На основании анализа официальных документов Европейского союза в статье рассмотрены новейшие тенденции в определении главных направлений деятельности ЕС в сфере культурной политики. Установлено, что при всей безусловной значимости и внимании к классическому европейскому культурному наследию информационный век вносит существенные коррективы в управленческие парадигмы, сегодня требующие инновационности даже в самых традиционных сферах. Показано, что в дальнейшем инициативы, по содействию динамике культурных индустрий и расширению инноваций в сфере культуры займут более обширное пространство в системе базовых управленческих действий Евросоюза, где на сегодня доминируют наследие и цифровизация.
Main activities of the European Union in the sphere of culture and their hierarchy.pdf Несмотря на то, что европейская интеграция начиналась с экономики, вопросы идентичности как смыслового фундамента объединения всегда были знаковыми для евростратегов. Актуальность анализа проблем культурной политики ЕС сохраняется и до сих пор, поскольку, во-первых, запрос на ее модификацию инициируют современные социальные реалии миграционных процессов, а во-вторых, требования к изменению классических подходов к менеджменту наследия диктует информационная эпоха. Цель данного исследования состоит в том, чтобы на базе анализа официальных документов ЕС, относящихся к культурной политике, выявить иерархию между ее основными направлениями. В большинстве работ, посвященных культурной политике Евросоюза, авторы ставят перед собой задачу прежде всего ознакомить читателей с тем, как меняются стратегические приоритеты ее функционирования на протяжении десятилетий истории европейской интеграции. Научная новизна данной статьи, напротив, состоит в том, чтобы на базе рассмотрения главных текущих направлений культурной политики ЕС дать прогноз ее динамики на ближайшее десятилетие. Как известно, функции Европейского союза применительно к области культуры определены в ст. 167 Договора о функционировании Евросоюза. Поскольку отдельные государства-члены ЕС несут ответственность за свою собственную политику в секторе культуры, роль Европейской комиссии при этом заключается в оказании помощи в решении таких проблем, как изменение моделей менеджмента в сфере культуры, в том числе с использованием цифровых технологий, а также необходимость поддержки инновационного потенциала культурного и творческого секторов. Е.В. Водопьянова, Л.А. Коробейникова 6 Генеральный директорат по вопросам образования, молодежи, спорта и культуры является департаментом Европейской комиссии, который занимается вопросами образования, профессиональной подготовки молодежи, спорта, языков и культуры. Деятельность департамента в этой области определяется Европейской повесткой дня в области культуры, которая направлена на укрепление роли и позиций культуры во все более глобализирующемся мире. Департамент разрабатывает политику по поддержке культурного наследия (КН) Европы. План работы по культуре на 2019-2022 гг. [1], принятый 27 ноября 2018 г., определяет пять основных приоритетов европейского сотрудничества в области культурной политики и объединения усилий на национальном и европейском уровнях в таких сферах, как: - устойчивость КН; - сплоченность и благополучие; - экосистема, поддерживающая художников, культурных и творческих профессионалов и европейский контент; - равенство полов; - международные культурные связи. Исходя из этих приоритетов, центральные направления деятельности ЕС в этой области ныне можно обозначить как эффективное управление наследием, причем реализуемое на фоне и в значительной мере посредством циф-ровизации, а также как содействие развитию современных форм бытия культуры. Менеджмент КН безусловно является системообразующим фактором современной европейской культурной политики и имеет давнюю историю, коренящуюся в замыслах и реальных интеграционных стратегиях в этой сфере, берущих начало от европейских культурных проектов восьмидесятых годов прошлого века. Общие контуры уже реализованных стратегий воспроизводятся и ныне, в частности, посредством функционирования инициатив «Европейские столицы культуры», (стартовала в 1985 г.) и лейбла «Европейские объекты наследия» - знакового формата, которым отмечаются здания, музеи, архитектурные формы и события, знаменующие вехи в истории и культуре Европы. Данная программа под эгидой Европейской комиссии была запущена в 2013 г. На сегодняшний день патронаж над КН со стороны