Процесс формирования экологической культуры в США: американские ценности
В статье анализируется процесс формирования экологической культуры США и его связь с системой американских ценностей. Основной целью статьи является объяснение того, почему, несмотря на то, что основной ценностью американской культуры является накопление материальных благ, в США существует достаточно развитая экологическая культура. Среди задач, решаемых в исследовании, выделяется определение факторов, которые обусловливают развитие экологического сознания в его антропоцентрическом и экоцентрическом вариантах, а также выявление роли экологической литературы в формировании экологической культуры.
The Process of Ecological culture formation in the USA: American values.pdf Известно, что сегодня лидеры многих стран ведут переговоры, связанные с сокращением вредного влияния человеческой деятельности на природу. Одним из ключевых моментов в деле улучшения экологической обстановки в мире является формирование экологической культуры. Ещё в 70-е гг. прошлого столетия известные журналисты В. Песков и Б. Стрельников в своей книге «Земля за океаном», рассказывающей об их путешествии по США, отметили, что Америка имеет большой опыт воспитания культуры поведения людей в природе, значительный опыт заповедного дела, к которым нужно присмотреться, поскольку «землю надо беречь сообща» [1. С. 200]. Процесс формирования экологической культуры зависит, в частности, от системы национальных ценностей. По мнению известного политолога Н.В. Злобина, в условиях негативного восприятия США многими россиянами необходим объективный взгляд и «хорошее понимание политической и бытовой культуры американцев, их системы ценностей, жизненных ориентиров и желаний, логики мышления и поведения» [2]. Анализ процесса формирования экологической культуры поможет углубить наше понимание этой области. Вопрос связи процесса формирования экологической культуры США с системой американских ценностей является достаточно сложным, поскольку для американской культуры характерно стремление к материальному благополучию, желание обладать как можно большим количеством вещей, что, с первого взгляда, не сочетается с пониманием самоценности природы. Исследователи (А. Нейс, Г.Д. Торо, Г. Снайдер и др.) говорят о необходимости смены антропоцентрической парадигмы и признание самоценности природы. Необходимо выяснить, что способствует развитию экоцентрического экологического сознания, в котором основной ценностью видится не человек, а вся экосистема. Данный тип сознания предполагает отказ от большого количества материальных благ ради спасения всей экосистемы. Вопросами, связанными с изучением экологической культуры и экологического сознания, занимались С.Н. Глазачев, Е.Ю. Захарова, Т.В. Иванова, А.Н. Кочергин, И.В. Кряж, а также многие другие исследователи. Круг данных вопросов постоянно расширяется, отражая необходимость решения одной из главных проблем современности - нахождение способов гармоничного взаимодействия человека с остальным природным миром. Е.Л. Яковлева, О.В. Григорьева и Е.В. Байбакова определяют экологическую культуру как мировоззренческую систему взглядов, установок и ценностей, социальных отношений и этических норм, определяющих и регулирующих взаимоотношения человека и окружающего мира [3. C. 26]. В.А. Ситаров и В.В. Пусто-войтов, основываясь на исследованиях Б.Т. Лихачёвой и В.А. Скребец, указывают на то, что неотъемлемым элементом экологической культуры является экологическое сознание, представляющее собой «высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексию места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляцию данного отражения» [4. С. 91-93]. Экологическое сознание может быть антропоцентрическим и экоцентриче-ским. С.Д. Дерябло и В.А. Ясвин, выделяя признаки, присущие данным типам, указывают, что антропоцентрический тип видит целью взаимодействия с природой «удовлетворение тех или иных прагматических потребностей», а экоцентрический - «оптимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества» [Там же. С. 91]. Именно второй тип экологического сознания необходимо развивать для сохранения целостности экосистем и торможения процесса изменения климата. Многие исследователи, как российские, так и американские, говорят о сохранении в западных странах, в том числе в США, антропоцентрической парадигмы, затрудняющей распространение экологических ценностей. Например, М.Ю. Шишин говорит о кризисе техногенно-потребительской модели мирового развития, господствовавшей на протяжении нескольких веков и наиболее ярко проявившей себя в развитых странах Запада [5]. Д.Дж. Пейн утверждает, что вместо стремления к гармоничному сосуществованию с окружающей средой многие американцы до сих пор относятся к ней с позиций антропоцентризма, предполагающего восприятие окружающей среды как бездонного источника ресурсов [6. Р. 2]. Необходимо разобраться, на самом ли деле в США развивается лишь антропоцентрический тип экологического сознания и какие факторы способствуют развитию экоцентрического типа экологического сознания. Отношение людей к природе, несомненно, связано с системой национальных ценностей, поэтому ниже дан краткий обзор системы ценностей США. Несмотря на достаточно короткую историю существования США, у американцев сформировалась устойчивая система национальных ценностей. Например, Н.