Китайская новогодняя картина няньхуа - один из самых популярных и массовых видов графического искусства Китая XX в. По содержанию и художественному исполнению новогодняя картина близка к народному искусству, при ее создании используются художественные приемы гиперболизации, идеализации, условность обозначения. В середине XX в. вследствие политических факторов народная картина получила массовое распространение в форме агитационного плаката, создаваемого в реалистической манере. Изучение народной картины представляется необходимым для понимания основ традиционной китайской культуры.
Chinese national picture nianhua - a phenomenon of culture of the XX centure.pdf Сегодня под влиянием процессов глобализации актуальным вопросом мировой общественности является сохранение национального культурного наследия - совокупности художественно-эстетических ценностей, которые прошли проверку временем и выступают своего рода точкой отсчета для художественной деятельности современных мастеров. Современное китайское искусство соединяет в себе уникальный опыт прошлого и международную художественную практику. В философско-эстетическом и социологическом аспектах китайское изобразительное искусство значительно отличается от классической европейской живописи, оно обладает необыкновенной устойчивостью художественных традиций и идеологических основ. Изучение культурного наследия Китая, его художественных форм и специфики художественного языка важно для понимания психологии восприятия китайского народа, осмысления закономерностей развития китайской живописи в связи с изменением мировоззренческой основы и историческими аспектами. Цель данной статьи - выявление художественной сущности китайской новогодней картины и определение значимости этого явления для культурноисторического развития китайского общества XX в. Исследование основывается на материале коллекций китайских народных картин няньхуа XX в. из собраний академика М.Ф. Алексеева [1], а также на материале собраний профессора Ван Шуцуня [2]. Китайская народная картина няньхуа (дословно «новогодняя картина») является разновидностью китайского графического искусства, получившего массовое распространение в конце XIX - начале XX в. В канун Нового года в Китае повсеместно украшали интерьеры жилых помещений красочными картинками, содержащими новогодние поздравления, их наклеивали на окна, двери, ворота. Декоративные картинки имели утилитарное и культовое назначение: образы мифологических персонажей и богов символизировали счастье, долголетие, благополучие, защищали от бедствий и несчастий (рис. 1). В начале XX в. мастерские новогодних картин функционировали по всему Китаю, производили массовым тиражом и поставляли на рынок печатную продукцию. Рис. 1. Богатство, знатность и долголетие. Конец XIX - начало XX в. Из коллекции В.М. Алексеева. Собрание Государственного Эрмитажа [3. С. 68] Fig. 1. Wealth, nobility and longevity. Late XIX - early XX centuries. (From the collection of V.M. Alekseev. State Hermitage) Новогодние картины имеют своеобразную художественную специфику и значительно отличаются от национальной академической живописи. Философская концепция новогодней живописи заключалась в отражении духовной жизни народа, нравственных ценностей и художественных вкусов. Образы выстраивались на основе фольклорных мотивов, ритмичное сочетание ярких красок создавало декоративный эффект, поэтому няньхуа - ценный материал, демонстрирующий эстетические представления китайцев, их народные традиции и символику [4. С. 18]. Тематическое разнообразие и утилитарный характер способствовали массовой популярности этого вида народного искусства в конце XIX - начале XX в. Академик В.М. Алексеев считал, что новогодняя картина представляет собой «малую» культуру, в которой в специфическом преломлении отражается «большая» культура [1. С. 20]. Искусство китайской народной картины - это синтез каллиграфии, живописи, литературы, истории, религии. Для понимания сюжетов и художественного анализа произведений няньхуа необходимо знание классической литературы и устного народного творчества, народных обычаев, религиозных обрядов и традиционной символики, характерной для китайской национальной живописи. В России первые научные исследования в области искусства няньхуа были осуществлены в начале XX в. академиком В.