Краудфандинг как источник финансирования музейной деятельности: анализ проектов на платформе Планета.ру
Краудфандинг является одним из фандрайзинговых источников поступления средств в организации сферы культуры. ЗарекоменДовал он себя относительно недавно - около 10 лет назад. В данной статье приведены результаты количественного и содержательного анализа проектов музейной направленности, расположенных на краудфандинговой платформе Планета.ру. В заключение приводятся выводы о популярности данного инструмента в музейной среде, а также о возможностях его применения профессиональным музейным сообществом.
Crowdfunding as a source of funding for museum activities: an analysis of projects on the Planeta.ru platform.pdf Финансирование государственных учреждений сферы культуры и сегодня остается на низком уровне. Фактически бюджетное финансирование покрывает необходимый минимум для выплаты зарплаты сотрудникам и оплаты коммунальных услуг. Для развития отдельных направлений и включения новых технологий и методов в деятельность культурных организаций данные учреждения вынуждены искать дополнительное финансирование из внебюджетных источников. Данный процесс называют фандрайзингом (от англ. Fundraising - увеличение фондов, ресурсов). Фандрайзингу в учреждениях сферы культуры, включая библиотеки [1-3], театры [4, 5], музеи [1, 6-8], посвящено значительное количество публикаций. В них рассматриваются теоретические аспекты фандрайзинга, этапы его становления и развития, характеристика источников привлечения фандрайзинговых средств [7. С. 171], описание фандрайзинговых кампаний. Среди источников привлечения фандрайзинговых средств выделяют: 1) различные отечественные и зарубежные фонды (государственные, частные, корпоративные) с четко прописанными механизмами привлечения средств посредством подготовки грантовой заявки. Среди таких фондов в Российской Федерации стоит выделить фонд «Династия» (сегодня не функционирует), Фонд М. Прохорова [9], Фонд В. Потанина [10]; 2) органы государственной власти и местного самоуправления, спонсирующие через премии и / или стипендии определенную группу сотрудников бюджетных организаций (например, молодых специалистов). К этому виду источника следует относить гранты Министерства культуры РФ или конкурсы региональных властей; 3) отдельные организации, преимущественно коммерческие, предоставляющие зачастую разовое финансирование для реализации конкретного проекта в заявленные сроки; 4) пожертвования частными лицами посредством ресурсов сети Интернет. КрауДфанДинг как источник финансирования музейной Деятельности 223 Данные пожертвования называют краудфандингом или народным финансированием (от англ. crowdfunding - дословно: финансирование толпой). Для краудфандинга существуют специализированные платформы в сети Интернет. В России они начали развиваться с 2008 г., когда была основана платформа Благо.ру [11] с целью сбора пожертвований на благотворительность. В 2012 г. появляются крупнейшие на сегодня краудфандинговые платформы Планета.ру [12] и Boomstarter [13], которые начали привлекать средства на проекты социокультурного и научно-технического характера соответственно. Всего же в России сегодня существует более 10 подобных платформ [14]. Следует отметить, что краудфандинговая кампания имеет свои условия. Так, инициатор проекта предлагает разноуровневое вознаграждение для жертвователей, зависящее от суммы пожертвований: от простой письменной благодарности на сайте проекта до готового продукта или, если речь идет о музеях, индивидуальной экскурсии или музейной продукции (книга, календарь, сувенир) в подарок. Целью данной статьи является определение уровня популярности краудфандинга для реализации проектов, связанных с музеями и / или музейной деятельностью. Для этого необходимо проанализировать с количественной и содержательсной точек зрения проекты на краудфандинговой платформе Планета.