Первые художественные выставки в Томске в XIX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2017. № 28. DOI: 10.17223/22220836/28/11

Первые художественные выставки в Томске в XIX в.

В статье раскрывается страница истории проведения художественных выставок в городе Томске в XIX в. Рассматривается роль выставок в создании художественной среды и условий для развития изобразительного искусства. Говорится о персональных выставках П. Кошарова и А. Мако, об этнографической выставке, совместной выставке петербургских и местных художников. Уточнены места проведения выставок.

The first art exhibitions and the beginning of development of art education in Tomsk in the XIX century were.pdf Первое издание, в котором говорится о выставках в Томске и выставляющих свои работы художниках в XIX в., - монография П.Д. Муратова «Изобразительное искусство Томска», вышедшая в 1974 г.. Но в ней обнаружены неточности в датах и фамилиях и количестве выставок. Краткие упоминания о выставках в Томске присутствуют в статьях Л.Р. Строй «Сибирская дореволюционная печать о художественных выставках в Томске, Иркутске, Красноярске» и Н.В. Жиляковой «Хроника художественной жизни Томска на страницах «Сибирской газеты» (1881-1888)». О творческих биографиях художников писали такие исследователи, как Г.И. Колосова, Ю.И. Ожередов, Д. Золотарев, Т.А. Полухин, В.В. Манилов. В качестве источников в данной статье использовались периодические издания Томска XIX в: «Томский справочный листок», «Сибирская газета», «Сибирская жизнь» и санкт-петербургское издание «Восточное обозрение». В них содержится различная информация о проходивших выставках, включая приглашения посетить ту или иную выставку. Нужно сказать, что освещали выставки непрофессионалы. Они не затрагивали достоинства или недостатки выставленных работ, но говорили о важности таких мероприятий для эстетического развития личности и расширения кругозора. Также для нас ценно, что указывались художники, выставлявшие свои работы, перечислялись произведения и места прохождения выставок - это, несомненно, говорит о проявлении живого интереса к изобразительному искусству в Томске во второй половине XIX в. Одним из типов выставок является художественная выставка, где публично демонстрируются достижения в области искусства. Произведения искусства обладают значительными возможностями эмоционального воздействия. Картины, скульптуры, став элементами экспозиционного образа выставки, приобретают значение символа эпохи, явлений, событий. Выступая носителем эмоционально-образной информации, выставка способна оказать воздействие на развитие образного мышления. Первую в Томске и на территории Сибири художественную выставку в 1860 г. устроил Павел Михайлович Кошаров. Это была его персональная выставка. П.М. Кошаров еще не один раз устраивал выставки. Проследим последовательность их проведения: • В 1877 г. состоялась его персональная выставка в Алексеевском реальном училище [1. С. 131]. • «Сибирская газета» от 10 октября 1882 г. в разделе «Хроника» сообщала о выставке картин в Томском реальном училище: «.3 октября, преподавателем реального училища, художником Императорской академии художеств г. Кошаровым устроена была для учащихся выставка его собственных произведений. Всех картин было около 30, из них более половины писаны масляными красками, в виде эскизов, но довольно оконченных, остальные же рисованы карандашом, сепией и акварелью. Все картины составляют большой «этнографический альбом Алтая»: виды, типы инородцев, кочующих в Алтае, их одежду, утварь, посуду и проч. Тут же с этой серией картин выставлены были до 15 таблиц томской флоры, растущей в окрестностях города до 10 вер (верст). Цветы рисованы акварелью в натуральную величину, исполнение прекрасное. Альбом, как видно, еще не окончен, но можно думать, что всех видов растений нарисовано более ста. Тут же выставлены были 2 акварельных перспективных рисунка лучших улиц Томска» [2]. • 24 октября 1882 г. в зале городской думы состоялась персональная выставка «Виды Алтая», где были представлены живописные и графические работы, сбор с которой был предназначен обществу попечения о начальном образовании [3]. (П. Кошаров был постоянным членом основанного в Томске указанного общества). • 29 апреля 1884 г. в здании Алексеевского реального училища проходила персональная выставка из 30 картин - «эскизных видов по Оби, Иртышу, Тоболу и Туре, рисованных с палубы парохода в 1883 г.» [4]. • 1 и 2 марта 1887 г. П.М. Кошаров устраивал свою выставку снова в зале Алексеевского реального училища для всех учебных заведений Томска, где представил этнографический альбом Западной Сибири и 2-й экземпляр Томской флоры. Затем отправил все работы на Екатеринбургскую выставку [5]. Можно предположить, что это Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка, организованная Уральским обществом любителей естествознания. «На этой выставке экспонировались кустарные промыслы, однако один из отделов именовался «художественным» [6]. Для эстетического развития жителей города важны изданные, отпечатанные литографским способом работы П.М. Кошарова: «Виды Томска», «Художественно-этнографические рисунки Сибири» (издавались с 1889 г.) и «серия работ, посвященных открытию университета». В конце 1870-х гг. приехал в Томск художник Александр Эдуардович Мако. Обращаясь к биографии Мако, нужно отметить, что в 1869 г. он окончил Томскую мужскую гимназию и уехал в Мюнхенскую академию художеств. За время учебы в Мюнхене выставлялся в Санкт-Петербурге несколько лет подряд, после чего был удостоен звания «неклассного» художника Императорской Академии художеств. Приехав обратно в Томск, работал преподавателем в Мариинской женской гимназии. Помимо преподавания, он уезжал каждое лето на Алтай писать этюды. Муратов указывает выставку Мако только 1887 г. [7. С. 27]. Но в «Сибирской газете» за 1886 г. в номере 52 была напечатана заметка: «Как известно, с 23 декабря художник А.Э. Мако открыл в бывшем актовом зале старого помещения духовной семинарии ежедневную выставку бытовых и этнографических картин Алтайского края. Выставлено 10 больших (иные - свыше 2 квадр. аршин (0,7112 м) рисунков угольным карандашом и 26 акварельных набросков с натуры, представляющих типы алтайского инородческого населения, принадлежности его быта, бытовые сцены и картины природы. Все работы г. Мако производят очень хорошее впечатление: это не ученические упражнения или хромые опыты дилетанта, а труды действительного художника, не имеющего чрезмерных претензий, но умеющего передать то, что его интересует и за что он берется... Г. Мако заслуживает полной благодарности, как за выбор местности и тем для приложения своего труда и таланта, так и за мысль познакомить публику со своими работами» [8]. О выставке 1887 г. указано в заметках в «Сибирской газете»: «Сегодня и завтра, т.