В. Злобин указывает, что подавляющему большинству населения страны присущ один набор ценностей, несмотря на различия в ценностных ориентирах между социальными группами [2]. О существовании единой системы ценностей говорится также в монографии Л.Р. Коулза «Ценности, которыми живут американцы». В ней Коулз выделяет такие характерные для американцев ценности, как личный контроль над обстоятельствами, ценность личного пространства, частной жизни, ценность перемен, время и умение его распределять, равенство, индивидуализм, свободное предпринимательство, ориентация на будущее, активная деятельность и работа, материализм, приобретение вещей и др. [7]. Э. Стил и Ч. Риддинг в статье «Система ценностей американцев: вопросы убеждения» выделяют такие ценности, как моральные ценности пуритан, успех, нацеленность на результат, перемены и прогресс, равенство, усилие и оптимизм, а также индивидуализм [8]. В 2012-2014 гг. были проведены социологические опросы, целью которых было выявление современных ценностей американцев [9-11]. Среди ценностей, которые американцы считают превосходящими ценности остальных наций, американцы выделили свободу слова (67%), свободу вероисповедания (61%), принцип равенства (50%), способность адаптироваться к переменам (46%), христианство (40%) и некоторые другие [9]. В передаче «Говорите с Америкой» радиостанции «Голос Америки», по-свящённой американским ценностям, которая вышла в июле 2005 г., упоминалось, что идеалы американского общества являются результатом исторического прошлого страны и религиозной принадлежности американцев [12]. В основу системы ценностей американцев была положена англопротестантская культура. Н.В. Злобин отмечает, что США на сегодняшний день являются самой религиозной из всех развитых экономик мира [2]. Это значит, что отношение американцев к природе до сих пор во многом обусловлено религией. В конце 90-х гг. XX в. 70% американцев причисляли себя к протестантам [13. C. 9-15]. Известный российский политолог В.Ю. Крашенниникова поясняет, что «американский протестантизм обрёл видение труда и получения прибыли от него как знак избранности» [14. C. 111]. Американский исследователь Л. Уайт в своей работе «Исторические корни нашего экологического кризиса» указывает, что западный вариант христианства, являясь одной из самых антропоцентрических религий мира, послужил причиной экологического кризиса, дав людям уверенность в превосходстве над природой, не имеющей, согласно данной религии, души или разума [15]. Соответственно эксплуатация природных ресурсов изначально не носила в глазах американцев негативного значения, поскольку бог, по их мнению, предоставил им право посредством труда и использования имеющихся у них природных ресурсов обретать материальное благополучие. Повлияла на восприятие природы американцами и территория их проживания. О связи национального характера и занимаемой нацией территории упоминал ещё Н.А. Бердяев. Например, говоря о русской душе, Бердяев утверждал, что она «ушиблена ширью», безграничностью русского государства и безграничностью русских полей. Русский человек, по мнению Бердяева, чувствует свою неспособность овладеть огромными пространствами и организовать их, поскольку привык «возлагать эту организацию на центральную власть, как бы трансцендентную для него» [16. C. 63]. В противоположность русским американцы старались овладеть природой, контролировать её, организовывая согласно своим желаниям. Этому способствовали такие ранее упомянутые ценности американской культуры, как контроль над обстоятельствами, индивидуализм и активная деятельность. Природа, в частности земля, в США воспринималась как нечто, что можно поделить и использовать в целях личного обогащения, как нечто, подлежащее упорядочиванию и контролю. Исследователи Н. Кэмпбелл и А. Кин указывают, например, что на Западе, регионе, считавшемся основным показателем того, как нация воспринимала себя, очень часто использовали в искусстве образ сексуального насилия, завоевания «девственной земли» [17. Р. 147]. Образ, создаваемый в массовой культуре, отчасти соответствовал образу, создаваемому президентами США в своих выступлениях. Земля и даже космос в целом, по мнению президентов США, должны быть покорены, причём Америка должна была лидировать в деле контроля над природой. В своей речи «Полёт на Луну» Кеннеди заявил, что с благословения господа бога американцы готовы овладеть новым знанием, скрытым в космосе [18]. Кеннеди среди прочих использовал глагол climb, в одном из значений подразумевающий достижение вершины посредством использования рук [19]. Овладение знаниями Кеннеди связал с установлением мира. Очевидно, что в сознание американской нации вкладывалась идея о том, что американцы должны лидировать в области науки, чтобы, владея знаниями, владеть миром, устанавливая в нём свой порядок. Современные социологические опросы показывают, что американцы стали всё чаще задумываться о своём воздействии на природу. На вопрос о существовании или отсутствии изменения климата, а также видимых его результатах 49% американцев ответили, что изменение климата - неоспоримый факт, при этом 41% верят, что причиной изменения является деятельность человека [10]. 