Художественное оформление северных рукописных книг | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 41. DOI: 10.17223/22220836/41/13

Художественное оформление северных рукописных книг

Исследуется орнамент рукописных памятников XV-XIX вв., созданных на территории Архангельской области и хранящихся теперь в Музейном объединении «Художественная культура Русского Севера». Цель данного исследования - представить орнамент как датирующий признак. Украшения рукописных книг являются не только красивой иллюстрацией, но и признаком, который помогает датировать рукопись или подтвердить дату источника. В статье также уточняется тип декора, который встречается в северных рукописях.

The artistic decoration of northern manuscripts.pdf Русская рукописная книга всегда славилась богатым художественным оформлением. Миниатюры, яркие заставки, узорные инициалы, заголовки, писанные вязью, - все это и украшает рукопись, и помогает раскрыть содержание текста. Северная книга в художественном убранстве не стала исключением. Актуальность выбранной проблематики состоит, во-первых, в назревшей необходимости восполнить пробел в наших представлениях о книжном рукописном наследии и в целом о культуре Русского Севера. Во-вторых, появление подобного исследования на региональном материале совпадает с возросшим интересом к рукописным центрам, созданным на периферии Московского государства XV-XIX вв., а также к истории рукописного наследия старообрядчества. В фондах Архангельского музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» хранится 69 рукописных памятников, найденных на территории Архангельской области. Основная часть рукописей - сборники с житиями, молитвами, службами, с толкованиями заповедей и молитв, сборники для богослужебного пения с крюковой и линейной нотописью. В фондах музея находятся также духовно-назидательные сборники, созданные старообрядцами в рассматриваемый период. Распределение рукописей по векам: XV - 1, XVI - 4, XVII - 12, XVIII - 20, XIX - 27, XX - 5. Многие книги содержат роскошные образцы «поморского» орнамента, уникальные миниатюры, иллюстрирующие и комментирующие текст, изображающие фигуры и сцены, которые способны углубить понимание текста. Как правильно замечает Э.С. Смирнова, большинство рукописей, в отличие от икон, находится в хранилищах музеев и поэтому недоступно широкому кругу специалистов по искусству рукописных книг [1. С. 5]. Задача исследователей, занимающихся рукописными источниками музейных собраний, - дать полное научное описание памятников письменности, тем самым максимально представить рукописные памятники широкому кругу интересующихся. Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ (проект 17-14-29005-ОГН). Работа по атрибуции памятников письменности велась пять лет, ее результатом стал каталог рукописных книг, хранящихся в Музейном объединении. Основными задачами были составление палеографического описания каждого источника, определение точного названия памятника, установление даты написания каждой рукописи, так как в основном памятники были не датированы. При определении даты учитывались косвенная дата, бумажные знаки, орнаментальное оформление списка. Для более точного названия рукописи составлялось подробное содержание. Цель данной статьи - показать художественное оформление рукописных памятников, созданных на Русском Севере, и представить орнамент как датирующий признак. В некоторых рукописных текстах в качестве заставок используется оформление, взятое из печатной книги. Данные рисунки сравниваются с альбомами иллюстраций, такое оформление также помогает датировать список. Самый ранний рукописный памятник музейной коллекции - Пролог (КП 3881, № 396-кн) [2. С. 10-13]. Написана данная рукопись в конце XV в. Пролог - один из популярных сборников в