Представленное исследование связано с проблемой цветовосприятия в этнической культуре. В центре внимания автора оказывается искусство народного костюма, представленное у коренных малочисленных народов Тюменского Севера. На основе цветового теста Люшера проводится сравнительный анализ цветовой символики в народной одежде ненцев, хантов и манси и выявляются цветовые коды, которые соотносятся с особенностями этнической картины мира и жизненным укладом. Устанавливается связь между цветовыми предпочтениями в традиционном костюме и этнопсихологией народов Севера.
Color in the traditional costume art of indigenous small nations in Tyumen North.pdf В век глобализации и цифровизации культурного пространства особенно значимым становится изучение и сохранение аутентичных культур народов евразийского Севера. Малочисленные народы севера Тюменской области -ханты, манси, ненцы и др. - относятся к коренным народам, по сей день сохранившим, хотя порой лишь на символическом уровне, элементы традиционного мировоззрения: фетишизм, анимизм, включая и шаманство, тотемизм. Вместе с тем картине мира каждого этноса присуща определенная специфика, охватывающая как сами ее сюжеты, так и формы их представления. В этой связи становится актуальным исследование цветовых кодов как ярко выраженных маркеров этнической специфики, тесным образом связанных с миропониманием, традициями, обычаями, составляющими важнейшие области национального самосознания. Цвет выступает как одна из существеннейших реалий окружающего мира, который человек воспринимает и органично воспроизводит в художественных образах. В процессе изготовления костюма происходит тщательный отбор цветов мастерицами, исходя из цветовых предпочтений народа, которые выражали отношение к окружающему миру на уровне коллективного бессознательного. Целью настоящего исследования является изучение цветовых кодов традиционного женского костюма у народов Тюменского Севера как наиболее смыслосодержащей, эстетически насыщенной формы этнической культуры, в которой слились основные концепты мироустройства и этнопсихологические особенности. Тайну цвета пытались разгадать многие исследователи в различных областях науки и культуры. И. Ньютон разложил луч света на спектр цветов, И.В. Гете заложил основы для изучения его психофизиологических свойств, Цветовые коды в традиционном женском костюме у коренных народов Севера 227 М. Ломоносов рассмотрел механизмы различения цвета в человеческом глазу и др. Особое внимание цвету уделяли художники и дизайнеры - Н. Волков, B. Кандинский, И. Иттен, которые рассматривали цвет в синергетическом единстве форм, символов, гармонии хроматических сочетаний, оказывающих воздействие на зрителя. Одной из ключевых фигур в области исследований по проблеме теории цвета и колорита в России был ученый-физик Ф.Ф. Пет-рушевский. Ему принадлежит множество исследований в области физики, в частности, ряд изобретений в прикладной оптике. Отсюда следует и его заинтересованность вопросами цветоведения. Ф.Ф. Петрушевского именовали «первым русским цветоведом» [1]. В последующих трудах художники и теоретики поднимали вопросы, касающиеся взаимодействия света и цвета, восприятия цвета, его психофизиологического, символического и эзотерического значения. Так, исследователь цвета в формате методологии хроматизма М.О. Сурина выделяет девять различных свойств цвета, в том числе терапевтические, гедонистические, информационные, суггестивные, визуальные, стимулирующие, диагностикопрогностические, сакральные и символические [2, 3]. Смысл и значение цвета в культуре, исходя из общих гуманистических позиций, подчеркнуто в исследованиях Н.В. Серова. В выводах и обобщениях автор представляет «цветовые коды», которые связывает с определенными компонентами интеллекта: абстрактное мышление соотносится с понятием «абстракция» цветообозначения; творческое мышление - с чувственно-образным уровнем восприятия цвета, метамеризация светоцветовой информации связывается прежде всего с бессознательным кодированием цвета [4. С. 515]. Таким образом, с позиций гуманитаристики цвет в истории общества и культуры рассматривается как определенный символ, знак-носитель информации о специфических явлениях культуры. На XX в. пришелся расцвет исследований в области психологии цвета. Одним из выдающихся психологов, совершивших прорывные открытия в области психодиагностики цветом, стал Макс Люшер. Будучи разносторонним, эрудированным ученым, он изучал социологию, философию права и религии, клиническую психиатрию и в 1949 г. защитил диссертацию по психодиагностике цветом [5]. Психолог, педагог, писатель Рудольф Арнхейм в своем труде «Искусство и визуальное восприятие» также рассматривает цвет с психологической точки зрения. Сравнивая цвет с формой, он доказывает, что они имеют разное влияние на человека. Книга содержит богатый экспериментальный материал, автор широко использует эмпирические данные [6]. Изучению эмоционального компонента в психологической структуре цветовосприятия посвящена работа П.