Данное исследование направлено на выявление вклада периодических изданий в формирование корпоративной культуры и позиционирование православных духовных учебных заведений в информационном пространстве; определение подходов редакций журналов к работе с различными целевыми аудиториями. В ходе исследования были проанализированы более 50 наименований научных и просветительских изданий; выявлены тенденции развития издательской деятельности духовных учебных заведений с середины XIX столетия по настоящее время.
Periodicals as a way of shaping the corporate culture of religious educational institutes.pdf Выпускаемые научными и учебными заведениями периодические издания являются не только каналом научной коммуникации, но также способом создания корпоративной культуры и позиционирования организации в информационном пространстве. Журналы и газеты формируют общественное мнение, философию и имидж организации; информируют о сферах и специфике ее деятельности. Сформировавшаяся к середине XIX в. церковная периодическая печать пользовалась большой популярностью среди читающей публики. Православные журналы, печатавшие как публицистические и художественные сочинения, так и научные исследования, стали заметным явлением в деле религиозного просвещения в России. В настоящее время существует ряд исследований, посвященных истории развития местной периодической печати Русской православной церкви [1]; основным направлениям деятельности церковных периодических изданий и их роли в культурной и научной жизни России [2-3]; православным изданиям, предназначенным для различных целевых аудиторий [4-7]. Цель данного исследования - проанализировать журналы дореволюционных и современных духовных учебных заведений, выявить их вклад в формирование корпоративной культуры организаций, имиджа духовного образования. Начало публикации периодических изданий духовными академиями относится к первой четверти XIX в.: в 1821 г. митрополит Григорий (Постников) основал при Санкт-Петербургской духовной академии журнал «Христианское чтение», положив тем самым начало официальной православной журналистике. Еще один журнал, с 1875 г. выпускавшийся Санкт-Петербургской духовной академией, носил название «Церковный вестник». Вплоть до 1881 г. у обоих журналов была единая редакция. В 1916-1917 гг. под вывеской академии непродолжительное время также издавались «Цер- 1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-00044). Периодические издания как способ формирования корпоративной культуры 45 ковь и общество» и «Церковно-общественный вестник» [4. С. 42]. В журналах публиковались статьи не только представителей академии, но и сторонних лиц, интересовавшихся богословской наукой, выпускников академии, соискателей научных степеней и т.д. Печатались материалы из иностранных газет, новости от университетов, информация о поступлениях в академическую библиотеку новых книг. Если «Христианское чтение» ориентировалось на представителей духовной академии, то программа «Церковного вестника» была рассчитана преимущественно на интересы духовенства. В целом издания дополняли друг друга, «содействуя, с одной стороны, служителям церкви в деле их многосложного и многотрудного пастырского служения, с другой -труженикам науки в их исследованиях и разысканиях в беспредельной области знания, и в то же время популяризируя результаты общих работ на общую пользу и пастырей, и пасомых» [8. C. 2]. По замечанию историка В.А. Цыпина, одним из лучших дореволюционных православных периодических изданий был выпускавшийся при Московской духовной академии «Богословский вестник», заменивший издаваемые с 1843 г. «Прибавления к творениям святых отцов» [9. С. 208]. «Богословский вестник» начал издаваться с 1892 г. по инициативе ректора академии архимандрита Антония (Храповицкого). Сотрудником академической библиотеки К.М. Поповым было составлено два указателя к журналу: за 1892-1901 и 1902-1911 гг. Рубрики охватывали весь круг наук, изучаемых в духовных академиях: «Священное писание», «Патрология», «Основное богословие и христианская апологетика», «Догматическое богословие», «Нравственное богословие», «Сравнительное богословие», «Общая церковная история», «История Русской православной церкви», «История старообрядчества», «Ли-тургика и церковная археология», «Церковное право». Также в журнале регулярно появлялись статьи по педагогике, психологии, филологии, библиографии. На страницах «Богословского вестника» публиковали труды В.О. Ключевский, Н.Ф. Каптерев, Е.Е. Голубинский, Н.Н. Глубоковский, И.М. Громо-гласов, В.