Древней Руси, а затем и в Московском государстве, он содержит слова на праздники и краткие жития святых, распределенные по дням года, в которые празднуется их память. Исследуемый памятник относится к сентябрьской половине, в него входят слова и нравоучительные повести с сентября по февраль включительно. По составу описываемый Пролог относится к первой (краткой) редакции, в него включены следующие чтения: 6 сентября «Страсть святыхъ мучеников Еудоксия, Ромола, Пропосита, Зинона, Макарея, иже с нимы» (л. 11); 12 сентября «Страсть святого мученика Феодота» (л. 23); 4 октября «Страсть святого Дионисия архиепископа» (лл. 83 об.-84); 27 декабря память «прeпoдoбнагo отца нашего Феодора» (лл. 267-267 об.) и т.д. [3. С. 286-289]. В данный памятник включены тексты, связанные с русскими церковными датами, например: 2 сентября - память святого Глеба, князя русского; 4 ноября - день освящения церкви Софии в граде Киеве; 5 ноября - память святого отца нашего Варлаама, рожденного в Новгороде, и др. [4. С. 31]. Начальные листы памятника не сохранились. Список не датирован, по водяным знакам его можно отнести к последней трети XV в. На бумаге просматривается два бумажных знака: «Перстень с большим остроконечным камнем» - типа Лихачев № 1262-1263 (1497 г.) и Briguet № 689 (1457-1458, 1461-1462, 1472-1473 гг.); «Корона с зубчатыми листьями, с трилистником посередине» - типа Лихачев № 1022-1023 (1459 г.), №№ 1066, 1067, 1068, 1070 (1464 г.); № 2664 (1477 г.), № 4038 (1456 г.) [4] и Briguet № 4645 (14591469 гг.) [2. С. 10]. В исследуемом списке на листах 141, 290, 365 имеются заставки балканского стиля. Данный тип оформления рукописей вошел в моду в XV в., был заимствован из южнославянских рукописных источников. В.Н. Щепкин называет орнамент балканским и отмечает, что наряду с балканским орнаментом в XV в. появляется неовизантийский стиль, который «только еще прививается, сначала - в своем болгарском варианте, потом в более строгих образцах, идущих из Византии» [5. С. 72]. Л.В. Черепнин справедливо указывает на односторонний характер классификации В.Н. Щепкина и подчеркивает самобытность орнамента русской книги. По мнению Л.В. Черепнина, орнамент XV в. «развивался на основе традиций орнамента Древней Руси XIXII вв. и чудовищного стиля XIII-XIV вв. Более удачными представляются названия стилей орнамента XV в. по самой манере украшений: жгутовый, или плетеный, и растительный» [6. С. 272]. Орнамент в Прологе представлен в форме геометрического рисунка. Мотив орнамента - плетение кругов и полукружий из лент, выделенных киноварью. Заполнение основного фона зеленой краской с белыми жемчужинами и желтой краской с белыми ромбами, выложенными в виде трилистника в местах плетения лент и в форме четырехлистника в центре кругов. Обрамляют геометрический рисунок синие дорожки, усыпанные белыми мелкими кружочками, или жемчужинами. По углам заставок стилизованные стебли и листья вместо бутонов, принятых в балканском орнаменте. Третья заставка на л. 365 отличается от двух предыдущих тем, что заключает в себе пять переплетенных между собой кругов. Заставка выполнена в той же цветовой палитре. Все заставки не раскрашены до конца (рис. 1-3). По систематизации орнамента Т.Б. Уховой, заставки в Прологе можно отнести ко второй группе [7. С. 29]. Рис. 1. Пролог. Кон. XV в. Л. 141 Fig. 1. Prologue, late 15th сейшу, sheet 141 Рис. 2. Пролог (КП 3881, № 396-кн). Л. 290 Fig. 2. Prologue (KP3881, No.396-kn), sheet 290 Рис. 3. Пролог (КП 3881, № 396-кн). Л. 365 Fig. 1. Prologue (KP 3881, No. 396-kn), sheet 365 Киноварные инициалы К (л. 141), Х (л. 290) и Т (л. 365) также балканского типа с зелеными листочками. Л.