Кустарный музей как актуальная форма музейной деятельности во второй половине XIX - первой трети ХХ в. (на примере Московского Кустарного музея)
Изучение истории кустарного дела и феномена кустарных музеев в России остается пока еще недостаточно исследованной темой с точки зрения истории и теории музейного дела. В частности, не выделен сам тип кустарного музея как актуальной формы музейной институции последней четверти XIX- первой трети ХХ в., распространившейся в нескольких губерниях России. Целью данной статьи является анализ основных направлений деятельности Московского торгово-промышленного музея кустарных изделий, пример которого является показательным с точки зрения формирования в России музеев нового типа и их влияния на развитие художественных промыслов во второй половине XIX века - первой трети ХХ в.
The Handicrafts Museum as an actual form of museum activity in the second half of the XIX - the first third of the XX ce.pdf Развитие художественных промыслов в России было тесно связано с формированием художественно-промышленных или кустарных музеев, выполнявших комплексные задачи сохранения, изучения и продвижения народного искусства. Собрания многих современных художественных музеев хранят коллекции, переданные в 1920-1930-е гг. из фондов музеев этого типа. Изучение истории кустарных музеев России сегодня - одна из интереснейших проблем, пока еще недостаточно исследованных в музеологии. Первые попытки их изучения предпринимались еще в 1920-1930-е гг., когда функции кустарных музеев существенно пересматривались, и ставился вопрос о новой миссии подобных учреждений, усилении их методической роли. Второй всплеск работ по теме наблюдался в 1970-1980-е гг., что отчасти было связано с практическими запросами - на пике интереса к народным художественным промыслам СССР обращение к наследию и опыту кустарных музеев рассматривалось как важный ресурс для развития промыслов и осмысления их роли в жизни общества. В последние годы в связи с ростом малого предпринимательства, увеличением количества «новых кустарей» и возвращением интереса к национальной культуре можно отметить появление научных исследований, связанных с изучением социокультурных, экономических и личностных факторов, повлиявших на развитие кустарной промышленности и становление кустарных музеев. Наиболее общий подход к этой теме реализован Н.Н. Мамонтовой [1. С. 3-10], которая дала характеристику общеевропейского контекста возникновения музеев подобного типа. В научных публикациях М.В. Карташо-вой [2], В.А. Николаенко [3], В.Г. Ананьева [4], Е.М. Дориной [5] и других авторов кустарные музеи рассматривались преимущественно в общеисторическом контексте вопросов влияния государственной политики и губернских земств на развитие кустарной промышленности в России. Вместе с тем недостаточно исследованной темой остается рассмотрение феномена кустарных музеев с точки зрения истории и теории музейного дела. В частности, не выделен сам тип кустарного музея как актуальная форма музейной институции последней четверти XIX - первой трети ХХ в., распространившаяся в нескольких губерниях России. Целью данной статьи является рассмотрение основных направлений деятельности Московского торгово-промышленного музея кустарных изделий (далее - Кустарный музей), пример которого является показательным с точки зрения формирования в России музеев нового типа и их влияния на развитие художественных промыслов во второй половине XIX - первой трети ХХ в. Кустарный музей начал свою работу 9 мая 1885 г. [6]. В его задачи входило всестороннее содействие развитию народного творчества и реализации кустарных изделий. Основу музейного собрания составили изделия художественных промыслов, представленные в 1882 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Художественный уровень, техническое совершенство изделий, представленных на выставке, а также реакция общественности убедили Московское губернское земство в необходимости дальнейшего содействия народным промыслам и открытии музея, на содержание которого было сразу отпущено 3 тыс. руб. [6]. Его создание было естественным продолжением государственной экономической политики, выставочных инициатив Московского земства, а также результатом глобальных исследований, которые были проведены Комиссией по исследованию кустарной промышленности при Совете торговли и мануфактур, давшей подробный анализ развития промыслов в России за 1879-1888 гг. в 16 томах [7]. Одной из главных особенностей, которые можно выделить в зарождавшемся формате кустарных музеев, можно назвать то, что они создавались в непосредственной связи с задачами содействия экономическому развитию кустарных промыслов, благосостоянию населения, развитию народного образования: «Музеи и сбыт - вот в чем нуждается кустарь, вот о чем в первую голову надо позаботиться, если мы желаем принести действительную, настоящую пользу народному творчеству» - отмечалось в докладе А.