Фанатское кино как переработка культурных смыслов | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 36. DOI: 10.17223/22220836/36/35

Фанатское кино как переработка культурных смыслов

Fan Cinema as a Cultural Reconstruction.pdf Фанатские кино является визуальным аналогом фанфикш и снимается на некоммерческой основе фанатами для других фанатов. Феномен стал возможен благодаря появлению дешевых цифровых видеокамер, компьютерной анимации и программ редактирования изображения. Цифровые технологии облегчают компоновку и переработку элементов существующего фильма в материал для фан-творчества. Интернет позволяет любителям обмениваться техническими ресурсами, также доступен ряд онлайн-руководств, которые обучают любителей тонкостям воссоздания элементов, характерных для определенных киновселенных. Фан-фильмы могут сопровождаться собственными трейлерами, постерами, документальными фильмами и видео того, что происходило за кадром. По словам Генри Дженкинса, подобные маркетинговые стратегии являются маркерами современного любительского кино, указывая на то, что кинолюбители «пришли к пониманию того, что „высокий“ кинематограф зависит как от искусства повествования, так и от искусства рекламы и маркетинга». Мы являемся свидетелями трансформации культуры любительского кино «от ориентации на домашние фильмы к общедоступности, от небольшого круга зрителей к широкой аудитории, от освоения технологии к освоению механизмов рекламы и продвижения, и от сосредоточения на документировании к сосредоточению на присвоении, пародийности и диалогичности» (Jenkins H. Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture. 1992). Благодаря цифровым технологиям у фанатов появилась возможность воссоздавать и пародировать приемы мейнстрим-кинематографа. Для пародийных фан-фильмов свойственно объединение нескольких популярных текстов. Пародируя клише и условности популярных текстов, фанаты демонстрируют кинематографическую и культурную грамотность. По мне- Доклады участников панельной дискуссии 304 нию Дженкинса, фанаты обращаются к пародии, чтобы согласовать конфликтующие намерения: воспроизвести голливудскую стилистику и легитимизировать свой собственный любительский статус. «Тем не менее их пародия почти всегда доброжелательна и не содержит прямого политического заявления» (Jenkins H. Textual Poachers^). Фан-фильмы зачастую делаются с почтением к автору исходного текста и являются выражением «преемственности и последовательности» (Hills M. From Fan Cul-ture/Community to the Fan World: Possible Pathways and Ways of Having Done Fandom. 2017). Фанатская деятельность - это процесс, который включает в себя не только отбор и отклонение артефактов популярной культуры, но также осмысленное использование их в качестве творческих ресурсов (Fiske J. The Cultural Economy of Fandom. 2017). Таким образом, фан-кино нужно понимать не просто как пассивное потребление, а как активное производство. Важно отметить, что производство не обязательно означает создание продукта, но предполагает создание культурной ценности и значений. Так, в основе теории Г. Дженкинса лежит идея «текстового браконьерства». Следуя данной идее, из различных элементов, извлеченных из текста, фанаты производят значения, отличные от значений, заложенных авторами, профессиональными критиками и киноведами. Браконьерство, как правило, используется в качестве способа обработки текста, но фанаты также могут использовать его как возможность заявить о своей причастности. Согласно Дженкинсу, фанатская деятельность стирает границы между производителями и потребителями, зрителями и участниками, коммерческим и домашним ремеслом^ медиафандом становится частью культуры партиципации, которая трансформирует опыт потребления в производство новых текстов, новой культуры и нового сообщества (Jenkins H. Textual Poachers^). Мотивацию создателей фан-фильмов и их аудитории Дженкинс объясняет следующим образом: «Они удовлетворяют желания фанатов, фокусируясь на тех аспектах нарратива, которые сообщество хочет изучить» (Jenkins H. Fans, Bloggers, and Gamers: Exploring Participatory Culture. 2006). Вследствие этого для фанатских фильмов характерны определенные модели в работе с каноном: изучение взаимоотношений между персонажами; альтернативный взгляд на события; экранизация нарративов, не вошедших в коммерческое кинопроизведение; группировка персонажей из других киновселенных; изменение жанра исходного текста. Стоит отметить, что фанатские фильмы, в отличие от фанфикшн, не включают в себя фетишизм и насилие. Специфический жанр фанфикшн «слэш» (в центре истории гомосексуальные отношения, которые могут носить жестокий характер) неприемлем для фан-фильма, в ином случае содержание подобного характера было бы отнесено к порнографии (Jyme Mariani. Lights! Camera! Infringement? Exploring the Boundaries of Whether Fan Films Violate Copyrights. 