Why are the University for the modern world? Glory to the University! Review of the monograph “Glory to the University! .pdf Рецензия на кн.: «Славься, университет! Иллюстрированные страницы истории ТГУ» Славься, университет! Иллюстрированные страницы истории ТГУ / Н.М. Дмитриенко, Э.И. Черняк, С.А. Некрылов и др.; науч. ред. Э.И. Черняк. 2-е изд., испр. и доп. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2018. 320 с.: ил. Вопрос в названии рецензии не предполагает такой же вопросительной тональности ее содержания. Скорее, напротив, подчеркивает восторг, глубокое почтение и бесконечную любовь авторов (и рецензента) к университету вообще, но главное - к Томскому университету. Сколько времени уже прошло, когда в Средние века университет возник как социальная институция, но его место в культуре не изменяется по своей сути и до сих пор. Отношение к университету - все то же: Храм! Как и в прошлом, университет - самая высокая точка трансценденции, объединяющая человека с гуманистическими Зачем университет соврсменнолму мир^? Славься, университет! 325 идеалами и нравственно-эстетическими началами жизни. Высокий тон вступительных слов рецензии - это дань и ответ на ту любовь к Университету, которая, мы это чувствуем, дышит со страниц книги. Прочитав коллективную монографию, понимаешь, что своим назначением университет в разные века и с разным приложением своих высоких устремлений держал и держит нас в состоянии Человека. Это - великая, но столь простая, обыкновенная и повседневная цель - быть Человеком. Пребывая в Университете, воспринимаешь его своим помощником и наставником на собственном пути - состояться прежде всего Человеком, а затем - специалистом, профессионалом, трансфессионалом и пр. Сколько лиц разных поколений представлено в книге, и все они, начиная с меценатов, 140 лет назад помогавших созданию Томского университета - Павел Григорьевич Демидов, Александр Михайлович Сибиряков, Захарий Михайлович Цибульский, -вдохновенны, светлы, возвышенна!, уникальны. Они понимали, зачем нужен Томский университет. Нельзя не пережить того торжественного состояния, когда В.М. Флоринский провозгласил: «Объявляю Императорский Томский университет открытым!». И пошли годы_ И ты понимаешь, и находишь подтверждение своим мыслям относительно того, зачем нужен Томский университет. Во все времена ему удавалось и в реальности, и в восприятии народном оставаться великим средством решения тяжелой, но благородной задачи возделывания вкуса к бытию Человеком, к тому, чтобы служить и культивировать общественный интеллект и психику в их гуманистически окрашенном содержании. Университет прививал высокие идеалы и, придавая трезвость возможности их реализации, провожал выпускников в жизнь. Идеи века: технические, экономические, политические, этические - все проходили университетскую гуманитарную оценку, что способствовало воплощению их как в деятельности властных структур, так и в придании смысла каждой профессиональной и личной жизни. Университет совершал работу гуманитарного эксперта. Принималась ли во внимание эта экспертиза - другой вопрос. Листая страницы книги, думаешь, что совсем не случайно наш Томский университет начинался с медицинского факультета, а первые университеты Европы столь же не случайно в своем составе эти факультеты имели. Все они выражали заботу о жизни. С разговора об этой заботе в лекции профессора С.И. Коржинского «Что такое жизнь?» открылись занятия в Томском университете. И текст, и подтекст лекции - это гимн университету в его устремлениях и идеалах, своеобразная клятва Гиппократа, призыв к университетскому сообществу, студентам и преподавателям всех (не только медицинского) факультетов и всех поколений - не навредить, не причинить вреда и несправедливости, быть всегда в интеллектуальном поиске и понимать, что все зло в жизни (как говорил ещё великий Сократ) - от невежества. Из книги видно, что судьба к нашему университету не всегда благоволила. Ему выпало пережить тяжелые дни революций и войн, когда уходили студенты и преподаватели на защиту Человека и Культуры, когда приходилось часть своих площадей отдавать под госпитали и заводы, а в послевоенное время выполнять свою миссию, залечивая послевоенн^іе раны. И всегда в нем был «невидимый флюид» (К. Ясперс), особая атмосфера, потому что он сохранял то, что со времен Гумбольдта зовется «идеей университета». Понятно, конечно, что новые времена несут новые нравы. О tempora, o Г.И. Петрова 326 mores! И наш университет сегодня становится наполовину рыночным, идет за работодателем, а не опережает его потребности. Университет вынужден заключать фаустовский договор с вышестоящими властными организациями, которые требуют от него и ориентируют его на инструментальные экономические функции. Зато взамен ему позволено выходить за экономические рамки либо придавать им новые смыслы и значения. И потому: «Славься, университет!». Со страниц книги исходит благодать и чувствуется желание не утерять в своих идеалах высоту, не ограничиться пониманием общественного и человеческого блага только в его узких экономических границах. Томский университет сохраняет доверие и не теряет своей идентичности. В новых устремлениях ему остаются свойственными по-аристотелевски понятая бесполезность и элитарность. Даже в нынешних условиях, как говорит ректор ТГУ Э.В. Галажинский, он не утерял университетскую «избыточность». В самом деле, в наше прагматистское время трудно содержать и Ботанический сад, и капеллу, и Университетскую рощу, все университетские музеи и пр. Но все это сохранилось и приумножилось, выполняя свою элитарную образовательную миссию. Да, «человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым» (Стендаль). И действительно, перед нами счастливые люди. Вот факультеты: геологический [1. С. 127], радиофизический [1. С. 110-115], исторический [1. С. 142-143], химический, филологический, прикладной математики и компь-ютерн^іх наук и все-все-все. Все счастливы служением любимому делу - образованию. Благодаря этому делу наше молодое поколение взрослеет. Взрослеть же - это не просто приобрести знания, которые позволят, получив диплом, хорошо трудоустроиться. Не это есть главная цель университета. Его цель - привить к Разуму любовь. Любовь к жизни и к миру, сформировать доверие к Другому - человеку, культуре, обществу, показать ценность свободы, открытости, понимания. Славься, университет!
Петрова Галина Ивановна | Томский государственный университет | доктор философских наук, профессор кафедры культурологии, теории и истории культуры Института искусств и культуры | seminar_2008@mail.ru |