Факторы формирования и развития имиджа музея
В настоящее время музеи России проходят процесс адаптации к экономической и социокультурной динамике, связанной с проблемами рынка и глобализации в сфере культуры. Постепенный отход от системы государственного планирования и регулирования обусловил актуальную потребность в трансформации деловой активности музея, в сферу которой входит и процесс формирования и развития имиджа музея. Неоднозначное восприятие феномена «имидж музея» в научной и профессиональной областях связано в определенной степени с опасениями снижения аксиологических стандартов музейной деятельности. Новые подходы к решению данной проблемы связаны с выявлением факторов формирования и развития позитивного имиджа музея в социокультурном пространстве и широком культурологическом контексте.
Factors of formation and development of the museum image.pdf В настоящее время, в условиях глобализации и информационного общества, происходит значительная трансформация экономической, политической, социальной, культурной жизни России и всего мирового сообщества в целом. Музей как общественно значимый социокультурный институт в значительной степени подвержен влиянию данных обстоятельств. Современные реалии окружающего мира выдвигают требования к осмыслению новых граней образа музея. В процессе адаптации к экономической и социокультурной динамике российские музеи актуализируют ресурсы [1. C. 68], связанные с творческим производством и духовным восприятием; предпринимательством, а также правовые и обеспечивающие освоение наследия, формирующие имидж музея ресурсы. Положительный имидж музея в значительной степени влияет на его привлекательность в восприятии реальных и потенциальных посетителей, а следовательно, и на увеличение посещаемости учреждения. Важное значение в этой связи приобретает постановка и решение, с учетом релевантного историографического ресурса, вопросов, связанных с выявлением факторов как существенных обстоятельств, способствующих процессам формирования и развития имиджа музея с начала XXI в. Как известно, в 1960-е гг. американский экономист Стэнли Болдуин ввел в деловой оборот понятие «имидж» и обосновал его необходимость с практической точки зрения. Этот феномен длительное время не принимался во внимание учеными Советского Союза. В период перестройки, при возникновении и развитии рыночных отношений, к вопросу формирования имиджа организации активный интерес начали проявлять практики. В настоящее время феномен имиджа подвергается активной междисциплинарной научной рефлексии, идет становление научно-терминологического аппарата и апробация теоретических разработок в социокультурной практике. В культурологии при наличии значительного числа работ, посвященных феномену имиджа, однако, отсутствует специализированное определение понятия «имидж», что дает ученым определенную долю свободы для его Факторы формирования и развития имиДжа музея 275. употребления в самых различных интерпретациях (образ, облик, символ, маска) и контекстах. Е.Е. Кузьминой, Т.В. Метляевой, И.Я. Мурзиной, Д.И. Тер-Минасовой, Д.А. Фадеевым, В.С. Цукерманом, А.А. Чумаковой представлены отдельные характеристики, типы имиджа, сформулированы его функции, описаны технологии. При анализе феномена имиджа актуализировался вопрос, связанный с изучением имиджа учреждений культуры и образования, в числе которых и музеи. Изучение трансформации образа и имиджа музея в историко-культурной динамике дает весомый материал, в значительной степени влияющий на процесс формирования имиджа музея, освещает грани «единства и борьбы» образа и имиджа музея. И.К. Черемушникова утверждает «^культурологическое исследование рассматривает имидж как практику создания образа себя в культуре на всех этапах развития общества, и использование термина имидж в контексте культурных трансформаций более ранних выглядит как механическое наложение» [2. C. 43]. На наш взгляд, важной составляющей данного процесса является участие музеев в формировании и трансляции позитивного имиджа региона. Так, О.Н. Шелегина впервые обосновала данную позицию с учетом историко-этнографической и социологической оценки образа Сибири, специфики развития региональной музейной сети [3. C. 74-80]. Исходя из анализа историографического, источникового ресурсов, эмпирической базы исследования, считаем целесообразным выделение двух групп факторов - внутренних и внешних, влияющих на процесс формирования имиджа музея. К внутренним факторам можно отнести: уровень и качество руководства музеем; включенность каждого сотрудника в процесс поддержания и формирования имиджа; уровень материально-технической и научнопрактической базы музея; инновационность и динамизм корпоративного обучения; социально-демографический профиль учреждения и т.д. Внешние факторы можно структурировать следующим образом: - естественные (природно-климатические, экологические, этнодемогра-фические) условия и обстоятельства; - социокультурные (нормативно-правовые регуляторы, интеграция учреждений культуры, региональное социокультурное пространство, музейные сети); - информационно-коммуникационные (издательская деятельность музея, цифровые технологии, виртуальная реальность). Рассмотрим влияние данных факторов на процесс формирования имиджа музея более подробно. 