Ф. Кипарисов и другие известные историки и богословы. Интересен опыт издания специальных и юбилейных выпусков журнала. В ноябре 1900 г. (к 25-летию со дня кончины), был издан сборник памяти Александра Васильевича Горского (1812-1875), ректора Московской духовной академии, основателя школы церковной истории, ставшего для академического сообщества идеалом ученого и преподавателя, которому оно было обязано «лучшими свойствами своей ученой и корпоративной жизни» [10. С. 369]. В номере были опубликованы воспоминания о А.В. Горском коллег и учеников, материалы из его личного архива; статьи, раскрывающие различные направления деятельности ученого [11, 12]. К столетию преобразования Славяно-греко-латинской академии в Московскую духовную академию и перевода ее из Москвы в Сергиев Посад был подготовлен юбилейный выпуск «Богословского вестника» (1914. № 10-11). Номер содержит ценные исторические источники, такие как переписка Ф.А. Голубинского, воспоминания М.Д. Муретова, материалы из архива профессора и ректора академии С.К. Смирнова; лекции и литературные сочинения сотрудников академии, многочисленные поздравления с юбилеем, телеграммы, торжественные речи. В выпуске обозначена задача, стоящая перед духовной школой - «коллективным трудом» помогать вступившим в 46 К.А. Кузоро корпорацию «восполнять недостаток личного нравственного опыта опытом тех, кто воплотил христианскую жизнь в своей личной» [13. С. 216]. Составители юбилейных выпусков публиковали много воспоминаний и писем, полагая, что именно источники, имеющие «характер частный, даже личный», отличающиеся «искренностью, откровенностью, а вместе и подробностью», способны представить во всей полноте труднодоступную постороннему наблюдателю «внутреннюю жизнь закрытого учебного заведения» [14. С. 314]. Следует отметить, что составители вышедшего в том же году юбилейного сборника «У Троицы в академии» предлагали учредить «постоянное бюро», функции которого заключались бы в сборе исторических сведений об академии, а также информации про «служебные назначения и перемещения» выпускников, их «литературную и прочую деятельность» [15. С. XI]. Таким образом, подготовка юбилейных изданий способствовала осознанию необходимости установления постоянной обратной связи с выпускниками, нацеленной на укрепление академической корпорации. Издававшийся с 1855 г. «Православный собеседник» стал центром сосредоточения научной жизни Казанской духовной академии. В первой части каждого номера помещались материалы по богословским дисциплинам: библейской истории, догматическому и нравственному богословию, апологетике, литургике, гомилетике. Вторая часть служила для публикации материалов церковно-исторического характера, значительную долю которых составляли исследования по истории старообрядчества, буддизма и ислама, что было обусловлено наличием в академии миссионерского отделения. Кроме того, в журнале находили отражение научная жизнь Казанской духовной академии (в публикациях протоколов совета академии, списках трудов преподавателей) и новости Казанской епархии. В 1912-1916 гг. при «Православном собеседнике» издавалось «Инородческое обозрение», вокруг которого группировалось новое поколение теоретиков миссионерства и этнографов. При Киевской духовной академии с 1837 г. выпускался журнал «Воскресное чтение», а в 1860 г. началось издание «Трудов Киевской духовной академии», на страницах которых публиковались богословские, церковноисторические и церковно-правовые труды; выполненные преподавателями академии переводы творений святых отцов; отчеты о состоянии научных обществ и братств; извлечения из протоколов совета академии; объявления о новых книгах, изменениях в правилах приема воспитанников. «Труды Киевской духовной академии^} уделяли много внимания истории религиозных течений и богословской мысли на территории Украины, содержали труды известных историков, богословов, литургистов, среди которых - С.Т. Голубев, Ф.И. Титов, Ф.А. Терновский, епископ Порфирий (Успенский), В.Ф. Певниц-кий, М.Э. Поснов, А.А. Дмитриевский. Выпускаемые духовными учебными заведениями журналы выписывались представителями городского и сельского духовенства, приходами, монастырями и братствами; приобретались в библиотеки. Между редакциями журналов заключались соглашения об обмене изданиями. Например, редакция «Богословского вестника» договаривалась об обмене экземплярами с редакциями журналов «Христианское чтение», «Церковный вестник», «Труды Киевской духовной академии», «Православный собеседник», «Странник», Периодические издания как способ формирования корпоративной культуры 47 «Вера и разум», «Руководство для сельских пастырей», «Вопросы философии и психологии» [16. Л. 1-2]. Журналы содержали статьи по истории церкви, богословию, источниковедению, философии, церковной археологии, церковному праву, педагогике, психологии, филологии; публиковались памятники древнерусской письменности, рецензии, библиография, материалы о современной церковной жизни. У духовных академий был опыт издания юбилейных и