Ф. Гауша43. По состоянию на 1896 г. в Российской империи работало более 2 млн взрослых кустарей (чей доход в совокупности составлял от 80 до 100 млн руб.44) - почти столько же, сколько и рабочих. Эти данные показывают значимость кустарной промышленности для экономики страны и дают основание предполагать, что одной из основных целей создания музеев кустарного типа было формирование налаженной системы государственного патронажа над освободившимися от крепостничества крестьянами и содействия их вовлечению в новый сектор экономики. Основные принципы деятельности Кустарного музея в Москве сложились к 1890-м гг. Целью его работы стал постоянный контакт с мастерами, всесторонняя помощь в технических, художественных и коммерческих вопросах, включая помощь с выдачей кредитов на производство изделий и обустройство мастерских. Музеем проводились обследования промыслов, оказывалась методическая помощь. Помимо собирания музейных предметов сотрудники активно участвовали в организации обучения кустарей и обустройстве производственных мастерских [9. С. 202], становились посредниками на художественном рынке, вели активную выставочную работу по всему миру. Особое внимание уделялось представлению музейных предметов на крупных торгово-промышленных ярмарках, позволяющих налаживать крупные торговые контакты и организовывать сбыт продукции в России и за границей. Этому способствовали также всеобщая мода на национальные русские мотивы и переосмысление феномена народного искусства в конце XIX - начале XX в. Важнейшую роль в становлении музея нового типа в этот период сыграл Сергей Тимофеевич Морозов, который в 1890 г. был назначен заведующим музеем. Помимо перечисленных направлений работы он создал систему кредитования кустарей, а также собственный фонд, осуществляющий помощь кустарям при организации артелей и обустройстве производственных мастерских. В 1890-1910-е гг. дело, начатое в Москве, достаточно быстро распространилось почти на всю страну. В нескольких губерниях России после проведения крупных промышленно-художественных выставок благодаря земствам и частным инициативам возникали кустарные музеи разного масштаба: в Вологде, Вятке (1892), Нижнем Новгороде (1896), Костроме (1909), Казани, Перми (1913), Рязани (1914) и других городах. Был создан Кустарный музей и в столице - Санкт-Петербурге. При этом появились и локальные кустарные музеи при самих кустарных промыслах - например, Семёновский музей или ведомственные музеи при учебных заведениях. Все они осуществляли статистические и научные исследования промыслов, способствовали формированию круга единомышленников и ученых сообществ, вели работу в учебных художественных мастерских, всесторонне содействуя развитию народного искусства и сохраняя лучшие его образцы в фондах. Однако этот процесс не был стабильным, кустарные промыслы в первой трети ХХ в. испытывали разнообразные трудности - экономическое давление, отсталость технологий, низкий уровень изделий, часто - нежелание кустарей менять что-либо в «дедовских» методах своей работы. Существенное воздействие на их работу оказали послереволюционные социально-экономические и политические изменения. Одним из программных документов этого периода стала концепция развития Кустарного музея, предложенная С.