К вопросу о современном состоянии изученности понятия «архитектурное наследие» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 30. DOI: 10.17223/22220836/30/21

К вопросу о современном состоянии изученности понятия «архитектурное наследие»

Данная статья направлена на определение наличия термина «архитектурное наследие» и его соотношение с понятием «культурное наследие». Архитектурные постройки 1930-1950-х гг. являются культурным наследием, но большей части произведений советской архитектуры рассматриваемого периода не присвоен статус «объекта культурного наследия». По сути здания советской эпохи обладают рядом критериев и историко-культурной ценностью, т.е. имеют основания для получения данного статуса. Без законного государственного статуса они могут быть утрачены.

There is to a question of the current state of study of the concept "architectural heritage".pdf Цель статьи - продемонстрировать характер использования понятия «архитектурное наследие» и наличие критериев для придания произведению советской архитектуры статуса «объекта культурного наследия». В статье рассмотрены источники (международные хартии) и современные публикации (статьи, в которых рассматривается понятие «культурное наследие», и статьи, в которых изучается архитектура СССР 1930-1950-х гг.). Понятие «культурное наследие» формируется в международных хартиях в период 1931-1975 гг. [1-4]. В Конвенции 1964 г. используется термин «исторический памятник», 1968 г. - «культурные ценности», 1972 г. - впервые появляется понятие «культурное наследие». В 1975 г. дается определение термину «архитектурное наследие» - «это духовное, культурное, экономическое и общественное богатство, состоящее из невосполнимых ценностей»31 и более нигде не встречается [5]. Также в названных выше конвенциях уделялось внимание незарегистрированным объектам, которые обладают историко-культурной ценностью, но не имеют законного статуса. В конвенциях и положениях 1976-1987 гг. рассматривались исключительно зарегистрированные объекты [6-8]. Рассмотрим понятия «культурное наследие» и «архитектурное наследие» в современных статьях, которые созданы в одну политическую, социальную и культурную эпоху. Понятие «культурное наследие» авторы изучают, опираясь на публикации связанные с памятниковедением, Конвенциями ЮНЕСКО и РФ №73-Ф3 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия...». А.Б. Шухободский [9], О.В. Галкова [10], М.А. Полякова [11], Т.С. Курьянова [12] рассматривают понятие «памятник истории и культуры» со времени его зарождения в Европе и в России. С XVIII и до конца XX в. в понятие «памятник» входили в основном движимые объекты. После того как в 1988 г. в СССР была ратифицирована конвенция ЮНЕСКО 1972 г., стали пользоваться понятием «культурное наследие». В России понятие «культурное наследие» было преобразовано в понятие «объект культурного наследия» (т.е. только недвижимые объекты). А.Б. Шухободский пишет, что согласно Закону Российской Федерации ФЗ-№ 73 от 2002 г. физические и юридические лица, которые осуществляют право пользования «объектом культурного наследия», должны нести ответственность за его сохранение. А.Б. Шухободский определяет «памятники истории и культуры» как: «созданные человеком или подвергнутые его целенаправленному воздействию уникальные неодушевленные недвижимые материальные культурные ценности, способные удовлетворять духовные потребности людей». О.В. Галкова приводит классификацию «подходов, определяющих принципиально новое отношение к наследию: а) генетический, наследие - носитель исторической памяти, б) экологический, наследие - основа для дальнейшего развития, в) географический, наследие - основа сохранения культурного и природного разнообразия мира.» [13]. О.И. Закутнов считает, что в связи с бурным развитием общества истинные культурные ценности заменяются неистинными, в результате чего истинные могут быть утрачены [14]. М.А. Полякова говорит, что в современном мире рассмотрение понятия «культурное наследие» осуществляется с точки зрения многих дисциплин (культурологии, географии и др.) и что появилось понятие «архитектурно-историческая среда». Т.С. Курьянова делит понятие «культурное наследие» на две составляющие: «культурный ландшафт» и «культурное разнообразие». Первая - это объекты, созданные человеком и природой, вторая - объекты нематериального наследия. Понятие «культурное наследие» развивается и дополняется во времени, окончательное решение еще не найдено. Авторы-архитекторы, изучающие архитектуру 1930-1950-х гг. в СССР, едины во многих аспектах: - Концентрируют внимание на периоде 1930-1950-х гг., эпохе правления И.В. Сталина. О нижней границе исследователи не делают конкретных выводов. Верхняя граница обусловлена Постановлением Правительства СССР 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве.» (О.В. Орельская [15], Ю.Л. Косенкова [16], Н.М. Гребенюк [17], И.Л. Кузина [18]). - Е.В. Иовлева [19], Калдер Лот [20] делят период 1930-1950-х гг. таким образом: довоенный (период становления архитектурного стиля), военный (период замирания) и послевоенный (период расцвета и затухания). И.Д. Ве-рёвкина [21] делит этот период другим образом: реконструктивный (19171933 гг.); радикализм (1934-1956 гг.). Н.М. Гребенюк добавляет, что эти периоды отличаются друг от друга темпами строительства. - Отмечают, что политика и идеология государственного строя оказали влияние на развитие архитектурного направления, в результате за основу был выбран классический стиль. Благодаря С.