В. Черепнин отмечает, что «инициалы плетеного стиля представляют собой буквы, как будто бы стянутые в разных своих частях узлами» [6. С. 273]. Заголовки киноварные, в крупных заголовках первая строка вязью или с элементами вязи. Тонкие киноварные инициалы в основном тексте выполнены также в балканском стиле. Л.В. Черепнин указывает, что «плетеный орнамент был распространен в рукописях Северо-восточной Руси» в XV в. [6. С. 273], поэтому можно сказать, что в исследуемом списке конца XV в. оформление этого памятника подтверждает датировку, установленную по бумажным знакам. В некоторых рукописях, хранящихся в фондах Музейного объединения, миниатюры и заставки скопированы с печатных изданий. Так, «Псалтырь с восследованием» (КП 19818, 242-кн) списана с печатного издания 1651 г., о чем имеется запись на л. 212: «Списашася книга сия Псалтырь с напечатанной в' Москве в лето 7159-е (1651 г.) Псалтыри при благочeстивом гoсуДaре и великом князе Алексие Михайловиче и при патриарсе Иосифе» [2. С. 113]. Книга написана на 213 листах, форматом в 40, полууставом, одним почерком. По всей рукописи используется бумага с литерами ВФСТ и белой датой 1782: знак, аналогичный у С.А. Клепикова под № 153 (1780-1784 гг.) [8. С. 44]. Данная рукопись небогато оформлена: в ней имеются большие и малые инициалы с элементами растительного орнамента, заголовки оформлены вязью. На л. 17 об. расположен рисунок с изображением царя Давида, миниатюра выполнена пером по карандашной основе. Рисунок, скорее всего, скопирован с издания 1651 г., как и вся книга. Гравюра «Давид» в издании Псалтыри 1651 г., по мнению А.А. Сидорова, впервые напечатана с доски в Псалтыри 1625 г. и повторена в последующих изданиях 1631, 1636, 1638, 1641, 1642, 1645 (два раза), 1647, 1649 (два раза), 1650, 1651, 1652, 1654, 1660 гг. (рис. 4). На гравюре Давид «изображен под аркой, пишущим между двух колонн, разрисованных диагональным цветочным узором, на белом фоне; пол расчерчен ромбами». Сравнивая издания Псалтыри 1615 г. с изданием 1625 г., А.А. Сидоров приходит к выводу, что «Давида» 1625 г. и фронтиспис Псалтыри 1615 г. сделал один мастер - Кондратий Иванов [9. С. 174]. На рисунке рукописной книги фигура царя Давида практически закончена, но голова и плечи псалмопевца не склонились над листом бумаги, немного опущены глаза, приподнята вверх левая нога, на колено которой царь Давид опирается, чтобы писать псалмы. Фронтиспис обозначен контурно: прорисована рамка, начато оформление арки, сделаны наброски колонн, пол расчерчен ромбами, даны наброски сиденья, стола и подсвечника со свечой (рис. 5). Однако этот рисунок по манере исполнения очень похож на гравюру печатного издания 1651 г., а следовательно, и на рисунок издания 1625 г. Копия, выполненная с гравюры, единственная в данном памятнике. Заставки в книге не были сделаны писцом, хотя на листах над заголовками оставлено место. В сборнике начала XIX в. (КП 23833, 473-кн) содержится две миниатюры: Богородицы с младенцем и Ефрема Сирина, выполненные иконографическим типом [2. С. 174-207]. Рукопись написана на 397 листах, форматом в 40, крупным и мелким полууставом одним почерком. Текст написан разными перьями, поэтому буквы прорисованы с толстым или тонким нажимом пера. Памятник был сделан в первой четверти XIX в., на что указывает белая дата -1815 г. По всей книге используется бумага с филигранями: 1) лл. 1-17 литеры ВМ (левая сторона), А и ПМ (правая сторона) - аналогичный у С.А. Клепикова № 124 (1810-1812 гг.) [8. С. 43, 44], во втором издании С.А. Клепикова № 136 (1807-1809 гг.) [10. С. 17]; 2) лл. 18-395 белая дата 1815 г. и литеры ВМ (левая сторона), М и Б (правая сторона) - аналогичный у С.А. Клепикова № 126 (1811-1818 гг.), № 127 (1815 г.) [8. С. 43, 44] и у С.