2016). Так, например, представители Lucasfilm Ltd. решительно настроены против фильмов, которые содержат откровенно сексуальный характер, и в то же время благосклонно относятся к неэротическим историям, поощряя их через участие в фестивалях фан-кино. Свою позицию они объясняют так: «Поскольку вся сага „Звездных войн“ имеет рейтинг PG (13+), любая фан-продукция должна соответствовать дан- Культура потребления vs потребление культуры 305 ному рейтингу» (Brooker W. Using the Force: Creativity, community and «Star Wars» fans. 2003). На Западе крупные продюсерские компании внимательно следят за деятельностью фандомов. Правообладатели придерживаются различных подходов в отношении фан-фильмов: от осуждения и установления правовых санкций до молчаливого одобрения и признания их в качестве неофициальной части вымышленного мира, вдохновившего на создание фильма (при условии, что они не претендуют на материальные выгоды). Беспрецедентную политику ведет вышеупомянутая Lucasfilm Ltd. Они выбрали стратегию «включения и сдерживания» (Brooker W. Using the Force^), предлагая фанатским кинематографистам бесплатное веб-пространство на официальном сайте «Звездных войн», а также спонсируя фестивали фан-кино (при условии, что весь контент, размещенный фанатами, становится интеллектуальной собственностью Lucasfilm). Фестивали вроде Star Wars Fan Film Awards и он-лайн-просмотры работ победителей позволяют любителям и начинающим кинематографистам получить доступ к рекламе и ажиотажу, вызванным выходом нового эпизода «Звездных войн», что, в свою очередь, обеспечивает освещение в СМИ как основного фильма, так и фанатского. Это также позволяет кинопроизводителям использовать фанатские кинодвижения в качестве промоутирующей силы. В то время как Lucasfilm ищет способы регулирования производства фан-фильмов, сами фанаты находят новые пути приобщения к текстам «Звездных войн». Например, вскоре после выхода «Скрытой угрозы», ряд поклонников, разочарованных картиной, выпустили собственные версии эпизода, используя кадры оригинальной ленты. Созданный фанатом Майком Дж. Николсом фильм лишен сцен и диалогов продолжительностью в двадцать минут, которые многие фанаты сочли раздражающими, бессмысленными или нежелательными. Главным образом, версия Николса делает акцент на повествовании, а не на спецэффектах. В этой связи текстовое браконьерство фанатов напоминает реставрацию. Следовательно, его правка - это нечто большее, чем скромная фанатская переработка разочаровавшего фильма. Поклонник этим действием указывает на несостоятельность режиссера. Подобный подход является распространенным: браконьерами часто движет желание защитить франшизу от ее создателя (Jenkins H. Textual Poachers^). По словам Джонатана Грея, созданные фанатами паратексты работают как «текстовыделители», указывая специфический путь через текст (Gray J. Show Sold Separately: Promos, Spoilers, and Other Media Paratexts. 2010). Фан-монтаж деконструирует текст, чтобы избавиться от навязанных смыслов. Показательно, что большинство вырезанных Николсом сцен были ориентированы на детей. На более глубоком уровне - это критика того, что сиквелы фильмов создаются для заработка на подрастающем поколении, а не для фанатов. Из чего можно заключить, что уникальность фанатского редактирования заключается в том, что это единственная форма фан-фильмов, использующая цифровые технологии для изменения голливудского продукта в фанатских целях и подрывающая методы коммерческого производства. Однако по большому счету фан-фильмы не являются антагонистами мейнстрим-кинематографу, напротив, поклонники пытаются дополнить нарратив, устранить пустоты, возникшие из-за текстовой наполненности, рас- Доклады участников панельной дискуссии 306 крыть недостаточно развитый потенциал. Фанаты хотят демократизации, именно поэтому, по мнению Дженкинса, новшеством для современной культуры является не фанатская деятельность, а реакция медиа-корпораций и увеличение числа законов об интеллектуальной собственности. «[Фанаты] хотят стать медиапроизводителями, а медиапроизводители хотят сохранить свое традиционное доминирование над медиаконтентом» (Jenkins H. Fans, Bloggers, and Gamers..).

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Смердова Карина СергеевнаТомский государственный университетстудентка Института искусств и культурыsmerdova.k@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 Фанатское кино как переработка культурных смыслов | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 36. DOI: 10.17223/22220836/36/35

Фанатское кино как переработка культурных смыслов | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 36. DOI: 10.17223/22220836/36/35