В. Яньшина [7]. Автор рассматривает взаимодействие цвета не только со зрением, но и со всем организмом человека и отмечает следующее: «Цвет несет в себе нечто, ставящее его в особенные отношения с человеческой душевной организацией. Понять это „нечто“ невероятно трудно», с чем нельзя не согласиться. По мнению ученого, «в форме колорита человеку дано видеть эмоции (настроения). Цвета эмоциопо-добны, а эмоции цветоподобны. В этом смысле можно утверждать, что конкретный цвет является символом собственного воздействия на человека. Это и позволяет использовать цвет как фактор психической регуляции» [Там же. C. 5-18]. В своих исследованиях П.В. Яньшин приходит к выводу, что цвет 228 О.А. Бакиева имеет парадоксальную природу. Он выводит 6 «парадоксов», один из которых отрицает существование цвета как объективного феномена, и объявляет его ноуменом интеллекта, раскрывающимся на объективированном уровне цветовых феноменов, которые также можно рассматривать в цветовых канонах традиционных культур, где конкретный цвет может быть рассмотрен как символ всех объектов реальности, обладающих присущими данному цвету характеристиками и значимостями в отношении к человеку. Цвет предстает тогда как символ и носитель общей идеи неких жизненных отношений. [7. С. 279]. Анализ проблемы цветового символизма осуществляет психолог Б.А. Базыма, он рассматривает глубокую связь цветовой символики с различными пластами человеческого сознания, в свою очередь связанного с общественно-культурной жизнью людей [8]. Таким образом, с точки зрения психологии процесс познания человеком объективного мира средствами цвета включает чувственное и рациональное начало, а эмпирическим путем установлены всевозможные связи цветовых предпочтений с особенностями психики человека, раскрывающие его внутренний мир и восприятие внешнего мира. Методологической базой для анализа цветовых кодов традиционного женского костюма у народов Тюменского Севера стали указанные работы Р. Арнхейма, П.В. Яньшина, М. Люшера, Б.А. Базыма, посвященные исследованию психологического концепта цвета, выявлению его влияния на сознательное и бессознательное и раскрывающие его связь с мировоззрением и художественным творчеством. По мнению автора настоящей статьи, посредством цветовых кодов могут быть изучены картины мира и в традиционных культурах. Более того, применительно к традиционной культуре цветовая картина мира является одной из важных составляющих модели мироздания. Для анализа цветовых кодов применительно к традиционному женскому костюму у народов Тюменского Севера была взята цветовая концепция психодиагностики личности (коллектива личностей) М. Люшера. Исходя из нее, для выявления этнической специфики в цветовосприятии нами были разработаны три критерия: - доминанта (основные цвета, которые мастер по изготовлению традиционной одежды выделяет как характерные для своего этноса и относится к ним как к идеалу, к которому надо стремиться). Этот критерий мы будем соотносить в тестах Люшера с функцией «+» - хочет быть; - субдоминанта (цвет в орнаментальных символах, которые, как правило, рассказывают о взаимоотношениях человека с миром). Критерий будет соотноситься в системе Люшера с функцией «х», которая интерпретируется как проявление возможностей человека во взаимодействии с внешним миром; - тоника (цветовые акценты в полосках и мелких деталях), которые соотносятся нами с функцией «=», т.е. поступки, которые человек совершает, и особенности самого мастера как представителя и выразителя национального сообщества, этноса. С опорой на указанные критерии, на наш взгляд, возможно проанализировать цветовую символику в традиционном костюме и соотнести ее с этнопсихологией. В традиционной культуре гендерное распределение хозяйственных занятий предполагает в качестве наиважнейшей функции для женщин пошив одежды. В суровых северных условиях значение этой функ- Цветовые коды в традиционном женском костюме у коренных народов Севера 229 ции возрастает многократно. К тому же декор одежды выполнял функцию магической защиты ее владельца. Поэтому не удивительно, что именно в сфере одежды максимально реализовался творческий потенциал женщин. По сшитой одежде в традиционной культуре судили о мастерстве женщины и ее красоте. Искусно выполненная одежда в условиях Севера являлась одной из ценностей не только семьи, но и всего рода. Особое внимание уделялось цветовым сочетаниям и орнаментации. Так, у хантов «нанесению орнамента уделяется не меньше времени, чем изготовлению вещи. «Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована» [10. С. 9]. Задачи, связанные с цветовосприятием северных народов, в историографии решались, как правило, подспудно, в ходе рассмотрения специфики традиционной одежды, декоративно-прикладного искусства и особенно орнамента. Исследования традиционного костюма различных северных этносов рассмотрены в работах Н.