О законе минимизации репрезентации художественных концептов | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 39. DOI: 10.17223/22220836/39/14

О законе минимизации репрезентации художественных концептов

Статья посвящена изучению образного языка культуры, двухуровневого интертекста и парадигмы метавиртуализма. Обосновывается тенденция к минимизации художественных концептов как объективное следствие воздействия верхнего образного слоя интертекста на целостный процесс развития художественной культуры. Постановка проблемы связана с важнейшими научными и практическими задачами: вырваться из постмодернистского застоя концентрированной пустоты и воинствующих симулякров; вернуться в мир смыслов, красоты, неуклонного поступательного развития культуры. В качестве обобщения заявлен закон минимизации репрезентации художественных концептов.

About the Law of Minimization of Representation of Artistic Concepts.pdf Авторы поднимают актуальные для исследователей современной культуры и искусства вопросы образного языка культуры, двухуровневого интертекста и парадигмы метавиртуализма. Формирование образного мышления, способности воспринимать семантически насыщенный язык образных конструкций требуют глубокого понимания принципов построения различных текстов культуры на виртуальном уровне. Здесь необходимы глубокие теоретические исследования. Цель данной работы - обосновать тенденцию к минимизации художественных концептов как объективное следствие воздействия верхнего, образного, слоя интертекста на целостный процесс развития художественной культуры и обобщить эту тенденцию как закон минимизации репрезентации художественных концептов. Объект исследования - это образный, верхний, слой двухуровневого интертекста, носитель тезауруса виртуальных образов, конструкций и понятий, составляющих семантическое поле культуры. Предмет исследования - свойство образного слоя двухуровневого интертекста, проявляющееся в минимизации репрезентации концептов при их трансляции в материальные тексты культуры. Концепты и образы. Однозначно понимаемого и употребляемого определения концепта в современной научной литературе нет. В традиционно узком понимании «концепт - это объем некоторого понятия» [1. C. 63], а объем понятия - это множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. Понятие, в свою очередь, - зафиксированный результат мышления, в котором отражаются существенные отличительные признаки объектов. Содержание понятия - это совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии. 156 А.В. Швецова, Е.В. Донская, О.Б. Элькан Лингвисты понимают под концептом «любую дискретную содержательную единицу коллективного сознания, отражающую предмет реального или идеального мира, хранимого в памяти носителей языка... Концепт вербализуется, обозначается словом, иначе его существование невозможно» [2. C. 29]. В этом лингвистическом определении узкое специфическое, спорное место - вербализуемость концепта. На самом деле невербальных, иррациональных концептов гораздо больше, чем вербализуемых. Это следует из перечислимости языковых конструкций, основанных на конечном алфавите, словах и предложениях каждого конкретного (русского, английского и др.) языка. Основное предназначение концептов - обеспечивать процесс мышления. Попытки постичь сущность концепта приводят к осознанию факта существования целого ряда смежных понятий и терминов. Такие термины, как «концепт», «понятие» и «значение», в реальном текстовом употреблении часто функционируют как синонимы, замещая друг друга [3. C. 14]. В зарубежной литературе концепт и понятие обычно отождествляются: concept formation переводится как «формирование понятия». Существует также представление о понятии как о рациональной содержательной части концепта, а об образе - как о функциональном ядре концепта. Соотношение концепта и образа связано с невербальностью мышления и представлением о сознании как двухслойном явлении, сочетающем образный и рациональный (рефлексивный) слои. В отличие от относительно ригидного вербальнорефлексивного уровня, тезаурус «верхнего» (образного) слоя интертекста обладает высокой степенью семантической динамичности, гибкости, «эластичности»; те или иные образы по самой своей природе не могут обретать строго определенное «значение», смысл, жесткую и однозначную интерпретацию - их конкретные проявления всегда и в первую очередь именно конкретны, индивидуальны и уникальны. В этом смысле их можно сопоставить с юнгианскими «архетипами»: Юнг, как известно, видел в архетипических образах формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека. Коллективное бессознательное изолировано от индивидуального: оно «всеобщее», а не является прерогативой отдельной личности, но в то же время его проявления так же уникальны и индивидуальны [4. C. 20]. В процессе мыслительной деятельности человек оперирует образами, которые несут «прикрепленные» к образам рациональные знания [5. C. 170]; образы актуализируются в зависимости от ситуации и цели. Образы составляют семантический мир культуры, «сотканный» из постоянно растущего и самообогащающегося интертекста. Семантический язык образов по отношению к интертексту является для него единым метаязыком, который сложнее интертекста и тем более любого его фрагмента. В этом смысле мы говорим об интертекстуальном единстве образного языка [6. C. 6] и, шире, - о двухуровневом интертексте и парадигме метавиртуализма [6-8]. Под репрезентацией художественного концепта мы представляем его воплощение в том или ином произведении искусства. Художественный концепт при этом трактуется как «единица сознания поэта или писателя, которая получает свою репрезентацию в художественном произведении или совокупности произведений и выражает индивидуально-авторское осмысление сущности предметов или явлений» [9. C. 92]. Средства реализации художественных О законе минимизации репрезентации художественных концептов 157 концептов разнообразны и богаты, их исследование на сегодняшний день является актуальным [10. C. 23]. Вместе с творцом-художником в процесс интерпретации образов и восприятия концептов вовлекается зритель, слушатель, читатель, который постоянно «растет», «питаясь» не только воплощенными произведениями художественной культуры, но и (в большей степени) миром верхнего, образного, слоя интертекста. «Плывет» в виртуальном тезаурусе этого слоя вместе с автором, по малейшему «намеку» которого интерпретирует и дополняет концепты и уточняет для себя воспринятые образы. Закон минимизации репрезентации художественных концептов. В работе Е.