Традиции балалаечного искусства в Орле | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 39. DOI: 10.17223/22220836/39/18

Традиции балалаечного искусства в Орле

Анализируются особенности становления и развития балалаечного искусства в Орле; выделяются тенденции обучения в классе балалайки на всех ступенях образования: школа, ссуз, вуз; описывается деятельность исполнительских коллективов города. Рассматривается роль педагога класса балалайки в развитии отечественной национальной культуры, в ее сохранении и возрождении, личность педагога в учебновоспитательном процессе, влияние на учащихся и его авторитет. Анализируется история балалаечной педагогики и исполнительства в г. Орле работающих на всех ступенях обучения.

Traditions of balalaika art in Orel.pdf «Какая прелесть эти балалайки!..» - слова, с восторгом сказанные П.И. Чайковским после выступления В.В. Андреева и его «Кружка любителей игры на балалайке» на Беляевском вечере, спустя столетия не теряют своего значения и глубины. Они не перестают будоражить умы ценителей балалайки, народной музыки и в России, и во многих зарубежных странах [1]. Роль инструмента в развития отечественной национальной культуры, в ее сохранении и возрождении, в становлении эстетического сознания народов многонациональной России трудно переоценить. Балалайка завоевала сердца миллионов слушателей, и трудно сегодня представить поклонников балалаечного искусства, кто бы не был знаком с исполнительским творчеством выдающихся современных балалаечников-виртуозов: народного артиста СССР, лауреата Государственной премии, профессора П.И. Нечепоренко, народного артиста России, профессора Е. Г. Блинова, их многочисленных учеников и последователей. Не так давно в обществе, в том числе и среди серьезных музыкантов, считалось, что балалайка выносит чистое, святое искусство «на улицу», что она «искажает музыку» и «портит вкус». В последние десятилетия неузнаваемо изменилось отношение к инструменту: значительно вырос уровень исполнительского мастерства в игре на нем, и вообще положение народного инструментального искусства в нашей жизни к настоящему времени укрепилось [2. С. 83-89, 162]. Многие положительные перемены связаны с многолетней разносторонней деятельностью педагогов-музыкантов и исполнителей, которые преданы своему делу. Именно этому вопросу посвящена предлагаемая работа, освещающая основные имена и особенности балалаечного мастерства в г. Орле. В г. Орле находится одно из старейших учебных заведений России - Орловский музыкальный колледж, который был основан в 1877 г. [3]. Именно эту уточненную дату называют архивные документы г. Орла и Санкт- В.Б. Семергеев, Г.К. Афанасьев 198 Петербурга. Долгую и добрую славу училища поддерживают его нынешние студенты и преподаватели. Именно отсюда и произошло становление и развитие балалаечной педагогики г. Орла. Анатолий Васильевич Дорофеев Anatoly Vasilievich Dorofeev В Орел по направлению главного управления по делам искусств Министерства культуры Российской Федерации в августе 1953 г. приезжает выпускница отделения струнных народных инструментов Московского музыкально-педагогического училища им. Октябрьской революции (ныне -Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке), уроженка Воронежской области Вера Ивановна Максимова. Именно она взяла на себя работу по формированию класса струнных народных инструментов в музыкальном училище, а также вела класс домры и балалайки в музыкальной школе, руководила училищным оркестром народных инструментов, много ездила по районам области в поиске талантливой молодежи [4]. Вместе с В.И. Максимовой обучение студентов игре на балалайке с 1964 г. продолжил выпускник Орловского музыкального училища и Харьковской государственной консерватории Анатолий Васильевич Дорофеев. Его первые ученики: С. Прилепков, ныне живущий и работающий во Франции музыкальным мастером; Н. Ковалева - преподаватель в детской музыкальной школе № 1 им. Калинникова г. Орла; А. Блинов - руководитель оркестра русских народных инструментов в пос. Нарышкино. В.И. Максимова и А.В. Дорофеев сделали первый шаг к зарождению балалаечной педагогики г. Орла. В 1971 г. в Орловское музыкальное училище приехала Любовь Ивановна Луконина - педагог-балалаечник, что дало этому классу профессиональный статус. В настоящее время она является заслуженным работником культуры Российской Федерации (с 1993 г.) Балалайка - смысл ее жизни, ее радость и непреходящая потребность души. Счастлив бывает лишь тот человек, который верно угадал свое призвание. Любовь Ивановна относится к числу тех исполнителей, кому в равной степени подвластен обширный и разнообраз- Традиции балалаечного искусства в Орле 199 ный в стилистическом и жанровом отношении репертуар: сложные классические и оригинальные произведения, произведения крупных и малых форм, обработки народных мелодий. Любовь Ивановна Луконина, заслуженный работник культуры Российской Федерации Lyubov Ivanovna Lukonina, Honored Worker of Culture of the Russian Federation Ансамбль русских народных инструментов «Орловский сувенир», руководитель - заслуженный деятель искусств Е.П. Дербенко The ensemble of Russian folk instruments “Oryol Souvenir”, leader - Honored Art Worker E.P. Derbenko Обладая уникальными педагогическими данными, Любовь Ивановна является и прекрасным исполнителем. Она работала в филармонии, в оркестре русских народных инструментов на базе завода «Промприбор». Более четверти века она артист одного из ярких профессиональных коллективов Рос- 200 В.