Статья посвящена изучению научной коммуникации в современном российском духовном образовании. Нормы и правила научной коммуникации в организации являются частью корпоративной культуры наряду с ее ценностями, традициями, психологическим климатом, стилем управления и т.д. Рассмотрены, такие формы коммуникации, как научные конференции; научные кружки и сообщества; методологические семинары; публикации в периодических изданиях и социальных сетях.
Scientific communications in the modern Russian ecclesiastical education: forms and meaning.pdf Научная коммуникация является компонентом культуры, соотносимым с процессом приобретения профессиональных навыков в проведении научного исследования. Научные коммуникации представляют специфическую форму профессионального общения, основанную на обмене научной информацией, значимой для участников интеллектуального взаимодействия при решении исследовательских задач в процессе научной деятельности [1. С. 10]. Пониманию содержания, целей и перспектив корпоративной культуры современного духовного образования способствует анализ форм научной коммуникации. Рассмотрим наиболее распространенную форму научных коммуникаций -конференции. Масштабным форумом, символом взаимодействия церкви и общества стали Кирилло-Мефодиевские чтения, проводимые в большинстве регионов в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры (24 мая). Статус государственного праздника России этот день получил благодаря Постановлению Президиума Верховного Совета РФ № 568-1 от 30 января 1991 г. Чтения проводятся с целью возрождения традиционных духовных ценностей, объединения усилий деятелей науки, образования, культуры, искусства и священнослужителей в изучении славянской письменности и культуры [2]. Научно-теоретическое и социально-практическое исследование фундаментальных оснований славянской письменности и культуры на рубеже XX-XXI вв. приобретает особую значимость из-за разрыва культурных традиций и необходимости определения духовно-нравственных стратегических перспектив. Чтения являются уникальной площадкой для обсуждения научных исследований в сфере гуманитарного знания, а также проблем межкультурного и межконфессионального диалога, христианской духовности и ее значения для современного мира. Значимо совместное участие в конференциях представителей светских и духовных учебных заведений, поскольку «гуманисти- 1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект .№ 18-78-00044). 46 К.А. Кузоро ческий потенциал религии и оберегаемых ею основополагающих нравственных ценностей должен сопровождать развитие гражданской культуры, стержнем которой является соблюдение прав человека» [3. С. 117]. Помимо обсуждения научных вопросов проводятся выставки, презентации, концерты, театральные представления, экскурсии, экологические акции, мастер-классы, творческие конкурсы, встречи с писателями и общественными деятелями. Часто за организацию и проведение научных секций на чтениях отвечают духовные и светские учебные заведения. По итогам конференций обычно выпускаются сборники с индексацией в базе данных РИНЦ. Большая часть конференций имеет статус региональных и всероссийских, но конференции могут быть и международными, как, например, Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура» (Челябинск). Кирилло-Мефодиевские чтения могут носить более узкую тематическую направленность: книговедческие чтения «Кирилло-Мефодиевские традиции в Пскове», филологические чтения в Севастополе, педагогические чтения в Калининграде. Часто на чтениях уделяется значительное внимание краеведению, патриотическому воспитанию. В ряде городов мероприятия ориентированы в значительной степени на детей и молодежь (Казань, Оренбург, Иркутск). Введение в школах «Основ религиозных культур и светской этики» с 2010-х гг. сделало чтения площадкой для обсуждения педагогами теоретических и практических вопросов преподавания этого предмета. Столь же известны и масштабны Рождественские чтения, впервые проведенные в Москве в 1993 г. В число важнейших задач чтений входят развитие православного образования, духовно-нравственное просвещение общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного мировоззрения, расширение сотрудничества церкви и государства в области образования. Темы Рождественских чтений посвящаются широкому кругу вопросов: «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития» (2009); «Практический опыт и перспективы церковногосударственного сотрудничества в области образования» (2010); «Просвещение и нравственность: забота церкви, общества и государства» (2012); «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее» (2014); «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» (2015); «Молодежь: свобода и ответственность» (2019) и т.д. Рождественские чтения активизировали духовное просвещение в российских регионах: по их примеру организуются областные и районные конференции и семинары по проблемам религиозного образования. Ежегодно в День православной книги (14 марта) в библиотеках, духовных академиях и семинариях, университетах проводятся конференции, цель которых - привлечение общественного внимания к чтению духовнонравственной литературы и традиционным общечеловеческим ценностям. Обычно к этому дню организуются книжные ярмарки и выставки; лекции, посвященные истории книгопечатания на Руси, вопросам распространения православной литературы. В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете с 1992 г. проводится ежегодная Международная богословская конференция ПСТГУ, охватывающая широкий круг проблем, связанных с богословием, в Научные коммуникации в современном российском духовном