Юбилейные и памятные издания православных духовных академий: вклад в формирование корпоративной культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 35. DOI: 10.17223/22220836/35/6

Юбилейные и памятные издания православных духовных академий: вклад в формирование корпоративной культуры

Статья посвящена выявлению вклада юбилейных и памятных изданий духовных академий в формирование корпоративной культуры и позиционирование православных учебных заведений в информационном пространстве. Юбилейные издания ценны тем, что в них переосмысливается путь развития духовных школ, формулируются миссия и корпоративные ценности; подводятся итоги и ставятся цели дальнейшего развития.

Anniversary and memorable editions of Orthodox ecclesiastical academies: contribution to the formation of corporate cult.pdf Существенную роль в трансляции культурной памяти нередко играет информационный повод в виде факта или явления, который превращается в катализатор воспоминаний. Таким поводом может служить юбилей, «связанный со значимой годовщиной события или действия, происходящий в настоящем, ставший основой для воспоминания об однотипных явлениях в прошлом» [1]. Юбилей закрепляет в памяти основные вехи и события, значимые для самоидентификации общества, тем самым через обращение к «базе данных» культурной памяти рассказывает о прошлом, одновременно формируя отношение к окружающему миру в настоящем и ориентируя на будущее. Юбилей является не только поводом для проведения торжеств, но и попыткой переосмыслить творческое или научное наследие общественного деятеля, масштаб исторического события [1-3]. Юбилей представляет собой событие, требующее разработки специальной программы мероприятий в информационной, научной, культурной и социальной областях [4. С. 121]. Одним из атрибутов празднования выступает подготовка подарков; при этом подарок понимается как «внеисторический культурный акт, выражающий отношение дарителя к юбилею и юбиляру» [1]. Такими подарками являются юбилейные и памятные издания духовных академий. В 1893 г. был издан сборник, посвященный пятидесятилетнему юбилею Казанской духовной академии [5]. Половину издания составили поздравительные письма и телеграммы - от Академии наук, Синода; Московского, Санкт-Петербургского, Казанского и Томского университетов; Императорской публичной библиотеки, Казанской городской думы, Казанской духовной консистории, братства св. Гурия, гимназий, духовных академий, семинарий и училищ. Такой широкий охват был призван продемонстрировать научную и социальную значимость, сложившиеся связи академии. Поскольку юбилей - это повод обозначить свою уникальность и общественную миссию, в сборнике были опубликованы материалы об организации юбилейных торжеств [6], научной и учебной деятельности академии [7]. 1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-00044). Юбилейные и памятные издания православных духовных академий 63 В очерке профессора А.А. Царевского запечатлен ход празднования юбилея в академии, включающий подготовку «вещественных и невещественных подарков»: ремонт зданий, приобретение икон для академического храма; публикацию изданий об академии, таких как «История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (18421870 гг.)» П.В. Знаменского, «Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования. 1870-1892 гг.» С.А. Терновского. В материале, подготовленном профессором И.С. Бердниковым, представлено, как открывались академические кафедры, преподавались теоретические и практические предметы, разрабатывались учебные пособия, происходила подготовка к чтению лекций. Освещены различные направления деятельности академии: издание журнала «Православный собеседник»; перевод богослужебных и нравоучительных книг на инородческие языки; исследование памятников древнерусской книжности и церковного права из собрания Соловецкого монастыря; благотворительные публичные лекции преподавателей. Празднование юбилея, по мнению составителей сборника, -это «естественная потребность всякой органически развивающейся нравственно-духовной личности по временам вспоминать свое прошлое и вдумываться в него», а также повод остановиться вниманием на главных задачах: «сообщать высшее богословское образование», «употреблять меры к вразумлению раскольников и просвещению инородцев» [7. С. 205-206]. В ноябре 1900 г. (к 25-летию со дня кончины) был издан сборник памяти Александра Васильевича Горского (1812-1875), ректора Московской духовной академии, основателя школы церковной истории, ставшего для академической корпорации идеалом ученого и преподавателя. Основная задача этого памятного выпуска: осмысление значения деятельности А.