Предметом изучения являются учебные книги и издания по вопросам реформирования системы образования второй половины XIX в., хранящиеся в библиотеке графа П.А. Валуева. Рассмотрены издания, относящиеся к разработке в 60-х гг. XIX в. новых уставов для учебных заведений России. Проанализированы многочисленные пометы и записи в принадлежавших Валуеву экземплярах, свидетельствующие о работе его как министра внутренних дел над данными документами. Раскрыты особенности отдельных учебников, входящих в эту коллекцию, даны истории издания некоторых из них. Обоснована роль особенностей этой коллекции в культурно-исторической значимости библиотеки П.А. Валуева.
Collection of textbooks and publications on education in Russia in the library of Count P.A. Valuev.pdf Книжное собрание известного государственного деятеля России XIX в. Петра Александровича Валуева (1815-1890) было приобретено Министерством народного просвещения в 1885 г. для строящегося университета в Томске. Данная статья посвящена дальнейшему изучению состава этого книжного собрания, хранящегося в Научной библиотеке ТГУ [1]. Предметом изучения является коллекция учебных книг и изданий по вопросам реформирования системы народного образования в России в 1860-е гг. Основная задача - изучение их в контексте государственной деятельности и личностных особенностей П.А. Валуева. Служебная карьера Валуева, весьма успешно начавшаяся при Николае I, продолжилась в царствование Александра II. Занимая высокие посты, Валуев обладал большим влиянием и играл ведущую роль в правительстве. В 1858 г. его назначают директором II департамента Министерства государственных имуществ, через год - директором III департамента этого же министерства. Таким образом, он управлял двумя департаментами из четырех. В январе 1861 г. Валуева, являвшегося членом Государственного совета, назначают управляющим делами Комитета министров. Вскоре он становится также управляющим Министерством внутренних дел. В период с 1861 по 1868 г. министр Валуев активно участвовал в подготовке и проведении в России двух реформ - крестьянской и земской. После ухода с поста министра внутренних дел он с 1872 по 1879 г. возглавлял Министерство государственных имуществ и по-прежнему находился в центре правительственной политики, принимал активное участие в решении различных вопросов. Однако при Александре III он вынужден был уйти в отставку, оставшись только членом Государственного совета. Незаурядность личности и многогранность государственной деятельности - причины формирования в библиотеке Валуева небольшой коллекции учебников и изданий, касающихся вопросов народного образования в России. Она включает около 40 изданий. При изучении данной коллекции большую помощь оказали записи в дневнике Валуева, сделанные в период с 1861 по 1868 г., когда он руководил Министерством внутренних дел [2]. Некоторые из них касаются вопросов народного образования в России в этот период. Еще накануне крестьянской реформы 1861 г. Министерство народного просвещения (далее - министерство), понимая неудовлетворительное состояние низших и средних учебных заведений, недостатки университетов и необходимость открытия учебных заведений для всех слоев населения, приняло решение о коренном их преобразовании. В 1856 г. начали с пересмотра университетского устава, принятого еще в 1835 г. Сознавая сложность данной проблемы, министерство не спешило с ее решением и действовало очень осторожно. Всем университетам было предложило пересмотреть свои уставы и прислать свои соображения по этому вопросу. Так, например, уже в начале 1858 г. попечителем Петербургского учебного округа Г.А. Щербатовым был составлен проект устава Петербургского университета. По этому поводу А.В. Никитенко, профессор университета, 24 февраля пишет в своем дневнике: «Вчера князь Щербатов читал мне свой устав университета. Сомнительный успех, ибо тут требуются деньги и новые права» [3. C. 13]. В конце 1861 г. решением тогдашнего министра Е.П. Ковалевского была создана особая комиссия под председательством Е.