54% опрошенных в 2014 г. были уверены, что через 10 лет изменение климата станет более заметным, а 26% затруднились ответить на этот вопрос [11]. Исследование также показало, что 20% опрошенных полагают, что купят электромобиль [11]. Это говорит о заинтересованности американцев в улучшении экологической обстановки в стране. Защитники природы прикладывают немало усилий, чтобы добиться развития экологической культуры. Достаточно информативным источником об их деятельности и развитии экологической культуры США является книга Р. Нэша «Дикая природа и американский разум» [20]. Факты, изложенные в данной книге, позволяют выделить 6 этапов развития экологической культуры США: 1-й этап - заселение территории европейскими поселенцами, образование США, когда дикая природа противопоставлялась раю; 2-й этап -эпоха Романтизма, когда трансценденталисты дикую природу считали обиталищем божественного духа; 3-й этап - середина XIX в., ознаменовавшаяся активизацией природоохранного движения; 4-й этап - конец XIX - начало XX в., когда природоохранное движение приобрело массовый характер, а также появился научный базис этого движения; 5-й этап - 60-е гг. XX в., характеризующиеся образованием контркультуры, призывающей к отказу от некоторых традиционных ценностей американской культуры и к рассмотрению природы как субъекта, обладающего внутренней ценностью; 6-й этап -конец XX - начало XXI в., когда экологическая культура получила достаточно широкое распространение. Большое значение для развития экологической культуры в США и отказа от материализма имело мощное движение трансцендентализма, сторонники которого воспринимали природу как одухотворённую сущность. Трансцендентализм был толчком к пониманию взаимосвязи между местом проживания и человеком, которое легло в основу многих литературных произведений [21. Р. 54]. Трансценденталисты в отличие от пуритан верили, что дикая природа не представляет опасности, поскольку считали, что человеку изначально присуща доброта. Что более важно, они верили, что именно возвращение к дикой природе поможет достичь морального совершенства [21. Р. 24]. Такие взгляды способствовали развитию экоцентрического типа экологического сознания. Особое понимание природы трансценденталистами является результатом их внимания к буддизму. Известно, что первая волна иммигрантов-буддистов пришлась в США на 1840-е. В журнале трансценденталистов The Dial («Циферблат») был опубликован священный буддийский текст, переведённый на английский язык [22. Р. 51]. Сильное увлечение буддизмом пришлось на 1950-е, когда Джек Керуак и другие члены движения битников популяризировали произведения японского исследователя дзэн-буддизма Д.Т. Судзуки. На сегодняшний день в США насчитывается около 2-3 млн буддистов [Ibid. P. 47]. Можно утверждать, что некоторые идеи буддизма вошли в экологическую культуру США посредством литературы и повседневного влияния культуры иммигрантов из Азии на культурное ядро страны. О распространении экологических ценностей в американской культуре говорит принятие законодательных актов, направленных на защиту окружающей среды. Одним из них является закон США «О дикой природе», принятый в 1964 г. [23]. Н.В. Злобин отмечает, что «закон в Америке пользуется не только почти абсолютным уважением, но и является в определенном смысле сакральным явлением [2]. Соответственно готовность американцев строго соблюдать законы по защите природного сообщества, способствующие гармоничному взаимодействию человека с остальными представителями природного мира, влияет на развитие экоцентрического экологического сознания. В 2015 г. американский суд признал право на свободу двух шимпанзе, над которыми проводили эксперименты в одном из университетов США [24]. Таким образом, постепенно права, гарантированные изначально только людям, распространяются и на других представителей природного мира. Ещё одним из факторов развития экоцентрического сознания, на наш взгляд, является патриотизм американцев. В книге «Земля за океаном» отмечается, что «патриотизм американцев - понятие почти осязаемое» [1. С. 193]. Н.