е. 1 и 2 марта, художник А.Э. Мако открывает в зале городской думы выставку своих картин Алтайского края. Сбор с выставки предназначается присоединить к капиталу, основанному, по мысли Г. Н. Потанина, для премии за лучшие учебники по родиноведе-нию» [9]. С 6 по 12 апреля 1887 г. проходила городская этнографическая выставка в зале городской думы, организованная по инициативе П. И. Ма-кушина, которая проводилась в пользу Общества попечения о начальном образовании с платой в 20 копеек. В выставочный комитет входили А.В. Адрианов, Д.А. Клеменц, С.К. Кузнецов. На выставке были представлены подлинные экспонаты, характеризующие занятия и промыслы различных народностей, их верования, праздничный быт [10. C. 22]. В «Сибирской газете» в рубрике «Городские известия» говорилось, что «вещей собралось довольно много, но настолько многообразных, что выставка не может назваться этнографической. Кроме предметов домашнего быта и культа инородцев Сибири и России, значительное место на выставке занимают археологические коллекции, нумизматическая и коллекция старинных и почему-либо редких вещей, а также картины и фотографии» [13]. Выставлял коллекцию своих предметов, выявленных в экспедициях, Адрианов. Также А. В. Адрианов предоставил рисунки, сделанные им во время путешествия по Алтаю и Монголии. Демонстрировали свои пейзажи П.М. Кошаров из серии «Виды Алтая» и А. Мако. Кроме названных авторов, были представлены альбом японских рисунков (Лейбина) и альбом ангарских видов и фото-графий Обь-Енисейского канала (от барона Аминова), хромолитографии из атласа к путешествию Булычева по Сибири (от П.И. Макушина), сцены из жертвоприношения поволжских инородцев, работы художника Рейнгольда из Стокгольма (от С. Кузнецова). В периодической печати рекомендовалось устройство подобных выставок для доступного приобретения знаний и расширения кругозора человека [11]. Важно, что выставки посещались большим количеством людей. «Побольше и почаще таких сюрпризов, - и мы научимся понимать окружающую природу, значения каждого явления в жизни, научимся ценить труд человека и поощрять всякие благие начинания в этом направлении» [12]. «Особенно благотворны подобные выставки для учащегося молодого поколения, столь восприимчивого ко всему, что способствует расширению его познаний легким, наглядным способом» [11]. Муратов указывает только две художественные выставки в Томске в XIX в: Кошарова и Мако [7. C. 27]. В «Томском справочном листке» от 3 декабря 1894 г. было напечатано, что 26 ноября в бесплатной библиотеке состоялось открытие выставки картин российских и томских художников, сбор от которой предназначался Обществу попечения о начальном образовании. «На выставке собраны лучшие местные картины, принадлежащие кисти известных художников. Между другими здесь можно видеть картины Айвазовского, Суходольского, Киселева, Якоби, Коврайского, Батурина и др., а также произведения местных художников П.М. Кошарова, А.Э. Мако, А.С. Капустиной и М.П. Черепановой» [13]. Газета приглашала посетить выставку, так как она заслуживает внимания как экстраординарное явление в городе Томске и дает возможность сравнить художественные произведения разных художников, а также служит развитию вкуса публики и чувства прекрасного. Общее число выставленных картин достигало 40. Газета указывает, что выставка вызвала интерес у публики, и поэтому её решено было продлить до 10 декабря и повысить плату за вход [14]. С 6 по 20 апреля 1898 г. в зале Народной бесплатной библиотеки проходила выставка картин местных художников, на ней были представлены также имевшиеся у частных лиц в Томске картины других художников, среди которых были Айвазовский, Яблочкин и Катрухин. Устраивалась выставка художницей А. С. Капустиной в пользу общества попечения о начальном образовании. Общее число картин достигало 70. Отмечались картины художников г. Рокачевского, г-жи Капустиной, г-жи Чернышь и др. Из картин иногородних художников отмечали небольшую ценную работу мариниста Айвазовского и очень недурные копии с его картин г. Лысенко [15]. 29, 30, 31 декабря 1899 г. (Муратов указывает 28 декабря - открытие выставки) томские коллекционеры и художники организовали выставку в зале мещанской управы в пользу голодающего населения Бессарабии [16]. Художники в Томске в XIX в. имели огромное значение для развития изобразительного искусства. Они писали этюды, картины, делали этнографические зарисовки, были участниками и организаторами художественных выставок, чем способствовали эстетическому развитию населения. Нужно отметить, что несмотря на отсутствие единого места с просторными залами, пригодными для выставок художественных работ, выставки организовывались и получали отклик в периодической печати. Но стало очевидно, что нет специализированного места для проведения выставок. Ниже приведены сведения о местах проведения выставок, извлеченные из источников, приведенных в данной статье. Место проведения Место нахождение здания Год проведения Художник Неизвестно 1860 П.М. Кошаров Алексеевское реальное училище Улица Магистратская и переулок Тецковского (современной четной стороны улицы Розы Люксембург и переулка Кооперативного) 1877 П.М. Кошаров 10 октября 1882 П.М. Кошаров 29 апреля 1884 П.М. Кошаров 1 и 2 марта 1887 П.М. Кошаров Зал городской думы Угол улицы Магистратской и Набережной Ушайки (ныне улицы Розы Люксембург, 2 и площади Ленина, 15) 24 октября 1882 П.М. Кошаров 1 и 2 марта 1887 А.Э Мако 6-12 апреля 1887 Этнографическая выставка Зал мещанской управы 29 декабря 1899 Собрания коллекционеров Зал духовной семинарии Пересечение улиц Магистратской и Воскресенской (ныне пересечение улицы Р. Люксембург и пер. Совпартшкольного) 23 декабря 1886 А.Э. Мако Бесплатная народная библиотека Угол улиц Духовской и Хомяковского (ныне это ул. Карла Маркса и пер. 1905 года) 3-10 декабря 1894 Совместная выставка санкт-петербургских и томских художников 6-20 апреля 1898 Выставка картин местных художников, а также и других картин, имеющихся у частных лиц в Томске