А. Клепикова № 138 (1810 г.) [10. С. 17]. Рис. 4. Давид. Фронтиспис Псалтыри (Москва, 1615 и след.) Рис. 5. Давид. Фронтиспис рукописной Псалтыри (КП 19818, 242-кн) Fig. 4. David. Psalter Frontispiece (Moscow, 1615 and later) Fig. 5. David. Handwritten Frontispiece of Psalter (KP 19818, 242-kn) Миниатюра Богоматери содержится на л. 5 об. Иконографический тип рисунка можно отнести к типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Первоначально такое название носила древняя икона, приписываемая апостолу Луке. Хранилась она в Константинополе и являлась главной святыней Византийской империи. С этой иконы было сделано много списков, таким образом, сложился торжественный тип изображения указывающей путь Богородицы. Одной из лучших русских икон такого типа считается «Богоматерь Одигитрия», созданная в 1482 г. великим древнерусским художником Дионисием, принадлежащая сейчас Государственной Третьяковской галерее. Совпадает с этой иконой во всех деталях «Богоматерь Смоленская». Другие иконы этого типа: «Одигитрия Тихвинская», «Оди-гитрия Седмизерская», «Одигитрия Грузинская». Все они раскрывали разные грани и оттенки в образе Богоматери Путеводительницы [11. С. 38]. Богородица изображена с Иисусом Христом на руках. Одной рукой она указывает на сына, Младенец строго смотрит перед собой и правой рукой благословляет. В левой руке у него свиток как знак Его учения. На изображении преобладает красный цвет, в красные одежды облачена Богородица, и желтый цвет, в который украшены нимбы и одеяние Младенца (рис. 6). На л. 280 об. содержится миниатюра с изображением святого Ефрема Сирина перед 49-м словом: «Тогоже святаго и преподобнаго отца нашего Ефрема о покаянии. Слово 49» (рис. 7). Преподобный Ефрем Сирин изображен на миниатюре в иконографическом варианте: правая рука поднята в крестном знамении, в левой преподобный держит свиток. В старопечатных книгах Ефрема Сирина обычно изображают как царя Давида и как апостолов - слагающим поучения. Рис. 6. Богоматерь Одигитрия Рис. 7. Преподобный Ефрем Сирин Fig. 6. Odigitria, Mother of God Fig. 7. Monk Ephraim the Syrian На л. 6 данного сборника имеется заставка с растительным орнаментом из цветов с листьями, заключенная в линейную рамку. Заставка скопирована с орнамента, взятого из старопечатного памятника (рис. 8). Орнамент тонко прорисован чернилами, раскрашен темперой и акварелью, цвет красный. Рисунок состоит из крупных цветов и листьев, расположенных симметрично от центральных перевитых ветвей, верхние углы рамки оформлены крупными бутонами (рис. 9). А.В. Вознесенский указывает в каталоге, что такая заставка (№ 68) была напечатана в книгах, изданных в конце XVIII - начале XIX в., таких как «Житие Василия Нового» (1792-1795, 1801 гг.), «Псалтырь» (1784, 1790, 1794-1796, 1802-1803, 1812-1814 гг.), «Часовник» (1803-1805, 18121815 гг.) [12. С. 157]. Можно сказать, что при создании рукописи писец копировал орнамент из старопечатной книги того же времени, что и сама рукописная книга, т.е. начала XIX в. Рис. 8. Заставка № 68 (из каталога А.В. Вознесенского [Там же]) Fig. 8. Image No. 68 (from the catalog of A.V. Voznesensky) Рис. 9. Сборник начала XIX в. (КП 23833, 473-кн) Fig. 9. Collection of the early 19th century. (KP 23833, 473-kn) Несколько памятников включает в себя как печатные, так и рукописные листы, восстановленные взамен утраченных, печатных. На таких листах вместо рисованной заставки вклеен печатный орнамент, который также помогает датировать памятник. Например, «Скрижаль духовная, или Откровение тайн церковных» (КП 23834, 472-кн) [2. С. 34-38]. У печатного варианта исследуемого памятника листы, где зафиксирована дата публикации, не сохранились. Дата создания книги указана на лл. 528-528 об. в рукописном тексте: «В царствующем граде Москве в лето от создания мира 7164. От воплощения же Бога слова 1656, индикта 9, во 2 день. Напечаташася первое». Дату создания уточняем также по иллюстрациям, расположенным на печатных листах. Заставки выполнены в технике ксилографии. На печатных листах имеются орнаментальные рисунки, отмеченные в альбоме А.