Содержание понятий «информационное обеспечение», «информационное сопровождение», «поддержка научных исследований» как этапы информационного обслуживания ученых
Цель статьи - провести анализ часто используемых понятий «информационное обеспечение» (ИО), «информационное сопровождение», «поддержка научных исследований» (ПНИ) и показать различия в их использовании. Основной вывод: на концептуальном уровне термин ИО необходимо сохранить для отражения процессов создания и предоставления информации для работы над НИР в до-интернет-эпоху, а ПНИ - для подготовки и предоставления информации для ученых на любом этапе -от зарождения идеи до опубликования и внедрения результатов НИР.
The sense of the notions "information provision", "information maintenance", "research support" as stages for rese.pdf Введение Значение терминологии для науки хорошо известно: она отражает ее развитие; необходима для коммуникации между специалистами. Вопросами терминологии в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения всегда занимались наши известнейшие ученые, занимаются ими и современные маститые [1-3]. Причем можно видеть, во-первых, как новые явления требуют закрепления новых терминов [4-6], во-вторых, насколько, с одной стороны, широка терминологическая сфера библиотековедения, биб-лиографоведения и книговедения [7-10], с другой - какой глубокой и детальной разработки она требует [11-15], в-третьих, лингвистический аспект нашей современной терминологии [16, 17]. Авторы данной статьи также обратились к этой теме. В работе [18] было предложено описательное определение понятия «поддержка научных исследований» (research support): это библиотечно-информационная деятельность по созданию необходимых ресурсов и участие библиотек на каждом этапе научного исследования, до и после него через предоставление любой необходимой информации, выполнение услуг по ее обработке и обучение». В начале 2020 г. профессиональной библиотечной аудитории был предложен для обсуждения проект ГОСТа «Библиотечно-информационная деятельность». Термины и определения48. Среди первых терминов - ключевое понятие «библиотечно-информационная деятельность» (library and information activity), которое трактуется как «система различных видов деятельности по созданию библиотечно-информационных услуг, направленных на удовлетворение информационных, культурных и образовательных потребностей населения» со следующим примечанием: «включает научно-исследовательскую, научно-методическую работу, подготовку библиотечных кадров, организацию работы библиотек и информационных центров». Как видим, в предложенное нами определение вложен гораздо более узкий смысл. Мы уже писали о том, что в научной литературе последнего десятилетия, на сайтах научных библиотек, в учебниках и учебных пособиях можно встретить понятия «информационное обслуживание», «информационное обеспечение», «информационное сопровождение», «поддержка научных исследований», используемые для обозначения информационного обслуживания ученых. Отсутствие ряда понятий отнюдь не означает, что они более не будут использоваться в специальной литературе. Попробуем определить их место в новой предлагаемой парадигме понятий. 1. Соотношение понятий «библиотечно-информационная деятельность» и «информационное обслуживание». Понятие «информационное обеспечение» Из определения, данного в проекте ГОСТа, следует, что библиотечно-информационная деятельность - очень широкое понятие, приемлемое для библиотек любого типа. В этом смысле использованное нами понятие «информационное обслуживание» является видом деятельности, также приемлемо для библиотек любого типа, любой формы собственности. А понятие «информационно-библиографическое обслуживание», в свою очередь, остается направлением информационного обслуживания [19. С. 106, 109]: информационно-библиографическая деятельность => информационное облужи-вание => информационно-библиографическое обслуживание. Понятно, что все они включают обслуживание всех категорий пользователей. Нас же в первую очередь интересуют термины, которыми обозначают формы информационно-библиографического обслуживания, специфические для ученых и специалистов. И таким в русскоязычной специальной литературе является понятие «информационное обеспечение» (ИО). Динамика понимания этого термина приведена в таблице. Определения понятия «информационное обеспечение» Determinations of the notion "information provision" Год Определение Комментарии авторов статьи 1974 ИО представляет собой непрерывный технологический процесс подготовки и выдачи информации потребителям в соответствии с их нуждами