На основе публикаций последних лет определяется ряд обсуждаемых проблем, связанных с теорией и практикой музейного дела. Предпринята попытка описания делегирования музейному пространству таких характеристик, как метрические и топологические, обосновывается их использование на современном этапе развития музея. Авторы приходят к выводу, что в аксиологическом аспекте топология музейного пространства репрезентирует фундаментальные свойства, а метрика - прикладной характер науки музеологии.
Axiological aspect of topology and metrics Museum Area.pdf Феномен музея - связующее звено между прошлым и настоящим, в котором прошлое представлено в интерпретации современного состояния науки в целом, социальной практики, в характере уровня развития человека, его интеллекта и чувственно-эмоциональной сферы. Изучением этого феномена занимается музеология в аспекте рассмотрения совокупности объективных закономерностей, выражающихся через процесс накопления и сохранения знания о мире, человеке, обществе, культуре, передачи этих знаний, традиций, представлений, эмоций посредством музейных предметов и процессов, представляющих формирование, функционирование музея на конкретном историческом этапе. Приведенная трактовка предмета музеологии эксплицирует фундаментальную ценность знаний о прошлом, при этом являясь традиционной в рамках либо институционального, либо «музейно-предметного», либо комплексного подходов. С другой стороны, она указывает на динамику музейных процессов, на специфику музея на современном этапе. Не претендуя на исчерпывающую полноту изложенной интерпретации предмета музеологии и не вступая тем самым в дискуссию с учеными - представителями вышеприведенных подходов, сразу подчеркнем, что наша задача заключается не в формировании новой концепции в музеологии, а лишь в необходимости обратить внимание на особенности музеологии в ее развитии на современном этапе. В настоящее время в процессе функционирования музеологии и, как следствие, в системе подготовки музейных кадров выделяется ряд проблем. Весьма обстоятельно, достаточно репрезентативно и в то же время лаконично они обсуждаются учеными на различных форумах, в научных, практических и методических изданиях. Здесь мы говорим о работах ведущих ученых-музеологов: Е.Н. Мастеницы [1], О.С. Сапанжи [2, 3], А.А. Сундиевой [4], Э.И. Черняка [5]. Особо следует отметить публикацию, представленную на страницах издания «Вопросы философии» [6]. Основная тема этой дискуссии - обсуждение формирования и актуальности культурного запроса совре- 266 Д.Д. Родионова, П.И. Балабанов менного человека на осмысление его социально-исторического опыта в аспекте изменения психологии, специфики мышления, обыденного языка, повседневных практик и особенностей поведения. В рамках этой дискуссии учеными, вузовскими преподавателями, музейными практиками был сформулирован и обсужден ряд важнейших проблем, стоящих перед современным музеем, а также предложены идеи, реализация которых позволила бы продвинуться вперед в ответе на назревшие вопросы. Достаточно репрезентативно представленные проблемы обладают как общими - философскими, культурологическими, историческими, психологическими - характеристиками, так и сугубо специализированными, в которых отражены методические, дидактические, практические вопросы существования и развития музея, а также особенности подготовки кадров для данного учреждения культуры [7]. Анализируя публикации последних лет по данной теме, можно выделить следующий ряд обсуждаемых проблем. К первому ряду относятся проблемы особенностей современной культурной ситуации, основания которой находятся в современной культуре, из них вытекает проблема воссоздания, восстановления утрачивающегося культурного смысла. Уровень общих проблем, их осмысление и разработка - это прерогатива исследования целой группы наук, так или иначе связанных с музейным делом, он представляется как объект приложения фундаментальных знаний. То есть на этом уровне осмысление феномена музея приобретает междисциплинарный характер, что присуще многим современным наукам, в том числе и музеологии с учетом ее фундаментальности. Второй уровень проблем - частный, конкретный - предполагает наличие совокупности задач научного исследования музейного дела, решение которых выступает в качестве основы организации или координации при применении методов, методик, знаний по истории, педагогике, психологии, информатике, экономике в музейной практике. Такой уровень осмысления фактически подтверждает, что музеология имеет характер прикладной науки. В рамках музеологии в содержательном аспекте осмысляются доминанты, выражающие значимость музейного дела, музея в культуре общества, т.е. аксиосферу музея, формирующие ценностные ориентиры. Если первые в большей степени обладают объективностью, то вторые - презентируют субъективные ценности как элемент внутренней структуры личности, регуляторы мотивационной ее сферы. Иными словами, ценности формируются в сфере музеологии, но обнаруживаются и функционируют прежде всего в музейной практике. Решения многих проблем из приведенных выше могут быть получены в удовлетворительные сроки, если будет найдена некая идея, развертывание содержания которой может быть условием и фактором получения искомого результата. На наш взгляд, такая, несомненно дискуссионная, идея была высказана на указанном «круглом столе» [Там же], но должного внимания для своего развития не получила. Это идея музейного пространства. Идея музейного пространства в музеологии приобретает статус научного принципа, интерпретация которого в реакции В.