В. Горского для академии и церковной исторической науки в целом. Помимо статей и воспоминаний, в номере опубликовано подробное описание мероприятий, объединенных чествованием памяти А.В. Горского: церковного поминовения и «ученого торжества» [8. С. 370]. Составители выпуска постарались охватить различные направления деятельности ученого: заслуги в области исторической и филологической науки, археографии; участие в учреждении новых кафедр в академии. Главное, что объединило все материалы, - признание его заслуг и создание образца для академической корпорации: «Редкая ученость соединялась в Александре Васильевиче с еще более редкой силой веры. Трудно представить себе более гармоничное сочетание умственного и религиозно-нравственного развития человеческой личности. Пламенная и непоколебимая вера была основой и его научной деятельности» [9. С. 460]. Памятные выпуски посвящались не только наиболее ярким и талантливым представителям духовных школ, но и выпускаемым академиями журналам. Такое внимание обусловлено тем, что на академические журналы смотрели как на «всероссийскую кафедру всенародной академии, - кафедру, с которой лекции читались не десяткам, а целым тысячам алчущих и жаждущих правды и света» [10. С. 25]. Например, 52-й номер «Церковного вестника» за 1899 г. был издан к 25-летию журнала. В юбилейном выпуске опубликованы статьи о возникновении и развитии журнала; особое место уделено редакторской деятельности А.И. Предтеченского, А.Л. Катанского, Н.А. Ска- К.А. Кузоро 64 балановича, А.П. Лопухина; приведена статистика распространения «Церковного вестника» и «Христианского чтения» по епархиям в 1899 г. с «указанием процентного отношения числа экземпляров к количеству церквей в каждой епархии» [11. С. 1899]. К 100-летию пребывания Московской духовной академии в СвятоТроицкой Сергиевой лавре по инициативе ее выпускников было решено издать сборник «разного рода исторических документов и статей, так или иначе рисующих академический быт за минувшее столетие или характеризующих выдающихся деятелей академии» [12. С. V]. При подготовке сборника предлагалась идея учредить комиссию или бюро, функции которого заключались бы в сборе исторических сведений об академии, а также информации про «служебные назначения и перемещения» выпускников [Там же. С. XI]. В сборник «У Троицы в Академии» включены воспоминания воспитанников 1830-1880-х гг.; ряд статей, вступительных лекций, воспоминаний и других исторических документов, касающихся служивших в академии лиц, начиная с ее первого инспектора архимандрита Филарета (Амфитеатрова). Значительное внимание уделено личности А.В. Горского. Комиссия поместила в издании «Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского», написанные, главным образом, на основании неопубликованных документов; лекцию профессора Московского университета Н.С. Тихонравова о вкладе А.В. Горского и К.И. Невоструева в описание рукописей Синодальной библиотеки; фрагменты лекций самого А.В. Горского; воспоминания о нем и переписку, свидетельствующую, что «благодаря Горскому, между академией и другими центрами русской науки, особенно Московским и Петербургским университетами, выросли крепкие, живые нити, которыми поддерживается между ними постоянный обмен научной энергии и накопившихся познаний» [Там же. С. IX]. Далее в издании приводятся материалы о других профессорах академии -П.С. Казанском, С.К. Смирнове, А.Ф. Лаврове-Платонове, В.О. Ключевском, Н.И. Субботине, Е.Е. Голубинском. Завершает сборник статья профессора Н.Н. Глубоковского «За тридцать лет (1884-1914)», сравнивающая состояние академии до и после введения в действие устава 1884 г. Как было отмечено автором, в наступившую после принятия академического устава 1884 г. «эпоху поднадзорности» академическая жизнь питалась исключительно «из источника прежних испытанных идеалов» [13. С. 750]. Данная статья, по мнению редакторов, стала «отзвуком сердечного соболезнования» академии и «душевного благожелания» ей [12. С. IX]. Большое внимание в опубликованных воспоминаниях и письмах уделено студенческим годам, что не случайно: поступление в академию знаменовало переход в совершенно новую «духовную атмосферу». Для преподавательской корпоративной культуры было свойственно уважение к «господину студенту»; студенты же, в свою очередь, испытывали чувство глубокого почтения перед академией. Включение в общественную деятельность стало статусной частью повседневности ученых и преподавателей; все отчетливее выражалось стремление избавиться от изолированности и сословной замкнутости духовной школы [14. С. 166]. Помимо рассмотренного сборника, к столетию преобразования Славяно-греко-латинской академии в Московскую духовную академию и перевода ее Юбилейные и памятные издания православных духовных академий 65 из Москвы в Сергиев Посад был подготовлен юбилейный выпуск «Богословского вестника» (1914. № 10-11). Номер задумывался как противопоставление сборнику «У Троицы в Академии» (хотя и во многом напоминал его по структуре). Составителям юбилейного выпуска была чужда пессимистическая идея, по их мнению, охватывающая весь сборник (особенно ярко выраженная в рассмотренной выше статье Н.