Потенциал культурного туризма как направления туристской индустрии: комплексный подход | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 40. DOI: 10.17223/22220836/40/23

Потенциал культурного туризма как направления туристской индустрии: комплексный подход

Дано определение культурного туризма, охарактеризовано его значение как особого направления туристской деятельности; выявлены тенденции и основные аспекты развития индустрии культурного туризма на уровне территорий, определены составные элементы регионального туристского потенциала, исходя из исследования их свойств; систематизированы факторы, влияющие на развитие культурного туризма; обосновано развитие его подвидов, исходя из специфики туристского потенциала региона. В качестве оптимального методологического инструмента оценки туристского потенциала автором предлагается комплексный подход, предполагающий выделение и прояснение основных структурных элементов культурного туризма, анализ основных аспектов его формирования и развития.

The potential of the cultural tourism as a direction of the tourist industry: an integrated approach.pdf Одной из существенных особенностей постиндустриальной эпохи, для которой свойственны экономика впечатлений, экономика участия, событийность, активное развитие сферы услуг и досуга, является стремительный прогресс туристской индустрии и превращение туризма из узкого, преимущественно экономического явления в социальное, политическое и культурное. В основополагающем документе, регулирующем развитие туризма в России -Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г., указано, что туризм «сегодня должен стать локомотивом развития регионов, связующим звеном между коммерческими интересами различных сфер бизнеса, приоритетами государственной политики и культурными потребностями общества. Единство целей и задач развития страны позволит успешно ре-ализовывать программно-целевые инструменты для роста культурного уровня, духовного потенциала и благосостояния страны и каждого ее гражданина» [1]. Отметим, что в современной науке превалирует подход, согласно которому в условиях глобализации практически любой вид туризма так или иначе имеет социокультурную направленность и может называться культурным туризмом, ибо он, как правило, выражает все многообразие культур посещаемой территории и «связан с пересечением национальных границ, временным проживанием в иных культурных сообществах, межкультурным взаимодействием и общением „гостей" и „хозяев"» [2], а также с кросскультурным взаимодействием самих туристов. Так, например, отмечает Е.Н. Егорова, сегодня, говоря о феномене туризма, все чаще подразумевают ознакомление с историко-культурными ресурсами, а также с природным ландшафтом посещаемой территории [3]. Трудно сегодня представить туриста, которого бы не интересовали и не впечатляли культурные памятники и события, и практически каждый вид туристской деятельности осуществляется в определенных социальных и культурных условиях, а потому несет определенную культурную нагрузку. «Любой вид туризма, - отмечает Е.Г. Моисеева, - в определенной степени является культурным, поскольку в течение всей поездки турист испытывает влияние непривычной социокультурной среды» [4]. В современной научной литературе определение термина «культурный туризм» и его содержание довольно активно обсуждаются. «Культурный туризм - это тот, который среди прочих целей имеет цель ознакомления с памятниками и достопримечательными местами» [5] - отмечено в Хартии по культурному туризму от 9 ноября 1974 г. В данном случае мы видим достаточно широкое определение культурного туризма, когда он, по сути, выступает в качестве составляющего элемента прочих видов туризма. Однако в современных условиях все чаще культурный туризм выступает как самостоятельное направление туристской индустрии, обладающее специфическими особенностями, требующими соответственного осмысления и изучения. На наш взгляд, одно из наиболее развернутых определений культурного туризма представлено М.Д. Сущинской, рассматривающей его как передвижение граждан за границы их обычного места проживания, причиной чего является возникновение интереса к иной культуре. Этот интерес удовлетворяется доступом к культурным достопримечательностям, в том числе к культурным событиям, историко-культурному наследию, культурной инфраструктуре, представленной музеями, театрами, галереями, концертными площадками, а также к элементам традиционной и повседневной местной культуры. В результате индивид получает новый опыт и незабываемые впечатления, удовлетворяет собственные культурные потребности и интересы. При этом М.Д. Сущинская подчеркивает, что культурный туризм выполняет экономическую, познавательную, образовательную, коммуникационную и миротворческую функции [6. С. 8-9]. Эти же функции подчеркивает и А.