В статье раскрываются особенности формирования экспозиций провинциальных музеев Магаданской области в 1990-2000-е гг. в ретроспективе истории их деятельности. Рассматриваются основные направления музейной работы, развитие научного и творческого потенциала. Освещается роль музеев периферии в сохранении и репрезентации историко-культурного наследия местного сообщества. Исследование в данном направлении обусловлено необходимостью заполнить пробел об истории музейного дела Магаданской области в региональной и общероссийской научной литературе, что позволяет глубже понять традиции и специфику культурного пространства обозначенной территории.
Historical and cultural heritage of the Magadan region in expositions of the provincial museums (1990-2000s).pdf Музеи играют значительную роль в социокультурном развитии общества. Растущий интерес к деятельности музеев связан с осознанием того, что именно они являются хранителями исторической памяти и достояния прошедших эпох. В условиях развития российского регионализма на первый план выходят куль-туротворческие функции музеев, их способность не только сохранять, но и вырабатывать и актуализировать культурное наследие региона. В современном российском обществе остаются распространенными представления о провинции как вторичном пространстве, лишенном собственной культурной динамики и перспектив дальнейшего развития. Изучение истории становления и деятельности провинциального музея как центра региональной культуры позволяет раскрыть его особенности функционирования и творческий потенциал, место и роль в развитии музейного дела региона, сохранении исторического наследия местного сообщества. На рубеже XX-XXI вв. в музейном деле страны происходят значительные перемены, связанные с изменениями в социально-экономической и политической сферах российского общества. Деидеологизация, приоритетность развития краеведения в отдельных регионах, деятельность энтузиастов-краеведов при активной помощи общественности способствовали росту числа провинциальных музеев по стране [1. C. 88-90]. С этого времени сеть культурно-просветительных учреждений периферии северо-восточного региона начинает увеличиваться за счет музеев, открытых на общественных началах. Ввиду указанных тенденций музейной практики интерес представляет изучение истории становления и развития провинциальных музеев Магаданской области на примере деятельности музеев п. Ягодное и Усть-Омчуг. 30 октября 1994 г. был открыт музей «Память Колымы» (до 2003 г. - музей Памяти жертв политических репрессий) в п. Ягодное Ягоднинского района Магаданской области. Основателем, директором и единственным работником музея является краевед Иван Александрович Паникаров. В 1981 г. по договору он прибыл на Колыму, на прииск им. М. Горького. После окончания договора переехал жить в п. Ягодное, где работал на Ягоднинском участке Сусуманского монтажного управления треста «Северовостоксантехмон-таж» [2. С. 55]. С 1989 г. занимал должность журналиста в редакции газеты «Северная правда» [3], одновременно осуществляя краеведческие исследования по истории репрессий 1930-1950-х гг. Деятельность по сбору необходимых сведений способствовала установлению связей, в форме переписки, с бывшими заключенными и их родственниками, с учреждениями Магаданской области и центральных районов страны [4]. Для расширения поисковой работы по изучению истории края и её популяризации в 1990 г. И.А. Паникаров создал в п. Ягодное общество «Поиск незаконно репрессированных», входящее в состав Международного общества «Мемориал», и в течение пяти последующих лет обращался в областные и районные газеты более 30 регионов России и ближнего зарубежья, а также в СМИ Польши, Германии, Англии, Франции с просьбой откликнуться бывших репрессированных [5]. Всего с 1994 по 2014 г. написано более 5 000 писем. С 1989 г. начинается организация экспедиций по местам деятельности ликвидированных лагерей, населенных пунктов, предприятий. Первые найденные атрибуты - чугунный дырокол, чайник, миска и кайло, привезенные И.