В. Злобин, проживший много лет в США, утверждает, что «здоровый патриотизм по отношению к стране, обществу, своим идеалам всегда был и остаётся здесь частью системы ценностей, прививаемых с детства» [2]. Патриотизм помог американцам приложить немалые усилия в сохранении природных богатств страны. Например, в 1872 г. был создан Йеллоустонский национальный парк, явившийся первым в мире национальным парком. Сейчас в США насчитывается 58 национальных парков, а в России на 2013 г. их было 46. На территории США действуют многие природоохранные организации. Это, например, всем известная международная организация «Гринпис», а также организация «Земля прежде всего!» (Earth First!), являющаяся одной из самых радикальных организаций, чья деятельность связана с защитой природы. Данное движение было вдохновлено произведением Э. Эбби «Банда разводного ключа» (1975), в котором рассказывается об экотаже, или экотерро-ризме [25]. Д.Дж. Пейн в целом акцентирует внимание на том, что импульсом к развитию экологической культуры в США послужила экологическая литература, в частности, произведения Джона Барроуза, Рейчел Карсон, Олдо Леопольда, Джорджа Перкинса Марша, Джона Мьюира, Генри Дэвида Торо и других авторов [6. Р. 2]. Писатели задавали темы для обсуждения, собирали доводы в пользу формирования экологической культуры, привлекали внимание общественности к экологическим проблемам. Барри Лопес, лауреат Национальной книжной премии США, утверждает, что экологическая литература и сегодня имеет большое влияние на развитие взаимоотношений человека с природой, являясь одним из эффективных способов борьбы против разрушительных действий капиталистического производства, сговора правительства и представителей бизнеса, а также разрушения демократических принципов США [26]. В США главной проблемой, затрагиваемой экологической литературой, является проблема духовного упадка западной культуры, связанная с национализмом и огромным вниманием к материальным ценностям [27]. Основное внимание в экологической литературе сосредоточено не просто на природе, а на проблемах взаимодействия человека с природой, возникающих из-за непонимания человеком своей неразрывной связи с природой. Сегодня американские политики публично признают негативное влияние деятельности человека на окружающую среду. Известно, например, что Б. Обама подписал Парижское соглашение в 2015 г., призванное предотвратить рост температуры в мире на 2 градуса за счёт снижения выброса парниковых газов и развития экологически чистых источников энергии, а также проводил финансирование данного соглашения [28]. Однако Д. Трамп заявил о выходе из Парижского соглашения и прекращении его финансирования, поскольку он считает, что данное соглашение послужит причиной снижения экономической мощи США и увеличения мощи других стран [29]. Такая позиция американского президента отражает тенденцию к сохранению антропоцентрического типа экологического сознания, при котором отмечается приоритет удовлетворения экономических потребностей человека. Несмотря на решение США, лидеры стран Большой двадцатки на саммите в Гамбурге в начале июля 2017 г. выразили своё намерение ратифицировать Парижское соглашение. В коммюнике по итогам саммита говорится, однако, что США «подтверждает твёрдую приверженность к подходу, который снижает выбросы [углекислого газа] при поддержке экономического роста и улучшает энергетическую безопасность» [30]. В будущем станет ясно, насколько плодотворным является такой подход без участия в международных соглашениях. Итак, о развитии экологической культуры в США говорят деятельность природоохранных организаций, принятие законодательных актов, защищающих природу, публичное признание наличия глобального потепления, вызванного деятельностью человека, сотрудничество с другими странами в области разработки экологически чистых источников энергии, а также некоторые другие признаки. Природа, в частности земля, в США долгое время воспринималась как источник личного обогащения. Стремление к накоплению материальных благ, ассоциирующееся у американцев со счастьем, привело к развитию антропоцентрического экологического сознания. Эко-центрическое экологическое сознание формировалось благодаря деятельности отдельных активистов, эколитературных произведений. Среди факторов, способствовавших развитию экоцентрического типа экологического сознания, можно выделить такие ценности, как патриотизм и готовность соблюдать законы.
Ключевые слова
американские ценности,
трансцендентализм,
экологическая культура,
экологическая литература,
экологическое сознание,
American values,
Anglo-protestant culture,
ecological culture,
ecological literature,
TranscendentalismАвторы
Гречишкина Светлана Викторовна | Забайкальский государственный университет | старший преподаватель кафедры европейских языков и лингводидактики | Sveta-only4me@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Песков В., Стрельников Б. Земля за океаном. М.: Молодая гвардия, 1975. 288 с.
Злобин Н. В. Империя свободы: ценности и фобии американского общества. М.: Эксмо, 2016. 480 с. RuLit URL: http://www.rulit.me/books/imperiya-svobody-cennosti-i-fobii-amerikanskogo-obshchestva-read-455211-14.html (дата обращения: 09.07.2017).
Яковлева Е.Л., Григорьева О.В., Байбакова Е.В. Экологическая культура. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. 192 c.
Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 280 с.
Шишин М.Ю. Ценностно-мировоззренческие основания экологической культуры // Формирование экологической культуры и развитие молодёжного движения / под ред. В.М. Захарова. М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. С. 37-43.
Payne D.G. Voices in the Wilderness: American Nature Writing and Environmental Politics. Hanover and London: University Press of New England, 1996.
Kohls L.R. The Values Americans Live By. URL: http://www1.cmc.edu/pages/fa-culty/alee/extra/American_values.html (дата обращения: 01.02.2017).
Steele E.D., Redding W.C. The American Value System: Premises for Persuasion. URL: http://changingminds.org/explanations/values/american_values.htm (дата обращения: 20.01.2017).
Penn M. Americans Are Losing Confidence in the Nation but Still Believe in Themselves // The Atlantic. URL: http://www.theatlantic.com/national/archive/2012/06/americans-are-losing-confidence-in-the-nation-but-still-believe-in-themselves/259039/ (дата обращения: 15.01.2017).
Cohn B. The Divided States of America, in 25 Charts // The Atlantic. URL: http://www.theatlantic.com/national/archive/2013/06/the-divided-states-of-america-in-25-charts/277303/ (дата обращения: 15.01.2017).
Graham D.A. What Will America Look Like in 2024 // The Atlantic. URL: http://www.theatlantic.com/politics/archive/2014/07/what-americans-expect-over-the-next-10-years-in-tk-charts/373610/ (дата обращения: 15.01.2017).
Американские идеалы и ценности // Голос Америки. URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/a-33-2005-07-09-voa8/632983.html (дата обращения: 17.01.2017).
Weaver G.R. American Cultural Values // Kokusai Bunka Kenshu (Intercultural Training), 1999. Pp. 9-15. URL: http://trends.gmfus.org/doc/mmf/American%20Cultural%20Values.pdf (дата обращения: 12.01.2017).
Крашенниникова В.Ю. Россия - Америка: «холодная война» культур. Как американские ценности преломляют видение России. М.: Европа, 2007. 396 с.
White L. The historical roots of our ecologic crisis // Readings in biology and man. 1967. URL: https://books.google.ru/ (дата обращения: 10.07.2017).
Бердяев Н.А. О власти пространств над русской душой // Электронная библиотека Одинцовского Благочиния. URL: http://odinblago.ru/vlast_prostranstv (дата обращения: 20.01.2017).
Campbell N., Kean A. American Cultural Studies. An Introduction to American Culture. London and New York: Routledge, 2005. 303 p.
Kennedy J.F. To the Moon. URL: http://www.emersonkent.com/speeches/to_the_moon.htm (дата обращения: 21.01.2017).
Merriam-Webster Dictionary. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/climb (дата обращения: 25.01.2017).
Нэш Р. Дикая природа и американский разум / сокращ. пер. с англ. С. Колоса, В. Борейко. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2004. 205 с. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Nash/intro.php (дата обращения: 20.01.2017).
The Cambridge Companion to Modern American Culture / ed. Ch. Bigsby. Cambridge University Press, 2006. 496 p.
Prothero S. Buddhism in America // Religion and American Cultures. An Encyclopedia of Traditions, Diversity, and Popular Expressions. Vol. 1 / ed. G. Laderman, L. Leon. Santa Barbara: ABC-CLIO, Inc., 2003. P. 47-55.
The Wilderness Act of 1964 //Wilderness.net. URL: http://www.wilderness.net/nwps/legisact (дата обращения: 17.01.2017).
Vegan. URL: http://veganstvo.info/313-v-sha-priznali-nalichie-prav-shimpanze.html (дата обращения: 08.07.2017).
Earth First. URL: http://earthfirstjournal.org/ (дата обращения: 20.01.2017).
Lopez B. A Literature of Place. URL: http://arts.envirolink.org/literary_arts/BarryLopez_ Li-tofPlace.html (дата обращения: 25.01.2017).
Lopez B. Introduction to Nature Writing. URL: http://lopezbooks.com/catalog/n/static/ (дата обращения: 25.01.2017).
SlezakM. Barack Obama transfers $500m to Green Climate Fund in attempt to protect Paris deal // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/us-news/2017/jan/18/barack-obama-transfers-500m-to-green-climate-fund-in-attempt-to-protect-paris-deal (дата обращения: 12.02.2017).
The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/06/01/statement-president-trump-paris-climate-accord (дата обращения: 03.07.2017).
ТАСС. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4398932 (дата обращения: 10.07.2017).