Т. Морозовым в докладе 1910 г. [10], согласно которой в структуре организации были обозначены три главных отдела: 1) Музей образцов, 2) Бюро по содействию промыслам и 3) Торговое отделение, в котором, помимо продаж, велась активная просветительская работа среди покупателей в формате экскурсий [11. С. 2]. Таким образом, уже в начале ХХ в. в Москве была сформирована современная структура эффективного музея, направленная на системную работу с художественными промыслами и успешно сотрудничающая с широким кругом партнеров - от художников и ученых до купцов и зарубежных промышленников. В 1915-1920-е гг. коммерческая деятельность по сбыту изделий уходит на второй план, торговые склады кустарных изделий передаются другим ведомствам. Принципиально важной для страны становится идея научной и исторической значимости коллекций произведений народных мастеров, получения новых современных образцов изделий, построенных на традиции. После 1917 г. деятельность кустарных музеев, которых к этому времени было создано довольно много, начала сворачиваться. Встал вопрос об их унификации и превращении в единую музейную сеть, реструктуризации. В результате в 1932 г. в Москве был создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП), а Кустарный музей, переименованный в Музей народного искусства им. С.Т. Морозова, стал одним из его отделов. Из всех музеев подобного типа он дольше всех сохранял свою музейную специфику, и в 1999 г. коллекция Музея народного искусства (бывшего Московского Кустарного музея), составляющая в общей сложности около 70 000 экспонатов, была передана в фонды Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. В остальных городах собранные коллекции народного искусства передавались в собрания краеведческих и художественных музеев, часто утрачивая целостность и растворяясь в новых фондах. Рассмотрение истории кустарных музеев в России имеет несколько очень важных аспектов. Благодаря их содействию в конце XIX - начале XX в. традиционные художественные промыслы получили возможность выстоять и быть достойно представленными во всем мире, получила признание эстетическая значимость произведений народного искусства, изучение народного искусства стало важным предметом научных исследований. Вместе с тем опыт работы кустарных музеев интересен сегодня с точки зрения подходов к организации основной деятельности, сочетания научной и коммерческой деятельности, образовательных проектов и масштабного международного сотрудничества в современных музеях. Все аспекты многоплановой истории формирования и развития кустарных музеев и их роли в социально-экономическом и культурном развитии России представляют большой научный интерес и требуют внимательного дальнейшего изучения.
Ключевые слова
Московский кустарный музей,
художественные промыслы,
музеология,
история музеяАвторы
Рычкова Екатерина Анатольевна | Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» | ученый секретарь | rychkova.info@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Мамонтова Н.Н. К истории художественно-промышленных музеев в России // Научные чтения памяти В.М. Василенко: сб. статей. М., 1998. Вып. 2. 156 с.
Карташова М.В. Кустарно-промышленная политика и ее реализация в последней трети XIX в.: на материалах Нижегородской губернии: дис.. канд. ист. наук. Н. Новгород, 2008. 318 с.
Николаенко В.А. Императорский сельскохозяйственный музей в Санкт-Петербурге и некоторые вопросы аграрной истории России второй половины XIX и начала XX в. : дис. канд. ист. наук. СПб., 2000. 212 с.
Ананьев В.Г. Провинциальные художественные музеи и кустарная промышленность в дискуссиях первой четверти ХХ в. // QUAESTIO ROSSICA / Уральский федеральный университет имени Б.Н. Ельцина. Екатеринбург. 2017. № 1. С. 86-98. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=29093720 (дата обращения: 27.08.2020).
Дорина Е.М. Кустарная промышленность Московской губернии в конце XIX - начале XX века. Проблема капитализации и модернизации: автореф. дис.. канд. ист. наук. Рязань, 2010. 172 с.
Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ). Ф. 184. Оп. 4. Д. 301. Л. 2.
Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. СПб., 18791888. Т. 1-16.
Голицын Ф. Кустарное дело в России. М. : Тип. В. Ф. Киршбаума, 1904. Т. 1. 256 с.
Рычкова Е.А. Роль Кустарного музея в деятельности земских учебных мастерских московской губернии в конце XIX - начале XX века // Педагогика искусства. 2017. № 4. С. 200-202. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30722000 (дата обращения: 27.08.2020).
Морозов С.Т. Доклад «О постановке Земской губернской организации по содействию кустарной промышленности» на Съезде деятелей по кустарной промышленности, 1910. М. : Тип. Я.Г. Сазонова, 1912. 23 с.
Крапивин В.Г. О деятельности Торгово-промышленного музея кустарных изделий Московского губернского земства. Доклад. Приложение 7-е к докладу по Кустарному отделу. М., 1892. 52 с.