Ф. Прытковой [11], Е.Г. Федоровой [12, 13], М.В. Южаниновой [14], О.М. Рындиной [15], А.М. Сязи [16], А.А. Богор-даевой [17] и др. Работы этих авторов содержат анализ одежды обских угров, ее колористического, орнаментального и композиционного строя, техники исполнения. При этом одежда рассматривается как знаковая система, где цветовые коды отражали особенности мировосприятия ее обладателей. Цветовые сочетания в композиционном решении традиционного костюма хантов рассмотрены Н.Ф. Прытковой, отмечено наличие устойчивых цветовых сочетаний - красного, синего (или зеленого) и желтого цветов. В основном, это суконные канты и полоски, украшающие одежду из оленьих шкур: малицы, шубы, капоры, обувь. Встречались и украшения (аппликация, бисер, мозаика) из материалов синего или зеленого цветов [11]. Е.Г. Федоровой [12, 13, 21] проанализирован традиционный костюм обских угров (южные, восточные и северные ханты и манси) [12. С. 266-267]. Указано, например, что из сукна и хлопчатобумажной ткани красного цвета шили женскую, мужскую и детскую одежду, которая считалась нарядной. Особенно это было распространено у северных групп обских угров (манси) [13. С. 167]. Цветовосприятию в традиционной одежде обских угров уделяет внимание М.В. Южанинова [14]. Автор отмечает, что хантыйские женщины предпочитают комбинировать из сукна четырех цветов: красного, желтого, синего и зеленого. Существует и своеобразный вкусовой стереотип: черный сах (меховая шуба) следует украшать красным и желтым цветом, белый (светлый) -красным, зеленым и синим. Как считает исследователь, «информация» о мире духов, людей и природе была закодирована в декоративной композиции. Так, женская хантыйская одежда, сах, представляет своеобразную модель мироздания: белый воротник - символ Верхнего мира, орнаментированный стан -стилизованная картина Среднего, черный подол-панда принадлежит миру Нижнему [Там же. С. 48]. О.М. Рындина рассматривает орнаментацию традиционной одежды в знаковом аспекте, где орнамент выступает в качестве сакрального кода, связывающего вещь с мифологией и обрядовой практикой обских угров [15]. Рассматривая цвет в системе мироздания самодийских народов, автор указывает на то, что троичная система мироздания имеет определенную семантику 230 О.А. Бакиева цвета, где белый - Верхний мир, черный - Нижний, а Средний мир людей -пестрый, цветной [16. С. 10]. Изменения в использовании цвета в традиционной одежды обских угров, произошедшие на рубеже XVIII-XIX вв., раскрывают О.М. Рындина и А.М. Сязи. Они указывают, что пестроту костюму самодийцев придало внедрение сукна. Располагая свободой выбора в отношении цвета применяемого сукна, самодийцы отдавали предпочтение красному, далее следовал желтый и зеленый цвета. Вся радужная триада служила олицетворением радуги, украшавшей, по мнению народа, подол одежды верховного божества Нума [Там же. С. 11]. Особое значение цвету как важнейшему показателю священности предмета придавала А.А. Богордаева. По мнению исследователя, весь комплекс традиционной одежды обских угров был выдержан в едином цветовом стиле [17]. Особо выделяет автор красный цвет, который в хантыйской культуре символизирует мир живых людей, посредника между людьми и Верхним миром, огонь и его очищающие свойства, кровь, жизненную силу, материнское начало, мужскую силу. Предметы желтого цвета широко используются в качестве жертвенных даров, чтобы подчеркнуть глубокое уважение и почитание тех духов, которым они преподносятся [18. С. 145]. Цветовое сочетание белый - черный (светлый - темный) раскрывает символику божественных миров, которая дополняется другими сочетаниями цветов со своими значениями, символизирующих мир людей [17. С. 126]. Таким образом, за период с середины XX и до начала XXI в. был накоплен значительный материал по цветовым предпочтениям, значению цвета в традиционной одежде обских угров, рассмотрены колористические решения различных типов одежды и украшений, сакральное значение цвета и связь его с мировоззрением народа. При этом нередко из поля зрения выпадала взаимосвязь цветовосприятия с этнопсихологией. Это дает возможность продолжить изучение традиционного костюма обских угров с указанной точки зрения, поскольку цветовые предпочтения в традиционной одежде являются характеристикой социально-психологического портрета носителей традиций. Такой подход обусловливает использование комплекса научных методов, включая сравнительно-сопоставительный, сравнительно-типологический, а также методы полевой этнографии. Рассмотрим искусство женского костюма хантов (остяков), проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе и частично в Ямало-Ненецком. Формирование этого этноса происходило на протяжении длительного времени на основе смешения племен уральской неолитической культуры и кочевых угорских племен, продвигающихся с южных степных районов. З.