Subculture «tumblr girls»: inconsistencies of virtual identity.pdf Интерес к теме идентичности все больше актуализируется в связи с возникновением новых форм и интерпретаций данного феномена. Одним из катализаторов процесса можно считать проникновение виртуальных технологий в повседневную жизнь. Виртуальное пространство позволяет трансформировать объективную реальность и конструировать персональный образ, демонстрируемый аудитории подписчиков. Такая среда создает плодотворную почву для наращения форм самовыражения у молодежи. Принадлежность к определенной субкультуре традиционно является способом формирования идентичности человека, его сознательной самоидентификации или частичной идентификации с субкультурными сообществами через принятие определенного стиля одежды или музыки. Цифровое пространство осложняет этот процесс, разбивая целостные системы на разрозненные фрагменты, восприятие которых также затруднено. Другими словами, происходит размывание субкультурных границ, которое обусловлено масштабными информационными потоками с повышенным выбором стилевых возможностей. Как отмечаетД. Громов: «Всемирная паутина» позволяет значительно расширить возможности поиска единомышленников, упростить процесс вербальной коммуникации. При этом всё более типично «коллекционирование» молодыми людьми субкультурных идентификаций в ущерб серьезному погружению в идеологию и деятельностные практики одной-двухсубкультур» [1]. Если линейное восприятие (отметим, что понятие линейности в данном случае дается с некоторой долей условности) позволяет расценивать мир как цепь логически взаимосвязанных событий и фактов, некую собранную мозаику, то для обладателя клипового мышления подобная мозаика вновь распадается на части. Интернет, объединивший огромное количество разнородных фактов и позволяющий с моментальной скоростью переключаться между разными информационными блоками, являет собой идеальную среду обитания нового типа реципиента. Для обладателя так называемого «клипового мышления» информационный поток обрабатывается с минимальными временными затратами, но и с минимальным осмыслением. С общедоступностью Интернета связан тот факт, что молодежи больше не нужно искусственно моделировать виртуальное пространство (как, например, «эфир» - пространство общения 1980-х, и «Сорока» 1990-х и т.д. [2. С. 39-40].) Таким образом, подобно тому, как технический прогресс явился предпосылкой к упразднению отдельных видов искусства в XX в., Интернет если и не упраздняет субкультуры окончательно, то создает особый, сетевой подвид, одним из которых можно считать «tumblr girls», речь о которых и будет идти в данной статье. «Tumblr girls» являет собой именно сетевую субкультуру, поскольку их активность практически полностью связана с одноименным ресурсом и другими социальными сетями. Для начала обратимся к самой дефиниции «tumblr girls»37, где «girls» в переводе с английского - девушки, девочки. Первое же слово отсылает к названию одноименной платформы Tumblr38, которая позволяет создавать личный блог, с возможностью кастомизации его внешнего вида из предложенных шаблонов или создания своих. Изменениям поддаются практически все параметры: цветовое, фоновое, шрифтовое оформление и само содержимое страниц. В основном на платформе Tumblr размещаются статичные фотографии, картинки и анимированные изображения с добавлением текста, авторского или заимствованного, - цитаты из сериалов, кино, философских сочинений и т. д. Также есть возможность добавления коротких аудио- и видеофайлов. Тем не менее «Tumblr», вынесенное в название субкультуры, являет собой пустой денотат, так как свои фотографии представители субкультуры могут размещать и на других интернет-платформах (например, Instagram). Данное обстоятельство также осложняет четкую идентификацию данной субкультуры. В основном принадлежность к ней маркируется через хештег #tumblrgirl или ряд другиххештегов: #sadteens #paleteens #grungeteens #alternativegirls ит.д. Обратим внимание, что определение «tumblr girls» в авторитетных англоязычных словарях не найдено. Тем не менее, обратившись к онлайн-словарю англоязычного сленга «Urban Dictionary», пополняемому и редактируемому добровольцами, можно найти множество определений данной субкультуры. Проанализировав самые популярные определения, мы можем выделить общие черты: модные девушки, стремящиеся к популярности в Интернете через постинг фотографий себя, одежда которых соответствует модным молодежным тенденциям (crop tops39, вещи с бахромой, рваные шорты, майки с символикой рок-групп и т.д). Также в части определений есть упоминание о близости «tumblr girls» феномену хипстерства. Большинство пользователей характеризуют данных девушек как «раздражающих подростков». Возрастная граница в определениях размыта от 13 до 24 лет. Довольно любопытным в одном из определений, которое можно маркировать как положительное, является упоминание о том, что «большинство девушек антисоциальны и смотрят на tumblr как на дом, в котором можно свободно быть самими собой». Обращаясь к внешнему виду «tumblr girls», отметим, что визуально он основывается на фрагментах различных культур, в том числе и предшествующих субкультур, таких как готы, эмо, панки и т.