С. Зерновой: л. 21 - № 378 (рис. 10), л. 419 - № 369 (рис. 11), л. 508 - № 376 (рис. 12) [13. С. 5, 38-40]. Все они указаны А.С. Зерновой как заставки, встречающиеся в «Скрижали», поэтому можно сделать вывод: рисунки подтверждают дату создания памятника, которая зафиксирована в рукописном варианте. 378 Рис. 10. Заставка (из альбома А.С. Зерновой [Там же]) Fig. 10. Image (from the album of A.S. Zernova) Рис. 11. Заставка (из альбома А.С. Зерновой [Там же]) Fig. 11. Image (from the album of A.S. Zernova) Рис. 12. Заставка (из альбома А.С. Зерновой [13]) Fig. 12. Image (from the album of A.S. Zernova) Рукописные листки «Скрижали» датированы нами первой третью XVIII в. На листах 1-16, 456, 457, 464, 466, 467, 472, 474, 477 с рукописным текстом отмечен бумажный знак «Герб Амстердама» девятой разновидности, схожий со знаком из альбома филиграней Т.В. Диановой: № 393 (1714 г.), № 429 (1721 г.), № 459 (1737-1744 гг.) [14. С. 8, 122, 133, 141]. На рукописных листах 1, 12, 424, 455 вместо исконных рисунков «Скрижали» № 369 (см. рис. 11) и № 376 (см. рис. 12) вклеен орнамент, который в альбоме Зерновой отмечен как № 336; такой рисунок встречается в «Псалтыри» 1631 г. и в «Службе и житии Николая Чудотворца» 1640 г. [15. С. 31] (рис. 13). Однако на л. 441 над основным текстом также вклеен орнамент, который уже встречается в книгах начала XVIII в. В альбоме орнаментов такая иллюстрация находится под № 402 (Минея, декабрь 1714; Минея праздничная 1715; Псалтырь с восследованием 1716 гг.) [15. С. 157] (рис. 14). Это свидетельствует, что рукописный текст и оформление были сделаны в одно время и приблизительно восьмьюдесятью годами позже, чем сама книга. Рис. 13. Заставка (из альбома А.С. Зерновой [13]) Fig. 13. Image (from the album of A.S. Zernova) 402 Рис. 14. Заставка (из альбома А.С. Зерновой [15]) Fig. 14. Image (from the album of A.S. Zernova) В другом исследуемом памятнике «Азбука и Часовник» (КП 2120, 43-кн), также состоящем из печатного и рукописного варианта, на рукописных листах содержатся инициалы, скопированные с печатных изданий раннего периода [2. С. 30-33]. На печатных листах 79-80 об. содержится запись: «Начаты быша печатати сия книги Азбуки в’ царствующем граДе Москве в’ лета 7145 (1637 г.), месяца генваря въ 29 День, на пренесение мощемъ свята-го священно / мученика Игнатия богоносца. Совершены же быша сия книги Азъбуки того же 1637-го лета, месяца февраля въ 8 День, на память святаго великомученика ФеоДора стратилата, в’ ДваДесят’ четвертое лето, царства его, госуДаря царя и великаго / князя Михаила ФеоДоровича всея Русии, в' третие лето патриаршества отца его и богомольца святейшаго великаго киръ патриарха Иасафа москов 'скаго и всея Русии». Рукописный текст данного памятника выполнен на бумаге первой половины XIX в. и на бумаге конца XIX - начала ХХ в. Текст на листах 32-46, написанных в первой половине XIX в., украшен малыми рукописными инициалами, скопированными со старопечатных изданий 1636-1637 гг., потому что основной текст памятника был напечатан в 1636 г. Все инициалы белого цвета на черном фоне помещены в прямоугольник. По альбому орнаментов книг московской печати XVI-XVII вв. было установлено, что инициалы Б (№ 627), В (№ 628), Г (№ 629), Д (№ 630), Л (№ 637), М (№ 638), Н (№ 639), Р (№ 642), С (№ 644), Ч (№ 649) встречаются в памятниках письменности 1636-1637 гг. [13. С. 71-72] (рис. 15, 16). Рис. 16. Инициал Р (из альбома А.