Н. Глубоковского), что «все великое и ценное, все самое симпатичное в научном и житейском смысле кончилось с именами Горского, Смирнова и пр., а последующее и особенно будущее, как бы безнадежно» [15. С. 209]. Номер содержит ценные исторические источники, такие как переписка Ф.А. Голубинского, воспоминания М.Д. Муретова, материалы из архива профессора и ректора академии С.К. Смирнова; вступительные лекции по философии и логике, литературные сочинения преподавателей; «гимн питомцев Московской духовной академии», сочиненный выпускником Д. Ми-нервиным; воспоминания бывших студентов о паломничествах в лавру и первом знакомстве с академией [16, 17]. В выпуске сформулированы главные заслуги академии за последние 100 лет: «разрыв цепей схоластики, вязавшей творчество богословской мысли», становление историко-критического метода как ключевого в работе академии [15. С. 213]. Также были обозначены задачи, стоящие перед духовной школой: быть полезной для общества и государства, помогать вступившим в корпорацию «восполнять недостаток личного нравственного опыта опытом тех, кто воплотил христианскую жизнь в своей личной» [Там же. С. 216]. В годы советской власти после закрытия и возрождения духовных академий в 1940-х гг. их издательская деятельность находилась в упадке. В 1959 г. был основан альманах «Богословские труды», ставший настоящим событием для церковной общественности. В связи с начавшейся в середине 1980-х гг. перестройкой и политической либерализацией общества наблюдались попытки пересмотра роли православной церкви в истории России. 1986-й год был отмечен изданием двух сборников «Богословских трудов», посвященных юбилеям Московской и Ленинградской духовных академий [18, 19]. Авторами была проделана огромная работа по изучению дореволюционного опыта духовного образования и осмыслению его непростого положения в советское время; введению в научный оборот наследия богословов, историков, философов. В качестве главной ценности академической корпорации отмечалась преемственность, связь «непрерывной традиции старой, дореволюционной, и новой, послереволюционной школы», обеспеченная тем, что преподавателями вновь открытых в 1944 г. Московских духовных школ стали выпускники дореволюционных академий, передавшие новому поколению студентов «любовь к православной богословской науке и благоговейное отношение к церкви Христовой» [18. С. 5]. В первой части сборника освещены историческое прошлое и современная жизнь академии, вторая часть посвящена отдельным аспектам богословских исследований в настоящее время. Вниманию читателя предложены следующие статьи: «Предыстория создания Московской академии и ее первоначальный период, связанный с деятельностью братьев Лихудов» И.Н. Экономцева, «Краткий очерк истории Московской духовной академии» А. Салтыкова, «Становление богословской мысли в Московской духовной К.А. Кузоро 66 академии (1814-1870)» В. Иванова, «Богословский подход к проблеме мира» архимандрита Платона (Игумнова), «Святейший патриарх Алексий и Московские духовные школы» В. Смирнова, «Библиотека Московской духовной академии (исторический очерк)» игумена Феофилакта (Моисеева), «Гносеология священника Павла Флоренского» И. Свиридова и др. В статье епископа Дмитровского Александра, ректора Московской академии, «Святейший патриарх Пимен о задачах духовной школы» подчеркивается, что важным направлением учебно-воспитательной деятельности является «воспитание истинного патриотизма у будущих священнослужителей», «участие в развитии и укреплении международных связей Русской православной церкви в области экуменизма и христианского миротворчества» [20. С. 18-19]. Задача, поставленная перед академическим сообществом, -представить православие как «живую древнюю традицию», остающуюся и в современном мире «незамутненным источником богооткровенной истины, черпая из которого, можно решать сложные проблемы как внутренней жизни каждого человека, так