для поддержания эффективной научно-технической деятельности [20] Подчеркивается непрерывность подготовки и выдачи информации 1976 ИО - переход от удовлетворения запросов потребителей к удовлетворению потребностей соответствующих исследований, разработок[21] Основное внимание - на предоставлении информации по НИР 1978 ИО - это комплекс методов и средств документального (предоставление первичных документов), фактографического (предоставление фактов и концепций, минуя первичные документы) и концептографического (предоставление развернутой или интерпретированной информации) обслуживания, используемых для удовлетворения информационных потребностей в конкретной научно-технической ситуации [22] Выделяются методы подготовки и виды информационных продуктов. Определение «обеспечения» через «обслуживание» Продолжение таблицы Continuation table Год Определение Комментарии авторов статьи 1979 ИО представляет собой организованный непрерывный технологический процесс подготовки и выдачи информации потребителям в соответствии с их нуждами для поддержания эффективной научно-технической деятельности [23] Точка зрения автора на понятие «информационное обеспечение» не изменилась (сравним с [20]) 1980 ИО - совокупность процессов по подготовке и представлению специально подготовленной научно-технической информации для решения управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их выполнения [24] Выдвижение на первый план подготовки специальной информации для определенных целей 1985 ИО - это научно-информационная деятельность (НИД), включающая совокупность информационных процессов, направленных на выполнение обеспечивающих функций НИД и соединенных в единую логически последовательную целенаправленную систему [25] Акцент на системные действия 1986 ИО - совокупность процессов по подготовке и доведению до потребителей информации для решения управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их выполнения [26] Подчеркивается специализация ИО в зависимости от этапов 1995 Информационно-библиографическое обеспечение -совокупность информационно-библиографических ресурсов и услуг для удовлетворения долговременных потребностей в информации [27]. ИО - совокупность процессов по подготовке и доведению до потребителей информации для решения управленческих, научно-технических, исследовательских и производственных задач в соответствии с этапами их выполнения [27] Различие информационно-библиографического обеспечения и ИО. В первом случае выделены ресурсы, долговременный характер информационных потребностей. Во втором - цель информационной работы 1999 ИО - совокупность информационных ресурсов и услуг, предоставляемых для решения управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их выполнения [28] По сравнению с ГОСТом 1980 г. [24] «специально подготовленная информация» заменена на «информационные ресурсы» 2004 ИО - совокупность информационных ресурсов и услуг, предоставляемых для решения управленческих, творческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их выполнения [29] Определение ИО, изложенное в ГОСТе 1999 г., дополнено творческой составляющей 2008 ИО - информационная деятельность, включающая совокупность информационных процессов, направленных на выполнение обеспечивающих по отношению к научным исследованиям информационных функций, соединенных в логически последовательную, целенаправленную систему. При этом не исключается возможность использования отдельных традиционных форм обслуживания потребителей информации. Представляет собой процесс постоянного курирования научного исследования - от зарождения научной идеи, оформленной в виде научной проблемы, до внедрения в практику результатов исследования [30. С. 24-25] Впервые акцент сделан на курирование всего процесса научного исследования. До этого выделялись особенности ИО для различных видов НИР: фундаментальные исследования, прикладные, разработки, внедрение результатов исследования 2011 ИО - активная роль библиотекаря, который не дожидается запроса от читателя-пользователя, а сам, зная информационные потребности своих читателей, предлагает им необходимую информацию о первоисточнике [31]. ИО понимается как «сбор-обработка-хранение-распространение» информации, в данном случае библиотечной информации, отражающей все отрасли знаний, представленные в фондах библиотеки [32] Подчеркивается характер взаимодействия библиотечного сотрудника и ученого (специалиста)-пользователя Окончание таблицы The end of the table Год Определение Комментарии авторов статьи 2012 ИО - совокупность информационных ресурсов и услуг, предоставляемых для решения управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их выполнения» [33] Сохраняется определение, данное в ГОСТе 1999 г. [28] 2018 «Информационное обеспечение (в широком смысле) - это совокупность информационных ресурсов и услуг для удовлетворения информационных потребностей и запросов» [34] Касается запросов ученых и специалистов. Понятие применимо для библиотек разных типов - от национальных до научно-технических. Сопоставив определения «информационное обеспечение» и «информационно-библиографическое обеспечение», зафиксированные в ГОСТ 7.0-99, Г.