Ф. фон Брадке, куда вошли попечители учебных округов, их помощники и профессора из всех университетов. Комиссии поручили пересмотреть действующие уставы и все положения, относящиеся к университетам, составить общий проект и подготовить объяснения. Созданный этой комиссией проект устава был разослан во все университетские советы и некоторым отдельным лицам. Дальнейшее рассмотрение получаемых замечаний на проект также было поручено комиссии. В дневнике Валуева от 25 декабря 1861 г. есть запись: «Сегодня Головнин назначен управляющим Министерством народного просвещения» [2. Т. 1. С. 135]. А 30 декабря он пишет следующее: «Заезжал к Головину. Вечером он был у меня для сообщения своих вчинаний или начинаний. Умен, вкрадчив, методичен, холоден, эгоистичен, мало приятен» [Там же. С. 137]. Вот так кратко он охарактеризовал нового министра народного просвещения. А.В. Головнин руководил министерством в 1861-1866 гг., и Валуев постоянно общался с ним. В рассматриваемой коллекции представлено три разных издания «Проекта общего устава императорских Российских университетов», напечатанных по распоряжению министерства в 1862 г. [4]. Первый проект, вероятно, изначальный, в нем девять глав, включающих 167 параграфов. Приведем заголовки глав, дающие представление о структуре устава: «Общие положения», «О факультетах», «О совете и правлении», «О лицах, принадлежащих университету», «Об учащихся», «Об ученых степенях», «Почетные университетские звания и ученые общества», «Учебно-вспомогательные учреждения» и «Права и преимущества университетов» [Там же. C. III]. К проекту Коллекция учебников и изданий по вопросам образования в России в библиотеке 2^5 дано два приложения - «Особые установления Дерптского университета» и «Объяснительная записка». Экземпляр Валуева представляет особый интерес, поскольку почти на каждой странице имеются многочисленные карандашные подчеркивания в тексте, некоторые параграфы зачеркнуты, а на полях страниц обширные записи. Так, например, в 100-м параграфе указано: «Прием студентов бывает раз в году», - рядом Валуев пишет: «Время обозначить» [4. С. 14]. В конце 114-го параграфа он подчеркивает слова «утверждаются попечителем», а рядом пишет: «Нет надобности» [4. С. 15] и др. В примечании после заключительного параграфа устава уточняется, кому из учителей искусств должна предоставляться пенсия: в том числе «и учителю гимнастики при Дерптском университете», - рядом Валуев написал: «Отчего одному Дерптскому университету это право предоставляется?» [Там же. С. 22]. В коллекции находится сборник «Журналы заседаний ученого комитета главного правления училищ по проекту Общего устава императорских Российских университетов», раскрывающий работу этого комитета [5]. В сборник включено двенадцать номеров журналов с протоколами 18 заседаний. Первый номер журнала открывается сообщением о «высочайшем повелении»: «Государю Императору угодно, чтобы по получению ожидаемых замечаний на проект университетского устава ученый комитет рассмотрел эти замечания, переделал проект и составил штаты университетов, приглашая в свои заседания и других способных лиц, кроме членов ученого комитете» [Там же. С. 1]. Комитет работал с июня по октябрь 1862 г. под председательством вицедиректора департамента министерства А.С. Воронова. В состав его вошли восемь профессоров Петербургского университета, среди них Н.М. Благовещенский, И.Е. Андреевский, И.И. Ивановский, А.Н. Савич и др. После первого заседания членам комитета были розданы для ознакомления экземпляры 1-й части «Замечаний на проект общего устава университетов», присланные из всех университетов. В тот же год комитет подготовил и издал «Проект общего устава императорских Российских университетов» [6]. На обложке экземпляра, который был передан Валуеву для ознакомления, он подписал: «1-я редакция». В этом проекте также девять глав, включающих уже 170 параграфов. Сами тексты параграфов помещены на четных страницах, и к каждому даны указания на законоположения устава 1835 г. Так, например, в первом параграфе дается определение: «Университет есть учебное и высшее учебное установление, состоящее из факультетов как нераздельных частей одного целого» [Там же. С. 2]. В сноске дано указание: «В отмену ст. 1 и 2 Общего устава Императорских Российских университетов 26 июля 1835 г». К другим параграфам есть такие указания: «В отмену ст. 8. Общ. Уст. 1835», «Новый параграф» и др. На нечетных страницах ко многим параграфам даны подробные объяснения о причинах замены. В конце два приложения - «Проект штатов университетов» и «Объяснительная записка к проекту штатов», а также протокол последних трех заседаний ученого комитета, состоявшихся 22 и 28 ноября и 5 декабря 1862 г., подписанный А.