А. Паникаровым вместе с журналистом районной газеты «Северная правда» С. Тимченко из лагеря «Кинжал», легли в основу музейной экспозиции, на базе которой образовался музей Памяти жертв политических репрессий [6]. Основная масса уникальных документов и фотографий была найдена в ходе экспедиций, организованных на территории лагерей «Днепровский», «Кинжал», «Спокойный», «Эльген», следственной тюрьмы «Серпантинка» [7]; на местные предприятия Ягоднинский горно-обогатительный комбинат, промкомбинат, совхоз «Эльген»; прииски «Бурхала», «Штурмовой», им. Горького, им. Берзина [6], в населенные пункты п. Рыбный, Дебин, Пищевой, Усть-Таскан, Беличья [8]. Стоит отметить, что некоторые предприятия, переезжая на новое место деятельности, оставляли на прежнем месте работы множество ценных бумаг, имеющих историческую значимость. И.А. Паникаров вспоминал: «Вот отсюда я и черпал бесценные исторические документы, которые просто-напросто были брошены как ненужный хлам» [4]. С 1994 по 2015 г. осуществлено более 20 пеших, вело- и автоэкспедиций. В том числе 5 историко-краеведческих экспедиций расстояниями от 20 до 300 км с учащимися средних общеобразовательных школ п. Ягодное, Дебин, Оротукан [6, 9]. В результате экспедиций учащиеся привезли большое количество фотоснимков и экспонатов для школьных музеев: предметы быта и орудия труда заключенных, образцы оловянной руды. На основе обработки собранных экспедиционных материалов, регулярного сотрудничества с научными, культурными, историко-просветитель-скими учреждениями страны - Международным и Российским обществом «Мемориал», музеем им. А.Д. Сахарова, мемориальным музеем истории политических репрессий «Пермь-36», фондом А. Солженицына - происходило комплектование фондов музея [2. C. 56]. Важную роль в процессе формирования фондов играли редкие вещи и уникальные фотографии прошлых лет, переданные в дар музею от жителей Колымы [10]. На 2015 г. в музее насчитывается свыше 10 000 фотографий разных лет, изображающих жизнь северян в 1930-1950-е гг., технику, населенные пункты, остатки лагерей; около 20 000 экземпляров региональных газет 1930-1980-х гг.; более 3 000 книг, из которых около 1 000 - об истории освоения и развития Северо-Востока России; более 500 книг российского и зарубежного издательства, посвященных теме репрессий, большая часть из них с дарственными надписями авторов; 40 «Книг памяти» из регионов России и стран СНГ. В фондах музея содержатся сведения почти о 30 000 бывших заключенных колымских лагерей - справки, выписки, копии приговоров, оригиналы следственных дел. Музейное собрание включает более 500 предметов быта и лагерного обихода (кухонная посуда, изготовленная из консервных банок, шкатулки, поделки и др.), орудия труда местного производства, личные вещи заключенных. Есть в музее и бесценные экспонаты - пишущая машинка, фотоаппарат, выпущенные в 1930-х гг., телефонный аппарат 1941 г., патефон 1954 г. и к нему пластинки, на которых записаны выступления В.И. Ленина, И.В. Сталина, М.И. Калинина, А.В. Луначарского и других известных деятелей советской эпохи [6]. Имеются произведения живописи, выполненные заключенным художником С. Ковалевым в лагерной больнице п. Беличья. Картины написаны в 1943 г. маслом на мешковине (в таких мешках в годы войны по ленд-лизу на Колыму приходили мука и другие продукты, о чем свидетельствует надпись на обратной стороне «холста»). Еще один исключительный экспонат - альбом черного цвета, в котором более сотни фотографий п. Эльген расположились на 18 страницах. Фотографии свидетельствуют о производственных и сельскохозяйственных объектах населенного пункта, занятиях населения [11. С. 89-92]. Сформированные фонды способствовали репрезентации историко-культурного наследия северо-восточного региона в экспозиционно-выставочной работе музея. С 2014 г. экспозиция состоит из следующих разделов: «Колыма и её люди», «Добыча полезных ископаемых», «Тяжёлая промышленность и машиностроение», «Вторая мировая война и колымчане», «Транспорт и дороги Дальстроя и Магаданской области», «Лёгкая и пищевая промышленность», «Сельское хозяйство», «Энергетика», «Медицина», «Образование и культура», «Спорт», «Населенные пункты Дальстроя и Магаданской области», «Газеты Дальстроя и Магаданской области», «Немые свидетели прошлого». В ней отражены сведения об истории освоения Северо-Востока России, деятельности государственного треста «Дальстрой», исправительно-трудовых лагерей в 1930-1950-е гг., социально-экономическом развитии, образовании и культуре региона в 1930-1990-х гг. [6]. Интерес посетителей музея вызывают абсолютно все экспонаты. Впечатления об экспозициях, записанные в книгу отзывов музея, в целом положительны. К примеру, одно из них: «Низкий поклон сотрудникам музея за ваше благородное дело, которое