Статья посвящена истории колоколов и звонарского искусства на территории нынешней Кемеровской области. Рассмотрение указанного феномена как части историко-культурного наследия определило актуальность темы. На основании архивных документов, материалов периодической печати дореволюционного, советского и современного периодов авторами демонстрируется формирование колокольно-инструментального облика региона; выделяются различные исторические периоды от постройки первых колоколен, полного запрета колокольного звона до их возрождения и формирования новых традиций в настоящее время. Делается вывод о необходимости анализа колокольных фондов, их систематизации, выявлении проблем учета и паспортизации.
Bells and Bell-ringing tradition in Kuznetsk Land:history and present time.pdf Колокольные звоны известны с древности, они являются одним из символов русской культуры и, безусловно, частью историко-культурного наследия России. В истории колоколов и колокольного звона соединились уникальная технология и звонарское искусство, православная вера и особый уклад жизни русского народа. Колокольный звон сложился в широкомасштабное, глубоко национальное явление, его сакральная и эстетическая ценность осознается государством и российской общественностью. Всестороннее рассмотрение истории колоколов и звонарского искусства как части историко-культурного наследия, анализ колокольных фондов, их систематизация, выявление проблем учета и паспортизации является, считаем, на сегодняшний день важной задачей. Немаловажным элементом исследования при этом выступает история указанного феномена на региональном уровне, в том числе на территории земли Кузнецкой, что является задачей данной статьи. Первые сведения о храмах и колоколах, располагавшихся на территории современной Кемеровской области, содержатся в материалах, датирующихся первой половиной XVII в. В Кузнецком остроге, основанном в 1618 г., уже в 1621-1622 гг. была возведена деревянная церковь Преображения, оснащенная первыми на территории колоколами. В грамоте царя Михаила Федоровича от 23 декабря 1623 г., выданной воеводе острога Евдокиму Баскакову, указывалось, что храму было отправлено «два колокола, а в них весу пуд без полутора гривенки» [1]. Судьба этих колоколов неизвестна. Здание, по данным Г.Ф. Миллера, в 1734 г. было целиком разрушено после пожара [2. С. 69]. Архитектура нового каменного Спасо-Преображенского собора, заложенного в 1792 г., в том числе и колокольни со сдвоенными колоннами, «воплощала стилистику классицизма с элементами позднего «сибирского барокко» [3. С. 71]. Позже колокольня была увеличена на одну сажень (примерно 2 м), в створе с ней был возведен притвор с лестницей. Колокольня храма в течение длительного времени являлась одной из самых высоких построек (43 м) в Западной Сибири. После очередного стихийного бедствия (удар молнии) в 1836 г. один из поврежденных колоколов был перелит с двенадцати пудов до двадцати. А уже через год был поднят новый колокол: «...купцом Иваном Конюховом, своим иждивением с малою жертвою от прочих, колокол весом 20 пудов 25 фунтов, который лит Вятской губернии в городе Слободском купцом Алексеем Бакулевым, и в 1837 г. Декабря 17 числа поднят на колокольню и повешен на место» [4. С. 281]. Колокололитейный завод Бакулевых был основан в первой половине XVIII в., когда в г. Слободском Вятской губернии Никита Бакулев отливал небольшие колокола. В 1842 г. был перелит старый разбитый колокол (38 пудов, 30 фунтов) в новый (41 пудов, 30 фунтов) «с прибавлением меди». Стоит отметить, что зачастую в новых колоколах использовался металл колоколов-предшественников, как правило, негодных - «с прибавлением меди». В процессе переплавки олово выгорало, а медь утрачивала требуемые свойства. В таких случаях при выплавке литейщики добавляли в сплав олово и медь. Такая процедура в технологии, как правило, приводила к увеличению веса изделия приблизительно на 20%. Колокол 1842 г. был отлит на Невьянском заводе мастером Иваном Москвиным [4]. Невьянский завод братьев Москвиных (пос. Невьянск, Екатеринбургский уезд) был учрежден Матвеем Ивановичем Москвиным и братьями только в 1870 г. Судя