Культура потребления и здоровый образ жизни | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 36. DOI: 10.17223/22220836/36/31

Культура потребления и здоровый образ жизни

Consumer Culture and Healthy Living.pdf Здоровый образ жизни - целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение его здоровья. Сколько существует человечество, столько же существует проблема укрепления здоровья, стремление Культура потребления vs потребление культуры 293 к физическому совершенству, красоте души, вечной молодости, обладанию сверхчеловеческими возможностями и даже бессмертию. Об этом свидетельствуют предания, сказки, поговорки, песни разных времен и народов мира, дошедшие до наших дней древние философские и медицинские трактаты. «Совершенство человека - это здоровье; если есть здоровье, то его следует сохранять, а если нет, то следует его приобрести» (Аль-Фараби, 872950 гг. «Указание пути к счастью»). В XXI в. в связи с изменением характера и возрастанием интенсивности нагрузок на организм, увеличением техногенных, экологических, психологических и военных рисков проблема сохранения здоровья является особенно актуальной. Современное общество потребления характеризуется не только массовым потреблением материальных благ, но и соответствующей системой ценностей и установок. Формирование культуры потребления и привитие культурно-гигиенических навыков здорового образа жизни начинается с раннего детства, когда родители организуют окружающую среду ребенка, осуществляют уход за ним, определяют его поведение. В первую очередь семья, а затем и общество формируют систему потребностей, нравственных установок и духовных ценностей. Поэтому вечная проблема выбора для индивида решается посредством сформированной у него культуры потребления в конкретных социально-экономических условиях. Культура потребления решает проблему выбора более качественного, более безопасного для человека и дает знание, как потреблять выбранное без последствий для здоровья. Забота о своем здоровье проявляется через выбор быта, продуктов питания и привычек, более полезных, более здоровых, менее вредных, позволяя скорректировать потребительское поведение в желаемом направлении - в сторону сохранения здоровья и продления активной жизнедеятельности. В настоящее время среди молодежи растет интерес к здоровому образу жизни, особенно к таким его компонентам, как правильное питание, тайм-менеджмент, физическая культура и закаливание организма, экология окружающей среды. Культура потребления и здоровый образ жизни - два современных тренда, взаимообусловленных и неразрывно связанных с уровнем качества жизни как индивида, так и общества в целом. При этом оба тренда являются частью общего мегатренда - «стирание граней внутри различных социальных явлений и между ними», в том числе между работой, учебой и частной жизнью, между рабочим местом и жильем, между потребителем и производителем. Среди самой прогрессивной части потребителей появились «профессиональные потребители» и «производители-потребители» - просьюмеры, активно участвующие в процессе производства товаров и услуг, потребляемых ими самими. Представителями просьюмеризма являются и биохакеры - энтузиасты любительских исследований в области биологии, организующие свои домашние или «гаражные лаборатории» (Carlson R., 2005. Splice it yourself). Профессионалы, ведущие на дому собственный проект, и любители объединились в организацию DIY-bio (Do it yourself - «сделай сам»). Они экспериментируют со своим организмом ради его усовершенствования, сохранения молодости и активного долголетия. Биохакинг - еще один тренд XXI в., пробудивший волну интереса к здоровому образу жизни, на новом уровне развития общества потребления. Программа персонифицированного биохакинга включает в себя: выявление гене- ДоклаДы участников панельной Дискуссии 294 тических рисков, правильное питание, умеренную физическую активность, восстановление гормонального баланса, здоровый сон, улучшение мозговой деятельности, избавление от стресса, косметологический уход с использованием новейших достижений науки и современных технологий. Основная задача биохакинга - долголетие и максимальная эффективность организма, развитие всех его функций. Британский геронтолог и автор книги «Отменить старение» Обри ди Грей считает, что победить процессы старения в организме уже сейчас можно с помощью средств современной медицины, и утверждает, что первый человек, который проживет 1 000 лет, уже появился на свет. С другой стороны, человек - это не только его биологические показатели. Здоровье человека - это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных его врожденными и приобретенными свойствами. Счастливый и здоровый индивидуум способен прожить многие годы без помощи гаджетов, транквилизаторов и гормональных препаратов. С прогрессом биохакинга появляется ряд этических вопросов и моральных обязанностей. Кроме максимального продления необходим смысл жизни человека. Многие боятся состариться или потерять трудоспособность и стремятся разными путями достичь совершенства. Одни имплантируют в тело всевозможные гаджеты (гриндеры), другие подробно изучают функции органов, систем, тканей организма для внесения в него положительных изменений с помощью гормонов, фармакологических препаратов и биологически активных добавок, проводят анализ ДНК и генные модификации, эксперименты со стволовыми клетками; самостоятельно создают исследовательское оборудование, в том числе для генетического редактирования. Биохакеры оставляют потребителям их продукции возможность контролировать, настраивать и автоматизировать приобретенную систему. Основные проблемы потребителей - это коммерциализация (образования, инноваций, имиджа, физической культуры и т.д.) и дефицит достоверной информации, а также низкий уровень доказательности эффективности и безопасности многих разработок биохакеров. Опасения в обществе вызывают попытки применения непротестированных и официально не зарегистрированных препаратов для генетического редактирования с целью самолечения, неконтролируемое использование биотехнологий, которое может привести к созданию биологического оружия. Есть также опасения, что существует угроза возникновения диктатуры «сверхчеловеков», как возможный вариант развития олигархического капитализма и общества потребления. Вероятно, об этом предупреждал гениальный И.А. Ефремов в своем социально-философском фантастическом романе «Час Быка» (1968), описывая общество, разделенное на касты «крат-кожителей», «долгожителей» и «правителей». С другой стороны, есть и позитивные результаты деятельности биохакеров. Положительным примером пользы любительских биотехнологических исследований является создание автоматической инсулиновой помпы - аналога искусственной поджелудочной железы крупным производителем медицинского оборудования Medtronik в сотрудничестве с биохакерами. В 2018 г. аналитический центр Gartner назвал биохакинг одним из пяти ключевых технологических трендов современности. Возможно, в будущем изобретения биохакеров позволят отслеживать показатели организма и предупреждать о болезнях с помощью специальных программ и приложений, а благодаря регенеративной медицине, генной Культура потребления vs потребление культуры 295 терапии и нанотехнологиям появятся реальные возможности жить вечно. Международная некоммерческая организация Humanity+, придерживаясь философии трансгуманизма, занимается продвижением разработок биохакеров с целью улучшить человечество с помощью новых технологий. Трансгуманисты, развивая идею «постчеловечества», считают, что нанотехнологии, биотехнологии и искусственный интеллект, а также полный контроль эмоций и психического состояния освободят место для любви и радости, долгой и здоровой жизни.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Басарева Наталия ИвановнаСибирский государственный медицинский университеткандидат медицинских наук, врач-педиатр, аллерголог, доцент кафедры детских болезнейnataly_2711@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 Культура потребления и здоровый образ жизни | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 36. DOI: 10.17223/22220836/36/31

Культура потребления и здоровый образ жизни | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 36. DOI: 10.17223/22220836/36/31