1. Естественные факторы. ПрироДно-климатические, экологические - совокупность факторов, влияющих на формирование и трансляцию внешнего и неосязаемого имиджа музея. Так, например, Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» (г. Братск, Иркутская область), Экологический музей-заповедник «Тюльберский городок» (Кемеровская область) расположены в естественных природных условиях, что в значительной степени влияет на формирование внешнего имиджа музея. Погружение посетителя в народный быт и культуру позволяет существенным образом влиять на процесс формирования «неосязаемого имиджа» музея, используя традиции гостеприимства. Дополнительно отметим и некоторые проблемные зоны. Практически каждый музей сталкивается с вопросами влияния обозначенных выше усло- О.В. Шестак 276 вий на сохранность объектов природного и культурного наследия, находящихся под открытым небом. Также трещины на фасаде здания музея, отсутствие кусков штукатурки, наличие обветшалых частей декора в конечном счете влияют на внешний имидж учреждения. Все музеи при разработке культурно-массовых мероприятий вынуждены учитывать природно-климатические условия местности, что в итоге влияет на внешний имидж учреждения. ЭтноДемографические - в процесс формирования имиджа музея, транслирующего этнографические составляющие малочисленных народностей и закономерностей их развития, изначально закладывается возможность создания единственного (в том числе брендового) внешнего имиджа (Шорский экомузей «Тазгол», Историко-этнографический музей «Чолкой» и др.). 2. Выделяя и рассматривая социокультурные факторы, определяющие и влияющие на формирование и развитие имиджа музея, прежде всего обратимся к нормативно-правовым. Это совокупность международных, общероссийских, региональных, а также внутримузейных нормативно-правовых документов, которая оказывает влияние на характер или отдельные черты процесса формирования имиджа музея. Жесткие рамки или рекомендательный характер документа закладывает основу «этического кодекса», «миссии», «осязаемого имиджа», «корпоративной культуры» и других составляющих имиджа. Так, например, Федеральный закон от 25.07.02 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [4] запрещает публичную демонстрацию нацистской символики, к числу которой принадлежит и «свастика». Являясь одним из самых древних и широко распространенных графических символов у многих народов мира, свастика (и ее интерпретация) не может быть использована в качестве логотипа организации, орнамента при оформлении рекламной продукции и т.д. В процессе экономической и политической перестройки на рубеже XXXXI в. происходит существенная трансформация социокультурного пространства России в целом и регионов в частности. Структура действующих социокультурных норм и ценностей приобретает новые аспекты в идеологии, ценностных ориентирах людей. Как справедливо отмечает С.А. Храпов [5. C. 5], в текущий период проявляется парадоксальное сочетание «мифологического» и «современного», «советского» и «постсоветского», которое кардинальным образом влияет на трансформацию общественного сознания. Необходимо учитывать влияние глобальных процессов и распространение элементов массовой культуры. В монографии «Социальное пространство имиджа» [6] М.О. Кошлякова выделяет религию и мифологию. Культурное наследие (произведения архитектуры, памятники монументальной скульптуры и живописи, ансамбли и иное) также может стать источником для формирования брендовых элементов имиджа музея. Ярким примером может служить Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Интеграцию учреждений культуры можно рассматривать как один из перспективных трендов, способствующих формированию и развитию позитивного имиджа музеев. Такие институты культуры, как библиотеки, театры, концертные организации и иные учреждения, являются социокультурным Факторы формирования и развития имиДжа музея 277 ресурсом в процессе взаимовлияния и формирования имиджа музея. Учреждения культуры и образования могут участвовать в продвижении имиджа конкретного музея, создании благоприятных условий для восприятия реальной и потенциальной музейной аудиторией заданных характеристик музейных мероприятий (детско-родительские школьные экскурсии, презентации массовых музейных мероприятий, совместные акции). Основываясь на результатах изучения особенностей функционирования музейной сети страны, регионов Д.А. Равикович [7], А.М. Разгоном [8], И.А. Сизовой [9], О.Н. Шелегиной [10, 11] и др., можно выявить некоторую взаимообусловленность профилизации музейной сети и приоритетных факторов в формировании имиджа музеев. Так, например, в работе О.