Периодические издания как способ формирования корпоративной культуры православных духовных учебных заведений | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 34. DOI: 10.17223/22220836/34/4

Периодические издания как способ формирования корпоративной культуры православных духовных учебных заведений

Данное исследование направлено на выявление вклада периодических изданий в формирование корпоративной культуры и позиционирование православных духовных учебных заведений в информационном пространстве; определение подходов редакций журналов к работе с различными целевыми аудиториями. В ходе исследования были проанализированы более 50 наименований научных и просветительских изданий; выявлены тенденции развития издательской деятельности духовных учебных заведений с середины XIX столетия по настоящее время.

Periodicals as a way of shaping the corporate culture of religious educational institutes.pdf Выпускаемые научными и учебными заведениями периодические издания являются не только каналом научной коммуникации, но также способом создания корпоративной культуры и позиционирования организации в информационном пространстве. Журналы и газеты формируют общественное мнение, философию и имидж организации; информируют о сферах и специфике ее деятельности. Сформировавшаяся к середине XIX в. церковная периодическая печать пользовалась большой популярностью среди читающей публики. Православные журналы, печатавшие как публицистические и художественные сочинения, так и научные исследования, стали заметным явлением в деле религиозного просвещения в России. В настоящее время существует ряд исследований, посвященных истории развития местной периодической печати Русской православной церкви [1]; основным направлениям деятельности церковных периодических изданий и их роли в культурной и научной жизни России [2-3]; православным изданиям, предназначенным для различных целевых аудиторий [4-7]. Цель данного исследования - проанализировать журналы дореволюционных и современных духовных учебных заведений, выявить их вклад в формирование корпоративной культуры организаций, имиджа духовного образования. Начало публикации периодических изданий духовными академиями относится к первой четверти XIX в.: в 1821 г. митрополит Григорий (Постников) основал при Санкт-Петербургской духовной академии журнал «Христианское чтение», положив тем самым начало официальной православной журналистике. Еще один журнал, с 1875 г. выпускавшийся Санкт-Петербургской духовной академией, носил название «Церковный вестник». Вплоть до 1881 г. у обоих журналов была единая редакция. В 1916-1917 гг. под вывеской академии непродолжительное время также издавались «Цер- 1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-00044). Периодические издания как способ формирования корпоративной культуры 45 ковь и общество» и «Церковно-общественный вестник» [4. С. 42]. В журналах публиковались статьи не только представителей академии, но и сторонних лиц, интересовавшихся богословской наукой, выпускников академии, соискателей научных степеней и т.д. Печатались материалы из иностранных газет, новости от университетов, информация о поступлениях в академическую библиотеку новых книг. Если «Христианское чтение» ориентировалось на представителей духовной академии, то программа «Церковного вестника» была рассчитана преимущественно на интересы духовенства. В целом издания дополняли друг друга, «содействуя, с одной стороны, служителям церкви в деле их многосложного и многотрудного пастырского служения, с другой -труженикам науки в их исследованиях и разысканиях в беспредельной области знания, и в то же время популяризируя результаты общих работ на общую пользу и пастырей, и пасомых» [8. C. 2]. По замечанию историка В.А. Цыпина, одним из лучших дореволюционных православных периодических изданий был выпускавшийся при Московской духовной академии «Богословский вестник», заменивший издаваемые с 1843 г. «Прибавления к творениям святых отцов» [9. С. 208]. «Богословский вестник» начал издаваться с 1892 г. по инициативе ректора академии архимандрита Антония (Храповицкого). Сотрудником академической библиотеки К.М. Поповым было составлено два указателя к журналу: за 1892-1901 и 1902-1911 гг. Рубрики охватывали весь круг наук, изучаемых в духовных академиях: «Священное писание», «Патрология», «Основное богословие и христианская апологетика», «Догматическое богословие», «Нравственное богословие», «Сравнительное богословие», «Общая церковная история», «История Русской православной церкви», «История старообрядчества», «Ли-тургика и церковная археология», «Церковное право». Также в журнале регулярно появлялись статьи по педагогике, психологии, филологии, библиографии. На страницах «Богословского вестника» публиковали труды В.О. Ключевский, Н.Ф. Каптерев, Е.Е. Голубинский, Н.Н. Глубоковский, И.М. Громо-гласов, В.