С. Зерновой [Там же]) Fig. 16. Initial “P” (from the album of A.S. Zernova) (лом клш* Mu ч ' z ' * * » о,, ни > ин •лми1,иеЯя€ tfM> • ШлХкЛВ/1Г0 ft ТА . Пдтае пакта Д^КНИЛИ > Оно гл>₽ Б4М% > Хе л^откки •ТИСА ^*0 . KUUlpf ц-д Рис. 15. «Азбука и Часовник» (КП 2120, 43-кн). Л. 38 Fig. 15. Azbooka and the Horologion (KP2120, 43-kn), sheet 38 Старообрядческие рукописи XVIII-XIX вв., созданные на Русском Севере, часто были богато и красиво оформлены. Помимо художественного оформления, они были написаны красивым полууставом. М.Н. Сперанский называет такой полуустав «поморским письмом», которое, по его мнению, создалось «на старообрядческом Севере, главным образом в так называемом Поморье» [16. С. 115]. И В.Н. Щепкин [5. С. 79-80], и Л.В. Черепнин [6. С. 404] в исследованиях отмечают поморский орнамент старообрядческих рукописей, бытовавший в течение XVIII-XIX вв. В коллекции музея содержится несколько рукописных памятников, оформленных поморским орнаментом и написанных красивым ровным полууставом. Это «Поморские ответы» Андрея Денисова 1723 г. (КП 7455, 51-кн), рукопись поступила в музей в 1980 г. из Москвы [2. С. 80-84]. В книге 6 заставок, выполненных акварелью (цвета - желтый, красный, зеленый) и позолотой в стиле поморской росписи (рис. 17). Заставки и рамка оформлены вертикально и симметрично, узоры в них расходятся симметрично от середины вправо и влево. Заставки имеют обрамление в форме вытянутого горизонтального прямоугольника с навершием и украшениями по сторонам. В центре заставок стилизованные вазы; от середины по бокам расходятся вьющиеся стебли с листьями. Навершия, углы и внутреннее убранство рисунка оформлены северными ягодами, похожими на морошку, малину, бруснику и чернику (рис. 18, 19). На л. 28 заставка-рамка поморского орнамента, выполнена также чернилами и акварелью желтого, красного, зеленого цветов и золотом (рис. 20). Как отмечают В.П. Бударагин и Г.В. Маркелов, «наиболее характерный вид поморских украшений - большая заставка-рамка с вписанным внутри титулом книги» [17. С. 477]. Рисунок рамки-заставки написан в той же художественной манере: преобладание золотого оформления, зеленой, желтой и красной красками раскрашен рисунок; стилизованные вазы, от которых расходятся вьющиеся стебли и листья; в навершиях рисунка присутствуют птицы, похожие на чаек. В книге помещено девять инициалов, выполненных золотом в поморском стиле и украшенных растительными отростками, пышно стелющимися по полю листа (рис. 21, 22). Рис. 17. Заставка. «Поморские ответы», 1723 г. (КП 7455, 51-кн) Fig. 17. Image.“Pomor answers”, 1723. (KP 7455, 51-kn) Рис. 18. Заставка. «Поморские ответы», 1723 г. (КП 7455, 51-кн) Fig. 18. Image. “Pomor answers”, 1723. (KP 7455, 51-kn) Рис. 19. Заставка. «Поморские ответы», 1723 г. (КП 7455, 51-кн) Fig. 19. Image. “Pomor answers”, 1723. (KP 7455, 51-kn) Рис. 20. Заставка-рамка. «Поморские ответы», 1723 г. (КП 7455, 51-кн) Fig. 20. Frame image. “Pomor answers”, 1723. (KP 7455, 51-kn) Рис. 21. Инициал Т. «Поморские ответы» Fig. 21. Initial “T”. “Pomor answers” Рис. 22. Инициал В. «Поморские ответы» Fig. 22. Initial “B”. “Pomor answers” Певческая рукопись «Праздники на крюковых нотах» (КП 14393, 448-кн) поступила в музей в 1990 г. из Архангельска, была написана в начале XIX в., о чем свидетельствует бумажный знак, расположенный по периметру листа, -орнаментальная рамка в виде полукружий, соединяемых трилистниками [2. С. 160-166]. Углы рамки оформлены в виде двух полукружий, соединенных бутоном с четырьмя листьями, в основание этих полукружий помещен небольшой цветок в форме розетки. Отсутствуют литеры FAO. В середине листа у корешка расположен рожок с перевязью в гербовом щите, увенчанном короною, под щитом литеры АО. Филигрань схожа со знаком С.