В. Остапчук, понимая под культурным туризмом «перемещение людей с целью получения новых знаний и впечатлений посредством приобщения к материальной и нематериальной культуре региона пребывания» [7]. Таким образом, в современных условиях одним из наиболее востребованных и распространенных видов туризма, с которым «пересекается» большинство других, является культурный туризм, в силу своей специфики имеющий уникальное мировоззренческое и познавательно-воспитательное значение, обеспечивающий взаимодействие, диалог культур на уровне личности - встречу, взаимодействие и взаимообогащение национальной, региональной или территориальной культур, которые представлены туристу для восприятия и познания и культуры, носителем которой он является сам. Поэтому от уровня и качества развития культурно-туристской индустрии зависит формирование имиджа, авторитета и привлекательности страны, адекватных представлений о ее народе и его исторических перспективах, а значит, и тех культурных установок, которые определяют как внутренние социальные взаимосвязи, так и международные отношения, а значит, и общечеловеческую судьбу. В силу своих уникальных качеств культурный туризм служит одним из базовых средств познания мировой цивилизации в целом и собственной страны в частности. Для внутреннего потребителя культурно-туристской индустрии, учитывая стремление современного человека осознать себя не только как участника общечеловеческой цивилизации, но и представителя определенной этнической, религиозной и национальной культуры, данный вид туризма имеет важнейшее значение, так как способствует самоидентификации личности, ее самоопределению, формированию национального и этнического самосознания, преодолению различного рода предубеждений и страхов как в отношении чужой, так и в отношении собственной культуры. Не случайно в вышеупомянутой Стратегии развития туризма в Российской Федерации неоднократно поднимается вопрос внедрения туристских программ в образовательный процесс - обращается внимание на такие формы, как «выездные лекции, практические занятия, посещение музеев и театров, экскурсии по теме урока» [1]. Это взаимодействие образования и культурного туризма необходимо, как подчеркивает О.Н. Астафьева, «для решения проблем социокультурного развития, сохранения культурного наследия регионов России, укрепления единого социокультурного пространства» [8]. Однако для того чтобы культурный туризм был эффективным ресурсом экономического и социально-культурного развития страны, его потенциал должен быть адекватно оцениваемым и используемым прежде всего на конкретном территориальном уровне - региональном. Именно регионально-территориальный уровень управления туристской индустрией позволяет «очертить» соответствующий туристский кластер, «выделить» его уникальные культурные, природные и исторические черты, обеспечить креативное, своевременное и эффективное решение соответствующих проблем. Эта установка, в частности, отражена в нормативных правовых документах федерального и регионального уровня в Российской Федерации. Так, например, отмечается необходимость комплексного подхода к развитию туризма вообще и культурного туризма в частности, так как именно «комплексный подход способен привлечь и удержать интерес современной потребительской аудитории...» [1], и «важно понимать значение разработки комплекса мер по развитию этого направления (культурно-познавательного туризма. - В.Н.) как наиболее конкурентоспособного, перспективного вида туризма, отвечающего общей государственной политике и национальным интересам Российской Федерации» [Там же]. Принимая за основу нашего исследования комплексный подход, отметим, что он имеет особое значение при оценке потенциала культурного туризма как направления туристской индустрии и ресурса регионального развития. В основу данного подхода положены научные принципы единства единичного и общего, части и целого, целостности соответствующего феномена во взаимосвязи его составляющих и во взаимозависимости с другими явлениями. То есть в оценке и развитии регионального потенциала культурного туризма комплексный подход предполагает выделение и прояснение его (культурного туризма) основных структурных элементов и рассмотрение основных аспектов формирования и развития. Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что эффективное использование культурного туризма как одного из важнейших ресурсов регионального развития нуждается в комплексном подходе к нему как важнейшему объекту регионального управления. Это требует определить алгоритм применения комплексного подхода к анализу потенциала культурного туризма как направления туристской индустрии и ресурса регионального развития. На первом этапе проведения системного анализа и выявления тенденций и направлений развития культурного туризма в определенном регионе необходимо выявить экономические и социальные факторы, региональные природные особенности и наличие специфического набора историко-культурных объектов, т.е. оценить туристский ресурсный потенциал территории. Туристский ресурсный потенциал региона - явление синтетическое, это система взаимосвязанных структурных элементов, представляющих различные сферы и объекты человеческой жизнедеятельности, задействованные в индустрии туризма (что, в частности, подчеркивается в понятии «совокупный туристский потенциал»). Поэтому вопрос определения и изучения элементного состава туристского регионального потенциала является в этой связи основополагающим. Первоначально понятие «туристский потенциал региона» рассматривалось отечественными и зарубежными учеными с точки зрения наличия набора соответствующих ресурсов, в основном природных. В последующих работах наряду с изучением ресурсного потенциала активно стали изучаться факторы, оказывающие влияние на изменение и развитие туризма: сфера экономики и управления, различные аспекты социальной жизни общества, включая мотивы путешествий, и т.