Колыбельные тувинцев Бай-Тайги | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 34. DOI: 10.17223/22220836/34/16

Колыбельные тувинцев Бай-Тайги

Статья посвящена характеристике колыбельных тувинцев Бай-Тайгинского района, расположенного на западе Республики Тува. Актуальность исследования обусловлена введением в научный оборот текстов и нотных расшифровок колыбельных, записанных в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Института филологии СО РАН 2001 г. Нотировки бай-тайгинских колыбельных и их этномузыковедческая интерпретация приводятся впервые. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что колыбельные аккумулируют в себе отдельные элементы разных жанровых составляющих интонационной культуры этноса, благодаря чему происходит своеобразное знакомство ребенка с традиционным звуковым миром.

Lullabies of Tuvinians of Bay-Tayga.pdf Тувинцы Бай-Тайгинского района до настоящего времени сохраняют традиционную культуру, частью которой является их богатое фольклорное наследие [1]. В данной статье рассмотрим колыбельные песни - материнский фольклор, являющийся неотъемлемой частью песенной традиции бай-тайгинских тувинцев [2]. Этномузыковедами А.Н. Аксёновым и З.К. Кыргыс отмечался неоднородный состав жанра колыбельных у тувинцев [3-5]. А.Н. Аксёновым в монографии «Тувинская народная музыка» (1964) было выявлено существование двух видов колыбельных. Мелодические речитации определяются исследователем как уруг впейлээр ‘убаюкивание ребёнка', песенные колыбельные - впей ыры ‘колыбельная песня'. На основе экспедиционных исследований тувинской музыкальной традиции, проводимых в последнее двадцатилетие новосибирскими этномузы-кологами [6], дадим краткую характеристику народной терминологии, применяемой по отношению к колыбельным песням. Н.М. Кондратьева и О.В. Новикова свидетельствуют о том, что тувинцы западного, соседнего с Бай-Тайгинским Сут-Хольского района поют «колыбельные укачивания опейлээр и колыбельные песни опей ыры» [7. С. 45]. По южной и юго-восточной Туве обследованы тувинцы Овюрского, Эр-зинского, Тес-Хемского и Тере-Хольского районов. У тувинцев Овюрского района в основном используется термин впей ыры ‘колыбельная песня', зафиксирован также термин впейлээн уругларын ‘убаюкивать детей' [8]. Эрзинские тувинцы в основном используют термин впей ыры ‘колыбельная песня', однажды встретился термин впейлээри ‘укачивание', имеются образцы впей хввмей ‘колыбельное горловое пение', которые целиком построены на горловом пении. А.Х. Кан-оол приводит термин, которым эрзинские тувинцы обозначают манеру пения колыбельных узун суук аялгаалар-биле ‘длинными плавными мелодиями' [9. С. 34]. Тувинцы Тере-Хольского района также в качестве основного используют термин впей ыры ‘колыбельная песня'. Кроме того, у них встретился термин дылын булгап впейлээр ‘болтая Е.Л. Тирон 158 языком, убаюкивать', характеризующий особый приём исполнения колыбельных [10]. У северо-восточных тувинцев Тоджинского района выявлено сложное устройство жанра колыбельных [11]. В экспедициях конца XX в., проводимых под руководством Г.Б. Сыченко, зафиксирована разнообразная народная терминология, применяемая тувинцами-тоджинцами по отношению к мелодическим речитациям: впей чайгаары ‘укачивание-опей', бичи уругну уДуДар ‘младенца усыплять', уругну удудары ‘ребёнка усыплять', чаш уруг аадары ‘младенца-ребёнка укачивание'. Кроме того, на основе тоджинских экспедиционных материалов выявлена нестрогость соблюдения границ двух жанровых видов колыбельных: «встречаются^ примеры, когда колыбельная называется информатором впей ыры, а исполняется мелодическая речитация, и наоборот» [Там же. С. 140-141]. На наличие у тувинцев песенных колыбельных, исполняемых со вставками горлового пения, указывает З.