тематических номеров. На страницах журналов частично или полностью публиковались выпускные сочинения - кандидатские и магистерские диссертации выпускников академий, благодаря чему мы знакомы с содержанием этих работ [17. С. 125]. Журналы отражали все приоритетные направления исследований профессорско-преподавательской корпорации и позиционировались, в первую очередь, как научные издания: на рубеже XIX-ХХ вв. публицистические и литературные произведения были окончательно из них вытеснены. Регламентируя издание журналов, редакции формировали понятие издательской этики, отраженное в договорах с типографиями, где определялась сфера ответственности всех участвующих в процессе сторон [18]. Значимым источником для изучения академической корпорации выступают публикуемые протоколы заседаний советов, списки студентов, объявления о вакантных должностях, сметы на содержание академий, некрологи, поздравительные телеграммы и др. При этом узко корпоративными журналы никогда не были, их материалы предназначались разнородной читательской аудитории. В 1990-е гг., после возрождения духовного образования в России, Московская и Санкт-Петербургская академии продолжили издание научных журналов под теми же названиями - «Богословский вестник» и «Христианское чтение». Научные журналы издаются в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете («Вестник ПСТГУ», «Филаретовский альманах»), Русской христианской гуманитарной академии («Вестник РХГА»), Российском православном университете («Евразия: духовные традиции народов»), Свято-Филаретовском православно-христианском институте («Свет Христов просвещает всех»), Библейско-богословском институте святого апостола Андрея («Страницы: богословие, культура, образование»), духовных семинариях. Помимо журналов, выпускаются тематические сборники и материалы конференций, организуемых духовными учебными заведениями, например: «Искусство христианского мира» и «Труды ежегодной богословской конференции» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, «Церковь. Богословие. История» Екатеринбургской духовной семинарии, Платоновские чтения Перервинской духовной семинарии, Международные Свято-Игнатиевские чтения Ставропольской семинарии и др. В журналах, альманахах и сборниках представлены статьи, материалы круглых столов, семинаров, научных дискуссий; археографические материалы, обзоры конференций, рецензии на новейшую научную литературу, переводы исследований ведущих зарубежных специалистов. Тематика журналов охватывает отрасли не только философских, теологических и исторических наук, но и смежных - правовых, политологических, социологических, культурологических, филологических. Актуальными являются темы межконфес- 48 К.А. Кузоро сионального и межрелигиозного диалога, истории традиционных религий и новых религиозных движений, взаимодействия религии и науки, проблемы духовного и светского образования. При академиях и семинариях создаются редакционно-издательские советы, что существенно активизирует публикацию научных трудов. Стремление высших духовных учебных заведений создавать научные журналы, способные стать площадкой для публикации трудов преподавателей и аспирантов, обусловлено тем, что в 2016 г. согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации был образован Объединенный совет по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по специальности «теология» [19]. В настоящее время почти все журналы и сборники входят в базу Российского индекса научного цитирования, а часть журналов - в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» по теологии, философии, истории, культурологии. Среди последних - «Христианское чтение», «Богословский вестник», «Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета», «Вестник Екатеринбургской духовной семинарии», «Вестник Русской христианской гуманитарной академии», «Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института». В этих журналах публикуется достаточно много статей исследователей из светских научных и учебных заведений. С 2010-х гг. электронные версии журналов и сборников размещаются на сайтах учебных заведений или специально созданных сайтах. Также осуществляется оцифровка дореволюционных выпусков, например, в 20092010 гг. были подготовлен^! два DVD-диска с электронным архивом журнала «Христианское чтение», охватывающие период с 1868 по 1917 г. [20. С. 351]. Ближайшие цели редакционных советов - повысить импакт-факторы журналов, войти в международные базы «Scopus» и «Web of Science». Опубликованные труды доступны для знакомства и цитирования широкому кругу читателей. Таким образом, духовно-учебной корпорацией единодушно признается необходимость включения в общее пространство со светскими научными и образовательными учреждениями. Для издателей принципиально важен