Евросоюза можно рассматривать как систему глубоко иерархизированных элементов, отражающих масштабы и сложность европейского наследия, во-первых, а также дифференциацию подходов к управлению им и его продвижению в современных формах, во-вторых. Однако при всей безусловной значимости и внимании к классическому европейскому КН информационный век вносит существенные коррективы в управленческие парадигмы, сегодня требующие инновационности даже в самых традиционных сферах. Ныне Евросоюзу предстоит сформировать стратегический подход к изменению бизнес-модели потребления объектов европейского КН, главным для которого станет максимально точное определение основных тенденций со стороны спроса, идущего от отдельных граждан и социальных групп. Такая стратегия сулит выгоды обществу, отдельным гражданам, а также и традиционным / вновь возникающим структурам КН. Следует заметить, что Главные направления деятельности Европейского союза в сфере культуры и их иерархия 7 предпринимательство в сфере КН вовсе не свободно от ряда уязвимостей, к которым, в частности, можно отнести и динамику занятости в этой сфере, предполагающую, в отличие от традиционной модели найма, так называемые уязвимые рабочие места, предполагающие частичную / временную занятость, а также самозанятость. КН сегодня существует и развивается как противоречивое единство традиционного и инновационного, причем роль последнего неуклонно растет, подчиняясь логике развития информационного социума. Исследователи в значительной степени связывают направленность на инновационность прежде всего с молодежью как специфическим возрастным сегментом аудитории потребителей европейского КН, для которых информационно-коммуникационные технологии стали повседневностью досуга, а значит, и средством потребления / продвижения культуры. В процессе достижения этих целей экономические выгоды становятся неотделимы от социальных, прежде всего направленных на совершенствование качества жизни. В технологическом аспекте в основе происходящих изменений лежит прежде всего тотальная цифровизация европейского общества, ведущая, в частности, к улучшению и современным модификациям инфраструктуры КН. Все это работает на формирование новых навыков, в том числе творческих, а также на динамику коммуникации, повышения уверенности в себе, возможностей для развития вообще и волонтерства в частности, а также чувства сплоченности и идентичности на разных уровнях европейского социума. Задача состоит в том, чтобы сформировать разнообразные практики управления КН, «увеличить участие людей в принятии решений, влияющих на их культурную идентичность» [2. Р. 18]. Инновационные практики предпринимательства наследия приспособлены к этому больше, нежели классическое продвижение и потребление КН. Большая индивидуализация потребления КН ныне прежде всего предполагает избирательное потребление информации и ее оптимизацию. Последняя в инновационном расширении границ предпринимательства наследия может быть выражена: - в формировании новых подходов и расширении аудиторий восприятия КН посредством развития нишевого туризма, в частности, экстремального, структурированного по возрастным группам, образовательному уровню, профессиональным профилям и т.п.; - в расширении детерминированного цифровой средой туризма и деловых предложений, основанных на онлайн-событиях, онлайн-группах участия и т.п.; - в усилении интеграции различных социальных групп через коммуникацию в сфере КН, включая технологии мобильной связи, в том числе позволяющие мгновенно поделиться эмоциями от восприятия объектов европейского классического наследия. При этом в настоящее время сформировалась насущная необходимость максимально использовать цифровые технологии для записи, документирования, сохранения и популяризации КН в Европе. Цифровая реальность одновременно поможет не допустить исчезновения объектов наследия в условиях ухудшения состояния артефактов КН с течением времени и при негативных техногенных воздействиях. Она же предстает как потенциальная страховка от терроризма, вандализма и стихийных бедствий. Е.В. Водопьянова, Л.