Ф. Кипарисов и другие известные историки и богословы. Интересен опыт издания специальных и юбилейных выпусков журнала. В ноябре 1900 г. (к 25-летию со дня кончины), был издан сборник памяти Александра Васильевича Горского (1812-1875), ректора Московской духовной академии, основателя школы церковной истории, ставшего для академического сообщества идеалом ученого и преподавателя, которому оно было обязано «лучшими свойствами своей ученой и корпоративной жизни» [10. С. 369]. В номере были опубликованы воспоминания о А.В. Горском коллег и учеников, материалы из его личного архива; статьи, раскрывающие различные направления деятельности ученого [11, 12]. К столетию преобразования Славяно-греко-латинской академии в Московскую духовную академию и перевода ее из Москвы в Сергиев Посад был подготовлен юбилейный выпуск «Богословского вестника» (1914. № 10-11). Номер содержит ценные исторические источники, такие как переписка Ф.А. Голубинского, воспоминания М.Д. Муретова, материалы из архива профессора и ректора академии С.К. Смирнова; лекции и литературные сочинения сотрудников академии, многочисленные поздравления с юбилеем, телеграммы, торжественные речи. В выпуске обозначена задача, стоящая перед духовной школой - «коллективным трудом» помогать вступившим в 46 К.А. Кузоро корпорацию «восполнять недостаток личного нравственного опыта опытом тех, кто воплотил христианскую жизнь в своей личной» [13. С. 216]. Составители юбилейных выпусков публиковали много воспоминаний и писем, полагая, что именно источники, имеющие «характер частный, даже личный», отличающиеся «искренностью, откровенностью, а вместе и подробностью», способны представить во всей полноте труднодоступную постороннему наблюдателю «внутреннюю жизнь закрытого учебного заведения» [14. С. 314]. Следует отметить, что составители вышедшего в том же году юбилейного сборника «У Троицы в академии» предлагали учредить «постоянное бюро», функции которого заключались бы в сборе исторических сведений об академии, а также информации про «служебные назначения и перемещения» выпускников, их «литературную и прочую деятельность» [15. С. XI]. Таким образом, подготовка юбилейных изданий способствовала осознанию необходимости установления постоянной обратной связи с выпускниками, нацеленной на укрепление академической корпорации. Издававшийся с 1855 г. «Православный собеседник» стал центром сосредоточения научной жизни Казанской духовной академии. В первой части каждого номера помещались материалы по богословским дисциплинам: библейской истории, догматическому и нравственному богословию, апологетике, литургике, гомилетике. Вторая часть служила для публикации материалов церковно-исторического характера, значительную долю которых составляли исследования по истории старообрядчества, буддизма и ислама, что было обусловлено наличием в академии миссионерского отделения. Кроме того, в журнале находили отражение научная жизнь Казанской духовной академии (в публикациях протоколов совета академии, списках трудов преподавателей) и новости Казанской епархии. В 1912-1916 гг. при «Православном собеседнике» издавалось «Инородческое обозрение», вокруг которого группировалось новое поколение теоретиков миссионерства и этнографов. При Киевской духовной академии с 1837 г. выпускался журнал «Воскресное чтение», а в 1860 г. началось издание «Трудов Киевской духовной академии», на страницах которых публиковались богословские, церковноисторические и церковно-правовые труды; выполненные преподавателями академии переводы творений святых отцов; отчеты о состоянии научных обществ и братств; извлечения из протоколов совета академии; объявления о новых книгах, изменениях в правилах приема воспитанников. «Труды Киевской духовной академии^} уделяли много внимания истории религиозных течений и богословской мысли на территории Украины, содержали труды известных историков, богословов, литургистов, среди которых - С.Т. Голубев, Ф.И. Титов, Ф.А. Терновский, епископ Порфирий (Успенский), В.Ф. Певниц-кий, М.Э. Поснов, А.А. Дмитриевский. Выпускаемые духовными учебными заведениями журналы выписывались представителями городского и сельского духовенства, приходами, монастырями и братствами; приобретались в библиотеки. Между редакциями журналов заключались соглашения об обмене изданиями. Например, редакция «Богословского вестника» договаривалась об обмене экземплярами с редакциями журналов «Христианское чтение», «Церковный вестник», «Труды Киевской духовной академии», «Православный собеседник», «Странник», Периодические издания как способ формирования корпоративной культуры 47 «Вера и разум», «Руководство для сельских пастырей», «Вопросы философии и психологии» [16. Л. 1-2]. Журналы содержали статьи по истории церкви, богословию, источниковедению, философии, церковной археологии, церковному праву, педагогике, психологии, филологии; публиковались