высокий научный уровень журналов, возможность сочетания лучших достижений богословия и светской науки. Академии, институты и семинарии издают журналы и газеты, ориентированные на массовую, прежде всего молодежную, аудиторию. Одним из первых таких изданий стал журнал «Встреча», выпускаемый с 1996 г. Московской духовной академией. Его периодичность составляет 1-3 номера в год. С 2000 г. действует официальный сайт журнала; полный архив стал доступен 1 сентября 2006 г. Журнал рассчитан на воцерковленную учащуюся молодежь, а также на всех интересующихся проблемами духовного образования и современной церковной жизни. На страницах журнала читатель знакомится с жизнью духовных школ; также выпускаются тематические номера, например: «Церковь и армия», «Как организовать молодежь», «Миссия церковной журналистики», «Сила слова» и др. Многочисленные интервью и освещение проблем Периодические издания как способ формирования корпоративной культуры 49 молодежи делают чтение данного издания полезным и увлекательным. Важно, что оформление, дизайн, написание и редактирование статей осуществляют сами студенты, что предоставляет им уникальную возможность окунуться в мир церковной журналистики, получить необходимые навыки для работы над издательскими проектами [21]. Силами студентов Санкт-Петербургской духовной академии с 2009 г. издается журнал «НЕБО» («НЕвский БОгослов»). Профессиональный по своему уровню полноцветный журнал имеет характерную молодежную миссионерскую направленность. Целью издания является своевременное и компетентное освещение событий церковной и общественной жизни, публикация обзорно-аналитических заметок о разных аспектах жизни Санкт-Петербурга, а также знакомство читателей с академией [22]. Различные стороны интеллектуальной, духовной, культурной жизни воспитанников представлены в «глубоко личных зарисовках и живых красках студенческих статей, эссе, стихов, интервью, порой способных убеждать лучше, чем отвлеченные „богословские“ доводы» [20. С. 352]. Просветительские журналы и газеты для молодежи издаются и в некоторых духовных семинариях: «Твоя Церковь» (Екатеринбургская семинария), «Покров» (Барнаульская семинария), «Дамаскин» (Нижегородская семинария), «Образ жизни» (Воронежская семинария), «Семинарский вестник» (Белгородская семинария). Миссию молодежных журналов и газет можно сформулировать так: «современная проповедь - современному миру» [23]. В изданиях рассматриваются актуальные нравственные и этические вопросы, публикуются репортажи с различных культурно-просветительских мероприятий, рецензии на книги и фильмы, краеведческие материалы, интервью с преподавателями и студентами, писателями, актерами, учеными; обсуждаются вопросы выбора профессии, туризм, искусство, спорт и многое другое. Задачи журналов - познакомить общественность с жизнью духовных учебных учреждений «изнутри»; сформировать образ студента как мыслящей и разносторонней личности; содействовать привлечению абитуриентов. Для журналов характерно качественное оформление, наличие цветных иллюстраций и фотографий. Но надо отметить, что по сравнению с научными журналами количество их гораздо меньше; не всегда соблюдается периодичность выпусков. В настоящее время по популярности журналы уступают группам в социальных сетях и сайтам, где отдельные рубрики посвящаются молодежным новостям, литературному творчеству семинаристов (например, сайт Хабаровской духовной семинарии [24]). Среди совокупности рассмотренных современных изданий количественно преобладают научные журналы и сборники материалов конференций; основное внимание акцентируется на выпуске научных, а не просветительских или литературных журналов. Это подчеркивает то, что приоритетным направлением деятельности духовных учебных заведений является ведение исследований, интеграция с научным сообществом. Это подтверждается результатами проведенного автором данной статьи анкетирования среди преподавателей и студентов духовных учебных заведений: 100% преподавателей и 75% студентов (из 60 опрошенных) отмечают, что в их корпоративной культуре считается почетным и престижным заниматься научными исследо- 50 К.А. Кузоро ваниями; 67% преподавателей и 37% студентов публикуют научные статьи в выпускаемых их организациями изданиях; 83% респондентов ответили, что ведут самостоятельные научные исследования (в том числе объединяющие преподавателей и студентов), занимаются грантовой деятельностью. Таким образом, издания духовных учебных заведений, став заметным явлением в деле религиозного просвещения дореволюционной России, продолжают свою деятельность сегодня, наполняя ее новыми направлениями и смыслами, решая исследовательские, популяризационные и имиджевые задачи, формируя представления о современной церковной жизни и месте в ней высшей духовной школы.