по совпадающим имени и отчеству и временному периоду (1842 и 1870), возможно, что тот Иван Москвин, который отлил новый колокол для Спасо-Преображенского собора в Кузнецке, являлся отцом братьев Москвиных, организовавших впоследствии колокололитейный завод. На период 1858 г. в Кузнецке функционировали три храма и, соответственно колокольни: «собор Спасо-Преображенский, приходская, во имя Божией Матери - Одигитрии, и кладбищенская во имя Св. Митрофания Воро-нежскаго Чудотворца». Фундамент Одигитриевской церкви был заложен в 1775 г. Это была первая каменная церковь в Кузнецке. Двухэтажный храм имел колокольню с одним ярусом звона. В середине XIX в. к колокольне пристраивается двухэтажный объем паперти, декорированный под «сибирское барокко» [3. С. 165]. «Архитектором ся был нарочно выписанный из Иркутска каменщик Почекунин» [5]. Колокола для храма также были заказаны в Иркутске. Примечательным сельским храмом Кузнецкого уезда в плане исторической значимости и архитектуры является Пророко-Ильинская церковь в нынешнем селе Ильинском. Первоначально село называлось Красноярским, а позднее было переименовано в честь храма [6. С. 128]. Каменная церковь была построена в 1818 г. «тщанием прихожан», имела колокольню с небольшим шатровым завершением. Возведение надвратной Ильинской церкви в Кузнецкой крепости связано с тем, что крепость к концу 1830 г. стала ненужной и окончательно утратила свое первоначальное значение как оборонительный пункт. В 1872 г. возникла идея об устройстве надвратной Ильинской церкви для нужд городской тюрьмы в верхних ярусах Барнаульской башни. Она была полностью построена на благотворительные средства купцов. Существенный вклад в строительство внес кузнецкий купец второй гильдии Илья Ивановский [7. С. 118-119], который принял на себя все расходы как по производству работ по постройке и отделке, так и по изготовлению всех церковных принадлежностей и одежды священнослужителей. И.С. Конюхов в «Кузнецкой летописи» пишет, что церковь «всем довольно снабжена: колоколами, всей церковной утварью...» [8. С. 40]. В 1883 г. в «Томских епархиальных ведомостях» уже ставился вопрос о необходимости сохранности колоколов, так как они «вследствие небрежного обращения с ними так часто лопают.». Однако указанная проблема рассматривалась лишь с сугубо утилитарной точки зрения, как «убыток, причиняемый храму разбитием колокола» [9], но не как сохранения объекта, имеющего историко-культурную ценность. На сегодняшний день сохранилось весьма немного сведений о церквях и колоколах, находящихся в селах Кемеровской области. Благодаря сотрудникам этнографического отдела музея-заповедника «Томская писаница», совершивших в конце 1980 - начале 1990-х гг. экспедиции, сохранились записи воспоминаний жителей области о бывших в начале ХХ в. в их деревнях церквях и колоколах. По их воспоминаниям можно сделать вывод, что деревенские церкви были достаточно богаты, имели комплекты колоколов, в основном по шесть единиц (штук), иногда больше. В небольших селах - часовни с двумя колоколами. В описаниях информантов имеются следующие упоминания: «На Пасху звонили всю неделю»; «По праздникам обязательно звонили в колокола» [10. С. 53, 55]. Встречается и описание искусного исполнения колокольного звона в воспоминаниях жительницы с. Ярского Томской области, граничащей с Кемеровской: был в их селе звонарь Гордей Меркульев, который вызванивал в колокола так, что «под его звоны плясать можно было» [11. C. 20]. В памяти жителей деревень сохранились имена звонарей. Так, из воспоминаний мы узнаем, что в с. Зеледеево «последними звонарями были Прокопий Кусков и Лачканов (имя не помню)», по другим воспоминаниям «звонарем был Дьяков Прокофий» [10. С. 53]. Несмотря на то, что данные по именам расходятся, тем не менее можно говорить, что должность церковного звонаря в селах Кузнецкого уезда имела значимость. Сохранились сведения о звонарях с. Колмогорова. По словам информанта, «сторожами и одновременно звонарями были Никита Егорович по прозвищу „Капитал“ и дед Филимон» [11. С. 13]. Упоминается также, что указанные звонари жили при церкви. В связи с описанием быта звонарей следует отметить