памятники древнерусской письменности, рецензии, библиография, материалы о современной церковной жизни. У духовных академий был опыт издания юбилейных и тематических номеров. На страницах журналов частично или полностью публиковались выпускные сочинения - кандидатские и магистерские диссертации выпускников академий, благодаря чему мы знакомы с содержанием этих работ [17. С. 125]. Журналы отражали все приоритетные направления исследований профессорско-преподавательской корпорации и позиционировались, в первую очередь, как научные издания: на рубеже XIX-ХХ вв. публицистические и литературные произведения были окончательно из них вытеснены. Регламентируя издание журналов, редакции формировали понятие издательской этики, отраженное в договорах с типографиями, где определялась сфера ответственности всех участвующих в процессе сторон [18]. Значимым источником для изучения академической корпорации выступают публикуемые протоколы заседаний советов, списки студентов, объявления о вакантных должностях, сметы на содержание академий, некрологи, поздравительные телеграммы и др. При этом узко корпоративными журналы никогда не были, их материалы предназначались разнородной читательской аудитории. В 1990-е гг., после возрождения духовного образования в России, Московская и Санкт-Петербургская академии продолжили издание научных журналов под теми же названиями - «Богословский вестник» и «Христианское чтение». Научные журналы издаются в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете («Вестник ПСТГУ», «Филаретовский альманах»), Русской христианской гуманитарной академии («Вестник РХГА»), Российском православном университете («Евразия: духовные традиции народов»), Свято-Филаретовском православно-христианском институте («Свет Христов просвещает всех»), Библейско-богословском институте святого апостола Андрея («Страницы: богословие, культура, образование»), духовных семинариях. Помимо журналов, выпускаются тематические сборники и материалы конференций, организуемых духовными учебными заведениями, например: «Искусство христианского мира» и «Труды ежегодной богословской конференции» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, «Церковь. Богословие. История» Екатеринбургской духовной семинарии, Платоновские чтения Перервинской духовной семинарии, Международные Свято-Игнатиевские чтения Ставропольской семинарии и др. В журналах, альманахах и сборниках представлены статьи, материалы круглых столов, семинаров, научных дискуссий; археографические материалы, обзоры конференций, рецензии на новейшую научную литературу, переводы исследований ведущих зарубежных специалистов. Тематика журналов охватывает отрасли не только философских, теологических и исторических наук, но и смежных - правовых, политологических, социологических, культурологических, филологических. Актуальными являются темы межконфес- 48 К.А. Кузоро сионального и межрелигиозного диалога, истории традиционных религий и новых религиозных движений, взаимодействия религии и науки, проблемы духовного и светского образования. При академиях и семинариях создаются редакционно-издательские советы, что существенно активизирует публикацию научных трудов. Стремление высших духовных учебных заведений создавать научные журналы, способные стать площадкой для публикации трудов преподавателей и аспирантов, обусловлено тем, что в 2016 г. согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации был образован Объединенный совет по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по специальности «теология» [19]. В настоящее время почти все журналы и сборники входят в базу Российского индекса научного цитирования, а часть журналов - в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» по теологии, философии, истории, культурологии. Среди последних - «Христианское чтение», «Богословский вестник», «Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета», «Вестник Екатеринбургской духовной семинарии», «Вестник Русской христианской гуманитарной академии», «Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института». В этих журналах публикуется достаточно много статей исследователей из светских научных и учебных заведений. С 2010-х гг. электронные версии журналов и сборников размещаются на сайтах учебных заведений или специально созданных сайтах. Также осуществляется оцифровка дореволюционных выпусков, например, в 20092010 гг. были подготовлен^! два DVD-диска с электронным архивом журнала «Христианское чтение», охватывающие период с 1868 по 1917 г. [20. С. 351]. Ближайшие цели редакционных советов - повысить импакт-факторы журналов, войти в международные базы «Scopus» и «Web of Science». Опубликованные труды доступны для знакомства и цитирования широкому кругу читателей. Таким образом, духовно-учебной корпорацией единодушно признается необходимость включения в общее пространство со светскими