К. Кыргыс, ссылаясь на свидетельство жительницы Сут-Хольского района [4. С. 42]. Исследователь делает спорный «вывод о первичности впей хввмея (колыбельного хввмея) и о развитии на его основе техники приручения приплода скота к чужой матке» [5. С. 30], что, по её мнению, «происходит из общего принципа интонирования» [Там же]. Наличие колыбельных, исполняемых хввмеем, подтверждается также последними экспедиционными исследованиями в Эрзинском, Тере-Хольском, Тес-Хемском районах [6, 9]. А.Х. Кан-оол пишет о том, что использование хввмея в колыбельных эрзинских тувинцев характерно для мужского исполнения, такие колыбельные называли хввмей ыры. Исследователь приводит интересное свидетельство, относящееся к народной терминологии и связи горлового пения и колыбельных: «по словам носителей традиции, термином впей ырлар в старину называли горловое пение хввмей» [9. С. 34]. Материалом для анализа бай-тайгинской традиции послужили образцы пяти колыбельных песен, записанных в 2001 г. в ходе комплексной фольклорно-этнографической экспедиции Института филологии СО РАН и Института гуманитарных исследований Республики Тыва [12]. В прослушанных нами обширных архивных материалах Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований 1970-х гг. колыбельные тувинцев Бай-Тайгинского района не выявлены [13]. Материалы 1980-х гг. в настоящее время находятся в работе, но, судя по архивным реестрам, в них может быть обнаружено несколько образцов колыбельных [14]. В экспедиционных дневниках и составленных реестрах коллекции 2001 г. фигурируют лишь два термина, зафиксированных у тувинцев Бай-Тайгинского района: впей ыры ‘колыбельная песня' и впей хввмей ‘колыбельное горловое пение'. Единственный опубликованный в сборнике «Фольклор тувинцев Бай-Тайги: записи от школьников» поэтический текст бай-тайгинской колыбельной, записанный в 2001 г. от А.-С.А. Насык-оол 1986 г.р., озаглавлен также как впей ыры [1. С. 28-29]. Несмотря на небольшое количество образцов, они представляют традицию колыбельных довольно разнообразно. Один образец исполняется мелодической речитацией, четыре других относятся в песенному типу колыбельных. Колыбельные песенного типа также неодинаковы. Помимо вокального Колыбельные тувинцев Бай-Тайги 159 интонирования, здесь имеется речевое интонирование, горловое пение и болтание языком. Исполненный А.И. Седипом образец впей ыры представляет собой мелодическую речитацию (см. пример 1). Текст данной колыбельной основан на повторе слова впей (аналог русского слова бай) и его варианта впеяац. Кроме того, используется ласковое обращение к ребёнку сарыым ‘моя любимая'1. Эти слова являются традиционными для данного жанра. В тексте колыбельной встречается также просьба матери: удуп кврем ‘попытайся заснуть'. Вставные слоги для данной колыбельной не характерны, лишь один раз было использован слог оой. 1. впей ыры. Исп. А.И. Седип. Мелодия развивается в узкообъемном ангемитонном звукоряде, состоящем из четырех ступеней с финалисом G: e-G-a-h (о методике транспонирования звукорядов см. [15]). Распевы в мелодике отсутствуют, т.е. одному слогу соответствует одна нота. Колыбельная включает четыре мелостроки. Каждая пара строк исполняется на одном дыхании, длительность первой пары строк равна 13,7 секунды, второй - 9,5 секунды. Стихи имеют разную протяженность. Первые два стиха равны по слоговому составу и содержат по 11 слогов. Во второй паре стихов 8 и 9 слогов. Музыкальная протяженность строк имеет приблизительно равное значение у всех строк, кроме третьей. Так, во второй и последней строке 17 восьмых, в первой - 16, а в третьей в два раза меньше - 8 восьмых. С точки зрения мелодического устройства выделяются три фразы. Две первые фразы совпадают с мелодическими строками, а третья распространяется на вторую пару строк. Мелодический рисунок фраз имеет некоторые общие черты. В начале фраз отмечается восходящий скачок на квинту e-h и кварту e-a. Затем во всех фразах длительно звучит ступень a, многократно повторяемая или выдержанная долгим звуком. И, наконец, появляется терцовая каденция e-g с однократным повтором последней ступени в крайних строках и многочисленным повтором во второй фразе. В мелодическом движении песни преобладают повтор сту- 1 Расшифровки тувинских текстов колыбельных песен выполнены Ж.