А. Клепикова № 810 (1803 г.) [8. С. 73, 241]. Памятник богато украшен. Лист 1 (рис. 23) и л. 33 (рис. 24) оформлены в виде рамки-заставки в стиле поморского орнамента с вписанным внутри заголовком. Мотивы рисунка сочетаются с характерными природными элементами северного края: в стилизованные вазы помещены ягоды малины, в рисунке симметрично от центра расположены переплетенные побеги с широкими листьями, колонны обвивают спиралевидные побеги со смородиновыми листами, в заставках присутствует изображение птиц, похожих на чаек, с длинными хвостами, с веточками ягод в клюве. Заставки (на лл. 5, 28 об., 72, 102, 143 об., 169, 195 об., 223 об., 246 об., 267, 285 об., 306 об.) также выполнены в поморском стиле, в иллюстрациях преобладает красный цвет с добавлением зеленого и обилием золота, в рисунках присутствуют те же мотивы: ягоды, широколистные стебли, птицы с веточкой в клюве. Заглавия представлены в виде витиеватых инициалов, украшенных растительными отростками, писанных красной краской, с начальной буквой, оформленной чернилами (рис. 25). В книге помещено одиннадцать крупных цветных инициалов, два из них, на л. 1 об. и л. 33 об. (рис. 26), занимают всю высоту листа. Инициалы выполнены в поморском стиле: украшены вьющимися стеблями, травами, цветами, птичками и раскрашены красной, зеленой красками, контуры инициала прорисованы золотом (рис. 27). Также в книге помещено двенадцать крупных киноварных инициалов, изящно декорированных тонко прорисованными цветами и стеблями (рис. 28). Очевидна схожесть наших рисунков, выполненных в поморском стиле, с рисунками, представленными в статьях В.П. Бударагина, Г.В. Маркелова, исследовавших поморский стиль в старообрядческих рукописях, написанных в деревнях Прибалтики [17], и Н.В. Ануфриевой, рассмотревшей уральские рукописи, находящиеся в фонде Древнехранилища Лаборатории археологических исследований Уральского государственного университета [18. С. 6-10]. Исследуя рукописное наследие Русского Севера, можно сделать вывод, что книжники, создающие рукописные памятники, с теплотой и любовью относились к своему делу. Они не только тщательно переписывали текст, но и старались украсить создаваемый ими список. При переписывании текста с печатного издания книжник мог копировать и рисунок печатной книги. А если писец не мог сам оформить рукопись, он украшал текст заставками из печатных источников. Художественное оформление памятника письменности помогает датировать рукопись или подтвердить установленную дату исследуемого списка. Рис. 23. Заставка-рамка. «Праздники» (КП 14393, 448-кн). Л. 1 Рис. 24. Заставка-рамка. «Праздники» (КП 14393, 448-кн). Л. 33 Fig. 23. Frame image. “Holidays” (KP 14393, 448-kn), sheet 1 Fig. 24. Frame image. “Holidays” (KP 14393, 448-kn), sheet 33 Рис. 25. Заставка. «Праздники» Рис. 26. Инициал В Fig. 26. Initial “B” Fig. 23. Image. “Holidays” Рис. 27. Инициал С Fig. 27. Initial “C” Рис. 28. Инициал Н Fig. 28. Initial “H” Исследователи, изучающие художественное оформление рукописных книг, приходят к выводу, что необходимо подробно изучить художественные особенности рукописей XVI-XX вв., сопоставить декор памятников с местными художественными промыслами, рассмотреть инновационные формы декора и выявить влияние этих форм на книжное оформление [17. С. 490]. Н.В. Ануфриева предлагает создать иллюстрированный каталог «иллюминированных рукописей Древлехранилища в рамках электронной базы данных», потому что «часто именно украшения рукописей помогают понять, где изготовлена книга, с кем был связан заказчик, как и с кем общались отдельные владельцы библиотек, монастыри и города» [18. С. 24], т.е. такой материал может послужить опорой для палеографической атрибуции неидентифициро-ванных рукописей, созданных в местных книжных мастерских, удаленных от центра страны. Хотя коллекция рукописных памятников, находящихся в фондах Архангельского музея, небольшая по объему, она, безусловно, позволяет судить о богатстве и высоком уровне книжной культуры Архангельского края.