С. Вороновым. В 1862 г. проект издан во второй редакции [7], в нем стало 162 параграфа. Как уже отмечалось, в первом проекте в параграфе 100 о приеме студентов Валуев указал, что надо указать время приема студентов. В уставе 1-й редакции это было учтено: добавлено - «пред начатием учебного курса». Во второй редакции «учебный курс» был заменен на «академический год» [7. С. 100]. Учтены были и некоторые другие замечания Валуева. Вот запись от 7 января 1863 г. в дневнике Валуева: «Вечером за работой. Составлял заметку к проекту университетского устава» [2. Т. 1. С. 200]. Надо отметить, что он довольно тщательно готовился к совещанию в Комитете министров, где должен был представить свои замечания по уставу. Уже 19 января он пишет: «Вечером совещание у гр. Строганова по делу об университетском уставе. Большую часть о мелочах. По главным вопросам мне будет трудно согласиться с прочими. Они в пользу усиления штатов, т.е. мечты, и против системы гонорариев» [Там же. С. 203-204]. Разработанный членами комитета проект лег в основу нового университетского устава, который вышел в 1863 г. Он явился результатом пятилетнего предварительного обсуждения, в котором принимали участие советы всех университетов, особая комиссия из попечителей учебных округов, несколько профессоров и ученый комитет министерства народного просвещения. Устав вернул прежнюю автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г., и восстановил самостоятельность университетов при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов. Как уже отмечалось, в 1856 г. министерство также поручило ученому комитету Главного правления училищ пересмотреть устав гимназий и училищ, принятый в 1828 г., и подготовить проект нового устава. Только в 1860 г. подготовленный проект под названием «Проект устава низших и средних училищ» был напечатан в журнале министерства с целью вызвать его обсуждение. Тогда же по распоряжению бывшего в то время министром народного просвещения Е.П. Ковалевского проект был разослан во все учебные округа России с предложением обсудить его в педагогических советах и прислать свои замечания. С учетом замечаний, полученных от учебных заведений, проект был переделан в ученом комитете и в 1862 г. издан под названием «Проект устава общеобразовательных учебных заведений» [8]. В библиотеке Валуева сохранился экземпляр этого устава. В нем десять глав, включающих 415 статей. Приведем заголовки глав: «Положения общие», «Народные училища», «Учительские институты», «Прогимназии», «Гимназии», «Учреждения, состоящие при гимназиях и прогимназиях», «Женские училища», «Частные учебные заведения и домашнее обучение», «Губернские училищные советы» и «Права общеобразовательных учебных заведений и лиц, служащих в них, также и занимающихся частным учением» [Там же. C. III-IV]. В конце проекта помещены «Предисловие к объяснительной записке» и «Объяснительная записка к проекту устава». В экземпляре Валуева, особенно на страницах главы «Гимназии», имеются подчеркивания отдельных слов в тексте и краткие записи на полях. Этот изначальный проект был вторично отправлен к попечителям учебных округов для обсуждения. Интерес представляют замечания и предложения, присланные в комитет из учебных округов. Это был очень важный источник для анализа общественных взглядов на проблемы реформирования образования в то время. Все замечания были просмотрены и изданы в 1862 г. в шести томах под заглавием «Замечания на проект устава общеобразовательных учебных заведе- Коллекция учебников и изДаний по вопросам образования в России в библиотеке 287 ний и на проект устава общего плана устройства народных училищ» [9]. В них приведены не только замечания, поступившие от педагогических советов разных учебных заведений, но и мнения отдельных педагогов. От Сибирского учебного округа свои замечания и предложения прислали педагогические советы гимназий из Иркутска, Тобольска и Томска. Кроме того, свои «особые мнения» также представили учителя Томской гимназии -Сергиев, Рудаков и преподаватель рисования П.