М. Юша. Е.Л. Тирон 160 пени (55% соединений) и поступенное движение (29% соединений). Скачки через одну или две ступени довольно редки (по 8% соединений). Колыбельная впей ыры, исполненная З.С. Серен-Чимит, интересна тем, что здесь встречаем прием болтания языком (см. пример 2). Данный приём используется на долгих звуках в пятой, седьмой и восьмой строках на звуке Y. Подобный образец был зафиксирован нами в 2015 г. у тувинцев Тере-Хольского района и определен как дылын булгап впейлээр ‘болтая языком, убаюкивать' [10]. Этот тембр, по классификации В.В. Мазепуса, является билатеральным лабиолингвальным тремолирующим сонантом [16]. Интересная параллель возникает с чатскими колыбельными песнями, для которых билатеральный лабио-лингвальный тремолирующий сонант является тембровым маркером данного жанра [17]. 2. впей ыры. Исп. З.С. Серен-Чимит. Колыбельные тувинцев Бай-Тайги 161 Колыбельная З.С. Серен-Чимит исполняется в довольно подвижном темпе, равном 162 удара в минуту. Основная часть колыбельной основана на вокальном интонировании т^эадиционных для колыбельного жанра слов: впей, впейлец, ввээй, уувей. оой. Кроме этого, встречаются ласковые обращения: сарыым ‘любимая моя', авазыныц ‘мамина' и просьбы о засыпании ам бо ‘прямо сейчас', дораан ‘быстро', удуур ‘спать'. В конце колыбельной имеется небольшая речевая вставка, проговаривающаяся ритмизованной речью: «Уруумну чассыг чувемни.. / Хензиг. азарганчыг чYвемни / Опейлиимни, впейлиимни. - Доченька моя, ласковая, / Маленькая, малюсенькая моя / Убаюкиваемая моя, убаюкиваемая моя». Песенная часть включает четыре строфы, каждая из которых состоит из пары строк и образует структуру AB. В начале строк обязательным является использование начальной рифмы, меняющейся в каждой строфе, но выдержанной на протяжении всей колыбельной. Варьирование мелострок довольно существенное и наиболее сильно проявляется в протяжности строк. Так, слоговый состав строф и стихов следующий: 9 + 5, 10 + 10, 8 + 8 и 7 + 6. На уровне базовой слогоритмической структуры во всех строфах, кроме первой, наблюдается равенство строк в пределах строфы: 7 + 4, 8 + 8, 7 + 7, 5 + 5. Вставные слоги, как правило, появляются в конце или в середине строки. Лишь в самом начале песни вставной слог появляется в начале строки. Ангемитонный звукоряд песни включает пять ступеней - e-G-a-h-d2, фи-налисом является тон G. Наиболее стабильным мелодическим элементом оказывается кадендиционная часть строк, основанная на интонации восходящей терции e-g к устою. Мелодический рисунок строф имеет общий контур: в первой строке - нисходящий от верхних ступеней к нижним, во второй -восходящая волна с завершающим строфу обыгрыванием нижней каденци-онной терции. Терцовая каденция характерна и для образца колыбельной, рассмотренной выше. В интонационном плане именно в каденции обнаруживаются сходства со скотоводческими заговорами, проявляющиеся в тремолировании на соседних ступенях e-g. Сходство колыбельных со скотоводческими заговорами и с напевами шаманских камланий впервые было отмечено в монографии А.Н. Аксёнова: «Убаюкивающее воздействие напевов обоих этих видов мелодических речитаций (колыбельных и обряда приручения животных) вызывалось, по-видимому, монотонным характером как самого речетирования, так и чередующегося с ним тремолирования (на большой секунде и малой терции) в конце каждой фразы_ в прежние времена тувинцу! верили в заклина-тельную силу речитаций такого рода» [3. С. 22]. В данных выводах А.Н. Аксёнов ссылается на В.Ш. Кок-оола: «Напевы их (шаманов. - Прим. авт.) камланий (по верному наблюдению Кок-оола) сходны как с напевами колыбельных речитаций, так и с напевами речитаций, сопровождающих обряд приручения животного» [Там же]. В мелодическом движении впей ыры, исполненной З.С. Серен-Чимит, преобладает поступенное движение и повтор степени (66 и 26% соединений). Скачки используются довольно редко (7% соединений). Восходящее, нисходящее движение и повтор уравновешены (37, 36 и 26% соединений). От З.