вы выполняете для нас и наших потомков, за вашу неиссякаемую энергию, которой вы заряжаете всех в поисках новых экспонатов, за ваше усердие и кропотливое трудолюбие в создании музея. Спасибо за память, которой вы не даете угаснуть. С вами прошлое, настоящее и будущее нашего края! Семья Селеверстовых» [12]. С целью привлечения населения Магаданской области к изучению истории родного края и расширения музейной аудитории подготовлено более 10 стационарных и передвижных историко-краеведческих выставок [6]. В практике музея получили распространение организация публичных лекций по истории Магаданской области в школах и библиотеках Ягоднинского района и трансляция цикла тем по радио. Для этого директором музея неоднократно приглашался А.Г. Козлов - старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института им. Н.А. Шило Дальневосточного отделения Российской академии наук (далее - СВКНИИ ДВО РАН) [13]. Еще одной формой культурно-просветительной деятельности музея явилась публикация И.А. Паникаровым результатов проводимых исследований в виде статей и заметок в периодической печати, отдельных брошюр и книг. Широкую известность приобрела книжная серия «Архивы памяти», выпускавшаяся с 1995 г. В ней содержатся воспоминания старожилов Колымы, бывших заключенных, их литературные произведения [14]. По материалам музея опубликовано более 20 изданий, посвященных истории края и его людям, например, сборники «История поселков центральной Колымы» [15], «Эхо ГУЛАГа» [16]. Книги высылаются в региональные организации общества «Мемориал», научно-исследовательские и культурные учреждения страны, раздаются районным школам и библиотекам, ветеранам Колымы. Часть книг хранится в музее и предназначена для посетителей в качестве подарка. За время существования музея с 1994 по 2014 г. его посетило более 10 000 человек. Это не только жители Магаданской области, но и люди из центральных районов России, из других государств - Швейцарии, Австрии, Ирландии, Англии, Франции, Германии, США [6, 10]. Для музея в населенном пункте со слаборазвитой инфраструктурой, расположенном в 528 км от областного центра - г. Магадана, числовые данные посещаемости имеют высокий показатель. Стоит принять во внимание тот факт, что к 1999 г. в условиях нестабильности общества резко падает количество посетителей музеев по всей стране [1. C. 90]. Реализуя задачу популяризации своей деятельности, И.А. Паникаров устанавливает контакты с колымской общественностью, организуя в июне 2004 г. в п. Ягодное первый слет краеведов Колымы, приуроченный к 10-летию музея. В его работе участвовало около 30 человек: сотрудники библиотек г. Магадана, Среднеканского, Хасынского, Ягоднинского районов, СВКНИИ ДВО РАН, Магаданского областного краеведческого музея и др., выступившие с докладами, отражающими результаты собирательской и просветительной работы [13]. Музей «Память Колымы» является активным участником международных конференций: «Наследие ГУЛАГа» (г. Париж, Франция, 2007 г.) [17], «Музеография режимов насилия в Центральной Европе и бывшем СССР» (г. Париж, Франция, 2014 г.) [2. С. 57], конференция коалиции Мемориальных музеев Сознания (п. Кучино, Пермский край, Россия, 2006 г.) [18], III Международный симпозиум «Мир после ГУЛАГа» (г. Сыктывкар, Республика Коми, Россия) [19], в ходе которых происходил обмен опытом работы между участниками конференций и обсуждение дискуссионных вопросов, связанных с проблемами сохранения исторической памяти и увековечивания жертв тоталитарных режимов XX в., интеграцией экспозиций, посвященных теме ГУЛАГа, в единое виртуальное пространство. В 2010 г. музей выиграл грант VII Конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина. Полученные средства были использованы на издание книг, организацию экспедиций по остаткам лагерей и реализацию проекта «Эхо ГУЛАГа». Цель проекта - исследование территорий бывших лагерей и создание на основе собранного историко-краеведческого материала экспозиции под открытым небом. Как отмечает директор музея, воплотить в жизнь идею о создании «открытой» экспозиции в настоящее время так и не удалось ввиду абсолютной незаинтересованности и отсутствия помощи со стороны представителей районной администрации. Частично осуществление проекта отразилось в одноименной передвижной выставке 24 сентября 2011 г., организованной на площадке Ягоднинской начальной школы, которая представляла собой 16 