и человечества в целом» [Там же. С. 19]. Разносторонний характер получаемого в духовных школах образования продемонстрирован в статье В. Асмуса [21]. Автор приводит множество примеров, что из Московской духовной академии выходили не только богословы и философы, но и специалисты в области географии, медицины, сельского хозяйства; поэты, журналисты, переводчики. Академия многое сделала для развития в России гуманитарных наук, особенно истории; «служила делу русской культуры, и, шире, углубляла народное самосознание перед лицом мощного культурного, политического, а иногда и военного натиска Запада» [Там же. С. 328]. Похожие задачи были поставлены перед сборником, посвященным 175-летию Ленинградской духовной академии, - показать преемственность научной и образовательной деятельности, наличие самостоятельных научных школ, нацеленность на решение ключевых вопросов современности: «В наше вре-мя_ Ленинградская духовная академия - это духовная школа со своими историческими традициями научной работы, экуменическими контактами с богословами других христианских исповеданий» [19. С. 5]. Статьи сборника раскрывают следующие темы: «Вопросы христианского единства в деятельности Петербургской - Ленинградской духовной школы (1809-1984)» архимандрита Августина (Никитина), «Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и его церковно-просветительская деятельность» В. Сорокина, «Философские дисциплины в Санкт-Петербургской духовной академии» В. Мустафина, «Вклад Санкт-Петербургской - Ленинградской духовной академии в развитие библеистики (переводы Священного Писания на русский язык и библейская текстология)» иеромонаха Алексия (Макри-нова), «Санкт-Петербургская духовная академия как церковно-историческая школа» иеромонаха Иннокентия (Павлова), «К истокам традиции „богословия мира“ в Ленинградской духовной академии» С.А. Овсянникова. Общее предназначение этих сборников - оправдать необходимость духовных академий для советского государства; продемонстрировать, что их миссия - служить делу духовного просвещения, нравственного и патриотического воспитания, высокому миротворческому и патриотическому долгу. 1990-е гг. ознаменовались как возобновлением полноценной деятельности прежних, так и открытием новых духовных учебных заведений, таких как Юбилейные и памятные издания православных духовных академий 67 Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российский Православный университет, Русская христианская гуманитарная академия, Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея и др. Одновременно с этим возрождалась издательская деятельность; была продолжена традиция выпуска юбилейных и памятных сборников. Интересна история сборника «Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг.», первый том которого вышел в 2014 г. к 400-летнему юбилею Киевских духовных школ. Его публикация задумывалась ещё в начале прошлого века, когда академия готовилась отметить свое 300-летие. Издание содержит сведения о выпускниках Киевской духовной академии, начиная с первого набора после академической реформы 1814 г. Профессор Ф.И. Титов (1864-1935) в течение нескольких лет вел переписку с теми, кто окончил Киевскую духовную академию, собирал биографические сведения о ее воспитанниках [22. С. 5]. До революции 1917 г. словарь выйти не успел, но собранные материалы (анкеты, послужные списки, автобиографии, воспоминания, письма и фотографии) сохранились в личном фонде ученого в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского. Задачу завершить этот труд взял на себя коллектив под руководством доктора исторических наук, профессора В.И. Ульяновского. Подготовленное Ф.И. Титовым издание дополнено материалами из личных дел выпускников академии, а также научными статьями современных исследователей. В издании подчеркивается значение биографического метода в изучении истории академии: «Основную ценность каждого научного и учебного заведения составляют люди - трудившиеся, учившие и учившиеся в нём_ Такой коллективный портрет за всё время существования отдельно взятой высшей школы способен „рассказать“ о ней намного больше, нежели все „официальные истории“ и документы, поскольку этот портрет состоит из человеческих судеб и составляет „живой поток истории“» [23. С. 6]. В 2010 г. к 325-летнему юбилею Московской духовной академии вышел в свет сдвоенный выпуск академического журнала «Богословский вестник» (№ 11-12) общим объемом 1 185 страниц, не считая вкладки с фотографиями и иллюстрациями. Часть выпуска составляют «Творения св. отцов и памятники христианской письменности в русском переводе»; далее следуют научные статьи, посвященные различным направлениям работы академии в дореволюционный и современный период: «Литургическая наука в Московской духовной академии» архимандрита Матфея (Мормыля), «Кафедра естественнонаучной апологетики Московской духовной академии (1870-1903) в лице Д.