Научное наследие выдающихся ученых на территории Европейского Северо-Востока России: мемориальные кабинеты и проекты | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 40. DOI: 10.17223/22220836/40/19

Научное наследие выдающихся ученых на территории Европейского Северо-Востока России: мемориальные кабинеты и проекты

Рассмотрены особенности создания и функционирования мемориальных музеев, кабинетов и отдельных проектов по сохранению научного наследия на территории Европейского Северо-Востока России. Выделены основные этапы формирования научного сообщества в регионе. Установлено, что основные тенденции по сохранению научного наследия выдающихся ученых в регионе связаны с деятельностью уже существующих музеев. В их рамках реализуются мемориальные проекты по созданию кабинетов ученых и отдельных выставок. Определено, что мемориальные экспозиции имеют типичную структуру, представленную, как правило, информационными блоками: наука - исследования - преподавание - мемуары.

Scientific heritage of outstanding scientists in the European North-east of Russia: memorial offices and projects.pdf Сохранение исторического прошлого науки, открытий и имен ученых сегодня рассматривается как составная часть стратегии развития отечественной науки. Научное познание базируется на том, что приобретение новых знаний и развитие науки совершаются конкретными людьми на основе научного творчества, которое является объектом исследования современных историков науки [1]. Как правило, для изучения сами ученые предоставляют сведения в виде биографических мемуаров, научных трудов, воспоминаний о себе и своих коллегах, описания событий, собственных научных представлений. Большую роль в сохранении документального наследия ученых играют фонды личного происхождения в архивах Российской академии наук. Однако архивная информация остается труднодоступной и представляется как источник для научно-исследовательских работ. В настоящее время одними из наиболее перспективных средств решения задач по сохранению научного наследия ученых, доступности архивов и популяризации науки являются мемориальные музеи или отдельные проекты, увековечивающие память выдающихся личностей. О музее в современном российском обществе как о месте формирования исторической памяти высказывался философ Н.Ф. Фёдоров: «Музей есть не собрание вещей, а собор лиц; деятельность его заключается не в накоплении мертвых вещей, а в возвращении жизни останкам отжившего, в восстановлении умерших, по их произведениям, живыми деятелями» [2]. Следовательно, музей рассматривается как институт памяти, охватывающий все объекты истории общества, и особая роль в этом отводится личности. Безусловно, непосредственная деятельность любого музея направлена на сохранение материальных и нематериальных объектов как культурного, так и природного наследия. Особый подход нужен в музеефикации наследия выдающего исследователя, элементом которого являются научные знания. Воссозданием и актуализацией исторической памяти о выдающемся ученом могут служить музейная интерпретация, научная реконструкция и ревитализация. В музееведение прибегают к таким видам, как дома-музеи, музеи-усадьбы, музеи-квартиры, музеи-мастерские и т.д., профиль которых определяется сферой деятельности выдающейся личности. Наиболее многочисленны в РФ мемориальные литературные и художественные музеи, что определяется особым отношением к искусству [3]. С начала ХХ в. для сохранения наследия ученого чаще всего используют мемориальные кабинеты. Мемориальный кабинет - это форма музея, которая создается путем музеефикации кабинета или воссоздается обстановка, в которой работал какой-либо выдающийся человек, путем использования мемориальных экспонатов [3]. Экспозиции мемориальных кабинетов разделяют на мемориальную часть, где сохраняется или воссоздается на основе типологических предметов обстановка, и на историко-биографическую часть, которая построена по хронологическому или тематическому принципу. Степень достоверности мемориальной части экспозиции зависит от сохранности подлинной обстановки и наличия подлинных мемориальных предметов. Наиболее ценными экспонатами являются личные вещи, чаще всего это фотографии, документы, награды, предметы личного пользования. Роль личности ученого в науке и его признание в стране и в мире подтверждаются авторскими публикациями, документами об участии в конференциях, семинарах, в различных общественных и культурных мероприятиях. Для раскрытия педагогических качеств ученого и как продолжение его деятельности особое место в экспозиции должно