Детские библиотеки в социокультурном пространстве Томска 19601970-х гг.
Статья посвящена изучению деятельности детских библиотек в Томске в 1960- 1970-е гг. Рассматриваются история их создания, тематическая направленность фондов, роль библиотек в организации образовательной, культурной, политико-идеологической составляющих повседневности юных томичей. Особое внимание уделено двум наиболее крупным библиотекам Томска того времени: детской городской библиотеке № 1 и детской библиотеке № 2 им. С.Я. Маршака.
Children's libraries: the case of Tomsk, 1960-1970.pdf «Как пройти в библиотеку?» - крылатая фраза, произнесенная героем знаменитой советской комедии «Операция Ы и другие приключения Шурика», кажется ему простым и естественным вопросом даже в три часа ночи при попытке ограбления магазина. Казалось бы, шуточный эпизод, но в нем отображается такой важный момент о роли библиотек в жизни советского человека, как широкая их востребованность у представителей разных социальных и возрастных групп. Также в разные исторические периоды библиотека - это важнейший социальный и культурный институт, роль и функции которого меняются в процессе развития любого общества. Вокруг данной проблематики формируется свое исследовательское поле, диапазон тем разнообразен: от роли библиотек в социокультурном пространстве современных городов до принципов формирования фондов в прошлом, образовательной и просветительской составляющей их работы, трансформации функций библиотек в их историческом развитии [1-6]. Важно также отметить исследовательскую школу, складывающуюся в Томске и представленную такими авторами, как К.А. Кузоро [7, 8], А.А. Ляпкова [9, 10], Е.А. Масяйкина [11, 12], А.И. Дягтерева [13, 14]. Тематический спектр поднимаемых ими вопросов очень широк: от истории создания библиотек в дореволюционном городе до современного состояния и возможностей библиотечно-информационной системы в Томске и области. Предметом нашего исследования является история создания и развития детских библиотек в Томске в 1960-1970-е гг. Интерес к данному историческому отрезку связан как с общеполитической ситуацией в стране, так и с решениями, направленными именно на развитие библиотечного дела. Выбор нижней границы обусловлен несколькими обстоятельствами. В 1960-е гг. происходит постепенная либерализация повседневной жизни советского человека от принятых ранее форм сталинизма, это время практически постоянных изменений в экономической, социальной и культурной сферах жизни общества. Так, в конце 1959 г. выходит постановление ЦК КПСС «О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране», оказавшее колоссальное влияние на его дальнейшее развитие. Постановление призывало не только увеличивать количество библиотек по всей стране, в нем были даны рекомендации для сотрудников: теснее связывать свою деятельность с практическими задачами, вести работу по освещению практик коммунистического строительства, достижений СССР в науке и технике, повышать уровень политико-идеологической грамотности населения. Сотрудники библиотек должны были оказывать помощь и консультации читателям, учитывая их возрастные особенности, а также профессиональные и личные интересы [15. Л. 3]. Верхней границей исследования обозначены 1970-е гг. В «Положении о централизации государственных массовых библиотек» от 3 февраля 1975 г. [16] были сформулированы основные принципы создания единой Центральной Библиотечной Системы. В городах, где проживают до 1 млн человек, такие системы должны были объединить все городские библиотеки, в том числе и детские. Таким образом, детские библиотеки в Томске практически перестали существовать как самостоятельный феномен, став лишь частью общей библиотечной системы города. Во время исследования были поставлены следующие вопросы: Какую роль выполняли детские библиотеки? Какую культурно-массовую деятельность они вели? Издания какой тематики входили в их фонды? Основными источниками, по которым будет воссоздана деятельность детских библиотек Томска в 1960-е-1970-е гг., стали материалы, собранные в Государственном архиве Томской