научными и образовательными учреждениями. Для издателей принципиально важен высокий научный уровень журналов, возможность сочетания лучших достижений богословия и светской науки. Академии, институты и семинарии издают журналы и газеты, ориентированные на массовую, прежде всего молодежную, аудиторию. Одним из первых таких изданий стал журнал «Встреча», выпускаемый с 1996 г. Московской духовной академией. Его периодичность составляет 1-3 номера в год. С 2000 г. действует официальный сайт журнала; полный архив стал доступен 1 сентября 2006 г. Журнал рассчитан на воцерковленную учащуюся молодежь, а также на всех интересующихся проблемами духовного образования и современной церковной жизни. На страницах журнала читатель знакомится с жизнью духовных школ; также выпускаются тематические номера, например: «Церковь и армия», «Как организовать молодежь», «Миссия церковной журналистики», «Сила слова» и др. Многочисленные интервью и освещение проблем Периодические издания как способ формирования корпоративной культуры 49 молодежи делают чтение данного издания полезным и увлекательным. Важно, что оформление, дизайн, написание и редактирование статей осуществляют сами студенты, что предоставляет им уникальную возможность окунуться в мир церковной журналистики, получить необходимые навыки для работы над издательскими проектами [21]. Силами студентов Санкт-Петербургской духовной академии с 2009 г. издается журнал «НЕБО» («НЕвский БОгослов»). Профессиональный по своему уровню полноцветный журнал имеет характерную молодежную миссионерскую направленность. Целью издания является своевременное и компетентное освещение событий церковной и общественной жизни, публикация обзорно-аналитических заметок о разных аспектах жизни Санкт-Петербурга, а также знакомство читателей с академией [22]. Различные стороны интеллектуальной, духовной, культурной жизни воспитанников представлены в «глубоко личных зарисовках и живых красках студенческих статей, эссе, стихов, интервью, порой способных убеждать лучше, чем отвлеченные „богословские“ доводы» [20. С. 352]. Просветительские журналы и газеты для молодежи издаются и в некоторых духовных семинариях: «Твоя Церковь» (Екатеринбургская семинария), «Покров» (Барнаульская семинария), «Дамаскин» (Нижегородская семинария), «Образ жизни» (Воронежская семинария), «Семинарский вестник» (Белгородская семинария). Миссию молодежных журналов и газет можно сформулировать так: «современная проповедь - современному миру» [23]. В изданиях рассматриваются актуальные нравственные и этические вопросы, публикуются репортажи с различных культурно-просветительских мероприятий, рецензии на книги и фильмы, краеведческие материалы, интервью с преподавателями и студентами, писателями, актерами, учеными; обсуждаются вопросы выбора профессии, туризм, искусство, спорт и многое другое. Задачи журналов - познакомить общественность с жизнью духовных учебных учреждений «изнутри»; сформировать образ студента как мыслящей и разносторонней личности; содействовать привлечению абитуриентов. Для журналов характерно качественное оформление, наличие цветных иллюстраций и фотографий. Но надо отметить, что по сравнению с научными журналами количество их гораздо меньше; не всегда соблюдается периодичность выпусков. В настоящее время по популярности журналы уступают группам в социальных сетях и сайтам, где отдельные рубрики посвящаются молодежным новостям, литературному творчеству семинаристов (например, сайт Хабаровской духовной семинарии [24]). Среди совокупности рассмотренных современных изданий количественно преобладают научные журналы и сборники материалов конференций; основное внимание акцентируется на выпуске научных, а не просветительских или литературных журналов. Это подчеркивает то, что приоритетным направлением деятельности духовных учебных заведений является ведение исследований, интеграция с научным сообществом. Это подтверждается результатами проведенного автором данной статьи анкетирования среди преподавателей и студентов духовных учебных заведений: 100% преподавателей и 75% студентов (из 60 опрошенных) отмечают, что в их корпоративной культуре считается почетным и престижным заниматься научными исследо- 50 К.А. Кузоро ваниями; 67% преподавателей и 37% студентов публикуют научные статьи в выпускаемых их организациями изданиях; 83% респондентов ответили, что ведут самостоятельные научные исследования (в том числе объединяющие преподавателей и студентов), занимаются грантовой деятельностью. Таким образом, издания духовных учебных заведений, став заметным явлением в деле религиозного просвещения дореволюционной России, продолжают свою деятельность сегодня, наполняя ее новыми направлениями и смыслами, решая исследовательские, популяризационные и имиджевые задачи, формируя представления о современной церковной жизни и месте в ней высшей духовной школы.