В. Ермолович «Характеристика социокультурного пространства Алтайского края: современное состояние и перспективы развития» [12. C. 82-86] не только дана характеристика музейной сети Алтайского края, но и выявлены направления в трансформации элементов социокультурного пространства региона. Отмечен тот факт, что в регионе любое учреждение / музей имеет как партнеров, так и конкурентов в «борьбе» за увеличение посещаемости своего учреждения (например, спортивные сооружения, киноустановки, туристические базы). Немаловажную роль играет присутствие в социокультурном пространстве коммерческих фирм, реализующих зрелищно-развлекательную и иную деятельность. В настоящий момент важно проанализировать учреждения культуры и культурно-развлекательные организации с позиции конкурентов, которые влияют на процесс формирования имиджа музея по следующим параметрам: - идентификация - выявление особенных характеристик музея, отличающих его от других музеев (организаций) социокультурного пространства; - акцентуация - акцентирование выигрышных позиций музея в обращении к реальной и потенциальной аудитории, распространение информации; - продвижение и поддержание позитивного имиджа музея. В качестве примера изучения элементов идентификации государственных музеев Алтайского края в восприятии реальной музейной аудитории может быть представлена работа Д.Е. Шориной, О.В. Шестак «Книга отзывов как инструмент исследования и формирования имиджа музея» [13. C. 106-113]. В настоящее время интегрирующим фактором является научнообразовательное пространство, в котором музей является одним из ресурсов «высшего образования / уровня» в среде различных контактных групп, что в значительной мере может влиять на его «внешний имидж». Важно подчеркнуть и существенную роль в этом процессе научно-практических конференций разных уровней по социокультурной и музееведческой проблематике. Так, в процессе проведения ежегодного международного этнофорума «Сибирские беседы» (с. Власиха, г. Барнаул, Алтайский край) на базе Этнографического музея-мастерской «Лад» (МБУ ДО ДШИ «Традиция») с 27 по 31 октября 2017 г. был реализован комплекс мероприятий, в числе которых: XIX Международная научно-практическая конференция «Этнокультурное образование: опыт, проблемы, решения»; IX Международная музеологиче-ская школа «Наследники традиций». Их организация и проведение существенным образом отражаются на процессе формирования и продвижения 278 О.В. Шестак имиджа музея в различных контактных группах, а результаты освещены в работах О.В. Ермолович [14], Р.Д. Нетесы [15], Н.О. Рыжовой [16]. Актуальность интеграции музея в научно-образовательное пространство подтверждает участие музея «Заельцовка» (филиал) Музея Новосибирска в III Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции в развитии музеев и музееведения». С 9 по 12 октября 2017 г. на базе музея состоялась работа секции «Деятельность музеев в регионах: результаты, проблемы, перспективы» и круглый стол «Музей и общество», что позволило формировать внешний и внутренний имидж данного музея. Активное участие сотрудников учреждения в круглом столе «Геобрендинг и имидж музеев», а также мастер-классе «От образа к имиджу музея» [17. C. 126-130] свидетельствует о целенаправленной работе по данному направлению. 3. Информационно-коммуникационный фактор (издания музеев, цифровые технологии, виртуальная реальность) в значительной степени влияет на внешний и неосязаемый имидж музея через пути и средства распространения имиджевой информации. К преимуществам данного фактора можно отнести масштабность, доступность информации о музее. Издание научно-популярной, научно-практической литературы в значительной мере влияет на «внешний имидж» музея и как вариант на его «внутренний имидж». Практически каждый научный сотрудник музея сталкивался со спорными моментами в интерпретации исторических фактов. Аргументированно отстоять свою точку зрения, а следовательно, поддержать авторитет, репутацию и имидж учреждения помогает как профессионализм, так и наличие обширного корпуса письменных, устных, изобразительных и вещественных источников. Доступная возможность формирования индивидуального и коллективного сознания влияет на «приобретение друзей музея», а следовательно, на формирование «неосязаемого имиджа». Создание благоприятных условий культурного просвещения, обучения, воспитания людей (детей) с ограниченными возможностями здоровья (благотворительность), развитие музееведческого научного сообщества влияют на «внешний» и «внутренний» имидж музея в соответствующих контактных группах. Проблемные зоны данного процесса выражены в усилении «цифрового неравенства», способности к тиражированию и копированию, необходимости защиты интеллектуальной собственности, а порой авторитета, репутации и имиджа музея. Таким образом, можно выделить совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс формирования и развития имиджа музея. Теоретическое и практическое пересечение существенных обстоятельств способствует созданию неповторимого образа или / и имиджа музея в разных контактных группах. Изучение и систематизация причин, движущей силы как стихийно, так и целенаправленно созданного имиджа позволяет оптимизировать работу музея как учреждения, способного адаптироваться к современным культурным, политическим и социально-экономическим условиям России, интегрироваться в мировое музейное пространство.