П. Соколова [19, 20] акцентировала внимание на том, что различия между отдельными группами хантов велики и «до недавних пор ханты не считали себя единым народом» [Там же. С. 27]. Ею обосновано разделение этноса на этнографические и территориальные группы, определены факторы, влияющие на формирование этих групп [20]. В силу сказанного особый интерес представляет сравнение традиционной одежды хантов различных территориальных групп -северные, южные и восточные. Источниковую базу исследования составили музейные предметы, презентующие традиционные костюмы указанных групп этноса. В Музейном Цветовые коды в традиционном женском костюме у коренных народов Севера 231 комплексе им. И.Я. Словцова, г. Тюмень (Тюменский областной краеведческий музей - ТОКМ) хранятся женский халат, пояс, платок, относящиеся к восточным хантам, вторая половина XIX в.; женский халат северных хантов, вторая половина XX в.; женский халат северных манси, вторая половина XX в. [9]. В Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике (ТГИАМЗ) - летний халат южных хантов, конец XIX в., и в Этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа», г. Ханты-Мансийск, - женский халат северных манси, вторая половина XX в. Опора на музейные коллекции обусловлена их наибольшей аутентичностью в плане представления традиционной культуры, особенно с учетом современной динамики костюма у коренных народов Севера. Рис. 1. Северные ханты, Тюменский областной краеведческий музей ТОКМ, вторая половина XX в. Сукно, кожа, х/б нитки; аппликация, ручное шитье Проанализируем традиционный женский сах северных хантов, который хранится в ТОКМ (КП ОФ 8108\\1) и относится к Шурышкарскому р-ну, пос. Овалынгорт (рис. 1). Материал изготовления - сукно, кожа, х/б нитки; отделка - аппликация, ручное шитье. Размеры - 112 х 54 х 74 х 34. Следует отметить, что верхняя часть женского халата выполнена из сукна красного и синего цвета, которые символизируют огонь (красный), воду земную (синий) и являются доминирующими цветами; орнаментальные мотивы - «рога оленей» - достаток, радость (желтый). Основной мотив обрамляется бордюром из мелких синих треугольников, которые обращены острием вниз. Идея движения заложена уже в ленточном построении орнамента: окаймляя края одежды, заполняя поверхность пояса оленьей упряжи или стенки берестяной посуды, - везде он располагается мерной или более стремительной поступью своего шага [21. С. 124]. Орнаментальные бордюры обрамлены синими, желтыми, красными полосками. Fig. Northern Khanty, Tyumen regional Museum of local lore TO KM, the second half of the XX century. Cloth, leather, x/b thread; applique, hand sewing Чтобы определить, насколько указанные цвета актуальны сегодня, мы провели опрос у работников культуры г. Тюмени, в частности, беседовали с ведущим специалистом по сохранению и развитию культуры коренных малочисленных народов Севера Л.Д. Собяниной, мастерицей по пошиву народной традиционной одежды С.М. Сатиной (Новь-юховой), студенткой 4-го курса кафедры искусств ТюмГУ С. Новьюховой. На вопрос «Какие цвета, по Вашему мнению, несут информацию о культуре народов Севера?» большинство респондентов отметили зеленый, символизирующий цвет природы, леса; белый, относящийся к священным: белый лебедь, белая береза как священное дерево, цвет чистоты; голубой, связанный с весной: 232 О. А. Бакиева есть месяц голубых рек и озер; красный - символ тепла, огня; желтый - символ огня, солнца. На вопрос, в чем особенность национального характера, в основном отвечали - выносливость, стойкость, терпение. Попробуем соотнести символику цвета с тестами Люшера, используя методику, описанную выше. Доминантой являются красный и синий цвета, функция + (хочет быть), означает «активность-стремление к гармонии» (стремится к жизни, богатой действиями и впечатлениями, и к близости, которая доставляет эмоциональное удовлетворение [5. С. 367]. Субдоминанта цвета в костюме выражена желтым цветом орнамента «оленьи рога», которые чередуются с красным цветом и будут рассматриваться как функция «х», которая характеризует поведение: активный, устремленный вовне, и неугомонный, разочарованный тем, что события в желаемом направлении развиваются медленно. Это вызывает раздражительность, переменчивость и недостаток настойчивости в преследовании своих целей [Там же. С. 378]. Особую смысловую нагрузку несут орнаменты с «оленьим» мотивом - «рога маленького оленя» и «оленьи ножки»: домашний олень - полифункциональная основа жизни в тундре: средство передвижения, источник питания, его шкура используется для строительства и утепления жилья [22]. Тоника