Ключевые слова

художественная выставка, художники, этнографическая выставка, art exhibition, art education, pictures, artists, ethnographic exhibition

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Васильченко Юлия Сергеевна Томский государственный университет; Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инновацийаспирант кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культуры; преподаватель художественных дисциплинjuli.vasilchenko@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Мисюрев А.И. Столетие Томского уездного училища: историческая записка / сост. учитель уездного училища А.И. Мисюрев. Томск, 1889. 156 с.
Сибирская газета. 1882. № 41 (10 октября).
Сибирская газета. 1882. № 42 (17 октября).
Сибирская газета. 1884. № 18 (28 апреля).
Сибирская газета. 1887. № 8 (22 февраля).
Зайцев Г.Б. Художественная жизнь Екатеринбурга в конце XIX - начале XX в. // Изв. Урал. гос. ун-та. 1997. № 7. С. 106-115.
Муратов П.Д. Изобразительное искусство Томска. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1974.
Сибирская газета. 1886. № 52 (28 декабря).
Сибирская газета. 1887. № 9 (1 марта).
Репрессированные этнографы. Вып. 1 / сост. Д.Д. Тумаркин. 2-е изд. М.: Вост. лит., 2002. 343 с.
Сибирская газета. 1887. № 11 (15 марта); № 14 (5 апреля): № 15 (12 апреля).
Корреспонденции. Томск // Восточное обозрение. 1887. № 19.
Томский справочный листок. 1894. № 120 (3 декабря).
Томский справочный листок. 1894. № 123 (8 декабря).
Выставка картин // Сибирская жизнь. 1898. № 50 (5 марта); № 69 (28 марта); № 74 (5 апреля); № 75 (9 апреля); № 78 (15 апреля); № 85 (23 апреля).
Сибирская жизнь. 1899. № 283 (29 декабря).
 Первые художественные выставки в Томске в XIX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2017. № 28. DOI:  10.17223/22220836/28/11

Первые художественные выставки в Томске в XIX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2017. № 28. DOI: 10.17223/22220836/28/11