Н. Демина выглядит следующим образом. «Принцип - особая форма познания, обеспечивающая корректировку, упорядочение или синтез знания в процессе осмысления и преобразования действительности по его реализации» [8. C. 48] Аксиологический аспект топологии и метрики музейного пространства 267 Вместе с тем, с точки зрения современной философии «пространство есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах» [9. С. 541]. В понимании пространства выделяют его метрические свойства, т.е. связанные с измерением: длину, ширину, высоту, объем и площадь, угол и др., и томологические: связанность, симметрия, трехмерность, ограниченность объектов или их «соприкосновение» и др. Понятно, что механический перенос понятий из одной науки в другую малопродуктивен и неоднозначен. В нашем случае в музеологии это понятие выступает в качестве принципа, т.е. как исходная руководящая идея. Музейному пространству в аспекте музеологии по аналогии с его интерпретацией в философии и науке можно делегировать такие характеристики, как метрические и топологические. К топологическим характеристикам относятся «соприкосновение» и «ограничение» объектов, порядок их расположения, интерпретация границы пространства, его дискретность и непрерывность, число измерений, симметрия и др. Топологические свойства пространства являются его качественными характеристиками. Они первичны и определяются по отношению к метрическим - количественным: по расстоянию между местами, протяженности объектов, их форме и др. В данной статье не ставится вопрос из сферы философии и естествознания. В нашем случае представление о пространстве выступает в качестве методологического средства исследования. В музеологии такие свойства предстают как принцип, что уже было декларировано выше результатом применения процедуры аналогии, т.е. акцентирование внимания на сходстве предметов и процессов в каких-либо свойствах реального пространства и музейного. Аналогия правдоподобна, ее подтверждение музейной практикой дает опыт, который пополняет совокупность знаний в корпусе музеологии. Топологическим свойством музейного пространства как аналогии реального является его многомерность - аналог трехмерности. Многомерность музейного пространства включает в себя следующие аспекты: философский (мировоззренческий), социальный (социологический), социокультурный (аспект преемственности), семантико-символический, исторический и др. Остановимся на следующих аспектах: - философский - формирование мировоззрения; связь пространства и времени, как актуальная, так и культурно-историческая; вневременной диалог исторических субъектов и т.д.; - гносеологический - хранение и трансляция знаний; - аксиологический - осмысление и учет ценностных оснований культуры прошлого и настоящего; ценностная позиция посетителя; экспозиционная ценность; - культурологический - рефлексия культурного смысла, уровень образованности (школьное, среднее специальное, высшее образование и т.д.), уровень воспитанности (культурный, социальный, профессиональный и т.д.); - художественный: музейное пространство здесь - это пространство воображения, символов, драматургии и т.п.; - наконец, психологический - восприятие музейного предмета, которое репрезентирует себя через ощущения и восприятия: тактильные, визуальные 26g Д.Д. Родионова, П.И. Балабанов и др., обозначающие объектность музейного пространства; постановка вопроса о психологических границах интерпретации музейного пространства через фиксацию как интеллектуального опыта, так и актуального и перформативного (опыта прошлого), а также опыта сакрального («священного») и символического. Музейное пространство, таким образом, многомерно (многоаспектно) в отличие от физического - трехмерного. Помимо указанных измерений (аспектов), в музейном пространстве можно указать на другие, например на семантический аспект. Но проблематика измерений музейного пространства вполне самостоятельна, точно так же как и другие топологические свойства музейного пространства, например протяженность, расположенность музейных предметов, их структурность, с которыми, в свою очередь, тесно связаны метрические. Метрическими характеристиками музейного пространства, на наш взгляд, являются: - существование музейного предмета, его место в упорядоченной совокупности других музейных предметов: онтологический аспект; - хранение и передача образа прошлого как признание и передача социальной памяти: информационно-мемориальный аспект; - плюрализм в создании разработанных типов музея, как классических, так и неклассических: институциональный аспект; - целостность музейного пространства, его семантическое содержание как основа образовательного пространства для музейной педагогики: педагогический аспект; - субъективность музея, т.е. его зависимость как от общества и государства, так и от деятельности его администрации, сотрудников, а также экспертов и консультантов: социологический аспект; - экспозиционная подлинность, ценностная интерпретация музейных вещей, критерии ее аксиологического выражения в экспозициях: ценностный аспект. Выявленные аспекты музейного пространства - топологические и метрические - на основе метода аналогии в то же время свидетельствуют о неразрывности топологических и метрических свойств музейного пространства и их единстве. Но это не единство двух равных величин. В нем первичная роль принадлежит топологии, так как топология фиксирует качественные и определяющие свойства, а метрика имеет феноменологический характер, что позволяет воспринять, описать, интерпретировать характер музейного пространства. С точки зрения аксиологии топология музейного пространства репрезентирует фундаментальные свойства, а метрика - его прикладной характер. В этом плане следует заметить, что указанная постановка вопроса характерна науке «обслуживающей» музейное дело, она декларирует, что такой фундаментальной наукой является