цвета отражена орнаментированными полосками синего и желтого цвета «=», что означает следующее: поведение сдержанное, взыскателен в своих эмоциональных требованиях и привередлив в выборе партнера. Психологическая интерпретация указанного сочетания цветов отрицает возможность какой-либо глубокой эмоциональной близости [5. С. 383], что можно расценивать как сдержанность в проявлении чувств. Таким образом, цветовая символика в рассмотренном женском костюме северных хантов характеризует психотип личности, активно стремящейся к гармоничным отношениям в социуме, в коллективе, эмоционально сдержанной в проявлении своих чувств, что, на наш взгляд, соответствует таким этнопсихологическим качествам, как терпение и стыд. Рассмотрим женский традиционный костюм восточных хантов, который хранится в Тюменском областном краеведческом музее -КП ОФ 6135/7 (рис. 2), относится ко второй половине XIX в., приобретен в Сургутском р-не, пос. Угут. Материал - сукно, мех, кожа, бисер, х/б нитки; отделка - ручное шитье, вышивка бисером. Размеры - 102 х 56 х 61 х 52. Анализ цвета в костюме восточных хантов указывает на несколько характерных отличий. Доминантой являются зеленый и синий цвета, что характеризует функцию + и означает стремление к самоутверждению, потребность в покое, желание произвести приятное впечатление Рис. 2. Восточные ханты. Тюменский областной краеведческий музей ТОКМ, вторая половина XIX в. Сукно, мех, кожа, бисер, х/б нитки; ручное шитье, вышивка бисером Fig. 2. Eastern Khanty. Tyumen regional Museum of local lore TOKM. the second half of the XIX century. Cloth, fur, leather, beads, x/b thread; hand sewing, beading Цветовые коды в традиционном женском костюме у коренных народов Севера 233 и получить одобрение со стороны окружающих, чувствовать, что его ценят, им восхищаются, обидчивость, когда его не замечают или когда он не получает заслуженного признания [5. C. 365]. Данная характеристика раскрывает потребность в общении, одобрении со стороны коллектива. Субдоминанта цвета выражена красным и черным (в головном уборе), функция «х» замыкается в себе, если встречает сопротивление [Там же. C. 362]. Подобная характеристика применима к упрямому и обидчивому человеку, который внутренне не согласен с мнением других, но его воспитание не позволяет входить с ними в конфронтацию. Тоника цвета отражена орнаментированной полосой с цветовыми вставками зеленого и красного цвета «=», что означает какие-либо препятствия, вызывающие негодование и возмущение, субъект согласен как угодно приспосабливаться, лишь бы достичь мира и покоя [Там же. C. 369]. Данная характеристика еще раз указывает на способность уступать и решать вопросы мирным путем. Таким образом, психологическая характеристика, выстраиваемая на основе цветовой символики костюма, предполагает ярко выраженную позицию коллективизма, зависимость от мнения большинства, миролюбивость, уступчивость, граничащую с детской наивностью. Рассмотрим цветовой строй в женском летнем халате южных хантов, который находится в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике -КП ОФ 3135/7, относится к концу XIX в. Изготовлен ручным шитьем из сукна, украшен нашиванием бисера на ткань. Размеры - 95 х 43. Халат отличается богатством орнаментации, графичностью элементов орнамента, сочетанием контрастных цветов (рис. 3). Доминантой в нем является черный цвет. А.А. Богордаева отмечает, что черный и темно-синий в традиционном костюме хантов были взаимозаменяемыми, а желтый и зеленый использовались как дополнительные, для расцвечивания [17]. В психоанализе использование черного интерпретируется как позиция протеста и выражение импульсивной динамики, исключение всего, что могло бы повлиять на субъект [5. C. 372]. Иными словами, речь идет об упрямстве и настойчивости обладателя. Субдоминанта в костюме представлена красным цветом платка, который ассоциируется с активностью, причем достигаемый успех не соизмерим с затраченными усилиями [Там же. С. 376]. Рис. 3. Южные ханты. Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. ТИАМЗ. Конец XIX в. Сукно, бисер, шитье ручное, нашивание бисера на ткань Fig. 3. Southern Khanty, Tobolsk historical and architectural Museum-reserve. TEAMS, late XIX century. Cloth, beads, embroidery manual, beaded naselenie on the fabric 234 О.А. Бакиева Тоника орнаментальных вставок красного и синего цвета по белому фону представлена в виде квадратов и крестов. Косой крест еще называют «собачья лапа», его значение - отграничение мира людей от враждебных сущностей иного мира [23]. Интерпретация красного и синего цвета в функции «=» указывает на чувство отрезанности от внешнего мира, уединенности [5. С. 383]. Таким образом, интерпретация цветовосприятия рассмотренного халата сопряжена с такими качествами, как активность с определенной степенью упрямства и настойчивости, а также уединенность, отрезанность от внешнего мира. Ключевой проблемой при анализе цветовосприятия отдельных элементов традиционной культуры, в данном случае женского костюма, становится возможность соотнесения полученных характеристик с данными, представленными в этнопсихологии. По мнению В.