д. Чаще всего используемые символы вырываются из контекста, копируются и в конечном итоге не осмысливаются представителями «tumblr girls» как обладающие семантикой. К примеру, наличие в носу пирсинга-септума не является отсылкой не только к поклонению богине Лакшми, но и вообще к индийской культуре, бледная кожа и темные губы не демонстрирует восхищение вампирской эстетикой, популярной у готов, а футболка с логотипом группы «Nirvana» может вовсе не означать, что ее владелица - поклонница рок-музыки. Производство образа механизируется и тиражируется, вызывая эффект «копии копии копии». При этом все же предполагается, что реципиент способен считать элементы культурного кода. Поэтому культурный код представлен штампами, стереотипными чертами образов современной культуры, а также недавним прошлым, вызывающим ностальгию по 90-м. Говоря о «tumblr girls», мы можем обозначить взаимодействие представителей данной субкультуры с культурным наследием как «короткую культурную память», характеризуемую минимальной рефлексией. Опишем подробнее визуально-эстетическую составляющую образа в таблице ниже через оппозиции, так как образ «tumblr girls» основан на игре на контрастах. безобразное внутреннее естественное здоровое прекрасное внешнее искусственное больное детское взрослое Рассматривая первую оппозицию «прекрасное - безобразное», необходимо сказать, что, как правило, tumblr girl - молодая девушка хрупкого телосложения, обладающая идеальной кожей и миловидным лицом, в модной индустрии обозначенным как baby face. Однако в этот образ привнесены черты эстетики отвратительного: неаккуратный макияж или особый грим, имитирующий подтеки крови, аксессуарами для фотосессии могут выступать живые тараканы или змеи. Один из приемов, часто используемых «tumblr girls», - разрыв сказочного шаблона, ломка зрительских ожиданий. В качестве примера можно привести одну из характерных фотографий Елены Шейдлиной, на которой девушка предстает в образе волшебного антропоморфного единорога40. При этом рог будто бы прорывает кожу лба, оставляя кровавые следы. Подобные тенденции частотны в массовой культуре последних лет; вспомним многочисленные арты диснеевских принцесс, представляющих знакомых с детства героинь в жутковатом амплуа. Оппозиция «внешнее - внутренее» (или же, близкая ей, «реальное - виртуальное») выражена следующим образом. Идентичность «tumblr girl» во многом обусловлена локусами, становящимся символом групповой принадлежности: виртуальное пространство и пространство изоляции (пространственные коды как основные коды молодежных культур, по Т.Е. Щепанской [2. С. 49-55]. Если предыдущие субкультуры акцентировали внимание на уходе из жилища, которое маркировалось в большей степени как «дом родителей», бездомность связывалась с окончанием периода детства, подчеркнутое же наличие собственного пространства обозначалось как временное, то в субкультуре «tumblr girl» подобного не происходит. Основная локация данной субкультуры - комната, выход из которой возможен лишь в виртуальное пространство. Комната расценивается как «свое» пространство в противовес враждебному «чужому» миру. Также в качестве одного из виртуальных выходов представляется выход в творче -ство как попытка конструирования идеального мира. «Tumblr girls» позиционируют себя как творческие личности, но в большинстве своем это симуляция креативности, создание вторичных продуктов. Подобное также подкрепляется тенденциями рынка: готовые смеси для выпечки или же наборы для создания картин по номерам преподносятся как «товары для творчества». Поскольку комната расценивается как свое пространство, то и осваивается исходя из этого фактора: стиль «tumblr girls» в некотором роде распространяется и на интерьер. Следует отметить, что одним из элементов внешнего мира у «tumblr girls» выступает еда. Часто это именно то, что родители запрещают есть детям: гамбургеры, пицца, мороженое. Внешний вид еды довлеет над ее вкусовыми качествами, что обусловлено самим ресурсом. Для «tumblr girls» ты не то, что ты ешь, а то, как это выглядит, поэтому фастфуд также эстетизирует-ся: изображения гамбургеров служат элементами образа, от подвески - до гипнотически повторяющегося принта. «Tumblr girls» не борются с системой и не рефлексируют по ее поводу. Это субкультура потребления, нацеленная на микширование культурного «фастфуда». В рамках образа сочетаются элементы культивируемой естественности в сочетании с маркерами инородности, монструозности, инопланетное™. «Tumblr girls» часто походят на жителей других планет в представлении массовой культуры, перекрашивая волосы в пастельные оттенки всех цветов радуги, изображая на лицах дополнительные глаза или же делая кожу неестественно сияющей от крупных блесток. При этом одновременно делается акцент на телесности: представители субкультуры демонстрируют вены, причем не только на запястьях (что отсылает к суицидальному контексту), но и других частях тела. Одна из узнаваемых примет «tumblr girl», быстро подхваченная желающими растиражировать образ, - наклейки на лице. Это могут быть детские наклейки, изображения цветов, геометрические фигуры. Зачастую к коже нарочито небрежно, разноцветным скотчем или же изолентой прикрепляются цветы. При этом важно отметить, что любой из образов остается в рамках конвенциональной привлекательности. Эта игра в «другого», перевоплощение в жителей иных миров - также демонстрация попытки убежать от скучной реальности в мир