одно важное обстоятельство. Большинство из них получали за свое послушание очень небольшое денежное вознаграждение, в связи с чем они стремились как можно быстрее покинуть данную должность, сменив ее на более оплачиваемую. Должность звонаря являлась лишь одной из первых ступеней в церковной иерархии. Согласно «Справочным книгам по Томской епархии», звонарь по штату был не предусмотрен. Неслучайно они одновременно являлись и сторожами в церкви. Сложившаяся ситуация, сохранившаяся до наших дней, разумеется, не способствует развитию и совершенствованию звонарского искусства. В 1917 г. происходят революционные события, вместе с новыми политическими силами приходит и новая идеология с агрессивной атеистической направленностью. В 1931-1937 гг. на территории Кузбасса было закрыто 40 церквей, с 1939 г. до образования области - 70 [12. Л. 368-370, 438-441]. На 1 января 1945 г. на территории области находилось 164 недействующих церковных зданий и молитвенных домов [Там же. Л. 372-375, 453]. Результатом богоборческой политики государства явился тот факт, что к моменту образования Кемеровской области в 1943 г. на ее территории все действующие православные общины и церкви официально были ликвидированы. В годы Великой Отечественной войны установились относительно бесконфликтные отношения между государством и Церковью. В целом в период с 1943 по 1949 г. Русская Православная церковь переживала достаточно благоприятный период в развитии. Впервые с 1925 г. произошло официальное избрание патриарха, осуществлялась регистрация общин, открывались православные храмы. С 1944 по 1947 г. на территории Кемеровской области было открыто 15 православных приходов, включая пять типовых церквей и десять молитвенных домов [13. С. 17-18]. В 1944 г. колокольный звон был разрешен только внутри храмов, с 1945 г. было разрешено звонить с колоколен. Священнослужители усердно занимались поиском колоколов. В конце 1945 г. уполномоченный по делам Русской Православной церкви Ф. Узлов на областном совещании с заведующими отделами пропаганды и агитации горкомов и райкомов ВКП(б) даже высказал возмущение по поводу того, что верующие г. Кемерово собирают медь и серебро, медь при этом выносится незаконно с заводов. Верующими было собрано 36 пудов меди и мешок серебра. Известен факт, когда властями положительно был разрешен вопрос о передаче церковных колоколов приходским общинам Русской Православной церкви с. Афонино Киселевского района и г. Кемерово [12. Л. 144]. Однако дальнейшая судьба этих благих начинаний неизвестна, после кратковременной «оттепели» отношения между государством и Русской Православной церковью становятся все более «прохладными», прослеживается тенденция постепенного отхода от принципов мирного сосуществования с религией. Методично запрещаются церковные службы вне стен храмов, прекращаются поездки священнослужителей по населенным пунктам, закрываются приходы, на десятилетия запрещается колокольный звон. Период с середины 1980-х гг. и по настоящее время стал новым этапом в истории Русской Православной церкви. Впервые после Октябрьской революции религия стала восприниматься не как антагонистическая государству идеология. В 1993 г. была сформирована Кемеровская епархия. В это время, вследствие объективных причин, о строительстве колоколен и возрождении колокольных звонов не могло быть и речи. Многие оставшиеся здания церквей требовали проведения реставрационных работ. С 1993-1994 гг. началась работа по восстановлению разрушенных и строительству новых храмов и колоколен. Так, кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Знамение» г. Кемерово был построен в 1989 г. В 1991 г. для собора на Уралмаше были изготовлены колокола по старинным чертежам. 