области (ГАТО) в фондах 1653 («Отдел культуры Томского горисполкома») и 1821 («Департамент по культуре Томской области»), - статистические отчеты библиотек, планы проводимых мероприятий, методические материалы. Важным источником для написания статьи послужили газеты локального значения «Молодой ленинец» и «Красное знамя», освещавшие на своих страницах широкий круг тем, связанных с детьми, в том числе и о работе детских библиотек. Обе газеты существовали под покровительством Томского обкома КПСС и Томского облисполкома. Детские библиотеки в СССР - проект масштабный и значимый как с точки зрения своих непосредственных функций, так и с точки зрения роли, которой их наделило советское государство. Но, к сожалению, до сих пор они не являлись объектом развернутого историко-культурологического исследо-вания1. Данная статья представляет собой первую попытку такого исследования в региональном поле, не претендуя на полноту описания всей системы детских библиотек на территории СССР. 1 За исключением двух небольших обзорных работ: Исмагилова Р.Н. Из истории централизации детских библиотек в республике Татарстан // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 2. C. 194-198; Михеева Г.В. Детская библиотека во Дворце пионеров -VII отделение Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2016. № 3. С. 34-41. Рассмотрение на примере Томска становления института детских библиотек как особого проекта советской системы исследуется в двух основных контекстах. Первый - библиотека как институт реализации идеи «культурности», которая в советских условиях стала не только своеобразным политическим инструментом, указывающим на особый тип общественных изменений, но и образцом нормализации повседневных практик советских людей, в том числе и детей. Идея «культурности» впервые была сформулирована еще в 1920-е гг. Советскому человеку предстояло развивать культуру в работе, в семейной жизни, в быту. При этом, как отмечает исследователь В. Волков, «культурность» никогда не была четко сформулированным понятием, ни один руководитель партии или правительства не давал установок, как стать культурным человеком. Конкретные случаи употребления этого понятия, разбросанные по страницам газет и журналов того времени, не имеют единого и неизменного смыслового канона. Сам Волков определяет «культурность» как практику освоения навыков культурности повседневным «мягким» инструментом дисциплинирования новых горожан и связывает ее с высокими стандартами индивидуального потребления [17. С. 209]. Посещения выставок, театров, библиотек становятся обязательным атрибутом воплощения «идеи культурности» в повседневных практиках советских людей. Второй контекст - библиотека как образовательный проект, предполагающий связь между транслированием общеобразовательных знаний и советской идеологией, согласно которой подрастающему поколению предстояло жить в обществе будущего. За советские годы изменилось множество партийных установок, в целости оставалась лишь одна святыня - формирование нового типа человека [18. C. 220]. Конструирование основ «нового духовного мира» требовало более тонких методов, чем создание политико-идеологических представлений. Поэтому мероприятия, которые проводились партийными инстанциями, оказывались недостаточно эффективными в силу их прямолинейности и откровенной скучности. Более гибкую и инвариантную систему предложили культурно-просветительные учреждения [19. C. 199]. В связи с этим детские библиотеки в СССР можно считать не только своеобразным воплощением идеи «культурности», но и местом работы с детьми по формированию коммунистического мировоззрения, располагающим особыми ресурсами. Здесь имели возможность получать знания, на территории библиотек проводились мероприятия, направленные на развитие творческих способностей, патриотического сознания, эстетического воспитания и др. Детские библиотеки стали примером удачного сочетания образовательной, культурно-просветительской и политико-идеологической работы. В Томской области библиотекам всегда уделялось особое внимание, подтверждением чему служит справка о развитии библиотечного дела в 19451964 гг., подготовленная директором областной библиотеки им. А.