М. Алексеевым, собравшим уникальную коллекцию картин (более трех тысяч экземпляров) первой четверти XX в. (произведения хранятся в Государственном Эрмитаже и Государственном музее истории религии Санкт-Петербурга), которая по количественному составу, разнообразию тем и сюжетов является важнейшим памятником искусства Китая начала XX в. [4]. В конце XX в. отечественными учеными Б.Л. Рифтиным [5], М.Л. Рудовой [6], И.Ф. Муриан [7] была продолжена научная работа, направленная на систематизацию коллекции В.М. Алексеева и рассмотрение художественно-выразительных средств и эстетического содержания искусства няньхуа. В КНР среди научных исследований в области народной картины выделяются исследования ученых А Ина [8], Бо Сунняня [9] и Ван Шуцуня [10], посвященные истории развития няньхуа, а также толкованию сюжетов и интерпретации символико-метафорических образов. В середине XX в. коммунистическая идеология оказала огромное влияние на художественную сферу Китая, искусство народной картины было подчинено политическим интересам правящей власти. Учитывая огромное значение новогодней картины как массового и общедоступного искусства, в 1950-1960-х гг. творческая деятельность художников и печатное производство картин оказались под контролем государства. Из всех жанров изобразительного искусства народная картина рассматривалась как наиболее эффективное средство визуальной пропаганды. Новогодние картины помогали продвигать идеальный образ страны с мудрыми вождями и счастливым народом, олицетворением которого был человек труда, исполненный оптимизма и веры в счастливое будущее. В данном исследовании анализируется период развития политизированных няньхуа в 1950-1960-х гг. в форме плаката, изготовляемого типографским способом. В частности, выявляются художественные инновации, стилевая динамика, эволюция образной концепции в искусстве народной картины второй половины XX в. Искусство няньхуа уходит корнями далеко в древность. Предположительно, китайская народная картина является самым ранним печатным свидетельством китайского ксилографического искусства. Бумажные буддийские иконы VIII в., изображавшие Будду и текст молитвы, были найдены в коллекции Стейна. Обнаруженные буддийские картины-иконы являлись древней формой няньхуа [1. С. 19]. В эпоху Сун (X-XIII вв.) одновременно с развитием книжной ксилографии распространение получили ксилографические новогодние картины, имеющие религиозное содержание [6. С. 10], с изображениями духов дверей Мэнь-шэней, божества повелителя бесов Чжункуя и других богов, присущих народным культам. В эпоху династии Мин (13681644) искусство няньхуа обогащается сюжетами благопожелательного содержания, формируются основные черты этого вида искусства - локальность цвета и благопожелательная символика (рис. 2) [5. С. 12]. Рис. 2. Когда рыба превращается в дракона, она поднимается вверх (по реке). (Пожелание успешной сдачи экзамена на должность чиновника). Конец XIX - начало XX в. Из коллекции В.М. Алексеева. Собрание Государственного Эрмитажа [3. С. 118] Fig. 2. When a fish turns into a dragon, it rises up (along the river). (Wish successful passing the exam for the post of official)Late XIX - early XX centuries. (From the collection of V.M. Alekseev. State Hermitage) Новогодние картинки печатали в мастерских в технике гравирования по дереву (ксилография) и раскрашивали вручную или применяли цветную ксилографию. До появления современных технологий ксилография был единственным способом массового производства новогодней картины. В результате длительного периода развития китайских ксилографических картин сформировались известные центры производства, в том числе Чжусянь (г. Кайфэн), Янлюцин (г. Тяньцзинь), Таохуау (провинция Цзянсу), Вэйсянь (провинция Шаньдун), Уцян (провинция Хэбэй), Янцзябу (г. Вэйфан), Мян-чжу (провинция Сычуань) [11]. Во времена династии Цин (1644-1912) новогодняя картина достигла пика своего развития. Изначально существовавшая как культовая и обрядовая формы народного искусства, она постепенно приобретает развлекательные, дидактические, декоративные функции. Новогодние картины становятся очень важным информационным полем - демонстрируют сюжеты о жизни крестьян, изображают сцены из театральных пьес, рассказывают об исторических и общественно-политических событиях, рекламируют продукцию (рис. 3). Новогодняя картина, в отличие от других видов графического искусства, обладает огромным тематическим разнообразием: сюжеты из литературных источников, иконы и символико-благопожелательные рисунки, картинки бытописательного характера, календари с изображением 12 циклических знаков животных, сельскохозяйственные календари и рекламные картины [12. С. 14]. Рис. 3. Празднование Нового года. Конец XIX - начало XX в. Из коллекции В.