1992 г. в соборе была установлена колокольня и впервые зазвучали колокола. После демонтажа временной колокольни колокола были транспортированы в северо-западную башню. В 2016 г. для звонницы были еще отлиты на каменск-уральском колокольном заводе «Пятков и Ко» девять бронзовых колоколов, которые были размещены в трех башнях. Так была организована уникальная для области система управления звоном, дающая возможность управлять всем колокольным подбором одному звонарю с Северо-западной башни. Возведение храма Рождества Христова в г. Новокузнецке было начато в 1998 г. по решению председателя правительства РФ В. Черномырдина после гибели 2 декабря 1997 г. на шахте Зыряновская 67 горняков. Первоначально средства на строительство «шахтерского» храма были выделены из федерального бюджета. Однако каменный двухэтажный трехпрестольный девятиглавый собор с колокольней и трапезной окончательно был достроен только в 2013 г., уже на средства прихожан и при финансовой поддержке угольных компаний. В 2011 г. на колокольне собора установлено девять колоколов. Вес главного колокола составил около тонны. В 2004 г. был возведен собор Рождества Иоанна Предтечи в г. Прокопьевске. Постановлением коллегии администрации области от 20 декабря 2007 г. № 358 храм признан памятником архитектуры и градостроительства регионального значения. Главной высотной доминантной комплекса собора стала колокольня. Звонарем собора стал бывший шахтер, ныне пенсионер А.И. Ерлин. Колокольному звону он научился самостоятельно, а также через интернет-общение с коллегами из Москвы, Новгорода, Архангельска и др. Звонарем-самоучкой была сочинена колокольная мелодия, которую автор назвал «Прокопьевский звон». В Кузбассе можно встретить использование нетрадиционных приемов колокольного звона. Например, в храме пос. Верх-Падунский он воспроизводится с помощью компьютерной программы с записью образцов колокольных звонов: сигнал программы поступает на звонницу и реализуется через движение молотков, ударяющих по колоколам в предусмотренном порядке. Данная система воспроизводства звона была разработана в 2008 г. колокололитейным предприятием «Светолитие» г. Новосибирска и теперь внедряется в храмах Кузбасса. По мнению С.Г. Тосина, подобная форма воспроизведения звонов является вынужденной мерой, которая на современном этапе оправдана сложившейся исторической ситуацией, когда большинство возрожденных церквей оказалось без колоколов [14. С. 186] и, добавим, квалифицированных звонарей. Как отмечает исследователь, в контексте сохранения традиций колокольного звона подобная модернизация может привести к непредсказуемым последствиям. Преподаватель кампанологии1 Сретенской семинарии и звонарь Н.И. Завьялов отмечает, что «это может быть удобно и просто, но эта техника никогда не заменит живого звона по красоте и силе воздействия» [15]. Кампанология (лат., от campana - колокол, и греч. ао'/о; - слово) - наука о колоколах. В области электронный звонарь также в 2013 г. установлен в церкви пос. Гавриловка. Звонница установлена таким образом, что, помимо электронного исполнения, можно звонить и «традиционно». Электронный звонарь звучит в будние дни, а во время праздничных богослужений колоколами управляет алтарник Д.Ф. Зорькин. Он отмечает, что когда он звонит, то может «сымпровизировать - бить в колокола так, как подсказывает сердце. Нюансов не пересказать. А в электронике все строго, четко» [16]. В Кузбассе организованы (2012) курсы православных звонарей «Кузнецкая звонница», руководителем которых является один из авторов данной статьи, Г.А. Демченко. Целью данной организации стало сохранение и развитие традиций православного колокольного звона не только как части богослужения, но и как части культурного наследия России. На курсах преподаются дисциплины: введение в кампанологию и литургику, традиционные звоны, основы музыкальной композиции, устав звона, монтаж колоколов. Также, помимо непосредственно профессиональной подготовки звонарей, осуществляется деятельность по подбору колоколов для цельного звона с учетом архитектуры храма, в храмах области осуществляется отладка всей системы колокольного звона согласно русским церковным канонам. В музейных учреждениях области организуются выставки, посвященные колокольным звонам. Так, например, в Осинниковском городском краеведческом музее с 2011 г. организована экскурсия «О чем звонят колокола?» с посещением Свято-Троицкого храма, Ильинской церкви и святого источника. В Историко-культурном и природном музее-заповеднике «Томская Писаница» организована интерактивная экскурсия «Малиновый звон» с мастер-классом, которую проводит звонарь и преподаватель курсов «Кузнецкая звонница» А.