ру по привлечению средств на развитие проектов музейной направленности. Количественный анализ проектов. За все время существования изучаемой платформы на ней было зарегистрировано 5 509 проектов, распределенных по 21 категории (16 основных и 5 категорий, объединенных в специальные проекты): 1) бизнес - 63; 2) благотворительность - 1 827; 3) дизайн и фотография - 230; 4) еда - 27; 5) игры - 39; 6) кино и видео - 629; 7) литература и журналистика - 664; 8) музыка - 750; 9) наука и технологии - 91; 10) обучение - 64; 11) общественные инициативы - 601; 12) путешествия -55; 13) события - 113; 14) социальное предпринимательство - 57; 15) спорт -70; 16) театр - 150; 17) онлайн-кампус - 27; 18) библиотека Ridero - 6; 19) «дождь»: спецпроекты - 9; 20) календари - 33; 21) «Планета. Армения» - 4. Самой крупной категорией - 1 827 проектов (33%) - является благотворительность, которая начала функционировать на платформе с 2014 г. В результате анализа проектов в каждой из представленных категорий были определены те, которые связаны с музеем и / или музейной деятельностью. Из более 5,5 тыс. проектов только 53 имеют музейную направленность, что составляет около 1% от всех заявок. На рис. 1 представлено распределение музейных проектов по категориям. В самой крупной категории - «благотворительность» - было выявлено всего 64 проекта, в которых упоминались музеи как объекты для посещений такими группами населения, как дети-сироты, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями здоровья и пр., и только один проект - «Осень в музее» [15] - был тесно связан с музейной деятельностью. В таких категориях, как обучение, спорт, онлайн-кампус, «дождь: спецпроекты» и «Планета. Армения», проектов, связанных с музеями, выявлено не было. Наибольшее количество музейных проектов было представлено в категории «общественные инициативы» - 19. Это проекты, преимущественно И.А. Сизова 224 связанные с созданием частных музеев на основе каких-либо коллекций или в виртуальном пространстве, а также с применением информационных технологий в музейной деятельности (3D-технологии, интерактивные и виртуальные музеи и др.). ■ бизнес ■ благотворительность ■ дизайн и фотография социальное предпринимательство театр ■ кино и видео ■ литература и журналистика ■ музыка ■ наука и технологии ■ общественные инициативы ■ путешествия ■ события ■ Библиотека Ridero Рис. 1. Количество проектов на платформе Планета.ру, связанных с музейной деятельностью При создании платформы в 2012 г. проектов, связанных с музейным делом, было немного - всего по 1 в первый и второй годы. Но начиная с 2014 г. наблюдается стабильный рост подобных проектов, достигший максимума в 2017 г. - 13. Таким образом, за 4 года было заявлено 34 проекта музейной направленности, 16 из которых были связаны с издательской деятельностью и использованием информационных технологий. Динамика представления проектов, связанных с музейной деятельностью, отражена на рис. 2. Данный рост можно связать с тем, что инициаторы проектов (не всегда эти люди имели отношение к действующим музеям) почувствовали реальную возможность получить средства на реализацию своих идей. Кроме того, доверие людей к институту музея достаточно высокое, поэтому подавляющее число проектов были крайне успешны. С 2018 г. все чаще стали появляться проекты, связанные с взаимодействием музея и общества и их взаимовлиянием. В 2019 г. данная тенденция продолжилась, хотя говорить об ее стабильности пока рано: год только начался, и на платформе заявлено всего 5 проектов музейной направленности. Успешность музейных проектов подтверждается собранными ими суммами. Так, самая крупная сумма - 983 381 руб. - была собрана в 2016 г. для реализации межмузейной программы «Семейное путешествие» [16]. Основной идеей проекта стала организация игры-путешествия для всей семьи по музеям, посвященным великим событиям и знаменитым людям, а также музыкальным, художественным, литературным, историческим, техническим и Краудфандинг как источник финансирования музейной деятельности 225 естественнонаучным, находящимся в Москве. Данная сумма составила 100% от запрашиваемой. На втором месте - 723 100 руб. - проект 2018 г. по ремонту музея «Дом со львом» в с. Поповка Саратовской области [17]. Сумма пожертвований составила 72% от запрашиваемой. Проект был направлен на восстановление сельского музея с целью дальнейшего развития местного сообщества посредством создания рабочих мест для работы в туристическом секторе. Третье место занимает необычный проект 2018 г. - «Настольная игра 74» [18], созданный на основе игрового поля, сохраненного и представленного в музее Международного мемориала. Игра посвящена советской истории, в основе ее сюжета - судьба семьи в