Б. Семергеев, Г.К. Афанасьев сии - ансамбля русских народных инструментов «Орловский сувенир», которым руководит орловский композитор Е.П. Дербенко. Этот исполнительский коллектив преподавателей Орловского музыкального колледжа в составе: Е.П. Дербенко, А.А. Луконин, Л.А. Луконина, Г.Е. Меркулов и В.Г. Черных -долгое время выступал в детских музыкальных школах, на большой концертной эстраде, в программах радио и телевидения. Трудно сказать, что ближе участникам ансамбля - педагогическая работа или исполнительская деятельность - скорее, эти два направления удачно сочетаются, разумно дополняя друг друга. Все участники ансамбля - музыканты высшей квалификации, яркие индивидуальности; вместе с тем многолетняя совместная деятельность позволила им слиться в единый художественный коллектив, который вобрал лучшие профессиональные качества исполнителей, сплоченных чувством ответственности и настоящими волевыми качествами. Работа в ансамбле -особая форма существования, где жизнь и творчество слиты воедино, где одно от другого отделить невозможно. У артистов этого ансамбля есть правило: каждый концерт работать с полной отдачей, играть как премьеру, будь то в лучших залах Москвы, Куйбышева, Челябинска или в сельском клубе. Современный уровень исполнительства требует органического сочетания, синтеза исполнителей. Руководитель ансамбля Е.П. Дербенко говорит, что ансамбль в своем развитии шел своим путем, образцов для подражания не искал. Девиз коллектива: нельзя играть так, как все, - надо искать дальше. Именно поэтому у них появились разные инструменты фольклорной традиции. В ансамбле четверо музыкантов - все они баянисты, окончили вузы по классу баяна. Они никогда не играли на жалейках, ложках, свирелях - эти инструменты пришлось осваивать самостоятельно: задача состояла еще и в том, чтобы пропагандировать забытые фольклорные инструменты. С 1983 г. ансамбль начинает работать как филармонический коллектив, выступает на профессиональной сцене. Заметно увеличивается количество концертов и гастрольных поездок. Коллектив становится заметным и популярным [5. С. 37-39, 43-45]. Л.И. Луконина много лет работает в ансамбле «Орловский сувенир», кроме того, она известный педагог. Много внимания, времени, сил, энергии она отдает воспитанию молодого поколения исполнителей и педагогов. Продолжая традиции своего учителя, ее ученики принимают участие в различных конкурсах, становятся их лауреатами. Рассматривая педагогические принципы Л.И. Лукониной, особое внимание следует обратить на саму последовательность изучения в классе того или иного произведения. В этой последовательности условно выделим три основных этапа. Первый этап можно назвать ознакомительным. Учеником вместе с педагогом проводится тщательная работа по созданию наиболее адекватной замыслу композитора трактовки, намечается аппликатура, акцентируется внимание на характерных свойствах артикуляции и штрихов. Этот этап важен как для педагога, так и для ученика, ибо здесь формируются основные звуковые представления о произведении, закладывается фундамент всей последующей работы. Второй этап изучения произведения - собственно его техническое освоение, корректировка приемов исполнения. И, наконец, третий этап работы Традиции балалаечного искусства в Орле 201 над произведением - непосредственная подготовка к концертному исполнению. Любовь Ивановна является категорическим противником копирования студентами даже самых совершенных трактовок, когда, например, механически перенимаются услышанные в грамзаписи детали, индивидуальные особенности прочтения музыки тем или иным известным артистом. Напротив, основываясь на тенденции к всеобъемлющему раскрытию творческой инициативы обучающегося, неординарная, непривычная трактовка всячески поощряется, даже если она существенно расходится с собственными представлениями педагога.

Ключевые слова

балалайка, народно-инструментальное исполнительство, современная педагогика, balalaika, folk instrumental performance, modern pedagogy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Семергеев Валерий БорисовичОрловский государственный институт культурыдоцент кафедры народных инструментов и оркестрового дирижированияkni.ogiik@mail.ru
Афанасьев Геннадий КарповичОрловский государственный институт культурыпрофессор кафедры народных инструментов и оркестрового дирижированияkni.ogiik@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Волокитин Н. Струны души // Калининская правда. 1981. 16 янв.
Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. Л. : Музыка, 1975. 280 с.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Орловский музыкальный колледж» : официальный сайт. URL: http://www.muscol-orel.ru/ (дата обращения: 04.10.2018).
Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. М. : Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2008. 320 с.
Новосельский А.А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов. М. : Музгиз, 1931. 47 с.
 Традиции балалаечного искусства в Орле | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 39. DOI: 10.17223/22220836/39/18

Традиции балалаечного искусства в Орле | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 39. DOI: 10.17223/22220836/39/18