Л. Левин справедливо утверждает, что «цели „информационного" и „информационно-библиографического обеспечения" оказываются разнопорядковыми» Отечественное понятие «информационное обеспечение» сформировалось на поле библиографоведения и было связано с подготовкой специальных изданий - сначала библиографических указателей, затем баз данных. Это четко видно в приведенных определениях и прослеживается еще в начале 2000-х гг. Но затем, скорее всего уже под влиянием развития электронных ресурсов (позволяющих совместить полный текст и библиографическое описание (БО)), информационных технологий (позволяющих перейти от БО к полному тексту, переслать информацию пользователю и оказать ему иную информационно-библиотечную услугу) в понятие ИО стали более четко вкладывать и то, что всегда относилось к библиотечному делу. Это прежде всего почувствовали крупнейшие научные библиотеки, о чем свидетельствует и точка зрения специалистов БЕН РАН (1996 г.): «... процесс системы ИО возможен только при условии планомерного развития и гармоничного взаимодействия трех ее основных элементов: информационных технологий, системы коммуникации, института информационных посредников» [35. С. 168]. Тем более, что появились ресурсы (изначально библиографические), которые предоставляют различные услуги. И эти услуги по сути являются не только библиографическими (информационными), но и библиотечными. Заметим также, что с конца 1990-х гг. термин ИО стали использовать для обозначения процессов формирования электронных ресурсов и обеспечения доступа к ним [36, 37]. 2. Понятие «информационное сопровождение» Действительно, развитие информационно-коммуникационных технологий привело в конце 1990-х - начале XXI в. к появлению нового термина, не закрепленного ни в ГОСТах, ни в учебниках по библиотековедению или библиографо-ведению, - «информационное сопровождение» (ИС). Тем не менее в работе [38] было предложено его определение. Суть термина заключалась в том, что пользователь мог теперь сам воспользоваться предлагаемыми библиотекой (или иными информационными структурами) ресурсами или ее услугами через Интернет49. В профессиональной литературе по библиотековедению и библиографо-ведению также встречалось и другое понимание термина ИС: • «ИС НИР и ОКР - это разновидность (форма) информационного обслуживания, основанная на информационном обеспечении НИР и ОКР от получения задания до внедрения научных результатов в производство. Доминирующим признаком является предоставление пользователям документов или сведений, отобранных по тематическим признакам» [27]. Заметим, что это определение, зафиксированное в терминологическом словаре 1995 г., во-первых, в русле библиографоведческого подхода, во-вторых, концептуально отражало старые представления об ИО; • «ИС - вариант информационного обеспечения, применяемый при формировании и реализации различного рода программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» [39. С. 262]; • «ИС - целенаправленная и систематическая работа по созданию и организации информационных ресурсов и / или информации о них и набора сервисов / услуг по их доведению до потребителей» [33. С. 14]; • ИС - процесс, направленный на «удовлетворение общественного интереса к личности, организации, событию, проекту, предполагающее трансляцию не только той информации, в распространении которой заинтересован субъект коммуникации, но и той, в распространении которой субъект коммуникации может быть и не очень заинтересован, но которая вызывает общественный интерес» [40]; • ИС представляет собой систематический и целенаправленный процесс создания эффективной коммуникации, предоставления информации целевой группе, заинтересованной в получении информации50. Как видим, все приводимые определения весьма близки по смыслу, сохраняют направление - от библиотеки (информационного центра) к пользователю. И только определение в работе [38] подчеркивает, что пользователь имеет возможность сам через Интернет обратиться к специально предоставляемым для него ресурсам