С. Пушкина Н. Григоричем, в которой указывалось, что ярким показателем подъема культуры, характеризующим значительное повышение политического, общеобразовательного и научно-технического уровня рабочих, колхозников и интеллигенции, является быстрое развитие библиотечного дела. Если в 1945 г. на территории области было 135 массовых библиотек, то в 1964 г. жителей области обслуживало уже 495 библиотек [20. Л. 2]. По данным отчета о массовых библиотеках Томска [21. Л. 75], на 1 января 1961 г. всего в городе было 59 массовых библиотек, но не было ни одной самостоятельной детской библиотеки. Первые упоминания о деятельности в Томске городских детских библиотек № 1 и 2 удалось обнаружить на страницах местных газет в феврале 1961 г. [22]. Согласно статистическим отчетам библиотек, в 1960-1970-е гг. в городе функционировало 4 детские библиотеки, основные - детская городская библиотека № 1 (пр. Ленина, 167), детская библиотека № 2 им. С.Я. Маршака (ул. Никитина, 17а), и две небольшие: библиотеки № 3 (ул. Мичурина, 81) и № 6 (ул. Колхозная, 9). Политика всеобщей «библиотекизации» и усиление роли библиотек в образовательных практиках среди населения приводят к положительной динамике заинтересованности юных томичей в деятельности библиотек (фото 1), количество читателей растет каждый год. Растет и количество посещений (табл. 1, 2). Особенно показателен пример детской библиотеки № 6, увеличившей за 8 лет количество читателей и посещений почти в 20 раз (с 74 до 1 364 читателей). Фото 1. Выдача книг юным читателям в Детской библиотеке № 1. Источник: «Молодой ленинец», 7 апр.1961 г. Photo 1. Children's Library No. 1, book delivery. Source: “Molodoy Leninist”, 7 April 1961. Таблица 1. Численное распределение читателей* [14] Table 1. Readers distribution Библиотека 1966 г. 1969 г. 1974 г. 1975 г. Детская библиотека № 1 - 3 155 3 311 - Детская библиотека № 2 2 846 3 088 3 259 3 302 Детская библиотека № 3 - - 1 240 - Детская библиотека № 6 74 931 1 364 - Примечание. В таблице представлены числовые данные, имеющиеся в архиве, данные по остальным годам не сохранились. Тем не менее они позволяют говорить о положительной динамике заинтересованности юных томичей в деятельности библиотек, о количественном росте читателей и посещений детских библиотек, что также продемонстрировано в табл. 2. Таблица 2. Число посещений за год Table 2. Number of visits by year Детская библиотека 1966 г. 1969 г. 1974 г. 1975 г. Детская библиотека № 1 - 28 247 33 738 - Детская библиотека № 2 26 072 28 311 - 26 030 Детская библиотека № 3 - - 12 749 - Детская библиотека № 6 195 8 071 12 368 - Исследуя практики «окультуривания» советских людей, В. Волков отмечает: чтобы стать культурным, человек должен был читать классическую литературу, современную прозу, газеты, произведения классиков марксизма-ленинизма [17. С. 210]. Применительно к детским библиотекам подобные практики выразились в подборке фондов, которые были достаточно разнообразными, включали не только книги, но и периодические издания. С точки зрения тематики большую часть составляла художественная и общественнополитическая литература (табл. 3). Таблица 3. Тематическое распределение фондов Table 3. Library's collections Тематика фондов Детская библиотека № 1 № 2 № 6 1966 г. 1974 г. 1966 г. 1974 г. 1966 г. 1974 г. Общественно-политическая литература 13 072 14 068 7 696 9 701 205 3 440 Естествознание, математика, медицина 4 317 4 552 3 201 4 374 54 1 431 Техника 3 090 3 409 3 980 3 414 34 970 Сельское хозяйство 880 772 1 682 762 9 214 Искусство и спорт 4 030 3 310 4 772 3 666 123 1 613 Художественная литература 37 969 48 136 35 144 40 330 1 835 28 519 Приведем еще один показательный пример «окультуривания» читателей детских библиотек, описанный на основании просмотра библиотечных формуляров преподавателем Томского педагогического университета Ю. Кузьминой в 1965 г.: «В этих листочках бумаги отображаются интересы наших детей. Они разнообразны: космос, тайны и богатства земли, жизни животных, военные и трудовые подвиги советских людей. Радостно, что ребята стараются как можно больше узнать о В.