XX в., с 1917 по 1991 г. Сумма пожертвований равняется 571 349 руб., что составляет 772% (!) от заявленной инициаторами. Данный проект стал самым успешным еще и по той причине, что в последнее время интерес к настольным играм познавательного и развлекательного характера переживает в России необычайный подъем [19, 20]. Самыми неуспешными проектами оказались уже упоминавшийся проект 2017 г. «Осень в музее» [15], собравший только 2 770 руб., или 1% от необходимой суммы, и проект 2015 г. по созданию частного музея «История мусора» в Подмосковье [21], собравший 33 500 руб., или 2%. Всего на проекты музейной направленности было собрано 9 418 95 руб. Средний процент по проектам составил 106,5, что также может быть косвенным подтверждением успешности проектов, связанных с музейной деятельностью. География проектов довольно разнообразна, включающая регионы России и зарубежные страны (Польша и Белоруссия по одному проекту). Наибольшее количество инициатив было представлено в Москве - 9 проектов, чуть меньше в Санкт-Петербурге и Архангельской области - по 4, в Подмосковье и Воронежской области - по 3 проекта, Екатеринбурге и Саратовской области - по 2 проекта. По одному проекту были представлены инициативы из Псковской, Вологодской, Кемеровской и Иркутской областей, а также из Карелии и Перми. Таким образом, краудфандинговый способ финансирования своих инициатив наиболее востребован у авторов из европей- И.А. Сизова 226 ской части Российской Федерации. Из регионов Урала и Сибири было представлено всего 5 проектов. В географическом анализе не были учтены проекты по созданию виртуальных музеев, располагающихся только в сети Интернет (10 проектов). Относительно количества музеев и их профилизации следует отметить, что было выявлено более 40 музеев, в том числе действующих и планируемых к созданию, а также виртуальных. Среди них: 1) 10 муниципальных музеев исторического и историко-краеведческого профилей с 12 проектами; 2) 3 школьных музея военно-исторического профиля; 3) 4 мемориальных музея; 4) 3 музея-усадьбы с четырьмя проектами; 5) 2 музея-заповедника - Дивногорье и Кузнецкая крепость; 6) 2 учреждения музейного типа; 7) по 1 музею из университета (Музейный комплекс Северного государственного медицинского университета, г. Архангельск), художественного профиля, музей науки и техники (Политехнический музей), архитектурный музей (Музей им. Щусева); 8) 5 частных музеев; 9) 7 виртуальных музеев. Таким образом, профессиональное музейное сообщество представлено всего 28 музеями различного профиля, музеями-усадьбами и музеями-заповедниками с проектами, охватывающими такие направления, как реставрация, издательская и выставочная деятельность. Эти направления деятельности довольно затратные, особенно если необходимо включать современные технологии, поэтому финансирование на их реализацию изыскивается из внебюджетных источников, одним из которых являются краудфандинговые пожертвования. Содержательный анализ проектов. Проекты музейной направленности, представленные на платформе, связаны с такими направлениями музейной деятельности, как: 1) выставочная - разработка сценария и закупка оборудования (7 проектов); 2) издательская, осуществляемая в рамках научно-исследовательской работы в музее, следствием чего является подготовка монографий (7 проектов) и производство документальных фильмов о деятельности музеев (3 проекта); общих вопросов - путеводитель, альбомы, сувенирная продукция (5 проектов). Всего по данному направлению реализовано 15 проектов; 3) музейная педагогика, образовательные программы, обучение (12 проектов); 4) реставрация музейных предметов (4 проекта). Наибольший интерес вызывают проекты, связанные с реставрацией музейных предметов. Данная сфера требует значительных затрат в связи с привлечением большого числа специалистов, начиная от научных сотрудников музея и заканчивая техническими исполнителями-реставраторами. Первым подобным проектом стал «Сохраним историю вместе!» [22], представленный публике общественным движение «Помним всё» по восстановлению Ленино-Снегиревского военно-исторического музея, расположенного на 41-м километре Волоколамского шоссе, в полосе обороны под Москвой, в 2014 г. Спектр работ включал строительство и установку экспозиционных площадок Краудфандинг как источник финансирования музейной деятельности 227 «Современная бронетехника», «Артиллерийские орудия», «Зенитные установки», а также реставрацию техники. Была заявлена и реставрация художественного произведения - последнего прижизненного портрета Николая Рериха, написанного в 1946 г. его сыном С.