М. Кошаров. Генерал-губернатор А.О. Дюгамель прислал предложения, представив при этом «Проект положения об управлении гражданскими учебными заведениями в Западной Сибири». Многие предложения и мнения из «Замечаний» составили основу для последующих законодательных документов по вопросам образования. В коллекции имеется сборник «Журналы заседаний ученого комитета главного правления училищ по рассмотрению проектов Устава общеобразовательных учебных заведений и Общего плана устройства народных училищ», изданный в 1863 г. [10]. Ученый комитет работал с 4 декабря 1862 по 8 февраля 1863 г., в его работе приняли участие 26 педагогов из учительских институтов, гимназий и прогимназий, народных и женских училищ. В начале сборника помещено четыре журнала, где представлены протоколы восьми заседаний комитета, а в приложении даны тексты выступлений членов комитета по отдельным разделам. Так, например, педагог О.М. Паульсон докладывал о замечаниях по разделу о цели и предмете учения в народных училищах, Ю.И. Симашко - о времени учения, приеме и выпуске из народных училищ, Д.Д. Семёнов - о воскресных школах и школах грамотности. Завершают сборник «Проект положения о народных училищах» и «Объяснительная записка к проекту положения о народных училищах». Участие Валуева в обсуждении вопросов, относящихся к общеобразовательным учебным заведениям, подтверждается записями в его дневнике. Так, 2 марта 1863 г. он пишет: «Вечером у гр. Строганова по училищному вопросу» [2. Т.1. С. 210]. Запись от 13 марта: «Вечером последнее совещание у гр. Строганова по делу о народных училищах» [Там же. С. 212]. В коллекции сохранился «Устав гимназий и прогимназий», изданный в 1864 г. К нему приложена историческая записка «По поводу устава гимназий и прогимназий». Устав должен был вводиться постепенно с 1865 г. В соответствии с ним гимназии и прогимназии преобразовывались в реальные и классические гимназии. Вскоре вышло и «Положение о народных училищах». Согласно этим документам, которые регламентировали начальное и среднее образование в России, вводилось доступное всесословное образование. Наряду с государственными школами стали создаваться земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы, в которые принимали детей из всех сословий. Как сказано выше, в коллекцию, кроме изданий, относящихся к разработке новых уставов для средних учебных заведений и университетов, входят учебные книги и сочинения, касающиеся общих вопросов образования. В своей работе «Документальные источники по истории издания и распространения русской книги в первой половине XIX в.» Д.И. Раскин отметил, что «дошедшая до нас архивная информация достаточно полно отражает документирование процессов издания и распространения учебной книги в России рассматриваемого периода, поскольку эти процессы связаны с деятельностью государственных учреждений. Гораздо сложнее обстоит дело с учебной книгой, находящейся в частном владении. Здесь, видимо, ничто не заменит традиционных методов книговедческого исследования, прежде всего -анализа данных о личных библиотеках» [11. С. 174]. Это в равной степени относится и к учебным книгам второй половины XIX в. Специфика учебных книг такова, что при частом использовании книги ветшают, а владельцы становятся взрослыми и не считают нужным хранить их в своих личных библиотеках. Рассмотрим некоторые отдельные учебники и учебные пособия, сохранившиеся в библиотеке Валуева. Учебные книги, издававшиеся в России в XIX в., сначала поступали на просмотр в цензурные комитеты, а затем рассматривались в ученом комитете, созданном при Министерстве народного просвещения. Комитет, рассматривая поступившие к нему книги, предназначенные для обучения, должен был дать им определенный вид одобрения: рекомендацию, просто одобрение или допущение. Сведения