Г. Крысько, ханты отличаются практическим складом ума, большой сообразительностью, трудолюбием, выдержкой и выносливостью, художественными способностями [24. C. 155]. Нельзя не согласиться с этим утверждением, глядя на искусное изготовление народной одежды и на характерную орнаментацию, требующую высокого мастерства. М.А. Лапина отмечает такие этнопсихологические особенности хантов, как честность, правдивость, доброта, благодушие, человеколюбие. Этим объясняется отсутствие у них стремления к преступности, в особенности преступления против личности. Ссоры между хантами были весьма редки и прекращались без всякой вражды. «В духовном облике народов Севера, в том числе и хантов, прослеживается высочайший уровень человечности в сочетании с почти детской наивностью, доверчивостью и непосредственностью» [25. С. 41]. В.Н. Адаев отмечает, что хантам более присущи коллективизм, конформность как регулятор поведения в группе, стыд в качестве механизма социального контроля и консервативное стремление жить по установленным правилам, следствием чего является значительная регламентированность различных сторон жизни человека. В подходе к освоению пространства он отмечает, что хантыйский народ «врастает» в среду и «одомашнивает» ее, стремится к гармонии с помощью мировоззренческих установок-ограничителей [26]. Таким образом, представленная интерпретация цветовых кодов у рассмотренных экземпляров традиционного женского хантыйского костюма, характерного для разных этнических групп, в целом согласуется с этнопсихологическими особенностями народа, зафиксированными в литературе. Используя предложенную методику, попытаемся подойти к вопросу о том, существуют ли отличия между цветовыми кодами у хантов, ненцев и манси. Для этого рассмотрим ненецкий женский летний халат (рис. 4), который хранится в Тобольском государственном краеведческом музеезаповеднике - КП ОФ 3139/5. Он бытовал в конце XIX в., сшит из сукна, отделан ручным шитьем бисера, размеры - 95 х 43. Дополнен платком. Как утверждают исследователи, в национальной одежде ненцев и хантов выделяются признаки внешнего сходства, а именно: материал, форма, цвет, конструктивные особенности и технология изготовления, что является показателем процессов диффузии культурных форм [27]. В этой связи при анализе ненецкого женского костюма будут рассматриваться лишь цветовые сочетания. Цветовые коды в традиционном женском костюме у коренных народов Севера .235 Рис. 4. Ненцы. Тобольский государственный краеведческий музей-заповедник. ТГКМЗ. Конец XIX в. Сукно, бисер, шитье ручное Fig. 4 Nenets. Tobolsk state Museum-reserve. THKS. Late XIX century. Cloth, beads, hand sewing Доминантой у рассматриваемого экземпляра являются зеленый и черный цвета. В соответствии с психологической интерпретацией, зеленый и черный означают упорное стремление к самоутверждению из честолюбия, желание упрочить свой статус и обрести независимость от внешних условий [5. C. 372]. Самоутверждение для упрочения своего статуса указывает в большей степени на преобладание индивидуальности над коллективом. Субдоминанта в костюме выражена в орнаментальных украшениях, которые представлены прямыми полосками желтого и зеленого цвета. Психологическая интерпретация этих цветовых сочетаний акцентирует такие черты, как честолюбие, отстаивание своей точки зрения [Там же. С. 376]. Тоникой является акцентирование элементов разными цветами, красным и синим. Сочетание синего и красного цвета указывает на чувство отрезанности от других и стремление к гармонии [Там же. С. 383]. Чувство социального дистанцирования индивидума зачастую граничит с желанием единения с природной средой. Таким образом, интерпретация цветовосприятия применительно к рассмотренному женскому халату ненцев указывает на такие качества, как упорное стремление к самоутверждению, честолюбие, отстаивание своей точки зрения, чувство отрезанности от других и стремление к гармонии с природной средой обитания. Соотнесем полученные характеристики цветовых кодов с этнопсихологией. В.А. Булдашов характеризует ненцев как немногословных, сдержанных в межличностных отношениях, самостоятельных и здравомыслящих. Отношения между людьми у ненцев издавна строятся на принципах взаимного доверия, взаимовыручки и поддержки [28]. В.