отводиться последователям и ученикам, новым научным направлениям и научным школам. Независимо от вышеуказанных особенностей формирования мемориальной экспозиции, общими критериями для всех источников являются хорошая сохранность предметов (репрезентативность), способность вызывать эмоции (например, печатная машинка, микроскоп) и информативность. Но музейное пространство должно не только нести информацию об ученом как о выдающейся личности, но и обладать конкретным общественно-историческим смыслом, формировать историческую реальность определенной эпохи [4]. Сегодня практикуется создание мемориального музея-квартиры сразу после смерти человека. Первые такие музеи появились в квартирах известных людей в начале двадцатого столетия. В 1911 г. был образован музей из квартиры Д.И. Менделеева. Сеть учреждений данного вида значительно расширилась в послевоенные годы. К концу 1980-х гг. их насчитывалось уже около 50. В Москве сохранились квартиры и мемориальные кабинеты многих ученых, академиков и других деятелей науки, в том числе М.В. Келдыша, А.П. Виноградова, П.Л. Капицы, Г.М. Кржижановского. Наиболее часто мемориальные музеи-кабинеты или отдельные экспозиции формируются при действующих музеях или в научных организациях, в которых долгое время проработал ученый. Создание мемориальных музеев является трудоемким процессом и порой затягивается на несколько десятилетий. Наиболее ярким примером, увековечивающим память ученого, является мемориальный музей академика Владимира Ивановича Вернадского. Мемориальный кабинет-музей академика В.И. Вернадского является структурным научно-исследовательским подразделением Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН (ГЕОХИ РАН). После кончины В.И. Вернадского в 1945 г. академик С.И. Вавилов обосновывал необходимость сохранения квартиры В.И. Вернадского в Дурновском переулке в Москве и создания на ее основе музея. Однако весь район предназначался для реконструкции, поэтому в 1945 г. С.И. Вавилов распорядился предусмотреть при строительстве нового здания ГЕОХИ РАН помещение под музей. Уже в нем была воссоздана точная копия домашнего кабинета В.И. Вернадского. В 1953 г. музей был открыт. Существуют научные реконструкции рабочего места В.И. Вернадского в Минералогическом кабинете Московского университета, в Воронцовском дворце. С 1998 г. ведется работа по увековечиванию имени ученого в с. Вернадовка Пичаевского района Тамбовской области. В 2003 г. отреставрировано имение В.И. Вернадского и создан музей-усадьба ученого [5]. Мемориальные экспозиции создаются на базе высших образовательных учреждений. Например, особое место в музейном комплексе Томского политехнического университета занимает Мемориальный кабинет-библиотека академиков-геологов В.А. Обручева и М.А. Усова, с именами которых связаны горно-геологическое образование и наука Сибири и Дальнего Востока. В кабинете сохранилась обстановка кабинета-библиотеки: мебель, изготовленная в Томске по заказу самого профессора В.А. Обручева, библиотека по геологии и географии, представляющая почти всю географию Земли на разных языках, труды ученых, экспедиционные предметы, картотека, составленная профессором Обручевым, и инвентарные книги кабинета, написанные рукой ученого [6]. В настоящее время мемориальные музеи и экспозиции ученых играют важную роль в культурной, исторической и научной среде. По мнению историков-исследователей, в конце 1990-х - начале 2000-х гг. начинается процесс региональной идентичности, который связан с выделением особого культурного слоя и мемориализации личностей, сыгравших важную роль в развитии отдельных регионов, городов, сел [3]. Научное сообщество на Европейском Северо-Востоке России проходило довольно длительный период становления. Изначально акценты в изучении северных территорий велись в трех направлениях: изучение природных богатств, биологических систем и социоантропологических ресурсов. И сегодня в контексте мемориализации наследия ученых эти направления остаются актуальными. Формирование научного сообщества на Европейском Северо-Востоке России связано с первыми геолого-географическими исследованиями. В начале XVIII - XIX вв. отдельные ученые и путешественники проводили ознакомительные исследования. Академические экспедиции носили комплексный характер с изучением географии, геологии, биологии и этнографии [7]. В 1771 г. академик И.И. Лепехин исследовал бассейны рр. Вычегды, Летки и Лузы. В 1799-1809 гг. ухтинский доманик и печорский уголь изучал Т.С. Борноволоков. В 1837 г. совершил маршрутные исследования на Тимане А.