щитов-витрин с атрибутам лагерной эпохи, 12 стендов с сотнями фотографий, освещающих историю Северо-Востока России в 1930-1950-е гг. Выставку посетило более 300 жителей п. Ягодного и гостей [16. C. 4-6]. За культурно-просветительную и экспозиционно-выставочную деятельность по истории Магаданской области в 1998 г. Ягоднинский музей «Память Колымы» был принят в Международную ассоциацию «Открытый музей», а в 2016 г. - в Российскую ассоциацию музеев памяти [2. C. 56]. Историко-краеведческий зал в п. Усть-Омчуг открыл свои двери 28 февраля 1996 г. С момента организации по настоящее время музей возглавляет Инна Васильевна Грибанова. Она же является единственным сотрудником музея. В 1968 г. по направлению приехала работать на Колыму в СевероВосточное геологическое управление. До 1979 г. работала геофизиком в Тенькинской геологоразведочной экспедиции, а затем в Детринской экспедиции. После её ликвидации в 1992 г. устроилась в районный отдел культуры делопроизводителем, где и смогла реализовать свою мечту - организовать историко-краеведческий зал. В этом помогли знания, приобретенные за годы работы в экспедициях. Увлекшись проектом музея, И.В. Грибанова осуществляла целенаправленную работу по поиску источников поступления музейных предметов. Как вспоминает Инна Васильевна, «после того как Тенькинская экспедиция переезжала в Магадан, половину минералов выбросили, а мы забрали их, сделав коллекцию». В результате излишки геологической коллекции, собранной за долгие годы работы экспедиции в Тенькинском районе, стали первой коллекцией музея [20]. Систематизировать её помогали геологи Л.С. Киси-лёва и С.Д. Вознесенский. Экспедиции на территории лагерных зон рудников «Бутугычаг», «Ур-чан», «Дусканья», дары от местных жителей, контакты, установленные с Российским историко-просветительным обществом «Мемориал», явились основой для сбора материала по истории Теньки. Комплектование фондов проходило в результате научных исследований И.В. Грибановой в архивном отделе администрации Тенькинского района, Государственном архиве Российской Федерации, что позволило пополнить экспозицию музея историческими, статистическими и картографическими сведениями [21]. Значительный объем материала был собран из местной периодики и научных публикаций, посвящённых региональной тематике, геологических отчетов, воспоминаний старожилов и бывших заключенных [22]. Итогом научных изысканий стала публикация в 2013 г. обобщающего исследования по истории Тенькинского района «Тенька. Виток спирали». Книга сразу же стала библиографической редкостью, поэтому в 2017 г. была переиздана. В ней содержится уникальная информация о возникновении и развитии поселений, существующих ныне и ранее располагавшихся на территории района, о людях, живших и работавших многие годы на Теньке [23]. Результаты исследований И.В. Грибанова подробно освещает в своих публикациях в местной печати - «Тенька», «Магаданская правда», а также в изданиях Международного историко-просветительского общества «Мемориал» -газете «30 октября», бюллетене «Мемориал», российской политической энциклопедии «Экономическая история. Ежегодник» и др. Всего с 1996 по 2011 г. И.В. Грибановой опубликовано более 80 статей [21]. Из тематически разрозненных материалов И.В. Грибанова создала одну из самых интересных экспозиций, связанных с социальной, геологической и лагерной историей Тенькинского района и Магаданской области. В ней тесно сплелись романтика первых географических и геологических открытий, эпоха Дальстроя и бурно развивающейся горной промышленности, история ГУЛАГа, постдальстроевский период, эпоха «перестройки» и современность. Внимание в музейной экспозиции привлекают фотоальбомы о лагере «Бутугычаг», предметы лагерного быта, карта Тенькинского района с обозначенными на ней населенными пунктами, составленный И.В. Грибановой каталог репрессированных. В музее хранятся рукописные воспоминания бывших тенькинских заключенных, биографические материалы, небольшая библиотека из книг, подаренных обществом «Мемориал», жителями поселка, И.