «Архитектурно-этнографический музей "Тальцы"»кандидат культурологии, директорtalci@irk.ru
Всего: 1

Ссылки

Тихонов В.В. Основные направления развития архитектурно-этнографического музея «Тальцы» / В.В. Тихонов, А.К. Нефедьева. Иркутск, 2006. 214 с.
Тихонов В.В. Историко-культурное наследие Иредбайкалья. Иркутск, 2013. 364 с.
Тихонов В.В. Перспективы музеефикации историко-культурного наследия переселенцев периода столыпинской аграрной реформы в Предбайкалье // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 26. С. 49-55.
Тихонов В.В. Скансенологическая практика сохранения культуры польских переселенцев в Иркутской области // Наследие - музеи - туризм: Мифы и современные реалии. Улан-Удэ, 2016. С. 189-192.
Тихонов В.В. К вопросу реконструкции в музее «Тальцы» традиционной народной культуры переселенцев Предбайкалья // Музейный сб1рник 6. Наук. пр. К.: ИМФЕ im. M.T. Рильско-го НАН Украши, 2008. С. 222-225.
Тихонов В.В. Этническая карта Предбайкалья во второй половине XIX - первой четверти XX в. // Седьмые Всероссийские краеведческие чтения. Москва; Омск, 13-17 мая 2013 г. М., 2013. С. 628-636.
Тихонов В.В. Архитектурно-этнографический музей «Усадьба голендра Гимборга - переселенца периода столыпинской аграрной реформы». Иркутск, 2013. 32 с.
Тихонов В.В. Переселение голендров в Предбайкалье как элемент социогенеза новейшего времени // Социогенез Азии. Иркутск, 2005. Ч. 2. С. 233-239.
Тихонов В.В. К вопросу о музеефикации и реконструкции традиционной культуры татар Предбайкалья // Современный музей как важнейший ресурс развития города и региона. Казань, 2005. С. 238.
 Перспектива создания переселенческой экспозиции в музее «Тальцы» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2017. № 26. DOI: 10.17223/22220836/26/20

Перспектива создания переселенческой экспозиции в музее «Тальцы» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2017. № 26. DOI: 10.17223/22220836/26/20