Публикации [Электронный ресурс] / Хабаровская духовная семинария : официальный сайт. URL: http://dvseminarv.ru/publications/creative-work/ (дата обращения: 20.03.2019).
Студенческий журнал «Твоя Церковь» [Электронный ресурс] / Екатеринбургская духовная семинария : официальный сайт. URL: https://epds.ru/tc/ (дата обращения: 20.03.2019).
«НЕБО» : журнал Санкт-Петербургской духовной академии : официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://nebo-journal.com/ (дата обращения: 20.03.2019).
Журнал «Встреча» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Московской духовной академии. URL: http://old.mpda.ru/studlife/vstrecha/ (дата обращения: 20.03.2019).
Шкаровский М.В. Санкт-Петербургские духовные школы в XX-XXI вв. : в 2 т. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургской духовной академии, 2016. Т. 2. 512 c.
ОР РГБ. Ф. 172 (фонд Московской духовной академии). К. 84. Д. 13-15.
Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия : официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.doctorantura.ru/nauka/ dissertations/theology (дата обращения: 20.03.2019).
Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 172 (фонд Московской духовной академии). К. 84. Д. 18.
Сухова Н.Ю. Русская богословская наука (по докторским и магистерским диссертациям 1870-1918 гг.). М. : Изд-во ПСТГУ, 2012. 374 с.
Вместо предисловия // У Троицы в Академии. 1814-1914 гг. Юбилейный сборник исторических материалов. Издание бывших воспитанников Московской духовной академии. М., 1914. C. V-XI.
К новому столетию // Богословский вестник. 1914. № 10-11. С. 209-217.
Троицкий Н. Из внутреннего быта студентов Московской духовной академии через десять лет ее пребывания в Троице-Сергиевой лавре // Богословский вестник. 1914. № 10-11. С. 314-322.
Голубинский Д. Участие протоиерея А.В. Горского в деле учреждения при Московской духовной академии кафедры естественно-научной апологетики // Богословский вестник. 1900. № 11. С. 467-474.
Чествование памяти протоиерея Александра Васильевича Горского в Московской духовной академии 11 и 22 октября // Богословский вестник. 1900. № 11. С. 369-372.
Воскресенский Г. О заслугах протоиерея А.В. Горского для славяно-русской историкофилологической науки // Богословский вестник. 1900. № 11. С. 442-455.
От редакции // Церковный вестник. 1888. № 1. С. 1-5.
Цыпин В.А. История Русской православной церкви. Синодальный и новейший периоды (1700-2005). М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2007. 815 с.
Суровцева Е.В. Современная православная молодежная пресса (журналы «Наследник» и «Собрание») // Инновационные научные исследования : теория, методология, практика : сборник материалов XV научно-практической конференции. Пенза, 2018. С. 149-151.
Мраморнов А.И. Газета «Братский листок» епископа Гермогена (Долганова) как составляющая епархиального управления (1904-1912 гг.) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14, № 1. С. 41-51.
Крайнова Н.В. Православный журнал «Славянка» как новый тип женского журнала // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4 (22). С. 265-268.
Карпук Д.А. Периодические издания Санкт-Петербургской духовной академии (18211917). К 190-летию журнала «Христианское чтение» // Христианское чтение. 2011. № 6 (41). С. 41-89.
Нетужилов К.Е. Церковная периодическая печать в России XIX столетия. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008. 268 с.
Кузоро К.А. Православные периодические издания в культурном и научном пространстве России (вторая половина XIX - начало ХХ в.) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2011. № 1. C. 71-80.
Кузнецова А.Н. Православная печатная периодика : история и современное состояние / А.Н. Кузнецова, Е.С. Бабкина // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. 2016. Т. 7, № 3-2. С. 114-119.