Ключевые слова

scientific communication, corporate culture, the historv of the theological school, Orthodox theological schools, periodicals, научная коммуникация, корпоративная культура, история духовной школы, православные духовные учебные заведения, периодические издания

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кузоро Кристина АлександровнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыclio-2002@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Публикации [Электронный ресурс] / Хабаровская духовная семинария : официальный сайт. URL: http://dvseminarv.ru/publications/creative-work/ (дата обращения: 20.03.2019).
Студенческий журнал «Твоя Церковь» [Электронный ресурс] / Екатеринбургская духовная семинария : официальный сайт. URL: https://epds.ru/tc/ (дата обращения: 20.03.2019).
«НЕБО» : журнал Санкт-Петербургской духовной академии : официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://nebo-journal.com/ (дата обращения: 20.03.2019).
Журнал «Встреча» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Московской духовной академии. URL: http://old.mpda.ru/studlife/vstrecha/ (дата обращения: 20.03.2019).
Шкаровский М.В. Санкт-Петербургские духовные школы в XX-XXI вв. : в 2 т. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургской духовной академии, 2016. Т. 2. 512 c.
ОР РГБ. Ф. 172 (фонд Московской духовной академии). К. 84. Д. 13-15.
Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия : официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.doctorantura.ru/nauka/ dissertations/theology (дата обращения: 20.03.2019).
Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 172 (фонд Московской духовной академии). К. 84. Д. 18.
Сухова Н.Ю. Русская богословская наука (по докторским и магистерским диссертациям 1870-1918 гг.). М. : Изд-во ПСТГУ, 2012. 374 с.
Вместо предисловия // У Троицы в Академии. 1814-1914 гг. Юбилейный сборник исторических материалов. Издание бывших воспитанников Московской духовной академии. М., 1914. C. V-XI.
К новому столетию // Богословский вестник. 1914. № 10-11. С. 209-217.
Троицкий Н. Из внутреннего быта студентов Московской духовной академии через десять лет ее пребывания в Троице-Сергиевой лавре // Богословский вестник. 1914. № 10-11. С. 314-322.
Голубинский Д. Участие протоиерея А.В. Горского в деле учреждения при Московской духовной академии кафедры естественно-научной апологетики // Богословский вестник. 1900. № 11. С. 467-474.
Чествование памяти протоиерея Александра Васильевича Горского в Московской духовной академии 11 и 22 октября // Богословский вестник. 1900. № 11. С. 369-372.
Воскресенский Г. О заслугах протоиерея А.В. Горского для славяно-русской историкофилологической науки // Богословский вестник. 1900. № 11. С. 442-455.
От редакции // Церковный вестник. 1888. № 1. С. 1-5.
Цыпин В.А. История Русской православной церкви. Синодальный и новейший периоды (1700-2005). М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2007. 815 с.
Суровцева Е.В. Современная православная молодежная пресса (журналы «Наследник» и «Собрание») // Инновационные научные исследования : теория, методология, практика : сборник материалов XV научно-практической конференции. Пенза, 2018. С. 149-151.
Мраморнов А.И. Газета «Братский листок» епископа Гермогена (Долганова) как составляющая епархиального управления (1904-1912 гг.) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14, № 1. С. 41-51.
Крайнова Н.В. Православный журнал «Славянка» как новый тип женского журнала // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4 (22). С. 265-268.
Карпук Д.А. Периодические издания Санкт-Петербургской духовной академии (18211917). К 190-летию журнала «Христианское чтение» // Христианское чтение. 2011. № 6 (41). С. 41-89.
Нетужилов К.Е. Церковная периодическая печать в России XIX столетия. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008. 268 с.
Кузоро К.А. Православные периодические издания в культурном и научном пространстве России (вторая половина XIX - начало ХХ в.) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2011. № 1. C. 71-80.
Кузнецова А.Н. Православная печатная периодика : история и современное состояние / А.Н. Кузнецова, Е.С. Бабкина // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. 2016. Т. 7, № 3-2. С. 114-119.
 Периодические издания как способ формирования корпоративной культуры православных духовных учебных заведений | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 34. DOI: 10.17223/22220836/34/4

Периодические издания как способ формирования корпоративной культуры православных духовных учебных заведений | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 34. DOI: 10.17223/22220836/34/4