И. Ленине, Великой Октябрьской социалистической революции. Эти книги не застаиваются на полках. То же с книгами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова» [23]. Рассматривая детские библиотеки как некий образовательный проект, выступающий транслятором идеологически правильных установок, стоит обратиться к методам и формам работы с детьми в библиотеках города. Наиболее активной в этом плане была библиотека им. С.Я. Маршака (№ 2), получившая свое название в 1964 г., после смерти писателя. Ее деятельность широко освещалась в газетах, рассказывалось о проводимых мероприятиях, о том, как поддерживается связь с семьей Маршака. «Из Томска ушло письмо в Москву. Работники детской библиотеки решили установить связь с семьей Самуила Яковлевича. Пришли ответы от сестры писателя, затем от сына. Иммануил Самуилович прислал в Томск книги отца, изданные за рубежом, редкие фотоснимки. Творчество С.Я. Маршака, его книги стали еще ближе ребятам, они стали чаще читать его книги, еще больше полюбили этого замечательного писателя, его героев» [24]. Традиционным стало проведение утренника «Наш С.Я. Маршак» (фото 2) [25]. В 1966 г. во время его проведения заведующая библиотекой Е. Я. Панова рассказала о своей поездке в Москву, о посещении квартиры покойного писателя, о встрече с его сыном. Затем ребята послушали запись голоса С.Я. Маршака, потом сами читали его стихи. Утренник закончился викториной по стихам любимого писателя [26]. Фото 2. «Маршаковский утренник» в библиотеке № 2. Источник: «Красное знамя», 11 нояб., 1966 г. Photo 2. Children's matinee in Marshak library. Source: “Krasnoe znamay”, 11 November 1966 Библиотеки принимали активное участие в организации досуга школьников во время каникул 1966-1969 гг. Отмечалось разнообразие форм работы с детьми - тематические викторины («Что мы знаем о Ленине»), детские утренники («Зимушка Зима», «Весна идет, весне дорогу», «В гостях у Айболита»), обсуждение книг («Соратники Ильича», «Юность Кости Вострецова», «Юность Ленина») [27]. При каждой библиотеке были организованы «Клубы юных читателей» для учеников младших и средних классов, что позволяло привлекать в библиотеку ярких, творческих и талантливых ребят. Школьники не только обсуждали прочитанные книги. Организовывались вечера поэзии, где юные томичи читали стихи известных поэтов, делились стихами собственного сочинения, тематика которых, как правило, отличалась идеологически выдержанным содержанием: о Родине, о Томске, о партии и Ленине. Среди мероприятий клуба были встречи с интересными людьми города: писателями, художниками, ветеранами. Члены клуба под руководством опытных наставников-библиотекарей собирали интересные материалы для проведения тематических вечеров, например о легендах Томска, о войне, о пионерах-героях. Проводились карнавалы героев книг, школьникам предлагалось придумать костюм литературного героя и прийти в нем на вечер, посвященный какому-то произведению. В 1964 г. один из таких карнавалов был посвящен героям русских народных сказок [28]. Еще одна форма работы, в которой участвовали детские библиотеки, -проведение диспутов, целевой аудиторией которых, как правило, были старшеклассники. Диспут - это диалоговый метод обсуждения какой-либо проблемы или утверждения. Поднимались, например, такие вопросы: Все ли люди будут счастливы при коммунизме? Все ли при коммунизме будут коммунистами? Кем быть в обществе будущего? Как стать настоящим коммунистом? [29]. Как привило, диспуты носили свободный характер и к обсуждению предлагались темы, действительно волнующие подрастающее поколение. Общая цель диспутов заключалась не только в удовлетворении познавательных потребностей молодежи, но и в формировании у них коммунистического мировоззрения. Библиотеки очень живо реагировали на актуальную повестку дня, что находило отображение в подготовке выставок с подборкой специализированных книг. Так, в годовщину полета в космос Юрия Гагарина в детской библиотеке № 1 был оформлен стенд «Первый космонавт - наш советский человек», также выставки появлялись и в декады проведения образования СССР, в Дни Победы. 