С. Конопкиной [11. C. 19] подмеченная минимизация вербальной репрезентации концептов объясняется стремлением к уменьшению времени на реализацию мысли, вызывающим редукцию используемых языковых единиц, и далее - тем, что относительная «избыточность» языка порождает тенденцию, а затем и закон проявления экономии языковых усилий. Действительно, «в языке может действовать как закон расширения, так и закон экономии языковых средств. Способом реализации последнего является фономорфологическая и семантическая минимизация существующих языковых средств, а способом реализации закона расширения - наращение семантики, морфем или слов» [12. C. 318]. Здесь под фономорфологической минимизацией понимается процесс сокращения, редукции языковых единиц -фонем, морфем, слов, словосочетаний, предложений и в целом - текста [11. C. 19]. Исследуя современные поэтические тексты, замечают неуклонное сокращение средней длины стихотворения от сборника к сборнику, уменьшение количества строф, стремление к лаконизму, перерастающее в тяготение к поэтической миниатюре. Иногда говорят о компрессии информации, приращении смысла, содержательности и одновременно минимизации средств выражения, роста информационной емкости знаков [13. C. 127]. Очевидна тенденция сделать более лаконичным живописный язык портрета, пейзажа, скульптуры. Такое проявление лаконичности, кажущееся упрощение художественного языка, минимизация на самом деле направлены на концентрацию зрителя на генерируемые художественным произведением (репрезентацией концепта) образы. Эта минимизация средств выражения, с нашей точки зрения, является объективным следствием воздействия верхнего, образного, слоя интертекста на целостный процесс развития художественной культуры и может быть обобщена как закон минимизации репрезентации художественных концептов. Обоснование этого закона состоит в том, что стремительное развитие виртуального тезауруса - верхнего, образного, слоя интертекста - и взаимодействие с ним творца и интерпретатора приводит к появлению огромного количества виртуальных связей и соответствующих им «указателей» на сложнейшие образные конструкции, понятия, концепты, уже осознанные и освоенные ранее. Для обмена информацией между художником и зрителем на современном этапе развития культуры, называемом нами мета-виртуализмом, не требуется подробная детализация для порождения, переноса и восприятия смыслов. Поэтому репрезентация художественных концептов неизбежно подвергается минимизации. 158 А.В. Швецова, Е.В. Донская, О.Б. Элькан В качестве яркого примера минимизации художественного концепта, о которой идет речь, приведем работу известного советского скульптора Вадима Сидура (1924-1986) «Памятник погибшим от насилия» (рис. 1). Достаточно секунды, чтобы, взглянув на эту скульптуру, понять все, что хотел сказать ее автор. Несмотря на минимальность репрезентации, мгновенно раскрываются множественные ассоциации, порождаются многочисленные образы. Уместно процитировать самого Вадима Сидура. Не касаясь именно этой работы, он говорил: «Сотни, тысячи, миллионы людей погибли от насилия. Пули, виселицы, бомбы, газовые камеры, концлагеря, пытки, смертные казни... Кажется, должно же это когда-то прекратиться! Но человечество, как бы лишенное разума, ничему не научается... Меня постоянно угнетало и угнетает физическое ощущение бремени ответственности перед теми, кто погиб вчера, погибает сегодня и неизбежно погибнет завтра» [14. C. 237]. Рис. 1. В. Сидур. Памятник погибшим от насилия в Касселе, Германия (1974) Fig. 1. V. Sidur. Monument Victims of Coercion in Kassel, Germany (1974) Нельзя не отметить, что замечательный скульптор Вадим Сидур в совершенстве владел способностью точной минимальной репрезентации сложнейших образов. Выше говорилось о наличии двух противоположных тенденций культурного развития - «минимизации» и «расширения». Безусловно, при определенных условиях они способны не только противостоять друг другу, но также гармонично сосуществовать, взаимно друг друга обогащая. Мы полагаем, что подобные условия обеспечиваются, в частности, в рамках культурнохудожественной парадигмы «синтеза искусств». В случае когда в рецепцию того или иного образа вовлечены художественные средства не одного, а нескольких видов искусств, каждое из них должно в определенной степени стремиться к минимизации в использовании этих средств, дабы избежать дисбаланса и «перетягивания одеяла на себя». С другой же стороны, подобный синтез, создавая синестетический эффект, экспоненциально расширяет спектр возможностей восприятия того или иного образа, «вживания» в него, О законе минимизации репрезентации художественных концептов ^59 индивидуально-личностного его понимания. Развитие современных технологий формирует особо благоприятную ситуацию для поисков в этом направлении; виртуализация искусства актуализирует тот идеал Gesamtkunstwerk («тотального произведения искусства»), необходимость которого обосновал еще Рихард Вагнер [15]. Выводы и перспективы дальнейших исследований. Тенденция минимизации живописного языка портрета, пейзажа, скульптуры, кажущееся упрощение изобразительных средств на самом деле направлены на концентрацию зрителя на генерируемые художественным произведением (репрезентацией концепта) образы. Эта минимизация является объективным следствием воздействия верхнего, образного, слоя интертекста на целостный процесс развития художественной культуры и может быть обобщена как закон минимизации репрезентации художественных концептов. Дальнейшие исследования в данном направлении будут посвящены изучению образного языка культуры с позиций закона минимизации репрезентации художественных концептов и порождения сложных образных конструкций. Перспективным представляется также продолжение и углубление анализа гармоничного сосуществования культурно -художественных процессов «минимизации» и «расширения» в рамках синтеза искусств.