Ключевые слова

декор, миниатюра, северная рукописная книга, поморский орнамент, XV-XIX вв

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ненашева Лариса ВикторовнаСеверный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносовадоктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и речевой культурыjazyk@atknet.ru
Всего: 1

Ссылки

Смирнова Э.С. Искусство книги в средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век. М. : Северный паломник, 2011. 560 с.
Ненашева Л.В. Рукописная книга Русского Севера XV-XX вв. в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» : научный каталог. М. : Северный паломник, 2019. 392 с.
Бубнов Н.Ю. Славяно-русские Прологи // Методическое пособие по описанию славянорусских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1973. Вып. 1. С. 274-296.
Ненашева Л.В. Северные диалектные особенности в тексте Пролога конца XV века // Северный текст русской литературы. Архангельск : КИРА, 2018. Вып. 4. Структура и контекст. С. 31-35.
Щепкин В.Н. Русская палеография. М. : Наука, 1967. 224 с.
Черепнин Л.В. Русская палеография. М. : Политиздат, 1956. 616 с.
Ухова Т.Б. Миниатюры, орнамент и гравюры в рукописях библиотеки Троице-Сергиева монастыря // Записки отдела рукописей. М., 1960. Вып. 22. С. 5-56.
Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX века. М. : Изд. Всесоюз. Кн. палаты, 1959. 306 с.
Сидоров А.А. Древнерусская книжная гравюра. М. : Изд-во АН СССР, 1951. 396 с.
Клепиков С.А. Филиграни на бумаге русского производства XVIII - начала XX века. М. : Наука, 1978. 240 с.
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М. : Просвещение, 1993. 223 с.
Кириллические издания старообрядческих типографий конца XVIII - начала XIX века : каталог / сост. А.В. Вознесенский. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. 160 с.
Зернова А.С. Орнаментика книг московской печати XVI-XVII веков : альбом. М. : Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина, 1952. 28 с., 84 л.
Дианова Т.В. Филиграни XVII-XVIII вв. «Герб города Амстердама». М. : Изд-во ГИМ, 1998. 166 с.
Зернова А.С. Орнаментика книг московской печати кирилловского шрифта XVIIXVIII веков : атлас. М. : Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина, 1963. 166 с. (К 400-летию русского книгопечатания).
Сперанский М.Н. Рукописные сборники XVIII века : материалы для истории русской литературы XVIII века. М. : Изд-во АН СССР, 1963. 266 с.
Бударагин В.П., Маркелов Г.В. Орнаментика крестьянской рукописной книги XVIIIXIX вв. // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 38. С. 476-502.
Ануфриева Н.В. Иллюминированные рукописи Древлехранилища ЛАИ УрГУ (К вопросу о классификации) // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 2005. Вып. 6. С. 3-27.
 Художественное оформление северных рукописных книг | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 41. DOI: 10.17223/22220836/41/13

Художественное оформление северных рукописных книг | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 41. DOI: 10.17223/22220836/41/13