О. Хан-Магомедову [22] многие архитекторы определяют архитектурный стиль 1930-1950-х гг. как «сталинский ампир» (Е.К. Казанева, Д.Д. Хисматуллина [23], О.В. Орельская, В.С. Кузеванов [24], И.Л. Кузина). А.П. Иванова предлагает назвать этот период «сталинский эллинизм» [25], В.С. Кузеванов - «советский классицизм», Е.Р. Бахтина - «неоклассика» [26]. - Рассматривая декор, приходят к выводу: использовались стилизованные элементы стиля классицизм. Также в качестве украшения плоскости фасадов применялась государственная символика (А.П. Иванова, Е.В. Иовлева, В.Е. Звагельская [27], Е.Р. Бахтина, Е.К. Казанева, Д.Д. Хисматуллина, В.С. Кузеванов). - Главными особенностями объемно-пространственного решения называют монументальность и грандиозность. Одним из достижений считают ан-самблевость пространственной организации территории (В.Е. Звагельская, М.П. Гришина [28], Е.В. Иовлева, Т.Н. Козловская [29], О.В. Орельская, Е.Р. Бахтина, И.Л. Кузина). - На развитие архитектуры оказали влияние и сами архитекторы, получившие блестящее образование (А.П. Иванова, Калдер Лот, О.В. Орельская, В.Е. Звагельская). - Все авторы настаивают на необходимости дальнейшего изучения архитектуры 1930-1950-х гг., считают нужным присвоить статус «объекта культурного наследия» многим зданиям этого периода (В.Н. Востриков [30], Ю.Л. Косенкова [31], Е.В. Иовлева, О.В. Орельская, Калдер Лот). - В связи с нарастающими темпами строительства советские постройки, не имеющие статуса «объекта культурного наследия», находятся под угрозой исчезновения (В.Н. Востриков, Калдер Лот, А. Броновицкая [32]). - Советские здания актуальны для использования и отвечают всем современным требованиям и нормам (В.Н. Востриков, Калдер Лот, О.В. Орель-ская). - Кроме типовых и специальных проектов изучаются и конкурсные проекты (В.Е. Звагельская, А.А. Горбунова, А.П. Иванова [33]). Исходя из представленных выше аспектов, предлагаем критерии оценки незарегистрированных зданий периода 1930-1950 гг. для придания им статуса «объекта культурного наследия» [34, 35]. 1. Исторический критерий. В исследуемый период был выработан специальный подход по проектированию архитектурного пространства, который заключался в проектировании типовых и специальных проектов жилых и общественных зданий, типовых решений кварталов, генеральных планов, планов реконструкции, которые воплощались на практике. Развитие строительства находилось под контролем государственной идеологии. За основу стилевой направленности был взят стиль классицизм и его характерные черты и элементы. Данный исторический этап развития архитектуры и строительства оставил артефакты своего времени. 2. Градостроительный критерий. Квартальная застройка осуществлялась на незастроенных территориях, вне исторической застройки, которая сложилась до революции 1917 г. Сохранились объемно-планировочные композиции советской застройки. Архитектурные композиции не мешали зрительному восприятию исторической застройки. Предметом экспозиции служит ансам-блевость. 3. Функциональный критерий. Жилая и административная функции актуальны. Квартиры и офисные помещения имеют планировку, вполне подходящую под современные требования. В жилых домах предусматривались помещения культурно-бытового обслуживания в первом этаже. Как правило, радиус действия социальной службы распространялся на рядом расположенные кварталы. 4. Архитектурно-эстетический критерий. Период исследования принадлежит к стилевому направлению «советский неоклассицизм». Были разработаны особые архитектурно-художественные элементы: закладные детали, лепной декор с советской символикой (звезды, серп и молот и т.д.). 5. Экологический критерий. Отсутствует скученность застройки, существует множество визуальных точек восприятия архитектурных ансамблей. Визуальная среда комфортная: малоэтажная застройка, просторные дворы, деревья, кустарники. 6. Строительно-технологический критерий. В основном применялись традиционные конструктивные схемы: продольная, поперечная и, что чаще, смешанная. Применялись нововведения для того времени: закладные детали и новый материал - силикатный кирпич. 7. Познавательно-воспитательный критерий. В декоре применены как стилизованные элементы классицизма, так и советская государственная символика, на некоторых домах мозаикой написан год постройки. Историю архитектуры возможно изучать по сохранившимся зданиям [36]. Считаем необходимым присваивать зданию статус «объекта культурного наследия» при наличии всех семи критериев. Заключение Понятие «архитектурное наследие» появляется один раз в Европейской хартии 1975 г. и сегодня является актуальным. В исследованиях содержания понятия «культурное наследие» понятие «архитектурное наследие» отсутствует. В современных исследованиях советской архитектуры 1930-1950 гг. авторы называют предмет изучения наследием, отмечают наличие историко-культурной ценности, не применяя термина «архитектурное наследие». В рассмотренных источниках и публикациях отсутствует перечень критериев, которыми должно обладать здание, чтобы стать «объектом культурного наследия». Понятие «архитектурное наследие» - это часть «культурного наследия». Таким образом, можно сделать следующий вывод: ученые разных областей знания не взаимодействуют между собой, а понятие «архитектурное наследие» в понятийном аппарате отсутствует.