образовании: формы и значение 47 том числе в смежных гуманитарных областях: философии, истории и культуре народов России, культурологии, филологии, социологии, религии. За весь период существования в ней приняли участие представители отечественных и зарубежных духовных школ, теологических факультетов светских вузов из Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Грузии, Украины, Англии, Бельгии, Болгарии, Германии, Греции, Израиля, Италии, Кипра, Нидерландов, США, Румынии, Франции и др. Проводимые в Русской христианской гуманитарной академии СвятоТроицкие чтения - это комплекс ежегодных научно-теоретических и научнопрактических мероприятий, нацеленных на обсуждение широкого спектра гуманитарных проблем современности, в том числе перспектив их разрешения на основе христианских ценностей в контексте отечественной и мировой культуры. На чтениях обсуждаются исторические и социологические, правовые и филологические, антропологические и педагогические сюжеты, но что важнее - «присутствует психологический и философский анализ, ведь субъективное значение христианства становится понятным, только когда речь идет о жизни, любви, свободе, благе, истине, совести. Вне этих категорий религиозное содержание христианства мельчает и выхолащивается» [4]. Ежегодные научно-практические конференции проводятся в Свято-Филаретов-ском православно-христианском институте: «Духовные итоги революции в России: Коллективный человек и трагедия личности» (2017), «Православные братства в истории России: к 100-летию воззвания патриарха Тихона об образовании духовных союзов» (2018), «Современная православная экклезиоло-гия: служение церкви и ее устройство» (2019) и др. Проблемы церковной исторической науки рассматриваются на ежегодных Платоновских чтениях, посвященных памяти историка и богослова, митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина), которые проводятся в основанной им Перервинской духовной семинарии (Москва) с 2004 г. В Екатеринбургской духовной семинарии организуется ежегодная конференция «Церковь. Богословие. История». Первая конференция, посвященная памяти собора Екатеринбургских святых и 400-летию восшествия на престол династии Романовых, прошла 12 февраля 2013 г. Начинание духовной семинарии нашло широкую поддержу Екатеринбургской митрополии, духовнопросветительского центра «Патриаршее подворье», Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина и Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского [5. С. 40]. Одна из форм работы духовных учебных заведений - проведение методологических семинаров для преподавателей: например «Проблемы методологии богословских и патристических исследований» (Московская духовная академия), «Подготовка и создание учебно-методического комплекса» (Санкт-Петербургская духовная академия). Еще одна форма реализации научных коммуникаций - работа научных кружков и сообществ, например таких, как лаборатория «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Одним из основных направлений деятельности лаборатории является изучение религиозности в обществах, где механизмы межпоколенческой передачи религии были разрушены; делается попытка оценить характер влияния религии 4g К. А. Кузоро на поведение людей в различных сферах жизни. Результаты исследований лаборатории представлены в форме публикаций в научных изданиях, а также регулярно презентуются в рамках круглых столов, рабочих совещаний, летних школ. На базе Русской христианской гуманитарной академии с апреля 2005 г. действует историко-методологический семинар «Русская мысль», продолжающий традиции публичных религиозно-философских обществ Москвы, Санкт-Петербурга и Киева начала XX столетия. Темы заседаний семинара посвящены таким вопросам, как «А.Ф. Керенский: Pro et contra. А.Ф. Керенский и Февральская революция» (2017); «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве XX - начала XXI в.» (2018); «К 150-летию книги Н.Я. Данилевского „Россия и Европа“» (2019); «К вопросу о современных интерпретациях жизни и творчества А.И. Герцена» (2019) и т.д. [6]. Научный кружок есть в Казанской духовной семинарии: «Наши кружки -это не какие-то обычные лекции и семинары. Тут идет работа именно исследовательского характера. Руководитель кружка не преподносит знания, но ищет их совместно со студентами. Это, по сути, такая лаборатория, в которой любой ее участник может обрести новое знание» [7]. Примером создания внеинституциональных площадок стало «Философско-богословское кафе» в Пензенской епархии, преобразованное в 2017 г. в «Религиозно-философское общество». Целью этой диалоговой площадки было установление доверительных отношений и творческое общение между преподавателями вузов и клириками епархии в неформальной обстановке. Сохранение атмосферы непринужденного и уважительного общения позволило выполнять «Философско-богословскому кафе» функцию творческой лаборатории, где выступающие могли представлять и обсуждать перспективные научные идеи [8. С. 197]. В Санкт-Петербургской духовной академии в январе 2019 г. было создано общество изучения церковного права им. Т.