С. Серен-Чимит был записан еще один вариант колыбельной песни впей ыры. Данная песня имеет более развитый поэтический текст. Ранее при Е.Л. Тирон 162 анализе тоджинских колыбельных мы пришли к выводу о том, что развитый поэтический текст - один из признаков колыбельных песенного типа, так как в мелодических речитациях текст обычно довольно ограничен [11]. Можно сказать о том, что данный тип колыбельных ближе к жанру собственно песни. В тексте рассматриваемого образца высказывается пожелание матери своим детям вырасти крепкими сыновьями и красивыми дочерьми, т.е. текст имеет некоторую прогностическую функцию. 3. впей ыры. Исп. З.С. Серен-Чимит. Колыбельные тувинцев Бай-Тайги 163 Песня исполняется в подвижном темпе, равном 120 ударов в минуту. Композиция его построена иным образом по сравнению с первым образцом. Как правило, мелодическая строфа состоит из четырех звеньев. Каждое звено включает четыре краткие слогоноты базового текста и долгий распев воз-гласного слога. Основу мелодического рисунка составляет сквозная последовательность звеньев abcd. В третьей строфе появляется звено, в котором вместо четырех кратких слогонот базового текста появляются две долгих. В мелодическом плане это вариант звена a. Композиция третьей строфы расширена до шести звеньев: aabdcd. Важно заметить, то вербальный текст при повторе звена не повторяется. Четвёртая и пятая строфы в мелодическом плане построены несколько иначе, комбинируя звенья в другом порядке: abbd и cdcd. Ангемитонный звукоряд колыбельной состоит из четырех ступеней в амбитусе увеличенной кварты с финалисом A: g-A-h-cis2. Тритон, содержащийся в звукоряде, подчёркнуто используется в мелодическом движении скачком или с поступенным заполнением. В мелодии повтор ступени, восходящее и нисходящее движение используются в равной мере (38, 31 и 31% соединений). Преобладает поступенное движение и повтор ступени (52 и 38% соединений), скачки на одну или две ступени применяются редко (7 и 3% соединений). Колыбельная впей ыры, записанная от Р.И. Чогээ, исполняется в очень быстром темпе, равном 256 ударов в минуту. Она относится к песенному типу колыбельной. Мелодия образца основана на типовом напеве с индексом 5.E.01 [18]. Отметим, что данный напев в тоджинской традиции также был связан с жанром колыбельных песен [19]. Интересный образец колыбельной 164 Е.Л. Тирон на данный напев используется в качестве поющейся вставки нарратива -анекдота о находчивой неверной жене, которая предупреждает любовника о внезапном возвращении мужа с помощью колыбельной песни [20]. 4. Опей ыры. Исп. Р.И. Чогээ. Особенностью использования типового напева в данном жанре является то, что его ритмическая и композиционная основы получают более свободную трактовку. Количество слогов в строке варьируется от 7 до 10: 7-7-7-8-87-10, что не характерно для песенного жанра кожамык тувинцев, основанного на силлабике и типовой слогоритмике [21]. В восьмисложных строках колыбельной используется пятый слогоритмический тип, включающий восемь кратких слогонот: к-к-к-к : к-к-к-к (пятая строка), либо восьмисложник реализуется как к-к-к-к : к-д-к-д, получая во втором сегменте трёхдольный ямбический контекст (четвёртая строка) [22]. В преобладающих семисложных строках типовой слогоритм трансформирован с помощью удлинения последнего слога: к-к-к-к : к-к-д. Данная слогоритмическая схема аналогична 1 ритмическому модусу алтайских песен [Там же]. В десятисложной строке появляется третий сегмент, повторяющий второй из семисложных строк: к-к-к-к : к-к-д : к-к-д. Интересным представляется то, что долгие звуки в пении разбиваются на два кратких посредством огласовок сонорных согласных, подчеркивая нормативный состав типовой слогоритмической схемы. Структура строфы также оказывается нестабильна: в первой строфе содержится четыре строки (как и в песнях ыр и кожамык), во второй - всего три. В мелодике преобладают повтор и