Ключевые слова

культурное наследие, архитектурное наследие, архитектура советского периода, «советский неоклассицизм», cultural heritage, architectural heritage, architecture of the Soviet period, "the Soviet neoclassicism"

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Беспалова Дарья Андреевна Томский государственный университет аспирант кафедры музеоло-гии, культурного и природного наследия Института искусств и культурыsagaan09@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Афинская хартия 1931 г. [Электронный ресурс]. URL: http://tehne.com/event/arhivsya-china/le korbyuze-afinskaya-hartiya (дата обращения: 30.01.2018).
Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская хартия) (Венеция, 1964) [Электронный ресурс]. URL: https://kgiop.gov.spb.ru/nasledie/vsemirnoe-nasledie-mezhdunarodnye-dokumenty/ (дата обращения: 20.10.2017).
Рекомендация о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (Париж, 1968) [Электронный ресурс]. URL: https://kgiop.gov.spb.ru/nasledie/vsemirnoe-nasledie-mezhdunarodnye-dokumenty/ (дата обращения: 20.10.2017).
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972) [Электронный ресурс]. URL: https://kgiop.gov.spb.ru/nasledie/vsemirnoe-nasledie-mezhdunarodnye-dokumenty/ (дата обращения: 20.10.2017).
Европейская хартия по охране архитектурного наследия (Страсбург, 1975) [Электронный ресурс]. URL: https://kgiop.gov.spb.ru/nasledie/vsemirnoe-nasledie-mezhdunarodnye-dokumenty/ (дата обращения: 20.10.2017).
Рекомендация о сохранении и современной роли исторических ансамблей» (Найроби, 1976) [Электронный ресурс]. URL: https://kgiop.gov.spb.ru/nasledie/vsemirnoe-nasledie-mezhduna-rodnye-dokumenty/ (дата обращения: 20.10.2017).
Конвенция об охране архитектурного наследия Европы (Гранада, 1985) [Электронный ресурс]. URL: https://kgiop.gov.spb.ru/nasledie/vsemirnoe-nasledie-mezhdunarodnye-dokumenty/ (дата обращения: 20.10.2017).
Международная хартия по охране исторических городов (Вашингтон, 1987) [Электронный ресурс] // URL: https://kgiop.gov.spb.ru/nasledie/vsemirnoe-nasledie-mezhdunarodnye-dokumenty/ (дата обращения: 20.10.2017).
Шухободский А.Б. Необходимость музеефикации движимых предметов искусства, связанных с памятниками истории и культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8 (14): в 4 ч. Ч. III. C. 218-221.
Галкова О.В. Культурное наследие: структура и содержание понятия // Научно-образовательный журнал Волгоградского ГПУ «Грани познания». 2011. № 4(9). С. 110-114.
Полякова М.А. «Культурное наследие»: историческая динамика понятия [Электронный ресурс]. URL: http://museolog.rsuh.ru/pdf/256_polyakova_observatoria_kultury_2006_60-64.pdf (дата обращения: 20.10.2017).
Курьянова Т.С. Культурное наследие: смысловое поле и практика // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2011. № 2. С. 12-18.
Галкова О.В. Теоретические основы культурного наследия // Вестник Волгоградского государственного университета. 2011. Сер. 7. Филос. № 3 (15). С. 110-114.
Закутнов О.И. Значение памятника в сохранении культурного наследия // Альманах современной науки и образования. 2012. № 11 (66). C. 67-72
Орельская О.В. «Сталинский ампир» в архитектуре Нижнего Новгорода 1940-1950-х годов [Электронный ресурс]. URL: http://www.opentextnn.ru/space/nn/7icH4764 (дата обращения: 20.10.2017).
Косенкова Ю.Л. Советский город 1950-1960-х годов: в поисках новых концепций // История градостроительства. 2012. № 4 (20). С. 80-83.
Гребенюк Н.М. Архитектура жилища периода первой пятилетки (1951-1955) в СССР // Вестник КРСУ. 2011. Т. 11, № 9. С. 11-15.
Кузина И.Л. Организация городского пространства и жилищное строительство в Комсомольске-на-Амуре в 50-60-е гг. ХХ в. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2016. № IV-1(28). С. 8-12.