А. Коробейникова 8 Недавние драматические события уже дали этому концепту дигитализации достаточно подтверждений. Хрупкость и уязвимость культурных объектов зримо проявилась, в частности, в момент пожара в парижском соборе Нотр-Дам и стихийных бедствиях, порожденных европейскими наводнениями и землетрясениями последних десятилетий. Наконец, пандемия коронави-руса, оказавшая масштабное влияние на мобильность европейского населения, в частности, инициировала новый уровень использования цифровых технологий применительно к КН в Старом Свете. Именно в этот период изоляции и тотального дистанцирования Интернет приблизил и сделал бесплатными для европейцев культурно-туристические объекты, в частности, посредством ЭБ-туров по сегменту КН, а также позволил осуществить виртуальные свободные визиты в оперные театры, музеи и библиотеки. Самые известные культурные центры в большинстве своем в настоящее время предлагают виртуальные туры онлайн. Так, Лувр проводит виртуальные туры по некоторым из своих коллекций, в Берлине создана 3Б-модель алтаря из музея Пергамон, в формате 3D доступно много объектов в Баварии, в Нидерландах виртуальные туры предлагают, в частности, Рексмузей и музеи Ван Гога и Рембранта, Прадо в Мадриде, а в Стокгольме музей корабля Vasa. В Ватикане таким образом можно осмотреть Сикстинскую капеллу и лоджии Рафаэля. Применительно к европейским странам вне ЕС отметим доступный в сети онлайн тур по Британскому музею. Еврократы справедливо полагают, что цифровые технологии открыли новые и значительно более оптимальные способы для сохранения культурных ценностей в новых форматах. ЕС уже много лет поддерживает исследовательские и инновационные проекты, разрабатывающие цифровой доступ к КН на базе таких современных технологий, как ЭБ-приложения, виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR), big data, искусственный интеллект, 5G. Они делают доступными модели разнообразных произведений искусства от картин, памятников, исторических зданий и объектов до моды или видеоигр. Благодаря технологиям виртуальной и дополненной реальности города из прошлого возвращаются из небытия, а потребители КН могут исследовать европейские достопримечательности не выходя из своего дома или, напротив, почувствовать эффект присутствия в жизни в иную историческую эпоху. Туризм принимает другое, фактически вневременное и внепространственное измерение: виртуальные музеи открыты круглосуточно, дети изучают историю в увлекательных играх, а взрослые с большей легкостью погружаются в европейскую идентичность и историю. К настоящему времени наиболее масштабным результатом цифровиза-ции КН в Евросоюзе оказался проект Europeana (europeana.eu) - уникальная европейская платформа для легкого доступа и использования цифрового культурного наследия. Уже сегодня в ней задействованы тысячи культурных структур по всей Европе, это 57 млн цифровых объектов из более чем 3 500 музеев, галерей, библиотек и архивов Старого Света. Данный мегапроект уже более десяти лет направлен на то, чтобы сделать европейскую культуру доступной для всех, при этом - большая часть контента здесь находится в общественном достоянии и объединяет ресурсы из различных источников; Главные направления деятельности Европейского союза в сфере культуры и их иерархия 9 - его ресурсы нацелены в том числе на разработку и обмен передовым опытом, стандартами и общими решениями, признанными на международном уровне; - он подразумевает создание Европейской сети информационных партнеров, агрегаторов и специалистов по КН, а также механизма цифровой трансформации учреждений культурного наследия; - в рамках платформы доступны, в частности, такие тематические ресурсы, как «Пионеры-первопроходцы в искусстве, науке и обществе», а также «Нерассказанные истории и официальные истории Первой мировой войны». На церемонии подписания Декларации о цифровизации европейского КН исполнительный директор Фонда Europeana Гарри Вервайен сказал: «Европа не стала инвестировать в очередной Google. Я думаю, что она инвестировала в нечто более важное, чем это; она инвестировал в Совместимость. Модель Europeana, которая оставляет суверенитет в руках институтов, но основана на сотрудничестве и общих стандартах, стала экспортным продуктом, который копируется по всему миру, от США до Индии и от Мексики до Японии» [3]. Оцифровка может помочь в сохранении, обновлении, изучении и продвижении европейской культуры, в то время как онлайн-доступность придает КН большую эгалитарность и в состоянии помочь углублению чувства сопричастности к общему наследию и единым европейским ценностям. Между тем пока только 10% культурного наследия Европы оцифровано, при этом из него уже доступно онлайн всего лишь 36%. На долю культурного сектора ЕС в настоящее время приходится 8,7 млн рабочих мест и 5,3% ВВП от ЕС. Положительное сальдо торгового баланса