Н. Адаев, проводя сравнение культуры хантов и ненцев, указывает на то, что в освоении пространства ненцы проявляют «легкость» в отношениях с землей, преимущественное использование ресурсов в первозданном виде, а ханты - «врастание» и «одомашнивание среды»; в отношении с окружающими субъектами ханты ориентированы на коллектив, а ненцы - на индивида; ханты проявляют консерватизм, а ненцы - легкое принятие новшеств [26]. Таким образом, цветовые коды, отраженные в рассмотренных экземплярах традиционного костюма, «раскрывают» кардинальные отличия этих этносов в плане этнопсихологии. О. А. Бакиева 236 Рис. 5. Северные манси. Тюменский областной краеведческий музей ТОКМ. Вторая половина XX в. Х/б ткань, х/б нитки, ручное шитье, аппликация В исследованиях цветовых кодов традиционной женской одежды чаще всего сравнивают хантыйские и мансийские образцы. Рассмотрим традиционный женский костюм северных манси, который хранится в Тюменском областном краеведческом музее - КП ОФ 4274/2 (рис. 5). Он относится ко второй половине XX в., сшит вручную из хлопчатобумажной ткани хлопчатобумажными нитками, отделан аппликацией, размеры - 95 х 84 х 30 х 34. Мансийский традиционный костюм отличается своеобразной орнаментацией, для которой характерны многоярусные орнаментальные полосы по подолу платья и перпендикулярные полосы по передней полочке. Вместе с тем исследователи отмечают, что мансийские бисерные украшения проще хантыйских по цветовой гамме и набору орнаментальных мотивов [29]. Fig. 5. Northern Mansi. Tyumen regional Museum of local lore TOKM. The second half of the XX century. X/b fabric, x/b thread, hand sewing, applique Доминантой в костюме выступает красный цвет, психологическая интерпретация которого указывает на активность, силу, энергию и жизнедеятельность [5. С. 366]. Активный, энергичный, сильный сопряжены с такими качествами, как мужественный и агрессивный. В средние века манси считались отважными воинами, кровожадными и беспощадными [30]. Субдоминанта, белый и красный цвета, в плане психологии соотносится с функцией «х» и характеризуется только как красный (белый цвет не берется во внимание), означает активность, приносящую успех или награду, которая не соизмерима с затраченными усилиями, стремление к мирному состоянию, гармонии [5. С. 376]. Указанная трактовка может свидетельствовать и о настороженности, влекущей за собой агрессию, приспособляемость или хитрость. Тоника проявляется в орнаментике красного и синего цвета и выражает чувство отрезанности и невозможности достижения глубины взаимоотношений и гармонии, к которым индивид стремится [Там же. С. 383]. Эти характеристики можно трактовать как «врастание» в природную среду, консерватизм, характерные и для хантов. Таким образом, цветовой анализ конкретного традиционного костюма манси указывает на такие качества, как активная жизненная позиция, агрессивность, воинственность, настороженность, стремление к «врастанию» в природную среду, ее одомашнивание. Интересно, что В.Г. Крысько дает одинаковую этнопсихологическую характеристику двум этносам, хантам и манси, не указывая особенностей: они отличаются практическим складом ума, большой сообразительностью, трудолюбием, выдержкой и выносливостью, художественными способностями Цветовые коды в традиционном женском костюме у коренных народов Севера 237 [24. C. 155]. Однако если проанализировать труды в области этнопсихологии северных народов А. Шиховой, то можно найти соответствия с полученными выводами, согласно которым манси, в отличие от хантов, обладают воинственностью, настороженностью. «Манси даже в разгар веселья редко улыбались, сохраняя на лице задумчивое и даже слегка угрюмое выражение со сжатыми губами и мрачным глубоким взглядом исподлобья. Эти особенности народа не раз упоминались и в фольклоре. В мужчине ценились сосредоточенность, рассудительность и настороженность» [31]. Итак, прослеживается связь определенного цветового кода, заложенного мастерицей в процессе изготовления в конкретный экземпляр традиционной женской одежды, с этнопсихологическими характеристиками этноса в целом. На основе цветовой концепции Макса Люшера, связанной с психологическими особенностями человека, в статье апробированы критерии цветового анализа конкретных элементов традиционного костюма: доминанта, субдоминанта, тоника. Полученные выводы раскрывают психологические стереотипы восприятия, свойственные этносу в целом. Так, через цветовосприятие отдельной мастерицы оказываются выраженными такие этнопсихологические черты, как «легкость» ненцев в отношении к земле, преимущественное использование ресурсов в первозданном виде, а применительно к хантам и манси - «одомашнивание среды» и «врастание» в нее; ориентированность хантов на коллектив, а ненцев - на индивида, настороженность и воинственность манси; консерватизм хантов и манси и, напротив, легкое принятие новшеств ненцами. Конечно, для подтверждения выдвинутого положения о наличии определенной связи между цветовыми кодами в конкретных экземплярах традиционной одежды и этнопсихологией этноса требуется дальнейшая работа в данном направлении.