музеология, а прикладной - музееведение, и это возвращает нас к дискуссии о терминах музееведение / музео-логия, происходившей во второй половине XX - начале XXI в. [10. С. 201]. В отношении топологии музейного пространства (как фундаментального) можно сказать, что в результате анализа проблемы определяются следующие выводы: во-первых, фундаментальное (исследования, знания, открытия, ценности) отражает естественные процессы, структуры, предметы Аксиологический аспект топологии и метрики музейного пространства 269 (неорганическая, органическая, социальная природа, человеческие цели, ценности гуманитарной культуры в их объективной обусловленности); во-вторых, фундаментальное имеет объективно-независимый характер; в-третьих, из фундаментального по возможности должны быть элиминированы законы целесообразной деятельности потому, что нельзя предположить наличие в природе единой, конечной, всеобъемлющей цели. Метрика музейного пространства (как прикладное) отражает, во-первых, искусственное как результат деятельности людей: не обязательно позитивный, но и негативный, деструктивный; во-вторых, по возможности должны быть объективированы результаты познания, несмотря на их в целом субъективный характер; в-третьих, такое пространство должно включать человеческие цели, ценности; в-четвертых, оно должно быть организовано удобным и практичным образом для использования. Разведение подобным образом фундаментального и прикладного в науке, естественно, относится и к музейному делу: музеология - фундаментальная наука, обслуживающая топологию музейного пространства, а музееведение -прикладная наука, репрезентирующая метрику музейного пространства, музейного дела. Предложенная интерпретация музейного дела и музеологии, предъявляет свои требования как к объекту музейной деятельности, так и к субъекту музейной деятельности. Естественно, это накладывает свой отпечаток на подготовку музейных специалистов, в которой гармонично должны сочетаться фундаментальные и прикладные науки, подтопология и метрика музейного пространства, ценности (объективные) и ценностные ориентации (субъективные). На сегодняшний день в России сложились научные школы, которые определяют фарватер подготовки музейных кадров, необходимых для современной науки и востребованных на рынке труда. Условно их можно разделить на две категории: теоретические и прикладные. К первой категории относятся вузы, которые теперь принято называть «классическим университетами»: Научно-исследовательский Томский государственный университет, Российский государственный гуманитарный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена и др. Теоретическая музеология тесно связана с именами таких ученых, как Э.И. Черняк, А.А. Сундиева, О.С. Сапанжа. В то же время активно развиваются научные школы в рамках прикладной категории на базе институтов культуры Санкт-Петербурга, Кемерова, Улан-Удэ, Барнаула и т.д., а работы Е.Н. Мастеницы, Л.М. Шляхтиной, Т.И. Кимеевой, О.Э. Мишаковой, Е.А. Поляковой ложатся в основу прикладных музейных проектов. Современная парадигма высшего образования позволяет создавать интегративные основные профессиональные образовательные программы. В этом плане можно предложить следующую модель подготовки музеолога, которая включает в себя: цели деятельности музеолога; трудовые функции, в том числе в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами; индивидуальные качества, сформированные как профессионально важные; нормативные условия профессиональной деятельности; навыки принятия решений, связанных с музейной деятельностью; навыки работы с информацией, обеспечивающей успешность деятельности в соответствии с основны- 270 Д.Д. Родионова, П.И. Балабанов ми направлениями музейной работы. Эта модель может реализовываться в рамках сотрудничества «классических университетов» и институтов культуры», особенно на уровне магистратуры при создании совместных интегративных программ. Все это в совокупности позволяет получить востребованного музейного специалиста со сформированными универсальными, общекультурными и профессиональными, а также современными цифровыми компетенциями, готового к самосовершенствованию, саморазвитию и к работе в музее, который сохраняет, презентует и транслирует из прошлого в будущее главные ценности и достижения, соответствующие аксиологическим представлениям своего времени.
Мастеница Е.Н. Музеология в пространстве междисциплинарного взаимодействия // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. № 1. С. 155158.
Сапанжа О.С. Российская музеология в XXI в.: к вопросу о структуре и направлениях научных исследований // Общество: философия, история, культура. 2020. № 1 (69). С. 80-86.
Сапанжа О.С. Евразийский концепт и музейная парадигма в дискурсе наследия // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. 2018. № 1 (2). С. 88-91.
Сундиева А.А История музееведчевской мысли в профессиональной подготовке музеологов // Жизнь Земли. 2020. Т. 42, № 1. С. 67-71.
Черняк Э.И., Дмитриенко Н.М., Караченцев И.С. Музей - ключевое понятие музееведения // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 37. С. 189-202.
Вопросы философии. URL: http://vphil.ru/ (дата обращения: 10.11.2019).
Антропология музея: концептплатформа идей, исторического диалога и сохранения ценностных констант // Вопросы философии. 2019. № 5. С. 5-26 (дата обращения: 10.11.2019).
Демин В.Н. Принципы материалистической диалектики в научном познании. М. : Из-во МГУ, 1979. 184 с.
Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеев, Е.М. Ковалев, В.Г. Панов. М. : Энциклопедия, 1983. 840 с.
Сапанжа О.С. Историография музеологии, музееведения, музеографии: к вопросу о разделении понятий // Вопросы музеологии. 2013. № 2 (8). С. 197-205.