27g А.И. Ермолова Практика «культурности» совмещала общественное и личное: источником и средством приобретения «культурности» были как «забота общественности», так и «работа над собой» [17. С. 114]. Воплощением этой «заботы», а также живым примером культурного человека были сотрудники библиотек, точнее сотрудницы. Согласно статистическим отчетам и некоторым анкетным данным, это были образованные женщины, ведущие правильный образ жизни, всегда опрятно и строго одетые, аккуратно причесанные. Такой образ удалось восстановить благодаря найденным визуальным материалам. Кроме того, элемент общественной заботы проявлялся и в том, что на сотрудников детских библиотек в советское время возлагалась особая роль по воспитанию подрастающего поколения, о чем свидетельствует перечень социалистических обязательств детских библиотек в г. Томске. В нем перечислено несколько ключевых моментов: направить деятельность библиотек на широкую пропаганду политики партии и советского правительства, воспитать в детях чувство глубокой любви к Родине, Коммунистической партии и Советскому государству, используя самые эффективные формы, пропагандировать литературу о Ленине и его соратниках-коммунистах, прививать детям коммунистическое отношение к труду и общественным обязанностям [30. Л. 153]. На пленумах, организованных Томским горкомом КПСС, в том числе поднимались вопросы и о роли библиотек в идейно-воспитательной работе с молодежью [31]. 19 марта 1969 г. проходила областная научно-практическая конференция работников детских библиотек. Основной вопрос: «Как воспитать в детях патриотизм и идейную убежденность на примерах художественной литературы» [32]. А вот что пишет о работе детских библиотекарей в Томске журналист «Молодого ленинца» В. Щукин: «Библиотекарь - это не только технический работник, но воспитатель, чуткий педагог и старший товарищ ребят. Много сил и творчества вкладывают они в свою работу» [33]. Рассмотрение деятельности детских библиотек г. Томска в 1960-1970-е гг. сквозь оптику идеи «культурности» и «идеологической» составляющей в их работе позволяет сделать вывод о том, что детские библиотеки стали не только институциональным воплощением идеи «культурности», но и своего рода компромиссной площадкой между образовательной составляющей и транслированием идеологически правильных установок детям. Если обратим внимание на мероприятия, проводимые в библиотеках, то увидим обязательное присутствие тем, связанных с Лениным, коммунизмом, деятельностью КПСС. При этом сотрудники детских библиотек Томска, несмотря на обязательное присутствие идеологическо-политической составляющей в проводимых ими мероприятиях, сумели найти живые формы и способы работы с детьми. Культурно-просветительскую деятельность среди детей можно охарактеризовать как нестандартную и гибкую. Все эти факторы свидетельствуют не только о важности присутствия детских библиотек в повседневности ребенка в советском Томске, а также об их большом вкладе в социально-культурное развитие города в целом.
Ключевые слова
детские библиотеки,
детская повседневность,
ТомскАвторы
Ермолова Александра Ивановна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | аспирант кафедры антропологии и этнологии Факультета исторических и политических наук | mery-05@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Клюяшкина И.Н. Функции областных библиотек: специфика реализации в современных условиях : дис.. канд. пед. наук. Самара, 2012. 200 с.
Клюяшкина И.Н., Сусленков А.П. Роль областных универсальных научных библиотек в сохранении культурного наследия: исторический аспект // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17, № 1. С. 986-988.
Столяров Ю.Н. Библиотекари-практики об идее трансформации библиотек // Научные и технические библиотеки. 2019. № 3. С. 45-62.
Столяров Ю.Н. Воинские библиотеки - предмет особенного библиотековедения // Вестник культуры и искусств. 2017. № 1 (49). С. 12-23.