И. Шренк. В 1841-1842 гг. геологические исследования на Тимане вел Р. Мурчинсон. В 1843 г. в бассейне р. Печоры работала экспедиция А.А. Кейзерлинга и П.И. Крузенштерна, в 1847-1850 гг. на Северном Урале -экспедиция Э.К. Гофмана. В 1857 г. в крае вел работы горный инженер А. Антипов. В 1864 г. экспедиция Н.П. Барбота де Марни выполнила изучение пермских и четвертичных отложений по р. Вычегде. В 1874 и 1876 гг. в бассейне р. Печоры вел исследования П.И. Крузенштерн. В 1874 г. экспедиция А.А. Штукенберга проводила геологическое изучение Тиманского Камня и бассейна р. Сысолы. В 1887-1889 гг. на Северном Урале вел геологическую съемку Е.С. Федоров. В 1889-1890 гг. Тиман и Ухтинский район были исследованы экспедицией Ф.Н. Чернышева. В 1902 г. в бассейне р. Вычегды проводил работы В.А. Русанов. В 1902 и 1904 гг. в Печорском крае вели изыскания А.П. Павлов и А.А. Чернов. С 1902 по 1914 гг. проводил исследования A.В. Журавский. К сожалению, большая часть материалов ученых (картографические материалы, вещественные свидетельства экспедиций, рукописи статей, дневников, коллекции) сохранилась в центральных естественнонаучных музеях (ЦНИГР музей им. академика Ф.Н. Чернышева (Санкт-Петербург), Горный музей (Санкт-Петербург), Музей ИГЕМ РАН (Москва)). Сохранение научного наследия ученых XVIII - начала ХХ в., посетивших Европейский Север, связано с созданием в с. Усть-Цильма музея им. А.В. Журавского. С именем этого ученого неразрывно связана история комплексного изучения Печорского края. Он является основателем первого научного учреждения на северо-западе России - Печорской естественно-исторической станции Российской академии наук. В 1911 г. на ее основе была открыта опытная сельскохозяйственная станция, на которой доказали возможность сельскохозяйственной эксплуатации Печорского края. А.В. Жу-равский организовал и совершил более 20 экспедиций по изучению и исследованию севера европейской части России. Ему принадлежат более 400 научных статей, посвященных биогеографии, ботанике, земледелию, геологии, энтомологии, этнографии и экономике Печорского края. Первая мемориальная экспозиция ученого была расположена в Доме-памятнике пос. Журавский, а в 1978 г. она была перенесена в Усть-Цильму, в здание Печорской сельскохозяйственной станции, где сегодня открыт Усть-Цилемский истори-ко-мемориальный музей А.В. Журавского. В музее представлена мемориальная экспозиция «А.В. Журавский: жизнь, труды, наследие», состоящая из кабинета, гостиной и зала и посвященная жизни и деятельности ученого (рис. 1). Коллекция включает в себя более 300 предметов и документальных фотографий. Это мебель, приборы и инструменты, используемые в научных исследованиях, уникальная библиотека ученого [8]. Увековечивание имен первых ученых-путешественников в регионе связано с открытием памятников или памятных мест. В 1967 г. в г. Печора состоялось открытие памятника известному отечественному полярному исследователю и путешественнику B.А. Русанову, который совершил несколько экспедиций на о. Новая Земля. Это самый первый в России монумент исследователю Арктики. Следующий период в изучении Севера и его производительных сил начинается с 1930-х - начала 1940-х гг. В этот период происходит приток научных работников в регион и формируются отдельные природоведческие (геологические, географические, биологические) и гуманитарные дисциплины (антропология, этнография, экономика) [9]. Рис. 1. Усть-Цилемский историко-мемориальный музей А.В. Журавского. Гостиная ученого Fig. 1. The A.V. Zhuravsky Ust-Tsilem Historical and Memorial Museum. Living room of the scientist Сложная экономическая и политическая ситуация в стране при отсутствии собственной сырьевой базы стали мотивом для глубокого изучения богатств Русского Севера. В 1920-1930-е гг. были организованы экспедиции Географическим институтом, Российской академией наук, Гидрологическим институтом и, главным образом, Северной научной промысловой экспедицией под руководством П.В. Виттенбурга, Р.Л. Самойловича, М.М. Круглов-ского, Б.В. Милорадовича, Н.Н. Мутафи, в ходе которых собран представительный естественнонаучный материал. В результате деятельности ученых-геологов осталось немалое научное наследие: обширная библиотека по полярным вопросам, картографические материалы, вещественные свидетельства экспедиций, рукописи статей и дневников. И не случайно в г. Ухте был создан Музей-кабинет А.Я. Кремса. А.