Ф. Голубинского» Г.Е. Колыванова, «Пастырское богословие в системе дореволюционного духовного образования на примере Московской духовной академии» П. Ходзинского и Н.Ю. Суховой, «Училище иконописания в стенах Троице-Сергиевой Лавры в конце XIX - начале XX в.» Л.А. Армеевой, «Тернистый путь классических языков в Московских духовных школах» игумена Дионисия (Шленова) и др. Кроме того, в выпуске опубликованы доклады, воспоминания, письма, проповеди и торжественные речи представителей академии [24]. 325-летнему юбилею Московской духовной школы посвящен также выпуск студенческого журнала «Встреча» (2010. № 1 (29)). Большое внимание уделено актуальному на тот момент вопросу - возможностям интеграции ду- 68 К.А. Кузоро ховных школ в международную научную систему; соотнесению системы российского духовного образования с Болонской образовательной моделью. Журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Христианское чтение» в четвертом выпуске за 2016 г. впервые за свою почти двухвековую историю объединил научные статьи сразу к четырем юбилеям: 195-летию самого журнала, 70-летию возрождения Санкт-Петербургской духовной академии, 1000-летию русского присутствия на Афоне, 200-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова), профессора и ректора академии [25]. Юбилейные номера подготавливаются и редакцией восстановленного в 2000 г. журнала «Православный собеседник», выпускаемого теперь Казанской духовной семинарией: к 150-летнему юбилею журнала (2005. № 2 (10)); к 10-летию возрождения семинарии (2007. № 2 (15)) и др. Авторами статей стали преподаватели семинарии и других учебных заведений (прежде всего Казанского федерального университета), таким образом, сохраняется дореволюционная традиция - сотрудничество университета и духовной школы. В количественном отношении преобладают публикации на исторические темы, богословские и философские сочинения появляются на страницах нынешнего «Православного собеседника» несколько реже; регулярно печатаются лучшие дипломные работы выпускников семинарии [26]. Таким образом, празднование юбилея демонстрирует тот факт, что явление, лицо или историческое событие прочно закрепилось в культурном контексте. Подготовке юбилейных изданий сопутствует необходимость установления постоянной обратной связи с выпускниками, нацеленной на укрепление академической корпорации. Юбилейные издания ценны тем, что в них переосмысливается путь развития духовных академий, деятельность ученых и педагогов, ставших примерами для подражания; формулируются миссия и корпоративные ценности; подводятся итоги и ставятся цели дальнейшего развития.

Ключевые слова

периодические издания, юбилейные издания, православные духовные академии, история духовной школы, корпоративная культура, periodicals, anniversary and memorable editions, Orthodox theological academies, the history oI theological school, corporate culture

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кузоро Кристина АлександровнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыclio-2002@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Евтушенко А.Г. Юбилей как социокультурный феномен : автореф. дис. канд. культу рологии : 24.00.01. М., 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissers.ru/1kulturologiya/yubiley-kak-sociokulturniy-fenomen-24-00-01-teoriya-istoriya-kulturi-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoy.php (дата обращения: 19.07.2019).
Солдаткин В.Е. Юбилей : исторический аспект праздника // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 2 (26). С. 125-127.
Евтушенко А.Г. Юбилей как ключ к пониманию духовных устремлений нации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1 (45). С. 93-96.
Жеравина О.А. 800-летие Саламанкского университета : юбилей как научный и социокультурный проект // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 32. С. 119-134.
Пятидесятилетний юбилей Казанской духовной академии. 21 сентября 1892 г. / под ред. А.А. Царевского, А.В. Попова. Казань : Тип. Импер. ун-та, 1893. 467 c.
Царевский А.А. Празднование в Казанской духовной академии пятидесятилетнего юбилея // Пятидесятилетний юбилей Казанской духовной академии. 21 сентября 1892 г. / под ред. А.А. Царевского, А.В. Попова. Казань, 1893. С. 1-57.