Н. Рерихом [23]. Данный проект инициирован сотрудниками Музея им. Н.К. Рериха в Москве в 2016 г. Оба проекта получили 100%-ную поддержку. В 2017 г. сотрудниками Шенкурского краеведческого музея (Архангельская область) и группой инициативных общественников был инициирован проект «Возвращение шенкурского венца» [24], целью которого стало создание реплики удивительного традиционного головного убора - венца с хлобыстнем - для новой экспозиции музея. Проект был настолько успешен (получил 128% от запрашиваемой суммы), что было решено его развить. В результате было инициировано еще 2 тематически связанных проекта: по восстановлению полного ансамбля девичьего костюма (сарафан, рубаха и обувь) и как итог создание выставки-пленэра «Шенкурский венец» [25] в 2018 г. Данные проекты являются самым удачным примером комплексного проектного подхода в музее по реализации научно-исследовательской, реставрационной и экспозиционно-выставочной деятельности. Заключительным реставрационным проектом стал проект реставрации веера XVIII в. - предмета из собрания Московского музея-усадьбы Останкино [26], инициированный в 2018 г. реставрационным центром им. Грабаря. Данный проект уже был не столь удачным - собрал всего 59% от необходимой суммы, что не помешало провести завершающий этап реставрации. Среди проектов, связанных с музейной педагогикой и образованием в музее, особый интерес вызывают проекты Политехнического музея (Москва): 30-книга для слепых детей от Политеха [27] и грант Университета детей Политехнического музея [28]. Первый проект дает возможность слепым и слабовидящим детям «рассматривать» картинки в книге, напечатанные на 3D-принтере. Второй предоставляет возможность для каждого ребенка получить актуальные научные знания в интересной форме, когда практики разного профиля читают детям лекции, проводят практические занятия и эксперименты в ведущих университетах и научных институтах Москвы, на тематических площадках. Это тем более актуально в условиях кризиса образовательной системы в стране. Оба проекта были инициированы в 2015 г. и оказались крайне успешными, собрав более 100%. Наибольший интерес вызывают издательские проекты, в первую очередь потому, что они являются результатом серьезной научно-исследовательской работы музейных сотрудников. Среди 15 проектов данного направления отметим издание монографий «Помните, что всё это было» [29] и «Дело её жизни» [30]. Первый проект посвящен памяти узников нацистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау и подготовлен по результатам работы с источниками, хранящимися в музее в Польше. Несмотря на сложную тему, проект собрал полностью необходимую сумму для его реализации. Второй проект был инициирован Музейным комплексом Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) и посвящен 90-летию со дня рождения известного отечественного кардиолога, профессора Татьяны Николаевны Ивановой, собрав при этом только 50% от запрашиваемого финансирования. И.А. Сизова 228 Выставочные проекты (их 7) также были успешно реализованы, собрав необходимые суммы. Отметим проект, инициированный не музеями, а культурно-музейным центром в Костомукше (Карелия) для реализации интерактивной выставки1 «Формула музыки» [31], посвященной необычным музыкальным инструментам и их истории. Выставка была заявлена максимально интерактивной и включала обучение по изготовлению представленных музыкальных инструментов на мастер-классах, а также участие в экспромт-концертах. Отдельным ее «плюсом» можно отметить бесплатную основу посещения для детей, пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. Заявленная сумма в 200 000 руб. была полностью собрана. Не забывали инициаторы проектов и о современных технологиях в музеях и для музеев. Так, 6 проектов были посвящены применению информационных технологий в выставочном пространстве и при создании виртуальных музеев и музейных туров. Наибольший интерес вызвал проект 2017 г. «Музеи Пермского края в 3D» [32], нацеленн^1й на создание 3О-т^'ров 26 музеев в более чем 17 населенных пунктах