Я. Кремс - доктор геолого-минералогических наук, профессор, дважды лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки и техники РСФСР и Коми АССР - личность в Республике Коми поистине легендарная. Будучи репрессированным в 1939 г., он на протяжении 26 лет проработал в Ухткомбинате и Ухтинском территориально-геологическом управлении. Под его руководством были выполнены геологические обобщения материалов по строению и нефтегазоносности региона, определены направления геолого-разведочных работ. С именем Андрея Яковлевича связаны открытия более 30 месторождений нефти и газа, в том числе уникальные Западно-Тэбукское, Вуктыльское, Войвожское, Ни-бельское. В 1947 и 1951 гг. за разработку и внедрение шахтного способа добычи нефти на Ярегском месторождении, открытие и промышленное освоение месторождений полезных ископаемых ученый дважды был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. С 1966 по 1975 г. А.Я. Кремс возглавлял лабораторию геологии и перспективной оценки запасов газовых и газоконденсатных месторождений Коми филиала ВНИИГАЗа. В 1967 г., с открытием Ухтинского индустриального института (ныне Ухтинский государственный технический университет), на общественных началах он руководил кафедрой общей геологии, став затем первым профессором института. А.Я. Кремс передал институту личную библиотеку, в которой собраны публикации по нефтегазовой промышленности и проведению геологоразведочных работ. После кончины Андрея Яковлевича в 1975 г. большая часть материалов оставалась непосредственно дома, в рабочем кабинете, который планировали преобразовать в дом-музей ученого. В 1977 г. Ухтинский горсовет поддержал данное предложение, но лишь в 1982 г. по письменному обращению вдовы Н.В. Молий к председателю Госплана СССР Н.К. Байбакову продвинулся вопрос создания мемориального кабинета-музея А.Я. Кремса [10]. Создается комиссия для отбора, систематизации документов и книг, которые передаются в Ухтинский ипдустриальный институт, позднее данные материалы были переданы в городской краеведческий музей. В 2011 г. по формальным основаниям кабинет-музей был переименован в музей-квартиру А.Я. Кремса, который теперь входит в состав Музейного объединения г. Ухты (рис. 2). Рис. 2. Музей-квартира А.Я. Кремса Fig. 2. The A.Ya. Krems museum-apartment С середины XX в. в научном сообществе Европейского Севера России происходит переход от инициативных групп ученых к организованным коллективам. Исследования северных территорий были подняты на новый уровень с организации в Сыктывкаре Базы АН СССР (1944 г.) - Коми филиала АН СССР (с 1949 г.) - Коми научного центра УрО РАН (с 1991 г.). Имя геолога Александра Александровича Чернова является знаковым для всего Европейского Северо-Востока России. Его имя связано с открытием Печорского угольного бассейна, созданием региональной школы геологов и образованием Сыктывкарской группы геологов (с 1939 г.) - Отделом геологии (с 1944 г.) - Института геологии АН СССР (с 1958 г.). Память о выдающихся достижениях А.А. Чернова увековечена в названиях геологических и географических объектов. Отдавая дань памяти известному геологу, музею при Институте геологии в 1968 г. было присвоено имя А.А. Чернова. Вопрос о создании мемориальной экспозиции на базе созданного музея рассматривался еще в декабре 1978 г. Но только в 2000-х гг. начала проводиться работа по восстановлению плана рабочего кабинета А.А. Чернова, собирался материал для будущей экспозиции. В 2014 г. был открыт мемориальный кабинет профессора А.А. Чернова. Хотя кабинет разместился не на том месте, в котором работал А.А. Чернов, в восстановленной обстановке использованы сохранившаяся мебель, лампа, микроскоп, коллекция каменного материала. Размещены стенды, характеризующие детство, студенческие годы в Московском университете. Отдельный стенд посвящен преподавательской деятельности на кафедре геологии Московского государственного университета и Высших женских курсов. Стенд с фотографиями характеризует экспедиционные исследования ученого. А.А. Чернов с удовольствием фотографировался с местным населением, оленеводами, но также достаточно профессионально производил съемку северных пейзажей, геологических разрезов и обнажений. Не нарушая исторической атмосферы, экспозицию дополнили цифровые документы, на которых запечатлены моменты участия Александра Александровича в работе конференций, а также демонстрируются передачи об ученом (рис. 3). Советские ученые-геологи составляют большую часть современного научного сообщества. Их работы заложили основы в изучении геологическо- Рис. 3. Мемориальный кабинет профессора А.А. Чернова в Геологическом музее им. А.