п. Наиболее емким на сегодняшний день является понимание туристского потенциала как совокупности возможностей «региона по формированию и удовлетворению потребностей туристов в процессе организационно-экономических отношений при использовании имеющихся в наличии ресурсов» [9]. «Важным фактором развития туризма, - считает Н.В. Сычева, - является наличие туристского потенциала территорий, знание которого является одним из главных условий при формировании туристского продукта» [10. С. 137]. Это знание должно быть структурировано и систематизировано, давать общее комплексное представление о туристских возможностях и перспективах региона. Поэтому, рассматривая совокупный (комплексный) туристский потенциал региона, необходимо выделить те его составляющие, использование (а также создание и поддержка) которых может обеспечить эффективное развитие туризма в регионе. При этом совокупный туристский потенциал рассматривается, в частности, Н.В. Святохо, как комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих природно-ресурсного, историко-культурного, экономического и социального потенциалов [11]. В полной мере данный подход к исследованию туристского потенциала можно применить и к культурному туризму. При этом следует отметить, что если экономические и социальные его составляющие являются общими для всех видов туризма, то природно-ресурсный и историко-культурный потенциалы развития культурного туризма являются уникальными для каждого региона. Рассмотрим краткую характеристику каждой составляющей туристского потенциала применительно к культурному туризму. Отметим также, что в зависимости от поставленных целей, порядка их достижения и требуемых для этого ресурсов указанный состав может быть дополнен с определением приоритетности того или иного составляющего компонента. К природно-ресурсному потенциалу туризма Н.В. Святохо относит «способность природных систем без ущерба для себя (а следовательно, и для людей) отдавать необходимую человечеству продукцию или производить полезную для него работу в рамках хозяйства данного исторического типа; возможности региона по использованию совокупных природных богатств в туристической деятельности» [11]. Природно-ресурсный потенциал, представленный природными ландшафтами, уникальными объектами и явлениями природы, составляет естественную основу культурного (и любого иного) туризма, создавая привлекательный образ окружающей среды и соответствующее восприятие региона. Никакой объект культуры, если он будет располагаться в экологически неблагополучном и природно-непривлекательном месте, не станет востребованным туристским ресурсом. Поэтому забота об экологической чистоте и красоте естественной среды является необходимым элементом регионального управления и важнейшим фактором развития культурного туризма и, следовательно, регионального развития в целом. Историко-культурный потенциал отражает туристский потенциал, основанный на представленных в регионе исторических и культурных ценностях. Для культурного туризма историко-культурный потенциал является основополагающим. Он представлен достаточно многочисленными компонентами. К ним относятся прежде всего объекты историко-культурного наследия, вовлеченные в туристскую инфраструктуру и являющиеся объектами туристского показа или туристского участия: памятники истории и археологии, уникальная и своеобразная архитектура, изобразительное искусство, танцы, музыка, литература, народные промыслы, этнографические экспозиции, национальная кухня, археологические и исторические туристские маршруты и т.п. Социальный потенциал туризма рассматривается как возможность региона к производству и воспроизводству рабочей силы, необходимой для реализации деятельности в туристской индустрии. Социальный потенциал включает квалифицированные кадры, которые специально подготовлены для организации и осуществления туристской деятельности [11]. Наличие системно и творчески мыслящих специалистов, способных эффективно включаться в решение задач развития культурного туризма, - один из важнейших социальных ресурсов региона. Экономический потенциал туризма представляет собой составную часть интегрального хозяйственного потенциала территории и включает такие средства и возможности, которые могут использоваться для производства туристского продукта на уровне региона. В состав экономического потенциала, как отмечает Н.В. Святохо, можно включить: инфраструктурный потенциал, обеспечивающий необходимые условия для реализации туристической деятельности; финансовый потенциал, который характеризуется объемом денежных средств, находящихся в распоряжении региона и используемых в индустрии туризма; информационный потенциал, подразумевающий такие организационно-технические и информационные возможности, которые воздействуют на саму туристическую деятельность, производство туристского продукта и особенности управления в сфере туризма; инвестиционный потенциал, рассматривающийся как возможность региона по осуществлению вкладов в туристскую деятельность; управленческий потенциал, который включает в себя знания и способности руководства, необходимые для успешного развития и функционирования туристской индустрии в регионе [11]. Наиболее трудоемким и ответственным для выявления регионального потенциала культурного туризма является второй этап исследований -определение историко-культурного потенциала региона, анализ условий и факторов развития культурного туризма, и, в частности, выявление и группирование объектов историко-культурного наследия для их дальнейшего привлечения в туристскую индустрию. Среди факторов, оказывающих воздействие на развитие культурного туризма, можно выделить две большие группы - статичные и динамичные [12]. Малоизменяющиеся в течение длительного времени факторы относятся к группе статичных. Это такие факторы, как: - природно-географические - местоположение, естественные условия и ресурсы, объекты и памятники природы, экологическое состояние территории; - культурно-исторические - исторические памятники и объекты Всемирного культурного наследия, исторические события, мифы и легенды, связанные с какой-либо территорией. Группа динамичных факторов гораздо сложнее по своему составу. К ним можно отнести: - социально-экономические и демографические факторы; - факторы, связанные с внешней и внутренней политикой государств-«экспортеров» и государств-«импортеров» туристов, внутриполитическую ситуацию, особенности визового режима и пр.; - материально-технические и технологические факторы, включающие производственную и социальную инфраструктуру, средства размещения туристов, систему питания и развлечения, транспорт, коммуникационную сеть. Все названные факторы оказывают влияние на развитие туризма не изолированно, а в совокупности, причем в самых разнообразных сочетаниях; при этом один негативный фактор может снижать действие нескольких позитивных, что следует учитывать при проведении политики в сфере туризма, в том числе культурного. При систематизации культурно-туристских ресурсов необходимо учитывать их типологию, в частности, исходя из их принадлежности к предметной или непредметной (духовной) сфере. Согласно А.И. Фролову, к предметным ресурсам относятся различные виды памятников истории и культуры (памятники археологии, истории, архитектуры и градостроительства, монументального искусства, музеи, музеи-заповедники, музеи-усадьбы и т.п.), а к непредметным - обычаи, традиции, обряды, фольклор, устное народное творчество и т.п. [13]. При этом А.И. Фроловым отмечается, что промежуточное положение в этой классификации занимают центры народных художественных промыслов, имеющих важное значение для культурного, социального и экономического территориального развития. По мнению Е.Н. Ильиной, минимальный набор ресурсов для развития культурного туризма может иметь любой административный регион [14]. При этом следует отметить, что Е.Н. Ильина рассматривает только предметные ресурсы, что недостаточно для определения потенциала культурного туризма в полной мере. На третьем этапе комплексного подхода к исследованию культурного туризма необходимо сосредоточить внимание на обосновании развития его подвидов, обусловленных спецификой туристского потенциала региона. С учетом возрастающего спроса и предложения на туристические поездки с культурно-познавательными целями, на основе анализа иностранных и отечественных источников специалисты отмечают, что сегодня в практику международного туризма, помимо уже ставшего традиционным культурно-познавательного направления, входят такие подвиды культурного туризма, как культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-религиозный, культурно-археологический, культурно-этнографический, культурно-этнический, культурно-антропологический, культурно-экологический [15]. Могут быть выделены и другие направления, что зависит от специфических и региональных особенностей соответствующего туристского потенциала. Однако развитию подвидов культурного туризма в регионе могут препятствовать определенные объективные обстоятельства, что должно быть отмечено при проведении культурологических исследований туризма на следующем этапе. Немаловажным условием дальнейшего развития культурного туризма является внедрение рыночных механизмов, основанных на гибких формах кооперации, координации и интеграции совместных действий отдельных субъектов туристской деятельности. Одним из способов устойчивого развития региона является кластерный подход, при котором объектом государственной политики становятся не производственные центры, не города или другие населенные пункты, а регион, его целостность, уровень развития инфраструктуры и человеческого потенциала, насыщенность сетями коммуникаций, инновационными подходами к использованию ресурсного потенциала. При данном подходе, по словам О.Н. Астафьевой, «изначально учитывается диверсификация уровней и субъектов взаимодействия, возможность сохранения этнокультурной самобытности и конфессиональных различий» [16. С. 189], что крайне важно в условиях поликультурности и уникальности регионов России. В современных условиях кластер становится наиболее эффективным инструментом территориального управления, «.