Иовлева Е.В. Композиционные особенности архитектуры советского неоклассицизма (на примере Cвердловска) // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2015. № 1. С. 28-31.
Лот К. Архитектура сталинского периода / гл. ред. Э. Харрис. Московское архитектурное наследие: точка невозврата [Электронный ресурс]. URL: http://www.maps-moscow.com/userdata/e_MAPS.pdf (дата обращения: 20.10.2017).
Верёвкина И.Д., Шагов Н.В. Социокультурные предпосылки формирования жилого фонда в России с 1917 по 2010 г. // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 365. С. 57-59.
Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда : в 2 кн. Кн. 1 : Проблемы формообразования. Мастера и течения. М. : Стройиздат, 1996. 709 с.
Казанева Е.К., Хисматуллина Д.Д. Сталинский ампир в архитектуре города Магнитогорска // Вопросы теории и истории в градостроительстве, архитектуре и дизайне. 2014. № 1. С. 116-121.
Кузеванов В.С. «Сталинский ампир» - стиль архитектурного пространства г. Омска 1930-50-х гг. // Баландинские чтения : сборник статей V научных чтений памяти С.Н. Баландина. Новосибирск : Изд-во Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств, 2011. Вып. 1. С. 67-69.
Иванова А.П. Дальневосточный имперский проект: Магадан - забытая столица «Даль-строя» // Вестник ТОГУ. 2008. № 3 (10). С. 221-232.
Бахтина Е.Р. Особенности советского неоклассицизма в архитектуре г. Нижний Тагил // Вестник Томского архитектурно-строительного университета. 2016. № 1. С. 27-37.
Звагельская В.Е. Стилистика советской неоклассики в архитектуре городов Свердловской области послевоенного периода. Академический вестник УралНИИпроект РААСН, 2011. № 3. С. 31-35.
Гришина М.П. Архитектурно-композиционные особенности парков и садов советского периода на примере г. Казани // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2014. № 1 (27). С. 7-12.
Козловская Т.Н. Архитектурные особенности г. Тольятти в контексте решения проблем облика промышленных городов в советский период // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 15. С. 1-7 [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/ 2017/470179.htm (дата обращения: 20.10.2017).
Востриков В.Н. Специфика стилевого развития в советской архитектуре 1930-1950 годов // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. № 5(1). С. 237-239.
Косенкова Ю.Л. Четверть века изучения истории архитектуры советского периода в новых условиях. Что изменилось? [Электронный ресурс] // Academia. Архитектура и строительство. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chetvert-veka-izucheniya-istorii-arhitektury-sovetskogo-perioda-v-novyh-usloviyah-chto-izmenilos (дата обращения: 20.10.2017).
Броновицкая А. Наследие 1930-1950-х годов сегодня / гл. ред. Эдмунд Харрис // Московское архитектурное наследие: точка невозврата [Электронный ресурс]. URL: http://www.maps-moscow.com/userdata/e_MAPS.pdf (дата обращения: 20.10.2017).
Горбунова А.А., Иванова А.П. Архитектура русских павильонов на всемирных выставках // Вестник ТОГУ. 2011. Т. 1. С. 309-313.
Пруцын О.И., Ромашевский Б., Борусевич В. Архитектурно-историческая среда / под ред. О.И. Пруцына. М. : Стройиздат, 1990. 408 с.
Романова Л.С. Здесь начинался Томск. Прошлое настоящее и будущее. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2011. 218 с.
Беспалова Д.А., Литвинова О.Г. Ценностные характеристики жилой застройки советского периода 1944-1962 гг. в г. Томске // Материалы 63-й университетской науч.-техн. конф. студентов и молодых ученых. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2017. С. 753-760.
 К вопросу о современном состоянии изученности понятия «архитектурное наследие» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 30. DOI:  10.17223/22220836/30/21

К вопросу о современном состоянии изученности понятия «архитектурное наследие» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 30. DOI: 10.17223/22220836/30/21