и услугам. Нам встретилось также определение понятия ИС и в рамках других парадигм. Первая скорее связана со СМИ, а не с инфраструктурой науки: «В узком смысле слова под информационным сопровождением понимается использование традиционных СМИ в качестве основного канала для создания образа компании, информирования потребителей о продукте или услуге, рассказе о мероприятии и др., тогда речь будет идти об использовании классических PR-инструментов. В более широком понимании информационное сопровождение - использование всех имеющихся в распоряжении компании каналов для создания образа и информирования потребителей о 2 товарах и услугах» . Отметим, что в 2015 г. в журнале Успехи современной науки и образования определение понятия ИС, данное в работе [38], было подвергнуто критике. В статье А.Ю. Дёменко [41] было сказано, что в нем сужены каналы коммуникации до сети Интернет, дающей возможность получения информации без посредника. Автор также приводит ряд определений (например, ИС -«организованный процесс», в который включены: работа с СМИ, формирование информационных поводов и организация специальных мероприятий, с последующим анализом и подведением итогов» [42], и наиболее правильное, по ее мнению, определение Н.В. Лазуренко: «ИС - распространение информации о целях и мероприятиях с использованием различных средств, обращенное к кругу заинтересованных лиц» [43]), и дает свое: «ИС можно определить как систематический и целенаправленный процесс (действие) передачи субъектом сведений (в основе которых лежат конкретные сообщения) через СМИ для заинтересованной целевой аудитории» [41. С. 101]. С нашей точки зрения, в этом определении смешаны понятия «социальные и научные коммуникации»: в социальных коммуникациях основная роль принадлежит СМИ (канал связи), и речь идет об информация любого характера. В научных же коммуникациях (автор => издатель => библиотека
Ключевые слова
информационное обеспечение,
информационное сопровождение,
поддержка научных исследований,
информационное обслуживание ученых,
анализ понятийАвторы
Лаврик Ольга Львовна | Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН | доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, зав. лабораторией информационно-системного анализа | lavrik@spsl.nsc.ru |
Калюжная Татьяна Альбертовна | Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН | кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории информационно-системного анализа | kalyuzhnaya@spsl.nsc.ru |
Всего: 2
Ссылки
Барсук А.И. Стандартизация библиографической терминологии - требование времени // Советская библиография. 1974. № 6. С. 26-27.
Левин Г.Л. Прошлое и настоящее стандартизации библиографической терминологии // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : материалы IX Междунар. науч. семинара (Москва, 24-25 окт. 2018 г.) : в 2 ч. Минск ; Москва, 2018, Ч. 1. С. 284-289.
Дворкина М.Я. Российская библиотечная терминология в 1970-1990 гг. // Библиотечное дело-2012: библиотечно-информационная деятельность в пространстве науки, образования и культуры. Скворцовские чтения : материалы Семнадцатой Междунар. науч. конф. / Моск. гос. ун-т культуры и искусств, Ин-т информ. коммуникаций и библиотек. М., 2012. С. 23-25.
Глоссарий по информационному обществу / под общ. ред. Ю.Е. Хохлова. М. : Ин-т развития информ. общества, 2009. 160 с.
Дворкина М.Я. Разработка национального стандарта «библиотечно-информационное обслуживание»: проблемы и решения // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 4. С. 367-373.
Каменская М.А. Эволюция информационно-библиотечного обслуживания: вопросы терминологии // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 2016. № 8. С. 24-33.
Левин Г.Л., Масловская Н.С. Стандартизация библиографической терминологии: развитие и современность // Библиосфера. 2019. № 4. С. 23-32.
Мигань К. Названия науки о книге. Терминология, лексика и семантика // Веснж Беларускага дзяржаунага ушверйтэта культуры i мастацтвау. 2016. № 1 (25). С. 162-170.
Барма О.А. Библиотечная межкультурная коммуникация и общение: терминология и видовая классификация // Весшк Беларускага дзяржаунага ушвератэта культуры i мастацтвау. 2011. № 2 (16). С. 102-108.
Левин Г.Л. Национальная библиография как понятие и термин // Библиография. 2004. № 1. С. 109-119.
Швецова-Водка Г.Н., Романуха З.В. Справочно-библиографическое обслуживание: терминологический аспект // Научные и технические библиотеки. 2016. № 3. С. 71-84.
Павлов Л.П. Непубликуемые источники научно-технической информации: терминологический анализ // Информатизация и связь. 2013. № 3. С. 77-80.