поступенное движение (50 и 38% соединений). Скачки применяются нечасто (12% соединений), из них больше Колыбельные тувинцев Бай-Тайги 165 скачков через три ступени e-cis2 и cis2-e (9% соединений). Нисходящее направление движения незначительно превышает восходящее (29 и 21% соединений). Ангемитонный звукоряд колыбельной состоит из пяти ступеней в амбитусе большой сексты с финалисом A: e-g-A-h-cis2. В бай-тайгинской традиции зафиксировано использование горлового пения хввмей при исполнении колыбельной мужчиной. Данный жанр обозначается информантом как впей хввмей. В коллекции имеется один такой образец, фрагментарно записанный от В.Х. Байкова. Неполнота образца связана с тем, что в момент записи горловое пение у исполнителя не получилось. Тем не менее данный образец важен для того, чтобы зафиксировать наличие такого вида колыбельных у тувинцев Бай-Тайгинского района. Интересно отметить то, что начальная интонация, включающая восходящий скачок через три ступени e-cis2, имеется и в других образцах (см., например, колыбельную Р.И. Чогээ). Ладозвукорядная структура e-g-a-h-cis2 также характерна для колыбельных песен тувинцев. 5. Опей хввмей. Исп. В.Х. Байков. В заключении статьи подведём некоторые итоги относительно характеристики колыбельных песен бай-тайгинских тувинцев. Поэтический текст колыбельных может быть довольно скупым и базироваться практически исключительно на повторении нескольких определённых слов впей (а также его производных и аналогов), просьб о засыпании и включении ласковых обращений к ребёнку. Такие тексты более характерны для колыбельных речита-ций. В колыбельных песенного типа поэтические тексты, как правило, более развиты и тяготеют к строфовому строению, которое выдерживается нестрого и может быть в какой-то момент нарушено. Тяготение к чему-то более упорядоченному в песенных колыбельных проявляется и в области стихосложения, поскольку иногда намечается стремление к равносложности стихов (хотя бы на уровне базового слогоритма). Также отметим некоторые закономерности в местоположении вставных слогов оой и др., которые, как правило, появляются в конце архитектонических сегментов (строк и полустрок). В рассмотренном нами образце колыбельного укачивания вставной слог встретился в середине строки, т.е. отличном от песенных колыбельных месте. С осторожностью отметим также отличие в степени насыщенности распевами двух типов колыбельных. В колыбельных укачиваниях распевы отсутствуют, в песенных колыбельных используются в большем количестве. Особенно примечательна в этом плане конечная терцовая интонация, которая в колыбельном укачивании исполняется без распева, а в песенном образце именно на ней сосредоточено тремолирование. Е.Л. Тирон звукоряда содержит целотоновую последовательность, наличие тувинской музыке отметил А.Н. Аксёнов в монографии «Тувин- 166 Звуковысотная организация колыбельных основана на ангемитонной пентатонике. Звукоряды образцов узкообъёмны и состоят из 4 (e-G-a-h и g-A-h-cis2) или 5 ступеней (e-G-a-h-d2 и e-g-A-h-cis2). Выявляются два типа анге-митоники, различающиеся верхней ступенью d2 и cis2. Во втором случае структура которой в ская народная музыка». Звукоряды такой структуры он называет «дорийской пентатоникой». На материале тувинских песен кожамык нами было выявлено, что «звукоряды с cis2 встречаются по всей Туве, но преобладают в западной зоне» [23. С. 45]. Возможно, что и в жанре колыбельных проявится подобная тенденция. В качестве финалисов колыбельных используются ступени G и A. Возможно, что лады с финалисом A тяготеют к структуре с cis2, однако это утверждение нуждается в уточнении на более представительном материале. В мелодическом движении всех типов колыбельных преобладают повторы и поступенное движение. Скачки через одну или две ступени используются довольно редко. Итак, рассмотрев колыбельные песни бай-тайгинских тувинцев, можно сказать, что музыкальная стилистика данного жанра находится на пересечении многих жанров. Здесь используются мелодика и ритмика типовых напевов, тремолирование, характерное для скотоводческих заговоров, горловое пение и др. Жанр колыбельных аккумулирует в себе отдельные элементы из разных жанровых составляющих интонационной культуры этноса. Благодаря этому происходит своеобразное знакомство ребенка с традиционным звуковым миром. Подобное отмечалось Н.