о решениях комитета ежемесячно печатались в виде списков в «Журнале министерства народного просвещения», а затем появлялись и как отдельные каталоги. В своей работе «Указатель книгам, одобренным ученым комитетом МНП в период с 1856 по 1885 г.» А. Сопоцинский пишет: «По своему назначению книги, одобряемые ученым комитетом, делятся на три разряда: учебные руководства (учебники), учебные пособия и книги, поступающие в библиотеки -фундаментальную и учебную» [12. C. IV]. В библиотеке Валуева сохранилось два учебника известного педагога-математика Александра Фёдоровича Малинина (1835-1888). Один из них -«Руководство прямолинейной тригонометрии для гимназий» - издан в 1870 г. [13]. Это было пятое, дополненное издание учебника. Уже после выхода второго издания он был включен в каталог руководств по тригонометрии, одобренных для употребления в гимназиях и прогимназиях. Малинин, закончив в 1854 г. физико-математический факультет Московского университета, в течение 14 лет работал в 4-й Московской гимназии, где приобрел известность лучшего преподавателя по своей специальности. Именно с учебника тригонометрии, первое издание которого вышло в 1864 г., началась его учебно-литературная деятельность. Все его учебники пользовались большим спросом и часто переиздавались. Он постоянно работал над ними, изменяя и улучшая с каждым новым изданием. Отличительная особенность его книг - соединение учебника со специально подобранными задачами и упражнениями. На сохранившемся учебнике имеется запись: «Н. Валуев. СПб. 24 / XI. 1872», - что указывает на принадлежность его Николаю Валуеву, младшему сыну владельца библиотеки. В тексте учебника имеются сделанные им подчеркивания и пометы, особенно много их в третьем разделе учебника, где несколько страниц даже перечеркнуты красным карандашом крест-накрест. Вероятно, отмечались те страницы, которые надо пропустить. На страницах 11-й и 27-й карандашом вписаны тригонометрические формулы - видимо, в процессе изучения. Интересные записи сделаны карандашом и в конце учебника - на форзаце: приведены характеристики различных кристаллических решеток, как их Коллекция учебников и изДаний по вопросам образования в России в библиотеке 289 понимали в то время. Очевидно, учебник по тригонометрии использовался при изучении таких структур. Ниже тем же почерком приведены высоты атмосферы и толщины оболочек земной коры. Второй учебник - «Руководство космографии и физической географии для гимназий» - был написан Малининым совместно с К.П. Бурениным, тоже преподавателем 4-й Московской гимназии [14]. Первое издание учебника вышло в 1867 г., а у Валуева сохранилось третье, исправленное издание, вышедшее в 1870 г. Учебник был включен в каталог пособий по физике и космографии, одобренных для употребления в гимназиях и прогимназиях и в низших училищах. Он был очень востребован и переиздавался 18 раз. Как и в первом учебнике, на форзаце имеется надпись владельца: «Н. Валуев. СПб. 24 / IX. 1872». Внешний вид учебника говорит о том, что он был очень востребован: на это указывают оставленные владельцем на страницах учебника многочисленные подчеркивания и пометы карандашом. Любопытно, что на двух учебниках, принадлежащих Николаю Валуеву, сохранились ярлыки магазина, указывающие, где они были куплены: «Гостиный двор № 22 в С. Петербурге. В.И. Колесов и Ф.Г. Михин. Книгопродавцы-издатели». В Германии в середине XIX в. был очень популярен и многократно переиздавался учебник химии, подготовленный немецким профессором Юлиусом Адольфом Штекгардтом (1809-1886). В России А.И. Ходнев, автор первого отечественного учебника по биохимии, перевел на русский язык учебник Штекгардта и издал его в 1859 г. под названием «Учебник химии, или Первоначальное изучение химии при помощи самых простых опытов, без пособия наставника». В коллекции находится учебник, изданный в 1862 г., на титульном листе указано: «Издание 2-е. С 286-ю рисунками в тексте. Цена 1 руб. 50 коп., с перес[ылкой] 2 руб. сер.» [15]. В «Предисловии от редакции» А.