А. Чернова Fig. 3. Memorial office of Professor A.A. Chernov in the A.A. Chernov Geological museum го строения севера России, определили основные закономерности формирования и размещения здесь различных полезных ископаемых. Память о них увековечена в мемориальных досках. Так, на фасадах зданий Коми научного центра и Института геологии размещена информация о выдающихся организаторах геологической науки на Европейском Севере России: д.г.-м.н. А.А. Чернове, д.г.-м.н. В.А. Варсанофьевой, д.г.-м.н. В.А. Дедееве, д.г.-м.н. М.В. Фишмане. В 2015 г. на здании Института геологии была открыта мемориальная доска академику Н.П. Юшкину, а в 2017 г. Институту геологии было присвоено имя ученого. Николай Павлович Юшкин - советский и российский геолог, минералог, академик РАН, доктор геолого-минералогических наук, директор Института геологии Коми НЦ УрО РАН (1985-2008), заведующий кафедрой геологии Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина. Н.П. Юшкин внес большой вклад в познание геологии, в развитие и освоение минерально-сырьевой базы Европейского Севера России и Урала, в формирование новых отраслей горнорудной промышленности и новых производств. Научные достижения Н.П. Юшкина отмечены высокими государственными наградами: орденами «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней, Трудового Красного Знамени, многими медалями и почетными знаками; он являлся лауреатом Демидовской премии, заслуженным деятелем науки РСФСР и Коми АССР. В 2014 г. в Институте геологии Коми научного центра был организован мемориальный кабинет академика. В кабинете сохранена та обстановка, в которой работал Николай Павлович. Рабочий стол, письменный прибор из лабрадорита, микроскоп. Особое место отведено фотографиям семьи ученого от прапрадедушки до самого Николая Павловича, молодого ученого, лауреата Ленинской премии. В витринах шкафов представлены коллекции минералов и горных пород, которые Николай Павлович собирал в ходе экспедиционных исследований. Большая часть каменного материала хранится в фондах Геологического музея им. А.А. Чернова. Академик оставил большой научный фонд, рукописи книг и статей, заметки и наброски, доклады на различных конференциях, конгрессах и симпозиумах, рукописи, дневники, воспоминания, переписку, фотографии. Частично данные материалы или их копии будут передаваться в личный архив Коми научного центра. Сегодня ведется работа по каталогизации библиотеки Н.П. Юшкина, в основе которой лежат уникальные и редкие книги XVIII-XX вв. по геологии различных месторождений мира. Данное собрание Николай Павлович привез из библиотеки Российского минералогического общества Санкт-Петербурга, часть книг принадлежала Дмитрию Павловичу Григорьеву, другу Николая Павловича, известному советскому минералогу, доктору геолого-минералогических наук, профессору Ленинградского горного института. В 1960-1970-х гг. развитие научно-технического прогресса в стране вызвало большую потребность в высококвалифицированных кадрах, имеющих широкую общетеоретическую университетскую подготовку. Поэтому не только Коми АССР, но и многие регионы стали поднимать вопросы об открытии университетов на местах. Совету министров и Госплану Коми АССР было поручено изыскать внутриреспубликанские возможности для строительства учебного корпуса, студенческого общежития и жилого дома для профессорско-преподавательского состава, который был создан из ученых Коми филиала АН СССР. Возглавлять институт назначили Валентину Александровну Витязеву - крупного ученого-североведа, доктора географических наук, профессора, автора свыше 200 научных трудов, кавалера ордена Трудового Красного Знамени и двух орденов Почета. С ее именем связаны крупные научные исследования и проекты: создание Тимано-Печорского территориально-производственного комплекса, первая Генеральная схема развития и размещения производительных сил Коми АССР. Она стала первым ректором СыктГУ, единственной женщиной-ректором университета в СССР и руководила им с 1972 по 1987 г. За этот период университет превратился в ведущий учебно-научно-культурный центр региона, подготовил тысячи специалистов в области экономики, образования, науки, культуры. В Музее истории просвещения Коми края Сыктывкарского государственного университета располагается фрагмент кабинета-ученого советского периода, на стене демонстрируются портреты ведущих ученых университета: В.А. Витязевой, А.Е. Грищенко, С.И. Худяева, В.Н. Задорожного, Л.И. Иржака, Б.Я. Брача, А.И. Туркина, Ю.Д. Марголиса, Т.Я. Гринфельд, В.В. Нагаева, М.М. Долгина, Е.И. Михайловского, М.Л. Портянко, Э.А. Савельевой, В.А. Латышевой, М.