Пермского края. Отметим, что проект был успешно реализован и представлен на сайте tenzori.com при очень небольшой запрашиваемой сумме в 40 000 руб. (на реализацию было получено 65%). В 2016 г. впервые появилась заявка, направленная на ремонт музейных помещений. Всего подобных проектов было выявлено 4. Видимо, ремонтные работы необходимо было проводить срочно, а бюджетных средств не хватало, особенно это касается школьного музея [33], изыскивающего средства на ремонт кровли в 2017 г. и собравшего 71% от необходимой суммы. На удивление было не очень много проектов по созданию музеев на основе частных коллекций - всего 6, некоторые из которых виртуальные. Все они получили 100%-ную поддержку на реализацию. Отдельно хотелось бы отметить проекты, направленные на ремонт или создание музея в населенном пункте с целью дальнейшего развития региона посредством привлечения туристов и создания рабочих мест. Это проекты «Нас много, а „Дом“ один!» [17] и «Солеварня „Лямецкое усолье“» [34]. Подводя итог анализу музейных проектов на краудфандинговой платформе Планета.ру, следует отметить, что проекты, связанные с музейной направленностью, на платформе представлены в небольшом количестве - 53 проектных инициативы, или около 1% от общего числа. Из них только 31 инициирован музеями различного профиля и принадлежности (от музеев-заповедников до школьных). Данная цифра, с одной стороны, показывает, что пока краудфандинговый инструмент не очень популярен в музейной среде, с другой - демонстрирует редкую возможность привлечения значительных средств на нужды музея, не покрываемые бюджетным финансированием: от ремонта здания до реставрации музейного предмета. Отметим, что к данному виду источника привлечения внебюджетных средств прибегают школьные музеи, зачастую не имеющие свободного и достаточного финансирования, а также частные и независимые инициативы, использующие доверительное отношение людей к институту музея. 1 В проекте заявлено о подготовке «экспозиции», что говорит о недостаточном владении инициаторами проекта специальной музейной терминологией и отсутствии понимания отличий выставки от экспозиции. КрауДфанДинг как источник финансирования музейной Деятельности 229 Популяризация музейных успехов по привлечению дополнительных средств с помощью краудфандинга позволила бы и другим музейщикам понять и увидеть перспективы данного инструмента. Напомним, что и фанд-райзинговая деятельность, в частности, работа с фондами, на начальном этапе не всеми воспринималась позитивно: так, в первый 2004 г. работы Фонда В. Потанина было подано всего 15 проектов на все номинации. Но с каждым годом их количество стабильно увеличивалось [35], так как была очень серьезная кампания по продвижению проектной деятельности в музеях. Благодаря краудфандинговым проектам музеи могут быть востребованными у посетителя, привлекая в свою деятельность современные технологии. Реализованные проекты не только решают проблемы музеев, но и способствуют росту их привлекательности, а также повышают интерес к истории и культуре у населения в конкретном регионе.
Ключевые слова
фандрайзинг,
краудфандинг,
интернет-платформа Планета.ру,
музейная деятельность,
музей,
проект,
fundraising,
crowdfunding,
Internet platform Planeta.ru,
museum activities,
museum,
projectАвторы
Сизова Ирина Алексеевна | Томский государственный университет | кандидат исторических наук, доцент кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культуры | sizova_i@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Благотворительный фонд В. Потанина [Электронный ресурс] // URL: http://www.fond-potanin.ru/ (дата обращения: 12.04.2019).
Спасем музей Ивана Васильевича Панфилова. Проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/59875 (дата обращения: 12.04.2019).
Солеварня «Лямецкое усолье». Проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/solevarnia (дата обращения: 12.04.2019).
Интерактивная экспозиция «Формула музыки». Проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/musicformula (дата обращения: 12.04.2019).
Музеи Пермского края в 3D. Проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/tenzori (дата обращения: 12.04.2019).
Издание книги «Дело её жизни». Проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/ivanova_book (дата обращения: 12.04.2019).