новой формой организации социокультурного пространства» [17], а при разработке региональных программ развития туризма кластерный подход позволяет задействовать все составляющие ресурсного потенциала, разработать и внедрить комплекс нормативно-законодательных и организационных актов, комплекс экономических, инфраструктурных и гуманитарных мероприятий. Результат деятельности кластера эффективно проявляется на всех уровнях: как на уровне его участников, путем достижения собственных целей, так и на уровне экономики региона в целом. Необходимо учитывать, что в настоящее время внимание туристов привлекают комплексные объекты культурного туризма, такие как культурно-природные ландшафты, дворцово-парковые и усадебные комплексы, другие многообразные образования, созданные руками человека с учетом природных особенностей месторасположения объектов и их исторической значимости. Создание и сохранение уже созданных указанных объектов требует учета множества факторов, участия высококвалифицированных специалистов в определении их рекреационной емкости и режима посещения, проведения маркетинговых исследований и т.д. Для успешного развития культурного туризма на региональном уровне требуется проведение комплекса маркетинговых исследований потребностей и предпочтений туристов, изучение мотивов поведения потребителей туристских услуг и структуры туристского потока, определение емкости рынка туристских услуг и т.д. Создание и распространение грамотной, профессиональной и доступной для населения информации о культурном развитии и достопримечательностях региона в условиях постоянного совершенствования современных технологий вызывают необходимость тесного сотрудничества специалистов различных ведомств, органов государственного управления, средств массовой информации, специалистов сферы культуры и туризма, маркетологов, специалистов по туристской рекламе и общественным связям, гидов, экскурсоводов, организаторов туризма и массовых мероприятий, предпринимателей и всех, кто заинтересован в процветании соответствующего региона. При этом необходимо обратить внимание на отсутствие в большинстве регионов центров изучения туризма. Исследования отдельных аспектов туризма проводят высшие учебные заведения, коллективы музеев и заповедников, туристско-информационные центры и общественные объединения. Единый подход к исследованию соответствующих проблем практически отсутствует, хотя каждый регион требует специального изучения предпосылок развития культурного туризма, так как отличается от других структурой ресурсного потенциала и рекреационного потока, природными особенностями, уровнем развития туристской инфраструктуры, организацией и финансированием развития культурного туризма и т.п. Заключение Культурный туризм в современных условиях играет значительную роль в экономической и социокультурной сфере общества, в формировании культурной политики и понимании места культуры в общественном развитии. Развитие культурного туризма имеет не только экономическое значение, но и позволяет выработать комплексный подход к решению задач сохранения и использования историко-культурного потенциала региона, сформировать благоприятный социальный климат в сообществе. Комплексный подход, избранный с целью системного анализа и изучения культурного туризма, позволил определить составные элементы туристского потенциала региона с позиции исследования их свойств, систематизировать факторы, влияющие на развитие культурного туризма, обосновать развитие его подвидов, исходя из специфики регионального туристского потенциала. Необходимость системного анализа культурного туризма, в том числе и для выявления его потенциала как направления туристской индустрии, связана с потребностями регионального управления и долгосрочным прогнозированием развития любой территории. Кроме того, результаты проведенных исследований могут представлять интерес для предпринимателей, деятельность которых направлена на организацию культурных мероприятий, работников сферы туризма и учреждений культуры. Но особенно значимыми результаты научного культурологического анализа культурного туризма должны стать в процессе разработки эффективной политики как в сфере культуры, так и в сфере туризма со стороны управленческих структур, а также властей всех уровней, внимание и влияние которых на состояние туристской индустрии должно быть не меньшим, чем на другие социально-экономические и культурные сферы [18]. Подводя итог, отметим, что возрастающий интерес к познанию мира, культуре и природе регионов вызывает необходимость поисков новых форм организации и управления развитием культурного туризма. Познавательная функция культурного туризма реализуется в основном в таких взаимосвязанных направлениях, как интерес к культуре и историко-культурному наследию, охрана и возрождение культуры и диалог культур, что требует особого подхода к его организации [19]. Организация культурного туризма совмещается с решением многих региональных проблем и требует систематических усилий со стороны власти, наличия эффективных правовых механизмов, обоснованных стратегий и программ, что невозможно без активного участия государства, федеральных и региональных органов государственного управления. Разрозненность действий власти, общественных организаций и бизнес-структур в отношении развития туристской индустрии и использования регионального туристского потенциала отрицательно влияет на текущее состояние данной сферы, поэтому одним из базовых условий развития культурного туризма являются изменение региональной организационной структуры и как следствие координация действий участвующих в этом процессе различных субъектов.