Морковина А.Ю. Гражданско-патриотическое направление как составляющая часть духовно-нравственной воспитательной работы в детско-юношеской библиотеке // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, № 3. С. 105-109.
Морковина А.Ю. Детско-юношеская библиотека в системе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Саратов : Парадигма, 2017. 206 с.
Кузоро К.А. Православные библиотеки в культурном и образовательном пространстве Томска (вторая половина XIX - начало XXI в.) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2011. № 3. С. 80-87.
Кузоро К.А. Событийный менеджмент в работе муниципальных сельских библиотек (на примере Томской области) // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398. С. 64-69.
Ляпкова А.А. Библиотеки и семья: практика работы библиотек районов Томской области // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 4(24). С. 240-247.
Ляпкова А.А. Сайты центральных библиотек и библиотечных систем районов (на примере районов Томской области) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2014. № 1 (13). С. 81-88.
Масяйкина Е.А. Сельские муниципальные библиотеки Томской области как информационный ресурс общеобразовательной школы // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398. С. 70-75.
Масяйкина Е.А. Библиотека и музей: краеведческая деятельность Центральной библиотеки Тегульдетского района Томской области // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2014. № 1 (13). С. 94-98.
Дегтярева А.И. Приобщение к чтению в сельских библиотеках (из опыта работы библиотек Томского района Томской области) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 3 (19). С. 82-87.
Дегтярёва А.И. Социальная деятельность сельских библиотек Томского района Томской области (2000-e гг.) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 4 (24). С. 194-204.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-1653. Оп. 1. Д. 151. Статистические отчеты библиотек за 1964 год. Л. 1-30.
Положение о централизации государственных массовых библиотек (утв. Министерством культуры СССР 03.02.1975). URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_8496.htm (дата обращения: 17.12.2019).
Волков В.В. Концепция культурности, 1935-1938 годы: Советская цивилизация и повседневность сталинского времени // Социологический журнал. 1996. № 1/2. С. 194-213.
Чернявская Ю.В. Советское как детское: опыт двора // Логос. 2017. № 5. С. 219-240.
Ярмолич Ф.К. «Новый человек» в советском Ленинграде в 1950-е - первой половине 1960-х гг. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 2 (115). С. 199-203.
ГАТО. Ф. Р-1667. Оп. 1. Д. 54. Статистические отчеты клубов и библиотек на 1.01.1961 года. Л. 1-20.
ГАТО. Ф. Р-1653. Оп. 1. Д. 188, 252, 322. Статистические отчеты библиотек за 1966, 1969, 1974, 1975 годы. Л. 14-17; 330-379.
Книжкины именины // Молодой ленинец. 1961. № 14. 1 фев. С. 3.
Что читают наши дети // Красное знамя. 1965. № 29. 5 фев. С. 3.
Друзья юных читателей // Красное знамя. 1970. № 181. 6 авг. С. 4.
Пора счастливых встреч // Молодой ленинец. 1966. № 37. 30 марта. С. 3.
Утренник Маршака в библиотеке № 2 // Красное знамя. 1966. № 266. 17 нояб. С. 4.
План зимних каникул школьников Томска // Красное знамя. 1969. № 301. 27 дек. С. 4.
Юные книголюбы // Красное знамя. 1964. № 10. 12 янв. С. 4.
У нас проходит диспут // Молодой ленинец. 1964. № 145. 4 дек. С. 3.
ГАТО. Ф. Р-1821. Оп. 1. Д. 11 Документы о работе централизованной библиотечной системы (штатные расписания, планы, социалистические обязательства, справки, переписка). Л. 140-178.
Равняя шаг со временем // Молодой ленинец. 1963. № 19. 13 фев. С. 2.
Юным о юных героях // Молодой ленинец. 1969. № 34. 19 марта. С. 2.
Добрый голос // Молодой ленинец. 1964. № 101. 19 авг. С. 2.