Козлова Е.И. Идентификация электронных изданий: терминологические и классификационные аспекты // Библиография. 2012. № 1 (378). С. 9-17.
Есипова В.А. Учебная и научная рукописная книга: проблемы терминологии и библиотечной практики (по материалам ОРКП НБ ТГУ) // Труды ГПНТБ СО РАН. 2011. № 2. С. 113-120.
Левин Г.Л. Библиографические ресурсы: проблемы терминологии и систематизации // Библиотековедение. 2008. № 5. С. 34-39.
Суворова В.М. Терминологический сегмент библиотечного пространства: процессы заимствования // Библиотековедение. 2015. № 1. С. 38-45.
Лбова Е.М. Книжная культура русской эмиграции: интерпретация понятий и терминов // Труды ГПНТБ СО РАН. 2014. № 7. С. 605-610.
Лаврик О.Л., Калюжная Т.А. Информационное обслуживание (сравнительный анализ русскоязычных и англоязычных терминов // Библиография. 2019. № 6. С. 55-66.
Коршунов О.П., Леликова Н.К., Лиховид Т.Ф. Библиографоведение : учебник / ред. О.П. Коршунов. СПб. : Профессия, 2014. 287 с. (Бакалавр библиотечно-информационной деятельности).
Звежинский С.М. Научная организация информационной деятельности. Львов, 1974. 116 с.
Хлебников Р.А. О логике развития информационной активности ОНТИ // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 1976. № 11. С. 3-7.
Блюменау Д.И. Библиотечно-информационное обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ : учеб. пособие. Л., 1978. 73 с.
Звежинский С.М. Этапы становления информационной деятельности // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 1979. № 9. С. 1-8.
ГОСТ 7.27-80. Научно-информационная деятельность. Основные термины и определения. М., 1983. 13 с.
Илюшкин С.И. Некоторые аспекты понятий «информационное обеспечение» и «информационное обслуживание» // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 1985. № 4. С. 1-4.
Библиотечное дело : терминол. слов. М., 1986. 224 с.
Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. М., 1995. 268 с.
ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения // Стандарты по библиотечно-информационной деятельности. СПб., 2003. С. 11-38.
Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий. СПб. : Профессия, 2004. 304 с. (Сер. Библиотека).
Дрешер Ю.Н. Информационное обеспечение ученых и специалистов : учеб.-метод. пособие. СПб. : Профессия, 2008. 464 с.
Елепов Б.С., Лаврик О.Л. Информационное обеспечение научных исследований в академической библиотеке на базе компьютерных технологий: вчера, сегодня, завтра // Вклад информационно-библиотечной системы РАН в развитие отечественного библиотековедения, информатики и книговедения : юбил. науч. сб., посвящ. 100-летию Информ.-библ. совета Рос. акад. наук. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2011. С. 91-102.
Шурпаков В.А. Комплексное информационно-библиотечное обеспечение банковского дела (на примере ИНИОН РАН) // Теория и практика общественно-научной информации : сб. науч. тр. М., 2011. Вып. 20. С. 45-52.
Брежнева В.В., Гиляревский Р.С. Информационное обслуживание : учеб. пособие. СПб. : Профессия, 2012. 368 с. (Библиотека).
Левин Г.Л. Библиография в системе информационного обеспечения науки // Роль библиографии в информационном обеспечении исторической науки : сб. статей / авт.-сост. Е.А. Воронцова. М. : Этерна, 2018. С. 59-75.
Алексеев Н.Г., Госина Л.И., Захаров А.Г., Солошенко Н.С. Информационно-библиотечное обеспечение фундаментальных научных исследований / под общ. ред. А.Г. Захарова. Пущино : ОНТИ ПНЦ РАН, 1996. 196 с.
Оганова О.А. Информационная поддержка научных исследований Уральского региона // Библиосфера. 2009. № 3. С. 45-52.
Подкорытова Н.И., Босина Л.В., Дубовенко В.А., Лакизо И.Г. Итоги изучения информационного обеспечения научных организаций Сибирского региона, подведомственных ФАНО // Научные и технические библиотеки. 2017. № 10. С. 5-14.