Ключевые слова

культура, туризм, культурный туризм, комплексный подход, историко-культурный потенциал

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Новосельская Вера ВадимовнаМинистр культуры Республики Крымкандидат педагогических наукarinanovoselskaya@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70573746/ (дата обращения: 03.03.2019).
Мошняга Е.В. Концепт «культурный туризм» в системе концептов международного туризма // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 173-179.
Егорова Е.Н. Ресурсная база культурного туризма: традиции, современное состояние. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/fik/2017/12/culture/egorova.pdf (дата обращения: 20.03.2019).
Моисеева Е.Г. Культурный туризм как стратегический ресурс России // Вестник МГУКИ. 2012. № 1 (45). С. 96-100.
Хартия по культурному туризму от 9 ноября 1974 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/901756983 (дата обращения: 15.03.2019).
Сущинская М.Д. Культурный туризм: учеб. пособие. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 128 с.
Остапчук А.В. Перспективы развития культурного туризма в Республике Крым. URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/93966/15-Ostapchuk.pdf?sequence=1 (дата обращения: 12.03.2019).
Астафьева О.Н., Коротеева О.В., Шибаева Е.А. Образование и культура в социокультурном развитии регионов России // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 6. С. 677-685.
Федулин А.А. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма // Сервис plus. 2012. № 1. С. 38-44.
Сычева Н.В. Туристский ресурс как фактор экономического развития региона // Вестник ОГУ. 2011. № 8 (127). С. 136-143.
Святохо Н.В. К вопросу об элементном составе туристского потенциала региона // Культура народов Причерноморья. 2007. № 121. С. 76-79. URL: http://tourlib.net/statti_tou-rism/svyatoho.htm (дата обращения: 10.03.2019).
Красильникова И.Н. Оценка рекреационно-ресурсного потенциала в регионе в целях развития туризма // Псковский регионологический журнал. 2006. С. 88-98. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/otsenka-rekreatsionno-resursnogo-potentsiala-v-regione-v-tselyah-razvitiya-turizma (дата обращения: 18.03.2019).
Фролов А.И. Культурно-познавательный туризм: объекты, маршруты, люди // Справочник руководителя учреждения культуры. 2014. № 4. С. 88-92.
Ильина Е.Н. Программный туризм // Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: учебник. М. : Финансы и статистика, 2002. С. 254-283.
Мошняга Е.В. Международный культурный туризм как фактор межкультурной коммуникации // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2005. Вып. 55. С. 128-147.
Астафьева О.Н. Социокультурные кластеры как модель управления региональным развитием // Сборник статей научно-практической конференции «Государственное управление и развитие России: модели и проекты». М. : Проспект, 2017. Т. III. С. 185-193.
Матецкая М.В. Культурные индустрии как инновации в культуре, менеджменте, технологиях. URL: https://www.hse.ru/data/2012/01/31/1269679204/Matetskaya_men_2011.pdf (дата обращения: 20.03.2019).
Карамашева А.А. Культурный туризм: понятие и сущность // Тип культуры. Альманах. Вып. 1. М. : РАГС, 2003. С. 322-334.
Багдасарова Н.А. Ресурсное обоснование организации культурного туризма в историко-археологическом музее-заповеднике «Эребуни». Ереван, 2014. 54 с.
 Потенциал культурного туризма как направления туристской индустрии: комплексный подход | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 40. DOI: 10.17223/22220836/40/23

Потенциал культурного туризма как направления туристской индустрии: комплексный подход | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 40. DOI: 10.17223/22220836/40/23