М. Кондратьевой по отношению к алтайским колыбельным: «Колыбельные, поющиеся ребёнку, с одной стороны, оказывают успокаивающее воздействие на его нервную систему, а с другой -вводят его в интонационный мир этнической культуры» [24. С. 237]. Традиция колыбельных алтайцев «моделирует интонационную культуру в целом, преломляя характерные черты других жанров; при этом некоторые грамматические нормы моделируемых традиций в колыбельных подвергаются закономерной трансформации» [Там же]. Аналогичные характеристики находим и при анализе тувинских колыбельных. Так, например, обнаруживается свободная трактовка мелодики, ритмики и композиции типовых напевов, которые в песнях жанра кожамык используются довольно строго [18]. Колыбельная традиция тувинцев Бай-Тайгинского района, как и во многих сибирских тюркских традициях (у алтайцев, чатов), включает разные структурные типы укачиваний [17, 24]. Некоторые аналогии обнаруживаются и в том, что у тувинцев, алтайцев и чатов имеется термин (впей ыры, кабай кожон, бишек ер), который соотносится с песенным типом колыбельных. Комментарии к нотным образцам: 1. Колыбельная песня впей ыры. Исп. Араптан Иргитович Седип (родился в 1923 г. в м. Улуг-Ооруг возле с. Бай-Тал; род Салчак). Зап. 26.09.2001 в п. Тээли Бай-Тайгинского района Тувы Г.Е. Солдатовой, А.С. Донгак, Н.С. Уртегешевым (Архив сектора фольклора народов Сибири ИФЛ СО РАН, 15.003, № 6). 2. Колыбельная песня впей ыры. Исп. Зоя Саин-Мадыровна Серен-Чимит (родилась в 1956 г. в с. Бай-Тал; род Салчак). Зап. 28.09.2001 в с. Кызыл-Даг Колыбельные тувинцев Бай-Тайги 167 Бай-Тайгинского района Тувы Г.Е. Солдатовой, З.К. Кыргыс (Архив сектора фольклора народов Сибири ИФЛ СО РАН, 15.003, № 29). 3. Колыбельная песня впей ыры / Песня-благопожелание счастливой судьбы ребенку. Исп. Зоя Саин-Мадыровна Серен-Чимит (родилась в 1956 г. в с. Бай-Тал; род Салчак). Зап. 28.09.2001 в с. Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района Тувы Г.Е. Солдатовой, З.К. Кыргыс (Архив сектора фольклора народов Сибири ИФЛ СО РАН, 15.003, № 30). 4. Колыбельная песня впей ыры. Исп. Чогээ Роза Иргитовна (родилась в 1951 г. в с. Бай-Тал). Зап. 02.10.2001 в с. Бай-Тал Бай-Тайгинского района Тувы Г.Е. Солдатовой, Р.С. Куулар, З.Б. Самдан, Н.С. Уртегешевым (Архив сектора фольклора народов Сибири ИФЛ СО РАН, 15.003, № 95). 5. впей хввмей. Исп. Вячеслав Хомушкуевич Байков (родился в 1965 г. в с. Бай-Тал; род Хомушку; горловому пению учился у деда Таммырана). Зап. 02.10.2001 в с. Бай-Тал Бай-Тайгинского района Тувы Г.Е. Солдатовой, З.К. Кыргыс, Н.С. Уртегешевым (Архив сектора фольклора народов Сибири ИФЛ СО РАН, 15.007, №115).

Ключевые слова

ethnomusicology, lullaby, folk songs, Tuvinians, Tuva, этномузыкознание, колыбельные, народные песни, тувинцы, Тува

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тирон Екатерина ЛеонидовнаИнститут филологии Сибирского отделения Российской академии науккандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора фольклора народов Сибириkrupich_katja@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Сыченко Г.Б. Традиционная песенная культура алтайцев: дис. канд. иск. Новосибирск, 1998. 291 с.
Тирон Е.Л. Локальные особенности тувинских песен кожамык (по архивным материалам 1970-х годов) // Вопросы этномузыкознания. 2016. № 14 (1). С. 37-47.
Кондратьева Н.М. Сыченко Г.Б. Алтайцы: алтай-кижи, теленгиты, тёлёсы, телеуты, тубалары, чалканцы, кумандинцы // Музыкальная культура Сибири : в 3 т. Т. 1 : Традиционная музыкальная культура народов Сибири. Кн. 1 : Традиционная культура коренных народов Сибири / гл. ред. Б.А. Шиндин. Новосибирск, 1997. С. 209-283.