М. Алексеева. Собрание Государственного Эрмитажа [3. С. 20] Fig. 3. New Year celebration. Late XIX - early XX centuries. (From the collection of V.M. Alekseev. State Hermitage) Рисунки религиозного содержания неразрывно связаны с культовой и обрядовой традициями Нового года. Подобные бумажные иконы служили для совершения обряда по отправлению культа предков, культа поклонения небесным светилам, силам природы, их помещали в киотах даосских и буддийских храмов. На картинках изображали духов, охраняющих вход в дом, святых, предохраняющих от болезней, обожествленных покровителей местности, бога домашнего очага Цза-вана и т.д [Там же. С. 38]. Среди популярных изображений святых встречаются буддийские и даосские - иконы богини милосердия Гуань Инь [Там же. С. 44] и икона Яшмового императора верховного владыки даосов Юй-хуан шан-ди [2. Т. 1. С. 146]. Одной из важных особенностей китайской религиозной системы является ее синкретический характер, сочетающий конфуцианство, даосизм и буддизм. Групповые иконы, объединяющие представителей «трех учений» - Юй-хуана (даосизм), Гуань-юй (конфуцианство) и Будду (буддизм), наглядно демонстрируют слияние божественных образов в условное единство народной религии [4. С. 40]. Происхождение благопожелательных символов связано с тотемными верованиями китайского народа, его мифологией. Сюжет «пять видов счастья» (у-фу) - долголетие, богатство, здоровье, высокие моральные качества, естественная смерть [13] - воплощал представления китайцев о счастливой жизни. Изобразительная метафора на картине выражалась с помощью иероглифических знаков и художественных образов, также широко использовался принцип омонимии: изображается предмет, созвучный ключевым благопо-желательным понятиям. Например, сорока (си) - омоним слова «радость» (си), ваза (пин) звучит как «мир и покой» (пин), изображение летучей мыши (фу) является символом счастья (фу), образ рыбы (юй) означает достаток (юй), олень (лу) - пожелание успешной карьеры [14. С. 74]. Семиотика китайской народной картины выражается через систему знаков и символов, аккумулирующих социальный, духовно-практический опыт, которые являются универсальными для всех видов китайского изобразительного искусства. Интерпретация благопожелательных сюжетов предполагает смысловую расшифровку на основе омонимической формулы. Так, к примеру, портрет небесной феи, мальчика с лотосом и музыкальным инструментом символизирует пожелание «рождения сыновей, богатства и знатности» [5. С. 30]. Изображенные на картине графические элементы цветок лотоса «лянь» - омоним слова «подряд», музыкальный инструмент «шэн» - омоним слова «рождаться», небесная фея «гуй» - богатство, знатность, ребенок - «цзы» - сын, -составляют форму - «Пусть подряд рождаются знатные сыновья». Важной особенностью народной картины является ее нравоучительный характер: с помощью бытописательных, литературных, исторических сюжетов художники пропагандировали основы ортодоксальной конфуцианской идеологии о социально-этических взаимоотношениях, в том числе регламентации, касающиеся иерархии в семье и обществе, - «У лунь - пять принципов взаимоотношений» [3. С. 208], «Сяо - сыновняя почтительность» [Там же. С. 200, 243-246], «Жэнь - терпение» [5. С. 146, 147]. Психологическое воздействие на зрителя осуществляется посредством образов, воплощающих некий «эстетический идеал» высокоморальной личности (цзюньцзы), соблюдающей законы и ритуалы, принятые в обществе, которые предписывали уважительное отношение к старшим, самосовершенствование, гуманность. Новогодние картинки обладают специфической системой выразительных средств: локальный цвет, контурное изображение предметов, плоскостность и силуэтность рисунка. Как правило, в основе произведения - многоплановая симметричная композиция, состоящая из нескольких отдельных групп. Часто художники компоновали изобразительные сюжеты в виде фрагментов, чтобы зритель мог наблюдать единую сюжетную линию повествования и акцентировать внимание на главном эпизоде. Фрагментарная композиция применялась для описания литературных произведений и театральных