Лаврик О.Л., Шевченко Л Б. Информационное сопровождение как новый этап развития информационной деятельности // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 2006. № 9. С. 19-23.
Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий. СПб. : Профессия, 2006. 304 с.
Дзялошинская М.И., Дзялошинский И.М. От информационного сопровождения к информационному партнерству // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. T. 4, № 4. С. 349-365.
Дёменко А.Ю. Информационное сопровождение: проблема научного определения // Успехи современной науки и образования. 2015. № 1. С. 100-101.
Капитонов Э.А. Организация службы связей с общественностью. Ростов н/Д., 1997. 77 с.
Лазуренко Н.В., Подпоринова Н.Н. Информационное сопровождение семейной политики в муниципальном образовании // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2014. № 10. С. 124-126.
Танцерев В.И., Нестеров А.В. Гипертекстовая система в библиотеке // 4-й научный семинар с международным участием «Автоматизированные библиотечно-информационные системы», Новосибирск, 14-16 мая, 1991 : тез. докл. и сообщ. Новосибирск, 1991. С. 73-74.
Финн В.К. Об интеллектуальных системах автоматизированной поддержки научных исследований // Научно-техническая информация. Сер. 2: Информационные процессы и системы. 1996. № 5-6. С. 1-2.
Neelameghan A. Concept categorization and knowledge organization in specialized databases: a case study // Int. Classif. 1991. Vol. 18, № 2. P. 92-97.
Racz A. A K+F informacios infrastruktura fejlesztesi program // Konyvtari Figyelo. 1989. Vol. 35, № 5-6. Р. 499-508, 456, 459.
Филь М.М. Государственная грантовая поддержка научных исследований в Российской Федерации. Становление, правовой режим, тенденции развития // Закон и право. 2019. № 6. С. 20-28.
Черный А.И. Информационная поддержка научных исследований: система компании Elsevier // Международный форум по информации. 2008. Т. 33, № 1. С. 3-14.
Линдеман Е.В. Тенденции развития информационной поддержки отрасли образования и науки на современном этапе // 19-я Международная конференция «Крым 2012» «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: Библиотеки в цифровую эпоху: новая парадигма и новая роль в общественном развитии», Судак, 4-8 июня, 2012. М., 2012. С. 1-2.
Прокудин Д.Е. Проектирование и реализация комплексной информационной системы поддержки научных исследований // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре. СПб., 2014. С. 31-36.
Михеенкова М.А. О принципах интеллектуального анализа данных в социальных науках // Шестнадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2018 (Москва, 24-27 сент. 2018 г.) : труды конф. : в 2 т. М., 2018. Т. 1. С. 222-230.
Лаврик О.Л., Калюжная Т.А., Плешакова М.А. Библиотека и вуз: опыт поддержки научных исследований // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 6. С. 643-650. DOI: 10.25281/0869-608X-2017-66-6-643-650
Keller A. Research support in Australian University libraries: an outsider view // Australian Academic & Research Libraries. 2015. Vol. 46, № 2. P. 73-85. DOI: 10.1080/00048623.2015. 1009528
Koltay T. Accepted and emerging roles of academic libraries in supporting research 2.0 // Journal of Academic Librarianship. 2019. Vol. 45, № 2. P. 75-80. DOI: 10.1016/j.acalib.2019.01.001.
Fazal F.A., Chakravarty R. Role of library in research support: a study of Bharathiar University // Library Philosophy and Practice. 2019, art. №. 2780.
He H.Y., Gerbig M., Kirby S. Needs assessment for improving library support for dentistry researchers // Journal of the Medical Library Association : JMLA. 2019. Vol. 107, № 3. P. 352-363. DOI: 10.5195/jmla.2019.556
Nolin J.M. The special librarian and personalized meta-services: Strategies for reconnecting librarians and researchers // Library Review. 2013. Vol. 62, № 8. P. 508-524. DOI: 10.1108/LR-02-2013-0015
Sayre F., Riegelman A. Replicable services for reproducible research: a model for academic libraries // College and Research Libraries. 2019. Vol. 80, № 2. P. 260-262. DOI: 10.5860/crl. 80.2.260/