В. Барсова («Барсовское общество»). Общество носит имя Тимофея Васильевича Барсова (1836-1904), доктора канонического права, члена Комитета по преобразованию судной части духовного ведомства (1870), заслуженного ординарного профессора Санкт-Петербургской духовной академии. Цели научного общества: развитие изучения теории и истории церковного права; повышение уровня церковного правосознания. Для решения поставленных задач «Барсовское общество» проводит круглые столы, семинары и конференции, посвященные проблемам теории и истории церковного права, организует публикацию статей по церковному праву в научных журналах, поддерживает работу тематического раздела на официальном сайте издательства академии [9]. Значимой формой осуществления научных коммуникаций является деятельность периодических изданий. В 1990-е гг., после возрождения духовного образования в России, Московская и Санкт-Петербургская академии продолжили издание научных журналов под теми же названиями - «Богословский вестник» и «Христианское чтение». Научные журналы издаются в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете («Вестник ПСТГУ», «Филаретовский альманах»), Русской христианской гуманитарной академии («Вестник РХГА»), Российском православном университете («Евразия: духовные традиции народов»), Свято-Филаретовском православно-христиан- Научные коммуникации в современном российском духовном образовании: формы и значение 49 ском институте («Свет Христов просвещает всех»), Библейско-богословском институте святого апостола Андрея («Страницы: богословие, культура, образование»), духовных семинариях. Тематика журналов охватывает отрасли не только философских, теологических и исторических наук, но и смежных - правовых, политологических, социологических, культурологических, филологических. Актуальными являются темы межконфессионального и межрелигиозного диалога; история традиционных религий и новых религиозных движений, взаимодействия религии и науки; проблемы духовного и светского образования. При академиях и семинариях создаются редакционно-издательские советы, что существенно активизирует публикацию научных трудов [10. С. 47-48]. Кроме того, исследователи публикуют свои труды в православных издательствах: «Никея», «Северный паломник», «Лепта», «Издательство Сретенского монастыря». При этом в светских научных изданиях представители духовных академий публикуются не так часто. Но как раз такие публикации могли бы обеспечить им большую узнаваемость и цитируемость в научном сообществе. Большинство духовных учебных заведений активно ведут группы в социальных сетях, часто повторяя текст новостей с сайтов, что затрудняет процесс установления доверительных отношений с аудиторией. В группах можно найти приглашения на открытые и интересные широкой аудитории лекции, мастер-классы, собрания дискуссионных клубов, которые проводятся на собственных площадках [11]. Отметим, что в социальных сетях содержится много информации о массовых и культурно-просветительских мероприятиях, чего нельзя сказать о мероприятиях научных. Поэтому складывается впечатление, что научная жизнь в духовных учебных заведениях не столь активна. Формы научных коммуникаций духовных учебных заведений эффективны, но и не свободны от проблем. В современной системе духовного образования, в первую очередь, развивается педагогический потенциал, а научный ставится на второе место. Такое положение дел определяется общей ситуацией, в которой церковные научные центры как таковые отсутствуют, а на духовные школы возложена обязанность, прежде всего, воспитывать и обучать будущих священников. Перспективными для развития научных коммуникаций являются взаимодействие светской и церковной педагогики в методологической сфере; совместные проекты и публикации с представителями светской науки.
Китова Е.Т. Научные коммуникации / Е.Т. Китова, Э.Г. Скибицкий. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2018. 180 с.
Центр культуры. Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. URL: https://www.altstu.ru/structure/unit/ck/news/15060/ (дата обращения: 16.12.2019).
Муртузова З.М. Соотношение светских и религиозных ценностей в контексте проблемы построения гражданского общества в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. 2016. № 4 (66): в 2 ч. Ч. 2. C. 114-117.
Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения // Научные мероприятия : Русская христианская гуманитарная академия. URL: http://rhga.ru/science/conferen-ces/svtch/ (дата обращения: 16.12.2019).
Акишин С.Ю., Глазкова Г.В., Каримова Н.С., Мангилёв П.И., Никулин И.А. Екатеринбургская духовная семинария в конце ХХ - начале XXI века // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2014. Вып. 2 (8). С. 15-63. К.А. Кузоро
Историко-методологический семинар «Русская мысль» // Русская христианская гуманитарная академия: официальный сайт. URL: https://rhga.ru/science/conferences/rusm/ (дата обращения: 19.06.2020).
Научная деятельность Казанской православной духовной семинарии // Казанская православная духовная семинария : официальный сайт. URL: https://kazpds.ru/deyatelnost/nauchnaya-deyatelnost/ (дата обращения: 16.12.2019).
Шаткин М.А., Саратовцева Н.В. Формы и перспективы взаимодействия светских и духовных образовательных организаций // Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2017. № 10. С. 189-201. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-perspektivy-vzaimodeystviya-svetskih-i-duhovnyh-obrazovatelnyh-organizatsiy (дата обращения: 19.06.2020).
Барсовское общество. URL: https://izdat-spbda.ru/barsovskoye-obshchestvo/o-proyektebarsovskoye-obshchestvo (дата обращения: 19.06.2020).
Кузоро К.А. Периодические издания как способ формирования корпоративной культуры православных духовных учебных заведений // Вестник Т омского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 34. С. 44-54.
Бирюкова Д.А. Корпоративная культура российских духовных учебных заведений XXI века через призму деятельности в цифровом пространстве // Informative and communicative space and a person: materials of the IX International scientific conference on April 15-16, 2019. Prague : Vedecko vydavatelske centrum “Sociosfera-CZ”, 2019. С. 6-13.