пьес. Наибольшее распространение получили картины, изображающие сюжеты средневековых романов: «Сон в красном тереме», «Путешествие на запад», «Троецарствие», «Сказание о Юэфу», «Чжаоцзюнь едет к варварам» и др. [2. Т. 1. С. 72, 84, 88, 87]. Отличительными признаками новогодней картины являются красочность и декоративность. Для достижения большего декоративного эффекта художники использовали приемы ритмического сочетания определенных цветовых оттенков [12. С. 13]. Созданию своеобразного «лубочного» колорита способствовали художественные приемы идеализации и гиперболизации, которые позволяли наделить героев совершенными качествами и представить окружающую их обстановку в приукрашенном свете. В отличие от академической живописи новогодняя картина заключала характерные черты романтического стиля: доминирование мифологической тематики, излишнюю выразительность при помощи цвета, лирическое видение мира. В 1942 г. на партийном совещании в г. Яньани Мао Цзэдуном был провозглашен новый политический курс в области культуры, направленный на «единство искусства и политики» [15. С. 169]. Новогодней картине отводилась особая роль в культурном развитии Китая, отраженная в резолюции Мао Цзэдуна «О движении за развитие новых няньхуа под руководством министерства Центрального правительства Китая», принятой в 1949 г. правительством КНР. «Новые картины няньхуа в настоящий период должны освещать великие победы китайского народа в освободительной войне и народной революции; прославлять образование КНР; пропагандировать правительственные программы экономического строительства; агитировать за окончательную победу в революционной борьбе; мобилизовывать народные массы на восстановление и развитие производства в промышленности и сельском хозяйстве» [2. Т. 1. С. 24]. Именно такие аспекты как общедоступность и политическая запрограмированность, дали мощный толчок развитию народной картины в 1950-е гг., она рассматривалась как важный фактор политической пропаганды (рис. 4, 5). В соответствии с «резолюцией Мао Цзэдуна» к созданию обновленных новогодних картин стали привлекать известных художников-граверов, мастеров национальной живописи го-хуа и масляной живописи ю-хуа (Ван Шиго, Чжан Дин, Дэн Шу, Фэн Чжэнь, Ли Кэжань и др.), которые внесли в композицию картин большое разнообразие тем и мотивов. Рис. 4. Председатель Мао принимает военный парад. Художник Ань Линь. 1950 г. Пекин. Частная коллекция [Там же. С. 61] Fig. 4. Chairman Mao takes a military parade. Artist An Lin. 1950 Beijing. Private collection Рис. 5. Повысить урожайность. Художник Цзинь Мэйшэн. 1959 г. Шанхай. Частная коллекция [Там же. С. 156] Fig. 5. Increase yield. Artist Jin Meisheng. 1959 Shanghai. Private collection Изменения коснулись не только идейного содержания новогодних картин, на смену традициям пришел новый художественный метод - «революционный реализм», на основе которого художники стремились отображать современную действительность в идеализированном виде, вселяя в зрителя надежду на счастливую жизнь, воспевая подвиги героев революционной борьбы, возвеличивая партийных руководителей [12. С. 17]. Развитие современных технологий способствовало освоению новых приемов печати - цветной литографии и цветной типографской печати. Чтобы обеспечить высокую политическую «идейность» художественной продукции мастерские стали создавать рисунки в жанре плаката агитационнопропагандистского характера. В отличие от традиционных новогодних картин, плакатный стиль характеризовался большей лаконичностью, броским изображением, метафорическим художественным языком, максимальным психологическим воздействием на зрителей, призывая их к политической и трудовой деятельности. Главной особенностью новогодних картин в 1950-60-е гг. стали политическая острота, агитационный пафос, мобилизующая сила. Новогодняя картина играет все более важную роль в общественной жизни страны, об этом можно судить на названию картин этого периода: «Мао Цзэдун встречается с ударниками труда» (художник Инь Шоуши,) [2. Т. 2. С. 73], «Любить Родину и собирать богатый рожай» ([Там же. С. 115], «Слова Председателя Мао проникли в наши сердца» (художник Чэн Шифа) [Там же. С. 130], «Образование Китайской Народной Республики» (художник Гу Цюнь) [Там же. С. 64], «Труд в обмен на славу» (художник Гу Ичжоу) [Там же. С. 64], «Крестьяне и трактор» (художник Ли Ци), «Наш герой вернулся» (художница