И. Ходнев поясняет: «Столь скорая потребность во втором издании перевода достаточно доказывает, что сочинение это, вышедшее в свет в оригинале одиннадцатым изданием, встречено с сочувствием и нашею публикою, и что оно достигает и у нас предположенной автором цели» [Там же. С. I]. В издании напечатано и «Предисловие сочинителя», где Штекгардт отметил: «Цель этой книги - научить химическому чтению, и она будет достигнута, если ученик ознакомится с важнейшими химическими телами и явлениями, встречаемыми в обыкновенной жизни» [15. С. V]. В учебнике сохранилось много карандашных помет, оставленных усердным учеником в тексте и на полях страниц. В коллекции интерес представляет конволют под заглавием «Элементарный курс естественной истории», в нем объединены два учебника - «Зоология» и «Краткая ботаника», изданные в 1866 г. Автором их был Владимир Васильевич Григорьев (1830-1901), преподаватель естественной истории в 1-й Московской гимназии. В предисловии к изданию «Зоологии» автор отмечает: «В настоящее время всеми признана необходимость естественной истории в ряду наук, содействующих общечеловеческому образованию; предлагаемый „Элементарный курс естественной истории“ может служить первой ступенью к изучению естественной истории настолько, насколько оно необходимо всем и каждому; цель его - служить начальным учебником как в школьном, так и в домашнем обучении» [16. С. I]. Учебник состоит из двух глав: «Человек» и «Животные», причем глава первая занимает всего 29 страниц, а вторая 230 страниц. Учебник был одобрен в качестве пособия по зоологии для реальных училищ. На страницах в тексте и на полях имеются многочисленные подчеркивания карандашом. Во введении к учебнику «Краткая ботаника», который состоит из семи глав и дополнен 492 политипажами, автор пишет: «Ботаника есть часть естественной истории, занимающаяся изучением растительного царства. Так как растение может быть предметом изучения с разных точек зрения, так, например, можно изучать наружные формы растений или внутреннее строение, но и жизненные их процессы и пр.» [17. С. 1]. В конце учебника помещены указатели: «Русские и латинские названия главнейших ботанических терминов» и «Алфавитный указатель названий и терминов, встречающихся в руководстве», при этом названия даны на русском и латинском языках. Помещено также «Объяснение некоторых знаков, употребляемых при описании растений». На страницах учебника в тексте имеются подчеркивания карандашом отдельных слов и словосочетаний, а страница 33-я полностью перечеркнута. В 1872 г. профессор механики Евгений Григорьевич Котельников, работавший в Санкт-Петербургском земледельческом институте, издал сборник своих лекций «Общий элементарный курс практической механики». У Валуева сохранилось второе издание этого сборника, изданное автором в 1877 г. уже под названием «Общий элементарный курс механики» [18]. Он был внесен в каталог пособий по механике и рекомендован для использования в реальных училищах. В учебник автор поместил двадцать две лекции и «Собрание задач с их решениями», в которое включено большое количество (325) разнообразных примеров и задач. Примечательно, что на его страницах карандашом отмечены те задачи и примеры, которые ученик должен решать. Экземпляр учебника в библиотеке Валуева представлен в прекрасном цельном тканевом переплете зеленого цвета с золотым тиснением на крышках переплета и корешке. На форзаце остался ярлычок, указывающий, что переплет сделан в мастерской К.В. Экгардта, которая располагалась «на 7-й линии и Академического переулка в доме № 4-7». В коллекцию входят не только учебники, которые Валуев покупал для сына, но и те, которые ему дарили авторы. В 1870-1880-е гг. Петр Васильевич Евстафиев (1831-1914), преподававший русскую словесность в Николаевском сиротском институте в Петербурге, подготовил и издал несколько учебников для мужских и женских институтов, гимназий и учительских семинарий. У Валуева сохранилось два его пособия по русской литературе -«Древняя русская литература (допетровский период)», к которому приложен «Классный сборник образцов русской народной поэзии: былины, песни, сказки и пословицы» (1877), и «Новая русская литература (от Петра до настоящего времени) (1877). На последнем из них автор оставил дарственную надпись: «Его Высокопревосходительству господину Почетному Опекуну, управляющему С.