 
                        
                        
                        Ключевые слова
факторы, 
имидж музея, 
формирование, 
развитие, 
factors, 
image of the museum, 
formation, 
developmentАвторы
    			
                
    				 
    				| Шестак Оксана Валерьевна | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств «Традиция» | методист | ok_schestak@mail.ru |  
    			
                 Всего: 1
                Ссылки
Словарь актуальных музейных терминов. Ресурсы музея // Музей. 2009. № 5. C. 68.
Черемушникова И.К. Имидж как смысловая реальность культуры. Волгоград : ВолГМУ, 2010. 300 с.
Шелегина О.Н. Роль музеев в формировании и трансляции позитивного имиджа Сибирского региона // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351. С. 74-80.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Гарант : [сайт]. URL: http://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 20.10.2017).
Храпов С.А. Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России : автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 2011. 39 с.
Кошлякова М.О. Социальное пространство имиджа. М., 2015. 152 с.
Равикович Д.А. Формирование государственной музейной сети (1917 - 1-я половина 60-х гг.). М., 1988. 151 c.
Разгон А.М. Музейная сеть единого многонационального социалистического государства // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. М., 1985. C. 4-22.
Сизова И.А. Музейная сеть Томской области: история формирования и функционирования (середина 1940-х - 2011 г.) : автореф. дис. канд. ист. наук. Томск, 2012. 22 с.
Шелегина О.Н. Музейный мир Сибири : история и современные тенденции развития / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т итории, Науч. совет по музеям; Комитет музеологии Сибири, стран Азии и Тихоокеанского региона ИКОМ ЮНЕСКО (ASPAC). Новосибирск, 2014. 396 с.
Шелегина О.Н. Музейная сеть Сибири и Дальнего Востока // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 2. Новосибирск, 2010. 392 c.
Ермолович (Шестак) О.В. Характеристика социокультурного пространства Алтайского края: современное состояние и перспективы развития // Школьные музеи в социокультурном пространстве региона: современное состояние и перспективы развития: сб. материалов науч.-практ. конф. (22 апреля 2016 г.). Барнаул, 2016. С. 82-86.
Шорина Д.Е., Шестак О.В. Книга отзыва как инструмент исследования и формирования имиджа музея // Ценности и смыслы. 2017. № 4 (50). С. 106-113.
Ермолович (Шестак) О.В. Формирование имиджа музея / госучреждения через проведение научно-практической конференции // Этнокультурное образование : опыт, проблемы, решения : материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. (8-11 ноября 2015 г.). Барнаул, 2015. С. 13-18.
Шестак О.В., Нетеса Р.Д. Имидж образовательной организации как инструмент управления социальным поведением сотрудников МБУ ДО ДШИ «Традиция» в рамках международного этнофорума «Сибирские беседы» // Этнокультурное образование : опыт, проблемы, решения : материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф. Барнаул, 2017. С. 83-90.
Ермолович (Шестак) О.В., Рыжова Н.О. Формирование неосязаемого имиджа музея-мастерской «Лад» как элемента имиджа ДШИ «Традиция» // Этнокультурное образование : опыт, проблемы, решения : материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. (8-11 ноября 2015 г.). Барнаул, 2015. С. 47-50.
Шестак О.В. Тренинг «От образа к имиджу музея» как инструмент формирования внешнего и внутреннего имиджа музея // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения : сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. (9-12 октября 2017 г.). Новосибирск, 2017. С. 126-130.