Фэн Чжэнь) [Там же. С. 71, 75]. Тематика произведений отражала грандиозные перемены в стране, земельную реформу в деревне и воссоздавала историю славных побед народной революции. Произведения отличались высокой техникой исполнения, яркостью красок и оптимистическим настроем, многие были отмечены наградами на «Всекитайской выставке няньхуа 1949-1950-х гг.». В 1950-1960-х гг. в условиях тотальной политизации художественной сферы доминирующей в искусстве новогодней картины становится общественная тематика, которая, помимо пропаганды, также включала идею общечеловеческих духовных ценностей - патриотизм, свободу, семейные ценности, призыв к борьбе с неграмотностью, повышение общественной культуры и т.д. Традиционные жанры няньхуа - религиозный, театральный, литературный, благопожелательный, не обладавшие способностью политической мобилизации, не считались актуальными. Таким образом, новая народная картина непосредственно выполняла социальный заказ, целью которого было облечь социально-политическую пропаганду в художественную форму, понятную и привычную народным массам. Развернувшаяся в 1966-1976 гг. Культурная революция нанесла огромный урон китайскому обществу, мастерские новогодних картин были закрыты, художники подвергнуты гонениям, а большая часть новогодних картин, созданная в предыдущий годы, была уничтожена. С конца 1970-х гг., с приходом к власти Дэн Сяопина и изменением политической ситуации в стране, возобновилась художественная деятельность [16. С. 164], постепенно возрождался интерес к фольклорным традициям. Центры производства новогодних картин увеличивали выпуск печатной полиграфической продукции, регулярно проводились общенациональные выставки. Современная новогодняя картина сохранила традиционную художественную форму начала XX в. и декоративные функции, связанные с обрядом празднования Нового года. Значительную часть печатной продукции составляли религиозные и благопожелательные картины, которые наделялись религиозно-магическими свойствами - защищали от злых духов (боги дверей Мэнь-шэни), символизировали долголетие и богатство (бог Шоу-син, бог Цай-шэнь). Наиболее популярные графические формулы счастья, которые можно встретить на современной картине, содержат символы: персик (долголетие), цветок лотоса (рождение сына), бабочка (омоним слова «старец от 70 до 80 лет», символизирует пожелание долгих лет жизни), парное изображение бабочек (семейное счастье), пара сорок (радость и счастье) и т.д. Согласно исследованию Ван Шуцуня, в 1980-1990-х гг. выпуск картин значительно превысил 1950-1960-е гг. и достиг небывалого размаха. Так, в 1984 г. было издано 3 500 видов продукции тиражом более 700 млн экземпляров, в создании которых принимало участие свыше 2 000 профессиональных и непрофессиональных художников, в производстве няньхуа было задействовано более 60 издательств [2. Т. 1. С. 29]. С конца XX в. искусство новогодней картины развивается в двух направлениях. Во-первых, это продукт высокоразвитого промышленного производства, ориентированный на массовый рынок и предназначающийся для употребления в качестве традиционного новогоднего украшения. Во-вторых, это одно из направлений современной китайской живописи, по своей манере исполнения и идейному содержанию примыкающее к официально признанному искусству, это произведения на общественно-политические темы, освещающие важные государственные события, воспевающие успехи экономических реформ и прославляющие высших руководителей страны. Значительную часть данного направления составляют бытовые сюжеты, которые в идейном плане также непосредственно связаны с текущей политической ситуацией. Авторами официального направления няньхуа выступают не только известные мастера этого жанра, но и представители национальной живописи гохуа и масляной живописи юхуа. Многие мастера в своем творчестве сочетают художественные приемы европейской и национальной станковой живописи [17]. Особенно ярко это проявилось в портретном жанре, когда портретный образ передавали в реалистической трактовке, не только достигая передачи точного внешнего облика, но и отображая внутреннее психологическое состояние человека. Декоративным дополнением к портрету выступал пейзаж с традиционной благопожелательной символикой: цветущая слива, цветы хризантемы, дракон, где каждый аллегорический образ наделялся определенным значением (процветания и благополучия, благородства, стойкости и т.