А. Паникаровым. Особая часть экспозиции - раздел, посвященный художественной самодеятельности района в 1940-1950-е гг. [22]. Вся информация изложена в плакатах, картограммах, исторических справках, что придает экспозиции красочность и единую стилистику, доступную восприятию любого посетителя. На основе созданной экспозиции музей проводит тематические вечера, лекции, беседы в культурных и образовательных учреждениях п. Усть-Омчуг -средней общеобразовательной школе, Центре досуга и народного творчества, библиотеке, центре дополнительного образования для детей. С 1996 по 2011 г. проведено 21 мероприятие, где присутствовало 870 человек. Периодически проводятся выставки, приуроченные к знаменательным датам и событиям района и страны в целом. В работе музея распространены передвижные тематические выставки в ближайшие населенные пункты -Омчак и Мадаун. За период с 1996 по 2011 г. проведено 26 выставок. Их посетило более 7 000 человек. Активное использование разнообразных форм массовой работы привело к тому, что с 1996 по 2011 г. музей посетили 6 913 человек, в том числе из городов России и стран ближнего зарубежья, США, Швейцарии, Англии, Италии. Директором историко-краеведческого зала проводились экскурсии на территорию бывших лагерных зон - рудник «Бутугычаг», «Хениканджа», прииск им. Будённого, которые посетило 227 человек, в том числе из Магадана и других регионов РФ - 40 человек; из стран ближнего зарубежья - 41 человек. В сложившейся обстановке в стране постсоветского периода ввиду постоянного оттока населения из Тенькинского района показатели посещаемости историко-краеведческого зала п. Усть-Омчуг являются высокими [21]. Таким образом, музеи Магаданской области являются уникальными культурными центрами, которые сохраняют историко-культурное наследие местного сообщества, отражают специфику и самобытность конкретного «месторазвития». В становлении музеев периферии определяющую роль сыграли творческие личности, «укорененные» в местном культурном пространстве. Благодаря научно-исследовательской и собирательской работе сотрудников музеев сформировано уникальное музейное собрание по истории северовосточного региона. Проводимая экспозиционно-выставочная и массовая работа способствовала просвещению, распространению и популяризации краеведческих знаний среди населения, формированию целостной картины об историческом прошлом края, его природных богатствах, жизни и занятиях колымчан в северных условиях, развитию патриотизма, осознанию причастности к истории территории и преемственности региональных традиций, что остается актуальным при стабильных отрицательных показателях миграционных процессов Магаданской области последних десятилетий.
Тельчаров А.Д. Музееведение. 2-е изд. М. : Научный мир, 2011. 184 с.
Календарь дат и событий по Магаданской области на 2015 г. / сост. С.И. Симонова, Н.О. Старикова ; Магадан. обл. универ. науч. б-ка им. А.С. Пушкина. Магадан : ОУНБ, 2014. 110 с.
Горюхина Э. Другая жизнь сантехника Паникарова // Новая газета. 2010. 16 авг.
Паникаров И.А. И долго будет он тревожить людям души // Магаданская правда. 2014. 31 окт.
Кнейс Н. Через тернии - к правде // Магаданская правда. 2009. 30 окт.
Архив музея «Память Колымы»: Коллекция документов.
Паникаров И.А. Интернационалом.. по медведю // Магаданская правда. 2014. 22 авг.
Паникаров И.А. Что было, то было.. // Северная правда. 2002. 10 авг.
Паникаров И.А. По «местам не столь отдаленным» // 30 октября. 2007. № 71.
Паникаров И.А. У памяти начало есть, но нет конца // Северная правда. 2015. 30 окт.
Паникаров И.А. Музей колымской истории Ивана Паникарова // Магаданский краевед / под ред. О.А. Толоконцевой; М-во культуры и туризма Магадан. обл., Магадан. обл. универ. науч. б-ка А.С. Пушкина. Магадан : Охотник, 2015. Вып. 2. С. 88-94.
Орский А. Не теряя времени // Магаданская правда. 2007. 30 янв.
Алексеева Н. В поисках истины // Регион. 2004. 28 окт. - 3 нояб.
Архивы памяти / Ягоднинское общество «Поиск незаконно репрессированных» ; сост. И.А. Паникаров. Магадан, 1996, 1998, 2003, 2005. Вып. 1-18.
Паникаров И.А. История поселков Центральной Колымы. Магадан : АО МАОБТИ, 1995. 192 с.
Паникаров И.А. Эхо Гулага. Магадан : Новая полиграфия, 2011. 163 с.
Паникаров И.А. Как я ездил в Париж.. // 30 октября. 2007. № 76.
Миронова Н. Музеи совести // Северная надбавка. 2006. 19 июля.
Паникаров И.А. Виртуальный музея ГУЛАГа // Колымский тракт. 2004. 6 окт.
Данько Г. Хранительница Тенькинской истории // Тенька. 2017. 17 нояб.
Архив историко-краеведческого зала муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система» п. Усть-Омчуг : Коллекция документов.
Грибанова И.В. Лагерная Тенька // 30 октября. 2002. № 22.
Грибанова И.В. Тенька. Виток спирали. 2-е изд. Магадан: Охотник, 2017. 467 с.