Петрушевский Ф.Ф. Свет и цвета сами по себе и по отношению к живописи. (Шесть публичных лекций). СПб., 1883. 104 с.
Сурина М.О. Эзотерические свойства. Ростов н/Д : Изд. центр «МарТ» : Феникс, 2010. 144 с.
Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. М. : ИКЦ «Март» ; Ростов н/Д : Изд. центр «МарТ», 2005. 152 с.
Серов Н.В. Цвет культуры. Психология, культурология, физиология. СПб. : Речь, 2004. 672 с.
Люшер М. Магия цвета. Харьков : СФЕРА : Сварог,1996. 432 с.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. 1974. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/ (дата обращения: 8.06.2019).
Яньшин П.В. Психосемантика цвета. СПб. : Речь, 2006. 368 с.
Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. СПб. : Речь, 2007. 205 с.
Творчество народов Тюменской области. М. : Советский спорт, 1999. 256 с.
Сязи А.М. Декоративно-прикладное искусство хантов Нижней Оби. Тюмень : Ин-т проблем освоения Севера СО РАН, 1995. 176 с.
Прыткова Н.Ф. Одежда хантов // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1951. Т. 15. С. 123-233.
Федорова Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. СПб., 1994. 286 с.
Федорова Е.Г. К вопросу об этнической истории манси (по данным материальной культуры) // VI МКФУ. Сыктывкар, 24-30 VII. 1985. Тезисы. Т. IV. Сыктывкар, 1985. С. 167168
Южанинова М.В. Хантыйский сах // Модель в культурологии Сибири и Севера. Екатеринбург, 1992. С. 104-109.
Рындина О.М. Система художественного оформления меховых изделий в культуре ненцев. URL: https://docplayer.ru/36862088-O-m-ryndina-sistema-hudozhestvennogo-oformleniya-mehovyh-izdeliy-v-kulture-nencev.html (дата обращения: 8.06.2019).
Рындина О.М., Сязи А.М. Вступительная статья // Узоры северного сияния. Т. 2: Самодийские народы. Салехард : АРТВИД ; СПб. : Русская коллекция, 2005. C.10-11.
Богордаева А.А. Цветовая символика в традиционной в одежде обских угров. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsvetovaya-simvolika-v-traditsionnoy-odezhde-obskih-ugrov (дата обращения: 8.06.2019).
Богордаева А.А. Традиционный костюм обских угров: Классификация, функции, развитие: дис.. канд. ист. наук. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002853185 (дата обращения: 8.06.2019).
Соколова З.П. О сложении этнографических и территориальных групп у обских угров // Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока: тез. докл. Новосибирск, 1973. С. 123-125.
Соколова З.П. К вопросу о формировании этнографических и территориальных групп обских угров // Этногенез и этническая история народов Севера. М. : Наука, 1975. С. 186-210.
Федорова Н.Н. К вопросу о структуре традиционного орнамента обских угров // Орнамент народов Западной Сибири. Томск, 1992. URL: https://docplayer.ru/55512406-Ornament-narodov-zapadnoy-sibiri.html (дата обращения: 8.06.2019).
Сязи А.М. Декоративно-прикладное искусство хантов нижней Оби. Тюмень, 1995. 169 с.
Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа). Томск : Изд-во Том. ун-та, 1979. 241 с.
Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2009. 320 с.
Лапина М.А. Этика и этикет хантов. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1998. 114 с.
Адаев В.Н. Традиционная экологическая культура хантов и ненцев Западной Сибири. Екатеринбург, 2004. URL: http://cheloveknauka.com/traditsionnaya-ekologicheskaya-kultura-hantov-i-nentsev-zapadnoy-sibiri (дата обращения: 8.06.2019).
Шушарина Н.П. Женский национальный костюм коренных народов Крайнего Севера как отражение культурного взаимовлияния. URL: https://docplayer.ru/29205989-N-p-shusha-rina-zhenskiy-nacionalnyy-kostyum-korennyh-narodov-kraynego-severa-kak-otrazhenie-kulturnogo-vzaimovliyaniya.html. (дата обращения: 8.06.2019).
Булдашов В.А. Этнопсихологические черты народов Севера и Сибири. URL: https://studfiles.net/preview/5915631/page:37/ (дата обращения: 04.02.2019).
Федорова Н.Н. Орнамент на одежде и утвари манси // Орнамент народов Западной Сибири. Томск, 1992. С. 103-114
Остроумов И.Г. Вогулы-манси: историко-этнографический очерк. Пермь, 1904. 50 с.
Шихова А. Манси - загадочные и аутентичные жители Севера. URL: http://travelask.ru/ articles/mansi-zagadochnye-i-autentichnye-zhiteli-severa. (дата обращения: 04.02.2019).