фантазий. Упомянутая телесность, однако, не связывается в рамках образа со здоровьем. Напротив, принадлежностью к человеческому роду обусловлены такие маркеры образа, как хрупкость и болезненность. Внешне это выражается в бледности, подчеркивании выступающих скул и отсутствующем, ничего не выражающем взгляде. Нарочито демонстрируемое отклонение от психической нормы, как у предыдущих субкультур, сохраняется и у «tumblr girls», но сдвиг этот происходит опять же в рамках социально одобряемых норм. Это либо эстетизированная депрессивность, либо «милое сумасшествие». Пограничность как основная характеристика образа подразумевает отсутствие крайностей и сглаживание углов. Одним из элементов, присутствующих на фотографиях «tumblr girls», являются некие абстрактные таблетки, функция которых не демонстрируется. Таблетки могут расцениваться как средство суицида либо наркотическое вещество (способ ухода в «волшебный мир»), которое тем не менее играет роль не желаемого проводника, а аксессуара. Также следует отметить виктимность «tumblr girls», выражаемую в демонстрировании следов насилия или же самоистязания в виде порезов и синяков, что отсылает к предшествующей субкультуре эмо и эстетике BDSM. Отметим ещё и то, что синяки также эстетизиру-ются путём наложения фильтров в фоторедакторах, что позволяет их ассоциировать с космосом, тема которого активно тиражируется в последнее время в массовой культуре. Наконец, одной из важнейших оппозиций, составляющих образ «tumblr girls», является «взрослое - детское». Юная внешность, стилизация одежды под детскую (принты с мультипликационными героями, оборки, рюши, бантики) в сочетании с сексуально маркированными жестами. Демонстрация шеи, колен, полуоткрытый рот соответствуют требованиям «перспективной феминности» - социально одобряемому феномену, так что с точки зрения тендерных норм «tumblr girls» соответствуют общественным ожиданиям. Ввиду недостаточного количества материала о «tumblr boys», а также того, что в Сети фотографии с данным тэгом представлены в основном материалами пародийного характера, мы не можем сделать аналогичные выводы для этого ответвления субкультуры. Однако можно предположить, что «tumblr boys» более андрогинны. Отмечая роль мифа как ценностно-смысловой границы игрового мира субкультуры, А.В. Лагутина подчеркивает, что миф задает характеристики, позволяющие «в будущем молодежной субкультуре выйти за пределы себя -т.е. влиться в доминирующую культуру посредством принятия последней и дальнейшим распространением норм и практик субкультуры» [4]. Разобрав и проанализировав отдельные элементы образа, мы пришли к выводу, что образ «tumblr girl» восходит к архетипу «девы в беде», ставшему частью массовой культуры (от видеоигр до порнографических роликов). «Популярность сюжетов с «девой в беде» в фанатской среде придала этому типу особый локальный смысл - произведения о спасаемых девах зачастую сильно утрированы и сконцентрированы на образе главной героини, которая, к тому же, часто имеет черты Мери Сью» [5]. Находясь в замкнутом пространстве, современная дева в беде - вечно юная принцесса - находится в относительной безопасности, однако зачастую демонстрирует маркеры пережитого насилия, синяки и порезы. «Tumblr girls» не ждут спасения извне: запертые в локусе комнаты по собственной воле, они ищут выход в деструктивном творчестве - способе самовыражения, продиктованном культурой потребления. Подводя итог, можно говорить о том, что явление «tumblr girls» подтверждает идею о размытости и отмирании современных субкультур. Коллекционирование отдельных элементов тиражируемых модных образов, копирование эстетических деталей других субкультур, отсутствие идейных установок, низкая социальная активность не позволяют чётко сконструировать целостный образ «tumblr girls», что осложняется также «виртуальностью» их активности. Игровая компонента, присущая любой субкультуре как один из способов поиска самоидентификации у молодежи, у «tumblr girls» выражается в акреативном творчестве - копировании уже готовых образов для фотографий, которые точно будут востребованы у аудитории сервисов Tumblr и Instagram. Вследствие этого встает вопрос о несформированности индивидуальной идентичности у представителей «tumblr girls» в реальной жизни. Поиск идентичности переходит в виртуальную среду через включение в данное сообщество, т.е. индивидуальная идентичность заменяется коллективной. Тем не менее вопрос об однозначности коллективной идентичности «tumblr girls» остается открытым и требует специального исследования.
Громов Д. Основные параметры и закономерности формирования молодежных субкультур [Электронный ресурс] / НП «Пост Наука». Электрон. дан. М., 2017. URL: https://postnauka.ru/longreads/2491(flaTa обращения: 08.08.2017).
Щепанская Т.Е. Система : тексты и традиции субкультуры. М. : ОГИ, 2004. 286 с.
Tumblr girl (by Carry-on-gayward-ships August 17, 2013) [Электронный ресурс] / Urban Dictionary. URL: http://tumblr-girl.urbanup.com/ (дата обращения: 07.08.2017).
Лагутина A.B. Молодежная субкультура как игровая мифоритуальная система : авто-реф. дис.. канд. филос. наук. Тюмень, 2013. С. 13.
Таценко М.Г. Использование приёмов фанарта в произведениях популярной культуры на примере анимационного сериала «Время приключений с Финном и Джейком» // Артикульт. 2014. № 16. С. 102.