Издание книги «Помните, что всё это было». Проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/pomnite (дата обращения: 12.04.2019).
Грант Университета детей Политехнического музея. Проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/10520 (дата обращения: 12.04.2019).
3О-книга для слепых детей от Политеха. Проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/touchbook (дата обращения: 12.04.2019).
Реставрация веера XVIII века. Проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/artconservation (дата обращения: 12.03.2019).
Выставка-пленэр «Шенкурский венец». Проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/pleinair (дата обращения: 12.03.2019).
Возвращение шенкурского венца. Проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/venec (дата обращения: 12.03.2019).
Реставрация картины С.Н. Рериха. Проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/portret (дата обращения: 12.03.2019).
Сохраним историю вместе! Проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/10258/ (дата обращения: 12.03.2019).
Музей «История мусора». Проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/7682 (дата обращения: 12.03.2019).
Кибкало Д. Особенности развития рынка настольных игр в России: чем мы отличаемся от Европы [Электронный ресурс] // URL: https://vc.ru/flood/39026-osobennosti-razvitiya-rynka-nastolnyh-igr-v-rossii-chem-my-otlichaemsya-ot-evropy (дата обращения: 12.04.2019).
Настольная игра 74. Проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/game74 (дата обращения: 12.03.2019).
Рынок настольных игр переживает необычайный подъем [Электронный ресурс] // Магазин исследований. 2017. 19 мая // URL: https://marketing.rbc.ru/articles/1225/ (дата обращения: 12.04.2019).
Нас много, а «Дом» один! Проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/lionhouse (дата обращения: 12.03.2019).
Межмузейная программа «Семейное путешествие». Проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/kidsinmuseumsmsk (дата обращения: 12.03.2019).
Осень в музее. Благотворительный проект на платформе Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/campaigns/65993 (дата обращения: 12.03.2019).
Boomstarter [Электронный ресурс] // URL: https://boomstarter.ru/ (дата обращения: 12.03.2019).
Платформы онлайн-пожертвований. 10 лет в России [Электронный ресурс] // Результаты исследования Фонда «КАФ». URL: http://special.philanthropy.ru/platforms (дата обращения: 12.03.2019).
Благо.ру [Электронный ресурс] // URL: https://www.blago.ru/ (дата обращения: 12.03.2019).
Планета.ру [Электронный ресурс] // URL: https://planeta.ru/ (дата обращения: 12.03.2019).
Фонд Михаила Прохорова [Электронный ресурс] // URL: http://www.prokhorovfund.ru/ (дата обращения: 22.03.2019).
Благотворительный фонд В. Потанина [Электронный ресурс] // URL: http://www.fond-potanin.ru/ (дата обращения: 22.03.2019).
Шекова Е.Л. Фандрайзинг как технология привлечения ресурсов в сферу культуры // Петербургский экономический журнал. 2017. № 1. С. 82-90.
Носкова Н.А. Использование инструментов фандрайзинга для развития сферы культуры в Российской Федерации // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2016. Т. 4, № 1. С. 170-174.
Лесовская М.И., Кежина А.Е. Фандрайзинг как актуальная технология социокультурного менеджмента // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции. Красноярск: Красноярский гос. аграрный ун-т, 2018. С. 292-296.
Абанкина Т. Источники привлечения средств в культурные некоммерческие проекты (фандрайзинг) // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. № 4, апрель. С. 75.
Князева А.Е. Фандрайзинг в исполнительских искусствах // Вопросы театра. 2007. № 3-4. С. 149-158.
Изместьева О.В. Фандрайзинг в современной библиотеке // Креативные индустрии в региональном пространстве социальных услуг и бизнеса : материалы первой региональной научнопрактической конференции, посвященной 100-летию Иркутского государственного университета и 20-летию Института социальных наук. Иркутск : Изд-во Репроцентр А1, 2018. С. 121-127.
Клюев В.К. Фандрайзинг для развития библиотеки // Вестник библиотек Москвы. 2008. № 4. С. 5-8.
Комлев Ю.Э. Фандрайзинг в музеях и библиотеках // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2004. № 1(35). С. 105-109.