Ключевые слова

художественная культура, концепт, интертекст, метавиртуализм, минимизация, culture, artistic culture, language of culture, image, concept, intertext, metavirtu-alism, minimization

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Швецова Антонина ВикторовнаКрымский университет культуры, искусств и туризмадоктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии, культурологии и гуманитарных дисциплинvoljaton@rambler.ru
Донская Елена ВикторовнаКрымский университет культуры, искусств и туризмакандидат культурологии, доцент кафедры философии, культурологии и гуманитарных дисциплинelenadonskaja@mail.ru
Элькан Ольга БорисовнаКрымский университет культуры, искусств и туризмакандидат культурологии, доцент кафедры философии, культурологии и гуманитарных дисциплинelkan.79@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Колесо В.В. Слово и дело. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2004. С. 57-71.
Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1996. 104 с.
Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М. : ИТДГК «Гнозис», 2004. 236 с.
Элькан О.Б., Путра В.А. Формирование символической сферы культуры в представлениях аналитической психологии К.Г. Юнга // Культурная жизнь юга России. 2017. № 3. С. 2024.
Стернин И.А., Розенфильд М.Я. Слово и образ. Воронеж : Истоки, 2008. 243 с.
Донская Е.В. Двухуровневая концепция интертекстуальности и образный язык культуры // Международный научный центр «Сфера общественных наук»: Культурология. 2015. № 1 (7). C. 88-90.
Донская Е.В. Интертекст культуры и творчество: направленная «случайность» и открытие // Культура народов Причерноморья. 2013. № 252. С. 151-154.
Донская Е.В. Культурный синдром «простота-сложность» и метавиртуализм // Материалы VI Международной научно-творческой конференции «Искусство и наука третьего тысячелетия». Симферополь : Антиква, 2017. С. 16-18.
Беспалова О.Е. О соотношении художественного и культурного концептов (на материале поэзии Н. Гумилева) // Слово. Семантика: сб. науч. тр. СПб. : Изд-во РГП им. А.И. Герцена, 2002.С. 89-95.
Болотнова Н.С. Лексические средства репрезентации художественных концептов в поэтическом тексте // Вестник ТГПУ. 2005. Вып. 3 (47). Серия: Гуманитарные науки (Филология). С. 18-24.
Конопкина Е. С. Фономорфологическая и семантическая минимизация языковых единиц // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4. С. 19-22.
Хашимов Р.И. Об одном способе словообразования // Русский язык. Актуальные проблемы лингвистики и дидактики. Елец, 2002.
Молчкова Л.В. Идиоматизация как способ компрессии информации // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2012. № 2 (16). С. 124-128.
Сидур В.А. Памятник современному состоянию: Миф. М. : Вагриус, 2002. 510 с.
Элькан О.Б. Gesamtkunstwerk Рихарда Вагнера: интеграция музыкальных и внемузыкальных художественных средств // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2017. № III-2 (31). С. 85-90.
 О законе минимизации репрезентации художественных концептов | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 39. DOI: 10.17223/22220836/39/14

О законе минимизации репрезентации художественных концептов | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 39. DOI: 10.17223/22220836/39/14