Сыченко Г.Б. Анекдот о находчивой неверной жене : анализ сагайского и тоджинского вариантов // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2016. № 2 (31). С. 107-116.
Тирон Е.Л. Особенности стихосложения песен тувинцев-тоджинцев // Сибирский филологический журнал. 2013. № 2. С. 48-55.
Тирон Е.Л. Песни тувинцев-тоджинцев: жанры ыр и кожамык: дис. канд. иск. Новосибирск, 2015. 270 с.
Тирон Е.Л. Типовые напевы кожамык тувинцев-тоджинцев // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 31. С. 20-26.
Капицына Н.С. Колыбельные обских чатов // Живая старина. 2010. № 3. С. 18-21.
Мазепус В.В. Артикуляционная классификация и принципы нотации тембров музыкального фольклора // Фольклор. Комплексная текстология. М., 1998. С. 24-51.
Тирон Е.Л. Ладозвукорядная организация кожамык тувинцев-тоджинцев // Вестник музыкальной науки. 2016. № 1 (11). С. 38-44.
Тирон Е.Л. Источниковая база этномузыковедческого исследования песенной традиции тувинцев Бай-Тайги // Вестник Кемеровского государственного института культуры и искусств. 2017. № 3. С. 179-186.
Тирон Е.Л., Юша Ж.М. Тувинские народные песни: материалы архива Тувинского института гуманитарных исследований (1970-е) // Народная культура Сибири : материалы XXIII науч.-практ. семинара Сибирского регион. вузов. центра по фольклору. Омск: Изд-во ОМГПУ, 2015. С. 115-119.
Алексеев Н.А., Солдатова Г.Е. О комплексной фольклорно-этнографической экспедиции 2001 г. // Гуманитарные науки в Сибири. 2002. № 3. С. 110-111.
Тирон Е.Л. Колыбельные песни тувинцев-тоджинцев // Народная культура Сибири : материалы XVIII науч. семинара Сибирского регион. вузов. центра по фольклору. Омск, 2009. С. 140-145.
Монгуш У.О., Тирон Е.Л. Результаты экспедиции 2015 года в село Кунгуртуг Тере-Хольского района Республики Тыва // Народная культура Сибири : материалы XXVI науч.-практ. семинара Сибирского регион. вузов. центра по фольклору. Омск, 2016. С. 82-90.
Кан-оол А.Х. Песенная традиция в контексте интонационной культуры эрзинских тувинцев // Музыковедение. 2010. № 3. С. 30-36.
Тирон Е.Л., Кан-оол А.Х. О результатах фольклорно-этнографической экспедиции в Овюрский кожуун Республики Тыва // Народная культура Сибири : материалы XIX науч. семинара Сибирского регион. вузов. центра по фольклору. Омск, 2010. С. 75-80.
Кондратьева Н.М., Новикова О.В. О результатах музыкально-этнографической экспедиции в Сут-Хольский район Республики Тыва // Народная культура Сибири : материалы XIV науч. семинара Сибирского регион. вузов. центра по фольклору. Омск, 2005. С. 43-45.
Кыргыс З.К. Тувинские колыбельные песни // Музыка и время. 2005. № 9. С. 28-30.
Сыченко Г.Б., Тирон Е.Л., Кан-оол А.Х. Результаты полевых и научных исследований Новосибирской консерватории в Республике Тыва (1997-2009 гг.) // От конгресса к конгрессу: материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов : сборник докладов. Т. 3. М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2011. С. 281-299.
Аксенов А.Н. Тувинская народная музыка. М. : Музыка, 1964. 254 с.
Кыргыс З.К. Песенная культура тувинского народа. Кызыл : Тув. кн. изд-во, 1992. 142 с.
Тирон Е.Л. Песенная традиция тувинцев Бай-Тайги // Культурное наследие тюркских народов Сибири: Вчера, сегодня, завтра : материалы научно-практической конференции. Новосибирск, 18-20 ноября 2016 г. Новосибирск, 2016. С. 80-83.
Фольклор тувинцев Бай-Тайги: в записях от школьников / сост. Н.А. Алексеев, У.А. Донгак. Новосибирск, 2006. 60 с.
 Колыбельные тувинцев Бай-Тайги | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 34. DOI: 10.17223/22220836/34/16

Колыбельные тувинцев Бай-Тайги | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 34. DOI: 10.17223/22220836/34/16