И. Бурлыкиной. Другой экспозиционный интерьер отражает рабочий кабинет В.А. Витязевой. В этом интерьере подлинные экспонаты, передающие дух эпохи и индивидуальность его владельца: настенная крупноформатная экономико-географическая карта Европейского Севера, редактором которой являлась Валентина Александровна, книжный шкаф с уникальными изданиями, фотографиями, личными вещами, письменный стол с принадлежностями и документами, кресло, цветной телевизор 70-х гг. ХХ в. Это первая мемориальная экспозиция [11]. В 2014 г., в канун 95-летия В.А. Витязевой, в главном корпусе университета при Музее истории просвещения Коми края торжественно открылся кабинет-музей. В шкафах вдоль стен находится литература, на рабочем столе стакан с карандашами, ваза, под стеклом фотографии, на книжных полках расположены икона и сувениры. В этом кабинете первый ректор СыктГУ работала последние десять лет. Все вещи подлинные, интерьер воссоздавался по фотографиям. Мемориальные музеи-кабинеты ученых являются наиболее удобными формами музеефикации научного наследия, наиболее эффективными и востребованными прежде всего как инструмент исторической памяти. Существующие мемориальные проекты современной России достаточно многообразны. Главная проблема музеев, а особенно мемориальных экспозиций, -адаптироваться под меняющиеся условия (компьютеризация, онлайн-выставки, технические возможности) и утвердить себя в качестве института сохранения исторической памяти. Мемориальные проекты регионального значения, посвященные выдающимся российским ученым, внесшим вклад в развитие фундаментальных естественных и гуманитарных наук, позволяют выявить региональную индивидуальность и обозначать знаковые эпохи в формировании научного сообщества России. Обозначенные тенденции в развитии музеев-квартир, отдельных экспозиций будут усиливаться. Точкой соприкосновения музея и науки является принцип преемственности, суть которого - передача знаний и культуры между поколениями. Хочется верить, что в региональных музеях будут открываться новые или малоизвестные персоналии ученых и специалисты будут находить новые, современные формы презентации мемориального наследия ученых.

Ключевые слова

научное наследие, мемориальный музей, история науки, личные фонды ученых, научные исследования, северные территории России

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Астахова Ирина СергеевнаИнститут геологии Коми научного центра УрО РАНкандидат геолого-минералогических наук, руководитель Геологического музея им. А.А. Черноваastakhova@geo.komisc.ru
Всего: 1

Ссылки

Юревич А.В. Культурно-психологические основания научного знания // Проблема знания в истории науки и культуры. М. : Ин-т истории естествознания и техники РАН, 2001. С. 155-192.
Фёдоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. М. : Мысль, 1982. 576 с.
Чувилова И.В. Мемориальные музеи и проекты в современном социокультурном пространстве // Молодежь и социум. 2012. С. 19-26.
Ростовцев Е.А., Сидорчук И.В. Музей и историческая память в современной России // Вопросы музеологии. 2014. № 2 (10). С. 16-21.
Мищенко С.В. Наследие В.И. Вернадского - объединяющий фактор устойчивого развития // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2005. № 2. С. 17-21.
Кузнецова С.И. Кабинет-музей В.А. Обручева // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов, 2003. № 6. С. 155-159.
Самарин А.В. Хронология начала академических исследований Коми края // Известия Коми НЦ УрО РАН. 2010. № 1 (1). С. 113-116.
Коллекция А.В. Журавского из собрания Усть-Цилемский историко-мемориальный музей А.В. Журавского: каталог / сост. Н.Ф. Овчаренко. Усть-Цильма, 2013. 68 с.
Бровина А.А. Научные исследования территории Европейского Северо-Востока России в XX веке: информационный потенциал личных фондов ученых // Genesis: исторические исследования. 2017. № 10. С. 82-101.
Булдакова Е.Г., Рощевская Л.П. Личная библиотека геолога А.Я. Кремса // Документальное наследие России: теория и практика сохранения и использования научных фондов: сборник научных статей. Сыктывкар, 2013. С. 59-65.
Валентина Витязева в воспоминаниях современников / ред.-сост. М.И. Бурлыкина. Сыктывкар, 2014. 304 с.
 Научное наследие выдающихся ученых на территории Европейского Северо-Востока России: мемориальные кабинеты и проекты | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 40. DOI: 10.17223/22220836/40/19

Научное наследие выдающихся ученых на территории Европейского Северо-Востока России: мемориальные кабинеты и проекты | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 40. DOI: 10.17223/22220836/40/19