Бердников И.С. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за пятьдесят лет ее существования (1842-1892) // Пятидесятилетний юбилей Казанской духовной академии. 21 сентября 1892 г. / под ред. А.А. Царевского, А.В. Попова. Казань, 1893. С. 95-207.
Чествование памяти протоиерея А.В. Горского в Московской духовной академии 11 и 22 октября // Богословский вестник. 1900. № 11. С. 369-372.
Соколов В. Из воспоминаний об А.В. Горском // Богословский вестник. 1900. № 11. С. 456-466.
Лопухин А.П. Семидесятипятилетие духовно-академического журнала «Христианское чтение» // Христианское чтение. 1896. № 1-2. С. 3-25.
Церковный вестник. 1899. № 52. 30 дек. С. 1899-1904.
Вместо предисловия // У Троицы в Академии. 1814-1914 г. Юбилейный сборник исторических материалов. М., 1914. C. V-XI.
Глубоковский Н.Н. За тридцать лет (1884-1914) // У Троицы в Академии. 1814-1914 гг. Юбилейный сборник исторических материалов. М., 1914. С. 735-755.
Кузоро К.А. Роль источников личного происхождения в изучении корпоративной культуры церковных историков XIX - первой четверти ХХ в. // Макарьевские чтения : материалы XII Международной научно-практической конференции. Горно-Алтайск, 18-20 сентября 2017 г. / отв. ред. А.П. Адлыкова. Горно-Алтайск, 2017. С. 163-167.
К новому столетию // Богословский вестник. 1914. № 10-11. С. 209-217.
Соколов С. У Троицы. Впечатления богомольца, бывшего студента Московской академии // Богословский вестник. 1914. № 10-11. С. 255-275.
Троицкий Н. Из внутреннего быта студентов Московской духовной академии через десять лет ее пребывания в Троице-Сергиевой лавре // Богословский вестник. 1914. № 10-11. С. 314-322.
Богословские труды. Юбилейный сборник. Московская духовная академия. 300 лет (1685-1985). М. : Изд-во Московской патриархии, 1986. 336 с.
Богословские труды. Юбилейный сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии. М. : Изд-во Московской патриархии, 1986. 358 с.
Александр (Тимофеев), архиеп. Святейший патриарх Пимен о задачах духовной школы // Богословские труды. Юбилейный сборник. Московская духовная академия. 300 лет (16851985). М., 1986. С. 9-23.
Асмус В. Место Московской духовной академии в истории русской культуры // Богословские труды. Юбилейный сборник. Московская духовная академия. 300 лет (1685-1985). М., 1986. С. 316-330.
Слово к читателю // Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии : 1819-1920-е гг. : материалы из собрания проф. протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА : в 4 т. / сост. В.И. Ульяновский. Киев, 2014. Т. 1. С. 5.
Ульяновский В.И. «Академический портрет» : коллективный образ Киевской духовной академии в индивидуальных судьбах ее питомцев 1819-1920-х гг. // Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии : 1819-1920-е гг. : материалы из собрания проф. протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА : в 4 т. / сост. В.И. Ульяновский. Киев, 2014. Т. 1. С. 6-26.
Богословский вестник. 2010. № 11-12 // Московская духовная академия : официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://old.mpda.ru/publ/text/297047.html#oglav (дата обращения: 19.07.2019).
Юбилейный выпуск журнала «Христианское чтение» № 4 за 2016 г. вышел в свет // Санкт-Петербургская духовная академия : официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://spbda.ru/news/yubileynyy-vypusk-jurnala-hristianskoe-chtenie-4-za-2016-god-vyshel-v-svet/ (дата обращения: 19.07.2019).
Православный собеседник : электронный архив [Электронный ресурс]. URL: http://www.kds.eparhia.ru/bibliot/period/sobes/ (дата обращения: 19.07.2019).
 Юбилейные и памятные издания православных духовных академий: вклад в формирование корпоративной культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 35. DOI: 10.17223/22220836/35/6

Юбилейные и памятные издания православных духовных академий: вклад в формирование корпоративной культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 35. DOI: 10.17223/22220836/35/6