культурных товаров ныне составляет 12,8 млрд евро [4. P. 3]. Стратегия ЕС по оцифровке и онлайн-доступности культурных материалов постоянно совершенствуется и дополняется. Новые шаги по продвижению оцифровки культурного наследия были зафиксированы Декларацией государств-членов о сотрудничестве в сфере оцифровки культурного наследия от 9 апреля 2019 г. [5] и нацелены: - на панъевропейскую инициативу по 3D-оцифровке артефактов, памятников и объектов КН; - повторное использование оцифрованных культурных ресурсов для содействия вовлечению граждан, инновационному использованию и распространению информации в других секторах; - укрепление межсекторального, трансграничного сотрудничества и наращивание потенциала в секторе оцифрованного КН. Такие программы Евросоюза, как завершающийся Horizon 2020 и Connecting Europe Facility, поддерживают проекты в области передовых технологий оцифровки, виртуальной реальности, познавательных игр, отбора значимого контента, виртуальных музеев и платформ, создавая инфраструктуру для цифрового доступа к европейскому КН для всех, в любом месте и в любое время. Подведем некоторые итоги. Культурная политика ЕС с момента его основания и до настоящего времени акцентировала свое внимание на менеджменте КН Старого Света, и в иерархии ее приоритетов последнее по-прежнему доминирует. Все остальные инициативы в этой сфере оказываются средствами «донастройки» ее эффективности в соответствии со спецификой 10 Е.В. Водопьянова, Л.А. Коробейникова текущей социокультурной ситуации. КН на службе идентичности и коммерциализации - так можно определить магистральное направление культурноинтеграционной стратегии Евросоюза сегодня. Феномен КН, лежащий в фундаменте культурной политики ЕС, и ныне является системообразующим, однако постиндустриальный социум безусловно вносит коррективы в устоявшиеся за десятилетия подходы. И на сегодняшний день деятельность Европейского союза в сфере культурной политики уже невозможна вне цифровизации. Последняя, с одной стороны, предстает как вполне автономная целостность, но применительно к КН, несомненно, выступает как средство для сохранения и экспансии последнего в условиях информационных реалий. Масштаб использования дигитальных процессов для оптимизации функционирования европейского КН в настоящее время столь велик, что есть все основания утверждать, что базовое направление культурной политики оказалось дифференцировано на собственно КН и его цифровизацию. В процессе своего инобытия в пространстве КН сама цифровизация обрела новые функции, став своеобразным посредником между презентацией новых форм видения европейского классического КН и современной культурой в ее инновационно-индустриальных ипостасях. Цифровизация уравнивает и объединяет на новом уровне наследие, культурные индустрии, а также содействие современному творчеству и стимулированию инноваций в этой сфере. И если на сегодняшний день в официальных документах Европейского союза КН и цифровизация постулируются в качестве основных направлений культурной политики объединения, то есть веские основания полагать, что в дальнейшем инициативы по содействию динамике культурных индустрий и расширению инноваций в сфере культуры займут подобающее место в системе базовых управленческих действий ЕС. Это ни в коем случае не будет умалять роли и места традиционного европейского КН, а лишь расширит пространство его потенциальных возможностей.
Draft Council conclusions on the Work Plan for Culture 2019-2022 (2018). Brussels, 15 November (OR. en) 13948/18 CULT 137. URL: http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-13948-2018-INIT/en/pdf#http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-13948-2018-IMT/en/pdf (Accessed: 03.06.2020).
Iglesias M., Kern P., Montalto V. Use of Structural Funds for Cultural Projects. Brussels: European Parliament, 2012. URL: http://www.keanet.eu/docs/structuralfundsstudy.pdf (Accessed: 06.06.2020).
Daley B. Member States sign digitising cultural heritage declaration at Digital Day. URL: https://pro.europeana.eu/post/member-states-sign-digitising-cultural-heritage-declaration-at-digitalday-2019 (Accessed: 06.06.2020).
Digital for culture. Preserving and promoting our cultural heritage. 2019. European Union.
EU Member States sign up to cooperate on digitising cultural heritage. 2019 9 April. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/eu-member-states-sign-cooperate-digitising-cultural-heritage (Accessed: 14.06.2020).