В статье излагается гипотеза, утверждающая центральное значение эмотивной составляющей в искусстве. Средства выразительности любых видов искусства понимаются как знаковые системы «шифровки» эмотива в художественном тексте посредством визуализации, вербализации или аудиализации эмотива. Согласуясь с фактором процессуальности, знаковые системы «шифровки» эмотива располагают статическими и динамическими формами.
Features of sign system as criterion of classification of art forms.pdf Бесспорной и не требующей доказательств аксиомой представляется утверждение, говорящее о диалектическом единстве выражаемого и выражающего в искусстве. Множество научных работ посвящено и посвящается как первому и второму в отдельности, так и специфике их функциональной взаимосвязи. Отметим, что предлагаемая в данной статье гипотеза ни в коем случае не претендует на полноту и завершённость, оставаясь фрагментарно альтернативной, фрагментарно продолжающей существующее исследование данной проблемы. Первый вопрос - что, собственно, выражает или утверждает произведение искусства (подчеркнём, любого вида искусства)? С какой целью, в данном случае, адресант обращается к адресату? В рамках предлагаемой гипотезы подчеркнём эмоциональную природу художественного сообщения. В связи с этим востребованным - и, в принципе, незаменимым - оказывается понятие эмотивности, введённое в научный обиход В. Шаховским в конце 1960-х гг. Эмотивность выступает внутритекстовым «аналогом» эмоциональности («имманентно присущее языку семантическое свойство выражать системой своих средств эмоциональность как факт психики» [3. С. 24]), что даёт основания рассматривать её как основополагающую для смысловых ориентиров текста. Эмоциональное сообщение, передаваемое адресантом, хранится в художественном тексте определённое время (дни, месяцы, годы, а может - века), отделяющее создание текста от его восприятия. Восприятие сообщения, в свою очередь, оказывается его преломлением в контексте ряда факторов воспринимающего сознания (исторических, личностных и других, изучаемых психологией восприятия). Таким образом, получаем схему: А Ах А1, где А - эмоциональное сообщение, передаваемое адресантом; Ах - эмотивная составляющая, хранящаяся в тексте; А1 - эмоциональное сообщение, воспринимаемое адресатом. Функцию адресанта несёт любое продуцирующее сознание (соответственно А в схеме), функцию адресата - любое воспринимающее сознание Е.А. Приходовская 146 (соответственно А1 в схеме). Ах, в данном случае, представляет собой составляющую содержания художественного текста, отражающую то самое эмоциональное сообщение. Остановим внимание на эмотивной составляющей содержания художественного текста Ax. Эмотивная составляющая текста, к какому бы виду искусства ни относился текст, может существовать и как некая однородная целостность (например, в видах искусства, не включающих в себя свойство процессуаль-ности, или в большинстве миниатюр), и как разнохарактерная последовательность. В первом случае фиксируем эмотив, во втором - эмотивный процесс, включающий ряд эмотивов. Подчеркнём, что изучение свойств и характеристик эмотивного процесса - дело будущих исследователей, автора же в данной статье интересуют различные способы фиксации эмотива в текстах различных видов искусства. В каждом виде искусства, на которое «расслоился», как известно, первобытный синкрезис, действует собственная знаковая система. Знаковая система служит в каждом произведении искусства способом «шифровки» эмотива для его длительного «хранения» в тексте 1 . Именно посредством этой «шифровки» осуществляется переход эмоционального сообщения в соответствующий эмотив. В различных знаковых системах задействуются различные механизмы такой «шифровки». Все они восходят к такому вневременному и всеобщему свойству человеческого сознания, как синестетичность, опирающаяся на действие «психофизиологического феномена синестезии как межчувственной ассоциации в психике или особого рода взаимодействия различных чувственных модальностей в перцептивной системе человека» [1. С. 47]. Син-крезис первобытного ритуала, как и более поздних ритуальных действ (например, православного богослужения), располагал значительно более обширным спектром включённости перцептивных сигналов: в православном богослужении, к примеру, используются и обоняние (фимиам), и осязание (прикосновение к кресту, земные поклоны), и даже вкусовые рецепторы (обряд причастия). Фрагментарно и эпизодически подобные подходы задействуются в современном искусстве - например, парфюмерные концерты [2]. В целом же при переходе функции с сакральной (обряд) на эстетическую (искусство) традиция ряд перцептивных сигналов утратила, а ряд приобрела. Приобретённые знаковые системы не всегда относятся, как можно заметить, непосредственно к перцептивным сигналам, а скорее к области апперцепции, что предполагает осознание и переосмысление поступающих сигналов. Речь идёт, в частности, о вербальной знаковой системе. В целом, согласно предлагаемой гипотезе, «шифровка» эмотива в художественном тексте располагает тремя механизмами: визуализация, вербализация и аудиализация эмотива. Следует уточнить, что эти три механизма могут функционировать как отдельно друг от друга (в моноискусствах), так и совместно (в синтезе искусств). Принцип, заложенный ещё первобытным син-крезисом, от этого не меняется. Основой классификации видов искусства согласно названным механизмам является понимание того, что может 1 Как текст, в данном случае, понимается, согласно ряду существующих точек зрения, художественное произведение любого вида искусства. Особенности знаковой системы как кр^тер^й кла^с-ификации в^дов искусства 147 послужить способом воплощения эмотива, специфическим именно для данной знаковой системы. Танец, например, соединяет в себе аудио- и видеоэлементы; но музыка, «на которую» ставится танец, имеет функцию вспомогательную, эмотив воплощается в танце посредством движения, остающегося визуальным впечатлением адресата. Попробуем обозначить наглядно соответствие названных механизмов и существующих в современном мире видов искусства (таблица). Механизм Танец Музыка Литература Живопись Визуализация Вербализация Аудиализация + + + + Как можно заметить, каждый из названных механизмов «шифровки» эмотива располагает динамической и статической формами. Критерием их различия выступает хронологическая процессуальность. В таком случае к статической форме визуализации относим такой вид искусства, как живопись; к динамической - соответственно танец. Механизм вербализации эмо-тива опирается на задействованность понятийно-логического аппарата сознания. Здесь в качестве статической формы назовём письменные источники; в качестве динамической - звучащую речь (включая чтение вслух тех же источников). Статической формой аудиализации являются ноты; динамическая форма - соответственно аудиовоплощение нотного текста. Обобщим сказанное в наглядной схеме (рис. 1). Рис. 1 Итак, видим ряд закономерностей в рамках диалектического единства выражаемого и выражающего. Образуется основополагающая пара: эмотив -средства выразительности Средства выразительности, специфические в каждом виде искусства для конкретной знаковой системы, подбираются и автором, и - в соответствующем случае - исполнителем, адекватные эмотиву. Именно функциональная зависимость привлекаемых выразительных средств от воплощаемого эмотива определяет степень художественной ценности произведения.
Приходовская Екатерина Анатольевна | Томский государственный университет | доктор искусствоведения, доцент кафедры хорового дирижирования и вокального искусства Института искусств и культуры | prihkatja@mail.ru |
Шаховский В.В., Шаховский В.И. Эмоции с точки зрения лингвистики // «Музыка начинается там, где кончается слово». Астрахань; Москва, 1995. С. 30-33
Татаринцева Е.М. Парфюмерные концерты как воплощение принципа синестезии запахов и звуков // Музыкальная синестетика: история, теория, практика: сб. науч. ст. Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория, 2016. С. 165-169.
Коляденко Н.П. Синестетичность музыкально-художественного сознания : На материале искусства ХХ в. Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория, 2005. 392 с.