П.Б. Николаевским институтом Петру Александровичу Валуеву. С глубочайшим уважением имеет честь почтительнейше представить свой труд П.В. Евстафиев. 1877» [19. С. 196]. Коллекция учебников и изДаний по вопросам образования в России в библиотеке 291 Следует упомянуть и некоторые включенные в коллекцию издания, касающиеся общих вопросов организации образования. Среди них сочинения С.А. Танеева «Очерк народно-учебного устройства в королевствах Прусском и Саксонском» (1862), А.М. Гезена «Технические учебные заведения в Европе» (1874 и 1877), М. Чистякова «Курс педагогики» (1875), Н.А. Лебедева «Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и учебных обществ, послуживших к образованию русского народа с 1025 по 1855 год» (1874) и др. В статье рассмотрена только часть коллекции изданий законодательного характера и учебников, которая входит в состав библиотеки Валуева. Выявленные и изученные издания, относящиеся к разработке новых уставов для учебных заведений в 1860-е гг. в России, дают представление о конкретных документах, с которыми он работал. Свидетельством глубокого проникновения в суть вопроса являются многочисленные карандашные пометы и записи. Другая часть коллекции - учебники - придает личности владельца необычные штрихи. Будучи высокообразованным человеком, Валуев ценил хорошие учебники: он не только приобретал их для сына, но и сохранил в своей библиотеке, несмотря на оставшиеся следы усердной работы Николая с этими книгами во время учебы. Рассмотренный в статье состав такой необычной для графа коллекции подчеркивает культурно-историческую значимость его библиотеки.
Колосова Г.И. Русские издания в книжном собрании графа П.А. Валуева, хранящемся в Научной библиотеке Томского государственного университета // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 34. С. 241-251.
Валуев П.А. Дневник П.А. Валуева, министра внутренних дел. 1861-1876. М. : Изд-во Акад. наук, 1961. Т. 1, 2.
Никитенко А.В. Дневник в трех томах. 1858-1863. М. : Гослитиздат, 1955. Т. 2. 652 с.
Проект общего устава императорских Российских университетов. СПб, 1862. 35 с.
Журналы заседаний ученого комитета главного правления училищ по проекту Общего устава императорских Российских университетов. СПб., 1862. 480 с.
Проект общего устава императорских Российских университетов. [1-я ред.]. СПб., 1862. IV, 150, 10, 9 с.
Проект общего устава императорских Российских университетов. [2-я ред.]. СПб., 1862. IV, 139, 10, 32, 8 с.
Проект устава общеобразовательных учебных заведений министерства народного просвещения. СПб., 1862. IV, 98 с.
Замечания на проект устава общеобразовательных учебных заведений и на проект устава общего плана устройства народных училищ. СПб., 1862. Ч. 1-6.
Журналы заседаний ученого комитета главного правления училищ по рассмотрению проектов Устава общеобразовательных учебных заведений и Общего плана устройства народных училищ. СПб., 1863. [4], 347 с.
Раскин Д.И. Документальные источники по истории издания и распространения русской книги в первой половине XIX в. // Книга в России XVII-XIX в. Проблемы создания и распространения : сб. науч. тр. Л. : Изд-во Акад. наук, 1989. С. 169-174. с.
Сопоцинский А. Указатель книгам, одобренным ученым комитетом МНП в период с 1856 по 1885 г. 2-е изд. Киев, 1887. 407 с.
Малинин А.Ф. Руководство прямолинейной тригонометрии для гимназий. 5-изд., доп. М., 1870. 95 с.
Малинин А., Буренин К. Руководство космографии и физической географии для гимназий. 3-е изд. М., 1870. 249 с.
Штекгардт Ю.А. Учебник химии, или Первоначальное изучение химии при помощи самых простых опытов, без пособия наставника. 2-е изд. СПб., 1862. VII, 470, [6]с.
Григорьев В.В. Зоология. 4-е изд. М., 1866. 264, XVI с.
Григорьев В.В. Краткая ботаника. М., 1866. 434 с.
Котельников Е.Г. Общий элементарный курс механики с приложением собрания задач 2-е. изд. СПб., 1877. VI, 358, 48 с.
Колосова Г.И. Авторские инскрипты в книгах из личной библиотеки графа Валуева // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 10. С. 192-199. URL: http/naukavestnik.ru/ doc/2020/10/Kolosovf/pdf