д.). Известны целые серии новогодних картин «Любимые маршалы», «Славные руководители страны», «Основатели государства» [12. С. 21] и т.д. Кроме строгих, официальных портретов художники создавали в реалистической манере более «земные» образы вождей в неформальной обстановке, на встречах с крестьянами, детьми. В результате проведения новой культурной политики в Китае в конце 1980-х - начале 1990-х гг., направленной на возрождение национального духовного наследия, вновь пробуждается интерес зрителей к традиционным жанрам: театральному, литературному, пейзажному. Произведения создаются в технике акварели, характеризуются повествовательной манерой изложения и фрагментарным композиционным решением, свойственным старым няньхуа [12. С. 21]. Современные социально-политические процессы глубоко повлияли на китайскую художественную культуру, вызывая проблему противостояния современности и традиций. Как и другие сферы искусства, китайская новогодняя картина стремилась к отражению реальной жизни и тех сложных процессов, которые происходили в обществе, но при этом не отступая от национальных традиций и привычных художественных форм. Несомненно, новогодняя картина - уникальный вид искусства, синтезировавший графику, фольклор, религию, литературу и историю. Она восприняла и осмыслила самую суть китайской живописи - условность, символическую наполненность и декоративность. Несмотря на сильное давление идеологии, современная новогодняя картина не утратила свойственный ей самобытный и оригинальный характер. Проблема сохранения традиций имеет большое значение для современной художественной культуры Китая. Искусство новогодней картины отличается необыкновенной устойчивостью ее эстетических и идеологических основ, консерватизмом и силой традиций. Можно говорить о том, что на протяжении второй половины прошлого столетия традиционные художественно-эстетические принципы искусства новогодней картины подвергались серьезным изменениям, но при этом никогда не теряли преемственной связи с прошлым, новое всегда содержало в себе элементы старого, привычные старые формы наполнялись новым содержанием.
Алексеев В.М. Китайская народная картина: духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М. : Наука, 1966. 260 с.
王樹村 中国现代年画史叙要. 中国现代美术全集. 年画. 辽宁美术出版社. 深圳 1998, 2 卷. Ван Шуцунь. Краткая история современной китайской новогодней картины. Полное собрание современного изобразительного искусства Китая. Няньхуа : альбом : в 2 т. Шэньчжэнь : Ляонин мэйшу, 1998.
Алексеев В.М. Китайская народная картина няньхуа из собраний Государственного Эр-митажа : каталог выставки. СПб. : Славия, 2003. 287 с.
吕胜中。中国民间木刻版画。湖南。辽宁美术出版社, 1990 年。С. 18. Люй Шэнчжун. Ки-тайская народная гравюра. Хунань : Хунань мэйшу, 1990. 18 с.
Рифтин Б.Л. О китайском лубке и его русских собирателях // Редкие китайские народ-ные картины из советских собраний : альбом. Л. : Аврора ; Пекин : Народное искусство, 1991. С. 1-20.
Рудова М.Л. Китайская народная картинка. СПб. : Аврора, 2003. 65 с.
Муриан И.Ф. Китайский народный лубок. М. : Искусство, 1960. 122 с.
阿英。中国年画发展史略。朝花美术出版社。北京。1954 年. А Ин. Очерк по истории раз-вития китайской новогодней картины. Пекин : Чжаохуа мэйшу, 1954.
薄松年 中国年画艺术史 湖南 辽宁美术出版社, 1986. 年. Бо Суннянь. История китайской новогодней картины. Хунань : Хунань мэйшу, 1986.
Ван Шуцунь. К истории китайской новогодней картины // Редкие китайские народные картины из советских собраний: альбом. Ленинград : Аврора; Пекин : Народное искусство, 1991. С. 21-37.
Китайские новогодние картины. URL: http://www.chinanianhua.cn/ (дата обращения: 25.07.2018).
Гультяева Г.С. Китайская народная картина нянхуа XX века. Типология жанров и эво-люция : автореф. дис. … канд. искусств. СПб., 2007. 27 с.
Байкэ байду : справочная энциклопедия. URL: https://baike.baidu.com/item/五福七善/ 19167361 (дата обращения: 26.07.2018).
Гультяева Г.С. Китайская народная картина нянхуа XX века. Типология жанров и эво-люция : дис. … канд. искусств. СПб., 2007. 180 с.
Мао Цзэдун. Избранные произведения. М. : Изд-во иност. лит., 1953. Т. 4. С. 624.
Сычев В.Л. Изобразительное искусство в поисках путей обновления // Литература и искусство КНР 1976-1985 : сб. статей / отв. ред. В.Ф. Сорокин. М. : Наука, 1989. С. 163-195.
Хэ Шичжун. Новые няньхуа. Художники Китая. URL: http://mss.meishujia.cn/?act= app&appid=4096&mid=6463&p=view/ (дата обращения: 24.07.2018).