Н. Каретин. Ежегодно с 2008 г. музеем-заповедником «Томская Писаница» проводится фестиваль «Звоны над Томью». На мероприятия приезжают звонари как из регионов Сибири, так и из центральной части России. Фестиваль проходит в традиционной форме: выступления звонарей на колокольне часовни и мобильной малой звоннице; организуются мастер-классы, круглые столы, передвижная экспозиция; для посетителей предоставляются специальные тренажеры колокольного звона. Таким образом, состояние колоколов и звонарской традиции неизменно на протяжении всей истории России существенно коррелировало с проводимой в определенный исторический период государственной церковной политикой: от постройки первых колоколен, полного запрета колокольного звона до их возрождения и формирования новых традиций в настоящее время. Обращаясь к современному состоянию, хотелось бы отметить, что незначительное количество колокольных подборов и отсутствие собственного колокольного производства в Кузбасском регионе на сегодняшний день не может способствовать решению проблемы восстановления колокольной традиции. Для полноценного возрождения колокольно-звонной традиции в регионе необходима также компетентная комплектация колокольных фондов, которую на сегодняшний день нельзя охарактеризовать как организованную и планомерную. Складывание колокольных подборов осуществляется преимущественно под воздействием случайных факторов. Тем не менее в последние годы ситуация стала меняться, так как стали использоваться инструменты с запланированным звоном. Сегодня возрождение искусства колокольного звона строится на основе как сохранения давних традиций, так и формирования новых. Все это формирует колокольно-инструментальный облик Кузбасского региона.
Ермолаев А.П. Кузнецк. Исторический очерк // Томские губернские ведомости. Неофициальная часть. 1858. № 34. 29 авг.
Миллер Г. Описание Кузнецкого уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в сентябре 1734 г. // Кузнецкая старина. Новокузнецк, 2003. С. 63-85.
Кимеев В.М., Кандрашин Д.Е., Усольцев В.Н. Православные храмы Кузбасса. Кемерово, 1996. 307 с.
Ермолаев А.П. Кузнецк. Исторический очерк // Томские губернские ведомости. Неофициальная часть. 1858. № 35. 5 сент.
Костров Н.А. Город Кузнецк (историко-статистический очерк) // Томские губернские ведомости. Неофициальная часть. 1879. № 49. 15 дек. С. 3.
Тресвятский Л.А. Православие на Кузнецкой земле в дореволюционный период. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2013. 267 с.
Быкасова Л.В. Благотворительность в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. как историко-культурный феномен : дис.. канд. культорологии. Кемерово, 2006. 180 с.
Конюхов И.С. Кузнецкая летопись / под ред. Ю.В. Ширина. Новокузнецк : Кузнецкая крепость, 1995. 184 с.
Как нужно обращаться с колоколами // Томские епархиальные ведомости. 1883. № 16. 15 авг. С. 485-488.
Скрябина Л.А., Мархель А.С. Научный отчет экспедиции этнографического отдела музея-заповедника «Томская писаница» за 1992 год // Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2016. № 3 (3). С. 49-70.
Скрябина Л.А., Иванова С.В., Мархель А.С. Научный отчет экспедиции этнографического отдела музея-заповедника «Томская писаница» за 1989 год // Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2015. № 1. С. 5-29.
Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. Р-964. Оп. 2. Д. 2.
Горбатов А.В. Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области (1943-1969 гг.) : автореф. дис. канд. ист. наук. Кемерово, 1996. 26 с.
Тосин С.Г. Нетрадиционные приемы колокольного звона в современной православноцерковной практике // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 22. С. 183-187.
Тихонов А. «Звоны в России - это огромный пласт духовной культуры» (интервью с Н.И. Завьяловым) // Сайт Сретенской духовной семинарии. URL: http://sdsmp.ru/news/n2299/? sphrase_id= 44249 (дата обращения: 12.10.2018).
Тайны колокольного звона // Знамёнка : газета Гурьевского района Кемеровской области. URL: http://znamenka-gur.ru/news/17740/ (дата обращения: 12.11.2018).